Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы».
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
О внесении изменений и дополнений в Указ Президента
Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118
«Об утверждении Государственной программы развития образования
Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы» (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 5, ст. 49) следующие изменения и дополнения:
в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, утвержденной вышеназванным Указом:
в разделе «1. Паспорт Программы»:
в «Программные цели»:
строку «обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе» изложить в следующей редакции:
«удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения»;
в «Задачи»:
строки «увеличение сети дошкольных организаций; обновление содержания дошкольного воспитания и обучения;» изложить в следующей редакции:
«обеспечение до 2015 года полного охвата детей 5-6-летнего возраста предшкольной подготовкой;»
дополнить строками следующего содержания:
«обеспечение равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе;
увеличение вариативной сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения;
создание необходимых финансово-экономических условий для решения проблем дефицита дошкольных организаций;
осуществление полного обеспечения дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации;
развитие инклюзивного образования (оснащение дошкольных организаций пандусами, подъездами, подъемниками, лифтами и другими);
обновление содержания воспитания и обучения за счет внедрения новых методик и технологий обучения;»;
в «Целевые индикаторы»:
строку «100% детей в возрасте с 3 до 6 лет обеспечены дошкольным воспитанием и обучением;» изложить в следующей редакции:
«в 2020 году будет обеспечен 100% охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением;»;
в разделе «3. Анализ текущей ситуации»:
подраздел «Дошкольное воспитание и обучение» изложить в следующей редакции:
«Дошкольное воспитание и обучение
До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой образования, которая охватывала около 70% детей до 7 лет.
В 1991 году существовали 8743 детских сада, более половины (4868) которых были приватизированы в период «оптимизации», часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение. В целом, до 2000-го года количество детских садов в республике уменьшилось до 1144.
На 1 января 2013 года в республике функционируют 8590 дошкольных организаций, их посещают 644,3 тыс. детей.
С учетом международного опыта (Германия, Япония и др.), а также с целью обеспечения большего охвата детей дошкольным воспитанием и обучением активно открываются мини-центры (мини-центры – 63,5%, детские сады – 36,4%).
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями в развитии.
В республике осуществляется инклюзивное образование в 166 детских садах для 2375 детей, что составляет 14% от общего количества выявленных детей с ограниченными возможностями.
Кроме того, функционируют 39 специальных детских садов и 315 специальных групп в детских садах общего назначения для детей с ограниченными возможностями в развитии. Их контингент составляет в детских садах 4945 детей, в спецгруппах – 5879.
Для детей с ограниченными возможностями, не имеющими возможности посещать специальные дошкольные организации, предусмотрено оказание коррекционно-педагогической поддержки в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции (далее – КППК).
В 129 действующих КППК республики обслуживаются дети, в основном, дошкольного возраста. Из 43811 детей с ограниченными возможностями в развитии 15244 ребенка охвачены дошкольным воспитанием.
За три года с 2010 – 2014 годы число дошкольных организаций увеличилось более, чем на 4 тыс. единицы (1211 детских садов и 2811 мини-центров) на 288,3 тыс. мест за счет строительства, открытия частных детских садов и других способов ввода, таких как возврат ранее приватизированных зданий детских садов, приспособление пустующих, открытие на 1-х этажах жилых комплексов.
Охват детей дошкольными организациями с 2010 года вырос на 16,5% и составил 71,5%.
Вместе с тем остается актуальной проблема недостаточности дошкольных организаций в стране. Потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении наблюдалась во всех регионах.
С 2010 года число ожидающих места в детских садах выросло на 34,9 тыс. детей и в настоящее время составляет 406,6 тыс. детей, из них 196,6 тыс. в возрасте от 3-6 лет зарегистрированы на получение места в дошкольной организации.
Демографические процессы в стране – один из определяющих факторов роста очереди на получение мест в дошкольных организациях республики.
Анализ рождаемости детей в Казахстане за последние 20 лет показывает: с 1990 по 1999 годы произошло снижение рождаемости, а с 2000 до 2013 года – рост рождаемости, в среднем, на 13 тыс. человек, что обусловит в последующем увеличение очередности на места в дошкольных организациях на 5 – 7% в год.
