О проекте Конституционного закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 ноября 2011 года № 1272

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

проект

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О внесении изменений и дополнений в
Конституционный закон Республики Казахстан
«О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»

      Статья 1. Внести в Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 23, ст. 410; 2006 г., № 23, ст. 136; 2008 г., № 20, ст. 77; 2010 г., № 24, ст. 147) следующие изменения и дополнения:
      1) статья 6 изложить в следующей редакции:
      «Статья 6. Образование районных и приравненных
                 к ним судов
      1. Районные и приравненные к ним суды (далее - районные суды) образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.
      Президент Республики Казахстан может образовать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.
      2. Общее число судей для районных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.
      3. Количество судей для каждого районного суда устанавливается Председателем Верховного Суда на основании представления уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов (далее – уполномоченный орган) согласованного с Высшим Судебным Советом.»;
      2) в пункте 1 статьи 9:
      подпункт 1) изложить в следующей редакции:
      «1) решает вопросы организации судопроизводства в суде;»;
      подпункт 3) изложить в следующей редакции:
      «3) ведет личный прием граждан;»;
      3) статью 10 изложить в следующей редакции:
      «Статья 10. Образование областных и приравненных
                  к ним судов
      1. Областные и приравненные к ним суды (далее - областные суды) образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.
      2. Общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.
      Количество судей для каждого областного суда устанавливается Председателем Верховного Суда на основании представления уполномоченного органа, согласованного с Высшим Судебным Советом.»;
      4) пункт 3 статьи 11 изложить в следующей редакции:
      «3. Органами областного суда являются:
      1) пленарное заседание;
      2) апелляционная судебная коллегия по гражданским и административным делам;
      3) апелляционная судебная коллегия по уголовным делам;
      4) кассационная судебная коллегия.
      Апелляционную судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.
      Кассационную судебную коллегию возглавляет председатель областного суда, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.»;
      5) статьи 14, 15 изложить в следующей редакции:
      «Статья 14. Председатель областного суда
      1. Председатель областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:
      1) решает вопросы организации судопроизводства в суде;
      2) председательствует на заседаниях кассационной судебной коллегии;
      3) созывает пленарные заседания областного суда и председательствует на них;
      4) обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики;
      5) на основании заключения пленарного заседания суда направляет в Высший Судебный Совет заключение об итогах стажировки кандидата на должность судьи;
      6) утверждает план работы областного суда;
      7) организует изучение судебной практики;
      8) издает распоряжения;
      9) осуществляет общее руководство канцелярией областного суда, судов городов Астаны и Алматы;
      10) ведет личный прием граждан;
      11) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
      2. В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя областного суда временное исполнение обязанностей председателя возлагается Председателем Верховного Суда на одного из председателей судебных коллегий областного суда. При этом председательствование на заседаниях кассационной коллегии возлагается на судью кассационной коллегии областного суда.
      В случае отсутствия председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей председателя возлагается на судью кассационной коллегии областного суда.
      3. В случае временного отсутствия председателя областного суда возложение исполнения обязанностей осуществляется председателем областного суда на одного из председателей судебных коллегий областного суда. В случае отсутствия председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей председателя возлагается на судью кассационной коллегии областного суда.
      Статья 15. Председатель судебной коллегии областного суда
      1. Председатель судебной коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:
      1) решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии;
      2) председательствует на заседаниях судебной коллегии;
      3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики;
      4) предоставляет информацию на пленарное заседание суда о деятельности судебной коллегии;
      5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
      2. Председатель апелляционной судебной коллегии вносит предложения председателю областного суда по формированию специализированных составов в апелляционных судебных коллегиях.
      3. В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается председателем суда на одного из судей коллегии.
