Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О социальных услугах".
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Проект
Закон Республики Казахстан
О социальных услугах
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере предоставления социальных услуг, для лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) платный объем специальных социальных услуг - объем социальных услуг, предоставляемый сверх гарантированного объема бесплатных специальных социальных услуг на платной основе;
2) социальная дезадаптация - нарушение поведения личности и ее взаимодействия с социальной средой, неспособность к усвоению норм и ценностей;
3) социальная депривация - процесс сокращения и/или лишения возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей лицом (семьей);
4) государственные стандарты в сфере предоставления специальных социальных услуг - нормативные правовые акты, устанавливающие требования, сроки и объем предоставления социальных услуг, утверждаемые совместно уполномоченными органами в области социальной защиты населения, здравоохранения и образования;
5) социальная услуга - деятельность субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги, по удовлетворению социальных потребностей лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации;
6) социальный работник - физическое лицо, имеющее профессиональное, послесреднее или высшее образование, занимающее в установленном законодательством порядке оплачиваемую должность по осуществлению оценки, определению потребности или оказанию социальных услуг лицам, (семьям) находящимся в трудной жизненной ситуации;
7) социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности лица (семьи);
8) субъекты, предоставляющие общие и (или) специальные социальные услуги - физические и юридические лица, занятые в государственном и негосударственном секторе социальных услуг;
9) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о социальных услугах
1. Законодательство Республики Казахстан о социальных услугах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Казахстан, оралманов, а также постоянно проживающих на территории Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства.
Статья 4. Основные принципы и задачи государственной политики в сфере
предоставления социальных услуг
1. Государственная политика Республики Казахстан в сфере предоставления социальных услуг основывается на принципах:
1) соблюдения прав человека;
2) гуманности, добровольности, конфиденциальности, адресности и доступности предоставления социальных услуг;
3) социального равенства и социальной справедливости;
4) взаимодействия государственных органов с физическими и юридическими лицами, предоставляющими социальные услуги;
5) социальной интеграции и улучшения качества жизни населения.
2. Основными задачами государственной политики в сфере предоставления социальных услуг является:
1) создание условий для преодоления трудной жизненной ситуации в случае ее возникновения;
2) обеспечение гарантированным объемом бесплатных специальных социальных услуг;
3) организация предоставления платного объема специальных социальных услуг;
4) развитие системы мониторинга и оценки качества предоставляемых социальных услуг;
5) обеспечение развития системы социальных услуг;
6) осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о социальных услугах;
7) развитие международного сотрудничества в сфере предоставления социальных услуг.
Глава 2. Виды и основания предоставления социальных услуг
Статья 5. Виды социальных услуг
1. Социальные услуги, предоставляемые лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, подразделяются на:
1) общие социальные услуги;
2) специальные социальные услуги.
2. Общие социальные услуги предоставляются лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации в виде информационных, консультационных, посреднических услуг.
Субъекты, предоставляющие общие и (или) специальные социальные услуги и занятые в государственном секторе, общие социальные услуги предоставляют бесплатно.
3. Специальные социальные услуги предоставляются лицу (семье), неспособному самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию и нуждающемуся в услугах специалистов и/или специализированных учреждений.
4. Общие и специальные социальные услуги утверждаются совместно уполномоченными органами в области социальной защиты населения, образования и здравоохранения.
5. Гарантированный перечень и объем бесплатных специальных социальных услуг совместно разрабатывается уполномоченными органами в области социальной защиты населения, образования, здравоохранения и утверждается Правительством Республики Казахстан.
Статья 6. Основания, по которым лицо (семья) может быть признано
находящимся в трудной жизненной ситуации
Лицо (семья), может быть признано находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям:
1) детское сиротство;
2) отсутствие родительского попечения;
3) безнадзорность несовершеннолетних, в том числе девиантное поведение;
4) ограничение возможностей раннего психофизического развития детей в возрасте до трех лет;
5) стойкие нарушения функций организма, обусловленные физическими и умственными возможностями;
6) ограничение жизнедеятельности вследствие социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
7) неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, вследствие перенесенной болезни и (или) инвалидности;
8) жестокое обращение;
9) отсутствие определенного места жительства (бездомность);
10) освобождение из мест лишения свободы.
Глава 3. Государственное регулирование предоставления социальных услуг
Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан
в сфере предоставления социальных услуг
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере предоставления социальных услуг;
2) утверждает гарантированный перечень и объем бесплатных специальных социальных услуг;
3) утверждает правила лицензирования, а также устанавливает квалификационные требования к деятельности субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги;
4) осуществляет иные функции в этой сфере в соответствии с Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 8. Компетенция уполномоченного органа в области
социальной защиты населения
Уполномоченный орган в области социальной защиты населения в пределах своей компетенции:
1) реализует государственную политику в сфере предоставления социальных услуг;
2) разрабатывает и утверждает совместно с уполномоченными органами в области здравоохранения и образования государственные стандарты в сфере предоставления специальных социальных услуг;
3) обеспечивает:
ведение ведомственной отчетности по предоставлению специальных социальных услуг;
проведение анализа социальных потребностей населения;
создание и деятельность субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги, находящиеся в его ведении;
развитие международного сотрудничества в сфере предоставления социальных услуг;
4) осуществляет:
контроль за законностью принимаемых местными исполнительными органами решений в сфере предоставления социальных услуг;
координацию деятельности по методическому обеспечению системы предоставления общих и (или) специальных социальных услуг;
взаимодействие с физическими и юридическими лицами, уполномоченными органами в области здравоохранения и образования по вопросам предоставления социальных услуг;
иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 9. Компетенция уполномоченного органа в области
здравоохранения
Уполномоченный орган в области здравоохранения в пределах своей компетенции:
1) реализует государственную политику в сфере предоставления социальных услуг;
2) разрабатывает и утверждает совместно с уполномоченными органами в области социальной защиты населения и образования государственные стандарты в сфере предоставления специальных социальных услуг;
3) обеспечивает:
проведение анализа социальных потребностей населения;
создание и деятельность субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги, находящиеся в его ведении;
4) утверждает формы учетно-отчетной документации по предоставлению специальных социальных услуг;
5) осуществляет:
контроль за законностью принимаемых местными исполнительными органами решений в сфере предоставления социальных услуг;
координацию деятельности организаций здравоохранения в сфере предоставления социальных услуг;
взаимодействие с физическими и юридическими лицами, уполномоченными органами в области социальной защиты населения и образования по вопросам предоставления социальных услуг;
иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 10. Компетенция уполномоченного органа в области образования
Уполномоченный орган в области образования в пределах своей компетенции:
1) реализует государственную политику в сфере предоставления социальных услуг;
2) разрабатывает и утверждает совместно с уполномоченными органами в области социальной защиты населения и здравоохранения государственные стандарты в сфере предоставления специальных социальных услуг;
3) обеспечивает:
ведение ведомственной отчетности по предоставлению специальных социальных услуг;
проведение анализа социальных потребностей населения в области образования;
создание и деятельность субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги, находящиеся в его ведении;
развитие международного сотрудничества в сфере предоставления социальных услуг;
4) осуществляет:
контроль за законностью принимаемых местными исполнительными органами решений в сфере предоставления социальных услуг;
координацию деятельности по научному и учебно-методическому обеспечению субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги;
координацию деятельности организаций образования, в сфере предоставления социальных услуг;
взаимодействие с физическими и юридическими лицами, уполномоченными органами в области социальной защиты населения и здравоохранения по вопросам предоставления социальных услуг;
иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Компетенция местных исполнительных органов области
(городов республиканского значения и столицы), районов
(городов областного значения)
1. Местные исполнительные органы областей (городов республиканского значения и столицы) в пределах своей компетенции:
1) реализуют государственную политику в сфере предоставления социальных услуг;
2) осуществляют:
лицензирование деятельности по предоставлению отдельных специальных социальных услуг;
контроль за соблюдением субъектами, предоставляющими общие и (или) специальные социальные услуги, законодательства о социальных услугах;
взаимодействие с физическими и юридическими лицами, заинтересованными уполномоченными государственными органами по вопросам предоставления социальных услуг;
иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) обеспечивают:
создание и деятельность субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги, находящихся в их ведении;
предоставление населению гарантированного объема бесплатных специальных социальных услуг;
проведение анализа социальных потребностей населения;
4) организовывают кадровое обеспечение субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги, и повышение квалификации и переподготовку социальных работников;
5) принимают меры по развитию системы социальных услуг;
6) разрабатывают и представляют на утверждение местным представительным органам областей (городов республиканского значения и столицы) перечень и порядок предоставления дополнительного объема бесплатных специальных социальных услуг, предоставляемых местными исполнительными органами сверх гарантированного объема бесплатных и (или) специальных социальных услуг;
7) осуществляют государственные закупки социальных услуг, размещают государственный социальный заказ по предоставлению общих и (или) специальных социальных услуг в негосударственном секторе социальных услуг.
2. Местные исполнительные органы районов (городов областного значения) в пределах своей компетенции:
1) реализуют государственную политику в сфере предоставления социальных услуг;
2) обеспечивают создание и деятельность субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги, находящихся в их ведении;
3) организуют кадровое обеспечение субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги и повышение квалификации и переподготовку социальных работников в государственном секторе;
4) разрабатывают и представляют на утверждение местным представительным органам районов (городов областного значения) перечень и порядок предоставления дополнительного объема бесплатных специальных социальных услуг, предоставляемых местными исполнительными органами сверх гарантированного объема;
5) обеспечивают проведение анализа социальных потребностей;
6) осуществляют государственные закупки социальных услуг и размещают государственный социальный заказ по предоставлению общих и (или) специальных социальных услуг в негосударственном секторе;
7) принимают меры по развитию системы социальных услуг;
8) взаимодействуют с физическими и юридическими лицами, заинтересованными уполномоченными государственными органами по вопросам предоставления социальных услуг;
9) иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 4. Организация предоставления социальных услуг лицу (семье),
находящемуся в трудной жизненной ситуации
Статья 12. Права и обязанности лица (семьи), находящегося в трудной
жизненной ситуации
1. Лицо (семья), находящееся в трудной жизненной ситуации, имеет право:
1) получать информацию о своих правах, обязанностях и условиях предоставления социальных услуг;
2) обращаться за проведением оценки и определением потребности в социальных услугах;
3) принимать участие в процессе обследования, оценки и определения потребностей в социальных услугах;
4) выбирать субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги на платной основе;
5) получать или отказаться от предоставления социальных услуг;
6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц или иных субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги, в вышестоящих государственных органах и в суде;
7) на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной должностным лицам или иным субъектам, предоставляющим общие и (или) специальные социальные услуги.
2. Лицо (семья), находящееся в трудной жизненной ситуации, обязано:
1) предоставлять полную и достоверную информацию для определения потребности и принятия решения в предоставлении социальных услуг;
2) не препятствовать процессу проведения оценки и определения потребности в социальных услугах;
3) своевременно извещать местные исполнительные органы или иные субъекты, предоставляющие общие и (или) специальные социальные услуги, об изменении обстоятельств, влияющих на их предоставление.
Статья 13. Обращение лица (семьи), находящегося в трудной жизненной
ситуации, за предоставлением социальных услуг
1. Обращение за предоставлением социальных услуг осуществляется при возникновении оснований, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона.
2. Лицо (семья) обращается за предоставлением общих и (или) специальных социальных услуг в местные исполнительные органы либо в субъект, предоставляющий общие и (или) специальные социальные услуги путем подачи письменного заявления.
3. В интересах лица (семьи) заявление о назначении социальных услуг лицу (семье) могут подать иные заинтересованные лица с указанием причины, по которой лицо (один из взрослых членов семьи) или его опекун, попечитель не может подать его самостоятельно.
Статья 14. Оценка и определение потребности в социальных услугах
1. Оценку и потребность в социальных услугах лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, устанавливают социальные работники.
2. Критериями при проведении оценки и определении потребности являются:
1) ограничение жизнедеятельности;
2) социальная дезадаптация;
3) социальная депривация;
4) социальная среда.
3. На основании оценки и определении потребности определяется вид услуги, категория получателя, место предоставления, продолжительность предоставления услуги, содержание услуги, индивидуальные особенности, специалист/учреждение, предоставляющее социальную услугу.
4. Социальный работник проводит оценку и определение потребности в специальных социальных услугах по месту проживания лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, в порядке, совместно утвержденном уполномоченными органами в области социальной защиты населения, образования и здравоохранения.
Статья 15. Права и обязанности социальных работников
1. Социальный работник вправе:
1) запрашивать необходимые документы от государственных органов и лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации для правильного определения потребности в социальных услугах;
2) привлекать необходимых специалистов для проведения оценки потребностей в социальных услугах.
2. Социальный работник обязан:
1) соответствовать предъявляемым к ним квалификационным требованиям, утвержденным уполномоченным органом в области социальной защиты населения совместно с уполномоченным органом в области образования;
2) в соответствии с трудовыми (служебными) обязанностями проводить оценку и определять потребность в социальных услугах или оказывать социальные услуги;
3) готовить заключение по результатам оценки и определения нуждаемости в социальных услугах (далее - заключение).
3. Перечень специальностей социальных работников, стандарты их подготовки и повышения квалификации утверждаются уполномоченным органом в области образования.
