Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 28.08.2015 № 677 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В целях реализации Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила обслуживания недропользователей профессиональными аварийно-спасательными службами Республики Казахстан.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 10 февраля 2011 года № 119
Правила
обслуживания недропользователей
профессиональными аварийно-спасательными службами
Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящие Правила обслуживания недропользователей профессиональными аварийно-спасательными службами Республики Казахстан разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании" и определяют порядок обслуживания недропользователей профессиональными аварийно-спасательными службами на территории Республики Казахстан.
2. В своей деятельности профессиональные аварийно-спасательные службы руководствуются вышеназванным законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, настоящими Правилами.
2. Порядок обслуживания недропользователей профессиональными
аварийно-спасательными службами
3. Профессиональные аварийно-спасательные службы обеспечивают:
постоянное, круглосуточное обслуживание недропользователей, имеющих опасные производственные объекты по добыче и обогащению полезных ископаемых, объекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
готовность недропользователей к выполнению на них аварийно-спасательных работ, а в случае возникновения аварий - спасению людей и ликвидации самих аварий, а также задач, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах;
выполнение противофонтанных, газоспасательных и горноспасательных работ в аварийных ситуациях (кроме очагов радиоактивного излучения), в организациях угольной, химической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей, нефтегазоразведочной, нефтегазодобывающей, металлургической, горнодобывающей промышленности, на суше, шельфе морей и водоемов, транспорте, перевозящем сильнодействующие ядовитые вещества (далее - СДЯВ), строительства и эксплуатации подземных сооружений, на объектах жизнеобеспечения населения;
спасение и эвакуацию людей при авариях на обслуживаемых объектах, не связанных с добычей полезных ископаемых;
локализацию и ликвидацию аварий и их последствий;
тушение пожаров, ликвидацию последствий взрывов газа и пыли, внезапных выбросов угля и газа, горных ударов, обвалов, водогазофонтанных выбросов, пожаров на эксплуатационных и разведочных скважинах, загазованности и затоплений объектов и других специальных работ, проводимых в аварийных ситуациях на обслуживаемых объектах;
оказание пострадавшим первой медицинской помощи непосредственно на рабочих местах и в ходе эвакуации;
4. Для выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации аварий на объектах недропользователей, профессиональные аварийно-спасательные службы имеют военизированные оперативные составы, наличие которых предусматривает:
постоянную круглосуточную готовность оперативных подразделений профессиональных аварийно-спасательных служб к немедленному выезду на ликвидацию аварий и проведение аварийно-спасательных работ;
выполнение аварийно-спасательных работ личным составом с беспрекословным выполнением приказов и распоряжений руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации с оправданным риском для жизни и здоровья, если это связано со спасением людей при авариях;
обязательность проведения аварийно-спасательных работ до полного их завершения;
соблюдение принципа единоначалия, поддержание высокой дисциплины и оперативно-технической готовности аварийно-спасательных служб к ликвидации возможных аварий и их последствий;
соблюдение порядка служебных взаимоотношений при прохождении службы;
при выполнении служебных обязанностей обязательное ношение форменного обмундирования со знаками различия, а также привлечение оперативного состава профессиональных аварийно-спасательных служб на дежурство или выполнение аварийно-спасательных работ в выходные и праздничные дни, во время отпуска;
неучастие в действиях, препятствующих нормальному функционированию профессиональных аварийно-спасательных служб, включая забастовки и прекращение работ, как средства разрешения трудовых споров.
5. В проектах вновь строящихся опасных производственных объектов, если они не входят в район обслуживания действующих подразделений профессиональных аварийно-спасательных служб, предусматривается строительство служебных зданий и сооружений для организуемых подразделений.
6. Финансирование строительства зданий и сооружений профессиональных аварийно-спасательных служб, их текущее содержание, осуществляется за счет обслуживаемых недропользователей по сметам затрат.
7. Подразделения профессиональных аварийно-спасательных служб размещаются в специально построенных зданиях, в комплекс которых входят служебные помещения в соответствии с приложением 1 к настоящим Правилам.
8. Оперативные автомобили оборудуются приборами звуковых и световых сигналов и окрашиваются по цветографическим схемам, в соответствии с Правилами дорожного движения Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 года № 1650 для оперативных служб Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее - МЧС), имеют опознавательные знаки аварийно-спасательной службы, находятся на стоянке чистыми и подготовленными к выезду.
9. Финансирование деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб осуществляется за счет:
финансовых средств, поступающих от реализации договоров с недропользователями, имеющих опасные производственные объекты;
иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
10. Дислокация подразделений профессиональных аварийно-спасательных служб и численность личного состава определяются руководителем профессиональных аварийно-спасательных служб.
11. В структуру профессиональных аварийно-спасательных служб входят:
территориальные филиалы;
профессиональные военизированные аварийно-спасательные отряды (далее - ВАСО);
профессиональные военизированные аварийно-спасательные взводы (далее - ВАСВ);
отделения (звенья);
военизированные аварийно-спасательные пункты (далее - ВАСП), состоящие из двух отделений;
службы обеспечения - подразделения медицинской службы, пылегазо-аналитические лаборатории (далее - ПГАЛ), группы воздушно-депрессионных съемок (далее - ВДС), канатно-испытательные станции (далее - КИС), мастерские по производству и ремонту аварийно-спасательного оснащения.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 марта 1997 года "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон) размер заработной платы спасателей и других работников профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб не может быть ниже размера заработной платы соответствующих категорий работников обслуживаемых ими организаций. Соответствующие категории по оплате приведены в приложении 2 к настоящим Правилам.
12. Решение о создании при территориальном филиале производства по изготовлению аварийно-спасательного оборудования, аппаратуры и оснащения, научных подразделений, пылегазо-аналитических лабораторий принимает руководитель профессиональной аварийно-спасательной службы по согласованию с уполномоченным органом в области промышленной безопасности. Расчет численности работников ремонтно-механических мастерских (далее - РММ), пылегазо-аналитических лабораторий утверждается МЧС.