      В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя судебной коллегии областного суда, временное исполнение его обязанностей возлагается на судью соответствующей коллегии областного суда.»;
      6) в пункте 1 статьи 16:
      абзац первый изложить в следующей редакции:
      «1. Областной суд по мере необходимости проводит пленарные заседания, на которых:»;
      подпункт 9-1) изложить в следующей редакции:
      «9-1) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкое качество отправления правосудия или допустившего систематические нарушения законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;»;
      7) в статье 17:
      в пункте 2:
      подпункт 3) изложить в следующей редакции:
      «3) принимает нормативные постановления, разъясняющие вопросы судебной практики;»;
      дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
      «3-1) формирует кадровый резерв на должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, судей и председателей судебных коллегий Верховного Суда (далее - кадровый резерв);»;
      дополнить пунктом 3 следующего содержания:
      «3. Порядок формирования и организация работы с кадровым резервом утверждается Председателем Верховного Суда.»;
      8) в статье 20:
      в пункте 1:
      подпункт 4) изложить в следующей редакции:
      «4) вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда материалы для принятия нормативных постановлений Верховного Суда, разъясняющих вопросы судебной практики, и представления о пересмотре судебных актов в порядке надзора по основаниям, предусмотренным законом;»;
      дополнить подпунктом 8-1) следующего содержания:
      «8-1) по согласованию с Высшим Судебным Советом утверждает количество судей для каждого местного и другого суда;»;
      в пункте 2:
      подпункты 3) и 3-1) изложить в следующей редакции:
      «3) на основании решения пленарных заседаний местных и других судов представляет на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей районных судов в Высший Судебный Совет;
      3-1) на основании решения пленарного заседания Верховного Суда представляет в Высший Судебный Совет на альтернативной основе кандидатуры на должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда;»;
      пункт 3 изложить в следующей редакции:
      «3. При временном отсутствии Председателя Верховного Суда его обязанности распоряжением Председателя Верховного Суда возлагаются на одного из председателей судебных коллегий.
      В случае отсутствия председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей Председателя возлагается на одного из судей Верховного Суда.»;
      9) в пункте 1 статьи 21:
      подпункт 1-1) изложить в следующей редакции:
      «1-1) решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии;»;
      дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
      «4-1) ведет личный прием граждан;»;
      пункт 2 изложить в следующей редакции:
      «2. В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на одного из судей коллегии.
      В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя судебной коллегии Верховного Суда, временное исполнение его обязанностей возлагается на судью соответствующей коллегии Верховного Суда.»;
      10) в пункте 1 статьи 22:
      подпункт 3) изложить в следующей редакции:
      «3) принимает нормативные постановления, разъясняющие вопросы судебной практики, и вносит предложения по совершенствованию законодательства;»;
      подпункт 7-1) изложить в следующей редакции:
      «7-1) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкое качество отправления правосудия или допустившего систематические нарушения законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;»;
      11) часть вторую пункта 1 статьи 23 изложить в следующей редакции:
      «Судья является должностным лицом государства, наделенным в установленном Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия, выполняющим свои обязанности на постоянной основе и являющемся носителем судебной власти.»;
      12) пункт 2 статьи 24 изложить в следующей редакции:
      «2. Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Конституционным законом и иными законами Республики Казахстан.»;
      13) в статье 29:
      в пункте 1:
      абзац четвертый изложить в следующей редакции:
      «сдавший квалификационный экзамен. Лица, закончившие обучение в специализированной магистратуре, освобождаются от сдачи экзамена в течение пяти лет со дня окончания обучения;»;
      абзац шестой изложить в следующей редакции:
      «успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется в течение пяти лет со дня окончания обучения.»;
      пункт 2 изложить в следующей редакции:
      «2. Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет и получивший заключение пленарного заседания соответствующего областного суда.
      Отрицательное заключение пленарного заседания соответствующего областного суда может быть обжаловано в пленарное заседание Верховного Суда.
      Заключения пленарных заседаний соответствующего областного суда и Верховного Суда представляются кандидатом в Высший Судебный Совет.»;
      пункт 4 дополнить частью второй следующего содержания:
      «Лица, сдавшие квалификационный экзамен и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, в исключительных случаях решением Высшего Судебного Совета могут быть освобождены от прохождения стажировки.»;
      14) в статье 30:
      заголовок изложить в следующей редакции:
      «Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи, председателя суда, председателя коллегии суда»;
      пункт 3 изложить в следующей редакции:
      «3. Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда.
      Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда.
      Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда.
      Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.
      Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом.
      Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан.»;
      15) в статье 31:
      пункт 5 изложить в следующей редакции:
      «5. Председатели районных судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на три года.»;
      дополнить пунктом 5-1 следующего содержания:
      «5-1. Председатели областных судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на пять лет.»;
      пункты 7, 8 изложить в следующей редакции:
      «7. Председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, Председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда по окончании срока полномочий продолжают осуществлять полномочия судьи соответствующего суда, если они не были избраны или назначены на прежнюю или аналогичную должность в другом суде.
      В случае отсутствия вакантных должностей судей в соответствующем суде председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда, которые не были избраны или назначены на аналогичную должность, с их согласия представляются к назначению на должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.
      8. При реорганизации или упразднении суда, изменении числа судей соответствующего суда, судьи этого суда с их согласия могут представляться к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.»;
      16) в пункте 1 статьи 33:
      подпункт 3-1) изложить в следующей редакции:
      «3-1) имеется решение Судебного жюри о необходимости прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 34 настоящего Конституционного закона;»;
      подпункт 3-2) исключить;
      дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
      «2-1. При приостановлении полномочий судьи приостанавливаются его полномочия в должности председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда.»;
      17) статьи 34 и 34-1 изложить в следующей редакции:
      «Статья 34. Освобождение от должности и прекращение
                  полномочий председателя, председателя
                  судебной коллегии и судьи
      1. Основания прекращения полномочий председателя, председателя судебной коллегии и судьи:
      1) уход судьи в отставку;
      2) освобождение от должности судьи по собственному желанию;
      3) состояние здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением;
      4) вступление в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
      5) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении этого судьи;
      6) прекращение гражданства Республики Казахстан;
      7) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
      8) назначение, избрание судьи на другую должность и его переход на другую работу;
      9) упразднение суда или реорганизация суда, изменение числа судей соответствующего суда, истечение срока полномочий, если председатель суда, председатель судебной коллегии или судья не дает согласие на занятие вакантной должности судьи в другом суде;
      10) сокращение общего числа судей районных судов;
      сокращение общего числа судей областных судов, Верховного Суда если судья не дает согласия на занятие вакантной должности в нижестоящем суде;
      11) решение Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности, за совершение им дисциплинарных проступков или о необходимости освобождения от должности судьи за невыполнение требований, указанных в статье 28 настоящего Конституционного закона;
      12) достижение пенсионного или предельного возраста пребывания в должности судьи.
      2. Полномочия судьи могут быть прекращены в связи с решением Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности, за совершение им дисциплинарных проступков или о необходимости освобождения от должности судьи за невыполнение требований, указанных в статье 28 настоящего Конституционного закона.
      3. Полномочия председателя суда либо председателя судебной коллегии могут быть досрочно прекращены по его собственному желанию либо при невыполнении им требований, указанных в статьях 9, 14, 15, 20, 21 и 28 настоящего Конституционного закона.
      4. Решение об освобождении от должности судьи принимается:
      1) постановлением Сената Парламента Республики Казахстан - в отношении Председателя, судей Верховного Суда по представлению Президента Республики Казахстан;
      2) Указом Президента Республики Казахстан - в отношении председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов.
      5. Освобождение от должности судьи одновременно влечет прекращение полномочий председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда.
      Освобождение от должности председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда по их собственному желанию либо по истечении срока полномочий не влечет освобождение их от должности судьи этого суда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 31 настоящего Конституционного закона.
      6. В случае прекращения полномочий в связи с сокращением общего числа судей районных судов, областных судов, Верховного Суда судье производится выплата выходного пособия в размере четырех среднемесячных заработных плат.
      7. Основания прекращения полномочий судей, предусмотренные подпунктом 5) пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи, признаются отрицательными мотивами.
      8. Освобождение от должности судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 10) пункта 1 настоящей статьи, допускается только в случаях, когда сокращение общего числа судей районных судов, областных судов, Верховного Суда невозможно провести за счет имеющихся вакантных единиц, либо если судья не дает согласие на занятие вакантной должности в нижестоящем суде.