4. Деятельность социальных работников по оценке и определению потребности в социальных услугах подлежит аттестации в соответствии с порядком, совместно утверждаемым уполномоченными органами в области социальной защиты населения, образования и здравоохранения.
Статья 16. Предоставление социальных услуг
1. Предоставление социальных услуг осуществляется субъектами, предоставляющими социальные услуги.
2. На основании заключения, подготовленного социальным работником, местным исполнительным органом принимается решение о предоставлении или об отказе в предоставлении гарантированного объема бесплатных специальных социальных услуг.
Решение принимается в течение трех рабочих дней со дня получения заключения и направляется для сведения лицу (семье), обратившемуся за предоставлением социальных услуг.
В случае отказа в предоставлении гарантированного объема бесплатных специальных социальных услуг документы, предоставленные для проведения оценки и определения потребности, возвращаются.
3. Основаниями для отказа в предоставлении социальных услуг являются:
1) несоответствие основаниям, указанным в статье 6 настоящего Закона;
2) недостоверность представленных сведений и документов.
4. Гарантированный объем бесплатных специальных социальных услуг предоставляется со дня принятия решения о предоставлении социальных услуг.
5. Условия и порядок предоставления платных социальных услуг субъектами, предоставляющими социальные услуги в негосударственном секторе, устанавливаются ими самостоятельно.
Статья 17. Права и обязанности субъектов, предоставляющих
общие и (или) специальные социальные услуги
1. Субъекты, предоставляющие общие и (или) специальные социальные услуги, вправе:
1) участвовать в конкурсах на предоставление социальных услуг, оказываемых за счет средств государственного бюджета, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;
2) предоставлять социальные услуги на платной основе;
3) запрашивать и получать информацию от всех органов и организаций, необходимую для проведения оценки и определения потребности в социальных услугах, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством.
2. Субъекты, предоставляющие общие и (или) специальные социальные услуги обязаны:
1) соблюдать государственные стандарты в сфере предоставления специальных социальных услуг;
2) создавать условия, необходимые для предоставления услуг;
3) уважать достоинство получателей услуг и членов их семей;
4) обращаться гуманно и не допускать дискриминационных действий по отношению к получателям услуг и членам их семей;
5) обеспечивать конфиденциальность при предоставлении социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
6) обеспечивать подготовку и повышение квалификации социальных работников.
Статья 18. Лицензирование деятельности по предоставлению социальных услуг
Деятельность по предоставлению отдельных специальных социальных услуг подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
Статья 19. Финансирование субъектов, предоставляющих
общие и (или) специальные социальные услуги
1. Финансовое обеспечение субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги в государственном секторе, осуществляется за счет:
1) бюджетных средств;
2) иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
2. Финансовое обеспечение субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги в негосударственном секторе, осуществляется за счет:
1) бюджетных средств, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
2) средств, полученных за предоставление социальных услуг на платной основе;
3) иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 20. Контроль за соблюдением законодательства Республики
Казахстан о социальных услугах
1. Контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о социальных услугах осуществляется посредством выполнения плановых и внеплановых проверок субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги.
Решение государственного органа о назначении проверки регистрируется в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов.
2. Проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановая - запланированная государственным органом проверка, проводимая с учетом установленных законами Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам.
В отношении одного физического или юридического лица плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в год, а субъекта малого предпринимательства - не чаще одного раза в три года, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
При назначении плановой проверки, контролирующий орган обязан не позднее двух недель известить проверяемого субъекта о подлежащей проверке.
Внеплановые проверки проводятся в случаях обращения физических или юридических лиц, государственных органов о нарушении физическими или юридическими лицами обязательных требований законодательства Республики Казахстан о социальных услугах, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
3. При выявлении в результате проведения контрольных мероприятий нарушения субъектом, предоставляющим социальные услуги, законодательства о социальных услугах контролирующие органы направляют субъекту, предоставляющему социальные услуги, обязательные для исполнения предписания либо обращаются в судебные органы с иском о признании недействительными социальные услуги, предоставленные с нарушением законодательства о социальных услугах.
В случае, если в результате проведения контрольных мероприятий выявлено, что субъектом, предоставляющим социальные услуги, не исполнены предписания контролирующих органов, органы государственного контроля применяют меры ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.
4. Действия, а также решения контролирующих органов могут быть обжалованы в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.
Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства Республики
Казахстан о социальных услугах
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о социальных услугах, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 22. Порядок введения в действие настоящего Закона.
Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2009 года.
Президент
Республики Казахстан