О проекте Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной (специальной) программе "Путь в Европу" на 2009-2011 годы

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июля 2008 года N 715

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной (специальной) программе "Путь в Европу" на 2009-2011 годы.

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

О Государственной (специальной) программе "Путь в Европу"
на 2009-2011 годы

      В целях реализации  Указа  Президента Республики Казахстан от 14 февраля 2008 года N 535 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики"  ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Государственную (специальную) программу "Путь в Европу" на 2009-2011 годы (далее - Программа).
      2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Программы.
      3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
      4. Министерству иностранных дел Республики Казахстан один раз в полугодие, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
      5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан.
      6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

       Президент
      Республики Казахстан                       Н. Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА       
Указом Президента   
Республики Казахстан  
от __ ____ 2008 года N _

ГОСУДАРСТВЕННАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ПРОГРАММА
"Путь в Европу" на 2009-2011 годы

Астана, 2008 год

Содержание

1.     Паспорт Программы
2.     Введение
3.     Анализ современного состояния проблемы
4.     Цели и задачи Программы
5.     Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1.1. Создание условий для налаживания технологического сотрудничества с европейскими странами
5.1.2. Развитие энергетического сотрудничества с государствами Европы
5.1.3. Развитие сотрудничества с европейскими странами в сфере транспорта
5.1.4. Развитие сотрудничества в области технического регулирования и метрологии
5.1.5. Углубление торгово-экономического сотрудничества со странами Европы
5.1.6. Сотрудничество в развитии малого и среднего бизнеса
5.1.7. Расширение сотрудничества с европейскими странами в области качества жизни
5.1.8. Расширение сотрудничества в гуманитарном измерении
5.2.   Совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта
5.3.   Приоритеты председательства в ОБСЕ
6.     Необходимые ресурсы и источники финансирования
7.     Ожидаемые результаты от реализации Программы

1. Паспорт Программы

Наименование          Государственная (специальная) программа
Программы             "Путь в Европу" на 2009-2011 годы

Основание для          Послание  Президента Республики Казахстан народу
разработки            Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение
                      благосостояния граждан Казахстана - главная цель
                      государственной политики"

Разработчик           Министерство иностранных дел
                      Республики Казахстан

Цель                  Выход Республики Казахстан на уровень
                      стратегического партнерства с ведущими
                      европейскими странами

Задачи                Развитие и углубление сотрудничества Республики
                      Казахстан с государствами Европы по следующим
                      направлениям:
                      технологическое сотрудничество;
                      энергетическое сотрудничество;
                      в сфере транспорта;
                      в области системы технического регулирования
                      и метрологии;
                      торгово-экономическое сотрудничество;
                      взаимодействие в развитии малого и среднего бизнеса;
                      сотрудничество в области качества жизни;
                      расширение сотрудничества в гуманитарном измерении.

                      Совершенствование казахстанской институционально-
                      правовой базы с использованием позитивного
                      европейского опыта.

                      Создание условий для председательства
                      Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году

Сроки реализации      2009-2011 годы

Необходимые           Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым
ресурсы и             за счет средств республиканского бюджета, будут
источники             определены Законом Республики Казахстан
финансирования        "О республиканском бюджете" на 2009-2011 годы
                      и ежегодно уточняться при формировании
                      республиканского бюджета на соответствующие
                      финансовые годы

Ожидаемые             В результате реализации Программы:
результаты            выход Республики Казахстан на уровень
                      стратегического партнерства с ведущими
                      европейскими странами в политической,
                      экономической и гуманитарной областях;
                      создание благоприятных условий для ежегодного
                      увеличения товарооборота с европейскими странами
                      на 10 %;
                      ежегодный обмен как минимум 5 визитами на уровне
                      глав государств и правительств Европы (в
                      соответствии с графиком международных
                      мероприятий);
                      создание инновационных предприятий с
                      привлечением технологий европейских стран, в том
                      числе по годам:
                      2009 г. - 2 предприятия;
                      2010 г. - 2 предприятия;
                      2011 г. - 4 и более;
                      подписание с ЕС Меморандума о взаимопонимании по
                      развитию транспортных сетей в контексте стыковки
                      казахстанских сетей с панъевропейскими
                      транспортными сетями;
                      принятие технических регламентов и
                      гармонизированных стандартов, соответствующих
                      требованиям стран ЕС;
                      совершенствование национального законодательства с
                      учетом европейских норм;
                      продвижение интересов Республики Казахстан на
                      европейском континенте

2. Введение

      Государственная (специальная) программа "Путь в Европу" на 2009-2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики".
      Необходимость разработки Программы вызвана важностью решения актуальных задач внутреннего развития страны, разработки национальных приоритетов на европейском направлении, укрепления исторически сложившихся связей, приобщения к опыту европейской интеграции и институционально-правовых реформ, углубления технологического, энергетического, транспортного, торгового и инвестиционного сотрудничества.

