Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании производства и оборота биотоплива".
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Проект
Закон Республики Казахстан
"О государственном регулировании
производства и оборота биотоплива"
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере производства и оборота биотоплива.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) биотопливо - топливо, произведенное из сырья биологического происхождения, в том числе биоэтанол и биодизель;
2) биодизель - метиловый или этиловый сложный эфир, получаемый из растительных масел или животных жиров, имеющий свойства дизельного топлива;
3) уполномоченный орган в области производства биотоплива - государственный орган, осуществляющий руководство в области государственного регулирования производства биотоплива;
4) уполномоченный орган в области оборота биотоплива - государственный орган, осуществляющий руководство в области государственного регулирования оборота биотоплива;
5) сырье биологического происхождения (сырье) - продукты биологического происхождения, в том числе распадающиеся на биохимические компоненты и используемые для производства биотоплива;
6) биоэтанол - дегидратированный этиловый спирт, произведенный из сырья биологического происхождения, предназначенный для обязательного смешивания с нефтепродуктами или использования с целью производства другого вида биотоплива;
7) участники биотопливного рынка - производители биотоплива и производители нефтепродуктов с содержанием биотоплива;
8) производитель биотоплива - юридическое лицо, осуществляющее производство и оборот биотоплива в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
9) производство биотоплива - комплекс работ по переработке сырья, обеспечивающий получение биотоплива;
10) завод по производству биотоплива - специализированный комплекс сооружений, предназначенный для переработки сырья в биотопливо;
11) оборот биотоплива - приобретение, транспортировка, хранение, реализация, экспорт и импорт биотоплива;
12) дегидратированный этиловый спирт - этиловый спирт, подвергшийся процессу обезвоживания, доля воды которого составляет не более 1 процента;
13) денатурированный биоэтанол - дегидратированный этиловый спирт, подвергшийся процессу смешивания с химическими веществами, в целях придания свойств, не позволяющих использование в качестве пищевого продукта или добавок в пищевой продукт;
14) утилизация - технологическая обработка биотоплива, непригодного для использования по целевому назначению, и побочных продуктов производства биотоплива в биотопливо заданного качества или другую продукцию;
15) паспорт производства - документ установленной формы, отражающий показатели производственных мощностей завода по производству биотоплива, его основные характеристики, регламентирующий использование имеющегося оборудования для соблюдения технологического процесса производства биотоплива;
16) сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие продукции требованиям, установленным техническими регламентами, положениям стандартов или иных документов;
17) пищевое сырье - сырье, пригодное для производства пищевой продукции и используемое для производства биотоплива;
18) сопроводительная накладная - унифицированный документ, предназначенный для осуществления контроля за движением биотоплива на всем пути следования от отправителя до получателя, необходимый для оформления операций по отпуску и приему биотоплива.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота биотоплива
Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота биотоплива основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Глава 2. Государственное регулирование производства и оборота биотоплива
Статья 3. Цели и задачи государственного регулирования производства и оборота биотоплива
1. Цели государственного регулирования производства и оборота биотоплива включают в себя:
охрану окружающей среды;
развитие производства и оборота биотоплива;
обеспечение продовольственной безопасности государства при производстве биотоплива.
2. Основными задачами государственного регулирования производства и оборота биотоплива являются:
снижение уровня выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу;
увеличение объемов производства и экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью;
поддержка проведения научных исследований и внедрение передовых наукоемких технологий в производстве и обороте биотоплива;
введение норм, позволяющих Правительству Республики Казахстан определять предельные объемы производственных мощностей по производству биотоплива и устанавливать квоты на пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо.
Статья 4. Государственное регулирование производства и оборота биотоплива
Государственное регулирование производства и оборота биотоплива осуществляется посредством:
1) установления квот на пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо;
2) определения предельных объемов производственных мощностей по производству биотоплива;
3) осуществления государственного контроля в области оборота биотоплива.
Статья 5. Государственная поддержка производства и оборота биотоплива
В целях обеспечения развития биотопливного рынка государство осуществляет следующие формы поддержки производства и оборота биотоплива:
1) финансирование исследований по изучению приоритетных направлений развития рынка биотоплива;
2) организация лизинговых поставок техники и оборудования участникам биотопливного рынка.
Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота биотоплива
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в области государственного регулирования производства и оборота биотоплива;
2) определяет предельные объемы производственных мощностей по производству биотоплива;
3) определяет формы и порядок представления производителями биотоплива отчетов в уполномоченный орган в области производства биотоплива, необходимых для осуществления мониторинга производства биотоплива и исполнения квот на пищевое сырье;
4) устанавливает квоты на пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо;
5) утверждает технические регламенты в области производства и оборота биотоплива.
Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области производства биотоплива
Уполномоченный орган в области производства биотоплива:
1) реализует государственную политику в области производства биотоплива;
2) разрабатывает, утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области государственного регулирования производства биотоплива;
3) разрабатывает и утверждает перечень необходимых сведений для утверждения паспорта производства биотоплива;
4) вносит предложения по разработке наукоемких технологий в области производства биотоплива;
5) разрабатывает технические регламенты в области производства и оборота биотоплива;
6) выдает разрешения на строительство заводов по производству биотоплива в пределах объемов производственных мощностей по производству биотоплива, определенных Правительством Республики Казахстан;
7) для выдачи разрешений на строительство заводов по производству биотоплива проводит отраслевую экспертизу к технико-экономическому обоснованию;
8) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по определению предельных объемов производственных мощностей по производству биотоплива;
9) ведет мониторинг производства биотоплива;
10) устанавливает порядок и требования по применению контрольных приборов учета, обеспечивающих автоматизированную передачу уполномоченному органу в области производства биотоплива информации об объемах производства биотоплива;
11) для установления квот на объемы пищевого сырья, используемое для последующей переработки в биотопливо, два раза в год проводит анализ производства соответствующего вида пищевого сырья и вносит его в Правительство Республики Казахстан.
Статья 8. Компетенция уполномоченного органа в области оборота биотоплива
Уполномоченный орган в области оборота биотоплива:
1) реализует государственную политику в области оборота биотоплива;
2) разрабатывает, утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области государственного регулирования оборота биотоплива;
3) осуществляет камеральный контроль оборота биотоплива;
4) определяет форму, порядок и сроки представления деклараций по обороту биотоплива;
5) разрабатывает и утверждает форму предписания;
6) разрабатывает и утверждает порядок оформления сопроводительных накладных.
Статья 9. Строительство заводов по производству биотоплива
1. Предложение о строительстве заводов по производству биотоплива вносится в уполномоченный орган в области производства биотоплива физическими или юридическими лицами с представлением технико-экономического обоснования по строительству завода по производству биотоплива и заключением государственной экологической экспертизы на строительство завода по производству биотоплива.
2. Технико-экономическое обоснование должно содержать:
1) четкое определение конкретных целей, путей и механизма их реализации;
2) указание предполагаемого месторасположения завода по производству биотоплива и обоснования его выбора;
3) анализ объемов производства и переработки конкретного вида (или видов) пищевого сырья (или сырья), планируемого к использованию для производства биотоплива;
4) анализ структуры посевных площадей в случае использования пищевого сырья;
5) анализ сбалансированности финансовых, трудовых, технических, сырьевых ресурсов и источников их обеспечения.
3. Правительство Республики Казахстан определяет предельные объемы производственных мощностей по производству биотоплива.
4. Строительство заводов по производству биотоплива допускается только после разрешения уполномоченного органа в области производства биотоплива в пределах объемов производственных мощностей по производству биотоплива, определенных Правительством Республики Казахстан.
5. Для выдачи разрешений на строительство заводов по производству биотоплива уполномоченный орган в области производства биотоплива проводит отраслевую экспертизу к технико-экономическому обоснованию.
6. Отраслевая экспертиза к технико-экономическому обоснованию проводится в течение тридцати рабочих дней с даты представления технико-экономического обоснования физическими и юридическими лицами и предусматривает рассмотрение следующих основных вопросов:
оценка соответствия целей технико-экономического обоснования приоритетам развития биотопливной отрасли;
анализ ситуации в биотопливной отрасли в случаях реализации и не реализации проекта строительства завода по производству биотоплива и объема его предельного производства;
оценка технологических и технических решений;
оценка альтернативных вариантов достижения целей технико-экономического обоснования.
