О проекте Закона Республики Казахстан "О науке"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июля 2008 года N 680

      Сноска. Проект Закона отозван из Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 14.09.2009 N 1368.

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О науке".

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

проект

Закон Республики Казахстан
О науке

      Глава 1. Общие положения
      Глава 2. Субъекты научной и научно-технической деятельности
      Глава 3. Право научной интеллектуальной собственности на результат научной и научно-технической деятельности
      Глава 4. Управление научной и научно-технической деятельностью
      Глава 5. Финансирование науки
      Глава 6. Кадровое обеспечение научной и научно-технической деятельности
      Глава 7. Международная деятельность в области науки и техники
      Глава 8. Заключительные положения

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области науки и научно-технической деятельности, определяет права и обязанности субъектов научной и научно-технической сферы.

Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является изучение законов природы, общества и мышления, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности в целях рационального использования природных богатств и эффективного управления обществом;
      2) национальный доклад по науке - ежегодный отчет, содержащий анализ состояния и тенденций развития мировой и отечественной науки, обоснование приоритетных направлений развития науки и рекомендации для дальнейшего развития науки в стране, для представления Президенту Республики Казахстан;
      3) доктор наук - ученая степень, присуждаемая диссертационным советом на основании защиты диссертации соискателем, имеющим академическую степень доктора философии (PhD), или доктора по профилю, или ученую степень кандидата наук, и утверждаемая уполномоченным органом. Ученая степень доктора наук присуждается за разработку и решение фундаментальных, крупных теоретических и прикладных проблем в области естественных, гуманитарных и технических наук, а также за научное обоснование технических, экономических и технологических решений, внедрение которых внесет значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса общества;
      4) кандидат наук - ученая степень, присуждаемая до полного перехода на трехступенчатую модель подготовки специалистов диссертационным советом на основании защиты диссертации соискателем, имеющим квалификацию специалиста с высшим специальным образованием или академическую степень магистра, и утверждаемая уполномоченным органом;
      5) научно-образовательный консорциум - добровольное равноправное объединение на основе договора о совместной деятельности, в котором научные организации, высшие учебные заведения и другие юридические лица, занятые в сфере производства, объединяют интеллектуальные, финансовые и иные ресурсы для проведения фундаментальных, прикладных научных исследований, разработки технологических инноваций и подготовки высококвалифицированных специалистов;
      6) научный грант - денежные или иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории страны в установленном Правительством Республики Казахстан порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных договором между грантодателями и грантополучателями;
      7) субъект научной и научно-технической деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее научную или научно-техническую деятельность;
      8) аттестация научных и инженерно-технических работников - это система оценочных действий по установлению соответствия работников научной организации квалификационным характеристикам должностей, установленным уполномоченным органом по труду;
      9) результат научной и (или) научно-технической деятельности - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе;
      10) научная и (или) научно-техническая продукция - результат научной и (или) научно-технической деятельности, предназначенный для реализации, а также модели макеты, образцы новых изделий, материалов и веществ;
      11) научно-исследовательская работа - работа, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей развития природы и общества, научного обобщения, научного обоснования проектов;
      12) научная интеллектуальная собственность - это исключительное право физического или юридического лица на результаты научно-исследовательских, проектных, изыскательских, опытно-конструкторских работ;
      13) научная деятельность - процесс, направленный на изучение окружающей действительности с целью выявления особенностей и закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям (процессам), и использованием полученных знаний на практике;
      14) научный работник - физическое лицо, имеющее высшее образование, обладающее необходимой квалификацией и профессионально выполняющее научную и научно-техническую работу и занимающее соответствующую должность в научной организации;
      15) научно-техническая информация - информация, получаемая в ходе научной, научно-технической, инновационной и производственной деятельности, содержащая сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, технологий;
      16) научно-техническая деятельность - процесс, направленный на получение и применение новых знаний во всех областях науки и техники для решения технологических, конструкторских, экономических и социально-политических и иных проблем, обеспечение функционирования науки, технологии и производства как единой системы;
      17) научная организация - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности осуществляющее научную и (или) научно-техническую деятельность;
      18) аккредитация научных организаций - процедура признания соответствия научной организации требованиям и стандартам к научной и научно-технической деятельности, установленным уполномоченным органом;
      19) диссертационный, совет - совет по рассмотрению научно-исследовательских работ, представляемых на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, создаваемых при научных организациях и высших учебных заведениях республики;
      20) инженерно-технический работник - физическое лицо, имеющее среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, содействующее получению результата научной и (или) научно-технической деятельности и его реализации и работающее в научной организации;
      21) прикладное научное исследование - научное исследование, выполняемое в целях непосредственного практического применения достигнутых научных результатов, полученной научной продукции;
      22) государственная научно-техническая экспертиза - система оценочных действий и выводов, организуемая уполномоченным органом, для получения объективной аналитической оценки объекта экспертизы и определения уровня обоснованности принимаемых решений по важнейшим вопросам научно-технического прогресса;
      23) заказчик - физическое или юридическое лицо, обратившееся с заказом на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к подрядчику;
      24) опытно-конструкторская работа - комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции, разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы, изготовление и испытания опытных образцов;
      25) опытное производство - структурное подразделение научных организаций или юридические лица, основной деятельностью которого является изготовление и апробация опытных образцов новых продуктов и технологических процессов;
      26) уполномоченный орган соответствующей отрасли - государственный орган соответствующей отрасли, осуществляющий руководство в области научной и научно-технической деятельности;
      27) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в области научной и научно-технической деятельности;
      28) фундаментальное научное исследование - теоретическое и (или) экспериментальное исследование, направленное на получение новых научных знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека и их взаимосвязи.

