О проекте Указа Президента Республики Казахстан "Об утверждении Концепции по реформированию нормативной базы строительной сферы Республики Казахстан"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 октября 2013 года № 1027

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции по реформированию нормативной базы строительной сферы Республики Казахстан».

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       С. Ахметов

Об утверждении Концепции по реформированию нормативной базы
строительной сферы Республики Казахстан

      В целях развития строительной отрасли республики, создания благоприятных условий для формирования устойчивой высокой культуры строительства ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Концепцию по реформированию нормативной базы строительной сферы Республики Казахстан.
      2. Правительству Республики Казахстан принять меры, вытекающие из настоящего Указа.
      3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

      Президент
      Республики Казахстан                       Н. Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА             
Указом Президента         
Республики Казахстан       
от 2013 года №          

Концепция
по реформированию нормативной базы строительной сферы
Республики Казахстан

      Видение реформирования нормативной базы строительной сферы Республики Казахстан

1. Анализ текущей ситуации

      1. В настоящее время законодательство в области строительства состоит из законов Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», «О техническом регулировании», государственной системы нормативных документов в области архитектуры, градостроительства, строительства и других нормативных правовых актов.
      Безопасность основных конечных продуктов строительной деятельности - зданий и других строительных сооружений обеспечивается посредством системы технического регулирования в строительной сфере. Это обусловлено характеристиками зданий и сооружений, которые являются сложной, многокомпонентной уникальной продукцией, выпускаемой коллективными и согласованными усилиями участников строительной деятельности, для последующего использования на конкретном участке земли в уникальных условиях геологической, природно-климатической, технологической и эксплуатационной среды.
      2. В 90-х годах прошлого столетия была осуществлена переработка большей части строительных норм и правил. Вступивший в силу в 2004 году Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» был разработан с целью реструктуризации нормативной базы страны и устранения технических барьеров в торговле, в том числе в области строительства.
      Однако ожидаемый эффект не был достигнут по ряду объективных причин:
      1) вследствие несоответствий правового регулирования, обеспечивающих качество продукции и процессов в законах Республики Казахстан «О техническом регулировании» и «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан». В Законе Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» нормативы (нормы, правила, стандарты и др.) носят обязательный статус для соблюдения. Вместе с тем, Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» устанавливает добровольный статус стандартов и других нормативов, кроме технических регламентов;
      2) не была пересмотрена устаревшая нормативно-техническая база строительной отрасли по структуре и содержанию с позиций требований рыночных отношений и достижения мирового технического уровня по развитию строительной отрасли.
      3. В 2009 году проведена подготовительная работа по изучению зарубежного опыта технического регулирования, в том числе нормативной базы строительной отрасли ряда экономически развитых стран (Австралия, Великобритания, страны Европейского Союза, Канада, Новая Зеландия, США, Япония), а также опыта Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины.
      Анализ показал, что по Европейской системе технического нормирования предусматриваются применение и использование еврокодов, как единой методики проектирования несущих конструкций зданий, сооружений и способов доказательства подтверждения соответствия двум требованиям в части механической прочности и устойчивости, безопасности в случае пожара с учетом аспектов долговечности и экономичности.
      4. В рамках Таможенного союза Соглашением от 18 ноября 2010 года «Об единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» разработан проект Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Соблюдение требований, аналогичных с Европейским регламентом № 305, предусмотрено обеспечивать путем создания системы межгосударственных нормативных документов и стандартов, ориентированных на переход от предписывающего метода на параметрический метод нормирования.
      5. В различных регионах мира страны вступают в торгово-экономические отношения и гармонизируют национальные системы технического регулирования для беспрепятственного передвижения и использования капитала, трудовых ресурсов, продукции и услуг. Наиболее масштабной является программа Европейского Союза по установлению единых базовых требований к строительству (Европейская директива 89/106 с последующим принятием регламента 305/2011) единых принципов расчетов по проектированию конструкций зданий и сооружений (Еврокоды). Еврокоды применяются в комплексе с европейскими гармонизированными стандартами на строительные материалы и изделия (CEN).
      6. Страны СНГ (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Украина) находятся на различных стадиях внедрения европейской системы технического регулирования.
      Вместе с тем, интеграционные процессы в СНГ и Едином экономическом пространстве (далее - ЕЭП) вызвали необходимость проведения согласованной политики и установления единых принципов технического регулирования.
      Во исполнение межгосударственных соглашений по примеру стран-участниц ЕС разработан проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Перечень межгосударственных нормативных документов, применяемых в целях выполнения требований технического регламента, формируется на основе гармонизации национальных нормативных документов стран-участниц ТС с учетом интеграции в ЕС и ВТО.
