Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 18.06.2015 № 457 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Сноска. Заголовок постановления в редакции постановления Правительства РК от 05.12.2013 № 1318 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).
В соответствии со статьей 21 Закона Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года "О транспорте в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила проведения профилактических работ по пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
2) Правила ликвидации последствий пожаров на железнодорожном транспорте;
3) Правила проведения профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидации последствий пожаров на воздушном транспорте.
4) Правила проведения профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидации последствий пожаров на метрополитене.
Сноска. Пункт 1 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 05.12.2013 № 1318 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 16 февраля 2008 года N 148
Правила
проведения профилактических работ по пожарной
безопасности на железнодорожном транспорте
1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения профилактических работ по пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (далее - Правила) определяют порядок организации и осуществления профилактических работ по пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
2. Правила разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года "О транспорте в Республике Казахстан" и от 22 ноября 1996 года "О пожарной безопасности".
3. Должностными лицами подразделений отраслевой противопожарной службы на железнодорожном транспорте Республики Казахстан (далее - ОППС ЖД), осуществляющими пожарно-профилактическую работу, являются:
начальник ОППС ЖД - главным инспектором ОППС ЖД;
заместитель начальника ОППС ЖД - старшим инспектором ОППС ЖД;
старшие инспектора, инспектора, главные специалисты и специалисты ОППС ЖД - инспекторами ОППС ЖД;
начальник подразделения ОППС ЖД (в пределах отделения дороги) -главным инспектором ОППС ЖД на отделении дороги;
заместитель начальника подразделения ОППС ЖД (в пределах отделения дороги) - старшим инспектором ОППС ЖД на отделении дороги.
Старшие инструктора, инструктора по пожарной профилактике в подразделениях ОППС ЖД, начальники пожарных поездов и их заместители или начальник караула (отделения) пожарного поезда (в пределах границ обслуживания) являются инспекторами ОППС ЖД на отделении дороги.
4. В своей деятельности должностные лица ОППС ЖД руководствуются Законом Республики Казахстан "О пожарной безопасности", иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области пожарной безопасности, а также настоящими Правилами.
5. Общее руководство и контроль за организацией, проведением пожарно-профилактической работы подразделений ОППС ЖД на стационарных объектах и подвижном составе организаций железнодорожного транспорта Республики Казахстан (далее - объект), осуществляет ОППС ЖД.
6. Руководство и контроль за организацией и проведением пожарно-профилактической работы в подразделениях ОППС ЖД (в пределах отделений дороги) осуществляет начальник подразделения ОППС ЖД.
7. При осуществлении функций ОППС ЖД, указания и распоряжения вышестоящих инспекторов ОППС ЖД обязательны для исполнения нижестоящими инспекторами ОППС ЖД. Вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.
8. Вышестоящие инспектора ОППС ЖД в необходимых случаях могут отменять решения нижестоящих инспекторов ОППС ЖД.
9. Должностные лица ОППС ЖД решают возложенные на них задачи в тесном взаимодействии с пожарно-техническими комиссиями (далее - ПТК), добровольными пожарными дружинами (далее - ДПД) объектов, органами государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее - ОПС).
Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 18.11.2008 N 1068.
10. Для заверения документов, связанных с решением вопросов по пожарной безопасности, используются печати, имеющиеся в подразделениях ОППС ЖД.
11. Должностные лица ОППС ЖД несут ответственность за невыполнение предоставленных им полномочий, определенных настоящими Правилами.
12. Не допускается привлечение работников ОППС ЖД на выполнение не свойственных работ и функций, не связанных с настоящими Правилами.
2. Организация деятельности и планирование
пожарно-профилактической работы в ОППС ЖД
13. Организация деятельности должностных лиц ОППС ЖД осуществляется на соответствующих уровнях подразделений ОППС ЖД.
14. Непосредственное руководство пожарно-профилактической работой, ее планированием, анализом пожаров и противопожарного состояния объектов осуществляется начальником ОППС ЖД, в пределах отделения дороги начальником подразделения ОППС ЖД.
15. За начальствующим составом ОППС ЖД для осуществления контроля за противопожарным состоянием закрепляются наиболее опасные в пожарном отношении объекты по перечню, утвержденному начальником ОППС ЖД.
16. Должностные лица ОППС ЖД, осуществляющие пожарно- профилактическую работу, изучают специфику обслуживаемых объектов, анализируют причины пожаров и состояние пожарной безопасности объектов, разрабатывают мероприятия по снижению их пожарной опасности, поддерживают связь с руководителями объектов, ПТК, территориальными органами ОПС с целью совместного проведения мероприятий, направленных на предотвращение пожаров.
17. Организация и планирование пожарно-профилактической работы осуществляется в ОППС ЖД и подразделениях ОППС ЖД.
18. План работы инспекторов ОППС ЖД разрабатываются на основе анализа обстановки с пожарами, состояния пожарной безопасности на объектах, с учетом решения перспективных и текущих вопросов оперативно-служебной деятельности и нормативных правовых актов в области пожарной безопасности Республики Казахстан.
19. В ОППС ЖД разрабатываются следующие планы работы:
1) в ОППС ЖД - годовой план пожарно-профилактических мероприятий;
2) в подразделениях ОППС ЖД - годовой и месячный план пожарно-профилактических мероприятий.