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о науке
      1. Законодательство Республики Казахстан о науке основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава 2. Субъекты научной и научно-технической деятельности

      Статья 3. Права и обязанности научного работника
      1. Научный работник имеет право на:
      1) участие в конкурсах на финансирование научных исследований за счет бюджетных средств, фондов поддержки научной и научно-технической деятельности и иных источников с заключением договоров о научной и научно-технической деятельности;
      2) повышение профессиональной квалификации в ведущих отечественных и зарубежных научно-исследовательских и образовательных центрах;
      3) осуществление предпринимательской деятельности в научной и научно-технической сфере, не запрещенной законодательством Республики Казахстан;
      4) занятие преподавательской деятельностью, оказание консультативной помощи, а также на проведение экспертных работ в сфере науки в пределах своей компетенции;
      5) создание на добровольной основе общественных объединений (научных, научно-технических и научно-информационных обществ, академий наук) в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об общественных объединениях;
      6) вступление либо избрание в республиканские и зарубежные научные сообщества;
      7) участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве;
      8) доступ к информации о результатах научной и научно-технической деятельности, в том числе информации, относящейся к государственным и иным охраняемым законом секретам, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      9) публикацию результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности в печати, если они не содержат сведений, относящихся к государственным и иным охраняемым законом секретам;
      10) мотивированный отказ от участия в проведении научных исследований, научно-технических и инновационных разработках, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду, а также по моральным соображениям;
      11) охрану труда, здоровья, безопасные условия труда;
      12) осуществление иных действий, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, для достижения цели научных исследований.
      2. Научный работник обязан:
      1) осуществлять научную и научно-техническую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      2) не разглашать результаты научной и научно-технической деятельности, относящиеся к государственным и иным охраняемым законом секретам;
      3) осуществлять научные исследования в соответствии с заключенными договорами (контрактами);
      4) в установленном уполномоченным органом порядке проходить аттестацию на соответствие квалификационным характеристикам должностей.

