О подписании Соглашения об основах инвестиционной деятельности и свободного движения капитала на территории государств-участников Соглашения о формировании Единого экономического пространства

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2006 года N 798

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения об основах инвестиционной деятельности и свободного движения капитала на территории государств-участников Соглашения о формировании Единого экономического пространства.

      2. Подписать Соглашение об основах инвестиционной деятельности и свободного движения капитала на территории государств-участников Соглашения о формировании Единого экономического пространства.

      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Одобрено            
постановлением Правительства 
Республики Казахстан    
от 22 августа 2006 года N 798 

Проект   

  Соглашение
об основах инвестиционной деятельности и
свободного движения капитала на территории
государств-участников Соглашения о формировании
Единого экономического пространства

      Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан, Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Украины, именуемые в дальнейшем Сторонами,
      принимая во внимание  Соглашение  о формировании Единого экономического пространства, подписанное 19 сентября 2003 года,
      руководствуясь необходимостью создания конкурентной среды для свободного движения капитала, содействия взаимному инвестированию и функционирования финансовых рынков в соответствии с международными стандартами,
      подтверждая свою приверженность принципам защиты экономической безопасности Сторон,
      согласились о нижеследующем:

  Раздел 1. Общие положения

       Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем
                  Соглашении

      Для целей настоящего Соглашения используются следующие понятия:

      1. Государственные регуляторы - органы, уполномоченные Стороной осуществлять правовое регулирование и (или) надзор на финансовом рынке данной Стороны.

      2. Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, любое движимое или недвижимое имущество, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного результата.

      3. Инвестор - физическое лицо, являющееся гражданином одной из Сторон, или юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством одной из Сторон, в том числе действующее от имени государства, или организация, не являющаяся юридическим лицом, созданная в соответствии с законодательством одной из Сторон, осуществляющие инвестиции на территории Сторон.

      4. Провайдер рынка ценных бумаг и (или) других финансовых инструментов - юридическое лицо, осуществляющее организацию торговли ценными бумагами и другими финансовыми инструментами и (или) предоставляющее информацию о котировках на рынке ценных бумаг и других финансовых инструментов.

      5. Проспект эмиссии ценных бумаг - документ, фиксирующий условия выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг.

      6. Профессиональные участники - юридические лица, осуществляющие следующие виды деятельности на финансовом рынке:
      1) деятельность провайдера рынка ценных бумаг и (или) других финансовых инструментов;
      2) брокерскую деятельность на финансовом рынке;
      3) дилерскую деятельность на финансовом рынке;
      4) деятельность по инвестиционному консультированию;
      5) деятельность по управлению активами институтов коллективного (совместного) инвестирования, пенсионных фондов, фондов доверительного управления имуществом, активами компаний по страхованию жизни и других институциональных инвесторов;
      6) деятельность по ведению реестров собственников именных ценных бумаг;
      7) депозитарную деятельность;
      8) расчетно-клиринговую деятельность.

      7. Финансовый рынок - рынок финансовых инструментов.

      8. Регулируемый финансовый рынок - финансовый рынок, организуемый провайдером рынка ценных бумаг и (или) других финансовых инструментов.

      9. Саморегулируемая организация - добровольное объединение профессиональных участников финансового рынка, функционирующее на принципах некоммерческой организации и учреждающееся для обеспечения условий профессиональной деятельности участников финансового рынка, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов клиентов профессиональных участников финансового рынка, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций на финансовом рынке.

      10. Субъекты инвестиционной деятельности - инвесторы, профессиональные участники финансовых рынков и лица, выпускающие финансовые инструменты.

      11. Учетная система финансового рынка - совокупность профессиональных участников, осуществляющих учет, хранение финансовых инструментов и исполнение операций с ними.

      12. Финансовые инструменты включают:
      1) эмиссионные ценные бумаги;
      2) инструменты денежного рынка (векселя, чеки, аккредитивы и другие инструменты);
      3) инструменты, удостоверяющие участие в коллективном (совместном) инвестировании;
      4) производные финансовые инструменты в отношении материальных ценностей, ценных бумаг, валюты, процентных доходов и финансовых индексов, по которым может быть произведен натуральный или денежный расчет (фьючерсы, опционы, свопы, форвардные и процентные соглашения и другие срочные инструменты).

