О проекте Указа Президента Республики Казахстан "Об утверждении Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора Республики Казахстан"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 сентября 2013 года № 1003

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора Республики Казахстан».

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       С. Ахметов

Об утверждении Концепции эффективного управления
природными ресурсами и использования доходов от сырьевого
сектора Республики Казахстан

      В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 18 декабря 2012 года № 449 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Концепцию эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора Республики Казахстан.
      2. Правительству Республики Казахстан принять меры, вытекающие из настоящего Указа.
      3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

      Президент
      Республики Казахстан                       Н.Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА    
Указом Президента
Республики Казахстан
от « » 2013 года №

КОНЦЕПЦИЯ
эффективного управления природными ресурсами
и использования доходов от сырьевого сектора
Республики Казахстан

      Содержание

      Введение
      1. Видение эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора Республики Казахстан
      2. Основные принципы и общие подходы эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора Республики Казахстан
      3. Перечень нормативных правовых и иных актов по реализации Концепции

Введение

      Природные ресурсы находятся в собственности государства и имеют большое значение для экономики Республики Казахстан. Управление природными ресурсами является неотъемлемой частью и важной составляющей общего механизма государственного управления в Республике Казахстан. В рамках общей реформы государственного управления необходимо внедрить принципиально новую систему управления природными ресурсами.
      Природные ресурсы являются важным стратегическим преимуществом Республики Казахстан для обеспечения экономического роста, масштабных внешнеэкономических и внешнеполитических договоренностей. Они должны использоваться во благо как живущих, так и будущих поколений.
      Управление природными ресурсами, их учет, охрана, использование в общих интересах должны осуществляться эффективно-, в соответствии как с общими направлениями развития государственного управления, так и с учетом лучших международных практик, мировых и региональных требований.
      В свою очередь, минеральные ресурсы являются важнейшим видом природных ресурсов, созидательной основой мирового промышленного производства, глобальных систем жизнеобеспечения. Условия устойчивого развития любой страны и особенно Казахстана диктуют несколько макроэкономических задач, среди которых первоочередными являются поддержание и развитие высокого потенциала минерально-сырьевого комплекса - основы национального резерва, важной базы для ускоренного развития всех отраслей национальной экономики.

      1. Видение эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора Республики Казахстан

      1. Анализ текущей ситуации

      Углеводородное сырье
      Казахстан является одним из крупнейших поставщиков сырой нефти в Центрально-азиатском регионе. По подтвержденным данным запасам нефти Казахстан занимает 9 место в мире. Казахстан обладает значительными запасами углеводородного сырья - 3,3 % мирового запаса. Прогнозные извлекаемые ресурсы нефти оцениваются в размере 17 млрд. тонн. На территории Республики Казахстан зарегистрировано 172 нефтяных и 42 конденсатных месторождения, большая часть которых (около 70 %) сосредоточена в западных областях Казахстана. Основные запасы нефти в Казахстане сконцентрированы в 11 крупнейших месторождениях, среди которых - Тенгиз и Кашаган (половина всех запасов страны), Карачаганак, Узень, Жанажол, Каламкас и т.д. Геологические запасы Кашагана оцениваются в 6,4 млрд. тонн нефти. В Кашагане есть крупные запасы природного газа более 1 трлн. куб. метров. На втором гигантском месторождении Тенгиз прогнозируемый объем геологических запасов составляет 3,1 млрд. тонн нефти. Извлекаемые запасы месторождения оцениваются от 750 млн. до 1 млрд. 125 млн. тонн нефти.
      Учет добычи нефти и газового конденсата в Казахстане ведется с 1911 года. За этот период по 2012 год было добыто 1,5 млрд. тонн нефти и газового конденсата.
      В 2012 году Казахстан производит 216 тысяч тонн нефти в сутки.
      Казахстан обладает вторыми по величине запасами нефти и по добыче нефти среди бывших советских республик после России. Страна также располагает большими запасами природного газа, производство нефти и газа неуклонно растет.
      Полное освоение своих основных месторождений может сделать Казахстан одним из 5 крупнейших мировых производителей нефти в течение следующего десятилетия.
      К 2015 году объем добычи прогнозируется на уровне до 95 млн. тонн в год, этот прогноз в основном зависит от интенсификации проводимых работ на месторождении Тенгиз вместе с параллельным расширением экспортного потенциала.
      Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана представлена тремя нефтеперерабатывающими заводами (далее - НПЗ): Атырауским нефтеперерабатывающим заводом (далее - АНПЗ), Павлодарским нефтехимическим заводом (далее - ПНХЗ) и Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом («ПетроКазахстан Ойл Продактс»). Деятельность указанных предприятий имеет важное значение для экономики республики и покрытия потребностей потребителей в нефтепродуктах. В настоящее время все три завода имеют Программу модернизации и постепенно реализуют ее.
      Как и везде, в нефтегазовой отрасли имеются положительные и отрицательные факторы, влияющие на ее развитие. К положительным относятся значительные запасы нефти и перспективы роста объема добычи, перспективы проведения геологоразведочных работ (далее - ГРР) на море и в подсолевых отложениях, обеспечение НПЗ своей нефтью (реверс на Павлодар) и обеспечения внутреннего рынка качественными нефтепродуктами отечественного производства, возможность развития нефтехимии.
      Однако параллельно с этим существуют и некоторые отрицательные факторы. К примеру, на экспортную цену сильно влияют отдаленность страны от основных потребителей нефти и газа; высокая конкуренция на мировом рынке нефти, присутствие более влиятельных экспортеров; высокая себестоимость и специфичность добытой в Республике Казахстан нефти; неравномерное распределение запасов по Республике Казахстан; большое транспортное плечо (доставка на ПНХЗ).
      К отрицательным факторам также следует отнести большое количество месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, невосполнимость минерально-сырьевой базы, незначительную долю запасов и объемов добычи нефти и газа на месторождениях, осваиваемых казахстанскими компаниями, приоритетность экспорта нефти по сравнению с обеспечением внутренней переработки, низкую привлекательность инвестиций в ГРР, отставание реализации основных проектов.