      Статья 4. Социальное обеспечение и государственные
                гарантии деятельности научных работников
      1. Научным работникам государственных научных организаций, выполняющим государственный заказ, устанавливается ежемесячная доплата за степени в размере одной месячной минимальной заработной платы для кандидата наук, доктора философии (PhD), доктора по профилю и двух месячных минимальных заработных плат для доктора наук.
      2. В целях привлечения высококвалифицированных научных работников из-за рубежа допускается установление формы оплаты труда на основании трудового договора с учетом уровня их квалификации и заработной платы в стране проживания.
      3. Научным работникам государственных научных организаций, научных организаций, имеющих долю государственной собственности, предоставляется оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней для докторов наук, 42 календарных дня для кандидатов наук, докторов философии (PhD) и докторов по профилю, иным научным работникам 35 календарных дней.
      4. В целях повышения квалификации научные работники могут проходить обучение в докторантуре (РhD), стажировку в ведущих высших учебных заведениях, научных центрах и лабораториях мира.
      5. Научные работники:
      1) за крупные достижения в научной, научно-технической и инновационной деятельности могут быть выдвинуты на соискание Государственной премии Республики Казахстан в области науки и техники, учреждаемой Президентом Республики Казахстан;
      2) за особые заслуги могут быть представлены к государственным наградам Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных наградах;
      3) за значительный вклад в развитие науки могут быть выдвинуты в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан:
      на соискание именных премий за лучшие научные исследования и работы, выдающиеся достижения в области науки;
      на соискание государственных научных стипендий, которые присуждаются ученым и специалистам, внесшим значительный вклад в развитие науки и техники, активно участвующим в проведении фундаментальных или прикладных исследований в приоритетных для государства направлениях, в подготовке научных кадров высшей квалификации, а также талантливым молодым ученым в возрасте до 35 лет включительно, активно участвующим в проведении исследований по решению научных проблем и получившим признание научной общественности.
      6. Научные работники, являющиеся гражданскими служащими, содержащимися за счет государственного бюджета, получают пособие на оздоровление один раз в календарном году при предоставлении им очередного трудового отпуска в размере должностного оклада.

      Статья 5. Научные организации и их права
      1. Государственными научными организациями являются научные организации, основанные на государственной собственности.
      2. Из состава государственной научной организации или научной организации, имеющей долю государственной собственности, не могут выделяться опытные производства, являющиеся ее экспериментальной базой.
      3. Научные организации имеют право:
      1) определять направления научной, научно-технической и инновационной деятельности;
      2) участвовать в конкурсах на финансирование научных исследований, в том числе в соответствующих профилю научной организации государственных, отраслевых (секторальных) научно-технических программах, инновационных проектах, опытно-конструкторских работах;
      3) развивать прямые связи с научными организациями, высшими учебными заведениями и другими юридическими лицами;
      4) вступать в объединения и консорциумы, создавать филиалы, дочерние и совместные предприятия в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;
      5) издавать научные труды, периодические издания, формировать научно-технические банки данных, проводить научные конференции и другие научные мероприятия;
      6) принимать участие в межгосударственных и международных научных и научно-технических программах, заключать контракты с зарубежными организациями;
      7) проходить международную аккредитацию на признание компетентности научной организации требованиям международных стандартов в науке;
      8) создавать ученые, научно-технические, координационные или другие консультативно-совещательные органы;
      9) осуществлять подготовку и переподготовку научных кадров.
      4. Научные организации, независимо от организационно-правовой формы, обеспечивают контроль за реализацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исключающий угрозу национальной безопасности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 6. Национальные академии наук
      1. Национальная академия наук Республики Казахстан и Национальная инженерная академия Республики Казахстан - республиканские общественные объединения, которые состоят из членов академий.
      2. Национальная академия наук Республики Казахстан принимает участие в определении приоритетных направлений развития науки, в научно-технической экспертизе государственных, отраслевых (секторальных) научно-технических программ, программ фундаментальных и прикладных научных исследований, работ, выдвинутых на соискание премий, в подготовке ежегодного Национального доклада по науке и научных изданий.
      3. Национальная инженерная академия Республики Казахстан принимает участие в определении приоритетных направлений научно-технического прогресса и инновационно-индустриального развития Республики Казахстан, в научно-технической экспертизе прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ.

      Статья 7. Отраслевые академии наук и другие общественные объединения
      1. В соответствии с законодательством Республики Казахстан могут создаваться отраслевые академии наук в форме общественных объединений, которые организуют и проводят исследования в соответствующих областях науки и техники, и другие общественные объединения, взаимодействующие с уполномоченными органами в научно-технической сфере и соответствующих отраслей в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.
      2. Отраслевые академии наук и другие общественные объединения:
      1) принимают участие в научно-технической экспертизе проектов и программ научных исследований, разработке проектов нормативных правовых актов в научно-технической сфере в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      2) оказывают содействие развитию отраслей науки в стране, реализации перспективных направлений научных исследований, внедрению результатов научно-технической деятельности в реальный сектор экономики, развитию научно-инновационной деятельности, профессиональной консолидации ученых для обеспечения социально-экономического развития Республики Казахстан.
      3. Статус "национальный" предоставляется отраслевой академии наук, имеющей международное признание, осуществляющей деятельность общегосударственного значения по развитию науки на всей территории Республики Казахстан.