       Статья 2. Цели настоящего Соглашения

      1. Целями настоящего Соглашения являются:
      1) формирование благоприятной среды для инвестиционной деятельности и свободного движения капиталов на территории Сторон;
      2) формирование гармонизированного правового поля, обеспечивающего развитие и прозрачное функционирование национальных финансовых рынков;
      3) создание условий для интеграции инфраструктуры финансовых рынков Сторон в соответствии с международными стандартами;
      4) поэтапная отмена ограничений, препятствующих осуществлению взаимных инвестиций, в соответствии с инвестиционными режимами Сторон.
      2. Достижение целей настоящего Соглашения основывается на принципах:
      1) проведения в согласованном режиме законодательного и институционального реформирования финансовых рынков в направлении создания механизмов надежной защиты прав инвесторов и потребителей услуг профессиональных участников;
      2) устранения законодательных и административных препятствий и ограничений для эмитентов, инвесторов и профессиональных участников на пути создания интегрированной торговой, учетной и расчетной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование всех сегментов данных рынков на современном технологическом уровне.

  Раздел 2. Гармонизация инвестиционного законодательства
и регулирование отношений на финансовом рынке

       Статья 3. Основные направления гармонизации
                  законодательства в сфере инвестиционной
                  деятельности и регулирования отношений на
                  финансовом рынке

      Стороны согласились в течение пятилетнего периода с даты вступления в силу настоящего Соглашения определить и достичь соответствующего целям настоящего Соглашения уровня гармонизации национального законодательства, регулирующего:
      1) требования к объектам инвестиций и субъектам инвестиционной деятельности на территории Сторон;
      2) права, обязанности и ответственность субъектов инвестиционной деятельности, а также меры по стимулированию инвестиций;
      3) вопросы защиты инвестиций;
      4) признание в каждой из Сторон проспектов эмиссии ценных бумаг, прошедших процедуру регистрации в одной из Сторон;
      5) публичное обращение эмиссионных ценных бумаг и других финансовых инструментов;
      6) листинг ценных бумаг на регулируемых финансовых рынках Сторон;
      7) допуск и обращение на финансовых рынках Сторон эмиссионных ценных бумаг и других финансовых инструментов резидентов Сторон и третьих стран;
      8) допуск к обращению на финансовые рынки третьих стран эмиссионных ценных бумаг и других финансовых инструментов резидентов Сторон;
      9) учет и расчеты по сделкам с ценными бумагами, включая трансграничные расчеты между резидентами Сторон и взаимодействие учетных систем Сторон;
      10) порядок осуществления надзора за профессиональной деятельностью на финансовых рынках Сторон.

       Статья 4. Гармонизация законодательства в области
                  бухгалтерского учета и финансовой отчетности

      1. Реформа бухгалтерского учета и финансовой отчетности каждой из Сторон, направленная на создание условий для функционирования национальных финансовых рынков и устранение препятствий для свободного движения капиталов, проводится на основе единых принципов, обеспечивающих:
      1) прозрачность информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности субъектов инвестиционной деятельности для заинтересованных внешних пользователей, в том числе инвесторов;
      2) совершенствование управления субъектами инвестиционной деятельности за счет использования управленческим персоналом объективной информации об экономических условиях, финансовом положении и финансовых результатах субъектов инвестиционной деятельности.
      2. Единые принципы, на основе которых должна проводиться реформа финансовой отчетности в каждой из Сторон, базируются на Международных стандартах финансовой отчетности (IFRS, далее - МСФО), принятых Советом по международным стандартам финансовой отчетности (IASB).
      3. Стороны вносят изменения в национальное законодательство, регулирующее сферу бухгалтерского учета и финансовой отчетности в части придания официального статуса бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, составленной на основе МСФО. Стороны обеспечивают разработку новыx и приведение действующих нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности в соответствие с МСФО.

