Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 31.10.2016 № 643 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" и в целях обеспечения комплексного развития административного центра Актюбинской области города Актобе Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить одобренный Актюбинским областным маслихатом проект Генерального плана города Актобе.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Казахской ССР от 5 октября 1979 года N 379 "О генеральном плане развития города Актюбинска, проекте планировки его пригородной зоны".
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 2 мая 2006 года N 350
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ГОРОДА АКТОБЕ
Основные положения
Сроки и этапы проектирования
Исходный год - 2003 год
Расчетный срок - 2015 год
1 очередь строительства - 2003-2008 годы
2 очередь строительства - 2009-2015 годы
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА
1.1. Население
Численность населения Актюбинского городского акимата составила на начало 2003 года 276,7 тыс. чел., из них:
население собственно города Актобе - 247,0 тыс. чел.,
население сельской местности городского акимата - 29,7 тыс. чел.
По данным генерального плана предусматривается до 2008 года включить в состав города Актобе населенные пункты поселки Новый и Каргалинский, которые, составляет 11,5 тыс. чел.
В связи с этим, для упрощения расчетов численность населения на исходный год принимается равной (247+11,3)=258,5 тыс. чел.
Численность населения города на перспективу составит:
На конец 2008 года - 275 - 300 тыс. чел.;
На конец 2015 года - 300 - 330 тыс. чел.
1.2. Промышленность
На начало 2003 года в городе действовало 211 промышленных предприятий, в том числе 46 средних и крупных. Крупнейшие предприятия города: завод ферросплавов, Актюбинский завод хромовых соединений (АЗХС), Актюбрентген, ряд предприятий пищевой промышленности.
В 2002 году было произведено промышленной продукции на сумму 44,5 млрд. тенге, в том числе крупными и средними - на сумму 42,05 млрд. тенге.
К 2008 году годовой объем валовой продукции промышленности города возрастет по сравнению с 2002 годом к 2008 году в 1,5 раза, а к 2015 году в 2,65 раз и составит соответственно 68 и 118 млрд. тенге.
На перспективу доминирующая роль черной металлургии еще больше возрастет со строительством завода нержавеющей стали.
Кроме заводов нержавеющей стали и по производству стекловолокна, ввод новых крупных и средних предприятий отрасли до 2015 г. не намечается.
1.3. Строительно-монтажные организации
В 2002 году инвестиции в основной капитал составили по городу 19,2 млрд. тенге, в том числе объем строительно-монтажных работ - 8,5 млрд. тенге.
Среднегодовые объемы строительно-монтажных работ составляют по периодам:
1 очередь (2003-2008 годы) - 10-12 млрд. тенге;
2 очередь (2009-2015 годы) - 20 млрд. тенге.
1.4. Внешний транспорт и связь
1. Автомобильный транспорт
А. Грузовой транспорт
В 2001 году объем перевозок грузов составил по городу 509 тыс. тонн. К 2008 году этот показатель составит около 650 тыс. тонн. Экстраполяция до 2015 года дает величину около 800 тыс. тонн или рост за расчетный период на 57 %.
Б. Пассажирский транспорт
Объем пассажироперевозок возрастет с 2001 года до 2010 года с 12,9 до 16,4 млн. человек (рост на 27 %), а к 2015 году составит ориентировочно не менее 20 млн. человек.
2. Железнодорожный транспорт
В связи с высокой степенью механизации и автоматизации отрасли, а также отсутствием планов строительства крупных объектов отрасли в пределах города, прирост численности работников не превысит 20 % за расчетный период.
3. Связь
Объем услуг связи населению города составил в 2001 году - 530 млн. тенге. К 2008 году он составит около 600, 2010 году - 620, а в 2015 году - не менее 650 млн. тенге (рост за расчетный период около 23 %).
1.5. Сельское хозяйство
Территориальный рост города в перспективе, в том числе занятие под городское строительство части сельхозугодий, объективно препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства в городе (точнее увеличению численности проживающих в городе фермеров и наемных работников). С другой стороны, перспективным является развитие теплично-парникового хозяйства.
1.6. Наука и научное обслуживание
Развитие отрасли ожидается за счет увеличения объемов проектно-конструкторских, изыскательских, геологоразведочных работ и создания бизнес-технопарка "Альжан" (центр хрома).
1.7. Вузы, колледжи, профтехобразование
До 2015 году намечено создание филиала КазНТУ им. Сатпаева. Будет построено 8 новых колледжей. Также намечается построить 13 новых профтехшкол.
1.8. Развитие малого предпринимательства
В сфере малого бизнеса в городе в 2001 году было занято 38 тыс. человек, количество субъектов малого бизнеса составило 14255 единиц. Наиболее приоритетными в сфере малого бизнеса признаны легкая, пищевая промышленность и производственная инфраструктура. По прогнозу городского акимата численность работающих в малом бизнесе возрастет в 2006 году по сравнению с 2002 года на 16 %. Объем инвестиций в малый бизнес в 2006 году достигнет уровня 800 млн. тенге.
1.9. Динамика численности градообразующих кадров
Численность градообразующих кадров возрастет по сравнению с исходным годом к 2008 году на 11,4 тыс. чел. и к 2015 году еще на 15,7 тыс. чел., в том числе за счет прироста численности работников промышленности соответственно на 3,1 и 9,5, строительства на 1,6 и 3,6, науки и научного обслуживания на 1 и 3,5 тыс. человек. Существенных сдвигов в отраслевой структуре градообразующих кадров до 2015 года не произойдет.