3. Анализ современного состояния проблемы

      В соответствии с Концепцией внешней политики Республики Казахстан развитие всестороннего сотрудничества с европейскими странами представляет для Казахстана стратегический интерес.
      В настоящее время в двусторонних отношениях с европейскими странами не полностью реализуется потенциал технологического, энергетического, торгового и транспортного сотрудничества.
      Необходимо также учесть, что страны Европейского Союза уделяют особое внимание сотрудничеству с государствами Центральной Азии в целом и Казахстаном, в частности. Их консолидированная позиция отражена в документе "ЕС и Центральная Азия: Стратегия нового партнерства", принятом на саммите Евросоюза в июне 2007 года. Являясь внутренним документом Европейского Союза, Стратегия охватывает важные направления взаимодействия ЕС с Центральной Азией и Казахстаном.
      Стремление ряда стран Европы интегрироваться в европейские структуры ЕС или их взаимодействие с ЕС в рамках Европейской политики соседства дает возможность этим странам добиться определенных достижений в различных областях социально-экономического и политического развития.
      Программа разрабатывалась с учетом позитивного опыта развития сотрудничества указанных стран с государствами ЕС и европейскими структурами.
      Реализация Программы будет способствовать развитию основного принципа внешней политики Республики Казахстан - принципа сбалансированности и прагматизма.

4. Цели и задачи Программы

      Целью Программы является выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами.
      Для достижения указанной цели Программы предусматривается решение следующих задач:
      1. Развитие и углубление сотрудничества Республики Казахстан с государствами Европы по следующим направлениям:
      технологическое сотрудничество;
      энергетическое сотрудничество;
      в сфере транспорта;
      в области системы технического регулирования и метрологии;
      торгово-экономическое сотрудничество;
      взаимодействие в развитии малого и среднего бизнеса;
      сотрудничество в области качества жизни;
      расширение сотрудничества в гуманитарном измерении.
      2. Совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта.
      3. Создание условий для председательства Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году.

5. Основные направления и механизмы реализации Программы

5.1.1. Создание условий для налаживания технологического
сотрудничества с европейскими странами

      Активизация технологического сотрудничества со странами Европы преследует цель привлечения новейших технологий. Взаимодействие с европейскими партнерами в том числе в сфере нанотехнологий и биотехнологий придаст импульс формирующимся и действующим в Казахстане технопаркам.
      Предусматривается проведение ряда учебных мероприятий по подготовке специалистов в области инновационного менеджмента и переподготовки инженерных кадров на территории технопарков с приглашением специалистов европейских стран.
      Предусматривается развитие сотрудничества в использовании прогрессивных европейских технологий по реформированию существующих и созданию новых транспортных коммуникаций в Казахстане.
      Используемые в Европе аграрные технологии призваны способствовать существенному развитию национального сельского хозяйства. Отдельной задачей является постепенный переход на европейские стандарты и сертификацию продукции, что, в свою очередь, откроет казахстанской сельскохозяйственной продукции выход на рынки стран Европы.
      Развитие взаимного информационного обмена в области науки, новых технологий и инновационных разработок и организацией трансферта технологий, в том числе с привлечением возможностей казахстанской сети трансферта технологий и европейской сети трансферта технологий.

5.1.2. Развитие энергетического сотрудничества с государствами Европы

      Предусмотрена дальнейшая работа по приобретению казахстанской стороной в странах Европы инфраструктурных объектов: портов, терминалов, нефтеперерабатывающих заводов, автозаправочных станций и других объектов с целью закрепления и долгосрочного присутствия Казахстана на европейском рынке.
      Отдельным направлением сотрудничества со странами Европы является использование европейского опыта в дальнейшем развитии ряда основных рыночных принципов в энергетическом секторе, таких как стратегия энергосбережения, поощрение и защита инвестиций в этой сфере, право доступа к энергетической транспортной инфраструктуре, независимость сетевых операторов от естественных монополий, отраслевое регулирование, реформа тарифной политики.
      Одним из основных направлений новой энергетической стратегии ЕС является проблема глобального потепления. Учитывая, что ЕС - мировой лидер технологий в области возобновляемой энергии, наличие значительного потенциала данного вида энергии в Казахстане, предусмотрен обмен опытом с проведением ознакомительных и обучающих семинаров в странах ЕС, участие в международных конференциях и выставках по вопросам внедрения и развития энергосберегающих и экологически чистых технологий.

