Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной (специальной) программе "Путь в Европу" на 2009-2011 годы.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
О Государственной (специальной) программе "Путь в Европу"
на 2009-2011 годы
В целях реализации
Указа
Президента Республики Казахстан от 14 февраля 2008 года N 535 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную (специальную) программу "Путь в Европу" на 2009-2011 годы (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Программы.
3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
4. Министерству иностранных дел Республики Казахстан один раз в полугодие, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан.
6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от __ ____ 2008 года N _
ГОСУДАРСТВЕННАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ПРОГРАММА
"Путь в Европу" на 2009-2011 годы
Астана, 2008 год
Содержание
1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ современного состояния проблемы
4. Цели и задачи Программы
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1.1. Создание условий для налаживания технологического сотрудничества с европейскими странами
5.1.2. Развитие энергетического сотрудничества с государствами Европы
5.1.3. Развитие сотрудничества с европейскими странами в сфере транспорта
5.1.4. Развитие сотрудничества в области технического регулирования и метрологии
5.1.5. Углубление торгово-экономического сотрудничества со странами Европы
5.1.6. Сотрудничество в развитии малого и среднего бизнеса
5.1.7. Расширение сотрудничества с европейскими странами в области качества жизни
5.1.8. Расширение сотрудничества в гуманитарном измерении
5.2. Совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта
5.3. Приоритеты председательства в ОБСЕ
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
1. Паспорт Программы
Наименование Государственная (специальная) программа
Программы "Путь в Европу" на 2009-2011 годы
Основание для
Послание
Президента Республики Казахстан народу
разработки Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение
благосостояния граждан Казахстана - главная цель
государственной политики"
Разработчик Министерство иностранных дел
Республики Казахстан
Цель Выход Республики Казахстан на уровень
стратегического партнерства с ведущими
европейскими странами
Задачи Развитие и углубление сотрудничества Республики
Казахстан с государствами Европы по следующим
направлениям:
технологическое сотрудничество;
энергетическое сотрудничество;
в сфере транспорта;
в области системы технического регулирования
и метрологии;
торгово-экономическое сотрудничество;
взаимодействие в развитии малого и среднего бизнеса;
сотрудничество в области качества жизни;
расширение сотрудничества в гуманитарном измерении.
Совершенствование казахстанской институционально-
правовой базы с использованием позитивного
европейского опыта.
Создание условий для председательства
Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году
Сроки реализации 2009-2011 годы
Необходимые Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым
ресурсы и за счет средств республиканского бюджета, будут
источники определены Законом Республики Казахстан
финансирования "О республиканском бюджете" на 2009-2011 годы
и ежегодно уточняться при формировании
республиканского бюджета на соответствующие
финансовые годы
Ожидаемые В результате реализации Программы:
результаты выход Республики Казахстан на уровень
стратегического партнерства с ведущими
европейскими странами в политической,
экономической и гуманитарной областях;
создание благоприятных условий для ежегодного
увеличения товарооборота с европейскими странами
на 10 %;
ежегодный обмен как минимум 5 визитами на уровне
глав государств и правительств Европы (в
соответствии с графиком международных
мероприятий);
создание инновационных предприятий с
привлечением технологий европейских стран, в том
числе по годам:
2009 г. - 2 предприятия;
2010 г. - 2 предприятия;
2011 г. - 4 и более;
подписание с ЕС Меморандума о взаимопонимании по
развитию транспортных сетей в контексте стыковки
казахстанских сетей с панъевропейскими
транспортными сетями;
принятие технических регламентов и
гармонизированных стандартов, соответствующих
требованиям стран ЕС;
совершенствование национального законодательства с
учетом европейских норм;
продвижение интересов Республики Казахстан на
европейском континенте
2. Введение
Государственная (специальная) программа "Путь в Европу" на 2009-2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики".
Необходимость разработки Программы вызвана важностью решения актуальных задач внутреннего развития страны, разработки национальных приоритетов на европейском направлении, укрепления исторически сложившихся связей, приобщения к опыту европейской интеграции и институционально-правовых реформ, углубления технологического, энергетического, транспортного, торгового и инвестиционного сотрудничества.
3. Анализ современного состояния проблемы
В соответствии с Концепцией внешней политики Республики Казахстан развитие всестороннего сотрудничества с европейскими странами представляет для Казахстана стратегический интерес.