7. Запрещается строительство заводов по производству биотоплива без разрешения на строительство заводов по производству биотоплива уполномоченного органа в области производства биотоплива.
Статья 10. Установление квот на пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо
1. Производитель биотоплива использует пищевое сырье для последующей его переработки в биотопливо в пределах квот, установленных Правительством Республики Казахстан.
2. Для установления квот на пищевое сырье, уполномоченный орган в области производства биотоплива два раза в год проводит анализ производства соответствующего вида пищевого сырья и вносит его в Правительство Республики Казахстан.
3. Анализ проводится исходя из:
средних показателей объемов производства соответствующего вида пищевого сырья на территории Республики Казахстан;
необходимости обеспечения продовольственной безопасности и исполнения Республикой Казахстан международных обязательств.
4. Квоты устанавливаются на каждый завод по производству биотоплива один раз в полгода пропорционально его доли в общей суммарной производственной мощности всех предприятий, производящих биотопливо.
5. Первая квота на пищевое сырье, устанавливается по истечению пяти рабочих дней с момента ввода в действие завода по производству биотоплива.
6. Сделки по приобретению каждой партии пищевого сырья должны совершаться в письменной форме.
7. Квоты па пищевое сырье, устанавливаемые Правительством Республики Казахстан не распространяются на импортное пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо.
Статья 11. Общие требования безопасности к биотопливу, его производству и обороту
1. Объектом технического регулирования является биотопливо, его производство и оборот.
2. Биотопливо, его производство и оборот, оборудование и технические средства, используемые при производстве и обороте биотоплива должны обеспечивать безопасность для жизни и здоровья человека и охрану окружающей среды в соответствии с требованиями технических регламентов, положений стандартов или иных документов.
Статья 12. Подтверждение соответствия
Подтверждение соответствия биотоплива требованиям, установленным техническими регламентами, положениями стандартов или иных документов на территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.
Статья 13. Условия производства и оборота биотоплива
1. Производство биотоплива осуществляется:
1) при наличии паспорта производства и контрольных приборов учета, обеспечивающих автоматизированную передачу уполномоченному органу в области производства биотоплива информации об объемах производства биотоплива;
2) на заводе по производству биотоплива, принадлежащем на праве собственности производителю биотоплива.
2. Реализация биотоплива должна осуществляться с оформлением сопроводительных накладных:
1) лицам, осуществляющим производство биотоплива и/или имеющим лицензию на компаундирование нефтепродуктов;
2) на экспорт при наличии соответствующих документов.
3. Транспортировка биотоплива допускается при наличии сопроводительных накладных на всем пути его следования.
4. Запрещается хранение биотоплива в помещениях, не принадлежащих на праве собственности лицам, являющимся участниками биотопливного рынка.
Статья 14. Обязанности участников биотопливного рынка
1. Производитель биотоплива обязан:
1) представлять в уполномоченный орган в области производства биотоплива отчеты, необходимые для осуществления мониторинга производства биотоплива и исполнения квот на пищевое сырье, в соответствии с формами и порядком, определенными Правительством Республики Казахстан;
2) при использовании в производстве биотоплива в качестве пищевого сырья - пшеницу, принимать на переработку пшеницу 3, 4 и 5 классов и не классную;
3) обеспечивать подтверждение соответствия каждой партии произведенного биотоплива требованиям, установленным техническими регламентами;
4) в случае несоответствия произведенного биотоплива составу, установленному техническими регламентами, произвести его утилизацию;
5) предоставлять в уполномоченный орган в области оборота биотоплива декларации по обороту биотоплива, в соответствии с формой, порядком и сроками, установленными уполномоченным органом в области оборота биотоплива;
6) в случае транспортировки биотоплива оформлять и представлять в уполномоченный орган в области оборота биотоплива сопроводительные накладные в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом в области оборота биотоплива;
7) соблюдать требования безопасности, установленные статьей 11 настоящего Закона;
8) обеспечивать автоматизированную передачу уполномоченному органу в области производства биотоплива информации об объемах производства биотоплива;
9) проводить ремонтные и восстановительные работы, в соответствии со сроками, указанными в паспорте производства;
10) разработать и утвердить паспорт производства биотоплива в соответствии с перечнем необходимых сведений для утверждения паспорта производства биотоплива, утвержденным уполномоченным органом в области производства биотоплива;
11) обеспечить установку контрольных приборов учета, обеспечивающих автоматизированную передачу уполномоченному органу в области производства биотоплива информации об объемах производства биотоплива.