      Статья 34-1. Предельный возраст пребывания в должности судьи
      Пребывание в должности судьи допускается до достижения предельного возраста – 63 лет для женщин и 68 лет для мужчин.
      Предельным возрастом пребывания в должности судьи является: для женщин - 63 года, для мужчин - 68 лет.
      При достижении судьей пенсионного возраста, установленного законом Республики Казахстан, дальнейшее пребывание в должности судьи до достижения им предельного возраста допускается Председателем Верховного Суда с согласия Высшего Судебного Совета.»;
      18) статью 35 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
      «5. Прекращение отставки осуществляется в том же порядке, что и освобождение от должности судьи в связи с уходом в отставку.»;
      19) статью 38 исключить;
      20) статью 38-1 изложить в следующей редакции:
      «Статья 38-1. Судебное жюри
      1. Для определения профессиональной пригодности действующего судьи, подтверждения права судьи на отставку и ее прекращение, а также рассмотрения вопроса о возбуждении дисциплинарного производства, дисциплинарных дел в отношении судей образуется Судебное жюри из одиннадцати судей.
      2. Основанием для рассмотрения на Судебном жюри материалов в отношении судьи является решение пленарного заседания областного или Верховного Суда или представление председателя областного или Председателя Верховного Суда.
      Порядок формирования и организация работы Судебного жюри, а также порядок рассмотрения материалов, дисциплинарных дел на Судебном жюри определяется Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.»;
      21) статьи 41 и 43 исключить;
      22) статью 44 изложить в следующей редакции:
      «Статья 44. Решения Судебного жюри
      1. Судебное жюри по дисциплинарному делу, а также при рассмотрении материалов относительно судьи, чья профессиональная квалификация ставится под сомнение, выносит одно из следующих решений:
      1) о наложении дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 1 статьи 40 настоящего Конституционного закона;
      2) о прекращении дисциплинарного производства;
      3) о соответствии судьи занимаемой должности;
      4) о принятии необходимых мер по повышению профессиональной квалификации судьи (направление судьи на обучение, установление наставничества над судьей, организация стажировки в вышестоящем суде и другое);
      5) о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.
      2. Решение Судебного жюри является основанием для внесения Председателем Верховного Суда в Высший Судебный Совет соответствующего представления об освобождении председателя, председателя судебной коллегии и судьи от должности.
      3. Отказ Высшего Судебного Совета в даче рекомендации на освобождение председателя, председателя судебной коллегии и судьи от должности является основанием для отмены Судебным жюри вынесенного им решения и его пересмотра.»;
      23) пункт 2 статьи 45 изложить в следующей редакции:
      «2. По истечении шести месяцев со дня наложения дисциплинарного взыскания оно может быть снято Судебным жюри досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении к исполнению своих обязанностей.»;
      24) статью 46 исключить;
      25) статью 49 изложить в следующей редакции:
      «Статья 49. Ежегодные отпуска судей
      1. Судьям предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью тридцать календарных дней с выплатой пособия для оздоровления в размере двух должностных окладов.
      2. Судье предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы по юридической профессии:
      1) от 5 до 10 лет – 5 календарных дней;
      2) от 10 до 15 лет – 10 календарных дней;
      3) свыше 15 лет – 15 календарных дней.»;
      26) статью 55-1 изложить в следующей редакции:
      «Статья 55-1. Лишение судьи гарантий по материальному
                    и социальному обеспечению
      Судья при прекращении его полномочий по решению Судебного жюри в связи с совершением им преступления или порочащего проступка, умаляющего авторитет судебной власти, несоблюдением требований судейской этики и невыполнением иных требований, указанных в статье 28 настоящего Конституционного закона, а также по решению о профессиональной непригодности лишается:
      1) права на отставку и гарантии личной неприкосновенности;
      2) всех материальных и социальных гарантий, предусмотренных статьями 51, 53, 54 и 55 настоящего Конституционного закона.».
      Статья 2. Настоящий Конституционный закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.