О Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы

Утративший силу

Указ Президента Республики Казахстан от 16 мая 2000 года N 394. Утратил силу Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 829

       Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 18.06.2009 № 829 .

      В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 K951000_ Конституции Республики Казахстан постановляю:
      1. Утвердить прилагаемую Стратегию борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы (далее - Стратегия).
      2. Центральным и местным исполнительным органам, иным государственным органам обеспечить надлежащее и своевременное выполнение Стратегии.
      3. Контроль и координацию по обеспечению выполнения Стратегии возложить на Агентство Республики Казахстан по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.
      4. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.
Президент Республики Казахстан
Утверждена
Указом Президента Республики Казахстан от 16 мая 2000 г. N 394
 
Стратегия
 
 
                   борьбы с наркоманией и наркобизнесом
                 в Республике Казахстан на 2001-2005 годы
1. Введение
 
 
      Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы (далее - Стратегия) разработана в интересах процветания казахстанского общества, обеспечения гарантий прав, свобод и законных интересов граждан Республики Казахстан.
      Стратегия отвечает основным положениям Послания Президента страны народу Казахстана "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев" от 10 октября 1997 года, в котором борьба с наркоманией и наркобизнесом определена приоритетной задачей Правительства. В ней учтены последующие инициативы Главы государства в данной области, которые нашли отражение в принятой 15 декабря 1999 года Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на 1999-2005 годы, провозглашенной 25 августа 1999 года главами государств "Шанхайской пятерки" Бишкекской декларации, положениях подписанного 21 апреля 2000 года в г.Ташкенте главами государств-участников Центрально-Азиатского Экономического Сообщества "Договора о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон".
      Стратегия полностью основана на оценке ситуации и перспектив деятельности в области борьбы с наркотиками, прозвучавшей в Послании Президента страны народу Казахстана от 14 декабря 1999 года "Стабильность и безопасность страны в новом столетии", в котором ясно подчеркнута важность борьбы с наркоманией и наркобизнесом, невозможной без поддержки самих казахстанцев и требующей государственного и общественного осознания масштабов данной проблемы.
      Законодательную базу Стратегии образовали положения Закона Республики Казахстан от 10 июля 1998 года Z980279_ "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими". При выработке Стратегии учитывались положения других важных нормативных правовых актов в данной области.
      В содержании Стратегии учтены мероприятия Мастер-плана по контролю незаконного оборота наркотиков и организованной преступности, составленного при поддержке Организации Объединенных Наций и рассчитанного на период до конца 2005 года.
 