2. Производитель нефтепродуктов с содержанием биотоплива обязан:
1) предоставлять в уполномоченный орган в области оборота биотоплива декларации по обороту биотоплива, в соответствии с формой, порядком и сроками, установленными уполномоченным органом в области оборота биотоплива;
2) в случае транспортировки биотоплива оформлять и представлять в уполномоченный орган в области оборота биотоплива сопроводительные накладные в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом в области оборота биотоплива.
Статья 15. Ограничения в области производства и оборота биотоплива
Производителям биотоплива запрещается:
1) использовать пищевое сырье для последующей переработки в биотопливо в объемах, превышающих квоты, установленные Правительством Республики Казахстан;
2) использовать в качестве пищевого сырья пшеницу 1 и 2 классов при производстве биотоплива;
3) осуществлять реализацию биотоплива, состав которого не соответствует составу, установленному техническими регламентами;
4) производить и осуществлять оборот не денатурированного биоэтанола, за исключением случаев его поставки на завод по производству биотоплива или на нефтеперерабатывающий завод для переработки в другие виды биотоплива (биодизель, этил-трет-бутиловый эфир, этилацетат, этилактат и другие);
5) производить и осуществлять оборот алкогольной продукции;
6) принимать на переработку сырье, являющееся генетически модифицированным источником/объектом или содержащее генетически модифицированные источники/объекты без научно обоснованного подтверждения их безопасности и проведения их государственной регистрации;
7) осуществлять производство биотоплива двумя и более производителями биотоплива на одном и том же заводе по производству биотоплива.
Глава 3. Государственный контроль в области оборота биотоплива
Статья 16. Предмет и цель проведения государственного контроля в области оборота биотоплива
1. Деятельность участников биотопливного рынка подлежит государственному контролю в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
2. Предметом проверки, проводимым уполномоченным органом в области оборота биотоплива, является соблюдение участниками биотопливного рынка требований настоящего Закона.
3. Целью проведения контроля в области оборота биотоплива является профилактика и предотвращение нелегального оборота биотоплива и обеспечение соблюдения требований настоящего Закона.
4. Уполномоченный орган в области оборота биотоплива в целях осуществления государственного контроля взаимодействует с центральными и местными исполнительными органами.
Статья 17. Государственный контроль в области оборота биотоплива
1. В области оборота биотоплива осуществляется камеральный контроль.
2. Камеральный контроль осуществляется уполномоченным органом в области оборота биотоплива непосредственно по месту его нахождения на основе изучения и анализа деклараций по обороту биотоплива, сопроводительных накладных, представляемых участниками биотопливного рынка и данных контрольных приборов учета, представляемых уполномоченным органом в области производства биотоплива по согласованию.
Статья 18. Порядок проведения государственного контроля в области оборота биотоплива
1. Камеральный контроль проводится ежемесячно на основе изучения и анализа деклараций по обороту биотоплива, сопроводительных накладных, представляемых в обязательном порядке участниками биотопливного рынка и данных контрольных приборов учета, представляемых уполномоченным органом в области производства биотоплива по согласованию.
2. В случаях непредставления участниками биотопливного рынка указанных в пункте 1 настоящей статьи документов, либо выявления нарушений при их изучении и анализе уполномоченным органом в области оборота биотоплива в течение пяти рабочих дней с момента выявления соответствующего нарушения участнику биотопливного рынка вручается предписание.
В предписании указывается полное наименование участника биотопливного рынка, регистрационный номер налогоплательщика, дата вручения предписания, требование об исполнении обязательства по декларированию, основание для направления предписания, порядок обжалования.
Форма предписания устанавливается уполномоченным органом в области оборота биотоплива.
3. Предписание должно быть вручено представителю участника биотопливного рынка, лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения.
4. Не выполнение участниками биотопливного рынка требований, изложенных в предписании, влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административном правонарушении.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота биотоплива
Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота биотоплива влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 20. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечению десяти календарных дней со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан