Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 26 августа 2009 года № 861 «Об утверждении Правил разработки проекта республиканского бюджета».
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
УКАЗ Президента Республики Казахстан О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан
от 26 августа 2009 года № 861 «Об утверждении Правил разработки
проекта республиканского бюджета»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 26 августа 2009 года № 861 «Об утверждении Правил разработки проекта республиканского бюджета» (САПП Республики Казахстан, 2009 г., № 36,ст. 342) следующее изменение:
Правила разработки проекта республиканского бюджета, утвержденные вышеуказанным Указом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Указу.
2. Настоящий Указ вводится в действие со дня первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан Н.Назарбаев
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента
Республики Казахстан
От «__» _____ 2012 года № __
УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Республики Казахстан
от 26 августа 2009 года № 861
ПРАВИЛА
разработки проекта республиканского бюджета 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки проекта республиканского бюджет (далее - Правила) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года и определяют порядок разработки проекта республиканского бюджета.
2. Процесс разработки проекта республиканского бюджета включает в себя следующие этапы:
1) разработка проекта прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан и его одобрение Правительством Республики Казахстан;
2) разработка проектов стратегических планов или проектов изменений и дополнений в стратегические планы центральных государственных органов проектов бюджетных программ администраторов бюджетных программ, не разрабатывающих стратегические планы, бюджетных заявок и их рассмотрение Республиканской бюджетной комиссией;
3) разработка проекта закона о республиканском бюджете.
2. Разработка проекта прогноза социально-экономического
развития Республики Казахстан
3. Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан разрабатывается центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
4. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно на скользящей основе на пятилетний период с учетом стратегических и программных документов и ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу Казахстана о положении стране и об основных управлениях внутренней и внешней политики Республики и содержит:
1) внешние и внутренние условия развития экономики;
2) цели и задачи экономической политики на среднесрочный период, в том числе налогово-бюджетной политики;
3) основные направления и меры экономической политики на пять лет, в том числе налогово-бюджетной политики;
4) прогноз показателей социально-экономического развития на пятилетний период;
5) прогноз бюджетных параметров на трехлетний период, включающий прогноз поступлений и расходов консолидированного, государственного и республиканского бюджетов, дефицит бюджета;
6)новые инициативы расходов, направленные на реализацию приоритетов социально-экономического развития;
7) перечень приоритетных республиканских бюджетных инвестиций.
Целевые индикаторы и показатели устанавливаются по ключевым направлениям (сферам) для определения количественных и качественных результатов, на достижение которых должна быть направлена социально- экономическая политика Республики Казахстан и течение пятилетнего периода.
Правительством Республики Казахстан могут быть включены дополнительные показатели социально-экономического развития и бюджетных параметров.
5. Прогнозируемый объем расходов республиканского бюджета определится с выделением расходов,-связанных с:
1) утвержденными объемами трансфертов общего характера и их прогнозируемыми объемами на годы, не охваченные соответствующим законом о трансфертах общего характера;
2) обслуживанием и погашением правительственного долга;
3) исполнением международных договоров и соглашений,ратифицированных Республикой Казахстан;
4) исполнением государственных гарантий и и поручительств;
5) формированием резерва Правительства Республики Казахстан.
При определении прогнозируемого объема резерва Правительства Республики Казахстан учитывается объем резерва на отчетный и текущий финансовые годы.
6. Для формирования прогноза социально-экономического развития администраторы бюджетных программ в срок до 1 марта текущего финансового года представляют в центральный уполномоченный орган по государственному планированию предложения с обоснованиями по новым инициативам расходов, направленных на реализацию приоритетов социально-экономического развития на трехлетний период, в том числе по бюджетным инвестициям для включении перечень приоритетных бюджетных инвестиций,и другую необходимую информацию. При ним формы и порядок представления предложений по новым инициативам, в том числе по бюджетным инвестициям, определяются центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
Центральный уполномоченный орган по государственному планированию рассматривает предложения администраторов бюджетных программ по новым инициативам расходов, направленных на реализацию приоритетов социально-экономического развития, в том числе по бюджетным инвестициям, на соответствие стратегическим и программным документам, бюджетному и иному законодательству Республики Казахстан и в трехдневный срок со дня одобрения на заседании Республиканской бюджетной комиссии сценарного прогноза показателей социально-экономического развития республики и приоритетов социально-экономической политики направляет администраторам бюджетных программ заключение по новым инициативам текущих расходов, направленных на реализацию приоритетов социально-экономического развития.
По результатам рассмотрения документов, указанных в данном пункте, центральный уполномоченный орган по государственному планированию определяет новые инициативы расходов, направленных на реализацию приоритетов социально-экономического развития, и формирует приоритеты бюджетной инвестиционной политики для включения в прогноз социально-экономического развития.
