Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта «Стратегия повышения отраслевой конкурентоспособности Казахстана. Поддержка в реализации рекомендаций, предложенных в Руководствах по государственной политике».
2. Уполномочить Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан Исекешева Асета Орентаевича подписать от имени Правительства Республики Казахстан Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта «Стратегия повышения отраслевой конкурентоспособности Казахстана. Поддержка в реализации рекомендаций, предложенных в Руководствах по государственной политике», разрешив вносить в него изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Одобрен
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 5 июня 2014 года № 618
Проект
Соглашение
между Правительством Республики Казахстан и Организацией
экономического сотрудничества и развития о реализации проекта
«Стратегия повышения отраслевой конкурентоспособности
Казахстана. Поддержка в реализации рекомендаций, предложенных в
Руководствах по государственной политике»
Правительство Республики Казахстан и Организация экономического сотрудничества и развития (далее совместно именуемые «Стороны»)
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Предмет Соглашения
1. Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) реализует проект «Стратегия повышения отраслевой конкурентоспособности Казахстана. Поддержка в реализации рекомендаций, предложенных в Руководствах по государственной политике» (далее – проект).
2. Правительство Республики Казахстан соглашается финансировать проект.
Статья 2
Бюджет и механизм финансирования
1. Правительство Республики Казахстан финансирует реализацию проекта на общую сумму 1,5 млн. (один миллион пятьсот тысяч) евро.
2. Длительность проекта составляет 24 месяца. Ожидаемое начало проекта – 4 квартал 2014 года.
3. Любая дальнейшая деятельность ОЭСР после 2014 года подлежит включению Советом ОЭСР в Программу работ и бюджета ОЭСР на 2015 – 2016 годы. Секретариат глобальных связей ОЭСР намеревается внести предложение о включении деятельности, являющейся предметом настоящего Соглашения, в Программу работ и бюджета ОЭСР на 2015 – 2016 годы. В случае, если деятельность, финансируемая данным вкладом, не включена в Программу работ и бюджета ОЭСР на 2015 – 2016 годы, ОЭСР может прекратить работу и после консультаций с Правительством Республики Казахстан действие настоящего Соглашения. В этом случае Правительство Республики Казахстан соглашается покрыть расходы, понесенные или совершенные ОЭСР до даты прекращения действия настоящего Соглашения.
4. Правительство Республики Казахстан выплатит 1,5 млн. (один миллион пятьсот тысяч) евро на покрытие расходов реализации проекта.
5. Взнос будет выплачиваться частями следующим образом:
первый взнос на сумму 1,134 млн. (один миллион сто тридцать четыре тысячи) евро после подписания настоящего Соглашения и получения соответствующего счета на оплату от ОЭСР;
второй взнос на сумму 366 тыс. (триста шестьдесят шесть тысяч) евро после получения финансового отчета по первому году проекта и после получения соответствующего счета на оплату от ОЭСР.
6. ОЭСР будет управлять этой суммой в соответствии со своими финансовыми положениями и другими соответствующими нормами, политикой и процедурами ОЭСР, которые предусматривают административный сбор на возмещение расходов в размере 5,3% от общего вклада. Расходы будут приведены в бухгалтерских счетах ОЭСР на основе общепринятых принципов бухгалтерского учета.
Статья 3
Процедуры по осуществлению мероприятий и отчетность
1.ОЭСР несет ответственность за выполнение проекта согласно приложенному техническому предложению.
2. ОЭСР представляет в Правительство Республики Казахстан содержательный отчет, включающий описание проделанной работы в форме сжатого отчета по итогам каждого квартала, а также в течение трех месяцев по окончании каждого года.
3. По окончании реализации проекта в течение шести месяцев ОЭСР представляет в Правительство Республики Казахстан итоговый содержательный отчет.
4. ОЭСР по окончании каждого года представляет в Правительство Республики Казахстан годовые финансовые отчеты о расходах, заверенные и подписанные руководителем Отдела бухгалтерского учета ОЭСР. Финансовые отчеты представляются в течение трех месяцев, следующих за отчетным периодом.
5. По окончании реализации проекта в течение шести месяцев ОЭСР представляет в Правительство Республики Казахстан итоговый финансовый отчет о расходах.
6. Правительство Республики Казахстан заверяет, что требования к финансовой отчетности соответствуют стандартам бухгалтерского учета ОЭСР.
Статья 4
Обмен информацией
Стороны настоящего Соглашения оказывают друг другу содействие и обмениваются информацией, необходимой для осуществления проекта.
Для любого обмена сообщениями между Сторонами используется следующая контактная информация:
Правительство Республики Казахстан: 010000 Казахстан, г. Астана, левый берег, Дом Правительства, телефон: +7(7172) 74-50-19, факс: + 7 (7172) 74-58-70.
ОЭСР: Программа ОЭСР по повышению конкурентоспособности стран Евразии (DAF/PSD), Секретариат глобальных связей, 2 rue Andrе Рascal 75775, Paris, Cedex 16, France, телефон: +7 (10) 33 1 45 24 82 00, факс: +7 (10) 33 1 45 24 85 00.
Статья 5
Использование результатов проекта
1. При условии соблюдения прав третьих лиц, а также в соответствии с правилами ОЭСР по классификации документов, ОЭСР предоставляет Правительству Республики Казахстан неисключительную безотзывную и действующую во всем мире лицензию на использование, копирование в любой форме, в т.ч. в цифровой, и распространение окончательного отчета по проекту для любой правительственной некоммерческой цели.