По решению руководителя профессиональной аварийно-спасательной службы несколько ВАСО объединяются в территориальный филиал.
13. Руководство оперативной, профилактической и другими видами деятельности, осуществляет руководитель территориального филиала ВАСО.
Общее руководство оперативными службами осуществляет заместитель руководителя территориального филиала ВАСО по оперативной работе (главный инженер).
Профилактическими службами руководит заместитель руководителя по профилактической работе. При наличии в отряде мощной аварийно-спасательной техники и оснащения предусмотрена должность заместителя командира отряда по технической работе.
Для оперативного решения возникающих задач при ликвидации аварий на обслуживаемых объектах при территориальном филиале ВАСО создается оперативно-технический отдел, в котором работают ведущие специалисты по направлениям: метрология, кислородно-дыхательная аппаратура и горноспасательное оснащение, охрана труда, электромеханическое обеспечение, автотранспорт и так далее.
14. Личный состав профессиональной аварийно-спасательной службы комплектуется на добровольной основе и подразделяется на военизированный оперативный, административный и технический состав.
К военизированному оперативному составу (спасатели) относятся лица, непосредственно участвующие в выполнении аварийно-спасательных работ.
К административному и техническому составу - весь остальной персонал подразделения.
Перечень должностей профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб, на которые распространяется статус спасателя, определен приложением 3 к настоящим Правилам.
Расчет численности подразделений профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб для обслуживания опасных производственных объектов определяется в соответствии с приложением 4 к настоящим Правилам.
15. Внутренний распорядок, подчиненность и взаимоотношения военизированного оперативного состава профессиональных аварийно-спасательных служб (спасателей) строятся на основе правовых актов руководителя профессиональной аварийно-спасательной службы.
16. Режим работы (несения службы) и отдыха спасателей в межаварийный период определяется правилами внутреннего распорядка, утверждаемыми руководителем подразделения аварийно-спасательной службы.
17. На период проведения аварийно-спасательных работ, в целях сосредоточения на аварийном объекте оптимального количества сил и средств, руководитель аварийно-спасательных работ вводит особый режим труда и отдыха спасателей (казарменное положение), при котором все выходные смены отменяются.
18. Недропользователь два раза в год, не позднее 1 июня и 1 декабря предыдущего полугодия представляет на согласование в профессиональную аварийно-спасательную службу план ликвидации аварии.
Профессиональные военизированные аварийно-спасательные службы в течение 10 календарных дней с даты регистрации, рассматривают представленный план ликвидации аварии, с выдачей заключения о возможности согласования плана ликвидации аварий и подписания договора.
В случае несогласования плана ликвидации аварии, профессиональная военизированная аварийно-спасательная служба направляет информацию в территориальный уполномоченный орган МЧС и в установленном законодательством порядке начинает процедуру расторжения договора.
19. Договор на аварийно-спасательное обслуживание с недропользователями при согласовании плана ликвидации аварии заключается на календарный год с возможностью его пролонгации.
В договоре учитываются возможности выполнения плана ликвидации аварий, количественный состав аварийно-спасательных подразделений, их материально-техническое обеспечение, фонд оплаты труда, налоги и другие обязательные платежи в бюджет и другие затраты, приведенные в приложении 5 к настоящим Правилам.
20. Подразделения профессиональных аварийно-спасательных служб осуществляют свою деятельность в режиме круглосуточной готовности к спасению людей и ликвидации возможных аварий на основании договора с обслуживаемым недропользователем. Отвлечение сил и средств подразделений предприятия от их основной деятельности, не предусмотренное договором, не допускается.
2.1. Порядок ликвидации аварий
21. Порядок выезда, количество сил и средств, привлекаемых на ликвидацию аварий, определяются диспозициями выездов на аварии, утверждаемыми руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб.
Аварийно-спасательные работы производятся в соответствии с действующими в профессиональных аварийно-спасательных службах нормативными актами по организации и ведению аварийно-спасательных работ (военизированных горноспасательных, противофонтанных, газоспасательных), утвержденными уполномоченным органом в области промышленной безопасности.
22. В течение всего периода аварийно-спасательных работ, функции ответственного руководителя по ликвидации аварии выполняет технический руководитель организации, в которой произошла авария. Ответственный руководитель все распоряжения, непосредственно связанные с ликвидацией аварии, отдает только через руководителя аварийно-спасательных работ (ответственного исполнителя).
23. Руководителем аварийно-спасательных работ является руководитель подразделения профессиональной аварийно-спасательной службы, обслуживающей опасный производственный объект на котором произошла авария.
В соответствии с пунктом 1 ст. 11 Закона - деятельность профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований носит особый характер, влечет неукоснительное выполнение всеми их работниками приказов и распоряжений руководителя аварийно-спасательных работ. Эти требования распространяются также на добровольные аварийно-спасательные формирования с момента их привлечения к участию в ликвидации чрезвычайной ситуации.
24. Решения руководителей по ликвидации аварии, направленные на спасение людей и ликвидацию аварии, являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами профессиональной аварийно-спасательной службы, организациями и гражданами, находящимися в зоне аварии.
25. В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона - никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации аварии по руководству работами, иначе, как отстранив их приказом и приняв на себя обязанности или назначив другое должностное лицо.
26. Руководители ликвидации аварии получают полную и достоверную информацию, необходимую для ведения аварийно-спасательных работ.
27. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ, руководители по ликвидации аварии принимают решения о приостановке указанных работ в целом или их части, приняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению людей, находящихся в аварийной зоне.
28. Материально-техническое обеспечение подразделений, участвующих в выполнении аварийно-спасательных работ в период ликвидации аварии, ликвидации ее последствий, обеспечение их питанием, проживанием, привлечение дополнительных сил и средств, производится за счет организации, на которой произошла авария.
29. Порядок выезда на аварию по сигналу "Тревога", количество оперативных отделений и перечень оснащения определяются на основании планов ликвидации аварии обслуживаемых объектов.