       Статья 5. Координация действий Сторон по реформированию
                  бухгалтерского учета и финансовой отчетности

      1. В целях координации своих действий и организации обмена опытом по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе МСФО Стороны создают Консультативный совет по применению МСФО, в который будут входить представители государственных органов, национальных (центральных) банков, национальных профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов, другие представители Сторон.
      2. Консультативный совет по применению МСФО создается в целях выработки совместных действий по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе МСФО, предусматривающих:
      1) согласование круга хозяйствующих субъектов, консолидированная финансовая отчетность которых, составленная на основе МСФО, подлежит обязательной публикации;
      2) согласование подходов и последовательности приведения действующих национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе МСФО;
      3) координацию процедур подготовки официальных переводов МСФО на государственные языки Сторон и последующую их публикацию:
      4) согласование подходов и последовательности приведения действующих национальных стандартов аудиторской деятельности в соответствие с Международными стандартами аудита;
      5) согласование программ обучения МСФО различных категорий специалистов, включая бухгалтеров, аудиторов и пользователей бухгалтерской отчетности;
      6) активизацию сотрудничества Сторон в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
      7) активизацию привлечения профессионального сообщества к реализации задач реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

       Статья 6. Гармонизация законодательства, обеспечивающего
                  функционирование финансовых рынков

      1. Гармонизация национального законодательства каждой из Сторон проводится в целях:
      1) решения стратегических системных вопросов развития финансового рынка;
      2) защиты прав инвесторов и потребителей услуг профессиональных участников, в том числе путем применения эффективных мер воздействия к нарушителям законодательства;
      3) предоставления инвесторам и профессиональным участникам равных возможностей для доступа на финансовый рынок;
      4) обеспечения прозрачности финансового рынка;
      5) развития конкуренции и защиты от недобросовестной конкуренции на финансовом рынке;
      6) содействия адаптации функционирования национальных финансовых рынков к международным стандартам.
      2. Стороны определяют на уровне национального законодательства:
      1) систему оценки качества активов профессиональных участников, достаточности у них резервов для покрытия потерь и убытков; систему контроля, направленную на выявление и оценку риска неплатежеспособности и трансфертных рисков при осуществлении профессиональными участниками международных кредитных и инвестиционных операций, а также наличие соответствующих резервов для покрытия таких рисков;
      2) требования к внутреннему контролю, осуществляемому профессиональными участниками;
      3) требования по раскрытию информации, направленной на получение третьими лицами достоверных сведений о финансовом состоянии профессионального участника;
      4) положения, препятствующие использованию инсайдерской информации на финансовых рынках;
      5) механизмы гарантирования сохранения активов инвесторов финансового рынка.
      3. Государственные регуляторы Сторон должны обладать полномочиями по получению информации, позволяющей выявлять концентрацию рисков в кредитных и инвестиционных портфелях профессиональных участников.

       Статья 7. Принципы сотрудничества государственных
                  регуляторов финансовых рынков

      1. Государственные регуляторы Сторон принимают необходимые меры по организации постоянного обмена информацией, которой они располагают в cоответствии с компетенцией, а также согласовывают порядок предоставления и состав такой информации.
      2. Стороны признают необходимость взаимодействия государственных регуляторов при осуществлении надзора за деятельностью на финансовых рынках Сторон.
      3. Государственные регуляторы Сторон разрабатывают и внедряют требования к операциям, проводимым участниками финансовых рынков на национальном уровне, с учетом принятых рекомендаций ведущих международных организаций в финансовой сфере, таких как:
      1) Базельский комитет по банковскому надзору (the Basel Committee on Banking Supervision);
      2) Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO);
      3) Объединенный форум финансовых конгломератов "Надзор за финансовыми конгломератами" и "Концентрация рисков";
      4) Международная ассоциация страховых надзоров (IAIS).
      4. В каждой из Сторон формы государственного регулирования дополняются различными формами саморегулирования, осуществляемого фондовыми или фьючерсными биржами, центральными депозитариями ценных бумаг, центральными клиринговыми организациями и объединениями профессиональных участников.