2. Правительство Республики Казахстан должно всегда надлежащим образом подтверждать авторское право ОЭСР и в надлежащих случаях включать в публикацию соответствующее уведомление.
3. ОЭСР сохраняет право первой публикации окончательного отчета, независимо от языка и формы такой публикации. Права на результаты работы в рамках проекта, включая отчет, принадлежат ОЭСР.
4. Окончательный отчет будет включать оговорку о вкладе Правительства Республики Казахстан в проект, и символ Республики Казахстан будет размещен на оборотной Стороне обложки публикации, либо внутри публикации, рядом с вышеупомянутым подтверждением.
5. Любые данные или информация, которые являются собственностью Правительства Республики Казахстан, предоставленные ОЭСР в ходе проекта, остаются собственностью Правительства Республики Казахстан. ОЭСР имеет право использовать и/или включить указанные данные и информацию в целях подготовки своего отчета и в более общем плане для реализации проекта.
Статья 6
Урегулирование споров
Любой спор, разногласие или претензия, возникающие из или связанные с толкованием, применением или исполнением настоящего Соглашения, включая его действительность, юридическую силу или прекращение, которые не могут быть урегулированы мирным путем, разрешаются в арбитраже в соответствии с арбитражными правилами Постоянной Палаты Третейского Суда с участием международных организаций и государств, действующими на момент настоящего Соглашения. Число арбитров должно быть равно одному. Арбитр должен быть выбран по взаимному согласию Сторон, а при отсутствии такого соглашения в течение трех месяцев со дня просьбы об арбитражном разбирательстве, арбитр назначается в соответствии с вышеуказанными Правилами по просьбе любой из сторон.
Дело рассматривается в Париже, Франция, и все процессы и документы ведутся на английском языке.
Статья 7
Изменения и дополнения
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, являющиеся его неотъемлемыми частями и оформляемые отдельными протоколами.
Статья 8
Вступление в силу
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания и будет оставаться в силе до тех пор, пока обе Стороны не выполнят все обязательства, вытекающие из данного Соглашения.
Совершено в двух подлинных экземплярах, каждый на казахском, английском и русском языках. В случае возникновения разногласий при толковании положений настоящего Соглашения, Стороны будут обращаться к тексту на английском языке, который является превалирующим.
За Правительство |
За Организацию экономического |
Приложение
к Соглашению между Правительством
Республики Казахстан и Организацией
экономического сотрудничества и развития
о реализации проекта «Стратегия повышения
отраслевой конкурентоспособности
Казахстана. Поддержка в реализации
рекомендаций, предложенных в Руководствах
по государственной политике»
Техническое предложение
Содержание
1. Краткий обзор
2. Описание проекта
3. Описание запланированных мер и методики
1. Контекст и цели проекта
2. Ключевые факторы успеха
3. Подготовительные меры
4. Сроки
5. Бюджет
6. Приложение
1. Краткий обзор
Справочная информация: значительная работа уже проделана
За последнее десятилетие в Казахстане были проведены существенные реформы, обеспечившие экономический подъем страны, однако экономика Казахстана по-прежнему зависит от природных ресурсов и, следовательно, подвержена внешним экономическим потрясениям. Правительство Республики Казахстан выразило готовность диверсифицировать экономику с целью образовать наукоемкие отрасли, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Сохраняется необходимость в проведении существенных реформ для улучшения делового климата, а также инвестиционных и торговых перспектив. ОЭСР в рамках Инициативы по странам Центральной Азии (входит в Программу ОЭСР по повышению конкурентоспособности стран Евразии) в течение последних четырех лет проводит проект «Стратегия повышения отраслевой конкурентоспособности Казахстана» (далее – СПОК) для поддержки данных реформ.
Цель проекта заключалась в определении приоритетных отраслей экономики и повышении отраслевой конкурентоспособности за счет преодоления отдельных политических препятствий, определенных в ходе реализации проекта.
Новый проект СПОК – Поддержка в реализации («Проект»)
Новый проект СПОК (2014 – 2015 годы) призван оказать поддержку в реализации целевых политических инициатив по трем ключевым направлениям: информационные технологии (далее – ИТ), агропромышленный комплекс (далее – АПК), а также инвестиционная политика и привлечение капиталовложений. Опыт ОЭСР показывает, что для обеспечения устойчивого развития крайне важно, чтобы реформистские начинания основывались на двух основных принципах:
1) проведение отраслевых реформ;
2) наращивание инвестиционного потенциала.
Работа в рамках Проекта будет проводиться с учетом этих двух принципов. Более подробное описание целей, ожидаемых результатов и действий представлено ниже.
Проект СПОК будет основан на итогах анализов, проведенных в ходе предыдущего проекта, с привлечением имеющихся государственных структур и использованием отношений, построенных за это время.
Исходные положения, которые будут определять реализацию Проекта:
1) тесные взаимоотношения с ключевыми заинтересованными сторонами в Казахстане, в том числе с частным сектором;
2) согласованность с другими инициативами, осуществляемыми Правительством Республики Казахстан, частным сектором или международными организациями во избежание дублирования принимаемых мер;
3) согласованность с общими рекомендациями Инвестиционного комитата ОЭСР по улучшению инвестиционного климата.
Для достижения ощутимых результатов будет принят практический подход, основанный на пилотных программах и наращивании потенциала.