      В целом для обеспечения единого подхода и принципов технического регулирования в строительстве по Таможенному союзу, ЕврАзЭС и СНГ, реформирование системы технического регулирования строительной отрасли Республики Казахстан должно осуществляться путем создания новой нормативной базы строительной отрасли, гармонизированной с Европейскими методами (еврокодами) и межгосударственными нормативными документами по Таможенному союзу, ЕврАзЭС и СНГ, которые заключаются в введении параметрического нормирования.
      7. Существующая система нормирования основана на предписывающем методе нормирования - в строгом соблюдении требований проектирования и строительства объектов в соответствии с утвержденными строительными нормами и правилами (СНиП), стандартами (ГОСТ), что не позволяет применение других (альтернативных) вариантов, препятствует привлечению инновационных (новых) проектных решений. Это сдерживает привлечение иностранных и отечественных инвестиций и новых научно-технических разработок и решений в строительную сферу.
      8. В европейских странах применяется параметрический метод нормирования, направленный на строгое соблюдение только требований по обеспечению безопасности эксплуатации зданий и сооружений, а остальные параметры переданы на усмотрения субъектов - участников строительного процесса.
      В связи с этим, параметрический метод нормирования допускает выбор строительных решений, основанных на методах соблюдения параметрических требований технического регламента в области строительства.
      Таким образом по результатам анализа вышеуказанных материалов:
      1) определены общие принципы и подходы, присущие системам технического регулирования экономически развитых стран и для государств-участников Таможенного союза, членов ЕврАзЭС и СНГ;
      2) выявлены принципиальные различия действующей системы технического регулирования строительной отрасли Казахстана в сравнении с аналогичными системами экономически развитых стран Европейского союза, а также государств-участников Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ;
      3) рекомендовано осуществлять поэтапный переход от предписывающего метода нормирования к современному параметрическому методу, принятому в экономически развитых странах, в том числе европейской системе нормирования.
      При этом имеет место несовместимость действующего в Республике Казахстан жесткого предписывающего метода нормирования с гибким параметрическим методом, принятым в европейских странах и во многих других странах мира.
      В этой связи, в Казахстане в 2010 году разработаны и утверждены  технический регламент «Требования к безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий», строительные нормы, идентичные еврокодам (СН РК EN), на завершающей стадии находится формирование национальных приложений к ним. Осуществляются гармонизация государственных стандартов на строительные материалы и изделия (СТ РК EN) и разработка нормативов по зданиям и сооружениям и инженерным системам на основе принципов параметрического нормирования.
      9. Стабильный экономический рост Казахстана способствовал резкому увеличению объема строительного производства, притока прямых иностранных инвестиций. Строительство объектов, разработанных с использованием зарубежной проектной документации, неизбежно осуществлялось через их адаптацию и последующей разработкой специальных технических условий (СТУ) из-за существующих различий в нормативных документах.
      Однако действующие СНиПы дают подробное указание, как и из чего строить, не поясняя какую цель преследуют эти указания и как объект должен в результате функционировать. Проектировщик, строитель, инспектор обязаны неукоснительно следовать указаниям СНиП. Если СНиП, как правило, не актуализируется годами, а то и десятилетиями, то, соответственно, в нормах консервируются давно устаревшие строительные решения, препятствующие внедрению инноваций и новых материалов.
      10. Низкие темпы гармонизации отечественных стандартов на строительные материалы и изделия обусловлены недостаточностью финансирования. Отечественная строительная наука - как платформа для инноваций и совершенствования нормативов финансируется по остаточному принципу - 0,01 % (50 млн. тенге) от общего финансирования науки в республике, что резко контрастирует с долей строительства в ВВП страны (до 10 %). Несмотря на то, что создание и поддержание искусственной среды обитания и жизнедеятельности человека являются важнейшим приоритетом государства, тем не менее, в Высшей научно-технической комиссии и национальных научных советах ученые отрасли не представлены. Это затрудняет защиту заявок на программно-целевое и грантовое финансирование отраслевых программ и проектов, делая эту процедуру, как показывает опыт, бесперспективной.
      11. Слабая подготовленность местных производителей к нарастанию региональной конкуренции на строительном рынке в результате усиления интеграционных процессов в Едином экономическом пространстве. Это коснется и традиционной местной строительной продукции, не говоря о продукции инновационной, по которой импорт сохранит свое преимущество в обозримом будущем. Для противодействия этим глобальным вызовам не выработаны эффективные механизмы защиты.
      12. Системным мерам по внедрению гармонизированных стандартов в строительной индустрии не уделяется должное внимание, поскольку административные барьеры существенно увеличивают сроки строительства объектов и снижают инвестиционную привлекательность отрасли.
      В целом необходимо перейти от решения частных задач по улучшению качества строительства к системным мерам по созданию благоприятных условий для непрерывного повышения культуры строительства, выражающейся в создании работоспособной и эффективной системы технического регулирования, доступности безопасных и качественных материальных ресурсов и квалифицированных человеческих ресурсов.
      Таким образом, анализ опыта систем технического регулирования и нормативной базы строительной отрасли экономически развитых стран показал существенное отставание отечественной системы и необходимость ее перестройки, без которой интеграция Казахстана в мировую экономическую систему является проблематичной.

2. Ключевые проблемы

      13. По итогам анализа текущей ситуации, выявлены следующие ключевые проблемы:
      1) несовершенство действующей законодательной основы для развития нормативно-технической базы строительной отрасли в новых условиях рыночной экономики, в том числе в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС;
      2) применение устаревших методов нормирования, стандартизации и оценки соответствия, не соответствующих прогрессивным системам нормирования передовых зарубежных стран, в том числе европейским;
      3) несовместимость действующего в Республике Казахстан жесткого предписывающего метода нормирования с гибким параметрическим методом, принятым в европейских странах и многих других странах мира;
      4) отсутствие стимулирования и поддержки развития прикладной строительной науки, инновации и внедрения новых технологий и техники в строительное производство, недостаточная научная поддержка процессов разработки норм и стандартов в строительстве;
      5) отсталая и энергоемкая технология отечественных предприятий стройиндустрии и производства строительных материалов, изделий, не позволяющая производить строительную продукцию высокого качества, соответствующую мировым стандартам;
      6) низкие темпы гармонизации отечественных стандартов на строительные материалы и изделия, обусловленные недостаточностью финансирования;
      7) недостаточная межведомственная координация в процессах разработки новых нормативов, необходимых для поддержки внедрения требований международных стандартов;
      8) в образовательных программах технических ВУЗов недостаток уделяемого внимания к дисциплинам по нормативной базе и техническому регулированию в строительстве.

3. Обоснование необходимости Концепции по реформированию
нормативной базы строительной сферы

      14. Концепция по реформированию системы нормативной базы строительной отрасли Республики Казахстан разработана в целях интеграции экономики Казахстана в европейское и мировое сообщество с учетом интеграционных процессов в рамках Таможенного Союза, ЕврАзЭС и стран СНГ, а также государственной политики по вступлению во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО).
      Стремление Казахстана интегрироваться в мировую экономическую систему посредством гармонизации систем и процессов с практикой экономически развитых стран мира, вступление в ВТО и образование Таможенного Союза вызвали необходимость переустройства и переориентации отраслей экономики с учетом повышения конкурентоспособности страны на основе принципов устойчивого развития и интеграции в мировую экономику.
      15. Обоснованием принятия данной Концепции также является необходимость совершенствования политики, действующей в Республике Казахстан в области строительного законодательства, правового и технического нормирования, стандартизации, сертификации, оценки соответствия, государственного надзора и контроля, направленная на защиту интересов страны, в том числе повышение конкурентоспособности строительной отрасли с целью обеспечения высокого качества, безопасности объектов недвижимости и экспортной ориентации предприятий.
      К тому же, строительная отрасль является одной из крупнейших и наиболее вертикально и горизонтально интегрированных отраслей экономики, в связи с чем реформу нормативной базы строительной отрасли следует отнести к межотраслевой.

4. Общие параметры реформирования

      16. Концепция реформирования нормативной базы строительной сферы представляет видение, возможности и этапы реформирования, включая индустриальную политику отрасли в Республике Казахстан.
      В Концепции отражаются основные возможности и предполагаемые сценарии реформирования нормативной базы строительной сферы с учетом региональных и мировых интеграционных процессов.
      Система технического регулирования рассматривается как фундамент создания в Казахстане высокой культуры строительства, повышения конкурентоспособности отрасли.
      17. Ключевые действия по реформе нормативной базы должны быть сфокусированы на достижении устойчивого баланса экономических и социальных интересов участников строительной деятельности и потребителей.
      Степень экономической и творческой свободы, предоставляемой субъектам регулирования, должна одновременно подкрепляться адекватным социальным самосознанием регулируемых субъектов и соблюдением норм профессиональной этики.
      18. В основе данной Концепции лежит ориентация на глубокую интеграцию строительной отрасли Казахстана в региональную и мировую социально-экономическую систему посредством гармонизации принципов технического регулирования при многообразии форм реализации этих принципов с учетом национальных особенностей.
      Особое внимание должно уделяться тесному сотрудничеству органов государственной власти и специалистов частного сектора, непосредственному участию всех заинтересованных государственных органов и организаций частного сектора, которые представляют профессиональные интересы и интересы потребителей продукции строительной деятельности.
      Также необходимо рассмотреть возможность использования международных стандартов и форм контрактов на примере документов FIDIC (международной федерации инженеров-консультантов).
      Путь к будущему успеху системы технического регулирования строительства будет проложен через инструменты реализации Концепции, в том числе разработку нормативно-технических документов, не приводящих к удорожанию сметной стоимости строительства.
      Цель и задачи Концепции реформирования нормативной базы строительной сферы
      19. Целью Концепции является повышение экономического потенциала и конкурентоспособности страны посредством совершенствования и гармонизации нормативной правовой базы страны в строительной отрасли с европейскими и мировыми стандартами.
      20. Задачи Концепции:
      1) совершенствование действующей нормативной правовой базы для развития строительной отрасли в новых условиях рыночной экономики, в том числе в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС, и устранение устаревших методов нормирования, стандартизации и оценки соответствия, не соответствующих прогрессивным системам нормирования передовых зарубежных стран, в том числе европейским, а также переход от действующего в Республике Казахстан жесткого предписывающего метода нормирования на гибкий параметрический метод, принятый в европейских странах и многих других странах мира;
      2) стимулирование и поддержка развития прикладной строительной науки, инновации и внедрение новых технологий и техники в строительное производство, а также научная поддержка процессов разработки норм и стандартов в строительстве;
      3) совершенствование технологий отечественных предприятий строительной индустрии и производства строительных материалов, изделий;
      4) гармонизация норм технического регламента «Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» по механической прочности, пожарной безопасности, безопасности для здоровья (людей и животных) и окружающей среды, защите от шума, экономии энергии и сохранении тепла (энергосбережению и энергоэффективности), а также отечественных стандартов на строительные материалы и изделия с европейскими методами нормирования (еврокодами).

5. Периоды реализации и ожидаемые результаты

      21. Первый этап: подготовительный (2013-2014 годы)
      Планируется завершить разработку комплекта строительных норм СН РК EN, строительных норм и сводов правил на здания и сооружения, инженерные системы, гармонизацию ссылочных стандартов, поддерживающих строительные нормы и своды правил, идентичные еврокодам, а также национальных приложений к ним с учетом климатических, геологических, природно-климатических, сейсмологических и других национальных особенностей Казахстана.
      По мере готовности процедур ЕЭП и ТС начнется формирование межгосударственных нормативных документов в строительстве на основе национальных нормативных документов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
      Будут разработаны новые учебно-образовательные программы (нормативы) и профессиональные стандарты в целях подготовки соответствующего кадрового потенциала проектировщиков и строителей.
      22. Второй этап: переход на новую систему технического регулирования с 2015 года и «период сосуществования» старой и новой системы технического регулирования до 2020 года.
      Период сосуществования – это вынужденная мера использования потенциала действующих кадров и предприятий строительной отрасли Республики Казахстан.
      В 2015 – 2020 годах университетами и отраслевыми институтами будет проведен комплекс научных исследований по адаптации европейских норм и стандартов с учетом климатических, геологических, природно-климатических и других особенностей Казахстана, разработке инноваций в строительной отрасли, освоению новых технологий, материалов, изделий и конструкций, а также начнется обучение студентов пользованию новой системой технического регулирования.
      «Период сосуществования» включает практическую апробацию новой нормативной базы, в том числе создание устойчивого и эффективного процесса их внедрения, обеспечение непрерывного повышения профессионального уровня, подготовки и переподготовки специалистов.
      К концу «периода сосуществования» должны быть приняты все национальные приложения, обеспечивающие функционирование новой системы технического регулирования.
      23. Третий этап: обобщение опыта применения и корректировка новой нормативной базы (2021-2025 годы).
      В 2021-2025 годах будут получены и обобщены видимые результаты реформы.
      24. Ожидаемые результаты:
      1) высокая культура строительства и благоприятная искусственная среда обитания и жизнедеятельности человека;
      2) глубокая и устойчивая интеграция отечественной строительной отрасли в европейскую и мировую экономические системы;
      3) повышение конкурентоспособности проектировщиков и строителей, производителей строительных материалов и конструкций.
      25. Индикаторы:
      1) создание новой нормативно-технической базы строительной отрасли, гармонизированной не менее чем до 90 % с аналогичными системами стран Европейского союза, государств Таможенного союза, ЕЭП;
      2) увеличение к 2020 году степени привлечения иностранных инвестиций в строительную отрасль до 30 % по сравнению с 2015 годом;
      3) увеличение доли предприятий строительной индустрии, работающих по инновационным технологиям до 20 % к 2020 году.

Основные принципы и общие подходы к реформированию
нормативной базы строительной сферы Республики Казахстан

      1. Принципы реформирования нормативной базы строительной сферы Республики Казахстан.

      26. Основным принципом реформирования нормативной базы строительной сферы Республики Казахстан является переход от жесткого предписывающего метода нормирования на гибкий параметрический метод, принятый в европейских странах с переработкой и разработкой нормативов с применением единых принципов расчетов (еврокодов) с учетом национальных особенностей. Национальные нормативы разрабатываются методом актуализации устаревших или адаптации региональных и международных нормативов.
      27. Реформа должна быть:
      1) структурной;
      2) комплексной;
      3) межотраслевой;
      4) системной;
      5) целенаправленной;
      6) поэтапной;
      7) необратимой;
      8) научно обоснованной;
      9) масштабной, охватывающей все административно-территориальные образования Республики Казахстан.
      28. Реформирование системы строительной отрасли предполагается проводить поэтапно с оценкой результатов каждого этапа на соответствие тактическим и стратегическим целям реформы строительной сферы Республики Казахстан.
      Реформа должна иметь устойчивую теоретическую и методологическую основу, закрепленную в нормативных правовых актах.
      Результаты реформы должны быть измеримыми и подвергаться количественной и/или качественной оценке на соответствие заданным критериям. Результаты, не соответствующие критериям, должны корректироваться в установленные сроки.
      Учитывая глубину, широту, масштаб и сложность реформы, необходимо провести тщательную подготовку к реализации реформы, включая планирование и мобилизацию ресурсов.

      2. Общие подходы к реформированию нормативной базы строительной сферы Республики Казахстан.