5.1.3. Развитие сотрудничества с европейскими странами
в сфере транспорта

      Предусматривается дальнейшее развитие евразийских трансконтинентальных транспортных коридоров путем создания условий, обеспечивающих предоставление транспортных услуг для свободного перемещения пассажиров, грузов и транспортных средств, повышения эксплуатационной и иной безопасности на всех видах транспорта, гармонизацию национальной законодательной базы.
      Программа призвана способствовать закреплению инициатив, предусматривающих: продолжение переговорных процессов по стыковке национальных транспортных сетей в панъевропейские транспортные сети, закрепляя национальные предложения подписанием соответствующего меморандума; участие в практических стажировках по программе внедрения европейских стандартов в сфере гражданской авиации; обмен опытом с портовыми инспекциями по вопросам обеспечения безопасности мореплавания; участие в переговорах с экспертами министерств транспорта европейских стран и международных организаций по вопросам гармонизации международной системы страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; изучение опыта повышения экологичности автотранспортных средств; участие в мероприятиях, способствующих полноправному участию Казахстана наравне с европейскими странами в обсуждении широкого круга проблемных вопросов сферы транспорта с целью практического использования полученного опыта в своих программных документах.

5.1.4. Развитие сотрудничества в области технического
регулирования и метрологии

      Целью и миссией технического регулирования и метрологии, которые также являются средствами нетарифного регулирования, являются обеспечение высокого уровня безопасности продукции, повышение ее конкурентоспособности, исключение технических барьеров в торговле, снижение административного давления на бизнес и защита интересов граждан и экономики республики от последствий недостоверных результатов измерений.
      Предусматривается развитие сотрудничества в использовании прогрессивных европейских технологий в сферах транспортных коммуникаций, агропромышленного комплекса, энергетики, охраны экологии и здравоохранения, а также в вопросах развития малого и среднего бизнеса.
      Практическое внедрение новых технологий должно сопровождаться созданием соответствующей базы технического законодательства, нормативных документов по стандартизации, средств измерений, сети испытательных, измерительных лабораторий, которые должны соответствовать требованиям стран Европейского Союза.
      В этой связи предусматривается: разработка и принятие технических регламентов; разработка гармонизированных стандартов, служащих в качестве доказательной базы выполнения требований технических регламентов; вступление в международные организации по стандартизации и аккредитации, в том числе в Европейский комитет по стандартизации (СЕN), Международную организацию по аккредитации (ILAC), Международный форум по аккредитации (IАF); создание и модернизация испытательных и измерительных лабораторий; принятие мер по заключению многосторонних и двусторонних соглашений по эквивалентности систем аккредитации, сертификатов и протоколов, выдаваемых аккредитованными организациями (создание "зеленого коридора" для продвижения казахстанского экспорта), в том числе в рамках интеграционных объединений; совершенствование национальной эталонной базы, достижение ее соответствия европейским аналогам; проведение межлабораторных сличений; привлечение международных экспертов для ускоренного внедрения систем менеджмента на предприятиях республики; изучение международного опыта по надзору за рынком.

5.1.5. Углубление торгово-экономического сотрудничества
со странами Европы

      Динамика товарооборота между Казахстаном и странами Европы за последние годы имеет тенденцию к увеличению, однако в структуре экспорта традиционно превалируют сырьевые товары. В этой связи необходимо концентрировать усилия на диверсификации структуры казахстанского экспорта.
      В целях углубления торгово-экономических связей между Казахстаном и странами Европы предусматривается создание торгового представительства Казахстана в Европе и его отделений в ряде европейских стран.
      Основными задачами представительства будут являться: проведение анализа влияния экономической политики стран Европы на реализацию экономических интересов Казахстана на рынке Европы; изучение торгового законодательства и условий внешнеторговой деятельности в странах Европы с целью информирования казахстанских предпринимателей для продвижения отечественной продукции на европейский рынок; диверсификация структуры казахстанского экспорта в европейские страны, в том числе с использованием европейской системы преференций (GSP+).
      Кроме того, создание условий для экспортопродвижения казахстанских товаров на внешние рынки, и защита экономических интересов казахстанских товаропроизводителей на рынках стран Европы, путем проведения двусторонних переговоров, и участие Республики Казахстан на ежегодных международных выставках в европейских странах позволят расширить географию экспорта казахстанской продукции.