Местные исполнительные органы областей, городов Астана и Алматы в соответствии с приоритетами бюджетной инвестиционной политики не позднее 15 марта текущего финансового года вносят соответствующим администраторам республиканских бюджетных программ предложения по целевым трансфертам на развитие, направленные на реализацию приоритетов социально-экономического развития.
Центральный уполномоченный орган по государственному планированию на основании приоритетов бюджетной инвестиционной политики и по результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил:
1) формирует заключения по форме, определенной центральным уполномоченным органом по государственному планированию и в срок до 1 мая года, предшествующего планируемому периоду, направляет администраторам республиканских бюджетных программ;
2) формирует перечень приоритетных республиканских бюджетных инвестиций на трехлетний период, имеющих положительное экономическое заключение центрального уполномоченного органа по государственному планированию (за исключением бюджетных инвестиций с отлагательным условием), и не позднее 15 мая года, предшествующего планируемому периоду, вносит его н центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию для последующего рассмотрения Республиканской бюджетной комиссии.
7. Проект прогноза социально-экономическом развития Республики Казахстан одобряется Правительством Республики Казахстан.
8. Прогноз социально-экономическим развития, Республики Казахстан, одобренный Правительством Республики Казахстан, подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
3. Разработка проектов стратегических планов или проектов
изменений и дополнений в стратегические планы центральных
государственных органов, выработка предложений по приоритетным
бюджетным инвестициям, разработка проектов бюджетных программ,
администраторов бюджетных программ, не разрабатывающих
стратегические планы и бюджетных заявок
9. Для планирования расходов республиканского бюджета администраторы республиканских бюджетных программ представляют:
1) в центральный уполномоченный орган по государственному планированию в срок до 1 апреля текущего финансового года проекты стратегических планов или проекты изменений и дополнений в стратегические планы, а также предложения по приоритетным бюджетным инвестициям;
2) в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию в срок до 15 мая текущего финансового года - бюджетные заявки и проекты стратегических планов или проекты изменений и дополнений в стратегические планы с учетом заключений центрального уполномоченного органа по государственному планирования.
Администраторы республиканских бюджетных программ, не разрабатывающие стратегические планы, представляют в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию бюджетные заявки и проекты бюджетных программ.
В случае проведения оценки результатов к документам, указанным в данном пункте Правил, прилагаются результаты оценки.
При планировании расходов республиканского бюджета центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию учитываются данные отчетов о реализации стратегического плана за отчетный финансовый год, представленные администраторами республиканских бюджетных программ в соответствии с пунктом 2 статьи 126 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
10. Стратегический план государственного органа разрабатывается каждые три года на пятилетний период на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан, прогноза социально- экономического развития.
11. Прогнозируемый объем расходов республиканского бюджета за вычетом расходов, перечисленных в пункте 5 настоящих Правил, подразделяется на базовые расходы и расходы на новые инициативы.
Базовыми расходами являются расходы постоянного характера, капитальные расходы, а также расходы на начатые (продолжающиеся) бюджетные инвестиционные проекты и концессионные проекты на условиях софинансирования из бюджета.
Расходами постоянного характера являются расходы, связанные с выполнением государственных функций, полномочий и оказанием государственных услуг, а также с выплатами трансфертов и другими обязательствами государства.
К расходам на новые инициативы относятся расходы, направленные на:
1) реализацию новых приоритетных направлений социально-экономического развития в соответствии со стратегическими и программными документами, в последующем финансируемых по новым бюджетным программам;
2) увеличение базовых расходов, не связанное с изменением макроэкономических и социальных показателей и предусматривающее дополнительные направления расходования бюджетных средств (расширение объема выполняемых государственных функций, полномочий и оказываемых государственных услуг) в рамках существующих бюджетных программ.
12. Объемы расходов республиканского бюджета на базовые расходы и новые инициативы распределяются между администраторами республиканских бюджетных программ Республиканской бюджетной комиссией на основании предложений центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию и с учетом заключения центрального уполномоченного органа по государственному планированию.
Базовые расходы определяются на основе утвержденных объемов расходов второго и третьего годов текущего планового периода с добавлением прогнозных объемов на третий год очередного планового периода, рассчитанных на основе существующей структуры расходов и прогнозных макроэкономических показателей.
Расходы на новые инициативы подлежат распределению между администраторами республиканских бюджетных программ с учетом приоритетов развития страны, обозначенных в стратегических и программных документах, результатов бюджетного мониторинга отчетного финансового года, отчетов о реализации стратегического плана за отчетный финансовый год, оценки результатов.
13. Планирование расходов на новые инициативы администратора бюджетных программ осуществляется как за счет выделения дополнительных бюджетных средств, так и за счет перераспределения средств базовых расходов этого администратора бюджетных программ, утвержденных в законе о республиканском бюджете в предыдущий плановый период.
14. Если по отдельным бюджетным программам сумма расходов второго и третьего годов предыдущего планового периода не меняется по сравнению с суммой, утвержденной по данным программам в законе о республиканском бюджете, то расчеты по видам расходов по данным программам (подпрограммам) не составляются.