Суммарная численность работников градообразующей группы составит по периодам:
2003 год - 50,13 тыс. чел.
2008 год - 61,53 тыс. чел.
2015 год - 77,48 тыс. чел.
1.10. Жилищный фонд
На начало 2003 года жилищный фонд города составил 4,48 млн. кв. метров общей площади, из них 31 % - малоэтажные жилые застройки, 7 % - малоэтажные многоквартирные дома, 42 % - среднеэтажные (4-5 этажей) и около 20 % - многоэтажные (6 и более этажей).
Ввод жилья за 1998-2002 годы составил в среднем 65 тыс. кв. метров в год.
Всего до 2015 года намечается построить 2,2 млн. кв. м. жилья, в том числе до 2008 года - 1,03 млн. кв. м. и на II очередь 2009-2015 г. - 1,19 млн. кв. м. Дома усадебной застройки (коттеджи) составят 48 %, малоэтажные - 21 %, среднеэтажные (4-5 этажные) - 19 %, и многоэтажные (6 и более этажей) - 12 % объемов жилищного строительства. Выбытие жилфонда по ветхости, аварийному состоянию и по планировочным соображениям составит за расчетный период 104 тыс. кв. м. Обеспеченность жильем возрастет за расчетный период с 17,4 до 22 кв. м. на 1 человека. По реалистическому варианту среднегодовые объемы ввода жилья составят 75 тыс. кв. м. в год на 1 очередь и 90 тыс. кв. м. в год на 2 очередь строительства. Объемы нового строительства составят до 2015 года - 1,08 млн. кв. м., в том числе на I очередь - 0,45 млн. кв. м. и на II очередь - 0,63 млн. кв. м. Стоимость 1 кв. м. жилья будет составлять в диапазоне 200-600 долларов США. Всего потребуется для жилищного строительства 55 млрд. тенге, из них 25 млрд. тенге на I очередь и 30 млрд. тенге на II очередь строительства. Муниципальное жилье потребует выделения из средств бюджета 3,5 млрд. тенге, в том числе на 1 очередь - 2,8 млрд. тенге.
1.11. Система культурно-бытового обслуживания населения
Расчет потребности в объектах культурно-бытового обслуживания (КБО) и объемов нового строительства произведен в двух уровнях (на 300 тыс. чел. и на 330 тыс. чел.).
Перечень согласованных с областными управлениями и предлагаемых данным проектом крупнейших объектов культурно-бытового обслуживания городского значения представлен в таблицах N 1, 2.
Таблица 1. Перечень объектов социально
культурно-бытового (СКБ) городского значения,
намеченных к строительству до 2015 года,
согласованных с областными управлениями
№N |
Наименование |
адрес |
ед. |
Мощность |
|
1 |
2 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Культура и искусство |
|||||
1 |
Центральная библиотека |
новый город |
мест |
125 |
|
2 |
Городская публичная |
старый |
125 |
||
3 |
Дом культуры слепых и |
гормол- |
300 |
||
4 |
Дом культуры глухих |
300 |
|||
5 |
Городской дом культуры |
новый город |
600 |
||
6 |
Городской историко- |
старый |
объект |
1 |
|
7 |
Областной |
новый город |
объект |
1 |
|
8 |
Дворец культуры |
парк имени |
мест |
600 |
|
Музыкально- |
новый город |
мест |
800 |
||
Театр юных |
старый |
мест |
500 |
||
9 |
Детский парковый |
объект |
1 |
||
10 |
Детская библиотека |
5 микро- |
мест |
90 |
|
II. Здравоохранение |
|||||
1 |
Городская |
койко- |
250 |
||
2 |
Муниципальная больница |
старый город |
койко- |
250 |
|
3 |
Областной |
микрорайон "Батыс" |
посе- |
1000 |
|
4 |
Типовая станция |
12 |
Авто- |
30 |
|
5 |
Областной проти- |
микрорайон "Батыс" |
койко- |
200 |
|
6 |
Реконструкция |
санаторий |
койко- |
150 |
|
7 |
Областной |
микрорайон "Батыс" |
койко- |
400 |
|
8 |
Физкультурно- |
микрорайон |
Посе- |
300 |
|
9 |
Многопрофильная |
микрорайон "Батыс" |
койко- |
250 |
|
10 |
Кардиологический центр |
микрорайон "Батыс" |
|||
а) стационар |
койко- |
150 |
|||
б) диспансер |
Посе- |
200 |
|||
в) реабилитационное |
койко- |
60 |
|||
III. Социальное обеспечение |
|||||
1 |
Дом-интернат для |
поселок Новый |
мест |
100 |
|
2 |
Дополнительный корпус |
поселок Новый |
мест |
100 |
|
3 |
Реабилитационный |
поселок Новый |
человек |
600 |
|
4 |
Цент медико-социальной |
микрорайон |
коек |
100 |
|
IV. Образование |
|||||
1 |
Актюбинский |
старый |
прирост |
500 |
800 |
10000 |
7200 |
||||
2 |
Актюбинский филиал |
11 |
прирост |
700 |
100 |
Таблица 2. Перечень крупнейших объектов социально
культурно-бытового (СКБ), рекомендуемых к строительству
генпланом до 2015 года
(дополнительно к согласованным объектам)
N |
Наименование |
адрес |
ед. изм. |
Мощность |
|
1 |