5.1.6. Сотрудничество в развитии малого и среднего бизнеса

      Программа направлена на укрепление сотрудничества и дальнейшего формирования государственной политики по отношению к развитию малого и среднего бизнеса, оптимизацию государственного регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства, на улучшение системы налогообложения, обеспечение свободного доступа к банковским кредитам и другим источникам финансирования, создание общей системы подготовки кадров, совершенствование и сближение казахстанского законодательства с законодательством европейских стран в вопросах регламентации деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
      Достижение целей в указанной области будет происходить путем реализации практических мер и проектов, включая обмен опытом в сфере государственной поддержки предпринимательства, налогообложения, в том числе малого и среднего бизнеса; содействия развитию инфраструктуры предпринимательства; разработки и реализации совместных программ и проектов; организации совместных консультаций, семинаров, конференций, исследований по разработке рекомендаций и предложений по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса.
      Сотрудничество с европейскими странами по обмену опытом в области развития предпринимательства позволит сформировать благоприятные условия для ведения бизнеса в Казахстане. В частности, по упрощению доступа казахстанских компаний на европейский рынок посредством гармонизации законодательств Казахстана и европейских стран, обеспечению притока инвестиций в экономику Казахстана, обеспечению профессионального роста субъектов малого и среднего бизнеса.

5.1.7. Расширение сотрудничества с европейскими странами
в области качества жизни

      Под качеством жизни понимается совокупность основных показателей, отражающих социальные результаты экономического развития государства, в том числе в области охраны окружающей среды, здравоохранения, образования и социальной защищенности населения.
      Предусматривается углубление сотрудничества Казахстана с европейскими странами в вопросах повышения качества жизни населения и улучшения состояния окружающей среды, включая сближение национального экологического законодательства со стандартами европейских стран, разработку совместных программ в сфере решения трансграничных проблем, сохранения биоразнообразия, очистке окружающей среды от исторических загрязнений. Предусмотрены меры по координации действий в сфере предупреждения климатических изменений в вопросах охраны и исследований водных ресурсов с использованием потенциала Евразийского центра воды в городе Астане. Для реализации этих целей Казахстан примет участие в деятельности специальной рабочей группы по Плану действий охраны окружающей среды для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Экологического директората Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), европейских организаций природоохранного профиля.
      Важным направлением является обеспечение населения страны качественными услугами оказания медицинской помощи, соответствующими европейским стандартам, в том числе внедрение европейских информационных технологий в медицину, повышение эффективности инфраструктуры здравоохранения и управления, улучшение качества диагностики, лечения и профилактики заболеваний (сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, туберкулез, гепатит, вирус иммунного дефицита (ВИЧ)/синдром приобретенного иммунного дефицита (СПИД) и другие), заготовки крови, повышение доступности и качества лекарственных средств, внедрение стандартов здорового питания, развитие системы кадровых ресурсов и достижение конкурентоспособности научных исследований в области здравоохранения.
      Для достижения этих целей необходимо проведение совместных мероприятий и проектов, направленных на укрепление здоровья граждан, а также создание современных подходов управления медицинским холдингом "Госпиталь будущего", организациями образования, науки и здравоохранения, университетскими клиниками, содействие в расширении многосторонних связей, изучение европейского опыта предоставления качественной медицинской помощи населению.
      Предусматривается развитие сотрудничества в сферах начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования, взаимодействие в области высшего образования, обмен студентами и профессорско-преподавательским составом, в том числе в рамках программ "Еrasmus Mundus", ТЕМРUS, а также на основе двусторонних договоров с организациями образования европейских стран.
      Отдельными направлениями сотрудничества со странами Европы в сфере технического и профессионального образования являются: создание с учетом европейского опыта национальной квалификационной системы, внедрение системы сертификации квалификаций и образовательных программ с привлечением мировых лидеров в области сертификации, разработка образовательных программ, отвечающих международным требованиям, повышение квалификации инженерно-педагогических работников и мастеров производственного обучения, привлечение иностранных менеджеров к управлению межрегиональными центрами по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда, привлечение зарубежных преподавателей и специалистов для работы в учебных заведениях.
      Достижение целей в указанной сфере будет происходить путем реализации практических мер и проектов, включая содействие расширению связей между казахстанскими и европейскими учебными заведениями, создания университетских систем управления качеством образования, создания образовательных хабов в сфере высшего образования на базе Казахстанско-Британского технического университета и Казахстанско-Немецкого университета, продвижения изучения европейского опыта профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих и содействия изучению европейских языков.
      Для реализации направлений сотрудничества с европейскими странами в сферах военного образования, военно-научной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предполагается формирование соответствующей нормативно-правовой базы.
      Программа предусматривает сотрудничество с европейскими странами в сфере занятости, трудовой миграции населения, социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан, инвалидов, развития социальных услуг, а также изучение опыта в части перемещения физических лиц - поставщиков услуг без коммерческого присутствия из стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО).