      Твердые полезные ископаемые
      Казахстан, занимая девятую по площади территорию, обладает значительной природно-ресурсной базой для обеспечения собственной жизнедеятельности и развития экономики. По запасам свинца, цинка, меди, нефти, хрома, железа, марганца, олова, золота, фосфоритов, бора и калийных солей Казахстан входит в десятку ведущих стран мира. В тоже время, в рыночных условиях часть запасов минерального сырья является неконкурентоспособной. Так, по золоту конкурентоспособны 86 % запасов руд, по свинцу и цинку - 68 %, по меди - 58 %. Наиболее конкурентоспособна сырьевая база марганцевой и хромитовой промышленности.
      В настоящее время около 90 % экспорта продукции горно-металлургической отрасли составляет сырье в виде концентрата, металла. В то же время изделия из металла для машиностроительной промышленности, стройиндустрии и других отраслей экономики наоборот импортируются.
      Важным условием эффективного управления процессом природопользования является опережающее воспроизводство минерально-сырьевой базы. В настоящее время по большинству стратегических видов полезных ископаемых объемы добычи значительно превышают прирост. Резерв ранее разведанных месторождений по основным видам полезных ископаемых практически исчерпан. Для минерально-сырьевой базы черной и цветной металлургии Казахстана характерны ухудшение горно-геологических условий разработки месторождений, снижение содержания основных полезных компонентов в руде, усложнение их минерального состава, рост доли труднообогатимых руд.
      На современном этапе остро стоит задача более полного и комплексного извлечения полезных ископаемых в Казахстане. На большинстве горно-металлургических предприятий Казахстана сопутствующие профильным металлам драгоценные компоненты (платина, золото, палладий, рений, осмий, таллий, ниобий и др.) не извлекаются из сырья в полном объеме и уходят в отходы. При утверждении запасов месторождений попутные полезные компоненты не оценивались и не ставились на баланс. Перед недропользователями не ставились и до сих пор не ставятся жесткие требования по извлечению редких металлов. На предприятиях сохраняется низкий коэффициент извлечения попутных видов минерального сырья.
      Практика показывает, что в рудах среднестатистического эксплуатируемого месторождения цветных, благородных и редких металлов содержатся 17 полезных компонентов с содержанием меди - 0,7 %, молибдена - 0,05 %, цинка - 2,0 %, свинца - 0,1 %, золота - 0,1 г/т, серебра - 15 г/т, висмута - 0,05 %, платины - 0,05 %, палладия - 0,05 %, кобальта - 0,05 %, селена - 2,8 г/т, теллура - 0,26 г/т, кадмия - 0,04 г/т, рения - 0,25 г/т, индия - 20 г/т, осмия - 0,02 г/т, таллия - 0,01 %.
      По расчетам при достигнутых на предприятиях цветной металлургии коэффициентах извлечения из руд в концентрат (0,6 - 0,95) из концентрата в металл (0,85 - 0,98) доля совокупных доходов от реализации профильных металлов (меди, молибдена, цинка и свинца) для среднестатистического предприятия составляет 1,5 % (при извлечении всех 17 элементов).
      Объем добываемой руды можно сократить, сохранив при этом, а то и приумножив доходы от реализации как основной, так и попутной продукции. Кроме того, это продлит срок эксплуатации месторождений и значительно снизит геоэкологическую нагрузку на окружающую среду.
      Требуют решения вопросы максимального извлечения сопутствующих, особенно высокоценных компонентов из рудного сырья, ускорения научно-исследовательских работ по разработке и внедрению новых технологий, процессов и технических средств, обеспечивающих более полное извлечение в товарный продукт всех компонентов, содержащихся в руде.
      Нужны прогрессивные и эффективные технологии переработки, наиболее соответствующие природным свойствам и технологическим характеристикам казахстанского минерального сырья. По каждому месторождению необходимо утвердить перечень подлежащих извлечению полезных компонентов с указанием минимального значения коэффициентов извлечения в концентрат и металл.
      Необходимо активно внедрять принципиально новую систему управления минеральными ресурсами, предусматривающую систематическое сокращение объема добычи и повышения полноты и комплексности использования содержащихся в них полезных компонентов. Система требует тесной взаимоувязки геологоразведочных, горно-добычных работ, обогащения и металлургического передела сырья по времени и форме (согласованность результатов входных и выходных операций) с организацией надежной обратной связи. Это может быть создано лишь на основе единой автоматизированной системы управления качеством руд и комплексным использованием минерального сырья, охватывающей все стадии цикла «проектирование - планирование - добыча - переработка» и соответствующей иерархической природе управления горно-металлургическим предприятием, необходимы соответствующие кадры.