30. Нормативы выезда по сигналу "Тревога", оперативной готовности личного состава к действиям на аварийном объекте, применения аварийно-спасательного оснащения разрабатываются применительно к специфике каждого региона и утверждаются руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы.
2.2. Порядок организации профилактических работ
31. Подразделения профессиональных аварийно-спасательных служб проводят профилактические работы в соответствии с нормативными актами об организации профилактической работы на обслуживаемых объектах, утвержденными уполномоченным органом.
32. Профилактическая работа направлена на определение готовности обслуживаемой организации к спасению людей и ликвидации аварий, противопожарной защиты, содержанию запасных выходов, соответствию планов ликвидации аварии действительному положению на обслуживаемом объекте.
33. При обнаружении нарушений требований промышленной безопасности, в том числе противопожарной защиты, несоответствия плана ликвидации аварии действительному положению на обслуживаемом объекте, руководитель подразделения профессиональной аварийно-спасательной службы вносит в установленном порядке предложения недропользователю по устранению выявленных нарушений, а в случае их неисполнения, снимает подпись о согласовании отдельных позиций или плана ликвидации аварии в целом, уведомляет руководителя профессиональной аварийно-спасательной службы и территориального подразделения МЧС.
34. В период ликвидации аварий работникам профессиональных аварийно-спасательных служб за выполненные аварийно-спасательные и технические работы из расчета часовой ставки за счет организаций, на объекте которых произошла авария, дополнительно начисляется:
оплата в 4-кратном размере - за фактически отработанное в респираторе время, независимо от смен и праздников; за фактически отработанное в шахте время; за фактически отработанное на поверхности время и время нахождения на аварийном предприятии с выполнением своих должностных обязанностей;
оплата в 2-кратном размере - за сверхурочные работы и работы в выходные смены, выходные и праздничные дни; за нормативное время нахождения в пути от пункта дислокации до аварийного предприятия и обратно в праздничные и выходные дни; за фактическое время дежурства и работы в выходные и праздничные дни в служебном здании;
оплата в 1,5-кратном размере - за работы в ночное время суток;
оплата с коэффициентом 0,5 - за фактическое время дежурства в праздничные и выходные дни на служебной квартире в режиме постоянной готовности к выезду на ликвидацию аварии.
Расчетная часовая ставка определяется путем деления месячного должностного оклада на норму рабочего времени данного месяца.
При определении часовой ставки респираторшиков, командиров отделений и водителей к учету принимаются надбавки за классность.
35. В случаях спасения людей, ликвидации сложных аварий и катастроф, по распоряжению руководителя подразделения профессиональной аварийно-спасательной службы, военизированный оперативный состав, находящийся на отдыхе переводится в положение "на службе" или казарменное положение.
36. Учет рабочего времени осуществляет руководитель соответствующего подразделения.
37. Учет рабочего времени военизированного оперативного состава при выполнении аварийно-спасательных и технических работ осуществляется на основе суточных графиков работ и журналов учета работы отделений.
Приложение 1
к Правилам обслуживания
недропользователей
профессиональными аварийно-
спасательными службами
Республики Казахстан
Перечень
минимально необходимых служебных помещений профессиональных
военизированных аварийно-спасательных служб
№ |
Наименование служебных помещений |
1 |
2 |
1. |
Гараж оперативного автотранспорта (по количеству автотранспорта) |
2. |
Здание Учебного центра |
3. |
Газодымная камера. Комплекс для тепловых тренировок |
4. |
Спортивно-тренажерный зал |
5. |
Учебный класс для профессиональной теоретической подготовки личного состава |
6. |
Комната отдыха дежурной смены |
7. |
Комната оперативного дежурного |
8. |
Помещение аналитической лаборатории |
9. |
Комнаты воздушных и кислородных компрессоров |
10. |
Комната для хранения воздушных баллонов и изолирующих воздушно-дыхательных |
11. |
Токарный цех |
12. |
Мастерская по ремонту автотранспорта |
13. |
Учебно-тренировочный полигон по отработке практических навыков с личным составом |
14. |
Кабинеты директора филиала и его заместителей |
15. |
Кабинет инженеров по профилактике |
16. |
Кабинет бухгалтерии |
17. |
Кабинет экономиста |
18. |
Кабинет инженера по технике безопасности, экологии и охране труда |
19. |
Кабинет отдела кадров |
20. |
Кабинет инженера-программиста |
21. |
Помещение для приема пищи |
22. |
Складское помещение для хранения специальной одежды и снаряжения |
23. |
Помещение автономного дизельного генератора |
24. |
Комната старшины |
25. |
Комната механика |
26. |
Материальный склад |
27. |
Ангар для хранения аварийно-спасательного оборудования и стенда для опрессовки |
28. |
Банно-прачечный комплекс |
29. |
Кабинет психологической реабилитации (кабинет медика-психолога) |
30. |
Склад ГСМ |
31. |
Комната для зарядки шахтных светильников |
32. |
Комната оперативного дежурного |
Приложение 2
к Правилам обслуживания
недропользователей
профессиональными аварийно-
спасательными службами
Республики Казахстан
Перечень
спасателей профессиональных военизированных
аварийно-спасательных служб и приравненных к ним работников
обслуживаемых ими организаций
№ |
Оперативный состав ПВАСС |
Персонал обслуживаемых предприятий |
1 |
2 |
3 |
1. |
Респираторщик, спасатель |
Рабочий (бурильщик, проходчик и т.д.) высшего |
2. |
Командир отделения (звена) |
Горный мастер, буровой мастер, мастер |
3. |
Заместитель (помощник) |
Заместитель (помощник) начальника участка, |
4. |
Командир взвода |
Начальник участка, технологической смены. |
5. |
Заместитель (помощник) |
Технический руководитель (главный инженер) |
6. |
Директор филиала - командир |
Первый руководитель (менеджер) шахты, рудника, |
7. |
Заместитель начальника РГКП |
Технический руководитель (заместитель первого |
8. |
Начальник РГКП «ЦШ ПВАСС» |
Первый руководитель (директор) комбината, |
Приложение 3
к Правилам обслуживания
недропользователей
профессиональными аварийно-
спасательными службами
Республики Казахстан
Перечень
должностей профессиональных военизированных
аварийно-спасательных служб, на которые распространяется
статус спасателя
1. Респираторщик, спасатель, водитель-спасатель оперативного автомобиля.