      29. Общими подходами к реформированию нормативной базы строительной сферы Республики Казахстан являются:
      1) внедрение единых принципов расчета, для которого требуется выбор индикативных коэффициентов (национально определяемых параметров) путем проведения исследований, испытаний, а также модификации стандартов EN;
      2) внедрение межгосударственной системы нормативных документов строительства в рамках Таможенного союза приемлемых для Казахстана показателей. При этом, потребуется частичная замена испытательного оборудования, частичная модернизация производства;
      3) переход на параметрическую модель во всех системных компонентах технического регулирования строительства (нормативная база, система надзора и контроля, система оценки соответствия) с учетом передового зарубежного опыта и национальных особенностей. Строительные нормы (СН) содержат цели нормативных требований, развивающих и конкретизирующих базовые требования технического регламента, функциональные требования и требования к рабочим характеристикам. Своды правил (СП) – приемлемые решения добровольного применения, выступающие как одобренное средство строительных решений. При этом структура СН существенно упрощает и удешевляет их поддержание в актуальном состоянии, поскольку социально значимые цели и функциональность являются фундаментальными и не требуют частого пересмотра и изменения. Своды правил могут своевременно актуализироваться с учетом новых достижений в строительной отрасли;
      4) строительные нормы Казахстана должны содержать минимальные требования по охране здоровья и окружающей среды, обеспечению безопасности людей и не должны быть обременены никакими иными целями, создающими барьеры, а также увеличивающими стоимость строительства в рамках метода приемлемых решений. Все инновационные решения, в том числе по инженерным системам, могут быть реализованы в рамках метода альтернативных решений. Процедуры оценки альтернативных решений должны быть доступными, прозрачными и предсказуемыми.
      Для этого необходимо:
      создать многообразие форм реализации принципов технического регулирования, в том числе свободы выбора средств соблюдения строительного законодательства по возведению зданий и сооружений, инженерной инфраструктуры, соответствующих европейским методам нормирования (еврокодам);
      наладить актуализацию национальных нормативов на основе отечественных научных исследований и инноваций;
      5) переход на единые принципы расчета – общепринятые в ЕС принципам проектирования несущих конструкций зданий и сооружений подразумевает - перевод 58 частей 10 еврокодов, разработку национальных приложений, являющихся их неотъемлемой частью, и свыше тысячи ссылочных стандартов. В национальных приложениях превалируют природно-климатические воздействия территорий Казахстана и индикативные параметры свойств местных строительных материалов. Поскольку указанных документов недостаточно для проектирования, создается пакет нормативно-технических пособий, содействующих освоению проектировщиками основ евронорм и практических рекомендаций по их реализации;
      6) внедрение опыта Европейского союза в нормировании энергоэффективности зданий и сооружений (Европейская директива по энергетическим характеристикам зданий EPBD-2010 (Energy Performance of Building Directive). Директива поддерживается более чем 40 стандартами EN, в том числе характеризующими общее потребление энергии в здании, устанавливающими методы расчета энергопотребления отдельными инженерными системами и зданием в целом, определяющими нагрузки на отопление и охлаждение здания, правила выбора условий функционирования зданий, обеспечивающими мониторинг и верификацию маркировки и сертификации энергоэффективности зданий.
      Гармонизация национальных стандартов с учетом действующей строительной нормативной базы создаст нормативно-методическое обеспечение сертификации энергоэффективности зданий и сооружений в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности»;
      7) создание нормативной базы «зеленого» и энергоэффективного строительства по рациональному использованию природных ресурсов с учетом европейского нормирования (еврокодов): рециклинг строительного мусора, санация зданий и сооружений.

      3. Инструменты реализации реформирования нормативной базы строительной сферы Республики Казахстан