2 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Торговый центр |
район |
тыс. м 2 |
6,5 |
|
2 |
Торговый центр |
старый город |
тыс. м 2 |
11,9 |
|
3 |
Торговый центр |
микрорайон |
тыс. м 2 |
2,1 |
|
4 |
Торговый центр |
Ипподром |
тыс. м 2 |
2,2 |
|
5 |
Торговый центр |
Технопарк |
тыс. м 2 |
1,0 |
|
6 |
Крытый рынок |
старый |
тыс. м 2 |
82,2 |
|
7 |
Универсальный |
к югу от |
объект |
1 |
|
8 |
Стадион |
312 |
объект |
1 |
|
9 |
Ипподром |
к востоку |
объект |
1 |
|
10 |
Спортзал |
район |
объект |
1 |
|
11 |
Спортзал |
312 |
объект |
1 |
|
12 |
Спортзал |
парк имени |
объект |
1 |
|
13 |
Спортзал |
старый город |
объект |
1 |
1 |
14 |
Спортзал |
ипподром |
объект |
1 |
|
15 |
Спортзал |
Технопарк |
объект |
1 |
|
16 |
Спортзал |
Старый |
объект |
1 |
|
17 |
Крытый бассейн |
район |
объект |
1 |
|
18 |
Крытый бассейн |
парк |
объект |
1 |
|
19 |
Крытый бассейн |
старый город |
объект |
2 |
1 |
20 |
Крытый бассейн |
старый |
объект |
1 |
|
21 |
Горно-лыжная |
кирпичный |
объект |
1 |
|
22 |
Спорткомплекс |
312 |
объект |
1 |
|
23 |
Спорткомплекс |
старый город |
объект |
1 |
|
24 |
Концертный зал |
312 |
мест |
700 |
|
25 |
музей авиации и |
Аэропорт |
объект |
1 |
|
26 |
музей науки и |
южнее |
объект |
1 |
|
27 |
музей железно- |
железно- |
объект |
1 |
|
28 |
Кинотеатр |
район |
мест |
800 |
|
29 |
кинотеатр |
парк |
мест |
500 |
|
30 |
кинотеатр |
старый город |
объект |
2 |
|
31 |
кинотеатр |
район "Сазда" |
объект |
1 |
|
32 |
кинотеатр |
микрорайон |
объект |
1 |
|
33 |
кинотеатр |
район |
объект |
1 |
|
34 |
поликлиника |
район |
Посещений |
500 |
|
35 |
поликлиника |
Юго-Запад |
Посещений |
500 |
|
36 |
Почтамт |
новый |
объект |
1 |
|
37 |
отделение |
поселок |
объект |
1 |
|
38 |
отделение |
Юго-Запад |
объект |
1 |
|
39 |
дом быта |
район |
объект |
1 |
|
40 |
гостиница |
"Москва" |
мест |
300 |
|
41 |
гостиница |
аэропорт |
мест |
300 |
|
42 |
Дворец |
12 микрорайон |
объект |
1 |
Наиболее остро в городе стоит проблема нехватки общеобразовательных школ. Проектом предлагается увеличить количество мест в школах от 41,5 тыс. мест в настоящее время до 60 тыс. мест к 2015 году. Необходимо увеличить мощность поликлиник с 6,5 до 10,5 тыс. посещений в день, вместимость больниц с 2,5 до 4,05 тыс. коек. Торговая площадь магазинов возрастет с 47,5 до 79 тыс. м 2 , суммарное количество рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания возрастет с 890 до 1560, количество посадочных мест в общепите соответственно с 5,4 до 13,5 тыс. Намечено довести емкость домов отдыха и пансионатов к 2015 году до 2600 человек, турбаз до 600, мотелей до 1200 мест.
1.12. Рекреация
Возле села Каргалинское намечается построить санаторий-профилакторий на местных минеральных источниках. Бальнеологический санаторий предлагается создать вблизи села Петропавловка.
Восточнее поселка Заречного разместится санаторий для детей с заболеваниями костной системы.
Туристические базы намечено разместить недалеко от села Акжар, на берегу Каргалинского водохранилища.
Северо-восточнее села Александровка предусмотрено разместить загородные пансионаты и дома отдыха, кемпинги, летние лагеря для школьников, городки отдыха и рыболовную базу.
В районе села Садовое намечено разместить лагеря школьников.
На реке Жаман - Каргалы предусмотрено разместить только детские рекреационные учреждения, в том числе дачи детских садов и яслей (несколько комплексов емкостью от 2 до 4 тыс. человек каждый.)
На берегу Актюбинского водохранилища намечается разместить с однодневные базы отдыха, пансионаты, рыболовную базу и яхт-клуб.
1.13. Ремонтно-реконструктивные мероприятия
1. Реконструкция городских территорий
Анализ территорий и состояния жилого фонда, а также учет комплекса планировочных факторов позволил выделить следующие участки, занятые преимущественно малоэтажным жильем с приусадебными участками, на которых предусмотрены реконструктивные мероприятия со сносом существующего жилья на территории общей площадью около 166 га.
Кроме того, намечены реконструктивные мероприятия без сноса жилья на территории общей площадью около 780 га.
2. Капитальный ремонт жилого фонда и объектов соцкультбыта
По данным областного управления архитектуры и строительства общая площадь многоквартирного жилфонда города Актобе, нуждающегося в капитальном ремонте, составляет около 310 тыс. м 2 .
