Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 21.10.2014 № 1119.
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2010 года № 488 «Об утверждении программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы» следующие изменения:
заголовок изложить в следующей редакции:
«Об утверждении программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы»;
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Утвердить прилагаемую Программу по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы.»;
Программу по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы, утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 20 декабря 2013 года № 1377
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 28 мая 2010 года № 488
Программа
по обеспечению детей дошкольным воспитанием
и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы 1. Паспорт
программы «Балапан»
Наименование |
Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы |
Основания для разработки |
Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана»; |
Основной разработчик |
Министерство образования и науки Республики Казахстан |
Основные исполнители |
Министерство образования и науки Республики Казахстан; |
Цель программы |
Удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения |
Задачи программы |
Обеспечить до 2015 года 77,7 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением, а до 2020 года – 100 % охват; |
Сроки и этапы реализации программы |
2010 – 2020 годы |
Целевые индикаторы |
2010 – 2013 годы: |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования мероприятий по реализации Программы в 2010 – 2013 годах составляет 165940 млн. тенге, в том числе: |
2. Введение
Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы (далее – Программа) разработана в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» и в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922, Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой дошкольного образования, которая охватывала около 70 % детей до 7 лет.
В 1991 году существовали 8743 детских сада, более половины
(4868) которых были приватизированы в период «оптимизации», часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение. В целом, до 2000-го года количество детских садов в республике уменьшилось до 1144.
За годы независимости республики стала вновь возрождаться система дошкольного образования: растет число детских садов, создаются новые виды организаций для детей дошкольного возраста.
За период с 2007 по 2009 годы открыто 2557 дошкольных организаций на 142,1 тысяч мест, в том числе 612 детских садов на 75 тысяч мест.
В 2009 году функционировало 4972 дошкольные организации, из них 2003 детских сада. Охват детей дошкольным воспитанием и обучением составлял 373 160 человек или 38,7 % от числа детей дошкольного возраста.
Вместе с тем, в очереди на получение мест в дошкольные организации оставалось более 260 тысяч детей, в том числе 147 084 тысяч – от 3 до 6 лет.
Демографические процессы в стране – один из определяющих факторов роста очереди на получение мест в дошкольных организациях республики; с 2008 года число ожидающих места в детских садах выросло на 20,8 тыс. детей.
Анализ рождаемости детей в Казахстане за последние 20 лет показывает: с 1990 по 1999 годы произошло снижение рождаемости, а с 2000 до 2013 года – рост рождаемости, в среднем, на 13 тыс. человек, что обусловит в последующем увеличение очередности на места в дошкольных организациях на 5 – 7 % в год.
Программа обеспечит принятие кардинальных мер по снижению уровня дефицита дошкольных организаций в стране, повышению качества дошкольных образовательных услуг.
В Послании народу Казахстана 2012 года «Стратегия Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (далее – Послание) Главой государства Казахстана поставлена задача – к 2020 году обеспечить 100 % охват детей дошкольными организациями, в связи с чем поручено продлить сроки реализации программы «Балапан» до 2020 года и разработать новые методы дошкольного образования.
Право детей Казахстана на дошкольное воспитание и обучение обеспечивается различными типами и видами дошкольных организаций, таких как:
1) ясли-сад;
2) детский сад;
3) семейный ясли-сад;
4) санаторный ясли-сад;
5) комплекс «школа-детский сад»;
6) дошкольный мини-центр.
За три года реализации Программы число дошкольных организаций увеличилось более, чем на 4 тыс. единицы (1211 детских садов и 2811 мини-центров) на 288,3 тыс. мест за счет строительства, открытия частных детских садов и других способов ввода, таких, как возврат ранее приватизированных зданий детских садов, приспособление пустующих, открытие на 1-х этажах жилых комплексов.
По данным местных исполнительных органов охват детей дошкольными организациями в 2012 году составил 71,5 %.
Для достижения таких результатов Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство) проведена большая работа по нормативно-правовому урегулированию вопросов развития системы дошкольного воспитания в Казахстане.
Вместе с тем по состоянию на 1 января 2013 г. в очереди на получение мест в дошкольных организациях остаются более 406 тысяч детей, в том числе 196,6 тысяч – от 3 до 6 лет.
Программа обеспечит полный охват детей дошкольными организациями и повысит качество содержания дошкольного образования, а также будет способствовать трудоустройству более 120 тысяч человек (2014 г. – 17,8 тыс. чел., 2015 г. – 14,8 тыс. чел., 2016 г. – 15,2 тыс. чел., 2017 г. – 11,8 тыс. чел., 2018 г. – 13 тыс. чел., 2019 г. – 18,2 тыс. чел., 2020 г. – 37,9 тыс. чел.).
3. Анализ текущей ситуации
в системе дошкольного воспитания и обучения
Современные общественно-политические и социально-экономические условия в Казахстане способствуют устойчивому развитию системы обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.
Совершенствуется законодательная база, регулирующая социальную поддержку граждан, семьи. Приняты нормы, обеспечивающие полноценное развитие дошкольного детства.
Разработаны и апробированы программы группового и индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и другими особенностями развития.
Для детей, не посещающих детский сад, разработан образовательный курс «Язык детской игры», направленный на обеспечение развития детей дошкольного возраста в домашних условиях.
В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров.
В дошкольных организациях республики на начало реализации Программы работало 29,8 тыс. человек, в том числе молодых педагогических работников – 8,3 тыс. (27,9 %).
Образовательный уровень педагогических работников детских садов показывает тенденцию к улучшению: 54,4 % имеют высшее образование,
3,6 % – незаконченное высшее, 40,7 % – среднее специальное, 1,3 % – общее среднее.
Средний возраст педагогических работников – 35-40 лет.
В 25 высших учебных заведениях и 31 учебном заведении технического и профессионального образования (далее – ТиПО) осуществляется подготовка кадров по специальности «Дошкольное воспитание и обучение».
Растет количество выпускников ТиПО по специальности «Дошкольное воспитание и обучение». Так, в 2006 году подготовлено 349 специалистов, в 2007 году – 528, в 2008 году – 705, в 2009 году – 750. Ожидаемый выпуск учебных заведений ТиПО в 2010 – 2014 г.г. – 5884 человека.
Все воспитанники дошкольных организаций в соответствии с законодательством обеспечены медицинским обслуживанием. В дошкольных организациях предусмотрены 1,5 ставки медицинской сестры и 0,5 ставки диетической сестры на 8-9 групп и более. В организациях, выполняющих задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, имеющих кабинеты физиотерапии, предусматриваются по одной штатной единице должности врача.
Ожидаемый выпуск медицинских сестер в медицинских колледжах в
2010 – 2014 годы – 720 человек, что удовлетворит потребность в кадрах для медицинского обслуживания дошкольников в 2010 – 2014 годах.
Кроме того, медицинское обслуживание детей дошкольного возраста в мини-центрах, группах кратковременного пребывания будет осуществляться в территориальных организациях первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП).
Наблюдается тенденция повышения охвата детей дошкольным воспитанием и обучением: с 2006 года данный показатель вырос
с 27,6 % до 38,7 % в 2010 году.
Государством предпринимаются меры по поддержке частных поставщиков услуг в сфере дошкольного образования. В Кызылординской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской областях имеется практика размещения государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях.
По данным местных исполнительных органов по состоянию на
1 января 2010 года из 6770 населенных пунктов страны 4691, или 69 % не имеют дошкольных организаций. Данный факт объясняется отсутствием или недостаточностью детского населения для открытия организаций образования.
С 2006 года стали создаваться мини-центры как один из типов дошкольных организаций, и в 2010 году их число достигло 2969 единиц, а контингент 75 872 ребенка.
На начало реализации Программы более 271 тысячи пяти-шестилетних детей были охвачены предшкольной подготовкой на базе 6430 общеобразовательных школ и 1271 детского сада.
В республике обеспечивается воспитание и обучение в дошкольных организациях на государственном языке, а в местах компактного проживания национальных групп - и на их родных языках.
В 2010 году в 940 (46,9 %) дошкольных организациях образовательный процесс осуществлялся на казахском языке, в 260 (13 %) – на русском, в 801 (40 %) – на русском и казахском, в 2 (0,1 %) – на узбекском.
Мировая практика показывает, что наиболее благоприятным возрастом для подготовки к обучению в школе является период развития ребенка с 3 до 6 лет. Так, во Франции дошкольное образование не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Аналогичная ситуация в Германии, Канаде, Венгрии, Англии. В Дании структура дошкольного воспитания и обучения схожа с казахстанской: ясли – для детей от полугода до 3 лет, детские сады – от 3 до 6-7 лет.
В 2010 году от общего количества детей, посещающих дошкольные организации, 89,7 % составляли дети 3-6 лет, 10,3 % – дети от 2 до 3 лет. Кроме того, в детских садах 9 областей республики функционировали ясельные группы, в которых воспитывались дети в возрасте до 2 лет. С 2007 по 2009 годы наблюдалось снижение числа детей, посещающих ясельные группы с 1305 до 942.
Остается актуальной проблема недостаточности дошкольных организаций в стране. Потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении наблюдалась во всех регионах: на начало реализации Программы более, чем 260 тысяч детей от 1 до 6 лет были зарегистрированы в очереди на получение места в дошкольную организацию. В группах детских садов наблюдалась переуплотненность: на 100 мест, в среднем, по республике приходилось 111 человек.
Число детей от 3 до 6 лет в 2010 году на получение мест в дошкольные организации (далее – ДО) составляло 147084 человека, или 56,4 % от общей численности детей, зарегистрированных в очередь.
Основным приоритетом развития системы ДО является создание условий для охвата детей 3-6 лет организованным воспитанием и обучением, качественной подготовкой детей к учебной деятельности.
В ходе реализации Программы возможно возникновение рисков, связанных с демографическими процессами, которые могут препятствовать достижению цели.
При положительной динамике демографических процессов число населенных пунктов, в которых возникнет или возрастет потребность в дошкольных организациях, увеличится.
Для снижения уровня риска при ежегодных уточнениях показателей роста охвата детей и финансирования открытия дошкольных организаций, необходимо активизировать указанные в Программе механизмы размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях и государственно-частного партнерства (далее – ГЧП).
На 1 января 2013 года в республике функционируют 8590 дошкольных организаций, их посещают 644,3 тыс. детей.
Из 43 811 детей с ограниченными возможностями в развитии 15 244 ребенка охвачены воспитанием в 39 специальных детских садах.
Охват детей дошкольными организациями составил 71,5 %.
С учетом международного опыта (в Германии, Японии функционируют дошкольные организации, в которых дети находятся не полный день), а также с целью обеспечения большего охвата детей дошкольным воспитанием и обучением в рамках Программы активно открываются мини-центры. В настоящее время увеличение количества дошкольных организаций обеспечено в основном, за счет развития сети мини-центров (мини-центры – 63,5 %, детские сады – 36,4 %).
При этом преобладает число мини-центров с неполным днем пребывания. Мини-центры с соответствующим оснащением и с полным днем пребывания составляет 2 197 единиц (40,5 %). Активное открытие мини-центров, в основном, наблюдается в Восточно-Казахстанской (1160), Костанайской (4988), Северо-Казахстанской (505), Алматинской (428) областях.
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями в развитии.
Сегодня осуществляется инклюзивное образование в 166 детских садах республики для 2375 детей, что составляет 14 % от общего количества выявленных детей с ограниченными возможностями.
Кроме того, функционируют 39 специальных детских садов и
315 специальных групп в детских садах общего назначения для детей с ограниченными возможностями в развитии. Их контингент составляет в детских садах 4945 детей, в спецгруппах – 5879.
Для детей с ограниченными возможностями, не имеющими возможности посещать специальные дошкольные организации, предусмотрено оказание коррекционно-педагогической поддержки в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции (далее – КППК).
В 129 действующих КППК республики обслуживаются дети, в основном, дошкольного возраста.
Не менее ответственная и сложная задача – на новой основе выстроить содержание системы дошкольного образования. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 утверждены Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (далее – ГОСО) и Типовые учебные планы дошкольного образования, включающие изучение иностранных языков.
ГОСО и учебные программы дошкольного воспитания и обучения содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.
Сегодня в дошкольных организациях республики используются программы «Балбөбек», «Қайнар», «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз», «Общеобразовательная программа предшкольной подготовки детей 5-6 лет в условиях школы и 5-7 лет – детского сада» с учебно-методическими комплексами, включающие в себя издания из более 90 наименований.
Используются технологии зарубежного опыта дошкольного образования.
Например, учебные материалы по технологии Монтессори, в основе которых заложено развитие индивидуальности каждого ребенка. Система
Н. Зайцева помогает в обучении детей навыкам чтения и письма. Вальдорфская педагогика (методика Штайнера) обеспечивает познание мира ребенком естественным путем через чувственный аппарат. Использование в развитии детей кубиков Ф. Фребеля позволяет последовательно ознакомить ребенка с простейшими геометрическими формами.
В целях обновления содержания дошкольного образования проведен анализ международного и лучшего отечественного опыта дошкольного образования.
Это позволило определить следующие проблемы: несоответствие используемых методов и форм работы с детьми требованиям современности, где не всегда учитывались познавательные интересы детей, их любознательность и самостоятельность. Кроме того, выявлено отсутствие системности во внедрении технологий в дошкольном образовании. В связи с чем, содержание действующих программ и учебно-методических комплексов требует обновления согласно ГОСО.
В настоящее время обновляются основные общеобразовательные учебные программы «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз», «Общеобразовательная программа предшкольной подготовки», а также ряд альтернативных программ, таких как «Балбөбек», «Қайнар» и др.
Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.
Международный опыт показывает, что одной из актуальных задач современного образования является раннее выявление, обучение и воспитание интеллектуально развитых детей дошкольного возраста.
Например, в России, Японии, Финляндии, США, Китае и других развитых странах рост благосостояния связан с вложением капитала в интеллектуальное развитие детей, начиная с раннего возраста. Во всех этих государствах используются достижения науки и новые информационные технологии в воспитании интеллектуально развитого ребенка, которые реализуются через сеть организаций нового типа – интеллектуальная дошкольная организация.
Общие и специальные интеллектуальные способности детей с точки зрения соотношения интеллекта и креативности определены в трудах ученых России В.П. Зинченко, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, М.А. Холодной, А.М. Матюшкина, Д.Б. Богоявленской, Б.М. Теплова, С.Д. Бирюкова, А.Н. Воронина, Л.А. Венгер и др.
Американский психолог Брайан Дж. Кэрролл при изучении и измерении способностей детей указал на необходимость определения их места в познавательной деятельности, т.е. каждому ребенку следует создать условия для его индивидуального развития.
Основные принципы и приоритеты развития казахстанского дошкольного воспитания и обучения определены в Законе Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», Государственной программе развития образования на 2011 – 2020 годы (далее – ГПРО), утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118, Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011 – 2015 годы, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 131. Понимая значимость и актуальность развития дошкольного уровня, в рамках проекта Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) ведутся исследования по раннему развитию детей.
В настоящее время Министерством совместно с местными исполнительными органами проводятся мероприятия по развитию различных форм развития детей раннего возраста.
1. Расширение сети яслей, яслей-садов, мини-центров с гибким режимом, создание групп ухода и присмотра в частном секторе, центров раннего развития детей, а также создание в подведомственных организациях здравоохранения новых типов и видов организаций (санаторные ясли, профилактории для матерей с детьми и т.д.).
2. Обеспечение образовательными услугами родителей через расширение сети консультативных пунктов, создание телевещательных программ для родителей.
3. Внедрение инновационных технологий по просвещению родителей: обучающие сайты, дистанционное образование, обеспечение доступности семей к интернет-ресурсам.
4. Подготовка специалистов-гувернеров для работы с детьми раннего возраста, а также организация обучающих курсов по переквалификации кадров.
5. Обеспечение базой, содержащей духовно-нравственные ценности для интеллектуального развития детей (колыбельные, сказки, мифы, эпос и др.) и создание благоприятной и дружелюбной среды для матери и ребенка.
6. Программно-методическое обновление содержания системы дошкольного образования по раннему развитию детей.
7. Разработка механизма поддержки попечительских советов родителей по использованию инвестиций в собственное образование и образование своих детей.
8. Организация фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по раннему развитию детей.
Государством также оказывается поддержка материнства путем сохранения рабочего места работникам на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С 1 января 2014 года планируется введение субсидирования обязательных пенсионных взносов для работающих женщин, являющихся получателями социальных выплат по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года из Государственного фонда социального страхования.
Вместе с тем во многих странах ОЭСР действует разделение систем обучения и ухода за детьми. Дети раннего возраста, как правило, обеспечиваются системой раннего ухода матерями. Исключение составляют страны Северной Европы (Норвегия, Финляндия, Швеция), где система раннего ухода за детьми тесно переплетена с обучением.
В Казахстане в настоящее время основополагающей ролью дошкольного образования при переходе на 12-летнее образование является создание условий безболезненного перехода ребенка – дошкольника из детского сада в начальную школу, т.е. преемственность и непрерывность образования детей дошкольного возраста.
Учитывая мировые тенденции и переход системы образования на
12-летнее обучение, необходимо обеспечить подготовку детей к обучению в школе с 3-х до 6 лет.
Для разностороннего развития ребенка необходима соответствующая среда, то есть интеллектуальная дошкольная организация.
Анализ работы дошкольного образования Англии, Голландии, Австралии, Новой Зеландии показывает эффективность вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения детей. Данная форма работы успешно начинает внедряться в отдельных регионах нашей республики в виде консультационных пунктов для родителей. С целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого – педагогической помощи родителям, поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих дошкольные организации, в республике функционируют 1046 консультационных пунктов для родителей. Для обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания в рамках Программы будет продолжено повсеместное открытие консультационных пунктов для родителей.
Послание Президента нашей страны к народу предусматривает воспитание человека нового формата с новой культурой и миссией, владеющего тремя языками (государственным, русским, как языком межнационального согласия и общения, иностранным языком).
В 1867 (59,6 %) детских садах и 3780 (69,2 %) мини-центрах с общим контингентом 340,4 тысяч детей воспитательно-образовательный процесс осуществляется на казахском языке.
В 310 (9,9 %) детских садах и 1682 (29,8 %) мини-центрах воспитываются 92,1 тысяч детей на русском языке, в 948 (30,3 %) детских садах – 211,5 тысяч детей на русском и казахском языках, 267 детей в 3 (0,1 %) детских садах – на узбекском языке.
Возросший статус государственного языка способствует росту числа детей некоренной национальности в дошкольных организациях с казахским языком воспитания и обучения. Сегодня в них воспитывается более 93 тысячи детей русской и других национальностей.
Обучение казахскому языку в детских садах входит в учебный план и является обязательным. В штате дошкольных организаций имеются преподаватели казахского языка.
Обучение государственному языку осуществляется в разных видах детской деятельности и разных формах работы таких, как игры, тренинги, экскурсии, праздники и развлечения, а также посредством использования аудио, видеоматериалов, наглядных пособий, настольных игр.
В дошкольных организациях подобран и систематизирован дидактический, наглядно-иллюстративный материал по всем видам и направлениям детской деятельности.
Принятие стратегически важных документов: ГПРО на 2011 – 2020 годы и Программы «Балапан» на 2010 – 2020 годы стимулировало население на возможность получения дошкольных услуг и мотивировало людей к активной подаче заявлений на получение мест в дошкольных организациях.
Так наибольший уровень очередности с тенденцией увеличения сохраняется в Южно-Казахстанской (2010 год – 40,5 тыс., 2012 год – 53,5 тыс. заявлений), в Алматинской (2010 год – 16,4 тыс., 2012 год – 22,6 тыс. заявлений) областях и городах Алматы (2010 год – 30,4 тыс., 2012 год – 48 тыс. заявлений), Астане (2010 год – 39 тыс., 2012 год – 68 тыс. заявлений).
Министерством немаловажное значение отведено функционированию ГЧП, что позволило повысить привлекательность сектора дошкольного образования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время в целях решения проблемы дефицита мест в детских садах на стадии планирования находятся три концессионных проекта в сфере образования:
1) строительство и эксплуатация шести детских садов в г. Усть-Каменогорске (на стадии разработки технико-экономического обоснования (далее – ТЭО) концессионного проекта) на 1640 мест и строительство и эксплуатация пяти детских садов в г. Семей (на стадии разработки ТЭО концессионного проекта) на 1290 мест;
2) строительство и эксплуатация четырех детских садов в г. Темиртау Карагандинской области (на стадии конкурсных процедур) на 1 240 мест;
3) строительство и эксплуатация шести детских садов в г. Астане (на стадии разработки инвестиционное предложение) на 1 440 мест.
Кроме того, в целях усовершенствования механизма размещения государственного заказа Министерством принят приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от
4 мая 2012 года № 198 «Об утверждении Правил размещения государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, подготовку специалистов с техническим и профессиональным, послесредним, высшим и после вузовским образованием, а также на подготовительные отделения высших учебных заведений». При этом согласно статье 6 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года размер госзаказа устанавливается местными исполнительными органами.
Наряду с этим согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 «Типовые правила деятельности дошкольных организаций» с родителей взимается 100 % плата только за питание.
Актуальным остается вопрос улучшения материально-технической базы дошкольных организаций. В республике функционирует 8590 дошкольных организаций, в том числе 3128 детских садов, из них в приспособленных зданиях расположены 1115 (35,6 %).
При открытии детских садов в приспособленных зданиях создаются все условия согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1684 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к объектам воспитания и образования детей и подростков». Это позволило уменьшить количество детских садов без горячей воды в сравнении с 2011 годом на 206 единиц, без канализации – на 38 единиц, с привозной водой – на 141 единицу, с печным отоплением – на 26 единиц. Кроме того количество аварийных детских садов уменьшено на 7 единиц, и сегодня их количество составляет 3 единицы.
Дошкольные организации имеют спортивные залы, оснащенные традиционным и нетрадиционным оборудованием (шведские лестницы, гимнастические скамейки, тренажеры, степ-доски, массажеры) для развития двигательной активности.
В групповых комнатах детских садов оборудованы физкультурные уголки, где сосредоточен мелкий спортивный инвентарь, атрибутика к спортивным и подвижным играм.
Изучение инновационных проектов образовательных учреждений Финляндии по изменению пространства за счет трансформирования помещений позволило рационально использовать групповые помещения детских садов для создания развивающей среды для детей.
На территориях каждой дошкольной организации оборудованы игровые и спортивные площадки, где осуществляется двигательная и игровая деятельность детей, проводятся спортивные праздники и развлечения.
В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров.
По состоянию на 1 января 2013 года в дошкольных организациях республики трудятся 60422 (12957 – педагоги мини-центров) педагогов, в том числе молодых – 18387.
Образовательный уровень: 58 % имеют высшее образование, при этом специальное дошкольное – 21,2 %, среднее специальное – 37,9 %, в том числе дошкольное – 53 %.
Доля педагогов, прошедших курсы переподготовки, составила 26,1 %, в том числе заведующих дошкольных организаций – 760 человека, методистов – 873, 1447 – других специалистов.