В настоящее время в двусторонних отношениях с европейскими странами не полностью реализуется потенциал технологического, энергетического, торгового и транспортного сотрудничества.
Необходимо также учесть, что страны Европейского Союза уделяют особое внимание сотрудничеству с государствами Центральной Азии в целом и Казахстаном, в частности. Их консолидированная позиция отражена в документе "ЕС и Центральная Азия: Стратегия нового партнерства", принятом на саммите Евросоюза в июне 2007 года. Являясь внутренним документом Европейского Союза, Стратегия охватывает важные направления взаимодействия ЕС с Центральной Азией и Казахстаном.
Стремление ряда стран Европы интегрироваться в европейские структуры ЕС или их взаимодействие с ЕС в рамках Европейской политики соседства дает возможность этим странам добиться определенных достижений в различных областях социально-экономического и политического развития.
Программа разрабатывалась с учетом позитивного опыта развития сотрудничества указанных стран с государствами ЕС и европейскими структурами.
Реализация Программы будет способствовать развитию основного принципа внешней политики Республики Казахстан - принципа сбалансированности и прагматизма.
4. Цели и задачи Программы
Целью Программы является выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами.
Для достижения указанной цели Программы предусматривается решение следующих задач:
1. Развитие и углубление сотрудничества Республики Казахстан с государствами Европы по следующим направлениям:
технологическое сотрудничество;
энергетическое сотрудничество;
в сфере транспорта;
в области системы технического регулирования и метрологии;
торгово-экономическое сотрудничество;
взаимодействие в развитии малого и среднего бизнеса;
сотрудничество в области качества жизни;
расширение сотрудничества в гуманитарном измерении.
2. Совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта.
3. Создание условий для председательства Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году.
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1.1. Создание условий для налаживания технологического
сотрудничества с европейскими странами
Активизация технологического сотрудничества со странами Европы преследует цель привлечения новейших технологий. Взаимодействие с европейскими партнерами в том числе в сфере нанотехнологий и биотехнологий придаст импульс формирующимся и действующим в Казахстане технопаркам.
Предусматривается проведение ряда учебных мероприятий по подготовке специалистов в области инновационного менеджмента и переподготовки инженерных кадров на территории технопарков с приглашением специалистов европейских стран.
Предусматривается развитие сотрудничества в использовании прогрессивных европейских технологий по реформированию существующих и созданию новых транспортных коммуникаций в Казахстане.
Используемые в Европе аграрные технологии призваны способствовать существенному развитию национального сельского хозяйства. Отдельной задачей является постепенный переход на европейские стандарты и сертификацию продукции, что, в свою очередь, откроет казахстанской сельскохозяйственной продукции выход на рынки стран Европы.
Развитие взаимного информационного обмена в области науки, новых технологий и инновационных разработок и организацией трансферта технологий, в том числе с привлечением возможностей казахстанской сети трансферта технологий и европейской сети трансферта технологий.
5.1.2. Развитие энергетического сотрудничества с государствами Европы
Предусмотрена дальнейшая работа по приобретению казахстанской стороной в странах Европы инфраструктурных объектов: портов, терминалов, нефтеперерабатывающих заводов, автозаправочных станций и других объектов с целью закрепления и долгосрочного присутствия Казахстана на европейском рынке.
Отдельным направлением сотрудничества со странами Европы является использование европейского опыта в дальнейшем развитии ряда основных рыночных принципов в энергетическом секторе, таких как стратегия энергосбережения, поощрение и защита инвестиций в этой сфере, право доступа к энергетической транспортной инфраструктуре, независимость сетевых операторов от естественных монополий, отраслевое регулирование, реформа тарифной политики.
Одним из основных направлений новой энергетической стратегии ЕС является проблема глобального потепления. Учитывая, что ЕС - мировой лидер технологий в области возобновляемой энергии, наличие значительного потенциала данного вида энергии в Казахстане, предусмотрен обмен опытом с проведением ознакомительных и обучающих семинаров в странах ЕС, участие в международных конференциях и выставках по вопросам внедрения и развития энергосберегающих и экологически чистых технологий.
5.1.3. Развитие сотрудничества с европейскими странами
в сфере транспорта
Предусматривается дальнейшее развитие евразийских трансконтинентальных транспортных коридоров путем создания условий, обеспечивающих предоставление транспортных услуг для свободного перемещения пассажиров, грузов и транспортных средств, повышения эксплуатационной и иной безопасности на всех видах транспорта, гармонизацию национальной законодательной базы.