      2. Ключевые проблемы эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора Республики Казахстан

      Ключевыми проблемами в управлении природными ресурсами являются:
      1) низкий уровень опережающего изучения недр из-за недостатка государственного финансирования;
      2) 80 % геологической базы разведано и учтено при помощи старых геолого-геофизических методов;
      3) неполный комплексный учет компонентов в минеральных сырьевых рудах;
      4) использование монотехнологий, необходим переход к технологиям получения и переработки комплексных концентратов;
      5) разные темпы добычи и восполнения минерального сырья;
      6) недостаточный уровень контроля за рациональным и комплексным использованием недр из-за низкой численности сотрудников и материально-технической оснащенности;
      7) отсутствует эффективная система мониторинга за потреблением и восполнением минерального сырья;
      8) отсутствует эффективная информационно-аналитическая система, что ведет к необоснованному прогнозированию и планированию, ослаблению процесса регулирования и планирования;
      9) слабый уровень автоматизации процессов сбора и хранения геологической информации, а также отсутствие свободного доступа к ней;
      10) отсутствие отлаженного механизма распределения доходов от сырьевого сектора;
      11) отсутствие соответствующих кадров, имеющих знание и опыт в области управления природными ресурсами.

      3. Обоснованность принятия Концепции

      Внедрение новой системы управления природными ресурсами, направленной на повышение эффективности управления и рационального использования доходов от сырьевого сектора, обусловлено современными глобальными вызовами и мировыми тенденциями развития отрасли.

      Углеводородное сырье
      2012 год прошел под влиянием тех же факторов, что и предыдущий год. Энергетическая безопасность и энергосбережение, рост цен и грядущее исчерпание легкодоступной нефти, альтернативные трубопроводы и альтернативные энергоносители.
      Согласно экономическому прогнозу Международного энергетического бюллетеня (IEO2010) общее мировое потребление энергии на рынке увеличится на 36 % с 2012 по 2035 год. Большой рост спроса на энергию прогнозируется для стран, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития.
      По данному прогнозу потребление нефти увеличивается от 89 774 тысяч баррелей в сутки в 2012 году до 110 600 баррелей в день в 2035 году.
      В долгосрочной перспективе рынок потребления нефти будет увеличиваться, даже несмотря на мировые цены на нефть, которые прогнозируются выше $100 за баррель после 2014 года и будут увеличиваться более чем на прогнозируемые $130 за баррель к 2035 году. Более 80 процентов увеличения в общем объеме потребления нефти прогнозируется для стран, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, стран Азии и Ближнего Востока, где прогнозируются высокие темпы экономического роста.
      Однако необходимо учесть и постепенную истощаемость мировых запасов углеводородов.
      Стратегия развития нефтегазовой отрасли крупных стран с развитой экономикой (США, Китай, Англия) направлена на сохранение собственных запасов углеводородов и ее добычи за пределами страны. Определенные объемы углеводородов для поддержания энергетической безопасности данных у стран покрываются импортом. Из-за отсутствия ресурсов такие развитые страны как Франция, Италия также стараются инвестировать и участвовать в добыче углеводородов в наиболее привлекательных мировых проектах.
      По мере истощения общемировых запасов нефти и повышения спроса в отдельных странах цена ее на рынке будет только расти. Учитывая данное обстоятельство, нефтегазодобывающие страны относительно с небольшими оставшимися геологическими запасами (Бразилия - добыча 110,0 млн. тонн в год, доказанные запасы - 2,2 млрд. тонн) стараются извлечь большую выгоду от добычи углеводородов через постепенное повышение роялти.
      Вышеуказанный международный опыт показывает, что активное иностранное участие в сырьевой отрасли государства - не является особым сдерживающим фактором в динамике макропоказателей страны. Вместе с тем, политика защиты национальных интересов в той или иной мере является превалирующей тенденцией современной нефтегазовой отрасли. Это выражается и в активном продвижении национальных компаний на мировом рынке и развитии внутренней экономики государств.

