Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ
:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам концессии".
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
ПРОЕКТ
О внесении дополнений и изменений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам концессии
Статья 1.
Внести дополнения и изменения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 г. "
О налогах и других обязательных платежах в бюджет
" (Налоговый кодекс) (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., N 11-12, ст. 168; 2002 г., N 6, ст. 73, 75; N 19-20, ст. 171; 2003 г., N 1-2, ст. 6; N 4, ст. 25; N 11, ст. 56; N 15, ст. 133, 139; N 21-22, ст. 160; N 24, ст. 178; 2004 г., N 5, ст. 30; N 14, ст. 82; N 20, ст. 116; N 23, ст. 140, 142; N 24, ст. 153; 2005 г., N 7-8, ст. 23; N 21-22, ст. 86, 87; N 23, ст. 104; 2006 г., N 1, ст. 4, 5; N 3, ст. 22; N 4, ст. 24; N 8, ст. 45, 46; N 10, ст. 52; N 11, ст. 55; N 12, ст. 77, 79; N 13, ст. 85; N 16, ст. 97, 98, 103; N 23, ст. 141; 2007 г., N 1, ст. 4; N 2, ст. 16, 18; N 3, ст. 20; N 4, ст. 33; N 5-6, ст. 37, 40; N 9, ст. 67; N 10, ст. 69; N 12, ст. 88; N 14, ст. 102; N 14, ст. 105; N 15, ст. 106; N 18, ст. 144; N 20, ст. 152; N 24, ст. 178):
1) подпункт 4) пункта 1 статьи 423 дополнить словами ", за исключением платных автомобильных дорог, переданных в концессию".
2. В
Бюджетный кодекс
Республики Казахстан от 24 апреля 2004 г. (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., N 8-9, ст. 53; N 20, ст. 116; N 23, ст. 140; N 23, ст. 142; 2005 г., N 14, ст. 55; N 21-22, ст. 87; 2006 г., N 1, ст. 5; N 3, ст. 22; N 8, ст. 45; N 12, ст. 77; N 12, ст. 79; N 13, ст. 86; N 16, ст. 97; N 23, ст. 141; 2007 г., N 1, ст. 4; N 2, ст. 16; N 4, ст. 28; N 13, ст. 98; N 16, ст. 129; N 20, ст. 152; N 23, ст. 176):
1) пункт 1 статьи 4 дополнить подпунктом 32-1) следующего содержания:
"32-1) софинансирование концессионных проектов - выделение бюджетных средств, для финансирования концессионных обязательств в соответствии с договором концессии;";
2) подпункт 12) пункта 1 статьи 50 дополнить абзацем следующего содержания:
"выполнение концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан.";
3) подпункт 12) пункта 1 статьи 51 дополнить абзацем следующего содержания:
"выполнение концессионных обязательств местных исполнительных органов.";
4) подпункт 12) пункта 1 статьи 52 дополнить абзацем следующего содержания:
"выполнение концессионных обязательств местных исполнительных органов.";
5) статью 60 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:
"2-1) формирует перечень концессионных проектов;";
6) подпункт 16) статьи 61 дополнить словами "финансовых обязательств концедента по заключенным договорам концессии;";
7) статью 64 дополнить подпунктом 10) следующего содержания:
"10) передает объекты, относящиеся к коммунальной собственности, в концессию;";
8) часть первую пункта 1 статьи 73 дополнить подпунктом 3) следующего содержания:
"3) перечень концессионных проектов, требующих софинансирования.";
9) пункт 2 статьи 74 дополнить абзацем следующего содержания:
"перечня концессионных проектов, требующих софинансирования.";
10) подпункт 5) пункта 4 статьи 76 после слов "проектов (программ)" дополнить словами ", концессионных проектов, требующих софинансирования,";
11) подпункт 2) пункта 4 статьи 77 после слов "проектов (программ)" дополнить словами ", концессионных проектов, требующих софинансирования,";
12) пункт 1 статьи 147 после слов "проекты (программы)" дополнить словами "софинансирования концессионных проектов";
13) в пункте 2 статьи 148:
в части первой и второй после слов "проектов (программ)" дополнить словами "и софинансирования концессионных проектов";
в подпунктах 2) и 3) части второй слово "перечня" заменить словом "перечней", после слов "проектов (программ)" дополнить словами "и концессионных проектов, требующих софинансирования";
14) дополнить статьями 150-1 и 150-2 следующего содержания:
"Статья 150-1. Формирование перечня концессионных проектов, требующих софинансирования
1. Основанием для включения концессионного проекта в перечень являются:
1) технико-экономическое обоснование проекта;
2) положительное заключение экономической экспертизы технико-экономического обоснования;
3) согласование проекта уполномоченным государственным органом по исполнению бюджета и уполномоченным государственным органом по осуществлению права распоряжения республиканской собственностью по существующим объектам республиканской собственности;
4) положительное решение бюджетной комиссии.