      Статья 8. Национальные научные лаборатории
      1. Национальные научные лаборатории создаются в форме юридического лица или структурного подразделения научной организации или высшего учебного заведения и функционируют в целях достижения передового уровня научных исследований и эффективного использования материально-технического и кадрового потенциала путем обеспечения открытого доступа отечественным и зарубежным ученым для проведения научных исследований на базе лаборатории в порядке, установленном уполномоченным органом.
      2. Положение о национальных научных лабораториях утверждается уполномоченным органом.

Глава 3. Право научной интеллектуальной собственности на результат
научной и научно-технической деятельности

      Статья 9. Право научной интеллектуальной собственности на
                результат научной и научно-технической деятельности
      1. Заказчик имеет право использовать результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обладающих правовой защитой, которые созданы по его заказу и оплачены им.
      2. Право получения охранных документов на объекты научной интеллектуальной собственности, созданные в результате выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет бюджетных средств, принадлежит как заказчику, так и организации-подрядчику согласно Типовому договору.
      3. Организация-подрядчик вправе реализовывать результаты работ третьим лицам согласно Типовому договору.
      4. Порядок взаимоотношений между заказчиком, подрядчиком и автором определяется гражданским законодательством Республики Казахстан и в соответствии с Типовым договором.

Глава 4. Управление научной и научно-технической деятельностью

      Статья 10. Основные принципы государственной политики в сфере науки
      Основными принципами государственной политики в сфере науки являются:
      1) приоритетность научной и научно-технической деятельности для повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения устойчивого развития страны;
      2) прозрачность, объективность и равенство субъектов научной и научно-технической деятельности при получении государственной поддержки и размещении государственных заказов;
      3) экономическая эффективность и результативность государственной поддержки субъектов научной и научно-технической деятельности;
      4) стимулирование получения, трансформации знаний в технологии и их трансферт в реальный сектор экономики;
      5) обеспечение взаимодействия государственных органов, научных организаций и научной общественности в формировании и реализации научно-технической политики, сочетание государственного регулирования самоуправления в научных организациях.

      Статья 11. Основные виды и принципы государственной поддержки
                 научной и научно-технической деятельности
      Основными видами и принципами государственной поддержки научной и научно-технической деятельности являются:
      1) стимулирование приоритетных направлений научного и научно-технического развития в соответствии с национальными интересами и долгосрочными целями социально-экономического развития страны и мобилизация ресурсов для их реализации;
      2) финансирование фундаментальных, прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ;
      3) содействие развитию инфраструктуры научно-технической деятельности;
      4) создание условий для развития научной и научно-технической деятельности, интеграции науки, образования и производства, коммерциализации результатов, в том числе путем стимулирования государственного и частного сектора в финансировании и реализации научных исследований и разработок;
      5) подготовка высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям научной и научно-технической деятельности, в том числе создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере научной и научно-технической деятельности;
      6) развитие международного научного, научно-технического и инновационного сотрудничества с привлечением иностранных ученых и специалистов;
      7) информационная поддержка, пропаганда и популяризация научных и научно-технических достижений.

      Статья 12. Компетенция Правительства Республики Казахстан
      Правительство Республики Казахстан:
      1) разрабатывает единую государственную политику в области научной и научно-технической деятельности и меры по ее осуществлению;
      2) вносит на рассмотрение Главы государства государственные программы в области науки и технологий;
      3) утверждает приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Казахстан;
      4) создает консультативно-совещательный орган при Правительстве Республики Казахстан по вопросам выработки прогнозов и национальных приоритетов развития фундаментальной и прикладной науки и техники, внедрения новых технологий, оценки результативности, контроля проводимых научных исследований;
      5) учреждает премии в области науки;
      6) учреждает государственные научные стипендии и утверждает Положение о них;
      7) утверждает Положение о консультативно-совещательном органе при Правительстве Республики Казахстан;
      8) утверждает Правила по организации и проведению государственной научно-технической экспертизы;
      9) создает по важнейшим для республики комплексным научно-техническим направлениям государственные национальные научные и научно-инновационные центры и утверждает положения о них;
      10) утверждает Правила аккредитации научных организаций;
      11) утверждает Типовой договор на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых с привлечением бюджетных средств.