2. Командир военизированного аварийно-спасательного отделения, командир отделения - инструктор вспомогательной аварийно-спасательной команды, старший мастер (мастер), старший механик (механик).
3. Командир аварийно-спасательного пункта, вспомогательной аварийно-спасательной команды.
4. Инженер (районный, ведущий) оперативного отдела.
5. Заместитель (помощник) командира взвода.
6. Командир взвода.
7. Директор территориального филиала, командир отряда.
8. Заместитель (помощник) директора территориального филиала, командира отряда по оперативной и оперативно-профилактической работе.
9. Ведущий инженер, инженер оперативного отдела (управления) РГКП "ЦШ ПВАСС".
10. Заместитель начальника оперативно-технического отдела РГКП "ЦШ ПВАСС".
11. Начальник оперативно-технического отдела РГКП "ЦШ ПВАСС".
12. Заместитель начальника оперативно-технического управления РГКП "ЦШ ПВАСС".
13. Начальник оперативно-технического управления РГКП "ЦШ ПВАСС".
14. Заместитель начальника РГКП "ЦШ ПВАСС".
15. Начальник РГКП "ЦШ ПВАСС".
Приложение 4
к Правилам обслуживания
недропользователей
профессиональными аварийно-
спасательными службами
Республики Казахстан
Расчет
численности подразделений профессиональных военизированных
аварийно-спасательных служб для обслуживания опасных
производственных объектов
1. В угольной отрасли
1. Количество оперативных отделений, определяется с учетом фактической аварийности на обслуживаемых объектах региона за последние 10 лет (количество возникших аварий, длительность и трудоемкость их ликвидации), среднегодовой нагрузки на отделение по объему выполнения аварийных и технических работ, а также удаленности объекта от подразделений соседних аварийно-спасательных отрядов.
2. Расчет ведется в следующем порядке:
По обслуживаемым объектам за 10 - летний период определяется среднегодовое количество:
взрывов метана и угольной пыли (Ав);
пожаров, рецидивов и загораний, ликвидированных в начальной стадии (Ап);
внезапных выбросов угля (породы) и газа (Авв);
случаев загазирований горных выработок (Ар);
обрушений пород (угля), прорывов воды и глинистой пульпы (Ао);
других подземных и поверхностных аварий (Ад);
технических работ (Ат).
Определяется:
средняя длительность аварийно-спасательных работ (в часах) по ликвидации одной аварии (Д), (в часах);
средняя нагрузка на аварийно-спасательное отделение (на чел. час) по выполнению аварийных и технических работ (Тотд.).
3. По каждому роду аварий, имевших место в обслуживаемом регионе за 10-летний период, определяется ежегодное значение максимального количества аварийно-спасательных отделений, работавших одновременно в течение смены, за первые сутки ее ликвидации.
4. За 10-летний период определяется среднегодовое значение максимального количества работавших в одну смену аварийно-спасательных отделений при ликвидации последствий взрыва Ов, пожара Оп, внезапного выброса Овв, разгазирования Ор, обрушения Оо, других аварий Од и технических работ От.
5. По обслуживаемому региону за 10 летний период определяется среднее значение максимального количества работавших в одну смену аварийно-спасательных отделений на авариях всех видов (Оср):
Оср = (ОвхАв+ОпхАп+ОввхАвв+ОрхАр+ОохАо+ОдхАд+ОтхАт)/
(Ав+Ап+Авв+Ар+Ао+Ад+Ат)
6. Определяется поправочный коэффициент K1 на длительность ликвидации одной аварии и принимается равным:
K1 = 1, если Д не превышает одной смены (6 часов);
K1 = Д / 6, если Д лежит в пределах от 6 по 24 часов;
K1 = 4, если Д больше 24 часов.
7. Определяется поправочный коэффициент К2 на взаимопомощь соседних аварийно-спасательных отрядов. Этот коэффициент зависит от времени прибытия отделений из подразделений соседних аварийно-спасательных отрядов и принимается равным:
К2 = 2, если время прибытия отделений из соседних отрядов на наиболее удаленный объект превышает 24 часа;
К2 = 1,5, если помощь может быть оказана в течение от 6 до 24 часов с момента возникновения аварии;
К2 = 1, если отделения из соседних отрядов могут прибыть на наиболее удаленный объект в течение первых 6 часов ликвидации аварии.
8. Определяется коэффициент К3 на регламент несения отделениями службы в подразделениях отряда. Этот коэффициент равен отношению общего числа отделений в подразделениях к числу отделений, готовых к выезду на ликвидацию возникшей аварии, т.е. к суммарному среднесуточному числу дежурных и резервных отделений в подразделении.
Этот коэффициент зависит от используемого в подразделении графика дежурств отделений и принимается равным:
К3 = 2 - при графиках ДРСВ;
К3 = 2,5 - при графиках ДРСВВ;
К3 = 3 - при графиках ДРВВВ.
9. Определяется поправочный коэффициент К4 для учета нагрузки на отделение по объемам выполненных аварийных и технических работ. Этот коэффициент зависит от среднегодовой нагрузки на отделение Тотд.
К4 = 0,5, если Тотд меньше 360 чел.часов;
К4 = 1, если Тотд составляет от 360 до 1800 чел.часов;
К4 = Тотд / Т, если Тотд превышает 1800 чел.часов.
Тн = 1800 чел.час/год - нормативная годовая нагрузка на отделение по выполнению аварийных и технических работ на обслуживаемых объектах.
10. Определяется поправочный коэффициент К5 на протяженность горных, выработок обслуживаемых объектов:
К5 = 0,5, при суммарной протяженности горных выработок наиболее крупного объекта региона до 30 км;
К5 = 0,6, при суммарной протяженности от 30 до 60 км;
К5 = 0,8, при суммарной протяженности от 60 до 120 км;
К5 = 1,0, при суммарной протяженности более 120 км.
