В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Стратегический план Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий на 2009-2011 годы.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2009 года и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 декабря 2008 года № 1221
Стратегический план
Агентства Республики Казахстан по регулированию
естественных монополий
на 2009-2011 годы
Астана - 2008 год
Содержание
1. Миссия и видение Агентства Республики Казахстан по регулированию
естественных монополий
2. Анализ текущей ситуации
3. Стратегические направления, цели и задачи деятельности Агентства
Республики Казахстан по регулированию естественных монополий
4. Функциональные возможности Агентства и возможные риски
5. Нормативные правовые акты
6. Бюджетные программы
7. Соответствие стратегических целей государственного органа
стратегическим целям государства
1. Миссия и видение
Агентства Республики Казахстан по регулированию
естественных монополий
Миссия
Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (далее - Агентство) как отраслевой регулятор на основе баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий обеспечивает эффективное функционирование и развитие инфраструктурных отраслей экономики.
Видение
Предсказуемый уровень тарифов на регулируемые услуги, эффективно функционирующие субъекты, беспрепятственный и недискриминационный доступ к инфраструктуре и услугам субъектов естественных монополий.
2. Анализ текущей ситуации
Агентство является регулятором в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа, водохозяйственных и канализационных систем, гражданской авиации, портовой деятельности и наделено функциями тарифного и технического регулирования в данных сферах.
Тарифное регулирование охватывает субъектов естественных монополий, субъектов, занимающих доминирующее (монопольное) положение на указанных рынках, субъектов государственной монополии и субъектов, товары (работы, услуги), которых включены в Номенклатуру, определяемую Правительством.
Техническое регулирование охватывает вопросы нормирования и различного рода разрешений, определение условий недискриминационного доступа и вопросы лицензирования.
В соответствии с законодательством о естественных монополиях в настоящее время в сферах естественных монополий осуществляют свою деятельность более 1000 субъектов, в том числе:
561 - в сфере водоканализационных систем;
359 - в сфере электро- и теплоэнергетики;
151 - в сфере транспорта;
44 - в сфере транспортировки нефти и газа.
С 2005 года Агентство является активным участником программы Центрально Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). Странами ЦАРЭС Казахстан признан страной, лидирующей в вопросах эффективного регулирования сферы электроэнергетики.
С 2000 года Агентство является членом Региональной Ассоциации органов регулирования энергетики (ERRA), включающей представителей 28 стран. Специалисты Агентства принимают активное участие в работе комитетов ERRA по тарифам и ценообразованию и по лицензированию. Последнее заседание состоялось в апреле 2008 года в г. Будапешт, в рамках которого был отмечен положительный опыт создания многоотраслевого регулятора в нашей стране.
Вместе с тем, существуют проблемные вопросы и необходимость их решения.
Одной из проблем является наличие сверхнормативных потерь.
Так на сегодня, помимо высокого уровня нормативных потерь (их уровень в электрических сетях достигает 20 %, в тепловых сетях 30 %), на предприятиях имеют место сверхнормативные потери. К примеру в сетях АПК стоимость сверхнормативных потерь превышает 828 млн. тенге при годовом тарифном доходе 7,5 млрд. тенге, в сетях Караганды Жарык свыше 552 млн. тенге при годовом доходе 2,9 млрд. тенге.
За рубежом регуляторы обычно устанавливают планку, единую для всех регулируемых субъектов одной сферы, выше которой затраты, связанные с потерями не включаются в тариф. Так, например, в Австрии для предприятий, передающих и распределяющих электрическую энергию эта планка равна 2 %.
Вместе с тем, без действенных стимулов существенного продвижения не будет. Поэтому мы предлагаем следующее решение.
Субъект должен разработать план организационно-технических мероприятий по ликвидации сверхнормативных потерь, содержащий, в том числе инвестиционный раздел и приступить к его реализации. Агентством вносится соответствующие изменения в Правила, где указывается, что в случае отсутствия данных Планов мероприятий не принимается заявка на изменение тарифов.
Таким образом, данные меры будут применяться Агентством до тех пор, пока уровень потерь не будет доведен до мировых параметров.
Уровни нормативных технических потерь в среднем по базовым субъектам за 2006 год составили по электроэнергии - 15,7 %, по теплу - 20,7 %, по воде - 31,7 %.
В результате осуществления Агентством полномочий по техническому регулированию, проведенных мероприятий, направленных на снижение уровней нормативных технических потерь, переломлена тенденция постоянного роста этих параметров.