Из указанных средств согласно программе, принятой областным акиматом, планируется освоить в течение 2004-2007 годов - 222,5 млн. тенге, с
1.14. Структура первоочередного строительства
Общий объем инвестиций на развитие социальной и транспортно-инженерной инфраструктуры города на 1 очередь строительства составит 63 млрд. тенге, из них жилищное и культурно-бытовое строительство потребует около 40 млрд. тенге или 63 %, а на развитие транспортно-инженерной инфраструктуры понадобится около 13 млрд. тенге или 37 %.
Из бюджетных средств на развитие города должно быть выделено около 23 млрд. тенге (36 %), из них из средств республиканского бюджета - 17,9 млрд. тенге и около 5,1 млрд. тенге - из средств местного бюджета. Около 30 млрд. тенге (48 %) составят затраты населения.
Доля корпораций в общих затратах на городское строительство составит ориентировочно 10 млрд. тенге (16 %).
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ГОРОДА
Исторические особенности развития, природно-ландшафтные условия и другие факторы предопределили сложно-расчлененную архитектурно-планировочную структуру города Актобе.
В отличие от первого территориального развития по оси "север-юг", сегодня начинает складываться диаметрально противоположное развитие планировочной структуры города по оси "запад-восток".
В генеральном плане поддерживается и усиливается данное развитие планировочной структуры города, формирующееся как планировочные направления вдоль основных осей по проспекту А. Молдагуловой и Орско-Хромтауской трассы.
Важным условием дальнейшего развития города является разворот взлетно-посадочной полосы аэропорта на 68 градусов за пределами расчетного срока, что позволит занять под жилищно-гражданское строительство территории, непосредственно примыкающие к центральной зоне города.
Кроме освоения свободных территорий по главным планировочным направлениям, преобладающими процессами в развитии градостроительной системы Актобе являются внутренняя реорганизация структуры города, трансформация его структурного каркаса, преодоление функционально-планировочной и архитектурно-художественной разобщенности его частей, создание целостной архитектурно-планировочной структуры города и его центра.
Реорганизация структурного каркаса состоит в формировании нового диаметра города вдоль проспектов Абылхаир-хана, Бр. Жубановых через территорию жилого района "Москва" и далее посредством строительства путепровода над железнодорожными магистралями, осуществляется выход в старый город и на магистрали в Орско-Хромтауском направлениях.
Многофункциональный общественно-транспортный центр на базе существующего железнодорожного вокзала переносов основных своих на территорию района "Москва" становится мостом-связкой между двумя общегородскими центрами города.
Стратегически важным является осознание необходимости преобладания процессов внутреннего развития, связанное с реконструкцией сложившихся территорий, уплотнения застройки, более эффективного использования земельных ресурсов, дальнейшего насыщения зон общегородского центра и его ядра.
В генеральном плане намечается преобразование прибрежных территорий рек Илек, Сазды, формирование речного фасада города, его силуэта. Формирование комплексов многоэтажной застройки, организация набережных в сочетании с городской зоной отдыха обеспечивает их высокую градостроительную ценность и инвестиционную привлекательность.
Важнейшей составной частью перспективного развития города является формирования развитой системы озеленения. Учитывая возрастающее воздействие предприятий химической промышленности и металлургии на здоровье населения, важную санирующую роль выполняют зеленые пояса вдоль поймы реки Женишке и зеленый диаметр города вдоль реки Сазды и лесопарковой зоны на территории старых илекских дач. Развитие лесопаркового пояса вокруг города дополняет эти функции и обеспечивает защиту города от негативных климатических воздействии внешней среды.
Перспективная модель развития функционально-структурной системы города Актобе может быть представлена в виде четырех направлений развития расселения вдоль основных магистралей от центра города:
в северо-западном направлении вдоль железнодорожной магистрали, территориальное развитие которого предусмотрено только для промышленных целей. Здесь планируется размещение еще двух крупных промышленных предприятий.
Селитебные территории намечено уплотнять и реконструировать.
в юго-восточном направлении, с дисперсным размещением селитебных территорий.
Традиционное использование в качестве коммунально-складской территории получает развитие как полигон для развития предприятий среднего и малого бизнеса. Привлекательность этому району создают микроклиматические и эстетические особенности Актюбинского водохранилища.
в юго-западном, Уральском направлении вдоль проспекта А. Молдагуловой и улицы 101 стрелковой дивизии на наиболее благоприятных для строительства территориях.
в восточном, Орско-Хромтауском направлении, жилые образования которого, включая присоединяемый к городу поселок Каргалинский, составляют живописную систему вдоль поймы реки Каргалы.
Новые районы носят открытый к дальнейшему развитию характер.
Система главных магистралей обеспечивает их связь с системой общегородского центра. Система кольцевых магистралей обеспечивает связь этих районов с основными промышленными зонами города.
На исходный год город занимал территорию площадью 29739 га., в том числе застроенная территория - 5717 га., незастроенная территория - 24022 га.
К началу 2 очереди строительства территория города за счет присоединения пригородных территорий возрастет на 13108 га и составит 42847 га. Площадь застроенной части города составит в 2008 году - 6455 га, а в 2015 году - 8849 га, то есть возрастет на 3132 га.
Площадь незастроенной части города составит в 2008 году - 36392 га, а в 2015 году - 33998 га, то есть возрастет на 9977 га.