20. Месячный план работы регистрируется в дневнике учета профилактической работы, который является основным документом личного планирования согласно приложению 1 к настоящим Правилам. В этом плане работы указываются организационно-профилактические мероприятия, поименно все объекты, которые планируются обследовать, а также предусматривается резерв времени, необходимый для выполнения внеплановых работ и поручений.
21. Начальник ОППС ЖД и подразделений ОППС ЖД систематически контролирует выполнение планов, делая в них отметки. В случае невыполнения отдельных мероприятий в конце квартала (полугодия) составляется справка о причинах их невыполнения, в которой отражается проведенная работа, предусмотренная планом.
22. Пожарно-техническое обследование (далее - ПТО) объектов планируется равномерно в течение года с учетом местных условий, важности, взрывопожарной опасности объектов.
23. Планы работы ОППС ЖД утверждаются вышестоящим руководителем, планы работ подразделений ОППС ЖД на отделениях дорог начальником ОППС ЖД, индивидуальные планы работ начальников пожарных поездов, инспекторов ОППС ЖД - начальником подразделения ОППС ЖД отделений дорог.
В годовом плане пожарно-профилактических мероприятий предусматривают пожарно-технические обследования объектов, проведение сезонных (весенних и осенних осмотров) обследований объектов совместно с другими надзорными государственными органами, проведение комплекса мероприятий, осуществление пожарно-профилактических работ, направленных на предупреждение пожаров.
24. Работники ОППС ЖД для ПТО объектов представляют служебные удостоверения и задание на проведение ПТО, утвержденные начальником подразделения ОППС ЖД согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
25. Виды ПТО: детальные, контрольные, комплексные, целевые (оперативные):
1) при детальном ПТО осуществляется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов;
2) при контрольном ПТО выявляется степень выполнения мероприятий, предложенных ОППС ЖД при детальном обследовании. Контрольные ПТО проводят по истечении намеченных сроков выполнения предложенных мероприятий;
3) комплексное ПТО объектов осуществляется совместно с органами ОПС;
4) целевое (оперативное) ПТО осуществляется по указанию руководства ОППС ЖД с целью выборочного обследования противопожарного состояния объектов, с учетом сезонности, обстановкой с пожарами, режимом работы объекта.
26. ПТО проводиться в год не менее двух раз, детальное с вручением акта пожарно-технического обследования об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности ОППС ЖД согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
При контрольных и других видах ПТО составляется акт в произвольной форме о невыполнении предложенных мероприятий и вновь выявленных нарушений правил пожарной безопасности.
27. ПТО объектов проводится должностными лицами ОППС ЖД в соответствии с раскреплением объектов при участии руководителей или выделенных ими представителей администрации объекта. К проведению ПТО привлекаются специалисты объекта (технологи, энергетики), члены ПТК и начальник ДПД. О дате проведения ПТО работник ОППС ЖД заблаговременно уведомляет руководителя объекта или лицо, его замещающее.
28. После окончания ПТО под руководством руководителя объекта с участием всех причастных должностных лиц проводится обсуждение вскрытых недостатков, определяются противопожарные мероприятия и сроки их выполнения.
29. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается проверявшим должностным лицом ОППС ЖД. Один экземпляр акта не позднее пятидневного срока после окончания ПТО вручается под роспись руководителю объекта, а второй - остается для контроля в подразделениях ОППС ЖД.
30. При проведении ПТО совместно с представителем ОПС составляется предписание в трех экземплярах, подписывается должностными лицами ОПС, первый экземпляр вручается руководителю объекта, второй экземпляр представителю ОППС ЖД, третий экземпляр остается для контроля ОПС.
31. Сроки выполнения предлагаемых мероприятий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности в предписании устанавливаются осуществлявшим проверку должностным лицом ОПС, в акте работником ОППС ЖД по согласованию с руководителем объекта.
32. Мероприятия, не выполненные администрацией объекта по предыдущим предписаниям и актам, включаются в новое предписание или акт. Новые сроки выполнения этих мероприятий не устанавливаются, а указываются с какого года они предлагаются.
33. Руководители объектов, получившие предписание или акт и не согласные с ним, могут в десятидневный срок обжаловать его в вышестоящие органы ОПС или ОППС ЖД.
34. Противопожарные требования по объектам, размещенным в арендованных зданиях и территориях объектов, предъявляются арендодателям в полном объеме соответствующих противопожарных правил , если это оговорено в договоре на аренду.
35. При ПТО определяются:
1) деятельность руководителя объекта и ответственных лиц по обеспечению пожарной безопасности; наличие приказов, распоряжений и инструкций по вопросам обеспечения пожарной безопасности; организация эксплуатации установок пожарной автоматики; наличие заявок на финансирование для противопожарных целей и приобретение пожарного оборудования; включение противопожарных мероприятий в перспективные планы, в производственно-финансовые планы; соблюдение правил оформления и ведения огневых работ; организация и качество профилактической работы ПТК; боеготовность работы ДПД; порядок проведения противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума с рабочими и служащими; знание работниками объекта обязанностей и действий на случай возникновения пожара; правильность учета пожаров и меры, принятые администрацией в этих случаях;
2) степень выполнения предыдущих предписаний ОПС, актов обследований ОППС ЖД, соблюдение требований норм и правил пожарной безопасности, стандартов, приказов и указаний по вопросам пожарной безопасности;
3) обеспечение безопасности людей в случае возникновения пожара (знание работниками объекта обязанностей на случай вынужденной эвакуации; исправное содержание путей и выходов эвакуации, наличие и работоспособность систем противодымной защиты);
4) соответствие требованиям норм систем вентиляции, отопления, энергоснабжения, объемно-планировочных решений, устройство противопожарных преград, содержание территорий;
5) соответствие нормам пожарной безопасности систем противопожарной защиты (обеспечение и техническое состояние пожарной техники, наличие и работоспособность автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, средств связи, наличие и исправность наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения);
6) при ПТО ремонтных организаций обследуется проведение капитальных ремонтов, всех видов ТО, модернизация подвижного состава, соответствие их требованиям норм и правил, стандартов, нормативным актам по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
36. Учет объектов ведется в журнале профилактической работы согласно приложению 4 к настоящим Правилам, в подразделениях ОППС ЖД, должностными лицами ОППС ЖД по участкам обслуживания.