2. Описание проекта
1. Общая продолжительность - 24 месяца.
2. Общая стоимость - 1 500 000 евро
3. Общая цель: повышение конкурентоспособности экономики Казахстана за счет оказания содействия в проведении экономических реформ
4. Конкретные цели:
1) предоставление информации об успешном опыте реализации программ с привлечением опыта стран-участниц ОЭСР и данных международных сравнительных исследований при необходимости;
2) составление рекомендаций по отраслевым политическим реформам, в которых особое внимание уделяется человеческому капиталу и доступу к финансированию;
3) составление рекомендаций по реформированию инвестиционной политики с учетом характерных особенностей отраслей экономики и в соответствии с рекомендациями Инвестиционного комитета ОЭСР;
4) развитие у Правительства Республики Казахстан потенциала для разработки и реализации отраслевых и инвестиционных реформ, в частности за счет систематической передачи методик и средств.
5. Ожидаемые результаты:
1) повышение конкурентоспособности за счет проведения отраслевых политических реформ, способствующих дальнейшему развитию местного частного сектора;
2) увеличение объема и диверсификация иностранных инвестиций за счет оптимизации их привлечения;
3) наращивание потенциала Правительства Республики Казахстан посредством передачи методик и средств, улучшения подготовки служащих и усиления диалога между государством и частным сектором.
6. Основные меры
Все действия будут основаны на анализе, опыте и руководстве, проведенном, полученном и построенном в ходе первого проекта (здесь и далее имеется в виду проект "Диверсификация казахстанских ресурсов для прямых иностранных инвестиций и совершенствование программ по развитию секторальных инвестиций" 2009 – 2013 годов).
Содействие в проведении отраслевых реформ
Информационные технологии.
Мера 1: поддержка развития образования и профессиональной подготовки ИТ-специалистов.
Мера 2: поддержка государственных инициатив по развитию человеческого капитала и предпринимательской деятельности в секторе ИТ за счет проведения мероприятий, способствующих наращиванию потенциала государственных служащих.
Мера 3: рассмотрение и анализ достигнутых результатов, а также составление конкретных рекомендаций по дальнейшему реформированию.
Агропромышленный комплекс.
Мера 1: оказание содействия Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан во внедрении системы кредитных гарантий для предприятий АПК.
Мера 2: поддержка государственных инициатив по упрощению доступа предприятий АПК к финансированию и содействие в реализации рекомендаций, разработанных для АПК, в других областях политики.
Мера 3: рассмотрение и анализ достигнутых результатов, а также составление конкретных рекомендаций по дальнейшему реформированию.
Содействие в проведении реформ, направленных на привлечение инвестиций.
Мера 1: применение отраслевой методики привлечения инвестиций к агропромышленному комплексу.
Мера 2: содействие в обеспечении отраслевой специализации деятельности агентства по привлечению инвестиций.
Мера 3: оценка национальных мер по привлечению инвестиций, особенно в части, касающейся организации и руководства.
Мера 4: рассмотрение и анализ достигнутых результатов, а также составление конкретных рекомендаций по дальнейшему реформированию.
3. Описание запланированных мер и методики
1. Контекст и цели проекта
За последнее десятилетие в Казахстане были проведены существенные реформы, обеспечившие экономический подъем страны, включая вступление в Таможенный союз между Беларусью, Казахстаном и Россией. Некоторые процессы обозначили дальнейший переход от централизованной к рыночной экономике (например, создание рыночного сектора финансовых услуг, приватизация энергетической отрасли, реформирование государственной службы и учреждение Национального нефтяного стабилизационного фонда). Однако экономика Казахстана по-прежнему зависит от природных ресурсов и, следовательно, подвержена внешним экономическим потрясениям. Несмотря на значительный экономический рост и увеличение объема прямых иностранных инвестиций, перед страной по-прежнему стоит ряд проблем, таких как диверсификация экономики, конкурентоспособность ненефтяного экспорта и различия в уровне доходов.
Сохраняется острая необходимость в проведении реформ для улучшения делового климата, а также инвестиционных и торговых перспектив. С целью помочь Казахстану в его начинаниях по реформированию делового климата и оказать содействие в формировании благоприятных условий для инвестиций и торговли, ОЭСР в рамках Инициативы по странам Центральной Азии (входит в Программу ОЭСР по повышению конкурентоспособности стран Евразии) в течение последних четырех лет проводит проект «Стратегия повышения отраслевой конкурентоспособности Казахстана».
Цель проекта СПОК заключается в обеспечении стабильного проведения реформ, предложенных в первом проекте, и включении мероприятий по разработке и проведению преобразований в государственные процессы в целях дальнейшего повышения конкурентоспособности экономики Казахстана.
Передача методики и опыта ОЭСР, а также данных, полученных в ходе реализации первого проекта, также из широкого опыта стран-участниц ОЭСР, позволят Правительству Республики Казахстан провести требующиеся реформы. Проект будет основан на двух принципах:
Содействие в проведении отраслевых реформ
Агентство Республики Казахстан по связи и информации, которое участвует в проведении реформ, направленных на развитие ИТ, сможет:
1) оценить предварительные условия для Программы в целях развития навыков в области ИТ, с особым акцентом на разработке системы образования и подготовки ИТ- специалистов;
2) оказать поддержку в реализации Программы;
3) разработать и реализовать государственную политику в развитие человеческого капитала для ИТ и в развитие предпринимательства;
4) дать оценку результатов реализации и достигнутого прогресса;
5) расширить возможности в разработке и реализации политики по развитию ИТ-сектора.
Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан сможет:
1) внедрить систему кредитных гарантий для предприятий АПК;
2) разработать и принять более грамотные политические меры для упрощения доступа предприятий АПК к финансированию и развития АПК в целом;
3) формировать будущие инициативы, исходя из результатов и возможностей, достигнутых и полученных благодаря передаче технологий и наращиванию потенциала.
Содействие в проведении реформ, направленных на привлечение инвестиций
Акционерное общество «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» (далее – АО «НАЭИ «KAZNEX INVEST») сможет:
1) применить отраслевую методику привлечения инвестиций в отношении агропромышленного комплекса;
2) оптимизировать свою организацию для усиления отраслевой специализации деятельности по привлечению инвестиций;
3) формировать будущие инициативы исходя из результатов и возможностей, достигнутых и полученных благодаря передаче технологий и наращиванию потенциала.
Правительство Республики Казахстан сможет:
1) взглянуть на оптимальные политические меры и руководство деятельностью по привлечению инвестиций со стороны в целях повышения ее эффективности и усиления отраслевой специализации;
2) формировать будущие инициативы исходя из результатов и возможностей, достигнутых и полученных благодаря передаче технологий и наращиванию потенциала.
Проект выходит за рамки типовой аналитической работы и:
1) содействует соответствующим ведомствам в проведении политических реформ, предложенных в первом проекте, в частности, в соответствии с рекомендациями Инвестиционного комитета ОЭСР по улучшению инвестиционного климата;
2) обеспечивает Правительство Республики Казахстан информацией по определенным анализам, ситуационным исследованиям и ориентировочным показателям, а также предоставляет ему возможность наращивания потенциала;
3) дает оценку достигнутых результатов и предлагает план содействия в реализации;
4) способствует передаче политического опыта определенным учреждениям.
2. Ключевые факторы успеха
К ключевым факторам успешной реализации проекта СПОК относятся:
1) использование результатов пилотных проектов и их беспристрастная оценка;
2) формирование жизнеспособных и эффективных институциональных структур, способствующих реформированию.
Использование результатов пилотных проектов
Методика ОЭСР предусматривает использование результатов пилотных проектов наряду с изучением международного опыта и их приспособление к конкретным условиям в Казахстане. Пилотные проекты потребуют значительных временных и трудовых затрат со стороны Правительства Республики Казахстан и повлекут за собой проведение подробных политических и институциональных анализов, а также реализацию координационных процессов на национальном уровне. Подробное описание конкретных действий, которые будут осуществлены по каждому принципу Проекта, дается ниже. Подготовительный этап позволит обеспечить наличие всех необходимых аналитических и институциональных условий для достижения наилучших результатов.
Формирование жизнеспособных и эффективных институциональных структур
Формирование жизнеспособных институтов, механизмов и процессов, которые не исчезнут с завершением Проекта, является ключевым элементом выбранного подхода. По возможности при создании структур в рамках Проекта будут учитываться существующие ведомства и инициативы. Так, для того чтобы работа, проведенная в первом проекте, принесла положительные результаты, структуры управления останутся без изменений. Координация в рамках Правительства Республики Казахстан будет обеспечена за счет:
1) трех рабочих групп, охватывающих три направления работы, описанные выше:
- Рабочая группа по агропромышленному комплексу;
- Рабочей группа по человеческому капиталу для ИТ;
- Рабочая группа по инвестиционной политике и привлечению капиталовложений.
Членами рабочих групп будут являться представители министерств, агентств и ведомств Республики Казахстан, частного сектора, а также специальные эксперты и проектная команды ОЭСР Евразия;
2) руководящего комитета Проекта, членами которого являются представители Правительства Республики Казахстан и лидеры Проектной команды ОЭСР. Комитет будет работать под председательством Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
3. Подготовительные меры
Особое значение придается подготовительным мерам. Проект СПОК будет основан на проведенном в ходе первого проекта анализе и установленном руководстве и сосредоточен на нескольких ключевых элементах.
Подготовительные меры будут приняты в течение первых шести месяцев Проекта и предусматривают формирование необходимой группы ОЭСР, отбор местных консультантов, обеспечение участия ключевых заинтересованных сторон и их информирование о конкретных планах по Проекту:
1) формирование Подразделения по управлению проектом ОЭСР. Данная структура, сформированная из сотрудников Отдела ОЭСР по развитию частного сектора, будет отвечать за подробную разработку и реализацию действий;
2) отбор региональных и международных консультантов. Подразделение по управлению проектом ОЭСР отберет консультантов, которые под его надзором будут: (i) помогать координировать действия, осуществляемые в рамках проекта; и (ii) оказывать содействие в сборе данных, необходимых для принятия мер на основе двух обозначенных принципов;
3) информирование и обеспечение поддержки со стороны ключевых заинтересованных сторон. Подразделение по управлению проектом ОЭСР посетит Казахстан для встречи с представителями учреждений, которые будут участвовать в Проекте. Визит позволит проинформировать их о Проекте, заручиться политической поддержкой на самом высоком уровне и убедиться в готовности ведомств взаимодействовать между собой для обеспечения успеха проекта. Цель данной встречи заключается в согласовании приоритетов и ожидаемых результатов;
4) определение планов реализации Проекта. Результаты предыдущей работы и обсуждение с ключевыми заинтересованными сторонами позволит ОЭСР определить: подробный перечень действий, которые необходимо предпринять в рамках Проекта; методику Проекта; конкретные институциональные механизмы, которые планируется использовать; а также различных партнеров и дополнительные программы, о которых следует знать.