Согласно Пошаговому плану ввода и открытия дошкольных организаций на 2014 – 2020 годы (далее – План) потребность в кадрах до 2020 года составит 25607 человек (воспитателей – 14 952, психологов – 2724, других специалистов – 4 894, руководителей – 3037), которая будет обеспечена за счет выпускников колледжей (8 097 чел.) и вузов (37 200 чел.).
Анализ обеспеченности действующих дошкольных организаций педагогами с дошкольным образованием показывает, что, в основном, педагоги имеют высшее педагогическое образование не по профилю. При этом данные педагоги имеют стаж работы 5 лет и более.
В АО «НЦПК «Өрлеу» до 2020 года планово будут охвачены краткосрочными курсами повышения квалификации 56 795 педагогов дошкольных организаций.
С учетом изложенного можно выделить сильные и слабые стороны.
Сильные стороны: реализация Программы позволит обеспечить полный охват детей 3-6 лет дошкольным образованием. Размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях независимо от формы собственности продолжит вовлечение частного сектора в образовательную среду. Значительно расширится инклюзивное образование в дошкольных организациях (с 5 % до 15 %). Кроме того улучшится качество содержания дошкольного образования, в том числе и кадрового состава.
Слабые стороны: увеличение сети дошкольных организаций, в основном, за счет альтернативной сети (мини-центры, приспособление пустующих зданий под открытие дошкольных организаций, открытие дошкольных организаций на 1-х этажах жилых комплексов и т.д.), а не за счет строительства типовых детских садов.
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели
результатов реализации Программы
1. Цель Программы:
Удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения.
2. Задачи Программы
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:
1) обеспечить до 2015 года 77,7 % детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением, а до 2020 года – 100 %;
2) обеспечить до 2015 года полный охват детей 5–6-летнего возраста предшкольной подготовкой в организациях образования;
3) увеличить вариативную сеть дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения;
4) создать необходимые финансово-экономические условия для решения проблем дефицита дошкольных организаций;
5) осуществлять полное обеспечение дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации;
6) развивать инклюзивное образование (оснащение дошкольных организаций пандусами, подъездами, подъемниками и лифтами и др.);
7) обновить содержания воспитания и обучения за счет внедрения новых методик и технологий обучения.
3. Целевые индикаторы
Достижение цели Программы будет определяться посредством сопоставления и соизмерения промежуточных результатов с показателями по следующим индикаторам:
1) количество мест, дополнительно открываемых в системе дошкольного образования – 751 676;
2) охват детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением – 100 %;
3) средний показатель наполняемости групп – 25 чел.;
4) охват предшкольной подготовкой детей 5–6 лет – 100 %;
5) доля педагогических работников с высшей и первой квалификационными категориями – 25 %;
6) доля дошкольных организаций с полиязычным обучением – 50 %;
7) доля дошкольных организаций, участвующих в конкурсе по защите детских инновационных проектов (проектная деятельность, шашки, шахматы, здоровьесберегающих технологии и т.д.) – 50 %;
8) доля дошкольных организаций, создавших условия для инклюзивного образования – 15 %;
9) доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации – 50 %.
4. Показатели результатов реализации Программы
В 2010 году введены 89 723 места в дошкольных организациях, в
2011 – 2013 г.г. – 181545, в том числе: 2011 г.– 84657; 2012 г. – 58441.
Обеспечены организованным дошкольным воспитанием и обучением к 2013 году – 72 % от общего числа детей от 3 до 6 (7) лет, в том числе: 2010 г. – 55 %, 2011 г. – 65,4 %, 2012 г. – 71,5 %.
Снижен показатель средней наполняемости групп в дошкольных организациях до: в 2010 г. – 29 чел.; 2011 г. – 28 чел.; 2012 г. – 27 чел.; 2013 г. – 26 чел.
Обеспечена предшкольная подготовка к 2013 году 98 % детей 5-6-летнего возраста, в том числе: 2010 г. – 88,9 %, 2011 г. – 90,4 %, 2012 г. – 96 %.
Доля педагогических работников дошкольных организаций высшей и первой категорий возрастет до:
2010 г. – 23 %; 2011 г. – 24 %; 2012 г. – 24,5 %; 2013 г. – 24,8 % от общего числа педагогических работников.
В 2014 – 2020 годах будет введено 480 408 новых мест, в том числе: в 2014 г. – 56 249; 2015 г. – 48 834; 2016 г. – 47 363; 2017 г. – 41 941; 2018 г. – 44 581; 2019 г. – 52 415; 2020 г. – 189 025.
Будут обеспечены организованным дошкольным воспитанием и обучением к 2020 году 100 % от общего числа детей 3-6 (7) лет, в том числе: 2014 г. – 76,3 %, 2015 г. – 77,7 %, 2016 г. – 80,2 %, 2017 г. – 81,3 %, 2018 г. – 82,7 %; 2019 г. – 85 %.
Доля дошкольных организаций с полиязычным обучением составит к 2020 году 50 %: в том числе в 2014 г. – 10 %; 2015 г. – 15 %; 2016 г. – 20 %; 2017 г. – 25 %; 2018 г. – 30 %; 2019 г. – 35 %.
Доля дошкольных организаций, участвующих в конкурсе по защите детских инновационных проектов (проектная деятельность, шашки, шахматы, здоровьесберегающих технологии и т.д.), составит к 2020 году 50 %, в том числе в 2014 г. – 10,5 %; 2015 г. – 15,5 %; 2016 г. – 20,5 %; 2017 г. – 25,5 %; 2018 г. – 30,5 %; 2019 г. – 40,5 %.
Доля детей дошкольного возраста, охваченных инклюзивным образованием – 15 %, в том числе в 2014 г. – 7 %; 2015 г. – 8,5 %; 2016 г. – 9,5 %; 2017 г. – 10,5 %; 2018 г. – 12 %; 2019 г. – 13 %; 2020 г. – 15 %.
Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации к 2020 году – 50 %, в том числе в 2014 г. – 15,5 %; 2015 г. – 20,5 %; 2016 г. – 25,5 %; 2017 г. – 30,5 %; 2018 г. – 40 %; 2019 г. – 40,5 %.
Доля педагогических работников с высшей и первой квалификационными категориями к 2020 году – 50 %, в том числе в 2014 г. – 30 %; 2015 г. – 30,5 %; 2016 г. – 30,8 %; 2017 г. – 40 %; 2018 г. – 40,5 %; 2019 г. – 40,8 %.
5. Этапы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в следующие этапы:
1-й этап – 2010 год – достижение 55 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
2-й этап – 2011 год – 65,4 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
3-й этап – 2012 год – 71,5 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
4-й этап – 2013 год – 72 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
5-й этап – 2014 – 2016 годы с достижением 80,2 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
6-й этап – 2017 – 2018 годы – 82,7 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
7-й этап – 2019 – 2020 годы – 100 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением.
Проблему обеспечения детей дошкольного возраста качественным воспитанием и обучением необходимо решать путем:
1) строительства детских садов за счет местного бюджета и привлечения частных инвестиций;
2) открытия мини-центров, передачи и выкупа ранее приватизированных детских садов в установленном законодательством порядке, стимулирования открытия частных детских садов путем размещения дополнительного государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования независимо от формы собственности;
3) использования первых этажей жилых комплексов для открытия дошкольных организаций;
4) предоставления возможностей для получения всеми детьми 5-6-летнего возраста предшкольной подготовки;
5) обновления общеобразовательных учебных программ и усовершенствования Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан;
6) внедрения общеобразовательной программы «Развитие триединства языков в дошкольных организациях» и использования технологии «Сөйлейтін қалам «Зерек»;
7) создания условий в дошкольных организациях (пандусы, подъемники, лифты и т.д., а также укомплектование специалистами-дефектологами) для инклюзивного образования;
8) применения педагогами дошкольных организаций методики проектной деятельности, способствующей развитию у детей исследовательских навыков и умений участвовать в различных конкурсах;
9) повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров дошкольных организаций образования;
10) повышения роли консультационных пунктов, координационных и попечительских советов для улучшения взаимодействия дошкольных организаций с родительской общественностью.
В течение всего периода реализации Программы местными исполнительными органами будут созданы и открыты дошкольные организации в рамках государственно-частного партнерства и региональных программ развития территорий.
Также акиматы должны принимать все необходимые меры по высвобождению зданий бывших детских садов, занятых подведомственными центральным и местным исполнительным органам учреждениями, для открытия в них дошкольных организаций.
Один из эффективных путей решения проблем дефицита дошкольных организаций – размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях независимо от форм собственности.
Размещение государственного заказа в дошкольных организациях осуществляется согласно Правилам размещения государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, подготовку специалистов с техническим и профессиональным, послесредним, высшим и после вузовским образованием, а также на подготовительные отделения высших учебных заведений.
Размер государственного образовательного заказа в расчете на одного ребенка и размер максимальной родительской платы для детей, получающих услуги по государственному образовательному заказу, устанавливается ежегодно решением акима района, города и городов республиканского значения.
В 2010 – 2013 годах реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволила к 297288 местам в 2003 детских садах и 75872 в 2969 мини-центрах открыть дополнительно 271 268 мест, в 2014 – 2020 годах позволит открыть 480 408 мест.
Количество вводимых мест за счет размещения
государственного образовательного заказа и строительства
дошкольных организаций в 2010 – 2014 годах
№ |
Наимено- |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
итого |
всего |
||||||
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
||
1 |
Акмолинская |
3785 |
0 |
3550 |
460 |
1580 |
2180 |
1710 |
12805 |
460 |
13265 |
|||
2 |
Актюбинская |
3779 |
0 |
3175 |
320 |
2320 |
2695 |
2100 |
14069 |
320 |
14389 |
|||
3 |
Алматинская |
12340 |
0 |
9900 |
640 |
11115 |
2270 |
1250 |
36875 |
640 |
37515 |
|||
4 |
Атырауская |
5425 |
0 |
2615 |
560 |
4050 |
1070 |
1300 |
14460 |
560 |
15020 |
|||
5 |
Восточно- |
5865 |
0 |
3710 |
420 |
2355 |
3115 |
2310 |
17355 |
420 |
17775 |
|||
6 |
Жамбылская |
6355 |
0 |
3115 |
1880 |
2365 |
840 |
2010 |
2085 |
15930 |
2720 |
18650 |
||
7 |
Западно- |
3064 |
0 |
1905 |
600 |
3885 |
3542 |
2240 |
14636 |
600 |
15236 |
|||
8 |
Карагандинская |
4303 |
0 |
8095 |
640 |
3145 |
0 |
0 |
15543 |
640 |
16183 |
|||
9 |
Костанайская |
837 |
0 |
2875 |
0 |
2070 |
1715 |
1530 |
9027 |
0 |
9027 |
|||
10 |
Кызылординская |
2415 |
0 |
281 |
1440 |
2100 |
320 |
0 |
0 |
4795 |
1760 |
6555 |
||
11 |
Мангистауская |
5981 |
0 |
2705 |
280 |
3205 |
2870 |
2370 |
17131 |
280 |
17411 |
|||
12 |
Павлодарская |
8156 |
0 |
2750 |
560 |
520 |
120 |
110 |
11656 |
560 |
12216 |
|||
13 |
Северо- |
5968 |
0 |
2722 |
880 |
280 |
0 |
0 |
8970 |
880 |
9850 |
|||
14 |
Южно- |
9035 |
0 |
10260 |
65660 |
7071 |
7600 |
2160 |
7315 |
960 |
41281 |
9680 |
50961 |
|
15 |
г. Алматы |
4140 |
0 |
1750 |
640 |
1180 |
2400 |
2220 |
840 |
1560 |
10130 |
4600 |
14730 |
|
16 |
г. Астана |
8275 |
0 |
9370 |
0 |
5400 |
2240 |
3200 |
1680 |
0 |
1680 |
26245 |
5600 |
31845 |
Всего |
89723 |
0 |
68777 |
15880 |
52641 |
5800 |
34607 |
3840 |
25160 |
4200 |
270908 |
29720 |
300628 |
Количество мест согласно Пошаговому плану ввода и
открытия дошкольных организаций на 2014 – 2020 годы
№ |
Наиме- |
*2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Всего |
Итого |
||||||||
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
кол-во |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
Коли- |
||
1 |
Акмолинская |
2550 |
0 |
2730 |
0 |
3052 |
1200 |
0 |
2307 |
0 |
3196 |
0 |
3774 |
0 |
610 |
8332 |
11087 |
19419 |
2 |
Актюбинская |
2380 |
640 |
2470 |
0 |
1725 |
1720 |
0 |
2103 |
0 |
1195 |
0 |
3145 |
0 |
5165 |
6575 |
13968 |
20543 |
3 |
Алматинская |
4485 |
1200 |
4065 |
880 |
3230 |
0 |
0 |
3590 |
0 |
2410 |
0 |
2950 |
5865 |
14236 |
17645 |
25266 |
42911 |
4 |
Атырауская |
115 |
1960 |
420 |
0 |
1510 |
560 |
0 |
1294 |
0 |
1760 |
0 |
2490 |
0 |
2880 |
2045 |
10944 |
12989 |
5 |
ВКО |
2697 |
280 |
3700 |
0 |
1749 |
0 |
0 |
2131 |
0 |
1215 |
0 |
2685 |
0 |
7335 |
8146 |
13646 |
21792 |
6 |
Жамбылская |
1970 |
1400 |
1190 |
0 |
1805 |
0 |
0 |
2320 |
0 |
2685 |
0 |
5825 |
0 |
8413 |
4965 |
20643 |
25608 |
7 |
ЗКО |
1395 |
360 |
3110 |
320 |
3350 |
500 |
0 |
4545 |
0 |
5575 |
0 |
4985 |
0 |
5465 |
7855 |
21750 |
29605 |
8 |
Карагандинская |
1715 |
470 |
635 |
0 |
285 |
1560 |
0 |
140 |
0 |
310 |
0 |
25 |
0 |
4765 |
2635 |
7270 |
9905 |
9 |
Кызылординская |
2215 |
1120 |
1840 |
0 |
2115 |
0 |
0 |
2185 |
0 |
1760 |
0 |
1595 |
0 |
2127 |
6170 |
8787 |
14957 |
10 |
Костанайская |
1763 |
0 |
1013 |
1120 |
1370 |
1270 |
0 |
835 |
0 |
915 |
0 |
640 |
0 |
965 |
4146 |
5745 |
9891 |
11 |
Мангыстауская |
4820 |
280 |
3120 |
2840 |
2490 |
560 |
0 |
2850 |
0 |
4395 |
0 |
4050 |
0 |
1960 |
10430 |
16935 |
27365 |
12 |
Павлодарская |
2340 |
0 |
2200 |
0 |
2775 |
0 |
0 |
2710 |
0 |
3290 |
0 |
3595 |
0 |
2870 |
7315 |
12465 |
19780 |
13 |
СКО |
1375 |
0 |
730 |
0 |
1385 |
280 |
0 |
1170 |
0 |
1070 |
0 |
935 |
0 |
875 |
3490 |
4330 |
7820 |
14 |
ЮКО |
11109 |
2320 |
9911 |
0 |
8642 |
0 |
0 |
9431 |
0 |
8605 |
0 |
8331 |
35141 |
7097 |
64803 |
35784 |
100587 |
15 |
г. Алматы |
2190 |
0 |
2170 |
0 |
1985 |
0 |
1990 |
0 |
4540 |
0 |
5330 |
0 |
4970 |
23586 |
23175 |
23586 |
46761 |
16 |
г. Астана |
1900 |
1200 |
1890 |
2480 |
2245 |
0 |
2340 |
0 |
1660 |
0 |
2060 |
0 |
4120 |
50580 |
16215 |
54260 |
70475 |
ИТОГО |
45019 |
11230 |
41194 |
7640 |
39713 |
7650 |
4330 |
37611 |
6200 |
38381 |
7390 |
45025 |
50096 |
138929 |
193942 |
286466 |
480408 |
Всего к 2020 году дошкольным воспитанием и обучением будет обеспечено 1 060 957 детей.
*Показатели 2014 года, утвержденные в 2010 году (ППРК № 488 от 28 мая 2010 г.), пересмотрены с учетом демографического роста и миграционных процессов.
6. Необходимые ресурсы
На реализацию Программы будут использованы бюджетные средства, а также использован механизм государственно-частного партнерства.
Финансовые затраты, связанные с реализацией Программы в
2010 – 2013 годы:
Годы |
Государственный бюджет (млн. тг.) |
Республиканский бюджет (млн. тг.) |
Местный |
всего |
165 940 |
162 920,5 |
3 019,5 |
2010 |
21 523,0 |
19 678,0 |
1 845,0 |
2011 |
58 346,7 |
57 558,7 |
788,0 |
2012 |
41 234,7 |
41 095,2 |
139,5 |
2013 |
44 835,6 |
44 588,6 |
247,0 |
В рамках указанных средств введено дополнительно на размещение государственного образовательного заказа 245 748 мест в дошкольных организациях образования на сумму 36 075,4 млн. тенге за счет средств республиканского бюджета.
Для введенных дополнительных мест переподготовлены 6 945 педагогических работников дошкольных организаций.
В целях ликвидации дефицита мест в дошкольных организациях образования необходимо строительство детских садов.
Проанализировав данные за 2010 год по регионам, отмечено, что наибольший дефицит мест с учетом дополнительно вводимых мест сохранился в следующих регионах: Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областях, городах Алматы и Астане.
В указанных регионах предложено построить 82 детских сада на 18 360 мест на общую сумму 40,7 млрд. тенге:
из средств республиканского бюджета 39,3 млн.тенге;
с софинансированием из местных бюджетов 1,4 млрд. тенге.
Финансовые затраты, связанные с реализацией Программы на 2014 – 2020 годы:
Годы |
Общий бюджет (млн. тг.) |
Республиканский бюджет (млн. тг.) |
Местный бюджет |
||
2014-2020 |
190 536 |
14 781,3 |
26 461,2 |
125 776 |
23 517,5 |
Строительство |
Госзаказ |
Строительство |
Госзаказ |
||
2014 |
32 615 |
9633,7 |
6 217,5 |
13 326 |
3 437,8 |
2015 |
25 976,5 |
3570,6 |
5 399 |
14 100 |
2 907 |
2016 |
25 476,4 |
1 577 |
3 963,6 |
16 150 |
3 785,8 |
2017* |
22 632 |
0 |
3 212,4 |
16 700 |
2 719,5 |
2018* |
27 909,6 |
0 |
3 539 |
21 600 |
2 770,7 |
2019* |
30 099 |
0 |
4 129,8 |
22 600 |
3 369,1 |
2020* |
25 827,6 |
0 |
0 |
21 300 |
4 527,6 |
* Объемы финансирования Программы в 2014 – 2020 годы будут ежегодно уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.
7. План реализации Программы «Балапан»
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственные исполнители |
Форма завершения |
Сроки исполнения |
Предполагаемые |
Источник финансирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Заключение соглашений о размещении дополнительного государственного образовательного заказа между акиматами областей, г.г. Астаны, Алматы и МОН РК |
МОН РК |
Информация в МОН РК |
Июль январь |
Не требуется |
|
2 |
Заключение договоров о выполнении государственного образовательного заказа между местными исполнительными органами и дошкольными организациями |
акимы областей, |
Информация |
Июль |
Не требуется |
|
3 |
Обеспечение ввода дополнительных мест в дошкольных организациях образования за счет размещения государственного образовательного заказа, в том числе: за счет республиканского бюджета: |
акимы |
Информация МОН РК в |
Ежегодно июль |
||
в 2010 году – 89 723; |
8 549,5 |
РБ |
||||
за счет местных |
||||||
в 2014 году – 23375; |
3 437,8 |
МБ |
||||
4 |
Строительство объектов дошкольного образования, в том числе: в 2010 году начало строительства 39 объектов на |
МОН РК, |
Информация МОН РК в |
Ежегодно |
10 661,6 |
РБ |
2011 г. – 56 объектов на 15 460 мест; |
36 535,4 |
РБ |
||||
2012 г. - 32 объекта на 5 800 мест; |
10 923,0 |
РБ |
||||
2013 г. – 14 объектов на 3 840 мест; |
8 513,2 |
РБ |
||||
в 2014 году – 32 объекта; |
9 633,7 |
РБ |
||||
5 |
Передача и выкуп ранее приватизированных объектов |
акимы областей, г.г. Астаны, Алматы, |
Информация МОН РК в |
2010 – 2020 г.г. |
МБ |
|
6 |
Открытие мини-центров всех видов форм собственности |
акимы областей, |
Информация МОН РК в Правительство РК |
2010 – 2020 г.г. |
МБ |
|
7 |
Открытие дошкольных организаций на |
акимы областей, |
Информация МОН РК в Правительство РК |
2010 – 2020 г.г. |
МБ |
|
8 |
Реализация государственно-частного партнерства в регионах по развитию сети частных дошкольных организаций |
акимы областей, |
Информация МОН РК в Правительство |
2010 – 2020 г.г. |
||
9 |
Высвобождение государственными юридическими лицами, занимаемых ими зданий бывших детских садов для создания дошкольных организаций |
акимы областей, |
Информация МОН РК в Правительство РК |
2010 – 2020 г.г. |
МБ |
|
10 |
Обеспечение повышения квалификации и переподготовки педагогических работников для дошкольных организаций образования, в том числе: |
акимы |
Информация |
|||
в 2010 году – 3 213; |
2010 г. |
466,8 |
РБ |
|||
11 |
Мониторинг очередности в дошкольные организации |
акимы |
Информация МОН РК в Правительство РК |
Ежегодно июль |
Не требуется |
|
12 |
Информационное сопровождение в местных СМИ мероприятий по размещению государственного заказа в дошкольных организациях |
акиматы областей, |
Информация в МОН РК |
Ежегодно июль январь |
Не требуется |
|
13 |
Разработка и издание справочника работника дошкольной организации |
МОН РК, |
Справочник |
2010 г. |
Не требуется |
|
14 |
Создание консультационных пунктов для родителей при методических объединениях дошкольных организаций |
акиматы областей, |
Информация в МОН РК |
Ежегодно июль январь |
МБ |
|
15 |
Разработка и утверждение программы подготовки гувернеров-нянь |
МОН РК, |
Информация МОН РК в Правительство РК |
2011 г. |
Не требуется |
|
16 |
Создание условий для инклюзивного образования (пандусы, подъезды, подъемники, лифты) |
Акимы областей, г.г. Астаны, Алматы, |
Информация МОН РК в Правительство |
2014 – 2020 г.г июль |
МБ |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МОН РК - Министерство образования и науки Республики Казахстан;
МТСЗН РК - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
МЭБП РК - Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан;
РБ - республиканский бюджет;
МБ - местный бюджет;
ЦИО - центральные исполнительные органы;
СМИ - средства массовой информации;
РЦ - республиканский центр;
НЦПК - Национальный центр повышения квалификации;
УМК - учебно-методический комплекс.