Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 10.02.2015 № 50.
В соответствии с подпунктом 14) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления образовательного мониторинга.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2005 года № 213 «Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга» (САПП Республики Казахстан, 2005 г., № 12, ст. 119).
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 27 апреля 2012 года № 536
Правила
осуществления образовательного мониторинга
1. Общие положения
1. Настоящие Правила осуществления образовательного мониторинга (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 14) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок осуществления образовательного мониторинга.
2. В настоящих Правилах используются следующие термины:
1) образовательный мониторинг - систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети, а также рейтинговых показателей достижений деятельности организаций образования;
2) национальный сборник – информационный статистический публичный документ, характеризующий на основании отобранных основных индикаторов и показателей состояние и развитие системы образования по итогам предыдущего года по сведениям административных данных;
3) национальный доклад - аналитический публичный документ, характеризующий на основании отобранных индикаторов и показателей состояние и развитие системы образования по итогам предыдущего года по данным государственной статистики и административных данных;
4) качество образования – совокупность показателей, характеризующих систему образования и отражающих степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий функционирования системы образования нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
5) уполномоченный орган в области образования – центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования (далее – уполномоченный орган).
3. Образовательный мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации образовательной политики, обеспечения органов управления образованием актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией о положении системы образования Республики Казахстан, формирования информационной базы, необходимой для анализа и прогноза развития образования.
2. Порядок осуществления образовательного мониторинга
4. Образовательный мониторинг осуществляется на основе комплекса статистических и аналитических оценочных показателей для внешней и внутренней оценки качества системы образования, кроме ведомственной системы образования органов национальной безопасности, в том числе для сравнения с международными индикаторами (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНЕСКО). Оценка проводится в соответствии с индикаторами, указанными в приложении к настоящим Правилам.
5. Проведение образовательного мониторинга предполагает организацию постоянного отслеживания и накопления данных на основе:
1) материалов государственной статистики и форм административных данных, утвержденных решением уполномоченного органа и согласованных с Агентством Республики Казахстан по статистике;
2) документов и материалов, полученных в ходе:
аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных организаций;
повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров;
ранжирования организаций образования;
присвоения квалификации обучающимся технического и профессионального, послесреднего образования;
аналитических и социологических исследований.
6. Мониторинг имеет четырехуровневую иерархическую структуру:
первый уровень:
1) уполномоченный орган осуществляет отраслевую координацию организационно-методического и программно-технического обеспечения всех процедур образовательного мониторинга, определяет основные направления и общий анализ итогов образовательного мониторинга для максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации управленческих решений, утверждает порядок проведения внешней оценки учебных достижений;
2) Агентство по статистике Республики Казахстан представляет данные общегосударственных статистических наблюдений;
3) подведомственные организации представляют необходимые сведения по административным данным, участвуют в исследованиях, анализе результатов образовательного мониторинга для принятия решений, входящих в их компетенцию;
второй уровень проводится областными, городов Астаны, Алматы управлениями образования, а также высшими учебными заведениями, республиканскими организациями среднего, технического и профессионального образования. Областные, городов Астаны, Алматы управления образования принимают решение о проведении мониторинга в своем регионе;
третий уровень осуществляется районными (городскими) отделами образования;
четвертый уровень проводится на уровне организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, среднего (общего среднего, технического и профессионального) и послесреднего образования.
7. Сведения и отчетность по индикаторам представляются в уполномоченный орган, ежегодно:
1) Агентством Республики Казахстан по статистике – в январе, марте, апреле, мае года, следующего за отчетным периодом;
2) областными, городов Астаны, Алматы управлениями образования, высшими учебными заведениями, республиканскими организациями образования и подведомственными организациями в соответствии с формами и сроками, предназначенными для сбора административных данных.
8. Подведение уполномоченным органом итогов образовательного мониторинга осуществляется ежегодно:
1) в виде национального сборника до 1 марта года, следующего за отчетным периодом;
2) в виде национального доклада о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан до 1 августа года, следующего за отчетным периодом.
9. Для согласованности функционирования мониторинговых систем уровней создается единая информационная система в виде компьютерной сети, внедряется автоматизированная процедура сбора, передачи и хранения информации.
10. Субъекты образовательного мониторинга формируют и представляют данные образовательного мониторинга на бумажных носителях и в электронном формате.
11. К анализу результатов образовательного мониторинга привлекаются работодатели, представители родительской общественности.