Доступ к зданиям министерств и ведомств.
Правительство Республики Казахстан будет предоставлять доступ в соответствующие министерства и ведомства казахстанским экспертам, консультантам и сотрудникам ОЭСР, работающим над реализацией нового проекта СПОК. Имена этих людей будут доведены до сведения соответствующих властей Казахстана заранее, насколько это возможно.
Офисные помещения.
Правительство Республики Казахстан также будет предоставлять офисные помещения, стол, компьютер и доступ к Интернету, принтер и телефон команде проекта, работающей над мерами проекта «Информационные технологии» и «Инвестиционная политика и привлечение капиталовложений».
Расходы на информационную технику, печать и телекоммуникационные услуги.
Правительство Республики Казахстан покроет расходы, связанные с работой вышеуказанной команды во время ее пребывания в офисе. Любые другие расходы должны быть согласованы сторонами до их возникновения и взимания с любой из сторон.
Содействие в проведении отраслевых реформ
Информационные технологии
Справочная информация
Опыт ОЭСР показывает, что человеческий капитал является основной проблемой во всех отраслях экономики, особенно если они планируют стать одним из звеньев глобальной цепочки добавленной стоимости. Отсутствие навыков негативно сказывается на конкурентоспособности, повышает операционные затраты, снижает качество выпускаемой продукции и ведет к потере деловых возможностей. Механизмы институционализации и диалог между министерствами экономики, труда и занятости зачастую носят ограниченный характер. Это снижает возможность эффективного удовлетворения спроса на рынке труда. Более того, некоторые инициативы, финансируемые государством, не включают всех заинтересованных сторон в процесс реформирования, ограничивая политическую поддержку, необходимую для принятия реформ.
Программы установления деловых связей являются важным средством развития кадрового потенциала, особенно в глобализированных технологических отраслях. В ходе первого проекта Рабочая группа по ИТ обсудила казахстанскую модель Программы установления деловых связей, в соответствии с нижеследующей методологией.
6-модульная структура предлагаемой |
||
№ |
Модули |
Цели модулей |
1. |
Создание отраслевой базы данных и отбор местных ИТ-компаний |
Повышение осведомленности о местных малых и средних предприятиях, работающих в секторе ИТ; |
2. |
Оценка местных ИТ-компаний |
Оценка слабых сторон выбранных МСП в технической и управленческой сфере; |
3. |
Техническое обучение |
Формирование технических навыков, недостающих выбранным МСП из сектора ИТ; |
4. |
Обучение в сфере бизнеса и управления |
Формирование деловых и управленческих навыков, недостающих выбранным МСП из сектора ИТ; |
5. |
Программы по обмену и стажировки за границей |
Построение глубоких, долгосрочных отношений между отечественными и иностранными компаниями; |
6. |
Продвижение и маркетинг |
Повышение интереса к Программе в целях обеспечения ее долгосрочной эффективности; |
Общая координация |
Управление ресурсами программы и координирование принимаемых мер в целях достижения целей Программы в заданные сроки |
Результаты
Основным результатом деятельности проекта будет вклад в повышение конкурентоспособности и развития частного сектора в сфере ИТ. Это будет достигнуто за счет:
1) оценки предварительных условий для Программы в целях развития навыков в области ИТ, с особым акцентом на разработке системы образования и подготовки ИТ- специалистов;
2) поддержки реализации Программы;
3) разработки и реализации государственной политики в развитие человеческого капитала для ИТ и в развитии предпринимательства;
4) оценки результатов реализации и достигнутого прогресса;
5) расширения возможностей в разработке и реализации политики по развитию ИТ-сектора.
Меры
Мера 1: поддержка развития образования и профессиональной подготовки ИТ-специалистов.
В соответствии с модулями 2, 3 и 4 Программы установления деловых связей, как основного условия его успешной реализации, ОЭСР будет оказывать поддержку Агентству Республики Казахстан по связи и информации в:
1) разработке профессиональных стандартов для ИТ-специалистов;
2) разработке образовательных стандартов и учебных планов в соответствии с профессиональными стандартами;
3) создании системы оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации.
Мера 2: поддержка каждых государственных инициатив по развитию человеческого капитала и предпринимательской деятельности в секторе ИТ за счет проведения мероприятий, способствующих наращиванию потенциала государственных служащих.
1) представление примеров успешного развития человеческого капитала и предпринимательской деятельности в секторе ИТ в странах-участницах ОЭСР и других регионах;
2) анализ политических преобразований, рассматриваемых Правительством Республики Казахстан;
3) привлечение специалистов ОЭСР, а также международных или региональных экспертов.
Мера 3: рассмотрение и анализ достигнутых результатов, а также составление конкретных рекомендаций по дальнейшему реформированию.
1) рассмотрение и анализ результатов. Будет производиться систематический анализ достигнутых результатов и возникших проблем. Наряду с осуществлением вышеописанных мероприятий будет проводиться сбор фактов и осуществляться их комплексный анализ на соответствующих ознакомительных семинарах;
2) составление конкретных рекомендаций по дальнейшему реформированию. Рекомендации по дальнейшему реформированию будут составлены исходя из осуществленных действий и анализа полученных результатов.