  Раздел 3. Развитие инфраструктуры финансового рынка

       Статья 8. Регулирование деятельности провайдеров
                  рынка ценных бумаг и (или) других финансовых
                  инструментов

      Стороны стремятся к гармонизации национального законодательства, устанавливающего требования к лицензированию деятельности провайдеров рынка ценных бумаг и (или) других финансовых инструментов и осуществлению ими полномочий по регулированию деятельности профессиональных участников, совершающих сделки в соответствии с правилами и стандартами, установленными самим провайдером или саморегулируемой организацией, обеспечивающей условия деятельности данного провайдера.

       Статья 9. Допуск ценных бумаг и других финансовых
                  инструментов к обращению на регулируемых
                  финансовых рынках

      1. Стороны гармонизируют требования и процедуры листинга ценных бумаг и допуска других финансовых инструментов к торговле на регулируемых, финансовых рынках, и правила, обеспечивающие справедливое и эффективное ценообразование по сделкам с ценными бумагами или другими финансовыми инструментами, включая производные финансовые инструменты, на регулируемых финансовых рынках.
      2. Стороны вносят изменения в национальное законодательство, позволяющие установить общий порядок и условия допуска ценных бумаг и других финансовых инструментов к обращению на регулируемом финансовом рынке каждой из Сторон.

       Статья 10. Доступ профессиональных участников на
                   регулируемые финансовые рынки

      Стороны гармонизируют условия доступа профессиональных участников на регулируемые финансовые рынки Сторон, предполагающие:
      1) отсутствие у провайдеров рынка ценных бумаг и (или) других финансовых инструментов норм дискриминационного характера для допуска профессиональных участников, соблюдающих установленные провайдерами правила деятельности на регулируемом финансовом рынке;
      2) соответствующий международным требованиям уровень профессиональной подготовки персонала участников регулируемого финансового рынка;
      3) достаточность у профессионального участника ресурсов для исполнения взятых на себя обязательств перед инвестором или потребителем его услуг с целью гарантирования соответствующего расчета по сделкам;
      4) способность профессионального участника соблюдать правила и процедуры, установленные системой исполнения сделок, заключенных на регулируемом финансовом рынке;
      5) возможность для профессионального участника оперативно раскрывать информацию о совершенных им сделках, участвовать в системах раскрытия информации, созданных и поддерживаемых государственными регуляторами и (или) провайдерами рынка ценных бумаг и (или) других финансовых инструментов.

       Статья 11. Направления интеграции регулируемых
                   финансовых рынков

      1. Стороны гармонизируют требования к:
      1) минимальному размеру капитала (собственных средств) провайдера рынка ценных бумаг и (или) других финансовых инструментов;
      2) листингу ценных бумаг, а также правилам совершения сделок с производными финансовыми инструментами;
      3) системе аттестации (сертификации) специалистов профессиональных участников, проведению всех операций на регулируемых финансовых рынках аттестованными (сертифицированными) специалистами;
      4) условиям доступа на регулируемые финансовые рынки профессиональных участников, единому реестру этих участников, включению профессиональных участников в реестр и исключению из него;
      5) проспектам эмиссии ценных бумаг, допущенных к обращению на регулируемых финансовых рынках, процедуре их регистрации государственными регуляторами;
      6) техническому и программному обеспечению, достаточному для эффективной организации торговли и качественного управления операциями, гарантирующему надежность средств, принадлежащих провайдеру рынка ценных бумаг и (или) других финансовых инструментов, и предотвращение риска сбоя его деятельности;
      7) порядку осуществления клиринга и расчетам по всем видам производных финансовых инструментов;
      8) обнародованию текущей цены, предложенной покупателем, цены продавца и интенсивности торговли по ценам, информация о которых предоставлена провайдером, диапазону цен, предложенных покупателем и продавцом, или котировок, определенных регулируемым финансовым рынком, обеспечению доступа к средствам обнародования данной информации;
      9) опубликованию котировок ценных бумаг, индексов активности регулируемых рынков легко доступными для профессиональных участников способами и к регулярности предоставления данной информации.
      2. Стороны считают целесообразным создание системы расчетов по сделкам с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, позволяющей осуществлять расчеты в течение одного дня с момента совершения сделки.