11. Определяется поправочный коэффициент К6 на число трудящихся, одновременно работающих в подземных условиях:
К6 = 1,2 - при численности трудящихся на подземных работах в наиболее загруженную смену на наиболее крупном объекте (Р) до 1000 чел;
К6 = 1,6 - при численности от 1000 до 3000 чел;
К6 = 1,8 - при численности более 3000 чел.
12. Оптимальное количество аварийно-спасательных отделений в регионе определяется по формуле:
N = Оср х K1 х К2 х К3 х К4 х К5 х К6
Независимо от значения (N) минимальное количество аварийно-спасательных отделений должно обеспечивать соблюдение нормативной продолжительности рабочего времени, обусловленное круглосуточной готовностью подразделения к выезду на аварийно-спасательные работы силами, определенными планами ликвидации аварий на данных объектах в установленные нормативом сроки.
Расчет численности отделений профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб в угольной отрасли производится в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1.
№ |
Наименование показателей |
Выполнено по годам |
Всего |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. |
Ликвидировано аварий, всего |
|||||||||||
в т.ч. пожаров подземных |
||||||||||||
Взрывов |
||||||||||||
Обрушений |
||||||||||||
Ззгазирований |
||||||||||||
внезапных выбросов |
||||||||||||
прорыв воды в горные |
||||||||||||
прочие аварии (на пов. объектах) |
||||||||||||
2. |
Выполнено технических работ |
|||||||||||
3. |
Отработано на ликвидации |
|||||||||||
4. |
Отработано на технических |
|||||||||||
5. |
Отработано на авариях и |
|||||||||||
6. |
Продолжительность |
|||||||||||
7. |
Средняя продолжит. ликвидации |
|||||||||||
8. |
Среднегодовая нагрузка на |
|||||||||||
9. |
Численность отделений |
2. В нефтяной, химической и газовой отраслях
13. Расчет численности профилактического состава профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб.
Профилактическая работа по предупреждению газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов на скважинах обслуживаемых организаций осуществляется профилактическим составом военизированных противофонтанных аварийно-спасательных отрядов путем обследования объектов и проверки выданных замечаний.
В проведении профилактической работы участвует старший и высший начальствующий состав военизированных противофонтанных аварийно-спасательных отрядов филиалов, руководство и инженерно-технические работники обслуживаемых организаций.
Военизированный противофонтанный аварийно-спасательный отряд филиалов составляет план-график профилактической работы и согласовывает с руководством обслуживаемых организаций.
Очередность периодичность обследований планируется в зависимости от условий бурения, испытания, эксплуатации, сроков консервации, капитального и текущего ремонта, состояния скважины противовыбросного оборудования, но не реже:
для бурящихся скважин - двух обследований в месяц;
в испытании, добыче (промышленная эксплуатация) и пробной эксплуатации - одного обследования в месяц;
в капитальном и подземном ремонте - одного обследования в месяц;
скважин, находящихся во временной консервации - одного обследования в месяц;
скважин, находящихся в консервации - двух обследований в год.
13.1 Расчет фактического времени, требуемого для профилактического обследования одного объекта.
14. Время, требуемое на профилактическое обследование одного объекта во время строительства скважин по вызову на опрессовку колонн совместно с противовыбросным оборудованием, проверку готовности к вскрытию продуктивного горизонта, дежурство при проведении испытаний пластов на месторождениях, содержащих H2S, проведении капитального ремонта скважин:
Проверка технической документации - 1 час;
Проверка соответствия оборудования устья скважины утвержденной схеме, состояния противовыбросного оборудования - 1 час;
Опрессовка противовыбросного оборудования совместно с колонной - 4 часа;
Проведение учебно-тренировочных занятий по сигналу "выброс" и инструктаж - 1 час;
Оформление документации - 1 час.
Всего: 8 часов без учета проезда к буровой. Один рабочий день - 8 часов.
14.1. Время, требуемое на профилактическое обследование одного объекта при добыче, консервации, нагнетании воды в пласт и водозаборе, освоении, испытании:
Проверка технической документации на групповой установке - 4 часа;
Обследование устьевого оборудования на одной групповой установке (40 скважин) - 25 часов (обследование 1-ой скважины - 38 минут);
Проверка ранее выявленных нарушений - 2 часа;
Проведение учебно-тренировочных занятий по сигналу "открытый фонтан" и проведение инструктажа с операторами по добыче по недопущению открытых фонтанов на групповой установке - 3 часа;
Оформление документации - 2 часа.
Всего: Один час на скважину.
15. Расчет необходимой численности инженеров по профилактике для ведения профилактических работ в бурении и капитальном ремонте скважин (Nб) производится по формуле:
Nб = Кб х (Hб + V) х К, где:
Нпр
Кб - количество бригад бурения, капитального ремонта скважин;
Нб - время, затрачиваемое на обследование одной скважины совместно с опрессовкой;
V - среднее время проезда до объекта;
К - коэффициент запаса времени при форс-мажорных обстоятельствах, исчисляемый с момента вызова на объект, равный 1,5.
Нпр - норма времени в месяц для ведения профилактических работ
168 часов - 8 часов (выходные, праздничные дни) - 8 часов (время нахождения в офисе для получения задания, сдачи отчета и т.д.) = 152 часа.
Примечание: Нд, V, K, Нпр для достижения необходимых результатов могут варьироваться.
16. Расчет необходимой численности инженеров по профилактике для ведения профилактических работ в добыче, консервации, пробной эксплуатации, испытании, освоении скважин (Nд) производится по формуле:
Nд = Кс х (Hд + V) x K, где:
Нпр
Kс - количество скважин;
Нд - время, затрачиваемое на обследование одной скважины;
V - среднее время проезда до объекта;
К - коэффициент запаса времени при форс-мажорных обстоятельствах, исчисляемый с момента вызова на объект, равный 1,5 часам;
Нпр - норма времени в месяц для ведения профилактических работ
168 часов - 8 часов (выходные, праздничные дни) - 8 часов (время нахождения в офисе для получения задания, сдачи отчета и т.д.) = 152 часа.