Ожидаемые итоги
1. Протоколы шести заседаний рабочей группы: одним из основных итогов проекта станет организация регулярных заседаний рабочей группы. Они позволят проанализировать принимаемые меры и программу работ, а также дадут международным экспертам и региональным участникам возможность поделиться отраслевыми знаниями и опытом. В повестках дня и протоколах заседаний будет даваться оценка хода реализации политики улучшения развития человеческого капитала в секторе ИТ.
2. Один ознакомительный семинар: семинар позволит иностранным экспертам поделиться с региональными участниками передовым опытом ОЭСР в сфере повышения квалификации кадров в секторе ИТ.
3. Один итоговый отчет: в отчете будут подведены основные итоги проекта, касающиеся развития человеческого капитала в секторе ИТ, а также предложены рекомендации по дальнейшим действиям Правительства Республики Казахстан.
Агропромышленный комплекс
Справочная информация
В рамках первого проекта были выявлены основные факторы, ограничивающие доступ предприятий АПК Казахстана к финансированию. Среди них: доминирующее положение акционерного общества «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» на рынке, информационная асимметрия между банками и заемщиками-предприятиями АПК, высокие операционные издержки, а также высокие риски и низкая инвестиционная привлекательность АПК.
Результаты
Основным результатом действий, описанных ниже, станет содействие в повышении конкурентоспособности и развитии частного бизнеса в агропромышленном комплексе. Способы достижения данной цели:
1) внедрение пилотной системы кредитных гарантий для упрощения доступа предприятий АПК к финансированию и ее оценка;
2) разработка и принятие более грамотных политических мер по упрощению доступа предприятий АПК к финансированию, а также других политических мер, направленных на развитие АПК в целом, включая инфраструктуру, программы распространения знаний и сельские кооперативы;
3) беспристрастная оценка результатов реализации и достигнутых успехов;
4) повышение потенциала для разработки и реализации политических мер, направленных на развитие агропромышленного комплекса;
5) усиление политического диалога между Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан и частным сектором.
Меры
Мера 1: оказание содействия Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан во внедрении системы кредитных гарантий для предприятий АПК.
1) содействие в окончательной разработке и внедрении системы кредитных гарантий для предприятий АПК. Подразделение по управлению проектом ОЭСР будет способствовать внедрению системы кредитных гарантий, предоставляя информацию по методике и международным ориентировочным показателям, помогая наращивать потенциал и предлагая конкретные планы действий;
2) обсуждение стратегии реализации. ОЭСР рассмотрит стратегию реализации и при необходимости предложит свои поправки;
3) оценка процесса внедрения и первых результатов работы системы кредитных гарантий. ОЭСР оценит, как была внедрена система кредитных гарантий, исходя из аспектов ее реализации, материалов и информации, предоставленной Казахстаном, и предложит свои корректировки.
Мера 2: поддержка государственных инициатив по упрощению доступа предприятий АПК к финансированию и содействие в реализации рекомендаций, разработанных для АПК, в других областях политики.
1) представление примеров успешного опыта по упрощению доступа к финансированию в странах-участницах ОЭСР и государствах, не входящих в ее состав;
2) представление примеров удачных политических мер в сфере АПК, рассмотренных в ходе первого проекта (инфраструктура, сельские кооперативы, программы распространения знаний), в странах-участницах ОЭСР и государствах, не входящих в ее состав;
3) анализ политических преобразований, рассматриваемых Правительством Республики Казахстан, и планов действий по упрощению доступа к финансированию и другим направлениям политики, затрагивавшимся в ходе первого проекта;
4) оказание содействия ответственному лицу в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан в руководстве и обеспечении деятельности Рабочей группы, а также в осуществлении плана действий за счет поддержания обратной связи и представления комментариев по мониторингу и выполнению плана действий, согласованного по итогам первого проекта;
5) привлечение специалистов ОЭСР, а также международных или региональных экспертов к участию в конкретных ситуационных исследованиях и мероприятиях по наращиванию потенциала, которые помогут проанализировать и принять необходимые меры, особенно в том, что касается системы кредитных гарантий.
Мера 3: рассмотрение и анализ достигнутых результатов, а также составление конкретных рекомендаций по дальнейшему реформированию.
1) рассмотрение и анализ результатов. Будет производиться систематический анализ достигнутых результатов и возникших проблем. В течение последних шести месяцев будет осуществлен сбор фактов, касающихся трех вышеуказанных действий, и проведен их комплексный анализ;
2) составление конкретных рекомендаций по дальнейшему реформированию. Рекомендации по дальнейшему реформированию будут составлены исходя из осуществленных действий и анализа полученных результатов.
Ожидаемые итоги
1. Протоколы шести заседаний рабочей группы: одним из основных итогов проекта станет организация регулярных заседаний рабочих групп. Они позволят проанализировать принимаемые меры и программу работ, а также будут способствовать обмену отраслевыми знаниями и опытом между иностранными экспертами и местными участниками. В повестках дня и протоколах заседаний будет даваться оценка успехов во внедрении системы кредитных гарантий для АПК.
2. Два ознакомительных семинара: семинары позволят иностранным экспертам поделиться с местными участниками передовым опытом ОЭСР в сфере упрощения доступа предприятий АПК к финансированию.
3. Один итоговый отчет: в отчете будут подведены основные итоги проекта, касающиеся упрощения доступа предприятий АПК к финансированию, а также предложены рекомендации по дальнейшим действиям.