       Статья 12. Консолидация учетной системы
                   финансовых рынков

      1. Консолидация учетной системы финансовых рынков, способствующая повышению эффективности исполнения трансграничных сделок и оcущecтвлeнию расчетов между субъектами инвестиционной деятельности, является приоритетом для процесса интеграции рынков ценных бумаг и других финансовых инструментов.
      2. Организациями учетной системы финансовых рынков, уполномоченными на ведение счетов и фиксирующими права на финансовые инструменты в каждой из Сторон, являются национальный центральный депозитарий ценных бумаг, иные депозитарные организации и реестродержатели, если их наличие предусмотрено национальным законодательством.
      3. Стороны создают национальные центральные депозитарии ценных бумаг.
      Стороны допускают открытие депозитарными организациями Сторон корреспондентских (междепозитарных) счетов на территории Сторон только в центральных депозитариях ценных бумаг Сторон, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством Сторон.
      4. В целях повышения ликвидности ценных бумаг и других финансовых инструментов Стороны считают целесообразным создание национальной центральной клиринговой организации. При этом каждая из Сторон самостоятельно решает вопрос о необходимости и сроках создания такой организации, исходя из цели создания наилучших условий для развития национальных финансовых рынков.
      Функции центральной клиринговой организации и центрального депозитария ценных бумаг могут быть совмещены с учетом особенностей, установленных национальным законодательством.

       Статья 13. Информационные базы данных финансовых
                   рынков

      Стороны признают необходимость создания стандартизированных централизованных баз данных национальных финансовых рынков. Резидентам Сторон предоставляется доступ к содержащейся в таких базах публичной информации.

       Статья 14. Регистрационные номера эмиссионных
                   ценных бумаг

      Стороны самостоятельно определяют правила присвоения национальных регистрационных номеров выпускам эмиссионных ценных бумаг, основываясь на принципах присвоения одного регистрационного номера выпускам ценных бумаг, предоставляющих своим владельцам одинаковые права.
      Стороны используют в качестве идентификатора выпуска ценных бумаг при обращении на территории Сторон национальный регистрационный номер и (или) международный номер (ISIN), присваиваемый в соответствии с международным стандартом ISO 6166.

  Раздел 4. Заключительные положения

       Статья 15. Создание рабочей группы

      В целях реализации настоящего Соглашения в течение шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Соглашения компетентными органами. Сторон создается рабочая группа из экспертов Сторон. Функции и полномочия рабочей группы определяются положением о рабочей группе, которое утверждается отдельным соглашением между компетентными органами Сторон.

       Статья 16. Порядок разрешения споров

      Споры и разногласия между Сторонами относительно толкования и (или) применения положений настоящего Соглашения разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами.
      В случае недостижения согласия любая из Сторон может передать спор на разрешение в Орган по разрешению споров в рамках Единого экономического пространства.

       Статья 17. Оговорки

      Оговорки к настоящему Соглашению не допускаются.

       Статья 18. Присоединение к Соглашению

      Любое государство может стать участником настоящего Соглашения.
      Условия присоединения к настоящему Соглашению определяются в международном договоре, заключаемом между государствами-участниками настоящего Соглашения и присоединяющимся государством.

       Статья 19. Изменения и дополнения

      По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются протоколом.

       Статья 20. Порядок вступления в силу Соглашения
                   и выхода из него

      Порядок вступления в силу настоящего Соглашения и выхода из него определяется Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров по формированию Единого экономического пространства и выхода из них.
      Совершено в городе ________ "___" _______ 200__ года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится у Депозитария. Депозитарием настоящего Соглашения является Республика Казахстан до передачи функций Депозитария Комиссии Единого экономического пространства.
      Депозитарий направит каждой из Сторон, подписавшей настоящее Соглашение, его заверенную копию.

       За Правительство                     За Правительство
      Республики Беларусь                  Республики Казахстан

      За Правительство                     За Кабинет
      Российской Федерации                 Министров Украины

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.