      Статья 13. Компетенция уполномоченного органа
      В компетенцию уполномоченного органа входит:
      1) реализация государственной политики в области научной и научно-технической деятельности;
      2) координация программ фундаментальных и прикладных научных исследований путем реализации единого подхода при принятии управленческих решений: выработка и реализация политики, формирование приоритетных научных исследований, научная и финансовая экспертиза проектов и программ, подготовка рекомендаций об их финансировании (софинансировании) для консультативно-совещательного органа при Правительстве Республики Казахстан, экспертиза результатов;
      3) формирование приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Казахстан;
      4) разработка и контроль за реализацией программ фундаментальных и прикладных научных исследований на стадиях формирования, исполнения и завершения;
      5) проведение аккредитации научных организаций;
      6) координация деятельности государственных органов, участвующих в реализации государственных научно-технических и отраслевых (секторальных) программ фундаментальных и прикладных научных исследований;
      7) организация проведения государственной научно-технической экспертизы;
      8) утверждение Типового положения о консультативно-совещательном органе научной организации, включая порядок избрания его членов;
      9) утверждение Правил аттестации научных и инженерно-технических работников научных организаций;
      10) утверждение Положения о национальных научных лабораториях;
      11) разработка Правил аккредитации научных организаций;
      12) утверждение Типового положения о диссертационном совете;
      13) утверждение Правил присуждения высших академических степеней и ученых степеней;
      14) утверждение Правил присвоения ученых званий;
      15) утверждение решения диссертационного совета о присуждении ученых степеней кандидата наук и доктора наук;
      16) утверждение Правил государственной регистрации защищенных диссертаций на соискание академических степеней доктора философии (РhD) и доктора по профилю, ученых степеней кандидата и доктора наук, государственных и отраслевых (секторальных) научно-технических программ, программ фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, а также их результатов независимо от форм собственности организации-исполнителя и вида источников финансирования;
      17) организация подготовки ежегодного Национального доклада по науке;
      18) внесение предложения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций в области фундаментальных и прикладных научных исследований.

      Статья 14. Компетенция уполномоченного органа в
                 соответствующей отрасли
      В компетенцию уполномоченного органа в соответствующей отрасли входит:
      1) участие в реализации государственной политики и координирует работы по проведению научных исследований в соответствующей отрасли, финансируемых за счет средств республиканского бюджета;
      2) участие в формировании приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Казахстан в соответствующей отрасли;
      3) разработка и реализация программ фундаментальных и прикладных научных исследований в соответствующей отрасли;
      4) внесение предложения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций или научных организаций, имеющих долю государственной собственности, в соответствующей отрасли;
      5) обеспечение интеграции отечественной и мировой науки, образования, производства и науки в соответствующей отрасли;
      6) обеспечение эффективного использования кадрового потенциала и материально-технической базы подведомственных научных организаций и высших учебных заведений;
      7) осуществление международного научного и научно-технического сотрудничества в соответствующей отрасли.

      Статья 15. Аккредитация научных организаций
      1. Аккредитация научных организаций осуществляется для определения эффективности их основной научной и научно-технической деятельности и рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, оценки эффективности работы по подготовке научных кадров сроком на пять лет.
      2. Аккредитация научных организаций основываются на принципах добровольности и объективности.
      3. Аккредитованная уполномоченным органом научная организация имеет право проводить работы в научной и (или) научно-технической области за счет средств государственного бюджета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      4. Аккредитация научных организаций проводится за счет собственных средств научных организаций.
      5. Научная организация вправе пройти международную аккредитацию, осуществляемую зарубежным агентством.

      Статья 16. Управление научной организацией
      1. Руководитель государственной научной организации назначается и освобождается от должности уполномоченным органом соответствующей отрасли, за исключением первых руководителей отдельных государственных высших учебных заведений, порядок назначения на должность, освобождения от должности и аттестации которых определяется Президентом Республики Казахстан.
      2. В научной организации создается консультативно-совещательный орган по научной, научно-технической и инновационной деятельности - ученый (научный, научно-технический, технический) совет.