37. Руководители подразделений ОППС ЖД анализируют степень выполнения мероприятий, предложенных в актах ОППС ЖД.
38. На каждый объект, закрепленным должностным работником ОППС ЖД, ведется контрольно-наблюдательное дело согласно приложению 5 к настоящим Правилам, в котором хранится вся переписка: техническая характеристика объекта, предписания, акты, работа ПТК; списки членов ДПД, приказы руководителей объекта, ответственных. Контрольно-наблюдательные дела объектов хранятся не менее пяти лет.
39. ПТО пассажирских поездов проводится в пунктах формирования и оборотных станциях отправления пассажирских поездов. ПТО пассажирских поездов в пути следования осуществляется по графику, утвержденному начальником подразделения ОППС ЖД с участием начальника поезда и поездного электромеханика. Результаты проведенной работы отражаются в рейсовом журнале за подписью проверяющего лица, начальника поезда.
40. ПТО локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава, электроподвижного состава и рефрижераторных секций (поездов) в депо приписки осуществляется по графикам, утвержденным руководителями подразделений ОППС ЖД в объеме установленных норм пожарной безопасности.
41. Подвижной состав железнодорожного транспорта сторонних организаций для допуска работы на магистральной железнодорожной сети Республики Казахстан предъявляются комиссионному ПТО для установления соответствия нормам пожарной безопасности.
Приложение 1
к Правилам проведения профилактических
работ по пожарной безопасности
на железнодорожном транспорте
Дневник учета
профилактической работы
_______________________________________________________________
(Ф.И.О работника ОППС, наименование и адрес подразделения OППС)
_______________________________________________
на________месяц 200___г
N п/п |
Дата | Наименование объекта | Наименование мероприятий |
Штемпель станции и роспись |
---|---|---|---|---|
Инспектор__________________Ф.И.О
__________________
Приложение 2
к Правилам проведения профилактических
работ по пожарной безопасности
на железнодорожном транспорте
Отраслевая противопожарная служба Задание N__
на проведение пожарно-технического обследования объекта
Выдано_________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
произвести детальное, контрольное, целевое обследование
(нужное подчеркнуть) противопожарного состояния______________
_______________________________________________________
(наименование объекта, подвижного состава)
с "__" по "__" ____________200 г.
Основание: Правила проведения профилактических работ по пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
Начальник:_____________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
С предписанием ознакомлен_______________________________
(должность, Ф.И.О.)
Предписание действительно при наличии удостоверения должностного лица ОППС ЖД
Образец служебного удостоверения
Отраслевая противопожарная служба па железнодорожном транспорте Республики Казахстан |
Имеет право в любое время проводить пожарно-техническое обследование всех видов подвижного состава и стационарных объектов организаций железнодорожного транспорта в соответствии с Правилами проведения профилактических работ по пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. |
|
---|---|---|
Место для |
УДОСТОВЕРЕНИЕ N__ |
|
Выдано"__"________200__года |
Руководитель |
Приложение 3
к Правилам проведения профилактических
работ по пожарной безопасности
на железнодорожном транспорте
Отраслевая противопожарная служба А К Т N___
пожарно-технического обследования
Комиссией в составе:___________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
(указываются должность, Ф.И.О. членов комиссии)
"__"________200__года произведено пожарно-техническое
обследование___________________________________________
___________________________________________________________
(объект обследования, должность и Ф.И.О. работника ОППС ЖД)
_______________________________________________________
совместно______________________________________________
(должность, Ф.И.О. представителей объекта)
_______________________________________________________
В целях устранения выявленных при проверке нарушений норм и правил пожарной безопасности в соответствии с Законом Республики Казахстан "О пожарной безопасности" от 22 ноября 1996 года и Правил проведения профилактических работ по пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, руководителю объекта следует выполнить следующие мероприятия:
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Отметка о выполнении |
---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
Предложенные мероприятия являются обязательными для руководителей организаций железнодорожного транспорта Республики Казахстан.
При несогласии с предложенными мероприятиями Вы можете обжаловать Акт в десятидневный срок со дня вручения, в вышестоящий орган ОППС ЖД.