2. Формирование перечня концессионных проектов, требующих софинансирования осуществляется уполномоченным органом по экономическому планированию в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Статья 150-2. Разработка и экспертиза технико-экономического обоснования концессионных проектов
Разработка и экспертиза технико-экономического обоснования концессионных проектов осуществляться в рамках распределяемых бюджетных программ соответственно центрального или местных уполномоченных органов по экономическому планированию в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.";
15) дополнить статьей 152-1 следующего содержания:
"Статья 152-1. Реализация бюджетных инвестиций посредством софинансирования концессионных проектов
1. Бюджетные инвестиции, реализуемые посредством софинансирования концессионных проектов, реализуются на основании договора концессии.
2. Софинансирование концессионных проектов производится концедентом в рамках соответствующей бюджетной программы администратора в пределах концессионных обязательств.
3. Софинансирование концессионных проектов осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.";
16) в статье 191:
дополнить подпунктом 12-1) следующего содержания:
"12-1) концессионные обязательства - сумма на определенную дату принятых и не исполненных концедентом финансовых обязательств по заключенным договорам концессии;";
подпункт 14) после слов "непогашенных займов местного исполнительного органа," дополнить словами "а также концессионных обязательств местного исполнительного органа,";
подпункт 15) после слова "займов," дополнить словами "а также концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан,";
подпункт 21) дополнить словами "оплата концессионных обязательств.";
подпункт 23) после слова "займов," дополнить словами "концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан,";
дополнить подпунктом 29) следующего содержания:
"29) обязательства концедента - обязательства, принятые Правительством Республики Казахстан либо местным исполнительным органом перед концессионером, возникающие при реализации концессионных проектов, в рамках предоставляемых видов государственной поддержки;";
17) в статье 194:
в пункте 1 после слова "займов," дополнить словами "концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов,";
в пунктах 3, 4 слова "заимодателями - " исключить;
18) пункт 4 статьи 195 дополнить словами ", оплате концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов.";
19) в статье 196:
подпункт 1) после слова "гарантий" дополнить словами ", принятие концессионных обязательств.";
подпункт 4):
после слов "регистрации государственных займов," дополнить словами "концессионных обязательств,";
после слов "обслуживания государственных займов" дополнить словами ", исполнения концессионных обязательств";
20) дополнить главами 45-1 и 45-2 следующего содержания:
"Глава 45-1. Концессионные обязательства Правительства Республики Казахстан
Статья 204-2. Принятие концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан
1. Принятие концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан осуществляется на основе:
1) формирования перечня концессионных проектов;
2) установления финансовых границ и приоритетов принятия концессионных обязательств.
2. Принятие концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета на основании решения Правительства Республики Казахстан по каждому отдельному концессионному проекту.
Статья 204-3. Выполнение концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан
Выполнение концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета за счет бюджетных средств, предусмотренных в законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Глава 45-2. Концессионные обязательства местных исполнительных органон
Статья 204-4. Принятие концессионных обязательств местными исполнительными органами
1. Принятие концессионных обязательств местными исполнительными органами осуществляется на основе:
1) формирования перечня концессионных проектов;
2) установления финансовых границ и приоритетов принятия концессионных обязательств.
2. Принятие концессионных обязательств местными исполнительными органами осуществляется местным уполномоченным органом по исполнению бюджета на основании решения маслихата области, города республиканского значения, столицы по каждому отдельному концессионному проекту.
Статья 204-5. Ограничение принятия концессионных обязательств местными исполнительными органами
Принятие концессионных обязательств местным исполнительным органом ограничивается установленным лимитом долга соответствующего местного исполнительного органа и объемом средств местного бюджета, направляемых на погашение и обслуживание долга соответствующего местного исполнительного органа.".