Содействие в проведении реформ, направленных на привлечение инвестиций
Справочная информация
С начала 90-х годов приток прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана стабильно увеличивался, и за последние десять лет в стране были отмечены беспрецедентные темпы роста ПИИ. Большая часть ПИИ направляется в нефтегазодобывающие отрасли, в том числе в разнообразные виды деятельности, снабжающие этот сектор экономики, в том числе в транспорт, сферу услуг, инфраструктуру и машиностроение.
Помимо этого, Казахстан является одним из учредителей Таможенного союза с Беларусью и Россией. В целях соблюдения требований Таможенного союза в законодательство были внесены многочисленные поправки, в том числе принята новая система тарифных ставок.
Все это требует эффективного привлечения инвестиций. Правительства стран-участниц ОЭСР имеют богатый опыт проведения реформ, направленных на привлечение инвестиций и преследующих самые разные цели от увеличения притока инвестиций в конкретные отрасли экономики до обеспечения прав и обязательств иностранных инвесторов. ОЭСР провела Обзор инвестиционной политики Казахстана и опубликовала одноименный доклад 15 марта 2012 года. Это позволило углубить диалог на тему инвестиционной политики между Правительством Республики Казахстан, Европейским союзом и ОЭСР.
В рамках первого проекта казахстанское агентство по привлечению инвестиций АО «НАЭИ «KAZNEX INVEST» реализовало план привлечения инвестиций операторов современной розничной торговли. Служащие АО «НАЭИ «KAZNEX INVEST» входят в Рабочую группу по инвестиционной политике и привлечению капиталовложений, перед которой они регулярно отчитываются.
Результаты
Основные результаты деятельности по данному принципу:
1) применение отраслевой методики привлечения инвестиций к агропромышленному комплексу и общая поддержка в реализации рекомендаций Инвестиционного комитета ОЭСР по улучшению общего инвестиционного климата;
2) оптимизация организационной структуры АО «НАЭИ «KAZNEX INVEST» в соответствии с отраслевым подходом к привлечению инвестиций;
3) всесторонняя оценка национальной сети по привлечению инвестиций с точки зрения организации и руководства;
4) беспристрастная оценка результатов реализации и достигнутых успехов;
5) повышение потенциала для разработки и реализации реформ, направленных на привлечение инвестиций.
Деятельность
Мера 1: применение отраслевой методики привлечения инвестиций к агропромышленному комплексу.
ОЭСР окажет содействие АО «НАЭИ «KAZNEX INVEST» в применении отраслевой методики к агропромышленному комплексу. Это предусматривает передачу методики, предоставление информации о международных ориентирах и предложение конкретных поэтапных планов действий, а также работу Инвестиционного комитета ОЭСР над деловым климатом.
Мера 2: содействие в обеспечении отраслевой специализации деятельности агентства по привлечению инвестиций.
1) ОЭСР предоставит необходимые ориентировочные показатели по организации, руководству, основным характеристикам и процессам в лучших агентствах по привлечению инвестиций;
2) помимо этого, ОЭСР организует мероприятия, направленные на повышение потенциала и развитие навыков у сотрудников агентства по привлечению инвестиций.
Мера 3: оценка масштабных национальных мер по привлечению инвестиций, особенно в части, касающейся организации и руководства.
1) ОЭСР, исходя из международного передового опыта, оценит общие усилия по привлечению инвестиций. Особое внимание будет уделено соответствующей роли Правительства Республики Казахстан, правительственных учреждений и государственных организаций;
2) по стратегическим вопросам привлечения инвестиций будут организованы мероприятия, направленные на повышение потенциала.
Мера 4: рассмотрение и анализ достигнутых результатов, а также составление конкретных рекомендаций по дальнейшему реформированию.
1) рассмотрение и анализ результатов. Будет производиться систематический анализ достигнутых результатов и возникших проблем. В течение последних шести месяцев будет осуществлен сбор фактов, касающихся трех вышеуказанных действий, и проведен их комплексный анализ;
2) составление конкретных рекомендаций по дальнейшему реформированию. Рекомендации по дальнейшему реформированию будут составлены исходя из осуществленных действий и анализа полученных результатов.
Ожидаемые итоги
1. Протоколы шести заседаний рабочей группы: одним из основных итогов проекта станет организация регулярных заседаний рабочих групп. Они позволят проанализировать принимаемые меры и программу работ, а также будут способствовать обмену отраслевыми знаниями и опытом между иностранными экспертами и местными участниками. В повестках дня и протоколах заседаний будет оцениваться ход работ по применению методики привлечения инвестиций к агропромышленному комплексу.
2. Один итоговый отчет: в отчете будут подведены основные итоги проекта, касающиеся привлечения инвестиций, а также предложены рекомендации по дальнейшим действиям Правительства Республики Казахстан.
4. Сроки
Проект будет реализован за 24 месяца. Сроки выполнения конкретных мер приведены в таблице ниже, однако могут быть изменены по мере осуществления Проекта.