В 2007 году Агентством снижены уровни данных потерь по 151 заявке 120 субъектов. Данная мера позволила ослабить действие данного фактора на уровни тарифов.
В сферах естественных монополий также существует проблема изношенности и технологической отсталости производств, и связанные с этим низкая эффективность и потери.
В настоящее время износ основных средств по всем сферам естественных монополий коммунального сектора в среднем составляет 60-65 %.
При этом, у большинства субъектов отсутствуют инвестиционные программы, направленные на модернизацию и реконструкцию сетей, снижение потерь в сетях. На сегодняшний день инвестиционные программы утверждены лишь 11 из 1007 субъектов.
В этой связи, в результате реализации Комплекса мер по совершенствованию тарифной политики в сферах естественных монополий, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2007 года № 1279, ожидается утверждение Агентством инвестиционных программ на среднесрочный и долгосрочный период, не менее 50 субъектам.
Кроме того, на сегодняшний день тарифы АО "НК "Қазақстан темір жолы" на услуги магистральной железнодорожной сети (далее - МЖС), подлежащие государственному регулированию со стороны Агентства, дифференцируются по родам грузов и по видам сообщений (экспортное, импортное, внутриреспубликанское). Тарифы на услуги МЖС при перевозке угля, зерна, железной руды ниже тарифов на услуги МЖС при перевозке нефти сырой, черных и цветных металлов, лома черных металлов и других дорогостоящих грузов.
В целях установления обоснованных и прозрачных тарифов на услуги МЖС существует необходимость разработки Методики расчета себестоимости услуг МЖС, с учетом рода грузов, рода перевозок, типа подвижного состава, категории поезда, маршрутизации.
3. Стратегические направления, цели и задачи деятельности
Агентства Республики Казахстан по регулированию
естественных монополий
Стратегическое направление 1. Обеспечение условий эффективного |
||||||
Цель 1. Повышение эффективности деятельности субъектов естественных |
||||||
Наименование |
Ед. |
Отчетный период |
Плановый период |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Целевые индикаторы |
||||||
электрических сетях |
% |
1,5 |
1,7 |
2,1 |
||
тепловых сетях |
% |
1,8 |
3,5 |
4 |
||
водохозяйственных сетях |
% |
2,0 |
2,5 |
3,2 |
||
Процент снижения нормативных |
||||||
электрических сетях |
% |
1,1 |
1,5 |
2 |
||
тепловых сетях |
% |
1,4 |
1,8 |
2,1 |
||
водохозяйственных сетях |
% |
1,9 |
2,6 |
3,1 |
||
Процент базовых СЕМ, |
% |
15 |
15 |
15 |
||
Задача 1.1. Создание условий для увеличения количества СЕМ, имеющих |
||||||
Внесение изменений в |
шт. |
1 |
||||
Внесение изменений в |
шт. |
1 |
||||
Разработка методики |
шт. |
1 |
||||
Задача 1.2. Совершенствование нормативно-правовой базы в целях |
||||||
Разработка Закона Республики |
шт. |
1 |
||||
Разработка стратегии |
шт. |
1 |
||||
Разработка Методики расчета |
шт. |
1 |
||||
Разработка Методики |
шт. |
1 |
||||
Разработка стандартов оказания |
шт. |
1 |
||||
Разработка проекта Комплекса |
шт. |
1 |
||||
Задача 1.3. Разработка и внедрение новых методов государственного |
||||||
Разработка Методики расчета |
шт. |
1 |
||||
Внедрение метода |
шт. |
внед- |
||||
Внедрение метода сравнительно- |
шт. |
внед- |
||||
Разработка методов расчета |
шт. |
1 |
||||
Разработка методов расчета |
шт. |
1 |
||||
Разработка методики |
шт. |
1 |
||||
Цель 2. Обеспечение стабильного уровня регулируемых тарифов (цен) |
||||||
Целевые индикаторы |
ед. |
5 |
10 |
12 |
15 |
|
Задача 2.1. Совершенствование Правил утверждения среднесрочных и |
||||||
Разработка новых или |
шт. |
1 |
||||
Задача 2.2. Анализ и оценка эффективности финансово-хозяйственной |
||||||
Проведение финансовой и |
||||||
охват субъектов не менее |
шт. |
58 |
45 |
50 |
55 |
|
количество экспертиз не |
шт. |
118 |
90 |
100 |
110 |
|
Задача 2.3. Обеспечение прозрачности процедур утверждения тарифов |
||||||
Проведение публичных слушаний |
шт. |
340- |
300- |
270- |
240- |
|
Задача 2.4. Регулирование тарифов на услуги СЕМ с учетом улучшения |
||||||
Утверждение тарифов на |
% |
1,5 |
* |
* |
* |
* определяется Правительством Республики Казахстан
4. Функциональные возможности Агентства и возможные риски
В целях совершенствования деятельности агентства будет проводиться работа, направленная на:
1) постоянное повышение кадрового потенциала, привлечение квалифицированных специалистов, в том числе выпускников высших учебных заведений, повышение уровня квалификации, а также стимулирование работников, создание благоприятных условий труда, способствующих дальнейшему совершенствованию эффективности деятельности каждого работника;
2) увеличение количества и охвата новой техникой и технологией для повышения эффективности работы;
3) повышение уровня квалификации сотрудников Агентства.