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ
ТРАНСПОРТНОЙ СТРУКТУРЫ И ОБСЛУЖИВАНИЯ
Актюбинский железнодорожный узел получает значительное развитие после завершения строительства линии Хромтау - Алтынсарино, благодаря которой город получит выход в северные и центральные области страны, не пересекая территорию России.
Выгодное географическое размещение города в системе транспортных связей и необходимость развития транзитного потенциала города усиливает возрастающее значение градоформирующей роли существующего железнодорожного вокзала в структуре всего города. В связи с отсутствием возможности необходимого развития его функций на территории старого города в генеральном плане дается предложение о создании многофункционального общественно-транспортного центра в районе железнодорожного вокзала с переносом его основных общественно-транспортных функций по другую сторону от железнодорожной магистрали район Москвы. Это позволит обеспечить доступность вокзала для большей части населения, проживающего в новом городе, создать современную систему транспортных связей между главными транспортно-пересадочными центрами города, улучшить экологическую ситуацию в целом.
Транспортно-пересадочные узлы городского уровня также получат развитие и образуют систему общественных комплексов в важнейших узлах транспортно-коммуникационной системы. Это, прежде всего станции скоростного беспересадочного внегородского рельсового транспорта станции "Женишке", "бульвар Абая", "проспект А. Молдагуловой", Автовокзал, Центральный вокзал, "улица Гастелло".
Удобное расположение города Актобе на пересечении оживленных авиационных трасс позволит рассчитывать, что местный аэропорт при нынешнем оживлении экономики страны достигнет значения крупного международного авиационного центра в сочетании с деловыми учреждениями и выставочными комплексами, складскими терминалами с подъездными железнодорожными путями и станет важным градоформирующим узлом в структуре общегородских центров города Актобе.
Проектом предлагается за пределами расчетного срока развернуть взлетно-посадочную полосу аэропорта на 68 градусов с целью устранения шумового дискомфорта существующей застройки, так и появляющейся в связи с этим возможностью дополнительного освоения юго-западных территорий под селитьбу.
Генеральным планом предусматривается организация новых и реконструкция существующих магистралей непрерывного, регулируемого движения городского и районного значения, а также формирование внешнего обводного транспортного кольца.
Важнейшее значение придается проспектам Абылхаир-хана и Бр. Жубановых, которые в генеральном плане получают развитие в сторону жилого района "Москва", переходят через проектируемый путепровод в старый город и далее выходят на магистрали в Орско-Хромтауском направлениях и формируют главный диаметр города с запада на восток. Проспект А. Молдагуловой вместе с улицей 101 стрелковой дивизии составляет поперечное ему транспортное направление с юга на север.
Рассечение территории города магистральной железной дорогой определило строительство новых и реконструкцию существующих путeпроводов для связи между старым и новым городом. Широкое развитие получает система автосервиса (автозаправочных станций, автопаркингов, гаражей, стоянок для хранения автомобилей и станций технического обслуживания).
Основными видами городского общественного транспорта являются автобус, троллейбус, маршрутные такси.
4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ
ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
4.1. Водоснабжение и водоотведение
Расчет водопотребления составлен из расчета существующего населения города Актобе 258,5 тыс. чел. (с учетом поселка Новый - 1 тыс. чел. и поселка Каргалинский - 10,5 тыс. чел.), с выделением первой очереди строительства до 2008 года с населением - 300 тыс. чел.
Водоснабжение для хозпитьевых целей с учетом технологических нужд промышленных предприятий принято из подземных вод месторождений с утвержденными запасами: Илекский правобережный и левобережный водозаборы, Тамдинский водозабор, Верхнекаргалинский левобережный водозабор и Куандыктырский водозабор.
Общее водопотребление воды питьевого качества на исходный год составило - 55895 м 3 /сут., на расчетный срок потребный расход воды определен в количестве 109010 м 3 /сут.
4.2. Канализация
Объемы водоотведения по городу Актобе по исходному году составили 62227 м 3 /сут.
Сточные воды города системой существующих и проектируемых самотечных коллекторов и напорных трубопроводов, обслуживаемые канализационными насосными станциями отводятся на сооружения механической и полной искусственной биологической очистки стоков с дальнейшей утилизацией очищенных стоков на ЗПО и повторного открытого промышленного водоснабжения.
4.3. Электроснабжение
В настоящее время электроснабжение потребителей города Актобе осуществляется централизованно от сетей 110-35 КВт, находящихся на балансе ОАО "Актобеэнерго".
Город располагает собственными энергетическими мощностями, сосредоточенными на ОАО "Актобе ТЭЦ" и ОАО "Феррохром". Суммарная установленная мощность станций составляет 207,8 МВт.
Электрическая расчетная нагрузка города составляет на период 1 очереди 343 МВт (электропотребление - 2000 млн. кВт ч)
Проектом на период 1 очереди предусматривается:
замена морально и физически устаревшего оборудования на подстанции "Илекская" (замене трансформаторов 2x20 МВА на 2x25 МВА);
строительство подстанции 110/10 кВ "Батыс" мощностью (2x10 МВА) для электроснабжения потребителей одноименного жилого массива. Запитать ее рекомендуется по двухцепной ВЛ 110 КВт от подстанции 110/35/10 КВт "ПОШ".
На период расчетного срока намечается: - расширение подстанции 35/10 кВ "Новый" и "Кирпичный завод";
- замена существующих трансформаторов на подстанции "Каргалинская".
Намечается проведение комплексной инвентаризации всех городских подстанций с целью выявления на их территории морально и физически устаревшего оборудования для его последующей замены.