Примечание: Нд, V, K, Нпр для достижения необходимых результатов могут варьироваться.
17. Расчет необходимой численности инженеров по профилактике для ведения профилактических работ в ходе строительства скважины, включающей в себя бурение, вскрытие продуктивного горизонта, испытание первого объекта, и ее обустройства (Nc) производится по формуле:
Nc = См х Кcм, где:
СЗП
См - сметная стоимость строительства скважины и ее обустройства;
Ксм - коэффициент, определяющий отчисления от сметной стоимости строительства скважины и ее обустройства, равный 0,01;
СЗП - средняя заработная плата.
18. Расчет необходимой численности подразделений профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб при ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов зависит от объемов работ по промышленной и пробной эксплуатации, освоению, капитальному ремонту скважин и добычи углеводородного сырья, производимых обслуживаемой организацией (предприятием).
При условии проведения вышеуказанных работ и добычи углеводородного сырья от 4000 до 10000 тонн в год предприятие недропользователя обслуживают не менее двух профессиональных военизированных аварийно-спасательных взводов, от 10000 тонн и выше - более двух профессиональных военизированных аварийно-спасательных взводов.
3. В горнорудной отрасли и газоопасных производствах
19. Расчет необходимой численности профессионального военизированного аварийно-спасательного подразделения в горнорудной отрасли и газоопасных производствах определяется в зависимости от действующей дислокации профессиональной аварийно-спасательной службы, утвержденного плана ликвидации аварий на каждый обслуживаемый объект, количества выезжающих на аварию отделений, степени аварийной опасности обслуживаемого объекта.
20. Расчет оптимальной численности подразделений профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб (Nопт) производится по формуле:
(Nопт) = Nмин х Кв х Ктр х Квыр х Кпод, где:
Nмин - количество отделений, определенных по таблице 2
Кв - поправочный коэффициент, учитывающий время прибытия помощи из соседних подразделений профессиональных аварийно-спасательных служб, определяется по таблице 3;
Ктр - поправочный коэффициент, учитывающий объем аварийно-спасательных и технических работ, выполняемых отделением за год, определяется по таблице 4;
Квыр - поправочный коэффициент, учитывающий протяженность горных выработок обслуживаемого объекта, определяется по таблице 5;
Кпод - поправочный коэффициент, учитывающий количество работников, находящихся одновременно в подземных условиях, определяется по таблице 6.
Таблица 2
№ п/п |
Годовая |
Структурное подразделение ПВАСС, обслуживающее: |
||
Объект 1-ой степени |
Объект 2-ой степени |
Объекты 1-ой и 2-й |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
До 40 |
АСП из 2-х отделений, BACK |
АСП из 2-х |
ВАСВ из 4-х |
2. |
От 40 до |
ВАСВ из 4-х отделений, BACK |
ВАСВ из 4-х |
ВАСВ из 5-ти |
3. |
От 500 |
ВАСВ из 6-и отделений, BACK |
ВАСВ из 4-х |
ВАСВ из 7-х |
4. |
От 3000 |
ВАСВ из 8-и отделений, BACK |
ВАСВ из 5-и |
ВАСВ из 9-х |
5. |
Свыше |
ВАСВ из 9-и отделений, BACK |
ВАСВ из 6-й |
ВАСВ из 10-х |
* Примечание: при отсутствии BACK обслуживание горнодобывающего объекта осуществляется взводом из 4 отделений.
Таблица 3
Время прибытия помощи из ближайших подразделений ПВАСС (час) |
До 2 |
От 2 |
От 6 |
Более |
Значение поправочного коффициента (Кв) |
1,0 |
1,15 |
1,25 |
1,3 |
Таблица 4
Объем аварийно-технических работ, |
До |
От 500 |
От 1000 |
От 1500 |
Более |
Значение поправочного коффициента (Ктр) |
1,0 |
1,05 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
Таблица 5
Протяженность обслуживаемых горных выработок (км) |
До 10 |
От 10 до 15 |
От 15 до |
Более 30 |
Значение поправочного коэффициента (Квыр) |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
Таблица 6
Количество работающих, одновременно |
До |
От 200 |
От 500 |
От 800 |
Более |
Значение поправочного коэффициента (Кпод) |
1,0 |
1,05 |
1,1 |
1,15 |
1,2 |
21. Расчет списочной численности военизированного аварийно- спасательного взвода (Ссп) производится по формуле:
Ссп = Nопт x Cмин х Кяв + Скто, где:
Nопт - оптимальная численность подразделений профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб;
Cмин - минимальная численность отделения, выезжающего на ликвидацию аварии, не может быть ниже 6;
Кяв - поправочный коэффициент, учитывающий возможное отсутствие работающего на службе;
Скто - численность командного состава, технического и обслуживающего персонала военизированного аварийно-спасательного взвода определяется руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы для каждого подразделения, исходя из фактического объема оперативных, технических, профилактических работ на обслуживаемых объектах.
Поправочный коэффициент, учитывающий возможное отсутствие работающего на службе (Кяв) определяется по формуле:
Кяв = L:(L-Loтс), где:
L - число дней в год;
Loтс - число дней возможного отсутствия работающего на службе.
22. Списочная численность аварийно-спасательных пунктов определяется по формуле:
Ссп = Nопт х Смин х Кяв + Скто, где:
Nопт - оптимальная численность подразделений профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб;
Смин - минимальная численность группы аварийно-спасательных пунктов, выезжающей на ликвидацию аварии совместно с членами вспомогательной аварийно-спасательной команды, не может быть ниже 3;
Кяв - поправочный коэффициент, учитывающий возможное отсутствие работающего на службе;
Скто - численность командного состава, технического и обслуживающего персонала аварийно-спасательного пункта определяется руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы для каждого подразделения исходя из фактического объема оперативных, технических, профилактических работ на обслуживаемых объектах.