Подписи членов комиссии: _____________________
_____________________
_____________________
Акт для исполнения получил:
______________________________ __________________________
(подпись руководителя объекта) (Ф.И.О. работника ОППС ЖД)
Приложение 4
к Правилам проведения профилактических
работ по пожарной безопасности
на железнодорожном транспорте
Журнал профилактической работы Раздел 1
Характеристика закрепленного обслуживаемого участка
1. Участок обслуживания________________________________
2. Общее количество объектов___________________________
в том числе:
2.1. ЦД________________________________________________
2.2. ЦП________________________________________________
2.3. ЦШ________________________________________________
2.4. ЦЭ________________________________________________
2.5. ЦМ________________________________________________
2.6. ЦТ________________________________________________
2.7. ЦЛ________________________________________________
2.6. ЦВ________________________________________________
2.7. НП________________________________________________
2.8. Прочие____________________________________________
Журнал учета объектов
N п/п |
Наименование объекта и его принадлеж - ность к хозяйству |
Ф.И.О. НОРИП закрепле - нного за объектом | Наличие ПТК, ДПД, наличие пожарной техники | Даты и виды П ТО | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Приложение 5
к Правилам проведения профилактических
работ по пожарной безопасности
на железнодорожном транспорте
Отраслевая противопожарная служба
Контрольно-наблюдательное дело
________________________________________________
(наименование организации)
__________________________________________________
Начато "__" ____________ 200__ г.
Окончено "__" ____________ 200__ г.
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 16 февраля 2008 года N 148
Правила
ликвидации последствий пожаров на железнодорожном транспорте
1. Общие положения
1. Настоящие Правила ликвидации последствий пожаров на железнодорожном транспорте (далее - Правила) определяют порядок организации и проведения пожарно-тактических работ при тушении и ликвидации последствий пожаров на железнодорожном транспорте Республики Казахстан.
2. Правила разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года "О транспорте в Республике Казахстан" и от 22 ноября 1996 года "О пожарной безопасности".
3. Для ликвидации последствий пожаров на железнодорожном транспорте Республики Казахстан создается отраслевая противопожарная служба на железнодорожном транспорте Республики Казахстан (далее - ОППС ЖД).
4. В своей деятельности ОППС ЖД руководствуются Законом Республики Казахстан "О пожарной безопасности" (далее - Закон), иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
5. Настоящие Правила разработаны для руководства в работе всеми организациями и работниками железнодорожного транспорта Республики Казахстан независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
6. Ответственность за знание и выполнение работниками организаций железнодорожного транспорта настоящих Правил возлагается на руководителей организаций железнодорожного транспорта.
7. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:
тушение пожаров - боевые действия, направленные на спасание людей, имущества и ликвидацию пожара. Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности;
боевые действия - организованное применение сил и средств противопожарной службы для выполнения основной боевой задачи;
основная боевая задача - достижение локализации и ликвидации пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств противопожарной службы;
локализация пожара - стадия тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям (животным), прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации, имеющимися силами и средствами;
ликвидация пожара - стадия тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения;
решающее направление - направление боевых действий, на котором использование сил и средств противопожарной службы обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи;
спасание людей на пожаре - действия по спасанию людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону пожара, где имеется вероятность воздействия на них опасных факторов.
2. Оповещение, вызов и отправление подразделений к месту пожара
8. В состав подразделений ОППС ЖД входят пожарные поезда на железнодорожном транспорте, предназначенные для:
1) тушения и ликвидации последствий пожаров на объектах железнодорожного транспорта;
2) выполнения работ и услуг по тушению пожаров на объектах и подвижном составе сторонних организаций на договорной основе.
Привлечение пожарного поезда для выполнения работ не по назначению не допускается.
9. Порядок вызова подразделений противопожарной службы и аварийно-спасательных формирований Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и других организаций разрабатывается организациями железнодорожного транспорта, подразделениями ОППС ЖД в пределах oтделений дорог, согласовывается с соответствующими организациями и территориальными органами государственной противопожарной службы.
Во всех организациях железнодорожного транспорта необходимо иметь настоящие Правила.
Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 18.11.2008 N 1068.
10. Лица, обнаружившие пожар, или получившие о нем сообщение, немедленно вызывают подразделения ОППС ЖД и подразделения государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее - МЧС РК).
11. В инструкциях по обеспечению пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта и на специальных указателях (табличках) указываются номера телефонов отраслевых и территориальных государственных противопожарных служб, по которым необходимо звонить в случае пожара.
Сноска. Пункт 11 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 18.11.2008 N 1068.
12. При поступлении сообщения о пожаре дежурный персонал организации уточняет информацию и направляет подразделения организаций на место пожара, определенных схемой оповещения, утвержденной руководителем организации.
13. Действия руководителей работ на месте пожара определяются Боевым уставом противопожарной службы Республики Казахстан.
14. Вызов, отправление и продвижение пожарных и других подразделений к месту пожара обеспечивается в кратчайшие сроки и определяются в порядке, установленном организацией железнодорожного транспорта.
15. Для организации работ по тушению и ликвидации последствий пожара организовывается штаб при организациях, на которых произошел пожар. Обеспечение работы штаба возлагается на первого руководителя организации железнодорожного транспорта.
16. Для организации бесперебойной работы подразделений на месте работ по тушению и ликвидации последствий пожара руководители организаций обеспечивают связью, транспортными средствами и другими необходимыми материалами.
17. За своевременное отправление, беспрепятственное продвижение пожарных и подразделений организаций к месту пожара несут ответственность руководители организаций железнодорожного транспорта.
18. Все передвижения пожарных подразделений с момента отправки, продвижения и до возвращения на место дислокации осуществляются в установленном порядке организации железнодорожного транспорта.
3. Организация работ по ликвидации последствий пожара
19. Первоочередные действия по ликвидации последствий пожара организуют в соответствии с планами пожаротушения и привлечения сил и средств территориальных аварийно-спасательных служб (далее - План), утвержденные руководителем организации железнодорожного транспорта.