                       2. Анализ состояния проблемы
      Проблемы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан, особенно обострившиеся в последние годы, связаны как с глобальными процессами военно-политического и экономического характера, происходящими в Азии и Европе, так и растущим стремлением криминальных сил в различных странах решать частные социальные проблемы посредством провокации развития незаконной торговли наркотиками, религиозного фанатизма и экстремизма, международного терроризма. При этом особая роль принадлежит международному наркобизнесу, создающему необходимую экономическую основу для реализации глобальных криминальных планов и имеющему в лице развивающихся стран главную социальную и сырьевую базу для незаконного производства и распространения наркотиков в общемировом или региональном масштабах. Казахстан не только не остался в стороне от этих процессов, но и, будучи весьма привлекательным по своему географическому положению, социальному и сырьевому потенциалу, оказался втянутым в общемировые процессы в сфере незаконного распространения наркотиков и злоупотребления ими.
      В течение последнего десятилетия злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконный оборот в республике приобрели повсеместное распространение и все более отрицательно влияют на состояние экономики, правопорядка, социально-психологическую атмосферу в обществе, здоровье и генофонд народа. Общее число лиц, состоящих в связи со злоупотреблением наркотиками под наблюдением в учреждениях здравоохранения, с 1991 года увеличилось в 5,4 раза и достигло 33 тыс. человек. При этом заболеваемость наркоманией выросла в 19 раз. Особую тревогу вызывает распространение немедицинского потребления наркотиков среди лиц несовершеннолетнего возраста и молодежи, а также женщин. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет.
      Высокими темпами продолжает расти связанная с наркотиками преступность. С 1991 года на фоне снижения общей преступности на 19,8% произошел рост абсолютного числа преступлений, связанных с наркотиками, в 4,3 раза. Доля же этих преступлений возросла в 5,3 раза и составила в 1999 году 15,28%. При этом доминирующей становится роль молодежи и женщин в этом процессе. Кроме того, на состояние преступности в стране устойчивое негативное влияние продолжает оказывать наркомания. Злоупотребление наркотиками все чаще провоцирует совершение корыстных и корыстно- насильственных преступлений. В отдельных регионах до 60% краж совершается на почве злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами. Последствием злоупотребления наркотиками стала также эпидемия ВИЧ/СПИД, захлестнувшая во второй половине 90-х годов отдельные регионы республики.
      В стране продолжается интенсивная структурная перестройка нелегального наркорынка. Все чаще из незаконного оборота изымаются высококонцентрированные, "жесткие", наиболее опасные и дорогостоящие опий, героин, кокаин, синтетические наркотики контрабандного происхождения, значительно потеснившие прежде традиционные в республике наркотики каннабисной группы.
      Республика превращается в объект экспансии международного наркобизнеса, в который втягиваются отечественные наркодельцы и их организованные преступные группы. Формируются устойчивые каналы контрабанды наркотиков в страну и их дальнейшего распространения, как на ее территории, так и за пределами. Казахстан превратился в устойчивый "транзитный коридор" доставки наркотиков из стран Юго-Западной, Юго-Восточной Азии и других стран в Россию, Восточную и Западную Европу. Как отметил Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев на встрече с Генеральным Секретарем Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе Я.Кубишем в штаб-квартире этой международной организации в Вене 24 февраля 2000 года, по существу происходит экспансия территорий стран Центральной Азии международным наркобизнесом. А это - прямая угроза национальной безопасности наших государств и региональной безопасности в целом. При этом есть четкая закономерность: резкая активизация международного терроризма в регионе способствует увеличению транзита наркотиков через эту территорию в Европу.
      Нарастает угроза массового "отмывания" денежных доходов внутригосударственного и международного наркобизнеса посредством использования для этого экономики республики.
      Анализ ситуации, в итоге, требует осуществления совершенно нового подхода, учитывающего современные реалии и возможности государства, базирующегося на реализации комплекса взаимосвязанных адекватных мер, основанных на единой государственной политике и стратегии в области борьбы с наркоманией и наркобизнесом, способного предупредить возникновение новых угроз и вызовов.
      Меры, осуществлявшиеся прежде в данном направлении, способствовали улучшению системы противодействия наркомании и наркобизнесу, более эффективному нормативному, правовому ее регулированию, однако не способны обеспечить эффективную защиту государства и общества от экспансии наркотиков в принципе, поскольку нормативно-правовая и организационно-структурная сферы регулирования в должной мере не учитывают происходящих стремительных перемен в области незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими. Первая и единственная пока реализованная правительственная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению и незаконному распространению наркотиков на 1997-1998 годы" в большей мере была выполнена формально, и по причине абсолютного нефинансирования на сумму более чем 900 млн. тенге не дала необходимых положительных результатов.
      Несмотря на позитивные изменения в подходах к дифференциации в новом Уголовном кодексе Республики Казахстан, вступившем в силу с 1 января 1998 года, ответственности лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, в зависимости от наличия или отсутствия в их действиях цели сбыта, смещения острия уголовных репрессий в сторону распространителей наркотиков не произошло. По-прежнему в отдельных регионах до 9/10 осужденных составляют собственно потребители наркотиков.
      Практически не осуществлялось необходимое целевое укрепление антинаркотических подразделений и служб заинтересованных министерств и ведомств за счет средств государственного бюджета, остается неразвитой система обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов для работы в сфере борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Работа в этих направлениях осуществлялась в основном за счет реализации с весны 1997 года проекта Программы Организации Объединенных Наций по контролю над наркотиками "Институциональное укрепление и улучшение мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Казахстане", в соответствии с которым правоохранительные органы получили 13 легковых автомобилей, компьютерную технику и иное необходимое оборудование, экспресс-анализаторы для обнаружения наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники некоторых заинтересованных министерств и ведомств прошли стажировку в ряде зарубежных стран. Однако возможности данного проекта, как и другой разовой технической помощи со стороны зарубежных стран, не могли привести к необходимым изменениям системного характера и потому остаются малоэффективными.
      В течение 1998-1999 годов на территории республики был реализован региональный проект Управления Организации Объединенных Наций по контролю за наркотиками и предупреждению преступности "Картографирование ареалов произрастания наркотикосодержащих растений в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане", с помощью которого были получены компьютерные карты площадей произрастания дикорастущих конопли и эфедры в ряде южных, центральных и восточных регионов Республики Казахстан. Однако эффективное использование полученных данных возможно в случае последующего многолетнего мониторинга и их применения компетентными органами в практической деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также промышленной разработке источников наркотического сырья.
      Фактически бессистемно, без должной государственной поддержки проводится работа по сокращению спроса на наркотики в обществе и профилактике наркомании. Внимание к проблемам злоупотребления наркотиков со стороны средств массовой информации, институтов, формирующих культуру и нравственность, в большей мере объясняется стремлением к сенсационности, нежели к глубоко продуманной и системной работе. Между тем, судя по данным западных экспертов, рентабельность программ по профилактике и лечению наркомании в семь раз превышает рентабельность программ по борьбе с поставками наркотиков. Первым реальным и продуманным шагом в этом направлении стало внедрение с помощью Управления Организации Объединенных Наций по контролю за наркотиками и предупреждению преступности во всех классах общеобразовательных школ республики в 1999-2000 учебном году Школьной программы против потребления вредных веществ.
      В сложнейшей ситуации остается система лечения наркозависимых лиц, практически не осуществляется их социальная реабилитация, патронируемая государством. Более того, с 1991 года на фоне многократного увеличения количества официально регистрируемых наркоманов происходит постепенное сокращение количества наркологических диспансеров и других учреждений данного профиля в различных регионах республики.
      На необходимость осуществления кардинальных мер в области борьбы с наркоманией и наркобизнесом указывают существенные изменения в системе факторов, инициирующих опасное развитие этих явлений. Доступность наркотиков, которая выражается в распространенности источников их сбыта и возможности практически беспрепятственного их приобретения, относительной дешевизне, составляет сегодня одну из главных причин распространения наркомании и наркобизнеса в республике. В числе причин злоупотребления наркотиками особо выделяются неудовлетворенность жизнью и связанное с этим стремление уйти от реальности, желание испытать чувство эйфории, а также любопытство, которые в различном соотношении характерны для разных социальных, возрастных групп населения.
      Факторы распространения незаконного оборота наркотиков в большей мере связаны с существующей значительной материальной выгодой от незаконной продажи наркотических средств и психотропных веществ, доступностью незаконного изготовления, приобретения и продажи наркотиков, с особым географическим расположением Казахстана, территория которого является транзитным связующим звеном на пути наркотиков в Европу, Америку, Азию, "прозрачностью" границ для нелегальных наркотиков как внутри СНГ, так и внешних. В совокупности с нравственно-психологическими и интеллектуально-волевыми изъянами у тех или иных социальных групп населения, проявляющимися, в частности, в отсутствии практической грамотности населения о вреде немедицинского потребления наркотиков и содержании правовой ответственности за незаконное обращение с ними, а также устойчивым формированием меркантильной психологии у определенной части населения, доминированием обостренной ориентации ее общественного сознания на материальное обеспечение существования, указанные выше факторы образуют систему причин развития наркобизнеса в республике. При этом природа последнего фактора начинает приобретать достаточно глубокие корни, основанные на его специфике, формирующейся под влиянием перехода общества к рыночной экономике и связанной с ошибками и упущениями, сложностями и проблемами в государственно-общественном развитии. Его действенность порождена и возникшими противоречиями в общественной жизни и продолжающимся процессом имущественного расслоения общества. Выделяются безработица молодежи, отсутствие перспектив, бедность вследствие остановки части предприятий из-за неконкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках, особенно в малых и депрессивных регионах, и другие. В этих условиях появление на внутреннем рынке товаров и услуг дешевых контрабандных наркотиков, пользующихся возрастающим спросом по мере их продвижения на мировые рынки сбыта и в достаточной мере быстро ликвидных, создало новую опасную ситуацию, провоцирующую дальнейшее развитие наркобизнеса.
      В этой связи важно адекватно оценивать глубину, масштабы и тенденции происходящих процессов, ошибки и слабость предпринимаемых усилий. На этой основе предстоит разработать систему сбалансированных мер, наиболее эффективных и наименее затратных, учитывающих возможности и потребности современного развития государства и общества. С этой целью и подготовлена настоящая Стратегия.
 