23. Списочная численность вспомогательных аварийно-спасательных команд приведена в таблице 7.
Таблица 7
Наименование работников |
Для ВАСВ |
Для АСП |
Руководитель (командир) |
1 |
1 |
Помощник руководителя (командира) по оперативной работе |
1 |
1 |
Помощник руководителя (командира) по оперативно-профилактической работе |
1 |
|
Техник 1-ой категории |
2 |
1 |
Инженер-химик |
1 |
1 |
Пробонаборщики |
2 |
2 |
Старший водитель |
1 |
|
Водитель специального автомобиля |
4 |
2 |
Уборщик помещений (1 на 200 м.кв. помещений) |
1 |
1 |
Всего: |
14 |
9 |
24. Расчет списочной численности отдельного военизированного аварийно-спасательного взвода или военизированного аварийно-спасательного отряда производится по формуле:
Сспо = Ссп + Сспк , где:
Ссп - суммарная численность военизированных аварийно-спасательных взводов, аварийно-спасательных пунктов, входящих в состав отдельного военизированного аварийно-спасательного взвода и военизированного аварийно-спасательного отряда;
Сспк - численность командного, технического и обслуживающего состава отдельного военизированного аварийно-спасательного взвода и военизированного аварийно-спасательного отряда.
Данная численность определяется руководителем территориального филиала совместно с обслуживаемыми предприятиями исходя из объемов оперативных, технических и профилактических работ, действующей дислокации профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб, промышленного района и других факторов.
Списочная численность технического и обслуживающего состава отдельного военизированного аварийно-спасательного взвода и военизированного аварийно-спасательного отряда приведена в таблице 8.
Таблица 8
Наименование работников |
Для ВАСО |
Для ОВАСВ |
Командир (директор) |
1 |
- |
Помощник командира по основной деятельности (заместитель |
1 |
- |
Помощник командира (заместитель директора) по профилактической |
1 |
- |
Помощник командира по медицинской работе |
1 |
1 |
Главный (старший) бухгалтер |
1 |
1 |
Заведующий химическими лабораториями |
1 |
1 |
Инженер-химик |
1 |
1 |
Заведующий хозяйством |
1 |
- |
Механик |
1 |
1 |
Механик по обслуживанию дыхательной аппаратуры |
- |
1 |
Бухгалтер-кассир |
1 |
1 |
Инженер по государственным закупкам |
1 |
1 |
Инспектор по кадрам (делопроизводитель) |
1 |
1 |
Психолог |
1 |
1 |
Водитель специального автомобиля |
2 |
- |
Водитель вспомогательного автотранспорта |
- |
1 |
Уборщик помещений (1 на 200 м.кв. помещений) |
1 |
- |
Всего: |
16 |
11 |
Приложение 5
к Правилам обслуживания
недропользователей
профессиональными аварийно-
спасательными службами
Республики Казахстан
Перечень обязательных условий
для заключения договора об обслуживании недропользователей
профессиональными военизированными
аварийно-спасательными службами
1. В состав профессиональных аварийно-спасательных служб входят оперативные, профилактические, медицинские, административные, хозяйственные, учебные и другие вспомогательные службы.
2. Оперативные подразделения состоят из военизированных аварийно-спасательных отделений, пунктов, взводов, отрядов, филиалов. Управление подразделениями централизовано.
3. Первичной оперативной единицей профессиональных аварийно-спасательных служб, способной оказать помощь пострадавшему и выполнить задание по ликвидации аварии является военизированное аварийно-спасательное отделение. Отделение состоит из 8-10 человек респираторщиков (спасателей), в том числе командир отделения и водитель оперативного транспорта.
4. Количество аварийно-спасательных отделений в каждом взводе обуславливается необходимостью соблюдения нормативной продолжительности рабочего времени, круглосуточной готовностью подразделения к выезду на аварийно-спасательные работы силами, определенными планами ликвидации аварий на данных объектах.
5. Первичным оперативным подразделением профессиональных аварийно-спасательных служб, способным вести аварийно-спасательные работы (спасение людей, ликвидация последствий аварий) и успешно завершить их, является военизированный аварийно-спасательный взвод. Военизированный аварийно-спасательный взвод состоит из четырех и более отделений и выполняет все виды аварийно-спасательных работ на обслуживаемых объектах. В состав военизированного аварийно-спасательного взвода входят отделения спасателей-водолазов, спасателей-альпинистов.
6. Руководство взводом возлагается на командира взвода. При наличии во взводе более 3-х отделений или специальной аварийно-спасательной техники и оборудования, у командира взвода имеется помощник по оперативно-технической работе.
7. Формированием, объединяющим несколько профессиональных аварийно-спасательных взводов (пунктов), является военизированный аварийно-спасательный отряд, филиал, способный самостоятельно ликвидировать чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, возникающие на опасных промышленных объектах.
Количество взводов в ВАСО обуславливается регламентом работы, спецификой аварийно-спасательной техники, имеющейся на оснащении отряда (криогенная техника, генераторы инертных газов), а также спецификой подготовки личного состава аварийно-спасательных отделений (альпинистская подготовка, водолазная подготовка). Руководство ВАСО возлагается на командира отряда.
При необходимости в состав ВАСО входит пылегазо-аналитическая лаборатория, которая осуществляет контроль состава рудничной атмосферы в горных выработках обслуживаемых предприятий в межаварийный период, а также выполнение анализов аварийных проб при ликвидации аварий. Медицинские службы, реанимационно-противошоковые группы (далее - РПГ) и вспомогательные службы (учебный взвод, ремонтно-механические мастерские (далее - РММ), автослужба. Численность определяется в соответствии с расстановкой, обеспечением функционального предназначения и соблюдением баланса рабочего времени. Всем военизированным аварийно-спасательным отрядам присваивается индивидуальный номер.
8. Нормальная продолжительность рабочего времени спасателя в межаварийный период не превышает 40-часовую рабочую неделю при выполнении работ на поверхности и 30-часовую рабочую неделю при выполнении работ в подземных условиях.