5.1.8. Расширение сотрудничества в гуманитарном измерении

      Предусматривается развитие партнерских отношений между институтами гражданского общества Казахстана и стран Европы, что будет способствовать интеграции национальных институтов гражданского общества с международным сообществом, реализации социальных, культурных, образовательных, информационно-просветительских и других проектов в контексте национальных интересов, развитию института социального партнерства. Это придаст дополнительный импульс укреплению и пропаганде казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия.
      Отдельным направлением сотрудничества с европейскими странами является обмен опытом в области обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия, что позволит мультиплицировать позитивный опыт Казахстана в создании эффективных механизмов обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия, внести вклад в формирование веротерпимого и толерантного евразийского сообщества.
      Предусматривается создание дальнейших условий для развития гендерно сбалансированной модели Казахстана с использованием опыта европейских традиций.

5.2. Совершенствование казахстанской институционально-правовой
базы с использованием позитивного европейского опыта

      В последние годы в Казахстане ведется большая работа по совершенствованию национального законодательства, важным этапом которой стало внесение в мае 2007 года изменений в Конституцию страны.
      В настоящее время данная работа продолжается силами заинтересованных министерств и ведомств, при этом происходит активное взаимодействие между ними на различных уровнях. Используется значительный потенциал отечественного и международного экспертного сообщества.
      Главными целями проводимой работы являются совершенствование казахстанской модели политического и государственного устройства, либерализация политической жизни страны и приобщение Казахстана к лучшим общемировым традициям. В частности, это относится к совершенствованию законодательства о выборах, политических партиях, средствах массовой информации (включая вопросы диффамации), реформировании судебной системы и другим сферам общественных взаимоотношений.
      Предусматривается обмен опытом между органами правосудия и уголовного преследования, а также совершенствование законодательства в части расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, гражданского судопроизводства и исполнения судебных актов.

5.3. Приоритеты председательства в ОБСЕ

      В свете решения о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, принятого на Совете министров иностранных дел в Мадриде (ноябрь 2007 года), а также с учетом общепринятой практики, в рамках Программы предусматривается работа по детализации приоритетов казахстанского председательства.
      В их число входят следующие вопросы: продолжение усилий по созданию условий для развития демократических институтов на пространстве ОБСЕ; развитие транзитно-транспортного потенциала всех государств ОБСЕ, евразийских трансконтинентальных транспортных коридоров; решение экологических проблем; укрепление мер доверия и региональной безопасности, с учетом вклада Казахстана в обеспечение мира, безопасности и ядерного разоружения; развитие невоенных аспектов безопасности в деятельности ОБСЕ, в частности, в сферах борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, организованной преступностью, торговлей оружием и людьми, а также восстановление Афганистана - страны-партнера ОБСЕ.
      Важной задачей также является использование потенциала и инструментария ОБСЕ в процессе построения безопасной, стабильной и процветающей Центральной Азии, повышения привлекательности региона, в том числе, экономической.

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования

      Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, будут определены Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на 2009-2011 годы и ежегодно уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующие финансовые годы.

7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

      Предполагается, что реализация Программы будет способствовать достижению следующих результатов:
      выхода Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами в политической, экономической и гуманитарной областях;
      созданию благоприятных условий для ежегодного увеличения товарооборота с европейскими странами на 10 %;
      ежегодного обмена не менее 5 визитами на уровне глав государств и правительств Европы (в соответствии с графиком международных мероприятий);
      созданию инновационных предприятий с привлечением технологий европейских стран, которые будут реализованы, в том числе по годам:
      2009 г. - 2 предприятия;
      2010 г. - 2 предприятия;
      2011 г. - 4 и более;
      подписанию с ЕС Меморандума о взаимопонимании по развитию транспортных сетей в контексте стыковки казахстанских сетей с панъевропейскими транспортными сетями;
      принятию технических регламентов и гармонизированных стандартов, соответствующих требованиям стран ЕС;
      совершенствованию национального законодательства с учетом европейских норм;
      продвижению интересов Республики Казахстан на европейском континенте.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.