                       3. Цели и задачи Стратегии
      Главной целью Стратегии является обеспечение реализации единой и сбалансированной государственной политики, позволяющей установить эффективный государственный и социальный контроль над развитием наркоситуации в стране, добиться ее стабилизации и ограничения негативного влияния на состояние внутренней и внешней безопасности Казахстана, здоровья и благополучия народа.
      Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих приоритетных задач:
      1) совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы для борьбы с наркоманией и наркобизнесом и ее эффективное применение;
      2) формирование социального наркотического иммунитета населения и на этой основе консолидация общества на борьбу с наркоманией и наркобизнесом;
      3) установление контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, ограничение доступности наркотиков и их недопущение в нелегальный оборот;
      4) обеспечение сбалансированной, совместной деятельности всех заинтересованных министерств и ведомств;
      5) смещение острия уголовных репрессий с собственно потребителей наркотиков в сторону организаторов и активных исполнителей наркобизнеса;
      6) установление эффективного сотрудничества с правоохранительными, специальными и иными компетентными органами государств СНГ и других стран; 7) привлечение инвестиций, иной международной технической помощи в сфере борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Главными условиями достижения цели и решения приоритетных задач Стратегии являются их реальность, адекватность времени и адаптированность к обстановке. Ключевыми факторами, влияющими на достижение цели и приоритетных задач Стратегии, являются: - профессионализм, консолидированность и координированность усилий всех компетентных органов государства; - финансовое, техническое и иное обеспечение; - поддержка широких слоев населения; - поэтапность и планомерность реализации Стратегии. 4. Основные меры по достижению цели и решению приоритетных задач
      На достижение цели и решение приоритетных задач направлена реализация комплекса мер в следующих основных сферах: злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами; незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; установленный государством оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
      При этом в интересах поступательного развития процесса преодоления наркомании и наркобизнеса период реализации Стратегии разграничен на три взаимосвязанных этапа: 1-й этап, охватывающий 2001 год; 2-й этап - 2002-2003 годы; 3-й этап - 2004-2005 годы. Соответственно, Стратегия будет выполняться поэтапно, посредством разработки на ее основе государственных и региональных программ борьбы с наркоманией и наркобизнесом, реализуемых под руководством соответственно Агентства Республики Казахстан по борьбе с наркоманией и наркобизнесом и региональных комиссий по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.
      При этом целью 1-го этапа является создание основных звеньев системы эффективного государственного и общественного противодействия дальнейшему распространению наркомании и наркобизнеса в Республике Казахстан. На 2-м этапе предполагается укрепить созданные звенья, к концу 3-го - сформировать полномасштабную систему такого противодействия.
 