      Твердые полезные ископаемые
      Применительно к вопросу использования минерального сырья в Казахстане Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577 утверждена Концепция по переходу Республики Казахстан к Зеленой экономике; подготовлена Концепция развития горно-металлургической отрасли Казахстана до 2030 года; реализуется Программа по развитию минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1530. Однако они преимущественно ориентированы на идеологию ресурсосбережения, добычу и переработку минерального сырья, а также на количественную оценку потенциала недр Казахстана.
      Перспективы рынка твердых полезных ископаемых (далее - ТПИ) будут связаны с ростом численности населения и объемов потребления товаров народного потребления.
      К 2050 году население мира увеличится до 9 млрд. человек. С ростом численности населения повысятся объемы потребления товаров, их производство и, как следствие, потребление минеральных ресурсов.
      Так, спрос на железо к 2030 году составит 7,43 млрд. тонн в год. При пессимистичном сценарии прогнозный спрос составит 5,27 млрд. тонн.
      Перспективное развитие мирового рынка хрома и молибдена будет характеризоваться следующими факторами. Так, Китай является самым крупным производителем нержавеющей стали, следовательно, зависит от поставок молибдена и феррохрома по импорту. Германия, Япония, Италия и Тайвань находятся в аналогичной ситуации.
      На мировом рынке меди, согласно прогнозам Международной исследовательской группы в сфере меди, мировая добыча медной руды в последние пять лет увеличилась на 1 млрд. тонн, что связано с активизацией процессов индустриализации в развивающихся странах, ростом их потребительского спроса.
      На долю Китая приходится порядка 40 % объемов потребления меди в мире.
      Спрос на золотые слитки увеличится, отражая долговой кризис во многих странах мира, особенно в странах еврозоны. Несмотря на утроение затрат на разработку месторождений, за последние десять лет открыто небольшое количество месторождений.
      Сейчас на мировом рынке титана недостает рудного сырья. Дефицит концентратов в 2015 году может составить 20 % от настоящего (2012 года) мирового спроса.
      По прогнозам импорт продукции цветной металлургии в 2015, 2020, 2030 гг. по сравнению с 2011 годом будет стремительно расти.
      Согласно прогнозам до 2030 года «сплавы на основе меди и цинка необработанные» станут самым востребованным продуктом цветной металлургии.
      В целом, оценивая тенденции развития горно-металлургической и других металлопотребляющих отраслей, к 2030 году в Казахстане прогнозируется прогрессивный сдвиг в сторону увеличения поставок продукции черной металлургии на внутренний рынок.
      На данный момент мировые тенденции рынка твердых полезных ископаемых сопровождаются следующими факторами:
      1) замедление темпов развития мировой экономики, затянувшийся кризис в Еврозоне, спад потребления в Китае;
      2) снижение мирового спроса со стороны потребляющих отраслей;
      3) ужесточение конкуренции на мировых товарных рынках.
      К мировым инновационным тенденциям развития рынка твердых полезных ископаемых также относятся:
      1) устойчивый рост потребности в высокотехнологичной и наукоемкой продукции;
      2) снижение уровня прямого потребления чистых металлов и активный переход к использованию сплавов и композитных материалов;
      3) наличие тенденций роста применения нанотехнологий в процессах добычи и переработки минерального сырья;
      4) модернизация и применение более высоких технологий в геологоразведочных работах, лабораторных исследованиях;
      5) повышение ценовой конкурентоспособности за счет сокращения производственных затрат;
      6) повышение компактности агрегатов и технологий, автоматизация и роботизация управления месторождениями с применением дистанционного управления с центров контроля;
      7) снижение затрат на переделы в цепочке продуктов переработки минерального сырья, усовершенствование качественных характеристик и расширение номенклатуры производимой продукции при обязательном повышении экологической безопасности производства;
      8) повышение рациональности производства; обеспечение тонкого размола руды; комплексная переработка минерального сырья; охрана окружающей среды; повышение производительности труда; обеспечение безопасности производства.