Предусматривается упорядочение трасс прохождения существующих распределительных сетей с выносом их в отведенные коридоры трасс прохождения вдоль проектируемых автодорог.
4.4. Теплоснабжение
Основной источник - ТЭЦ. Кроме того, имеется 90 промышленных и коммунальных котельных, а также автономные системы отопления и отопительные печи.
На перспективу ТЭЦ как основной источник тепла остается. Районы нового строительства коттеджного типа обеспечиваются теплом от автономных источников тепла. Районы индивидуальной застройки обеспечиваются печным отоплением на газовом топливе.
Необходима на перспективу полная модернизация ТЭЦ, сохраняющихся промышленных и коммунальных котельных, реконструкция и замена насосных станций и сооружений на тепловых сетях.
Также необходима реконструкция и замена изношенных тепловых сетей с применением трубопроводов, изготовленных по новейшим технологиям. В районы нового многоэтажного строительства необходима прокладка новых тепловых сетей с заменой головных участков существующих тепловых сетей.
4.5. Газоснабжение
Газоснабжение города Актобе осуществляется от магистрального газопровода "Бухара - Урал" нефтяным попутным газом от Жана-Жолского месторождения. Обеспечение природным газом на 100 %.
Для надежного обеспечения газом существующих и вновь застраивающихся жилых районов необходимо строительство второй нитки газопровода от Жана-Жолского месторождения нефтяного попутного газа. В перспективе обеспечение города будет осуществляться только попутным нефтяным газом от собственных месторождений Актюбинской области.
4.6. Телефонизация
На 1 января 2003 года суммарная емкость городских АТС составила 63530 номеров. Физические соединительные линии между всеми АТС города заменены посредством строительства оптико-волоконного кольца с установкой цифрового оборудования SDN.
Требуемое количество установленных телефонных номеров на период очереди строительства составит 86500 номеров, на период расчетного срока - 113500 номеров.
Доведение емкости ГТС до проектных величин предусматривается за счет расширения существующих АТС и строительства новых.
Проектом рекомендуется на 1 очередь строительства:
расширение существующих АТСЭ - 227 и АТСЭ - 23, расположенных на территории Саздинского планировочного района;
увеличение емкости АТСЭ-21/22 до 15000 номеров;
строительство новых электронных АТС-1, АТС-2 и АТС-3 суммарной 12000 номеров.
На период расчетного срока дополнительно необходимо расширение АТС-227 и АТС-3 на 2000 номеров, АТС-1 и АТС-22 - на 1000 номеров, АТС 21/22 и АТС-23 - на 4000 номеров;
доведение емкости АТС-50 до 10000; АТС 54/56 до 23000 номеров, АТС 51/52 до 16000 номеров и АТС-216 до 5000 номеров.
В городе намечается:
строительство телефонной канализации в направлении районов нового жилищно-гражданского строительства;
докладка существующей кабельной канализации;
поэтапная перекладка существующих воздушных линий связи в телефонную кабельную канализацию.
4.7. Инженерная подготовка территории
Исходя из инженерно-геологических и гидрогеологических условий инженерная подготовка города Актобе включает в себя:
вертикальную планировку;
организацию отвода поверхностного стока;
организацию полива зеленых насаждений;
защиту территории города от подтопления грунтовыми водами;
защиту территории от затопления паводковыми водами реки Илек;
благоустройство русла реки Сазды.
Вертикальная планировка. Проектируемая территория представлена сравнительно ровной поверхностью с уклоном в сторону рек Илек и Каргалы. Лишь на побережье реки Илек жилой массив "Жасыл Тобе" размещается на холмистой поверхности с перепадом высот от 40 до 45 метров.
Проектом намечается проведение выборочной вертикальной планировки под зданиями, сооружениями, на некоторых участках проездов и улиц. Перспективные участки строительства, размещаемые в пойменной части реки Илек и подверженные затоплению паводковыми водами, намечено подсыпать до незатопляемых отметок.
Организация отвода поверхностного стока. Благоприятные уклоны поверхности территории города позволяют отводить ливневые и талые воды самотеком с участков застройки. Поверхностные стоки, собранные арычной сетью, выполняющей в период ливневых дождей и весеннего снеготаяния функции по отводу атмосферных вод, перехватываются коллекторами ливневой канализации и сбрасываются по ним на специальные очистные сооружения (отстойники ливневых вод).
Отстоявшиеся и очищенные от нефтепродуктов ливневые воды рекомендуется использовать на полив санитарно-защитных зеленых насаждений. Во вневегетационный период очищенные стоки, согласно СН 496-77, сбрасываются в реки и водотоки.
Организация полива зеленых насаждений. В качестве источника воды для орошения проектом предлагается использование вод реки Илек, Саздинского и Актюбинского водохранилищ.
Общий объем водопотребления на орошение составит 9,9 млн.м 3 /год. На участки орошения воду предусмотрено подавать при помощи насосных установок, магистральных и распределительных поливочных трубопроводов.
Защита территории от подтопления грунтовыми водами. Подтоплению грунтовыми водами подвержена частично существующая застройка города (районы "Москва", "Курмыш", "Гормолзавод", 11, 12 микрорайоны), и проектируемая территория, которая расположена в пойме рек Илек и Каргалы.
Особенности геологического строения и гидрогеологических условий территории позволяют водопонижение на рассматриваемых территориях осуществить при помощи строительства вертикального дренажа.