1 год |
2 год |
|||||||
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
|
Меры |
||||||||
Подготовительная работа |
||||||||
Содействие в проведение отраслевых реформ |
||||||||
Информационные технологии |
||||||||
1. Реализация Программы установления деловых связей в целях повышения квалификации кадров в сфере ИТ |
||||||||
2. Поддержка государственных инициатив по развитию человеческого капитала и предпринимательской деятельности в секторе ИТ |
||||||||
3. Рассмотрение и анализ достигнутых результатов, а также составление конкретных рекомендаций по дальнейшему реформированию |
||||||||
Агропромышленный комплекс |
||||||||
1. Оказание содействия Министерству сельского хозяйства во внедрении системы кредитных гарантий для предприятий АПК. |
||||||||
2. Поддержка государственных инициатив по упрощению доступа предприятий АПК к финансированию и содействие в реализации других рекомендаций, разработанных для АПК |
||||||||
3. Рассмотрение и анализ достигнутых результатов, а также составление конкретных рекомендаций по дальнейшему реформированию. |
||||||||
Содействие в проведении реформ, направленных на привлечение инвестиций |
||||||||
1. Применение отраслевой методики привлечения инвестиций к агропромышленному комплексу |
||||||||
2. Содействие в обеспечении отраслевой специализации деятельности агентства по привлечению инвестиций |
||||||||
3. Оценка масштабных национальных мер по привлечению инвестиций, особенно в части, касающейся организации и руководства |
||||||||
4. Рассмотрение и анализ достигнутых результатов, а также составление конкретных рекомендаций по дальнейшему реформированию |
5. Бюджет
Общий бюджет, отведенный на выполнение предусмотренных Проектом действий, составляет 1 500 000 евро и включает:
1) затраты на оплату труда сотрудников ОЭСР и консультантов;
2) затраты на организацию встреч и транспортные расходы;
3) административные издержки;
4) прочие расходы.
6. Приложение
Инвестиционная политика
ОЭСР подготовила окончательную версию Обзора инвестиционной политики Казахстана (далее – ОИП).
В ОИП обобщаются взгляды ОЭСР на инвестиционную политику Правительства Республики Казахстан, при этом особое внимание уделяется следующим аспектам:
1) прямые иностранные инвестиции в Казахстане;
2) регулирование прямых иностранных инвестиций;
3) основы инвестиционной политики Казахстана;
4) политические средства развития ответственного делового поведения в Казахстане.
Кроме того, ОИП содержит рекомендации по дальнейшей оптимизации инвестиционной политики Казахстана.
Блок 1. Общие рекомендации по инвестиционной политике Казахстана 1. Обеспечение гибкости, выполнимости, минимальной затратности и регулярной оценки требований, касающихся применения местных ресурсов. Правительство Республики Казахстан все чаще обращает внимание на расширение экономических выгод от существующих природных ресурсов, а политика увеличения доли местного производства является одним из приоритетов страны. Требования, составленные без учета результатов переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию, которая запрещает инвестиционные меры, имеющие отношение к торговле, могут значительно усилить административные препятствия для занятия предпринимательской деятельностью, а также повысить стоимость ведения бизнеса. Правила, касающиеся применения местных ресурсов и приема на работу иностранных специалистов, если таковые имеются, должны быть гибкими и прозрачными, а также дополняться эффективными политическими мерами, направленными на качественное и количественное улучшение местного предложения. Кроме того, необходимо регулярно оценивать их эффективность. 2. Учет передового международного опыта в области проведения инвестиционной политики, затрагивающей вопросы национальной безопасности. Не переставая охранять интересы национальной безопасности, Казахстан должен разрабатывать и реализовывать политику таким образом, чтобы минимизировать возможное негативное воздействие на инвестиционные потоки, а также руководствоваться принципами объективности, пропорциональности, прозрачности и отчетности в соответствии с Рекомендациями по инвестиционной политике, затрагивающей вопросы национальной безопасности, которые были приняты Советом ОЭСР в мае 2009 года. 3. Выполнение программы реформирования в сфере телекоммуникаций в целях усиления конкуренции и создания независимого отраслевого органа по надзору. 4. Упрощение доступа иностранных инвесторов к сельскохозяйственным и лесным угодьям. Агропромышленный комплекс является приоритетной отраслью с точки зрения диверсификации экономики, однако до сих пор данная сфера деятельности в Казахстане предусматривает больше законодательных ограничений для иностранных инвестиций, чем в Российской Федерации, Украине или в среднем по ОЭСР. 5. По возможности продажа долей участия в крупных казахских банках, принадлежащих акционерному обществу «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», и предоставление иностранным банкам возможности участвовать в соответствующих торгах. 6. Обеспечение прозрачности и экономической эффективности инвестиционных стимулов, в том числе в особых экономических зонах. Власти Казахстана могли бы рассмотреть возможность пересмотра существующих систем стимулирования инвестиций в свете Документа ОЭСР о стимулах и антистимулах, являющегося частью Декларации ОЭСР об иностранных инвестициях и международных предприятиях и рекомендующего сделать стимулы как можно более прозрачными, чтобы не вызывать сложностей с определением их масштабов и целей. В Памятке ОЭСР по политике стимулирования прямых иностранных инвестиций дается руководство по проведению тщательного анализа издержек и выгод действующей системы стимулирования. Источник: Обзор инвестиционной политики Казахстана, 2012 год |
В декабре 2011 года Инвестиционный комитет ОЭСР ознакомился с ОИП, благодаря чему сформулированные ОЭСР рекомендации получили признание со стороны Правительства Республики Казахстан и повлекли за собой планирование преобразований в наиболее проблемных областях.
Официальная презентация ОИП состоялась в марте 2012 года в городе Астана. Данное мероприятие сопровождалось пресс-конференцией и позволило довести информацию о проекте до сведения политиков, инвесторов и широкой общественности.