      Статья 17. Государственная научно-техническая экспертиза
      1. Основными принципами государственной научно-технической экспертизы являются:
      1) системность организации экспертной работы и ее нормативного и научно-методического обеспечения;
      2) независимость, объективность и комплексность при осуществлении государственной научно-технической экспертизы;
      3) соблюдение коммерческой и иной охраняемой законом тайны;
      4) компетентность и высокий профессиональный уровень экспертов (экспертных организаций);
      5) ответственность за достоверность, полноту и обоснованность экспертных заключений.
      2. Объектами обязательной государственной научно-технической экспертизы являются:
      1) научно-технические государственные, межгосударственные и другие программы и проекты, программы и проекты фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторские и опытно-технологические проекты, реализуемые за счет бюджетных средств, на стадиях формирования, исполнения и завершения;
      2) материалы государственных научных и научных организаций, имеющих долю государственной собственности (в части используемых объектов научной интеллектуальной собственности) при приватизации;
      3) проекты по импорту техники и технологий для государственных нужд;
      4) работы, выдвигаемые на соискание премий в области науки и техники;
      5) материалы, представляемые соискателем на получение государственной научной стипендии.
      3. Для проведения государственной научно-технической экспертизы на конкурсной основе привлекаются эксперты (экспертные организации) соответствующей области научной, научно-технической и инновационной деятельности, научные работники и научные организации, в том числе и зарубежные, имеющие соответствующую квалификацию и опыт осуществления экспертной деятельности.
      4. Квалификационные требования к экспертам (экспертным организациям) и порядок организации и проведения государственной научно-технической экспертизы устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
      5. Уполномоченный орган организует проведение государственной научно-технической экспертизы.
      6. Государственная научно-техническая экспертиза по материалам научной, научно-технической и инновационной деятельности, не являющихся объектами обязательной государственной научно-технической экспертизы, а также по объектам обязательной государственной научно-технической экспертизы, возникающим в рамках деятельности, финансируемой за счет внебюджетных средств, проводится по заказу физических и юридических лиц на платной основе.
      7. Средства на проведение государственной научно-технической экспертизы по объектам обязательной государственной научно-технической экспертизы предусматриваются в пределах бюджетных средств, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности уполномоченному органу, за исключением случаев, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

      Статья 18. Информационное обеспечение научной и
                 научно-технической деятельности
      1. Субъекты научной и научно-технической, инновационной деятельности имеют право на получение научно-технической информации. Доступ к научной и научно-технической информации, являющейся конфиденциальной, осуществляется в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Казахстан;
      2. Уполномоченный орган организует формирование государственного информационного ресурса и системы в области науки и техники, осуществляющей сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, долгосрочное хранение и доведение до потребителей научно-технической информации, ведение учета отечественных баз и банков данных (Государственного регистра баз и банков данных), содействие изданию научной и научно-технической продукции, приобретению информации на бумажном и электронном носителе о результатах научной и (или) научно-технической деятельности за пределами территории Республики Казахстан.

      Статья 19. Интеграция науки и образования
      1. Государственная политика в области интеграции науки и образования осуществляется на основе принципов:
      1) введения в образовательный процесс передовых достижений науки и открытия новых образовательных программ, в том числе путем привлечения к процессу обучения научных организаций и отдельных ученых;
      2) концентрации усилий научных организаций и высших учебных заведений на приоритетных направлениях фундаментальных и прикладных научных исследований;
      3) рационального использования университетских инновационных структур для коммерциализации результатов научных исследований;
      4) формирования и развития эффективной системы подготовки научных и педагогических кадров;
      5) привлечения, к научным исследованиям студентов, магистрантов и докторантов, отбор талантливой молодежи для подготовки будущих ученых и обеспечения постоянного притока специалистов в науку;
      6) эффективного развития и использования новых знаний, повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров и интеграции казахстанской науки в мировую науку путем создания научно-образовательной инфраструктуры.
      2. В целях интеграции науки и высшего образования на взаимовыгодной и паритетной основе могут создаваться следующие формы научно-образовательной инфраструктуры: научно-образовательные консорциумы, лаборатории.