Расчеты по видам расходов по данным программам составляются только на третий год.
Если по отдельным бюджетным программам сумма расходов второго и (или) третьего годов предыдущего планового периода меняется по сравнению с суммой, утвержденной по данным программам в законе о республиканском бюджете, то расчеты по видам расходов составляются и представляются по данным программам (подпрограммам) в разрезе годов планируемого планового периода.
15. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию рассматривает проекты стратегических планов или проекты изменений и дополнений в стратегические планы и предложения по приоритетным бюджетным инвестициям на предмет их соответствия стратегическим и программным документам, прогнозу социально- экономического развития страны, бюджетному и иному законодательству Республики Казахстан.
Центральный уполномоченный орган по государственному планированию по результатам рассмотрения проектов стратегических планов или проектов изменений и дополнений в них в течение десяти дней формирует заключения и направляет администратору республиканских бюджетных программ по форме, определяемой центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
16. Администратор республиканских бюджетных программ с учетом заключения центрального уполномоченного органа по государственному планированию дорабатывает проект стратегического плана или проект изменений и дополнений в стратегический план, составляет бюджетную заявку и в срок, установленный пунктом 1 статьи 66 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, представляет в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию.
17. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию рассматривает:
1) бюджетные заявки администраторов республиканских бюджетных программ на предмет их соответствии бюджетному и иному законодательству Республики Казахстан, прогнозу социально-экономического развития, действующим натуральным нормам и стандартам государственных услуг;
2) показатели бюджетных программ, представленных в составе проектов стратегических планов или проектов изменений и дополнений в стратегические планы на предмет их взаимосвязи со стратегическими целями, с задачами стратегических направлений;
3) показатели результативности и эффективности, представленные в проектах бюджетных программ администраторов республиканских бюджетных программ, не разрабатывающих стратегические планы, на предмет их соответствия функциям, полномочиям, направлениям деятельности администратора бюджетных программ.
18. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию по итогам рассмотрения бюджетных заявок и проектов бюджетных программ администраторов бюджетных программ, не разрабатывающих стратегические планы, и с учетом заключения центрального уполномоченного органа по государственному планированию формирует заключение по расходам администраторов республиканских бюджетных программ и направляет на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии.
При этом в объем расходов администраторов республиканских бюджетных программ не должны включаться расходы на новые инициативы, не предусмотренные прогнозом социально-экономического развития.
Разногласия между администраторами республиканских бюджетных программ и центральным уполномоченным органом по государственному планированию, центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию рассматриваются Республиканской бюджетной комиссией.
Республиканская бюджетная комиссия рассматривает заключение по расходам администратора республиканских бюджетных программ и вырабатывает по нему предложения.
19. Республиканская бюджетная комиссия рассматривает подготовленные центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию к рассмотрению материалы в соответствии с планом-графиком.
20. Администраторы республиканских бюджетных программ в соответствии с предложениями Республиканской бюджетной комиссии представляют в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию - доработанные бюджетные заявки, проекты бюджетных программ администраторов бюджетных программ, не разрабатывающих стратегические планы, в центральный уполномоченный орган по государственному планированию - доработанные проекты стратегических планов или проекты изменений и дополнений в стратегические планы в срок до 1 августа текущего финансового года.
4. Разработка проекта закона о республиканском бюджете
21. Республиканский бюджет ежегодно разрабатывается на плановый период центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию с учетом прогноза социально-экономического развития, заключений центрального уполномоченного органа по государственному планированию по результатам рассмотрения стратегических планов государственных органов и вносится на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии.
22. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе предложений Республиканской бюджетной комиссии по проекту республиканского бюджета разрабатывает проект закона о республиканском бюджете и не позднее 15 августа текущего финансового года представляет его на рассмотрение в Правительство Республики Казахстан.
23. Проект закона о республиканском бюджете разрабатывается в соответствии со структурой бюджета, предусмотренной статьей 13 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, с учетом требований, предусмотренных статьей 71 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
24. Проект закона о республиканском бюджете вносится Правительством Республики Казахстан в Парламент Республики Казахстан не позднее 1 сентября текущего финансового года.
Правительство Республики Казахстан одновременно с проектом закона о республиканском бюджете представляет следующие документы и материалы:
1) прогноз социально-экономического развития республики;
2) проекты стратегических планов или проекты изменений и дополнений в стратегические планы центральных государственных органов;
3) проекты бюджетных программ администраторов бюджетные программ, не разрабатывающих стратегические планы;
4) данные о состоянии государственного и гарантированное государством долга на последнюю отчетную дату;
5) информацию, конкретизирующую направления расходования бюджетных средств в разрезе бюджетных подпрограмм бюджетных программ. и пояснительную записку, раскрывающую решения, заложенные в проекте республиканского бюджета.