Программа призвана способствовать закреплению инициатив, предусматривающих: продолжение переговорных процессов по стыковке национальных транспортных сетей в панъевропейские транспортные сети, закрепляя национальные предложения подписанием соответствующего меморандума; участие в практических стажировках по программе внедрения европейских стандартов в сфере гражданской авиации; обмен опытом с портовыми инспекциями по вопросам обеспечения безопасности мореплавания; участие в переговорах с экспертами министерств транспорта европейских стран и международных организаций по вопросам гармонизации международной системы страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; изучение опыта повышения экологичности автотранспортных средств; участие в мероприятиях, способствующих полноправному участию Казахстана наравне с европейскими странами в обсуждении широкого круга проблемных вопросов сферы транспорта с целью практического использования полученного опыта в своих программных документах.
5.1.4. Развитие сотрудничества в области технического
регулирования и метрологии
Целью и миссией технического регулирования и метрологии, которые также являются средствами нетарифного регулирования, являются обеспечение высокого уровня безопасности продукции, повышение ее конкурентоспособности, исключение технических барьеров в торговле, снижение административного давления на бизнес и защита интересов граждан и экономики республики от последствий недостоверных результатов измерений.
Предусматривается развитие сотрудничества в использовании прогрессивных европейских технологий в сферах транспортных коммуникаций, агропромышленного комплекса, энергетики, охраны экологии и здравоохранения, а также в вопросах развития малого и среднего бизнеса.
Практическое внедрение новых технологий должно сопровождаться созданием соответствующей базы технического законодательства, нормативных документов по стандартизации, средств измерений, сети испытательных, измерительных лабораторий, которые должны соответствовать требованиям стран Европейского Союза.
В этой связи предусматривается: разработка и принятие технических регламентов; разработка гармонизированных стандартов, служащих в качестве доказательной базы выполнения требований технических регламентов; вступление в международные организации по стандартизации и аккредитации, в том числе в Европейский комитет по стандартизации (СЕN), Международную организацию по аккредитации (ILAC), Международный форум по аккредитации (IАF); создание и модернизация испытательных и измерительных лабораторий; принятие мер по заключению многосторонних и двусторонних соглашений по эквивалентности систем аккредитации, сертификатов и протоколов, выдаваемых аккредитованными организациями (создание "зеленого коридора" для продвижения казахстанского экспорта), в том числе в рамках интеграционных объединений; совершенствование национальной эталонной базы, достижение ее соответствия европейским аналогам; проведение межлабораторных сличений; привлечение международных экспертов для ускоренного внедрения систем менеджмента на предприятиях республики; изучение международного опыта по надзору за рынком.
5.1.5. Углубление торгово-экономического сотрудничества
со странами Европы
Динамика товарооборота между Казахстаном и странами Европы за последние годы имеет тенденцию к увеличению, однако в структуре экспорта традиционно превалируют сырьевые товары. В этой связи необходимо концентрировать усилия на диверсификации структуры казахстанского экспорта.
В целях углубления торгово-экономических связей между Казахстаном и странами Европы предусматривается создание торгового представительства Казахстана в Европе и его отделений в ряде европейских стран.
Основными задачами представительства будут являться: проведение анализа влияния экономической политики стран Европы на реализацию экономических интересов Казахстана на рынке Европы; изучение торгового законодательства и условий внешнеторговой деятельности в странах Европы с целью информирования казахстанских предпринимателей для продвижения отечественной продукции на европейский рынок; диверсификация структуры казахстанского экспорта в европейские страны, в том числе с использованием европейской системы преференций (GSP+).
Кроме того, создание условий для экспортопродвижения казахстанских товаров на внешние рынки, и защита экономических интересов казахстанских товаропроизводителей на рынках стран Европы, путем проведения двусторонних переговоров, и участие Республики Казахстан на ежегодных международных выставках в европейских странах позволят расширить географию экспорта казахстанской продукции.