3. В Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 г. "
Об автомобильных дорогах
" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., N 17-18, ст. 246; 2004 г., N 23, ст. 142; 2006 г., N 1, ст. 5; N 14, ст. 89; N 24, ст. 148; 2007 г., N 16, ст. 129):
1) в подпункте 5) статьи 1 слова "с обязательным наличием альтернативного бесплатного проезда по другой дороге, качество которой соответствует требованиям государственных стандартов, установленных нормативными правовыми актами" исключить;
2) в пункте 2 статьи 5 слова "альтернативного бесплатного проезда, качество которого соответствует требованиям государственных стандартов, установленных нормативными актами" и "платного" исключить;
3) дополнить статьей 5-1 следующего содержания:
"Статья 5-1. Льготы по плате за пользование платными автомобильными дорогами, переданными в концессию
1. От платы за пользование платными автомобильными дорогами, переданными в концессию, освобождаются:
1) транспортные средства скорой медицинской помощи;
2) транспортные средства противопожарных формирований;
3) транспортные средства государственных органов и организаций по ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) иные транспортные средства, в соответствии с договором концессии.
2. Правительство Республики Казахстан или местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) могут устанавливать для отдельных категорий граждан льготы по плате за пользование платными автомобильными дорогами, переданными в концессию.";
4) статью 11 дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:
"7-1) утверждение максимальных ставок платы за проезд по участкам и (или) мостовым переходам платных автомобильных дорог международного и республиканского значения, переданных в концессию.";
5) пункт 1-1 статьи 13 дополнить подпунктом 6) следующего содержания:
"6) утверждение максимальных ставок платы за проезд по участкам и (или) мостовым переходам платных автомобильных дорог областного значения, переданных в концессию.".
4. В Закон Республики Казахстан от 7 июня 2006 г. "
О концессиях
" (Ведомости Парламента Республики Казахстан июль, 2006 г., N 14, ст. 88):
1) в статье 1:
подпункт 4) изложить в следующей редакции:
"4) концессия - передача по договору концессии объектов государственной собственности во временное владение и пользование в целях улучшения и эффективной эксплуатации, а также прав на создание (строительство) новых объектов за счет средств концессионера и последующей передачей таких объектов государству с предоставлением концессионеру прав владения, пользования, а также с предоставлением государственной поддержки либо без таковой;";
дополнить подпунктом 12) следующего содержания:
"12) специализированная организация по вопросам концессии - организация, созданная Правительством Республики Казахстан для оказания услуг по вопросам концессии.";
2) статью 3 дополнить подпунктами 4) и 5) следующего содержания:
"4) свободной конкуренции;
5) равенства всех потенциальных концессионеров и недопущения дискриминации.";
3) в статье 5:
подпункт 2) пункта 2 исключить;
в пункте 4 слова "без предварительного письменного согласия концедента" исключить;
4) статью 7 изложить в следующей редакции:
"Статья 7. Источники возмещения затрат и получения доходов концессионера
1. Затраты концессионера, связанные с исполнением договора концессии, могут возмещаться путем реализации произведенных товаров (работ, услуг) и получения доходов в процессе эксплуатации объекта концессии.
2. В случаях установления Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) льгот на пользование произведенными концессионерами товарами (работами, услугами) государство в лице Правительства или соответствующих местных исполнительных органов выступает потребителем таких товаров (работ, услуг).