      4. Цели и задачи Концепции

      Основными целями Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора являются:
      1) дальнейшее изучение природных ресурсов, поиск и учет новых месторождений;
      2) наращивание темпов добычи и поставки на мировые рынки природных ресурсов для использования высокого мирового спроса в интересах страны;
      3) обеспечение внутреннего рынка горюче-смазочными материалами отечественного производства в соответствии с новыми экологическими стандартами;
      4) создание условий привлечения иностранных инвестиций только на условиях применения современных технологий добычи и переработки сырья, а также создания новейших производств;
      5) развитие производства альтернативных видов энергии;
      6) внедрение добывающими предприятиями только экологически безвредных производств;
      7) создание стратегического «резерва» углеводородного сырья;
      8) оптимальное управление доходами от сырьевого сектора.

      Указанные цели должны быть достигнуты путем решения следующих задач:
      1) дальнейшее изучение природных ресурсов, поиск и учет новых месторождений;
      2) для эффективного управления природными ресурсами необходимо, прежде всего, иметь максимально точные сведения о них.
      В связи с этим, при изучении недр необходимо применять передовые методы геологоразведки с использованием современных технологий, вести подготовку высококвалифицированных кадров.
      Необходимо форсировать проведение государственного геологического изучения недр, преследующего цель поиска новых месторождений полезных ископаемых и их оценку, создание условий для максимально эффективного и быстрого их использования.
      Провести анализ и на его основе определить приоритеты и необходимые объемы финансирования геологоразведочных работ в разрезе приоритетных направлений с разделением ролей государства и частного сектора.
      Провести анализ долгосрочных тенденций мировой энергетики, а также долгосрочного энергобаланса республики.
      Наращивание темпов добычи и поставки на мировые рынки природных ресурсов для использования высокого мирового спроса в интересах страны.
      В целях упреждения падения уровня спроса и снижения цена на природные ресурсы на международных рынках, вызванных как возможными финансово-экономическими потрясениями, так и меняющейся структурой потребления сырья, необходимо максимально нарастить темпы добычи сырьевых ресурсов и поставки их на мировые рынки.
      Для этого необходимо:
      1) разработать оптимальные долгосрочные (2020, 2030, 2050 гг.) планы по общим объемам добычи по приоритетным видам минерального сырья (нефть, газ, металлы, редкие и редкоземельные металлы, уран и т.д.) с учетом тенденций мировых рынков, технологического развития и экономического эффекта для республики;
      2) разработать долгосрочные прогнозы спроса и цен на приоритетные виды минеральных ресурсов;
      3) вместе с увеличением добычи углеводородного сырья и выбором основных стран-импортеров разработать план расширения экспортного потенциала по трубопроводному, морскому и железнодорожному транспорту;
      4) провести анализ и разработать комплекс мер по вовлечению в переработку техногенных минеральных образований для расширения сырьевой базы и увеличения производства за счет внедрения новых технологий.

      Обеспечение внутреннего рынка горюче-смазочными материалами отечественного производства в соответствии с новыми экологическими стандартами
      К 2025 году казахстанский внутренний рынок горюче-смазочных материалов должен быть полностью обеспечен отечественной продукцией, соответствующей самым последним стандартам экологичности. В этих целях проводится модернизация трех основных НПЗ республики с ориентацией на выпуск продукции, соответствующей европейскому классу экологичности Евро-4.
      На основе постоянного анализа текущей ситуации на внутреннем рынке разработан комплекс мер по обеспечению внутреннего рынка горюче-смазочными материалами отечественного производства, соответствующими новым экологическим стандартам.
      Эти меры учитывают перевооружение существующих и создание новых казахстанских мощностей по производству горюче-смазочных материалов с учетом увеличения объемов производства качественных горюче-смазочных материалов отечественного производства, необходимых для полного удовлетворения потребностей казахстанского рынка.
      Развитие производства альтернативных видов энергии.
      В целях рационального использования природных ресурсов необходимо развивать в дальнейшем производство и использование альтернативных видов энергии.
      Требуется принять меры, чтобы к 2050 году в Республике Казахстан на альтернативные и возобновляемые виды энергии приходилось не менее половины всего совокупного энергопотребления. В последующей перспективе альтернативные и возобновляемые источники энергии должны заменить энергию, получаемую от углеводородного сырья.
      Необходимо стимулирование научных разработок по использованию ветровой, солнечной, био-гидроэнергетики.
      В целом следует разработать комплекс мер, направленных на стимулирование внедрения альтернативных видов энергии, вложение инвестиций в их производство.
      Следует изучать и перенимать опыт и технологии ведущих стран, производящих и использующих альтернативную энергию.
      Развитие альтернативных видов энергии, внедрение технологий, использующих энергию солнца и ветра, должны осуществляться с учетом географических, климатических и иных особенностей Казахстана.