5.1.6. Сотрудничество в развитии малого и среднего бизнеса
Программа направлена на укрепление сотрудничества и дальнейшего формирования государственной политики по отношению к развитию малого и среднего бизнеса, оптимизацию государственного регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства, на улучшение системы налогообложения, обеспечение свободного доступа к банковским кредитам и другим источникам финансирования, создание общей системы подготовки кадров, совершенствование и сближение казахстанского законодательства с законодательством европейских стран в вопросах регламентации деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Достижение целей в указанной области будет происходить путем реализации практических мер и проектов, включая обмен опытом в сфере государственной поддержки предпринимательства, налогообложения, в том числе малого и среднего бизнеса; содействия развитию инфраструктуры предпринимательства; разработки и реализации совместных программ и проектов; организации совместных консультаций, семинаров, конференций, исследований по разработке рекомендаций и предложений по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса.
Сотрудничество с европейскими странами по обмену опытом в области развития предпринимательства позволит сформировать благоприятные условия для ведения бизнеса в Казахстане. В частности, по упрощению доступа казахстанских компаний на европейский рынок посредством гармонизации законодательств Казахстана и европейских стран, обеспечению притока инвестиций в экономику Казахстана, обеспечению профессионального роста субъектов малого и среднего бизнеса.
5.1.7. Расширение сотрудничества с европейскими странами
в области качества жизни
Под качеством жизни понимается совокупность основных показателей, отражающих социальные результаты экономического развития государства, в том числе в области охраны окружающей среды, здравоохранения, образования и социальной защищенности населения.
Предусматривается углубление сотрудничества Казахстана с европейскими странами в вопросах повышения качества жизни населения и улучшения состояния окружающей среды, включая сближение национального экологического законодательства со стандартами европейских стран, разработку совместных программ в сфере решения трансграничных проблем, сохранения биоразнообразия, очистке окружающей среды от исторических загрязнений. Предусмотрены меры по координации действий в сфере предупреждения климатических изменений в вопросах охраны и исследований водных ресурсов с использованием потенциала Евразийского центра воды в городе Астане. Для реализации этих целей Казахстан примет участие в деятельности специальной рабочей группы по Плану действий охраны окружающей среды для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Экологического директората Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), европейских организаций природоохранного профиля.
Важным направлением является обеспечение населения страны качественными услугами оказания медицинской помощи, соответствующими европейским стандартам, в том числе внедрение европейских информационных технологий в медицину, повышение эффективности инфраструктуры здравоохранения и управления, улучшение качества диагностики, лечения и профилактики заболеваний (сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, туберкулез, гепатит, вирус иммунного дефицита (ВИЧ)/синдром приобретенного иммунного дефицита (СПИД) и другие), заготовки крови, повышение доступности и качества лекарственных средств, внедрение стандартов здорового питания, развитие системы кадровых ресурсов и достижение конкурентоспособности научных исследований в области здравоохранения.
Для достижения этих целей необходимо проведение совместных мероприятий и проектов, направленных на укрепление здоровья граждан, а также создание современных подходов управления медицинским холдингом "Госпиталь будущего", организациями образования, науки и здравоохранения, университетскими клиниками, содействие в расширении многосторонних связей, изучение европейского опыта предоставления качественной медицинской помощи населению.
Предусматривается развитие сотрудничества в сферах начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования, взаимодействие в области высшего образования, обмен студентами и профессорско-преподавательским составом, в том числе в рамках программ "Еrasmus Mundus", ТЕМРUS, а также на основе двусторонних договоров с организациями образования европейских стран.
Отдельными направлениями сотрудничества со странами Европы в сфере технического и профессионального образования являются: создание с учетом европейского опыта национальной квалификационной системы, внедрение системы сертификации квалификаций и образовательных программ с привлечением мировых лидеров в области сертификации, разработка образовательных программ, отвечающих международным требованиям, повышение квалификации инженерно-педагогических работников и мастеров производственного обучения, привлечение иностранных менеджеров к управлению межрегиональными центрами по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда, привлечение зарубежных преподавателей и специалистов для работы в учебных заведениях.
Достижение целей в указанной сфере будет происходить путем реализации практических мер и проектов, включая содействие расширению связей между казахстанскими и европейскими учебными заведениями, создания университетских систем управления качеством образования, создания образовательных хабов в сфере высшего образования на базе Казахстанско-Британского технического университета и Казахстанско-Немецкого университета, продвижения изучения европейского опыта профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих и содействия изучению европейских языков.