Возможные риски, которые могут повлиять на достижение целей Агентства за счет внешних факторов:
1) превышение уровня инфляции над заданными параметрами может привести к ухудшению макроэкономической стабильности;
2) несвоевременное принятие решений и соответствующих нормативных правовых актов, необходимых для эффективного функционирования системы агентства;
3) отток квалифицированных специалистов Агентства в организации с более привлекательными условиями (высокая заработная плата, благоприятные условия труда, нормированный рабочий график и т.д.);
4) сбой компьютерной системы, потеря базы данных.
5. Нормативные правовые акты
1. Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях".
2. Закон Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности".
3. Указ Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года № 735 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года".
4. Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 1096 "О Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы".
5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2007 года № 1297 "О Концепции по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты".
6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2007 года № 1279 "О Комплексе мер по совершенствованию тарифной политики в сферах естественных монополий".
7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2007 года № 753 "О Среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2008-2010 годы" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28 августа 2008 года).
8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2007 года № 1153 "Об одобрении Концепции создания независимых отраслевых регуляторов и утверждении Плана мероприятий по созданию независимых отраслевых регуляторов".
9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2007 года № 943 "Вопросы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий".
6. Бюджетные программы Агентства Республики Казахстан по
регулированию естественных монополий
Сноска. Раздел 6 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 13.05.2009 N 692; от 29.12.2009 № 2237.
Администратор |
Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий |
||||||
Бюджетная |
Услуги в области регулирования деятельности субъектов естественных |
||||||
Описание |
Содержание центрального аппарата и территориальных органов Агентства |
||||||
Показатели |
|||||||
Наименование |
Ед. |
Отчетный период |
Плановый период |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
Аппарат центрального органа |
|||||||
Стратегическое |
1. Обеспечение условий |
||||||
Цель |
1.1. Повышение эффективности |
||||||
Задача |
1.1.1. Создание условий для |
||||||
Показатели |
финансовые и технические |
шт |
139 |
118 |
90 |
100 |
110 |
нормативные правовые акты; |
5 |
6 |
2 |
5 |
3 |
||
экспертные оценки деятельности |
27 |
18 |
23 |
25 |
27 |
||
регулирование деятельности |
СЕМ |
42 |
42 |
42 |
42 |
42 |
|
Показатели |
Обеспечение прозрачности |
||||||
Показатели |
Снижения сверхнормативных |
||||||
электрических сетях; |
% |
1,5 |
1,7 |
2,1 |
|||
тепловых сетях; |
% |
1,8 |
3,5 |
4 |
|||
водохозяйственных сетях |
% |
2,0 |
2,5 |
3,2 |
|||
Снижения нормативных технических |
|||||||
электрических сетях; |
% |
1,1 |
1,5 |
2 |
|||
тепловых сетях; |
% |
1,4 |
1,8 |
2,1 |
|||
водохозяйственных сетях |
% |
1,9 |
2,6 |
3,1 |
|||
Оптимизация норм расходов сырья и материалов |
% |
15 |
15 |
15 |
|||
Количество базовых субъектов |
ед |
5 |
10 |
12 |
15 |
||
Показатели |
Качественное исполнение |
||||||
Планы мероприятий по ликвидации сверхнормативных технических потерь |
5 |
10 |
12 |
15 |
|||
Количество решений по снижению нормативных технических потерь |
120 |
120 |
120 |
120 |
|||
Утверждение инвестиционных программ на среднесрочный и долгосрочный периоды |