              4.1. Борьба со злоупотреблением наркотическими
                     средствами и психотропными веществами
            4.1.1. Сокращение спроса на наркотические средства
                          и психотропные вещества
      Основное назначение деятельности государства и общества в сфере злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами связывается с сокращением спроса на них среди различных социальных групп населения, а также лечением и социальной реабилитацией лиц, прошедших успешный курс лечения от наркомании. Особое внимание при этом уделяется подрастающему поколению и женщинам.
      Сокращение спроса на наркотики является главным инструментом и наиболее перспективным направлением в преодолении наркомании и наркобизнеса. При этом политика сокращения спроса на наркотики не может быть изолированной от государственной политики в области экономики, образования, здравоохранения, проблем молодежи, культуры, спорта, организации досуга и других, реализация которых направлена на процветание казахстанского общества. В этой связи следует отдавать предпочтение методам опосредованного воздействия на потенциальных потребителей наркотических средств и психотропных веществ, добиваться постепенного изменения социально-культурных стереотипов, проводить мероприятия, направленные на сохранение физического и психологического здоровья народа. Поэтому государству в числе приоритетных необходимо решать вопросы трудоустройства, обучения молодежи, доступности к источникам высокой культуры и многие другие.
      Особое внимание государства будет уделено пресечению и предупреждению распространения наркомании среди несовершеннолетних, созданию социальных учреждений для молодежи и подростков, оказывающих им психологическую, педагогическую, юридическую помощь, консультирование по различным вопросам (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Важным условием разработки и реализации эффективных программ и проектов в области сокращения спроса на наркотики является их соответствующее научное обеспечение. С этой целью будут проводиться постоянные эпидемиологические исследования по вопросу злоупотребления населением наркотическими средствами и психотропными веществами, вырабатываться адекватные меры противодействия этой угрозе. При этом надлежит использовать накопленный международный опыт работы в данном направлении (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Основная стратегия в области сокращения спроса населения на наркотики связывается с тем, чтобы вполне конкретный социальный наркотический иммунитет стал обязательным элементом, свойством или качеством всякого человека, получившего нормальное развитие, и потому способного принимать самостоятельные решения и совершать самостоятельные поступки, адекватные интересам общества и отвечающие содержанию человеческой сущности.
      Свидетельством наличия у лица социального наркотического иммунитета являются: неупотребление им наркотиков и негативное отношение к их употреблению другими лицами; его юридическая информированность в отношении норм действующего законодательства об ответственности за незаконное распространение наркотиков и злоупотребление ими; обладание общими знаниями о последствиях немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ; наличие внутреннего регулятора юридически значимого поведения.
      Привитие социального наркотического иммунитета предстоит полностью нацелить на все подрастающее поколение, начиная с детей дошкольного возраста, учащихся общеобразовательных школ, профессиональных школ, профессиональных лицеев, колледжей и заканчивая студентами вузов, представителями молодежи. Особыми программами будут охвачены места проведения досуга, работы и семья (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Задача формирования у населения социального наркотического иммунитета должна будет решаться посредством целенаправленной деятельности в таких секторах традиционного формирования образа жизни человека, как семья, учреждения образования и воспитания, места организованного проведения досуга. Необходимо "завоевать" доминирующие позиции и на так называемой "улице", которая в большей мере еще остается сферой наименьшего государственного и социального контроля и влияния в этом отношении (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Предстоит реализовать проекты, направленные на сокращение вреда от злоупотребления наркотиками и контроль над ВИЧ (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Специальный блок в стратегии сокращения спроса на наркотики следует связать с созданием системы антинаркотического воспитания в условиях многоступенчатого (дошкольного, школьного, на уровне профессиональных школ, профессиональных лицеев, колледжей, вузов и т.д.) как государственного, так и частного образования и воспитания. Школьная программа против потребления вредных веществ должна получить дальнейшее развитие. Учитывая, что так называемым "шлюзовым" наркотиком является распространенная в среде несовершеннолетних марихуана, употребляемая путем курения, а также то, что не менее половины старшеклассников, учащихся профессиональных технических школ, колледжей курят табачные изделия, особое внимание должно быть обращено на профилактику табакокурения (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Пристальное внимание будет обращено на сферу формирования правосознания различных социальных групп подрастающего поколения. Население должно знать, что нелегальные наркотики однозначно поставлены в состояние "вне закона". В сфере сокращения спроса на наркотики как никогда прежде важны знания о правовых запретах в области противодействия незаконным наркотикам, которые установлены действующим законодательством. Это станет первой базой для формирования у населения адекватных правовых установок по отношению к нелегальным наркотикам (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Особое внимание государства и различных социальных институтов будет приковано к сфере организованного досуга. Сегодня она все больше переходит в руки частной экономики, в связи с чем требования к ее соответствию задачам нравственного, в том числе антинаркотического, воспитания должны стать обязательными и высокими (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Формирование социального наркотического иммунитета населения должно стать ясной целевой установкой для широкой социальной базы субъектов: медиков (наркологов, психиатров и др.), педагогов, работников дошкольных учреждений, деятелей культуры, искусства и спорта, психологов, представителей средств массовой информации, сотрудников правоохранительных органов и многих других (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Инструментом формирования социального наркотического иммунитета является информационное обеспечение данного процесса. При этом недостаточна только лишь позитивная подача информации. Информационное обеспечение должно выражаться в социально ориентированной информационной интервенции, связанной со стремлением дать новые знания об искомом предмете, создаваемых им проблемах и процессах, и обеспечении соответствующей информационно-психологической защиты населения от уже присутствующей в общественном сознании искаженной информации и информации, формирующей наркотический интерес. Эта необходимость будет возрастать по мере продолжения динамичного вторжения на казахстанский нелегальный рынок наркотиков ранее нетрадиционных для него видов: кокаина, героина, амфетаминов, и потому ставит вопрос об обеспечении соответствующей информационной безопасности населения республики (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Важная роль в сокращении спроса на наркотики и формировании социального наркотического иммунитета принадлежит средствам массовой информации, обладающим способностью во всех секторах жизнедеятельности человека оказывать непосредственное влияние на его формирование. Наиболее популярным источником информации о наркотиках для различных социальных групп населения, включая несовершеннолетних, остается телевидение с демонстрируемыми по его многочисленным каналам фильмами.
      На республиканском телевидении будет открыта постоянная передача на государственном и русском языках, посвященная проблемам наркотиков, рассказывающая о вреде злоупотребления ими и разъясняющая нормы закона об ответственности за такое злоупотребление и незаконное распространение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (1-й этап). Сеть таких передач предстоит расширить также за счет участия каналов коммерческого телевидения (2-й, 3-й этапы). По специальным сценариям будут поставлены и демонстрироваться документальные, научно-популярные и художественные фильмы о вреде наркотиков для общества (2-й, 3-й этапы).
      Постоянные рубрики, посвященные проблемам борьбы с наркоманией и наркобизнесом, будут открыты на республиканском радио, в республиканских и местных изданиях газет и журналов (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Информация, используемая в рамках просветительских и профилактических программ, должна быть ясной и надежной, выдержанной по форме и содержанию, и, по возможности, апробированной на соответствующей целевой группе населения. Крайне важно прилагать все усилия для обеспечения ее надежности и повышения эффективности, избежания сенсационности.
      Предстоит сделать традиционным проведение профессиональных конкурсов художественных произведений на антинаркотическую тематику (в различных номинациях, по видам искусства), лучшие из которых будут демонстрироваться населению с помощью средств массовой информации, на выставках и смотрах (1-й, 2-й, 3-й этапы). Особое внимание будет уделяться производству малобюджетных видеоклипов, создающих яркое впечатление о вреде злоупотребления наркотиками (1-й, 2-й, 3-й этапы). Будет развиваться система конкурсов на лучшее сочинение, плакат, рисунок, песню, участником которых может стать любой желающий (1-й, 2-й, 3-й этапы). В первую очередь, такие конкурсы будут организованы в дошкольных учреждениях и учебных заведениях (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Будут использованы все возможности для формирования здорового образа жизни через пропаганду активных занятий спортом. Особое внимание будет уделяться развитию сети детско-юношеских спортивных школ, созданию подростковых физкультурно-спортивных клубов по месту жительства населения. На республиканском и местном уровнях будут организовываться спортивные соревнования, специально посвященные неупотреблению наркотических средств и психотропных веществ (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      На основе соответствующего плана будет разрабатываться антинаркотическая методическая, учебно-познавательная литература для детей и подростков, родителей, педагогов, социальных работников и других специалистов, в том числе и по вопросам сопротивления и противодействия немедицинскому употреблению наркотиков (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Станут традиционными ежегодные акции, посвященные Международному дню борьбы с наркоманией (26 июня), проводимые как на республиканском уровне, так и в регионах с широким охватом различных слоев населения.
      Большое внимание будет уделяться работе с мастерами искусств, кино, эстрады, спорта, журналистами, писателями и др., их антинаркотической подготовке и расширению их участия в борьбе с наркоманией и наркобизнесом путем формирования общественного мнения и консолидации общества в данном направлении. К этой работе будут привлечены известные общественные деятели, люди, пользующиеся особым доверием и уважением среди населения (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Главное звено в антинаркотической деятельности со стороны общества составляют негосударственные учреждения, общественные организации, специализирующиеся на лечении и предупреждении наркомании. Агентством Республики Казахстан по борьбе с наркоманией и наркобизнесом будет осуществляться координация, оценка, а также работа по повышению эффективности их деятельности (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Будут поддержаны инициативы и усилия действующих в республике различных религиозных конфессий по формированию устойчивого неприятия наркотиков верующими и их близкими (1-й, 2-й, 3-й этапы).
 