Для реализации направлений сотрудничества с европейскими странами в сферах военного образования, военно-научной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предполагается формирование соответствующей нормативно-правовой базы.
Программа предусматривает сотрудничество с европейскими странами в сфере занятости, трудовой миграции населения, социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан, инвалидов, развития социальных услуг, а также изучение опыта в части перемещения физических лиц - поставщиков услуг без коммерческого присутствия из стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО).
5.1.8. Расширение сотрудничества в гуманитарном измерении
Предусматривается развитие партнерских отношений между институтами гражданского общества Казахстана и стран Европы, что будет способствовать интеграции национальных институтов гражданского общества с международным сообществом, реализации социальных, культурных, образовательных, информационно-просветительских и других проектов в контексте национальных интересов, развитию института социального партнерства. Это придаст дополнительный импульс укреплению и пропаганде казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия.
Отдельным направлением сотрудничества с европейскими странами является обмен опытом в области обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия, что позволит мультиплицировать позитивный опыт Казахстана в создании эффективных механизмов обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия, внести вклад в формирование веротерпимого и толерантного евразийского сообщества.
Предусматривается создание дальнейших условий для развития гендерно сбалансированной модели Казахстана с использованием опыта европейских традиций.
5.2. Совершенствование казахстанской институционально-правовой
базы с использованием позитивного европейского опыта
В последние годы в Казахстане ведется большая работа по совершенствованию национального законодательства, важным этапом которой стало внесение в мае 2007 года изменений в Конституцию страны.
В настоящее время данная работа продолжается силами заинтересованных министерств и ведомств, при этом происходит активное взаимодействие между ними на различных уровнях. Используется значительный потенциал отечественного и международного экспертного сообщества.
Главными целями проводимой работы являются совершенствование казахстанской модели политического и государственного устройства, либерализация политической жизни страны и приобщение Казахстана к лучшим общемировым традициям. В частности, это относится к совершенствованию законодательства о выборах, политических партиях, средствах массовой информации (включая вопросы диффамации), реформировании судебной системы и другим сферам общественных взаимоотношений.
Предусматривается обмен опытом между органами правосудия и уголовного преследования, а также совершенствование законодательства в части расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, гражданского судопроизводства и исполнения судебных актов.
5.3. Приоритеты председательства в ОБСЕ
В свете решения о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, принятого на Совете министров иностранных дел в Мадриде (ноябрь 2007 года), а также с учетом общепринятой практики, в рамках Программы предусматривается работа по детализации приоритетов казахстанского председательства.
В их число входят следующие вопросы: продолжение усилий по созданию условий для развития демократических институтов на пространстве ОБСЕ; развитие транзитно-транспортного потенциала всех государств ОБСЕ, евразийских трансконтинентальных транспортных коридоров; решение экологических проблем; укрепление мер доверия и региональной безопасности, с учетом вклада Казахстана в обеспечение мира, безопасности и ядерного разоружения; развитие невоенных аспектов безопасности в деятельности ОБСЕ, в частности, в сферах борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, организованной преступностью, торговлей оружием и людьми, а также восстановление Афганистана - страны-партнера ОБСЕ.
Важной задачей также является использование потенциала и инструментария ОБСЕ в процессе построения безопасной, стабильной и процветающей Центральной Азии, повышения привлекательности региона, в том числе, экономической.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, будут определены Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на 2009-2011 годы и ежегодно уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующие финансовые годы.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Предполагается, что реализация Программы будет способствовать достижению следующих результатов:
выхода Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами в политической, экономической и гуманитарной областях;
созданию благоприятных условий для ежегодного увеличения товарооборота с европейскими странами на 10 %;
ежегодного обмена не менее 5 визитами на уровне глав государств и правительств Европы (в соответствии с графиком международных мероприятий);
созданию инновационных предприятий с привлечением технологий европейских стран, которые будут реализованы, в том числе по годам:
2009 г. - 2 предприятия;
2010 г. - 2 предприятия;
2011 г. - 4 и более;
подписанию с ЕС Меморандума о взаимопонимании по развитию транспортных сетей в контексте стыковки казахстанских сетей с панъевропейскими транспортными сетями;
принятию технических регламентов и гармонизированных стандартов, соответствующих требованиям стран ЕС;
совершенствованию национального законодательства с учетом европейских норм;
продвижению интересов Республики Казахстан на европейском континенте.