9. В связи с особенностями несения службы (дежурство по графику), в профессиональных аварийно-спасательных службах принят суммированный учет рабочего времени. Периодом, при суммированном учете рабочего времени, является календарный год, в рамках которого в среднем соблюдена установленная продолжительность рабочей недели.
10. Началом работы или дежурства считается момент явки работника профессиональной аварийно-спасательной службы к месту работы или начало установленного графиком дежурства на дому, а окончанием работ или дежурства - момент полного освобождения от работы или дежурства.
11. Для военизированного оперативного состава профессиональных аварийно-спасательных служб с суммированным учетом рабочего времени, переработкой считается время сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период.
12. При выполнении работником профессиональной аварийно-спасательной службы в установленный графиком выходной день плановых работ, направленных на предупреждение аварий на обслуживаемом объекте (работы по договору), время, затраченное на выполнение таких работ, дополнительно оплачивается.
13. Нормативная продолжительность рабочей смены составляет:
4 часа - при работе в респираторе;
6 часов - на подземных работах без включения в респираторы;
8 часов - на поверхностных работах.
14. В экстремальных случаях по распоряжению руководителей ликвидации аварии при спасении людей, продолжительность рабочей смены на подземных работах увеличивается. При этом общая занятость в сутки не превышает двукратную нормативную продолжительность рабочей смены.
15. При выполнении аварийно-спасательных и технических работ, предельное количество часов работы за учетный период и календарный год не ограничивается.
16. Время работы в зоне высоких температур, установленное нормативными актами, действующими в профессиональных аварийно-спасательных службах, приравнивается по продолжительности к полной рабочей смене.
17. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 марта 1997 года "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон) размер заработной платы спасателей и других работников профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб не может быть ниже размера заработной платы соответствующих категорий работников обслуживаемых ими организаций. Соответствующие категории по оплате приведены в приложении 2 настоящих Правил.
18. В соответствии с Законом работникам профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб ежемесячно выплачивается надбавка за выслугу лет в процентах к должностному окладу в зависимости от стажа работы.
В стаж работы спасателя, дающий право на получение процентной надбавки за выслугу лет, включается время работы в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях.
В стаж работы спасателя, дающий право на получение процентной надбавки за выслугу лет, также включается:
работа в составе военизированных горноспасательных частей и подразделений;
работа в составе военизированных противофонтанных формирований, организаций;
работа в составе военизированных газоспасательных служб, формирований;
работа в составе профессиональной (военизированной), отраслевой противопожарной службы;
работа в составе оперативно-спасательных формирований, в том числе в составе республиканских, областных, ведомственных водно-спасательных служб и подразделений;
работа в составе единой авиационной поисково-спасательной службы;
работа в Центре медицины катастроф;
работа в составе уполномоченного органа в области промышленной безопасности;
работа на опасных производственных объектах, подлежащих обслуживанию аварийно-спасательными службами;
работа в составе других специализированных в области чрезвычайных ситуаций частях и подразделениях.
В стаж работы для исчисления процентной надбавки к должностному окладу за выслугу лет также засчитывается:
время службы в рядах Вооруженных Сил и других воинских формированиях, в подразделениях Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел и других правоохранительных органов;
время учебы по направлению профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований на курсах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров с отрывом от работы.
19. Планируемая смета затрат на следующий финансовый год на содержание профессиональных аварийно-спасательных служб составляется в IV квартале текущего года, но не позднее 30 ноября т.г.
20. Резервы финансовых и материальных ресурсов, обеспечивающих создание, подготовку и поддержание в готовности профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб для выполнения возложенных на них задач, включают в себя:
материальные затраты, состоящие из расходов на приобретение материалов, в том числе ГСМ, запасных частей, материалов по техническому оснащению, обеспечению своей жизнедеятельности, на текущие ремонты зданий и сооружений предприятия; топлива для подразделений, имеющих автономные котельные; энергии, в том числе электро- и теплоэнергии, горячего водоснабжения; услуг по холодному водоснабжению и канализации; работ и услуг производственного характера по строительству, капитальному ремонту зданий, сооружений и других затрат;
прочие затраты, состоящие из расходов по командировкам, в том числе по проезду, найму жилья, суточным; по оплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, по оплате услуг сторонних организаций, в том числе услуг связи, центра стандартизации и метрологии, банков, обслуживающих профессиональные военизированные аварийно-спасательные службы, по ремонту аварийно-спасательного оборудования и техники, техосмотру транспортных средств профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб, по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств, других расходов;
расходы, включающие фонд оплаты труда, для расчета которого используются данные государственных статистических органов о размере средней заработной платы на обслуживаемом предприятии (организации, объекте), с учетом п. 18 настоящего Приложения, а также расходы, направленные на правовую и социальную защиту и льготы, установленные для аварийно-спасательных служб, в том числе лечебные пособия к отпуску.
расходы на приобретение аварийно-спасательного оборудования, снаряжения, автотранспорта и других основных средств;
другие расходы, состоящие из затрат на оплату обучающих курсов, курсов повышения квалификации для оперативного состава спасателей и работников вспомогательных служб, представительских расходов, просветительско-профилактических и оздоровительных мероприятий, аренды помещений и т. п.
Резервы финансовых и материальных ресурсов, определяются в смете затрат при заключении договоров обслуживания организаций, имеющих опасные производственные объекты.
21. В течение года допускается превышение фактических расходов по отдельным статьям затрат в пределах дополнительных доходов, поступивших от выполнения незапланированных работ.
22. Смета расходов на содержание филиалов утверждается руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы.
23. Подразделения профессиональных аварийно-спасательных служб за счет обслуживаемых организаций оснащаются аппаратурой, оборудованием, штатным запасом материалов и автотранспортом согласно нормам оснащения профессиональных аварийно-спасательных формирований и обеспечения кинологических служб, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 октября 2007 года № 872.
Оснащение аппаратурой, оборудованием, штатным запасом материалов и автотранспортом определяется в смете затрат при заключении договоров обслуживания организаций, имеющих опасные производственные объекты.