Глава 5. Финансирование науки

      Статья 20. Финансовое обеспечение научной и
                 научно-технической деятельности
      1. Финансирование научной и научно-технической деятельности, инфраструктуры науки осуществляется посредством бюджетного финансирования и частных инвестиций.
      2. Финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности за счет бюджетных средств осуществляется государством по следующим направлениям:
      1) базовое финансирование научной и научно-технической деятельности государственных научных организаций, выполняющих фундаментальные научные исследования, государственных учреждений в сфере науки и национальных научных лабораторий;
      2) финансирование научной и научно-технической деятельности согласно программно-целевому принципу для реализации научных и научно-технических программ, в том числе в виде научных грантов.
      3. Базовое финансирование - один из основных механизмов бюджетного финансирования науки, обеспечивающий текущее содержание и развитие инфраструктуры, капитальный ремонт основных средств, в том числе уникальных исследовательских установок, подготовку и переподготовку кадров, информационное и патентное сопровождение научно-технической деятельности государственных научных организаций, выполняющих фундаментальные научные исследования по государственному заказу, государственных учреждений в сфере науки и национальных научных лабораторий.
      4. Финансирование научной и научно-технической деятельности согласно программно-целевого принципа и в виде научных грантов подразумевает размещение в научных организациях на конкурсной основе государственного заказа по услугам проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, а также работ, услуг по разработке нормативно-технической документации, необходимой для проведения этих исследований с применением особого порядка, с обязательным проведением государственной научно-технической экспертизы. Основным критерием отбора проектов являются результаты государственной научно-технической экспертизы.
      5. Фонд науки участвует в поддержке развития приоритетных, рисковых, инициативных научных исследований и опытно-конструкторских работ инновационного характера путем финансирования, коммерциализации их результатов и формирования рынка научно-технической продукции.

      Статья 21. Приватизация государственных научных организаций
      1. Перечень государственных научных организаций, а также научных организаций со стопроцентным пакетом акций государства, подлежащих приватизации, определяется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      2. Государственные научные организации, проводящие фундаментальные научные исследования, не подлежат акционированию и приватизации.
      3. Государственный пакет акций научных организаций, выполняющих фундаментальные научные исследования, не подлежит приватизации.

Глава 6. Кадровое обеспечение научной и
научно-технической деятельности

      Статья 22. Подготовка научных и научно-технических кадров
      1. Кадровое обеспечение научной и научно-технической деятельности является составной частью государственной политики в этой области.
      2. Государство организует подготовку и переподготовку научных кадров в научных организациях.
      3. Научные организации, располагающие высококвалифицированными кадрами и материально-технической базой, вправе открывать в установленном порядке диссертационные советы, магистратуру, докторантуру, организовывать стажировку научных работников в ведущих научных центрах мира и использовать другие формы повышения квалификации.
      4. Подготовка магистров по научному направлению осуществляется по специальным образовательным программам, направленным на получение навыков в организации и проведении научных исследований.

      Статья 23. Аттестация научных и инженерно-технических работников
      1. Аттестация научных и инженерно-технических работников осуществляется в научных организациях один раз в три года с целью:
      1) оценки уровня профессиональной подготовки научного или инженерно-технического работника, результативности его работы;
      2) определения соответствия квалификации научного или инженерно-технического работника занимаемой должности;
      3) выявления перспективы использования способностей научного или инженерно-технического работника, стимулирования повышения его профессионального уровня;
      4) определения профессиональной подготовки, потребности в повышении квалификации научных и инженерно-технических работников.
      2. Правила аттестации научных и инженерно-технических работников утверждаются уполномоченным органом.

Глава 7. Международная деятельность в области науки и техники

      Статья 24. Международное научное и научно-техническое сотрудничество
      1. Международное сотрудничество в области научной и научно-технической деятельности осуществляется на основе законодательства Республики Казахстан и международных договоров.
      2. Создание международных и иностранных научных организаций в Республике Казахстан, филиалов зарубежных научных организаций осуществляется на основе международных договоров и в соответствии с национальным законодательством Республики Казахстан.
      3. Ученые и академические степени, присужденные в других государствах, признаются в Республике Казахстан в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "Об образовании" и настоящим Законом.

Глава 8. Заключительные положения

      Статья 25. Введение настоящего Закона в действие
      1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
      2. Признать утратившим силу  Закон Республики Казахстан от 21 июля 2001 года "О науке" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., N 15-16, ст. 226; 2004 г., N 23, ст. 142; 2006 г., N 15, ст. 92; 2007 г., N 20, ст. 152).

       Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.