               4.1.2. Лечение и социальная реабилитация лиц,
                          злоупотребляющих наркотиками
      Основная задача деятельности в данной сфере заключается в расширении и углублении комплекса мер, связанных с предоставлением органами здравоохранения и специализированными негосударственными учреждениями помощи лицам, больным наркоманией, налаживании системы их социальной реабилитации. Нуждающимся должны быть предоставлены возможности своевременного получения помощи и доступа к соответствующим службам. Особое внимание при этом будет уделено лечению и социальной реабилитации несовершеннолетних, употребляющих и склонных к употреблению наркотических средств и психотропных веществ. При всех наркологических лечебно-профилактических учреждениях будут функционировать подростковые отделения (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      При этом особая роль отводится создаваемому Республиканскому центру медико-социальных проблем наркомании (1-й этап), который должен превратиться в главную лечебно-клиническую, научную и учебно-методическую базу страны в области лечения, реабилитации и профилактики наркомании (2-й этап). Центру предстоит на основе всестороннего, глубокого и постоянного анализа уровня злоупотребления наркотиками в обществе разрабатывать целевые республиканские и региональные программы по сокращению спроса на наркотики, лечению и реабилитации наркозависимых лиц, участвовать в их реализации в качестве координатора или исполнителя, разрабатывать современные методы лечения заболевания и предлагать их к широкому внедрению в стране, выявлять наиболее подверженные наркомании регионы и информировать заинтересованные ведомства с целью принятия ими адекватных мер. Здесь же будет отработан и внедрен механизм постоянного мониторинга злоупотребления наркотиками различными категориями населения (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Будет разработана и внедрена современная стратегия в области лечения и реабилитации наркозависимых лиц, учитывающая накопленный международный опыт (1-этап), усовершенствована и развита наркологическая служба государства в новых условиях оценки наркомании в качестве социально опасного заболевания (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      В областных центрах, районах и городах со сложной наркоситуацией будут восстановлены наркологические диспансеры и кабинеты (1-й этап), улучшена организация и оснащение наркологической службы в местах лишения свободы (2-й этап).
      В каждом областном центре, в городах областного значения, Астане и Алматы будет обеспечено функционирование специализированных лечебно-профилактических учреждений по принудительному лечению от наркомании, центров медико-социальной реабилитации лиц, прошедших успешный курс лечения от наркомании (1-й, 2-й, 3-й этапы). Эти учреждения и центры будут находиться под учебно-методическим руководством Республиканского центра медико-социальных проблем наркомании. Будет изучен вопрос о превращении в последующем наркологических диспансеров (региональных центров медико-социальной реабилитации) в филиалы Республиканского центра медико-социальных проблем наркомании (2-й этап).
      Особое внимание предстоит уделять подготовке высококвалифицированных специалистов в области лечения, реабилитации и профилактики наркомании. При участии соответствующих кафедр медицинских вузов на базе Республиканского центра медико-социальных проблем наркомании будут организованы постоянно действующие обучающие семинары, в проведении которых будут участвовать и специалисты международных организаций и зарубежных стран (1-й, 2-й, 3-й этапы). На базе медицинских вузов республики будет организована подготовка и повышение квалификации врачей психиатров-наркологов, на базе других учебных заведений - психологов, социальных работников для работы в сфере борьбы с наркоманией (2-й, 3-й этапы).
      Будет инициирована разработка медицинскими вузами страны соответствующих научных тем в области лечения и профилактики наркомании (1-й, 2-й этапы).
      Будет уделяться внимание обеспечению наркологических учреждений высокоэффективными лекарствами и современным оборудованием (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      В качестве важного популяризатора рассматривается издание специального медицинского периодического журнала, посвященного проблемам борьбы с наркоманией (2-й этап).
      На основе накопленной практики, критического анализа действующего законодательства будет разработан и принят Закон Республики Казахстан "О медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией", укрепляющий нормативную правовую базу деятельности государства и общества в отношении лиц, злоупотребляющих наркотиками. Требуется законодательное регулирование вопросов об обязательном лечении наркоманов, совершивших административные правонарушения и уголовно-наказуемые деяния, о порядке принудительного лечения и социальной реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками (1-й, 2-й этапы).
 