При первоочередных действиях при необходимости может проводиться временная эвакуация населения из опасной зоны, мобилизация необходимых материально-технических ресурсов организаций, прекращается или приостанавливается работа объекта, на котором произошли авария, бедствие или катастрофа, изменяется режим работы в организациях, вводятся ограничения (карантин) на передвижение людей и грузов, осуществляются возможные спасательные и аварийно-восстановительные работы, обеспечиваются общественный порядок и охрана объектов.
20. Границы опасной зоны определяются руководителями ликвидации последствий пожара и штаба работ в установленном законодательством порядке .
21. Организации проводят защитные мероприятия, спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с утвержденным Планом.
22. После тушения пожара организации осуществляют мероприятия, направленные на ликвидацию последствий пожара, восстановление движения поездов, организацию работы прерванного технологического процесса производства (обеспечение электроэнергией и связью, ремонт железнодорожного пути и устройств энергоснабжения, связи).
23. Железнодорожный подвижной состав, пожарная и вспомогательная техника, пожарно-техническое оборудование и снаряжение, использованное при ликвидации последствий пожара, связанных с опасными грузами, по окончанию работ подвергается промывке и обеззараживанию.
24. При тушении и ликвидации последствий пожара при необходимости вводится в действие служба медицинской помощи.
25. Работники санитарно-эпидемиологического надзора после проведения работ по обеззараживанию организовывают лабораторный контроль за эффективностью их проведения, при необходимости направляют на повторное обеззараживание.
26. Пожарные поезда и привлеченная техника после ликвидации последствий пожара направляются на заправку водой цистерн, проверяется их техническое состояние и выставляется на место дислокации.
27. Руководители организаций организовывают обучение работников методам защиты и действиям при возникновении и ликвидации последствий пожаров в составе невоенизированных формирований.
28. Случаи пожаров расследуются и рассматриваются в организациях железнодорожного транспорта в соответствии с порядком, установленным уполномоченным органом Республики Казахстан в области железнодорожного транспорта.
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 16 февраля 2008 года N 148
Правила
проведения профилактических работ по пожарной безопасности и
ликвидации последствий пожаров на воздушном транспорте
1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидации последствий пожаров на воздушном транспорте (далее - Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года "О транспорте в Республике Казахстан" и от 22 ноября 1996 года "О пожарной безопасности".
Профилактические работы по пожарной безопасности проводятся и обеспечиваются организацией гражданской авиации. При проведении профилактических работ принимаются меры, направленные на:
1) своевременное выполнение противопожарных мероприятий при новом строительстве и реконструкции действующих объектов, а также поддержание соответствующего противопожарного режима при эксплуатации зданий и сооружений;
2) разработку оперативных планов пожаротушения на объектах гражданской авиации, организации плановых тренировок и учений по их отработке;
3) внедрение новых технических решений, направленных на снижение пожарной опасности;
4) регулярное обследование состояния пожарной безопасности объекта, наличие и исправность систем противопожарной защиты и боеготовность противопожарной службы организации.
2. Обеспечение пожарной безопасности и пожаротушение возлагается на руководителя организации гражданской авиации. Руководитель организации определяет ответственных за пожарную безопасность отдельных объектов (производственных цехов, участков, установок, складских помещений, гостиниц).
3. Руководители организаций гражданской авиации на основе настоящих Правил, отраслевых инструкций в области пожарной безопасности и других нормативных правовых актов организуют разработку, согласование с территориальными органами государственной противопожарной службы, и утверждение соответствующих инструкций о мерах пожарной безопасности для организации в целом и каждого отдельного объекта.
Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 18.11.2008 N 1068.
4. При этом, согласованию подлежат следующие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности:
1) требования к содержанию территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
2) мероприятия по пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;
3) нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных и пожароопасных веществ и материалов;
4) места курения, применение открытого огня и проведение огневых работ;
5) требования по сбору, хранению и удалению горючих веществ и материалов, содержанию и хранению спецодежды;
6) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
7) действия обслуживающего персонала при пожаре, в том числе:
последовательность вызова подразделений противопожарной службы;
последовательность аварийной остановки технологического оборудования;
последовательность отключения вентиляции и электрооборудования;
правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
последовательность эвакуации людей, горючих веществ и материальных ценностей;
осмотр и приведение в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений организации гражданской авиации (подразделения).
5. Инструкции о мерах пожарной безопасности пересматриваются не реже одного раза в три года при изменении технологического процесса и условий работы, а также на основании анализа происшедших на объекте пожаров, аварий и взрывов.
6. Для обеспечения пожарной безопасности и проведения пожарно-профилактических работ в организациях гражданской авиации создаются пожарно-технические комиссии в состав которых входят: главный инженер или заместитель первого руководителя организации, начальник (заместитель) подразделения противопожарной службы объекта или инженер по охране труда и технике безопасности, руководители служб капитального строительства, наземных сооружений, горюче-смазочных материалов, эксплуатации радиотехнического оборудования и связи, авиационно-технической базы и другие лица по усмотрению руководителя организации гражданской авиации. Помимо пожарно-технической комиссии в крупных структурных подразделениях (службах горюче-смазочных материалов и эксплуатации радиотехнического оборудования и связи и других) начальником структурного подразделения могут создаваться цеховые (объектовые) пожарно-технические комиссии.
2. Противопожарное обеспечение авиационной техники и объектов
7. Противопожарное обеспечение авиационной техники и объектов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения пожаров и возгораний на авиационной технике и объектах, а в случае возникновения пожаров на своевременное их обнаружение и успешное тушение, безопасную эвакуацию людей и материальных ценностей.