      Создание условий привлечения иностранных инвестиций только на условиях применения современных технологий добычи и переработки сырья, а также создания новейших производств
      Привлечение инвесторов на условиях поставки в нашу страну самых современных технологий добычи и переработки.
      В связи с этим необходимо:
      1) при разработке проектов новых инвестиционных контрактов и контрактов на недропользование в обязанности недропользователя включить использование только современных технологий добычи и производства сырья, создание новых производств, в первую очередь, по переработке добытого сырья;
      2) оценка применяемых технологий и проекты новых производств должны рассматриваться до заключения контрактов на недропользование;
      3) вести постоянный анализ и поиск потенциальных инвесторов;
      4) оповещать основных мировых инвесторов о преимуществах инвестиционного климата республики;
      5) провести анализ текущего состояния на соответствие требованиям индустриальных и инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию, Карты индустриализации, общенациональных планов мероприятий;
      6) разработать комплекс мер по созданию условий инвестиционной привлекательности сектора добычи и переработки сырья на условиях применения новых технологий и создания новейших производств.

      Внедрение добывающими предприятиями только экологически безвредных производств
      Необходимо выработать меры по созданию и внедрению механизма стимулирования использования добывающими предприятиями возобновляемых источников энергии и экологически безопасных технологий.
      Должны использоваться как технические, так и экономические меры борьбы с загрязнением окружающей среды, недопущения и ликвидации негативных последствий недропользования для окружающей среды.
      Экономические меры в этом направлении должны включать в себя как переработку и реализацию отходов недропользования, так и создание необходимых фондов и финансирование мероприятий по ликвидации негативных последствий недропользования, в том числе аварийно-спасательных служб и т.д.

      Создание стратегического «резерва» углеводородного сырья
      Необходимо создание стратегического «резерва» углеводородного сырья, который станет фундаментом энергетической безопасности страны, защитным механизмом на случай возможных экономических потрясений.
      На основе анализа долгосрочных тенденций мировой энергетики, а также долгосрочного энергобаланса республики выработать механизмы создания стратегического «резерва» углеводородного ресурса по видам сырья в необходимых объемах.
      Этот механизм должен включать создание соответствующей инфраструктуры, объемов хранения стратегического «резерва» углеводородного сырья, а также меры по формированию, обновлению и использованию стратегического «резерва».

      Оптимальное управление доходами от сырьевого сектора
      Эффективное управление природными ресурсами включает в себя и оптимальное управление доходами от их использования, прежде всего доходов от сырьевого сектора, добычи полезных ископаемых.
      Доходы от сырьевого сектора должны использоваться максимально эффективно. Средства, поступающие от сырьевого сектора, будут использоваться для всеобщего блага. Доходы от использования природных ресурсов должны направляться на совершенствование управления природными ресурсами и снижение негативных последствий от их использования, а также служить основой экономического благосостояния будущих поколений казахстанцев.
      Необходимо:
      1) провести оценку экономического эффекта для республики от добычи минерального и углеводородного сырья в разрезе основных направлений;
      2) разработать комплекс мер по обеспечению оптимального управления доходами от сырьевого сектора.
      При этом в первую очередь доходы от сырьевого сектора должны использоваться для целей управления природными ресурсами.