         4.2. Преодоление незаконного оборота наркотических средств,
                     психотропных веществ и прекурсоров
      Преодоление незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров предполагает осуществление комплекса взаимосвязанных мероприятий против их незаконного культивирования, производства, распространения, а также перетока наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров из легального оборота в нелегальный. Главное внимание правоохранительных и специальных органов будет направлено на всемерное ограничение для населения доступности наркотических средств и психотропных веществ. В этой связи основные позиции государственной стратегии в данной сфере будут связаны с предотвращением ввоза нелегальных наркотиков в страну, эффективным изъятием наркотиков из нелегального оборота, предупреждением перетока наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров из легального оборота в нелегальный.
      Центральной проблемой, привлекающей к себе особое внимание государства в сфере борьбы с наркобизнесом, остаются продолжающие наращивать свои усилия контрабанда и транзит наиболее опасных видов опиатов (героина, опия) и синтетических наркотиков. В этой связи будут уточнены полномочия таможенных органов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в составе правоохранительных и специальных органов структурно выделены и укреплены подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, контрабандой запрещенных к обороту предметов и предметов, обращение которых ограничено (1-й, 2-й этапы).
      Особое внимание будет уделяться расширению и углублению сотрудничества с правоохранительными и специальными органами зарубежных и, прежде всего, приграничных стран. В этих целях предстоит совершенствование норм, создающих правовые основы для широкого международного сотрудничества в области борьбы с наркобизнесом, в частности, при проведении совместных операций по "контролируемым поставкам", осуществлении мер против легализации преступных доходов и другие (1-й, 2-й этапы). В практическую плоскость реализации будут переводиться двусторонние и многосторонние договоры и соглашения в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими, участником которых является Республика Казахстан. В этой связи приоритетное внимание будет уделяться документам, подписанным с государствами Центральной Азии и СНГ (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Важнейшие направления взаимодействия и сотрудничества с приграничными государствами должны быть связаны с вопросами сближения, гармонизации законов, регулирующих ответственность за незаконное распространение наркотиков, разработки региональных механизмов наблюдения за изменениями, происходящими в сфере нелегального изготовления и распространения наркотических средств и психотропных веществ, вопросами создания каналов быстрой связи и многими другими. Встречи сотрудников правоохранительных и специальных органов с целью обмена информацией, опытом и методами борьбы с незаконным оборотом наркотиков предстоит расширять и сделать регулярными (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      На внутриреспубликанском уровне предстоит осуществить организационно-кадровое и техническое укрепление таможенных постов и отдельных контрольно-пропускных пунктов Пограничной службы КНБ Республики Казахстан в южном направлении, в международных аэропортах гг.Астаны и Алматы и морском порту г.Актау (1-й этап), а позже - на других участках и объектах границы, чаще всего используемых для контрабанды и нелегального транзита наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (2-й, 3-й этапы).
      Необходимо добиться осуществления согласованной, сбалансированной деятельности правоохранительных и специальных органов республики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков (1-й, 2-й, 3-й этапы). Будут созданы соответствующие условия для значительного повышения эффективности деятельности этих органов посредством улучшения их материально-технического оснащения и кадрового обеспечения, совершенствования организации работы. В этой связи будет продолжено создание и укрепление специализированных подразделений в их составе, занимающихся предотвращением наркопреступлений и расследованием дел о незаконном обороте наркотиков (1-й, 2-й, 3-й этапы). Важным условием их эффективной работы является организационно-методическое и кадровое укрепление подразделений центральных аппаратов, которые должны координировать деятельность своих структурных подразделений на местах, анализировать и обобщать результаты их деятельности и принимать меры по ее совершенствованию, осуществлять методическое руководство этой деятельностью, а также участвовать в раскрытии и расследовании наиболее сложных преступлений, связанных с наркотиками, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами (1-й этап).
      Предстоит выработать специальный механизм расследования преступлений, связанных с организованной преступной деятельностью, включая и организованный наркобизнес (1-й, 2-й этапы), что в дальнейшем потребует отчетливой профессиональной специализации в системе правоохранительных и специальных органов республики в целях обеспечения своевременного пресечения и наиболее эффективного расследования деятельности организованных преступных групп и сообществ, имеющих коррумпированные связи, осуществляющих незаконное производство, распространение, контрабанду наркотиков, легализацию преступных доходов от наркобизнеса (2-й этап). В каждом случае совершения преступления, связанного с наркотиками, компетентным органам следует добиваться целенаправленной отработки версий о возможном совершении его организованной преступной группой или преступным сообществом. Необходимо учитывать наличие связи незаконного оборота наркотиков в международном масштабе с нелегальной торговлей оружием, религиозным экстремизмом, терроризмом, заказными убийствами и другими угрозами безопасности людей и государств.
      На базе суда в г. Караганде (1-й этап), а затем и некоторых других судов в регионах, где рассматривается наибольшее количество уголовных дел, связанных с наркобизнесом, будут созданы специализированные суды по рассмотрению дел о правонарушениях, связанных с наркотиками (2-й, 3-й этапы).
      Будут внесены необходимые изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальные кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. Острие уголовных репрессий при этом будет значительно смещено с собственно потребителей наркотиков в сторону организаторов и активных исполнителей наркобизнеса, при сохранении строгих мер наказания за наиболее опасные деяния, введено лечение в качестве замены наказания для лиц, совершивших малозначительные деяния (1-й, 2-й этапы).
      Необходимо совершенствовать законодательные меры ответственности за неправомерное использование физическими и юридическими лицами прекурсоров (2-й этап).
      Соответствующих результатов следует ожидать от разработки и реализации стратегии борьбы с "отмыванием" денег наркобизнеса (2-й этап). Требуется создать правовые основы для усиления ответственности за "отмывание" денег, полученных от преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также других запрещенных к обороту предметов, обращение которых ограничено, и обеспечить эффективный режим финансового регулирования, не допускающий проникновения преступников и их незаконных денежных средств в национальную финансовую систему. Будет установлена ответственность за использование банковских, коммерческих и других структур для легализации преступных доходов от наркобизнеса, предусмотрены нормы, касающиеся конфискации нелегальных доходов от наркобизнеса и привлечения части конфискованных активов для укрепления подразделений, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков (2-й этап).
      Предстоит обеспечить необходимую техническую поддержку проведения комплексных оперативно-профилактических операций "Мак", "Допинг", "Канал", "Заслон" и других в целях обнаружения и пресечения путей незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также совершенствовать взаимодействие при их осуществлении с компетентными органами зарубежных и, прежде всего, приграничных стран (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Будет продолжено дальнейшее организационно-кадровое и техническое укрепление Национального информационно-аналитического центра по наркотикам в Центре правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан (1-й этап). Предстоит добиться поэтапного введения систем компьютерных и иных видов связи в подразделениях правоохранительных и специальных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков (1-й, 2-й, 3-й этапы). Стратегически важным является создание межведомственного банка оперативной информации о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, юридических и физических лицах, причастных к подобного рода деятельности, на базе оперативно-технических служб Министерства внутренних дел (1-й, 2-й этапы). Данный банк информации должен стать основой дальнейшего совершенствования обмена оперативной информацией на межгосударственном уровне, будет способствовать повышению эффективности разработки и осуществления совместных мероприятий с участием стран "ближнего" и "дальнего" зарубежья, направленных на пресечение преступной деятельности наркогруппировок, действующих на территории нескольких государств.
      Будет продолжена работа по материально-техническому и кадровому укреплению подразделений органов судебной экспертизы, специализирующихся в области исследования наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (1-й, 2-й этапы).
      Предстоит пересмотреть и обеспечить надлежащие условия хранения, реализации и уничтожения изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в интересах обеспечения наибольшей экономической выгоды государства и предотвращения их "вторичного", т.е. последующего незаконного оборота (1-й, 2-й этапы).
      В числе наиболее важных остается вопрос об установлении действенного контроля государства над изготовлением и использованием прекурсоров (1-й, 2-й этапы).
      Самостоятельным направлением является совершенствование существующей системы подготовки кадров. С этой целью на базе кафедры кинологии Военного института Пограничной службы КНБ Республики Казахстан будет создан Межведомственный кинологический центр правоохранительных и специальных органов, в котором будет осуществляться подготовка и переподготовка инструкторов (кинологов) и служебных собак для поиска наркотиков (1-й этап). Предстоит осуществить организационно-кадровое и техническое укрепление кинологических служб в правоохранительных и специальных органах республики, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков (1-й, 2-й этапы).
      Кроме того, будет осуществлено организационно-кадровое и техническое укрепление Учебного центра по переподготовке и повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, созданного на базе Академии МВД (1-й этап). При учебных заведениях правоохранительных и специальных органов будет организована подготовка специалистов различного профиля для работы в области борьбы с наркобизнесом (1-й этап). При координирующей роли Агентства Республики Казахстан по борьбе с наркоманией и наркобизнесом будет внедрена современная система подготовки специалистов (1-й этап), продолжена практика привлечения к процессу обучения квалифицированных экспертов Организации Объединенных Наций и иностранных государств (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Национальный информационно-аналитический центр по наркотикам, Межведомственный кинологический и Учебный центры будут находиться в организационно-методическом взаимодействии с Агентством Республики Казахстан по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (1-й этап).
      Будут продолжены научно-исследовательские работы по созданию экологически безопасных и эффективных методов уничтожения наркотикосодержащих растений (1-й, 2-й этапы), а в последующем внедрены их результаты в целях локализации и сокращения площадей таких растений на территории республики (3-й этап). Параллельно будут изучены возможности экономически оправданного применения в качестве промышленного сырья наркотикосодержащих растений в крупных очагах их природного произрастания и, при положительных результатах, развернуто соответствующее промышленное производство (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      На базе научно-исследовательских, научно-производственных и учебных заведений будет продолжена координируемая Агентством Республики Казахстан по борьбе с наркоманией и наркобизнесом разработка научных тем по наиболее актуальным проблемам борьбы с наркоманией и наркобизнесом, созданию новых эффективных лекарственных препаратов из наркотикосодержащего растительного сырья и другим (1-й, 2-й, 3-й этапы). Будет сформирован заказ на развитие собственного производства оборудования, техники, химических препаратов и других приспособлений для обнаружения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, при получении положительных результатов исследований, развернуто их промышленное изготовление (2-й, 3-й этапы). На основе использования созданного научного потенциала и накопленного опыта научных разработок при Агентстве Республики Казахстан по борьбе с наркоманией и наркобизнесом будет создан Научно-исследовательский центр по разработке проблем наркотизма (3-й этап).
      Нормативные правовые акты и наиболее актуальные материалы о борьбе с наркоманией и наркобизнесом будут публиковаться в соответствующем периодическом издании Агентства Республики Казахстан по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (2-й этап).
      Реализация мероприятий по преодолению незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими на местном уровне будет координироваться и контролироваться созданными при акимах областей, городов республиканского значения, Астаны и Алматы региональными комиссиями по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      В целях аккумулирования средств, поступающих от юридических и физических лиц в виде спонсорской и благотворительной помощи, Агентству Республики Казахстан по борьбе с наркоманией и наркобизнесом будет открыт счет для зачисления указанных средств (1-й этап).
 