5 |
10 |
12 |
15 |
|||
Расходы на |
млн. |
687,3 |
713,0 |
765,3 |
841,0 |
929,7 |
|
Аппараты территориальных органов |
|||||||
Стратегическое |
2. Обеспечение условий |
||||||
Цель |
2.1. Повышение эффективности |
||||||
Задача |
2.1.1. Создание условий для |
||||||
Показатели |
Регулирование деятельности |
965 |
965 |
965 |
965 |
965 |
|
установление цен на товары |
218 |
218 |
218 |
218 |
218 |
||
установление цен субъектам, |
91 |
91 |
91 |
91 |
|||
Показатели |
Обеспечение прозрачности |
||||||
Показатели |
Снижения сверхнормативных |
||||||
электрических сетях; |
% |
1,5 |
1,7 |
2,1 |
|||
тепловых сетях; |
% |
1,8 |
3,5 |
4 |
|||
водохозяйственных сетях |
% |
2 |
2,5 |
3,2 |
|||
Снижения нормативных технических |
|||||||
электрических сетях; |
% |
1,1 |
1,5 |
2 |
|||
тепловых сетях; |
% |
1,4 |
1,8 |
2,1 |
|||
водохозяйственных сетях |
% |
1,9 |
2,6 |
3,1 |
|||
Оптимизация норм расходов сырья и |
% |
15 |
15 |
15 |
|||
Количество базовых субъектов |
ед |
5 |
10 |
12 |
15 |
||
Показатели |
Качественное исполнение бюджетной |
% |
99,7 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Расходы на |
млн. |
249,1 |
287,4 |
397,1 |
478,8 |
597,3 |
|
Повышение квалификации государственных служащих |
|||||||
Стратегическое |
3. Профессиональный рост |
||||||
Цель |
3.1. Обеспечение Агентства |
||||||
Задача |
3.1.1. Обучение методам и |
||||||
Показатели |
Повышение профессионального |
чел. |
188 |
150 |
100 |
100 |
100 |
Показатели |
Повышение профессионального |
||||||
Показатели |
Эффективно осуществлять |
||||||
Показатели |
Повышение профессионального |
Чел. |
188 |
150 |
100 |
100 |
100 |
Расходы на |
тыс. |
3,3 |
2,8 |
4,2 |
4,6 |
5,0 |
|
Обеспечение функционирования информационных систем и информационно-техническое |
|||||||
Стратегическое |
4. Развитие и поддержка |
||||||
Цель |
4.1. Обеспечения комплексного и |
||||||
Задача |
4.1.1. Информационно-техническое |
||||||
Показатели |
Обеспечение сопровождения и |
шт |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Обеспечение сопровождения и |
шт |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
Обеспечение услуги Интернет и |
шт |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
|
Обеспечение технического и |
шт |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
|
Показатели |
Безотказная работа информационных |
||||||
Показатели |
|||||||
Показатели |
|||||||
Расходы на |
млн. |
69,8 |
82,2 |
88,1 |
95,1 |
102,9 |
|
Бюджетная |
Материально-техническое оснащение Агентства Республики Казахстан по |
||||||
Описание |
Материально-техническое оснащение центрального аппарата и |
||||||
Стратегическое |
5. Создание условий для |
||||||
Цель |
5.1. Укрепление материально- |
||||||
Задача |
5.1.1. Приобретение товаров, |
||||||
Показатели |
Приобретение для центрального |
||||||
вычислительная техника и |
Шт |
119 |
179 |
158 |
89 |
130 |
|
офисной мебели; |
55 |
15 |
65 |
60 |
60 |
||
бытовой техники (пылесосы); |
7 |
||||||
служебного автотранспорта |
11 |
1 |
1 |
1 |
2 |
||
Показатели |
Модернизация вычислительной |
||||||
Показатели |
|||||||
Показатели |
|||||||
Расходы на |
млн. |
84,7 |
218,7 |
15,7 |
16,0 |
||
Итого бюджет Агентства Республики Казахстан по |
млн. |
1094,2 |
1304,1 |
1254,7 |
1435,2 |
1650,9 |
7. Соответствие стратегических целей государственного органа
стратегическим целям государства
Стратегические |
Стратегические цели государства, на |
Наименование |
1 |
2 |
3 |
Стратегическое направление 1. Обеспечение условий эффективного |
||
Цель 1 |
4.1.1. Общесистемные меры |
О дальнейших мерах |
3.1.3. Мера 3. Совершенствование |
Среднесрочный план |
|
Пункт 61. |
Положение |
|
Цель 2 |
4.1.1. Общесистемные меры |
О дальнейших мерах |
7.5. Государственное |
Стратегия |