8. Основной формой противопожарного обеспечения авиационной техники и объектов является пожарно-профилактическая работа, проводимая с целью своевременного выявления и устранения причин, создающих угрозу возникновений пожаров и возгораний.
Пожарно-профилактическая работа представляет собой совокупность плановых обследований, регулярных контрольных проверок и ежедневного контроля за соблюдением установленных противопожарных норм и правил, и устранением выявленных недостатков на объектах и воздушных судах при техническом обслуживании.
9. Пожарно-профилактическую работу осуществляют:
1) пожарно-технические комиссии путем плановых обследований (не менее двух раз в год);
2) лица, ответственные за пожарную безопасность в структурных подразделениях (руководители служб, отделов, складов, цехов, гостиниц) - постоянно;
3) соответствующие должностные лица в организациях гражданской авиации (инженеры, инструкторы) по пожарной профилактике - постоянно по всем объектам.
10. При проведении на объекте пожарно-профилактического обследования устанавливается:
1) наличие инструкций о мерах пожарной безопасности и степень их соблюдения;
2) соответствие фактического состояния пожарной безопасности объекта установленным противопожарным нормам и правилам;
3) степень выполнения ранее установленных противопожарных мероприятий;
4) знание работниками организации (объекта) установленного порядка пожарной безопасности и действий в случае возникновения пожара;
5) наличие и техническое состояние пожарной связи, первичных средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.
11. По результатам пожарно-профилактических обследований, контрольных проверок и ежедневного контроля принимаются следующие меры:
1) пожарно-техническими комиссиями составляется акт пожарно- технического обследования, в котором определяется состояние обеспечения пожарной безопасности, отмечаются выявленные нарушения, а также вносятся предложения о привлечении виновных лиц к ответственности, нарушающих требования пожарной безопасности;
2) руководителями структурных подразделений - принимаются меры по, устранению выявленных нарушений требований правил пожарной безопасности и привлечению к ответственности лиц, допустивших эти нарушения;
3) начальник подразделения противопожарной службы докладывает руководителю организации гражданской авиации о состоянии пожарной безопасности на объектах и вносит предложения по ее улучшению;
4) акт пожарно-технического обследования после утверждения руководителем организации гражданской авиации подлежит исполнению. В актe указываются конкретные сроки и исполнители противопожарных мероприятий. Выписки из акта вручаются исполнителям под расписку.
12. В целях обеспечения пожарной безопасности объектов, не работающих в праздничные дни, производится осмотр и прием их перед закрытием накануне праздников. Для осмотра и приема объектов в противопожарном отношении перед их закрытием на праздничные дни приказом руководителя организации гражданской авиации назначается комиссия. В приказе о назначении комиссии указывается также перечень подлежащих приему объектов, время осмотра и доклада о результатах приема.
13. При введении новых технологических процессов в действующем производстве разрабатываются и внедряются технические решения, направленные на снижение пожарной опасности технологических операций и совершенствование их пожарной защиты. Основными направлениями при этом является:
1) замена пожароопасных органических растворителей (бензин, спирты, керосин, уайт-спирт) на пожаробезопасные технические моющие средства;
2) изучение пожароопасных свойств веществ и материалов, используемых в производстве, и выдача рекомендаций по их безопасному применению;
3) оборудование пожаро- и взрывоопасных помещений установками пожарной автоматики.
14. В организациях гражданской авиации по перронам и стоянкам воздушных судов организуется патрулирование пожарными автомобилями с боевым расчетом в целях своевременного обнаружения и пресечения нарушений пожарной безопасности при техническом обслуживании воздушных судов, а также для оперативного тушения пожаров в случае их возникновения.
Периодичность и маршруты патрулирования устанавливаются в зависимости от местных условий и интенсивности полетов.
15. Работники организаций гражданской авиации проходят специальную противопожарную подготовку в системе производственного обучения в целях широкого изучения правил пожарной безопасности, а также обучения мерам предупреждения пожаров, правилам обращения с первичными и стационарными средствами пожаротушения и действиям при возникновении пожаров.
16. Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППP) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией осуществляются в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками проведения ремонтных работ. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт выполняются специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
17. В помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) должна быть вывешена инструкция о порядке действий оперативного (дежурного) персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики.
18. Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии, постоянной готовности и соответствовать проектной документации.
Перевод установок с автоматического пуска на ручной не допускается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.
19. Баллоны и емкости установок пожаротушения, масса огнетушащего вещества и давление в которых ниже расчетных значений на 10 % и более, подлежат дозарядке или перезарядке.
20. Оросители спринклерных (дренчерных) установок в местах, где имеется опасность механического повреждения, должны быть защищены надежными ограждениями, не влияющими на распространение тепла и не изменяющими карту орошения.
Устанавливать взамен вскрывшихся и неисправных оросителей и пробки и заглушки не допускается.
21. Станция пожаротушения должна быть обеспечена схемой обвязки и инструкцией по управлению установкой при пожаре.
У каждого узла управления должна быть вывешенна табличка с указанием защищаемых помещений, типа и количества оросителей и в секции установки. Задвижки и краны должны быть пронумерованы в соответствии со схемой обвязки.
22. Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции).
23. Оповещатели (громкоговорители) должны быть без регулятора громкости и подключены к сети без разъемных устройств.