          4.3. Обеспечение эффективного контроля над установленным
                   государством оборотом наркотических средств,
                       психотропных веществ и прекурсоров
      С учетом складывающейся в стране наркоситуации и в целях предупреждения распространения немедицинского применения наркотиков и технологий их приготовления первостепенное значение имеет безусловное соблюдение законодательных и контрольно-технологических требований, регламентирующих производство, хранение, транспортировку и рациональное медицинское использование лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, а также их применение в научно-исследовательских целях. Для этого необходимо установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, принятие мер по значительному сокращению их поступления из легального оборота в нелегальный.
      Основой эффективного контроля государства над установленным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров является система законодательных и иных нормативных правовых актов, создание которой будет продолжено (1-й этап). Необходимые изменения предстоит внести в Закон Республики Казахстан "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими" от 10 июля 1998 года, "Список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан", "Сводную таблицу об отнесении наркотических средств, психотропных веществ к небольшим, крупным и особо крупным размерам, обнаруженных в незаконном хранении или обороте" (1-й, 2-й, 3-й этапы).
      Будут разработаны и внедрены Правила осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и на их основе - пакет ведомственных нормативных правовых актов (1-й этап).
      Остро необходимо обеспечить совершенствование и повышение эффективности системы контроля над производством, хранением, распространением и использованием наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в производственных, аптечных, больничных, научных и других учреждениях. Система производства, закупок, реализации наркотикосодержащих лекарственных препаратов и прекурсоров будет основана на определении потребностей (квот) общества в наркотикосодержащих препаратах и сырье, лицензировании всех видов деятельности в этой сфере. В этой связи будет принят комплекс дополнительных мер по обеспечению государственного контроля над лицензируемыми видами деятельности, связанными с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, улучшению координации деятельности уполномоченных органов (1-й этап).
      Конкретные меры будут направлены на совершенствование технической базы контроля, в частности, в отношении определения списочного статуса веществ, применения чрезвычайных или упрощенных процедур определения списочного статуса; в целях определения списочного статуса на основе схожих в структурном отношении групп (аналогов), а также осуществления контроля в целях преследования в уголовно-правовом порядке, основанного на схожести химической структуры и известном или предполагаемом фармакологическом действии (1-й этап).
      Более тесные контакты будут установлены с Международным комитетом ООН по контролю над наркотиками посредством взаимоинформирования о национальных нормативных правовых актах, принятых в целях осуществления контроля над экспортом-импортом и транзитом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (1-й этап).
      На основе анализа состояния дел в химической промышленности будет выработана эффективная система контроля над производством прекурсоров, их реализацией, экспортом, импортом, с широким использованием предварительного уведомления об экспорте заинтересованных сторон на национальном и международном уровнях. Соответственно будет обеспечен контроль над торговлей лабораторным оборудованием, как того требует статья 13 Конвенции ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" 1988 года, приняты меры по предотвращению незаконного изготовления, импорта, экспорта, оборота, распространения и утечки прекурсоров из легального оборота в нелегальный (1-й, 2-й этапы).
 