3. Государством может предоставляться компенсация инвестиционных затрат концессионера в соответствии с бюджетным законодательством.";
5) статью 8 дополнить подпунктом 7) и 8) следующего содержания:
"7) создает специализированную организацию по вопросам концессии;
8) утверждает перечень отобранных предложений для разработки технико-экономического обоснования объектов, возможных к передаче в концессию (далее - технико-экономическое обоснование).";
6) статью 9 изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Полномочия уполномоченного государственного органа по экономическому планированию
Уполномоченный государственный орган по экономическому планированию:
1) привлекает специализированную организацию по вопросам концессии для проведения:
анализа и экспертизы предложений;
оценки и экономической экспертизы технико-экономического обоснования;
анализа и экспертизы концессионных проектов, представленных участниками конкурса при проведении конкурса по концессии;
2) формирует перечень с учетом результатов экономической экспертизы технико-экономического обоснования и вносит его в Правительство Республики Казахстан;
3) согласовывает конкурсную документацию по объектам концессии, относящимся к республиканской собственности, а также предполагающим предоставление государственной гарантии, поручительства государства, принятие Правительством Республики Казахстан концессионных обязательств, либо требующие софинансирования из республиканского бюджета;
4) осуществляет мониторинг реализации концессионных проектов.";
7) статью 10 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Полномочия уполномоченного государственного органа по исполнению бюджета
Уполномоченный государственный орган по исполнению бюджета:
1) согласовывает перечень;
2) согласовывает конкурсную документацию в отношении объектов, относящихся к республиканской собственности;
3) заключает договоры государственных гарантий и поручительств государства по договорам концессии, а также ведет реестр предоставленных государственных гарантий и поручительств государства по договорам концессии.";
8) в статье 11:
в подпункте 1) слова "для включения их в перечень" исключить;
дополнить подпунктами 6), 7) и 8) следующего содержания:
"6) принимает созданные (построенные) на основе договоров концессии объекты в республиканскую собственность;
7) привлекает аудиторскую организацию для осуществления проверки финансово-хозяйственной деятельности концессионера по объектам, относящимся к республиканской собственности;
8) организует привлечение новых концессионеров путем проведения открытого конкурса по выбору концессионера в случае досрочного прекращения действия ранее заключенного договора концессии по объектам концессии, относящимся к республиканской собственности.";
9) статью 12 дополнить подпунктом 6) следующего содержания:
"6) организует передачу созданных (построенных) на основе договоров концессии объектов в республиканскую собственность.";
10) в статье 13:
подпункт 1) после слова "собственности" дополнить словами "соответствующей административно-территориальной единицы,";
дополнить подпунктами 8), 9) и 10) следующего содержания:
"8) принимает созданные (построенные) на основе договоров концессии объекты в коммунальную собственность;
9) привлекает аудиторскую организацию для осуществления проверки финансово-хозяйственной деятельности концессионера по объектам, относящимся к коммунальной собственности;
10) организует привлечение новых концессионеров путем проведения открытого конкурса по выбору концессионера в случае досрочного прекращения действия ранее заключенного договора концессии по объектам концессии, относящимся к коммунальной собственности.";
11) в статье 14:
пункт 1 дополнить подпунктами 5), 6) и 7) следующего содержания:
"5) софинансирование концессионных проектов - выделение бюджетных средств, для финансирования концессионных обязательств в соответствии с договором концессии;
6) гарантии потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг) в случае, если основным потребителем товаров (работ, услуг), производимых концессионером, является государство;
7) компенсация определенного объема инвестиционных затрат концессионера в установленные договором концессии сроки и в определенных им объемах в период действия договора концессии.";
в пункте 3:
в части первой слова "стоимость самого концессионного проекта" заменить словами "стоимости объекта за счет средств концессионера в рамках договора концессии объектов.";
в части второй слова "исполнению бюджета" заменить словами "экономическому планированию";
12) в статье 15:
в абзаце первом слово "три" заменить словом "четыре";
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"подготовка и отбор предложений";
13) дополнить статьей 15-1 следующего содержания:
"Статья 15-1. Подготовка и отбор предложений
1. Предложения формируются уполномоченным государственным органом соответствующей отрасли и местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) с учетом предложений, внесенных физическими или юридическими лицами в порядке частной инициативы, исходя из отраслевой экспертизы, включая оценку:
1) проблем текущего состояния отрасли, которые влияют на ее дальнейшее развитие;
2) соответствия целей проекта приоритетам развития отрасли, установленным стратегическими, среднесрочными программами, планами развития республики или региона, а также решения существующих проблем в отрасли;
3) альтернативных вариантов достижения целей проекта;
4) ситуации в отрасли в случаях реализации проекта и отсутствия такой реализации;
5) распределения выгод от реализации проекта.
2. Уполномоченный государственный орган соответствующей отрасли должен согласовать предложения по объектам концессии, относящимся к республиканской собственности, с уполномоченным государственным органом по осуществлению права распоряжения республиканской собственностью.