Приложение
к Правилам осуществления
образовательного мониторинга
Перечень индикаторов образовательного мониторинга
№ |
Индикаторы |
Сроки |
Темати- |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
1. |
Уровень образования населения в |
Январь года, |
Контекст |
2. |
Доля работающих (по отношению ко всему |
Март года, |
||
3. |
Уровень образования экономически |
|||
4. |
Динамика рождаемости населения за |
Апрель года, |
||
2. |
5. |
Совокупная доля охвата образованием |
Май года, |
Масштаб и |
6. |
Численность учащихся в республике, |
Сентябрь-декабрь |
||
7. |
Численность учащихся в республике, |
|||
8. |
Динамика численности учащихся (за |
|||
9. |
Динамика численности учащихся в |
|||
10. |
Охват дошкольным воспитанием и |
|||
11. |
Охват предшкольной подготовкой (5-6 |
|||
12. |
Численность и возрастная структура |
|||
13. |
Доля частных детских садов от общего |
|||
14. |
Средняя наполняемость групп в |
|||
15. |
Средняя наполняемость классов: |
|||
16. |
Средняя наполняемость классов: основное |
|||
17. |
Средняя наполняемость 10–11 (12) |
|||
18. |
Выпуск учащихся дневных |
|||
19. |
Выпуск учащихся дневных |
|||
20. |
Выпуск учащихся дневных |
|||
21. |
Доля учащихся общеобразовательных школ, |
|||
22. |
Число кружков, функционирующих на базе |
|||
23. |
Доля учащихся общеобразовательных школ, |
|||
24. |
Число спортивных секций на базе школ, |
|||
25. |
Доля учащихся общеобразовательных школ, |
|||
26. |
Число школ, создавших условия для |
|||
27. |
Доля аварийных школ от их общего |
|||
28. |
Дефицит ученических мест, место |
|||
29. |
Доля школ, ведущих занятия в три смены, |
|||
30. |
Количество введенных ученических мест в |
|||
31. |
Доля учащихся, обеспеченных учебниками, |
|||
32. |
Количество выявленных детей, не |
|||
33. |
Доля детей, охваченных комфортабельным |
|||
34. |
Доля детей, охваченных горячим |
|||
35. |
Доля детей из малообеспеченных семей, |
|||
36. |
Число школ, подключенных к |
|||
37. |
Соотношение компьютерной техники к |
|||
38. |
Доля учащихся, охваченных |
|||
39. |
Численность обучающихся организаций |
|||
40. |
Доля охвата молодежи в возрасте 14-24 |
|||
41. |
Прием обучающихся в организации ТиПО, |
|||
42. |
Выпуск квалифицированных специалистов |
|||
43. |
Доля занятых и трудоустроенных |
|||
44. |
Доля трудоустроенных выпускников ТиПО |
|||
45. |
Структура обучающихся организаций ТиПО |
|||
46. |
Численность обучающихся в Казахстане по |
Январь года, |
||
47. |
Динамика численности обучающихся в |
|||
48. |
Удельный вес иностранных студентов в |
|||
49. |
Доля выпускников вузов, трудоустроенных |
|||
50. |
Доля трудоустроенных выпускников в |
|||
51. |
Доля выпускников вузов, обучившихся по |
|||
52. |
Численность женщин в составе студентов |
|||
53. |
Структура студентов высших учебных |
|||
54. |
Численность, прием студентов и выпуск |
|||
55. |
Численность женщин в составе |
|||
56. |
Структура магистрантов по полу и |
|||
57. |
Численность магистрантов, прием и |
|||
58. |
Удельный вес лиц, окончивших |
|||
59. |
Численность женщин в составе |
|||
60. |
Структура докторантов РhD по полу и |
|||
61. |
Удельный вес лиц, окончивших |
|||
62. |
Количество реализуемых программ высшего |
|||
63. |
Контингент студентов в расчете на |
|||
64. |
Контингент магистров и докторантов на |
|||
65. |
Доля преподавателей с учеными степенями |
|||
3. |
66. |
Расходы на образование в республике в |
Февраль года, |
Финансовые |
67. |
Государственные расходы на образование |
|||
68. |
Расходы на образование в республике в |
|||
69. |
Государственные расходы на образование |
|||
70. |
Объем платных услуг системы |
|||
71. |
Расходы домашних хозяйств на оплату |
Апрель года, |
||
72. |
Расходы домашних хозяйств на |
|||
73. |
Среднемесячная номинальная начисленная |
Май года, |
||
4. |