      5. Период исполнения и ожидаемые результаты от реализации Концепции

      Этапы реализации Концепции, в частности, по нефтегазовой отрасли в полной мере зависят от намеченных сроков реализации основных нефтегазовых проектов по увеличению и началу добычи, расширению транспортного потенциала и модернизации перерабатывающих мощностей.
      В соответствии с прогнозом добычи нефти до 2050 года на первом этапе (2013-2020 гг.) предполагается интенсивное увеличение добычи до 120,0 млн. тонн в год. При этом для обеспечения экспорта возросших объемов планируется расширение транспортных коридоров посредством увеличения пропускной способности нефтетрубопроводов «КТК» до 52,0 млн. тонн и «Казахстан-Китай» до 20,0 млн. тонн. Суммарно экспортную мощность по нефти на данном этапе планируется довести до 87,0 млн. тонн.
      Второй этап (2021-2030 гг.) - включает в себя переход от интенсивной добычи к планомерной, так как на данном этапе наблюдается постепенное снижение добычи нефти до 100,0 млн. тонн в год в связи с постепенным истощением доказанных запасов.
      Также, на данном этапе планируется полностью завершить модернизацию и увеличение производственных мощностей по переработке нефти на трех основных НПЗ РК, в результате чего объем перерабатываемой нефти планируется увеличить с настоящих 15,0 млн. тонн в год до 20,0 млн. тонн, а качество выпускаемой продукций довести до европейских экологических стандартов. Переработка нефти в объеме до 20,0 млн. тонн позволит не только полностью покрыть потребность страны в нефтепродуктах, но и экспортировать излишки в виде готовой продукции.
      В связи с прогнозным падением добычи до 100,0 млн. тонн в год в период реализации второго этапа будут пересмотрены и выбраны основные наиболее выгодные экспортные направления.
      Уделяется особо важное внимание должной восполняемости действующих и консервации истощаемых месторождений.
      Третий этап (2031-2050 гг.) - в связи с дальнейшим падением уровня добычи нефти направлен на планомерное снижение добычи со 100,0 млн. тонн до 40,0 млн. тонн в 2050 году, обеспечение внутреннего рынка нефтью и нефтепродуктами, выбор наиболее выгодных и приоритетных направлений экспорта сырья для страны (для 20,0 млн. тонн). Уровень переработки нефти на НПЗ планируется поддерживать в объеме 20,0 млн. тонн.
      Утвержденная Концепция по переходу Казахстана к «зеленой экономике» также предполагает три этапа реализации заложенных в ней мер: первый - 2013-2020 гг., второй - 2021-2030 гг. и третий - 2031-2050 гг.
      Исходя из того, что создание «зеленой» инфраструктуры тесно переплетается и находится в жесткой взаимозависимости с вопросами эффективности природопользования, а также важности соблюдения синхронности принимаемых мер, в Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора принимаются аналогичные временные рамки.
      Первый этап направлен на формирование системы эффективного управления природными ресурсами, системы распределения и использования доходов от сырьевого сектора, принятие первоочередных мер по повышению эффективности природопользования, в том числе заложенных в смежных стратегических документах и государственных программах, создание соответствующей инфраструктуры.
      Второй этап направлен на выработку и реализацию новой политики в управлении природными ресурсами, ориентированной на ресурсосбережение и повышение производительности ресурсов, поощрение и стимулирование разработки новых ресурсосберегающих технологий.
      Третий этап направлен на переход национальной экономики на принципы использования природных ресурсов при условии их полной возобновляемости и устойчивости природно-экономической среды.
      Главными результатами реализации предлагаемой Концепции должны стать создание государственной системы эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора на долгосрочный период, а также разработка соответствующих государственных программ по ее реализации на краткосрочные и среднесрочные периоды.
      Реализация данной Концепции позволит эффективно планировать рост экономики страны, избегать в дальнейшем дефицита энергетических и природных ресурсов на внутреннем рынке республики, провести переучет запасов полезных ископаемых и анализ рентабельности, что, в конечном счете, ускорит рост благосостояния народа и улучшит качество потребляемой продукции.

      2. Основные принципы и общие подходы эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора Республики Казахстан

      1. Основные принципы
      Максимально рациональное использование природных ресурсов во благо экономического процветания страны.
      1. Максимально эффективное использование транспортного и производственного потенциала в добывающих отраслях.
      2. Сохранность экологии.
      3. Комплексное использование сырья и безотходная его переработка.
      4. Решение проблем природопользования на основе государственно-частного партнерства.
      5. Обеспечение равного для всех членов общества доступа к информации о природных ресурсах.
      6. Обеспечение максимальной прозрачности в области природопользования.
      7. Природопользование в интересах общества как нынешнего, так и будущих поколений.

      2. Общие подходы

      Общие подходы достижения планируемого уровня развития нефтегазовой отрасли:
      1) планомерное увеличение объема добычи нефти и газа;
      2) расширение транспортного потенциала;
      3) использование передовых технологий и безопасных производств;
      4) обеспечение внутреннего рынка нефтью, нефтепродуктами и газом;
      5) увеличение запасов путем ГРР (создание резервов).
      Соответствующие мероприятия:
      1) своевременное начало коммерческой добычи на месторождении Кашаган;
      2) увеличение казахстанской доли участия в крупных нефтегазовых проектах;
      3) использование современных технологий добычи углеводородов с повышением ответственности за сохранность местной экологии;
      4) партнерство с наиболее выгодными странами-потребителями нефти и нефтепродуктов;
      5) развитие и расширение наиболее выгодных экспортных маршрутов поставок казахстанской нефти;
      6) своевременное завершение модернизации на трех НПЗ для обеспечения внутреннего рынка качественной отечественной продукцией и увеличения экспортного потенциала;
      7) параллельно с модернизацией НПЗ разработка механизма поставок нефти на НПЗ нефтегазодобывающими компаниями;
      8) увеличение числа месторождений и запасов углеводородов в стране путем проведения геологических исследований с использованием современных методик и технологий;
      9) постановка вопроса о целесообразности добычи нефти и газа на капиталоемких, трудноизвлекаемых месторождениях, а также учете восполняемости запасов на нефтегазовых месторождениях;
      10) увеличение коэффициента извлечения нефти, газа и конденсата путем применения передовых методов воздействия на призабойную зону и повышения нефтеотдачи пластов.