Защита территории от затопления паводковыми водами реки Илек. В силу архитектурно-планировочных решений, принятых в проекте генерального плана, пойма реки Илек подлежит строительному освоению.
Характерным для реки является прохождение весеннего паводка, во время которого затапливается пойменная часть реки.
Для защиты территории города, расположенной в пойменной части от затопления паводковыми водами р. Илек, проектом намечены мероприятия по повышению отметок территории участков застройки, а также частичное повышение отметок существующей дороги, проложенной вдоль русла реки.
Перспективные участки дороги, которые проектом намечено проложить со стороны реки на новых площадках застройки, в целях защиты от затопления предлагается выполнить в насыпи.
Благоустройство русла реки Сазды. Река Сазды протекая в пределах застроенной части города, имеет эстетически неприглядный вид, в течение летнего времени вода в русле отсутствует. Проектом предлагается в пределах городской территории, вдоль русла реки Сазды, создать водоохранную зону, расчистить русло. В парке намечено благоустроить русло реки Сазды, путем облицовки береговых откосов габионами и устройства вдоль реки набережной. Для создания проточности воды в русле в пределах парковой зоны, в течение летнего периода предусмотрена подача воды в русло реки Сазды по трубопроводу из реки Илек.
Основные технико-экономические показатели
по проекту генерального плана города Актобе
N |
Показатели |
Ед. изм. |
исходный |
первая |
расчетный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Территория |
|||||
1.1 |
Территория в |
га |
29738,9 |
42846,9 |
42846,9 |
1. |
Жилой и |
га |
1949,5 |
2723,8 |
3798,9 |
1182,0 |
1702,0 |
2332,0 |
|||
104,7 |
157,7 |
231,0 |
|||
многоквартир- |
323,8 |
403,6 |
461,3 |
||
многоквартир- |
339,0 |
460,5 |
774,6 |
||
1.1.2 |
Промышленной |
га |
1663,7 |
1813,3 |
2435,4 |
605,5 |
755,1 |
954,7 |
|||
1058,2 |
1058,2 |
1489,7 |
|||
1.1.3 |
Транспорта, |
га |
2104,0 |
1917,5 |
2615,1 |
862,0 |
868,5 |
1566,1 |
|||
1242,0 |
1049,0 |
1049,0 |
|||
1.1.4 |
Особо охраняе- |
га |
9690,1 |
9690,1 |
14699,2 |
1.1.5 |
Водоемов |
га |
1043,0 |
1043,0 |
1085,7 |
1.1.6 |
Сельскохозяй- |
га |
2176,0 |
1518,3 |
917,4 |
1256,0 |
828,3 |
377,4 |
|||
920,0 |
690,0 |
540,0 |
|||
1.1.7 |
Территории |
га |
1330,3 |
3204,6 |
8165,2 |
1160,0 |
2088,4 |
3217,5 |
|||
парков, скверов, бульваров |
0,5 |
32,1 |
1730,2 |
||
169,8 |
1084,1 |
3317,5 |
|||
1.1.8 |
Резервные, |
га |
2156,0 |
4755,0 |
5033,1 |
806,0 |
2800,0 |
2011,7 |
|||
0,0 |
105,0 |
1891,4 |
|||
1350,0 |
1850,0 |
1130,0 |
|||
1.1.9 |
Неиспользуемые |
га |
7626,3 |
16181,3 |
4096,9 |
2. Население |
|||||
2.1 |
Численность |
тыс. |
276,7 |
295,0- |
325,0- |
258,5 |
275,0- |
300,0- |
|||
18,2 |
20,0 |
25,0 |
|||
2.2 |
Возрастная |
тыс/ |
|||
2.2.1 |
дети до 15 |
63,3/24,5 |
72,5/26,4 |
84,3/28,1 |
|
2.2.2 |
население в |
||||
2.2.3 |
население |
||||
2.3 |
Число семей |
ед. |
48700 |
52000 |
57000 |
13250 |
15125 |
18000 |
|||
2.4 |
Численность |
тыс. |
77,0 |
92,3 |
114,0 |
3. Жилищное строительство |
|||||
3.1 |
Жилищный фонд |
тыс. |
4484,9 |
5452,0 |
6605,25 |
3.1.1 |
В том числе: |
249,0 |
300,0 |
350,0 |
|
3.1.2 |
государствен- |
4235,9 |
5152,0 |
6255,25 |
|
3.2 3.2.1 3.2.2 |
Из общего фонда: |
2859,2 1376,7 |
3309,2 1842,8 |
3870,85 2384,40 |
|
3.3 |
Жилой фонд |
19,0 |
19,0 |
20,0 |
|
3.4 |
Сохраняемый |
4484,9 |
4422,0 |
5410,9 |
|
3.5 3.5.1 3.5.2 3.5.3 3.5.4 |
Распределение жилищного фонда по малоэтажный многоквартир- |
1376,7 306,5 1909,1 892,6 |
1842,8 489,5 2097,1 1022,6 |