Для обеспечения надежности передачи текстов оповещении и управления эвакуацией допускается использование внутренней радиотрансляционной сети и других сетей вещания, имеющихся на объекте.
24. Противопожарное обеспечение полетов включают мероприятия, направленные на тушение пожаров воздушных судом, возникших при авиационных или чрезвычайных происшествиях на территории аэродромов гражданской авиации, в целях создания условий для спасания людей, находящихся на борту этих воздушных судов.
25. Для выполнения пожарно-спасательных работ на воздушных судах и объектах в организациях гражданской авиации создаются штатные пожарно-спасательные расчеты, входящие в состав аварийно-спасательных команд аэропортов.
26. Пожарно-спасательные расчеты оснащаются пожарно-спасательной техникой, огнетушащими составами, специальным аварийно-спасательным оборудованием и снаряжением, обеспечивающим готовность к немедленному действию по выполнению возложенных на них задач.
27. Пожарно-спасательные расчеты и пожарно-спасательная техника в аэропортах размещаются на аварийно-спасательных станциях, расположенных с учетом обеспечения обзора летного поля и развертывания их в конце каждой взлетно-посадочной полосы при оптимальных условиях видимости и состояния поверхности дорог за время, не превышающее 3 минуты для первого автомобиля и 4 минуты для последующих.
28. В организациях гражданской авиации в зависимости от категории аэродрома по уровню требуемой противопожарной защиты создается нормативный запас огнетушащего состава, одновременно доставляемого на пожарных автомобилях к месту авиационного происшествия.
29. В организациях гражданской авиации постоянно обеспечивается трехкратный запас огнетушащих составов для тушения пожаров на воздушном судне.
30. Уровень противопожарной защиты, количество и типы пожарно-спасательных автомобилей, а также численный состав пожарно-спасательных расчетов на них устанавливаются порядком определения годности аэродромов, зависит от его категорий.
31. Для управления пожарно-спасательными работами, а также для вызова дополнительных сил и средств, аварийно-спасательные станции должны иметь прямую связь с организацией воздушных движений, с центральным пунктом пожарной связи города или пунктом связи ближайшей пожарной части Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее - МЧС РК), а также радиосвязь с руководителем аварийно-спасательных работ, пожарно-спасательными и специальными автомобилями противопожарной службы организации гражданской авиации.
32. Переговоры по каналам прямой связи и радиообмен при производстве аварийно-спасательных работ подлежат автоматической магнитофонной записи.
33. На аэродромах организаций гражданской авиации предусматриваются подъездные дороги, обеспечивающие доступ к источникам водоснабжения и наиболее вероятным местам авиационных происшествий. Особое внимание уделяется обеспечению свободного доступа в зоны взлета и захода на посадку, расположенные на расстоянии до 1000 м от конца взлетно-посадочной полосы.
34. На период полетов на основной или стартовой аварийно-спасательной станции устанавливается дежурство лиц из числа пожарно-спасательного расчета для постоянного наблюдения за взлетом, посадкой и рулением воздушного судна.
35. В каждой организации гражданской авиации составляется аварийный план действий пожарно-спасательных расчетов и взаимодействующих с ними сил и средств по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на воздушных судах, потерпевших бедствие, утверждаемый приказом руководителя.
36. Руководитель аварийно-спасательной работы принимает необходимые меры по защите от пожара воздушных судов, находящихся на соседних стоянках, а также объектов, расположенных вблизи горящего воздушного судна.
37. Специальной процедурой, которая может выполняться при тушении пожара на воздушном судне, находящемся на месте стоянки, является эвакуация (буксировка) других воздушных судов и подвижных технических средств из зоны пожара. Для этих целей привлекаются автомобильные буксировочные средства. Руководителем эвакуационных работ является начальник смены инженерно-авиационной службы.
38. Наблюдатель на вышке аварийно-спасательной станции (диспетчер противопожарной службы авиапредприятия) при обнаружении пожара на воздушном судне (или получении сообщения о пожаре) на местах стоянки, выполняет следующие действия:
1) объявляет сигнал "Тревога" пожарно-спасательному расчету;
2) вызывает взаимодействующие противопожарные службы города согласно схемы оповещения и Инструкции взаимодействия между аэропортом и территориальными органами государственной противопожарной службы.
Сноска. Пункт 38 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 18.11.2008 N 1068.
39. Руководитель аварийно-спасательной работы устанавливает первоочередные задачи, к которым относятся:
1) оценка характера аварийной ситуации;
2) проверка наличия (или отсутствия) людей на борту горящего воздушного судна;
3) постановка задачи для каждого расчета аварийно-спасательной команде авиапредприятия;
4) принятие решения о привлечении дополнительных сил и средств авиапредприятия и других (помимо пожарных частей) взаимодействующих сил.
40. Для руководителя тушения пожара (начальника пожарно- спасательной команды авиапредприятия) к таким задачам относятся:
1) проведение разведки пожара;
2) оценка опасности пожара для других воздушных судов и объектов;
3) организация действий по тушению пожара.
41. При тушении пожара на воздушном судне и проведении связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ выполняются требования Боевого устава органов государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 41 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 18.11.2008 N 1068.
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 16 февраля 2008 года № 148
Правила
проведения профилактических работ по пожарной
безопасности и ликвидации последствий пожаров на метрополитене
Сноска. Постановление дополнено Правилами в соответствии с постановлением Правительства РК от 05.12.2013 № 1318 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).