      30. Концепция предусматривает создание новой системы нормативной правовой базы страны в строительной отрасли, гармонизированной с европейскими и мировыми стандартами (еврокодами), основанными на обеспечении безопасности, повышении качества строительных объектов.
      31. В новой нормативной базе строительной отрасли будут выделены два компонента по признаку обязательности применения:
      1) строительное законодательство, содержащее нормативные правовые акты и нормативные технические документы, обязательные для исполнения всеми субъектами регулирования;
      2) добровольные нормативные технические документы - своды правил, нормативно-технические пособия и стандарты, не являющиеся частью строительного законодательства и предназначенные для добровольного применения.
      32. Предлагаемые в Концепции инструменты реализации реформирования нормативной базы строительства соответствует Соглашению о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, в которое вносятся необходимые изменения.
      В проекте технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений строительных материалов и изделий» содержатся лишь основополагающие базовые требования, согласованные с Регламентом Европейского парламента № 305/2011, а в строительных нормах для обязательного применения – более конкретные требования безопасности к характеристикам зданий и сооружений, связанные с их назначением и условиями эксплуатации. В сводах правил для добровольного применения приведены способы решения задач по обеспечению выполнения обязательных требований. В стандартах, предназначенных для добровольного применения, приведены технические требования к продукции и методы испытаний.
      33. Национальные нормативно-технические документы будут согласоваться с системой межгосударственных нормативных документов в строительстве, что являются основой для ее формирования совместно с заинтересованными государствами в целях формирования единой нормативной базы проектирования и строительства в ТС и ЕЭП.
      34. Система нормативно-технических документов в строительстве должна включать следующие разделы (группы):
      1) организационные документы;
      2) основные положения надежности и механической безопасности;
      3) пожарная безопасность;
      4) защита от неблагоприятных воздействий;
      5) планировка и застройка;
      6) здания различного назначения;
      7) сооружения различного назначения;
      8) внутренние инженерные системы зданий и сооружений;
      9) строительные конструкции, основания, фундаменты зданий и сооружений;
      10) строительные материалы и изделия.
      35. Концепция также предусматривает создание системы оценки соответствия в строительстве, согласованной с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза.
      36. Оценка соответствия зданий и сооружений будет осуществляться в соответствии с требованиями национального законодательства и нормативных правовых актов государств-членов Таможенного союза в области градостроительной деятельности в следующих формах:
      1) декларирование исполнителем достоверности и соответствия результатов инженерных изысканий и проектных работ;
      2) государственная или негосударственная экспертиза проектной документации на строительство объектов;
      3) утверждение проектной документации заказчиком (застройщиком) для применения в строительстве;
      4) строительный контроль исполнителем применяемой документации, материалов, изделий и выполняемых им строительных и монтажных работ, включая проведение необходимых испытаний;
      5) контроль, испытания и поэтапная приемка заказчиком (застройщиком) результатов скрытых работ;
      6) декларирование лицом, осуществляющим строительство, заказчику (застройщику) соответствия процесса строительства и выполняемых строительных и монтажных работ;
      7) авторский надзор за строительством;
      8) государственный строительный надзор за строительством;
      9) приемка объекта заказчиком (застройщиком);
      10) обследования и диагностика состояния объекта и (или) его частей в процессе эксплуатации;
      11) государственный надзор за эксплуатацией и согласования перепланировок и конструктивных изменений;
      12) государственный надзор за ликвидацией объекта.
      Порядок выполнения указанных выше работ по декларированию, экспертизе, контролю и надзору, приемке, утверждению документации и выдаче разрешений будет устанавливаться национальным законодательством и нормативными правовыми актами государств-членов Таможенного союза.
      37. Будут предусмотрены добровольная сертификация проектной документации и программных средств, предназначенных для повторного применения в проектировании, добровольная сертификация строительных и монтажных работ.
      38. Оценка соответствия строительных материалов и изделий будет осуществляться в следующих формах:
      1) технический контроль производства, материалов и изделий;
      2) обязательное подтверждение соответствия строительных материалов и изделий;
      3) государственный надзор за соответствием находящихся в обращении строительных материалов и изделий.
      Обязательное подтверждение соответствия строительных материалов и изделий будет осуществляться в форме декларирования. Предусматривается добровольная сертификация строительных материалов и изделий.
      Новые строительные материалы и изделия подлежат оценке соответствия в форме подтверждения их пригодности для применения в строительстве.
      39. Оценка соответствия субъектов технического регулирования предусматривает такие схемы как лицензирование и сертификация специалистов, лабораторий и органов по сертификации, образовательных программ, создание новых и совершенствование технического оснащения действующих испытательных лабораторий, осуществляющих оценку соответствия строительной продукции.
      Оценка соответствия объектов и субъектов технического регулирования будет сочетать государственные и рыночные механизмы. Объекты, выполненные в рамках метода альтернативных решений, будут переданы для оценки в конкурентную среду.

      Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

      Реализация настоящей Концепции предполагается:
      1) путем принятия Комплексного плана реформирования нормативной базы строительной отрасли Республики Казахстан;
      2) посредством:
      - Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»;
      - Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании»;
      - технических регламентов Республики Казахстан и других нормативных правовых актов в сфере строительства.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.