2384,4 737,95 2324,3 1158,6 |
|
3.6 3.6.1 3.6.2 |
Убыль жилого |
- |
62,9 |
41,1 |
|
- |
19,0 |
19,0 |
|||
- |
43,9 |
22,1 |
|||
3.7 |
Средняя |
кв/м./ |
17,35 |
19,8 |
22,0 |
3.8 |
Новое жилищное |
тыс. |
- |
1030,0 |
1194,35 |
3.9 3.9.1 3.9.2 3.9.3 3.9.4 |
Соотношение |
- - - - |
510,0 202,0 188,0 130,0 |
563,7 267,45 227,2 136,0 |
|
4. Учреждения культурно-зрелищного и коммунально-бытового |
|||||
4.1 |
Детские |
место |
6780 |
6700 |
7190 |
4.2 |
Общеобразо- |
41510 |
51950 |
60180 |
|
4.3 |
Поликлиники, |
посещ. в день |
6459 |
9339 |
10500 |
4.4 |
Больницы, |
коек |
2535 |
3595 |
4055 |
4.5 |
Торговые |
кв.м |
47547 |
63065 |
79266 |
4.6 |
Предприятия |
раб. |
887 |
1316 |
1533 |
4.7 |
Предприятия |
посад. |
5498 |
8582 |
13490 |
4.8 4.8.1 4.8.2 4.8.3 4.8.4 4.8.5 |
Зрелищно- клубы кинотеатры музеи и библиотеки |
место объект |
1404 2000 2000 2 230 |
1570 2400 2520 2 475 |
2070 3000 4200 6 600 |
4.9 4.9.1 4.9.2 4.9.3 4.9.4 4.9.5 |
Учреждения туристические мотели санатории- лагеря для |
место |
- - - |
1450 300 300 550 6000 |
2600 600 1200 1000 12000 |
4.10 4. 4. 4. |
Предприятия здание пожарного депо бани химчистки |
кол-во автом. |
16 18 3 |
55 25 5 |
60 30 8 |
5. Транспортное обеспечение |
|||||
5.1 5.1.1 |
Протяженность В том числе: |
км. |
1187,0 |
1388,3 |
1684,1 100,0 |
5.1.2 |
автобус |
км. |
1162,0 |
1336,3 |
1568,1 |
5.2 5.2.1 5.2.2 5.2.3 |
Протяженность |
км. |
18,8 |
21,62 |
25,38 |
5.3 5. 5.3.2 5.3.4 |
Внешний транспорт |
тыс. тыс. тыс. тыс. тыс. тыс. |
837,0 1326,4 42,5 8154,2 4600 4,5 |
1044,4 3315,0 53,12 77,62 10429,0 6900 10,0 |
1130,0 1973,4 59,50 83,84 11199,0 10350 15,0 |
5.4 |
Плотность |
км/кв. |
10,06 |
8,77 |
10,08 |
6. Инженерное оборудование |
|||||
6.1 |
Водопотреб- |
||||
6.1.1 6.1.2 |
вода питьевая В том числе: а) питьевая удельное |
м 3 /сут млн. млн. |
55895 15,10 38080 207 |
59463 21,70 17,66 13266 216 |
109010 39,79 33,07 15950 363 |
6.2 |
Водоотведение |
||||
6.2.3 6.2.4 6.2.5 |
хозбытовые стоки производст- удельное |
м 3 /сут млн. |
41360 15,10 20867 230 |
48390 17,66 22950 259 |
81540 29,76 23595 350 |
6.3 |
Электроснаб- |
||||
6.3.1 |
Суммарные |
МВт |
285,5 |
343,0 |
399,6 |
В том числе: |
105,5 |
135,0 |
169,6 |
||
промышленные, |
180,0 |
208,0 |
230,0 |
||
6.4 |
Телефонизация |
||||
6.4.1 |
Количество |
шт. |
63530 |
86500 |
113500 |
6.5 |
Теплоснабжение |
||||
6.5.1 |
Мощность |
МВт |
2210 |
2890 |
2935 |
В том числе: ТЭЦ |
1610 |
2210 |
2210 |
||
суммарная |
600 |
680 |
725 |
||
6.5.2 |
Потребление |
1015 |
1285 |
1540 |
|
В том числе: на |
680 |
880 |
1105 |
||
на производст- |
335 |
405 |
435 |
||
6.5.3 |
Потребление |
115 |
135 |
150 |
|
В том числе: на комму- |
83 |
95 |
105 |
||
на производ- |
32 |
40 |
45 |
||
6.6 |
Газоснабжение |
||||
6. |
Потребление сжиженного газа, всего |
млн. |
769,8 |
886,2 |
1025,0 |
В том числе: |
56,0 |
65,0 |
90,0 |
||
коммунально- |
3,8 |
11,2 |
15,0 |
||
теплоисточники промпредприя- |
405,0 |
505,0 |
600,0 |
||
газотурбинные |
305,0 |
305,0 |
320,0 |
||
6.7 |
Инженерная |
||||
6. |
Земляные |
тыс.м 3 |
- |
900,0 |
500,0 |
подсыпка |
- |
225,0 |
4850,0 |
||
6. |
Протяженность |
км. |
10,60 |
2,75 |
35,0 |
открытой |
33,43 |
60,0 |
305,0 |
||
напорных ливневых коллекторов |
1,47 |
4,0 |
9,4 |
||
напорных |
4,0 |
9,0 |
70,0 |
||
6.7.3 |
Сооружения |
шт. |
3 |
5 |
6 |
насосные |
- |
2 |
4 |
||
отстойники |
- |
1 |
1 |
||
вертикального |
- |
5 |
20 |
||
6. |
Берегоукрепи- |
км. |
- |
2,0 |
- |
земляные |
9,25 |
- |
23,5 |
||
откосное |
- |
- |
1,25 |
||
регулирование |
- |
- |
10,5 |