1. Общие требования
1. Настоящие Правила проведения профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидации последствий пожаров на метрополитене (далее – Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан», «О пожарной безопасности» и определяют порядок проведения профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидации последствий пожаров на метрополитене.
2. В Правилах применяются следующие основные понятия:
1) диспетчерская служба – служба, осуществляющая управление движением подвижного состава метрополитена и непрерывный контроль соблюдения графика (расписания) движения;
2) пассажир метрополитена – физическое лицо, имеющее проездной документ (билет) и совершающее поездку на метрополитене;
3) транспортное предприятие метрополитена – юридическое лицо, занятое деятельностью по перевозке пассажиров, багажа подвижным составом метрополитена, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) метрополитен – вид городского рельсового транспорта, осуществляющего регулярные социально значимые перевозки пассажиров и багажа по путям, изолированным (отделенным, не имеющим одноуровневых пересечений) от линий иных видов транспорта и прохода пешеходов к ним;
5) противопожарная служба метрополитена – структурное подразделение транспортного предприятия метрополитена, создаваемое для проведения профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидаций последствий пожаров на метрополитене;
6) эскалатор – подъемно-транспортное устройство в виде лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой;
7) подвижной состав метрополитена – подвижной состав, состоящий из одного или нескольких вагонных секций и предназначенный для перевозки пассажиров.
2. Порядок проведения профилактических работ по пожарной
безопасности на метрополитене
3. Профилактическая работа по пожарной безопасности на метрополитене включает в себя:
1) проведение плановых обследований объектов метрополитена (не менее двух раз в год);
2) проведение регулярных контрольных проверок объектов метрополитена;
3) проведение ежедневного контроля соблюдения установленных противопожарных норм и правил;
4) устранение выявленных недостатков по обеспечению пожарной безопасности на объектах метрополитена;
5) разработку документов, направленных на обеспечение пожарной безопасности;
6) проведение разъяснительной работы с работниками транспортного предприятия метрополитена о мерах пожарной безопасности и действиях в случае возникновения пожара.
4. Профилактическую работу осуществляет противопожарная служба метрополитена путем проведения мероприятий, указанных в пункте 3 настоящих Правил.
5. При проведении на объектах метрополитена планового обследования устанавливается:
1) наличие инструкций о мерах пожарной безопасности и степень их соблюдения;
2) соответствие фактического состояния пожарной безопасности объекта установленным противопожарным нормам и правилам;
3) степень выполнения ранее установленных противопожарных мероприятий;
4) наличие на каждой станции метрополитена оперативного плана пожаротушения, требований о мерах пожарной безопасности, плана эвакуации пассажиров, порядка действий работников метрополитена при работе шахт тоннельной вентиляции в случае задымления или пожара.
Указанные документы хранятся в помещении дежурного по станции, второй экземпляр оперативного плана пожаротушения хранится в кассе у старшего кассира и выдается по первому требованию руководителя тушения пожара;
5) наличие и техническое состояние пожарной связи, первичных средств пожаротушения и установок пожарной автоматики и сигнализации;
6) наличие в помещениях диспетчерской службы и дежурных по станции метрополитена (пожарные посты) инструкции о действиях оперативного (дежурного) персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики и сигнализации, утверждаемой руководителем транспортного предприятия метрополитена;
7) наличие в помещениях диспетчерской службы устройства для записи информации радиообмена.
6. В рамках проведения профилактических работ руководитель транспортного предприятия метрополитена разрабатывает и утверждает по согласованию с территориальным органом государственной противопожарной службы инструкцию о взаимодействии противопожарной службы метрополитена с территориальными органами государственной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в подвижном составе метрополитена и на объектах метрополитена (далее – Инструкция).
Инструкция корректируются не реже одного раза в год, а также при изменении технологического процесса и условий работы, подлежит доработке.
7. По результатам плановых обследований, ежедневных контрольных проверок противопожарной службой принимаются следующие меры:
1) составляется акт планового обследования, в котором определяется состояние обеспечения пожарной безопасности, отмечаются выявленные нарушения, определяются конкретные сроки и исполнители устранения выявленных нарушений. Акт планового обследования, утверждается руководителем транспортного предприятия метрополитена;
2) письменно докладывают руководителю транспортного предприятия метрополитена о состоянии пожарной безопасности на объектах, вносят предложения по ее улучшению и принимают меры по устранению выявленных нарушений.
3. Порядок ликвидации последствий пожаров на метрополитене
8. Для ликвидации последствий пожаров противопожарной службой устанавливаются первоочередные задачи, к которым относятся:
1) оценка последствий пожара;
2) проверка наличия (или отсутствия) людей на станциях, туннелях и подвижном составе метрополитена;
3) принятие решения о привлечении дополнительных сил и средств метрополитена.
9. Для организации работ по ликвидации последствий пожара организовывается штаб на объектах метрополитена, где произошел пожар.
Штаб рассматривает информацию о последствиях пожара, формирует план по их устранению, который утверждается руководителем транспортного предприятия метрополитена.
Обеспечение работы штаба возлагается на руководителя транспортного предприятия метрополитена.
10. При ликвидации последствий пожара проводятся:
1) эвакуация населения из опасной зоны;
2) мобилизация необходимых материально-технических ресурсов транспортного предприятия метрополитена;
3) прекращение или приостановление работы объекта метрополитена, на котором произошел пожар;
4) изменение режима работы объекта метрополитена;
5) введение ограничения (карантин) на передвижение пассажиров.