      Общие подходы развития горно-технологического блока.
      1. Рациональное использование. Применительно к невозобновляемым ресурсам деятельность будет направлена на более полное извлечение, бережное расходование и комплексное использование добытого сырья.
      2. Поиск технологий по максимальному использованию природных ресурсов. Разработка и внедрение современных технологий поисков, разведки, добычи, обогащения и переработки минерального сырья, его комплексного использования, направленных на повышение энергоэффективности и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.
      3. Изучение природных ресурсов. В целях соответствия требованиям индустриальных и инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках ГПФИИР, предусмотрено изучение природных ресурсов, которое будет направлено на анализ неразрабатываемых месторождений; наличие инфраструктуры, рабочей силы, водных ресурсов с целью выработки рекомендаций по гармоничному развитию областей.
      4. Поиск направлений эффективного использования природных ресурсов.
      5. Система управления отходами. Система управления отходами станет важной составной частью системы управления природными ресурсами. В отвалах, хвостохранилищах и накопителях предприятий горнопромышленного производства Казахстана заскладировано около 34 млрд. тонн техногенных минеральных образований (далее - ТМО). Всего объектов ТМО, учитываемых государственным кадастром, 775. Ежегодный рост объемов ТМО составляет 350-400 млн. тонн. Общий годовой уровень использования ТМО достигает 70-80 %, что свидетельствует об инвестиционной привлекательности данного сектора.
      6. Производство продукции 4-5 передела. В Казахстане имеются все предпосылки для организации глубокой переработки сырья и производства продукции с добавленной стоимостью.
      7. Внедрение инноваций, улучшение производственной структуры металлургической промышленности.
      8. Подготовка соответствующего кадрового потенциала.
      9. Увеличение предложений крупным потребителям металлов и подотраслей машиностроения - железнодорожного транспорта, подъемно-транспортного, сельскохозяйственного и строительно-дорожного машиностроения.
      Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка к 2030 году в Казахстане будет необходима организация новых производственных мощностей в горно-металлургической отрасли вместе с машиностроительной отраслью.

      3. Меры по управлению доходами от сырьевого сектора

      Из проведенного анализа прогнозного баланса природных ресурсов, указанных в данной Концепции, можно сделать следующий вывод - истощение их запасов в стране и мире неизбежно, равно как и других видов полезных ископаемых.
      В этой связи, учитывая долгосрочную перспективу, предлагается основную часть дохода от добывающих отраслей направить на изучение, модернизацию и развитие перерабатывающих мощностей других обрабатывающих или добывающих отраслей, обладающих большим потенциалом. Направить средства на выработку продукции с высоким переделом и конкурентоспособностью.
      Доходы организаций сырьевого сектора также должны использоваться для рационального природопользования, включая следующие цели эффективного управления природными ресурсами:
      1) финансирование геологоразведочных работ;
      2) финансирование природоохранных и других экологических мер;
      3) обучение и повышение квалификации казахстанских кадров, занятых в сфере природопользования, в том числе в сфере обслуживания организаций-недропользователей;
      4) создание социальной инфраструктуры в добывающих регионах, особенно в моногородах;
      5) проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-промышленных работ, связанных с природопользованием, изучением, разведкой, добычей и переработкой минерального сырья, утилизацией отходов горно-металлургического и нефтегазового комплекса;
      6) проведение исследований в области альтернативных и возобновляемых источников энергии;
      7) формирование научно-инновационной инфраструктуры сферы природопользования и развития высоких технологических переделов;
      8) создание резервного фонда стратегических видов минерального сырья.

      3. Перечень нормативных правовых и иных актов по реализации Концепции

      Концепция эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора Республики Казахстан реализуется в соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан, Стратегии - 2050, Стратегии «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех Казахстанцев».
      Стратегическими и программными документами, посредством которых предполагаются достижение целей и решение задач Концепции, также являются:
      Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577;
      Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922.
      Кроме того, инструментами реализации Концепции и решения поставленных в ней задач являются действующие нормативные правовые акты Республики Казахстан.
      Так, задачи по дальнейшему изучению природных ресурсов, наращиванию темпов добычи и других будут решены на основе:
      1) Закона Республики Казахстан от 3 апреля 2002 года «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах»;
      2) Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании»;
      3) Закона Республики Казахстан от 20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов»;
      4) Закона Республики Казахстан от 9 января 2012 года «О газе и газоснабжении»;
      5) других нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      Задачи по развитию производства альтернативных видов энергии будут решены на основании:
      1) Закона Республики Казахстан от 4 июля 2009 года «О поддержке использования возобновляемых источников энергии»;
      2) Закона Республики Казахстан от 13 января 2012 года «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности».
      Задачи эффективного использования доходов от сырьевого сектора Республики Казахстан будут решаться на основе:
      1) Бюджетного кодекса Республики Казахстан;
      2) Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
      3) других нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      В целях реализации Концепции необходимо разработать в установленном порядке программу эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора на период 2014 - 2030 гг., внести в действующие программные документы изменения и дополнения в части внедрения основных направлений настоящей Концепции.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.