74. |
Результаты внешней оценки учебных Доля обучающихся начального |
Июль отчетного |
Оценка и |
75. |
Доля обучающихся организаций основного |
|||
76. |
Доля студентов, не преодолевших |
|||
77. |
Доля обучающихся организаций |
|||
78. |
Доля выпускников ТиПО, прошедших оценку |
Декабрь отчетного |
||
79. |
Доля выпускников вузов, прошедших |
|||
80. |
Результаты учащихся казахстанской |
|||
81. |
Результаты единого национального Средний балл по предметам ЕНТ по |
Июль отчетного |
||
82. |
Доля выпускников, не преодолевших |
|||
83. |
Доля выпускников, подтвердивших |
|||
84. |
Результаты комплексного тестирования Доля абитуриентов, получивших балл по |
|||
85. |
Итоги участия в интеллектуальных Количество учащихся организаций |
Январь года, |
||
86. |
Доля призеров, занявших призовые места |
|||
87. |
Повышение качества подготовки и Качество начального образования по |
Январь года, |
||
88. |
Качество образования по математике и |
|||
89. |
Качество общего среднего образования по |
|||
90. |
Качество ТиПО по регионам |
|||
91. |
Качество высшего образования |
|||
92. |
Качество школ менеджмента/управления |
|||
93. |
Доступ населения к информации в области |
|||
94. |
Доля государственных школ, внедривших |
|||
95. |
Доля организаций ТиПО |
|||
96. |
Доля государственных учебных заведений |
|||
97. |
Доля студентов вузов, обучающихся на |
|||
98. |
Доля вузов, заключивших договора с |
|||
99. |
Доля вузов, оснащенных современным |
|||
100. |
Доля студентов, обеспеченных жильем в |
|||
101. |
Количество привлеченных зарубежных |
|||
102. |
Доля профессорско-преподавательского |
|||
103. |
Доля организаций образования, создавших |
|||
104. |
Доля вузов, осуществляющих |
|||
105. |
Результаты текущего контроля Численность учащихся, получивших по |
Сентябрь-декабрь |
||
106. |
Доля выпускников общеобразовательных |
|||
107. |
Доля выпускников организаций ТиПО, |
|||
108. |
Доля выпускников вузов, получивших |
|||
109. |
Результаты аттестации, аккредитации и Число организаций образования, |
Январь года, |
||
110. |
Доля организаций образования, не |
|||
111. |
Количество специальностей в вузе, не |
|||
112. |
Доля колледжей, прошедших процедуру |
|||
113. |
Число вузов, прошедших международную |
|||
114. |
Число аккредитованных учебных |
|||
115. |
Число аккредитованных образовательных |
|||
116. |
Доля вузов, прошедших независимую |
|||
117. |
Доля вузов, прошедших независимую |
|||
118. |
Результаты повышения квалификации и Доля учителей в среднем общем |
Сентябрь-декабрь |
||
119. |
Доля учителей, повышавших квалификацию |
|||
120. |
Доля педагогов, прошедших повышение |
|||
121. |
Доля руководителей организаций |
|||
122. |
Качественный состав учителей |
|||
123. |
Качественный состав педагогических |
|||
124. |
Сведения о потребности в педагогических |
|||
125. |
Образовательный уровень педагогических |
|||
126 |
Доля учителей со средним и высшим |
|||
127. |
Доля учителей |
|||
128. |
Доля штатного |
|||
129. |
Доля штатного преподавательского |
|||
130. |
Сведения о повышении квалификации |
|||
131. |
Количественный и качественный состав |
|||
132. |
Сведения о потребности в педагогических |
|||
134. |
Возрастной состав |
|||
134. |
Распределение преподавателей по полу и |
|||
135. |
Доля специалистов системы повышения |
|||
136. |
Число педагогов, осуществляющих |
|||
137. |
Количество школ, внедряющих |
|||
138. |
Результаты ранжирования организаций Рейтинг вузов Республики Казахстан Доля высших учебных заведений, |
Июль отчетного года |
||
139. |
Количество казахстанских вузов, |
|||
140. |
Доля публикаций казахстанских ученых в |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МСКО – международный стандарт классификаций образования
ТиПО – техническое и профессиональное образование
ВУЗ – высшее учебное заведение