3. Предложения представляются уполномоченным государственным органом соответствующей отрасли и местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) в уполномоченный государственный орган по экономическому планированию.
4. Уполномоченный государственный орган по экономическому планированию привлекает специализированную организацию по вопросам концессии для проведения экспертизы концессионных предложений.
5. Уполномоченный государственный орган по экономическому планированию на основании экспертизы специализированной организации по вопросам концессии формирует перечень отобранных предложений для разработки технико-экономического обоснования в соответствии с бюджетным законодательством.";
14) статью 16 изложить в следующей редакции:
"Статья 16. Формирование перечня
1. Перечень утверждается Правительством Республики Казахстан.
Перечень подлежит опубликованию в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан.
2. Перечень состоит из двух разделов:
1) проекты по передаче в концессию существующих объектов государственной собственности;
2) проекты по передаче в концессию объектов, строительство и эксплуатация которых будут осуществлены на основе договоров концессии.
3. Перечень формируется уполномоченным государственным органом по экономическому планированию с учетом результатов экономической экспертизы технико-экономического обоснования и в соответствии со стратегическими, среднесрочными программами, планами развития республики, среднесрочной фискальной политикой Республики Казахстан, инвестиционными возможностями республиканского бюджета.";
15) в статье 17:
в пункте 1:
абзац первый после слова "документацию," дополнить словами "согласованную с уполномоченным государственным органом по экономическому планированию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 настоящего Закона и уполномоченным государственным органом по исполнению бюджета в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 10 настоящего Закона";
в подпункте 2) слово "описание" заменить словами "технико-экономическое обоснование, описание";
дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
"3-1) возможные виды и допустимые объемы государственной поддержки для данного проекта;";
дополнить подпунктом 15) следующего содержания:
"15) льготы по плате за пользование объектами концессии, и условия, при которых предоставляются такие льготы.";
пункт 3 дополнить частью второй следующего содержания:
"При проведении повторного конкурса потенциальный концессионер вправе обратиться с запросом о разъяснении положений конкурсной документации, но не позднее пятнадцати календарных дней до истечения окончательного срока предоставления конкурсных заявок.";
пункт 4:
часть первую дополнить словами ", а при проведении повторного конкурса, в срок не более десяти календарных дней.";
часть вторую дополнить словами ", а при повторном конкурсе на срок, не менее пятнадцати календарных дней.";
16) в статье 18:
пункт 1 дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
"4) иметь собственный капитал, составляющий не менее 20 процентов по отношению к стоимости предлагаемого к реализации проекта.";
пункт 2:
часть вторую дополнить словами "или аудиторский отчет за предыдущий финансовый год";
дополнить частью третей следующего содержания:
"В случае, если предусматривается получение концессионером государственной гарантии, потенциальный концессионер должен иметь чистый доход за последний завершенный финансовый год или за два любых из трех последних завершенных финансовых года, согласно подтвержденной аудиторским отчетом финансовой отчетности.";
17) пункт 3 статьи 19 дополнить словами ", о месте, времени и дате проведения конкурса. Организатор конкурса в обязательном порядке публикует информацию о проведении конкурса в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, за 60 дней до дня проведения конкурса, а при проведении повторного конкурса за 30 дней.";
18) в статье 20:
в части второй пункта 1 слова "независимых экспертов, определяемых Правительством Республики Казахстан," заменить словами "специализированную организацию по вопросам концессии";
часть первую пункта 2 дополнить словами "с учетом заключения специализированной организации по вопросам концессии";
в пункте 5 слова "из числа представленных конкурсных заявок" заменить словами "путем проведения открытого конкурса по выбору концессионера";
19) в пункте 1 статьи 21:
подпункт 4) изложить в следующей редакции:
"4) источники возмещения затрат и получения доходов концессионера;";
подпункт 5) исключить;
подпункт 6) после слова "сроки" дополнить словом ", источники";
подпункт 17) изложить в следующей редакции:
"17) виды, объемы, сроки и условия предоставления государственной поддержки в случае ее предоставления в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.";
дополнить подпунктом 18) следующего содержания:
"18) льготы по плате за пользование объектами концессии, и условия, при которых предоставляются такие льготы, если это является неотъемлемой частью концессионного проекта.".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 1, который вводится в действие с 1 января 2009 года.
Президент
Республики Казахстан