               5. Организационное и ресурсное обеспечение
      Организационное и информационное обеспечение реализации Стратегии возлагается на Агентство Республики Казахстан по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, заинтересованные министерства и ведомства, акимов областей, городов республиканского значения, Астаны и Алматы, а также региональные комиссии по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в соответствии с их полномочиями и статусом. Агентство Республики Казахстан по борьбе с наркоманией и наркобизнесом будет ежегодно докладывать на заседании Совета Безопасности о наркоситуации в республике и мерах по ее стабилизации и отчитываться о ходе реализации Стратегии.
      Финансовое и материально-техническое обеспечение реализации Стратегии будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, средств, поступающих в виде спонсорской и благотворительной помощи, средств негосударственных организаций и физических лиц, а также за счет финансовой и иной технической помощи Организации Объединенных Наций, других международных организаций и иностранных государств.
      Средства на реализацию государственных программ борьбы с наркоманией и наркобизнесом будут предусматриваться в государственном (республиканском) бюджете отдельной программой.
 
                          6. Ожидаемые результаты
      Вследствие выполнения Стратегии ожидается получение следующих результатов: двукратное увеличение выявляемости лиц, злоупотребляющих наркотиками; снижение на 15% удельного веса подростков и молодежи в общем числе употребляющих наркотики; двукратное снижение темпов роста количества несовершеннолетних и молодежи, злоупотребляющих наркотиками; трехкратное увеличение выявляемости контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; снижение латентности и стабилизация удельного веса (доли) преступлений, связанных с наркотиками, в общей преступности на уровне 15%; локализация ВИЧ-инфекции в регионах эпидемического заражения, достижение стабилизационных показателей по ВИЧ-инфицированию. (Специалисты: Цай Л.Г. Мартина Н.А.)
 

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.