В связи с чем возможно возникновение рисков, связанных с демографическими процессами, которые могут препятствовать достижению цели.
При положительной динамике демографических процессов число населенных пунктов, в которых возникнет или возрастет потребность в дошкольных организациях, увеличится.
Для снижения уровня риска при ежегодных уточнениях показателей роста охвата детей и финансирования открытия дошкольных организаций, необходимо активизировать указанные механизмы размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях и государственно-частного партнерства (далее – ГЧП).
В целях обновления содержания дошкольного образования проведен анализ международного и лучшего отечественного опыта дошкольного образования.
Это позволило выявить следующие проблемы: несоответствие используемых методов и форм работы с детьми требованиям современности, где не всегда учитывались познавательные интересы детей, их любознательность и самостоятельность. Кроме того, выявлено отсутствие системности во внедрении технологий в дошкольном образовании. В связи с чем, содержание действующих программ и учебно-методических комплексов требует обновления согласно Государственному общеобразовательному стандарту образования (далее – ГОСО).
Понимая значимость и актуальность развития дошкольного уровня, в рамках проекта Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) ведутся исследования по раннему развитию детей.
В настоящее время Министерством совместно с местными исполнительными органами проводятся мероприятия по развитию различных форм развития детей, в том числе раннего возраста:
1) расширение сети всех видов и типов дошкольных организаций;
2) обеспечение образовательными услугами родителей через расширение сети консультативных пунктов, создание телевещательных программ для родителей, обучающих сайтов, обеспечение семьям доступа к интернет-ресурсам;
3) программно-методическое обновление содержания системы дошкольного образования, в том числе по раннему развитию детей;
4) организация фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по раннему развитию детей.
В Казахстане в настоящее время основополагающей ролью дошкольного образования при переходе на 12-летнее образование является создание условий безболезненного перехода ребенка-дошкольника из детского сада в начальную школу, т.е. преемственность и непрерывность образования детей дошкольного возраста.
Мировая практика показывает, что наиболее благоприятным возрастом для подготовки к обучению в школе является период развития ребенка с 3 до 6 лет. Так, во Франции дошкольное образование не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Аналогичная ситуация в Германии, Канаде, Венгрии, Англии. В Дании структура дошкольного воспитания и обучения схожа с казахстанской: ясли – для детей от полугода до 3 лет, детские сады – от 3 до 6-7 лет.
Учитывая мировые тенденции и переход системы образования на 12-летнее обучение, необходимо обеспечить подготовку детей к обучению в школе с 3-х до 6 лет.
Для обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания в республике функционируют 1046 консультационных пунктов для родителей.
Послание Президента нашей страны к народу предусматривает воспитание человека нового формата с новой культурой и миссией, владеющего тремя языками (государственным, русским, как языком межнационального согласия и общения, иностранным языком).
Воспитательно-образовательный процесс осуществляется на казахском языке в 1867 (59,6%) детских садах и 3780 (69,2%) мини-центрах с общим контингентом 340,4 тысяч детей.
В 310 (9,9%) детских садах и 1682 (29,8%) мини-центрах воспитываются 92,1 тысяч детей на русском языке, в 948 (30,3%) детских садах – 211,5 тысяч детей на русском и казахском языках, 267 детей в 3 (0,1%) детских садах – на узбекском языке.
Возросший статус государственного языка способствует росту числа детей некоренной национальности в дошкольных организациях с казахским языком воспитания и обучения. Сегодня в них воспитывается более 93 тысяч детей русской и других национальностей.
В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров.
По состоянию на 1 января 2013 года в дошкольных организациях республики трудятся 60422 (12957 – педагоги мини-центров) педагога, в том числе молодых – 18387.
Образовательный уровень: 58% имеют высшее образование, при этом специальное дошкольное – 21,2%, среднее специальное – 37,9%, в том числе дошкольное – 53%.
Доля педагогов, прошедших курсы переподготовки, составила 26,1%, в том числе заведующих дошкольных организаций – 760 человек, методистов – 873, других специалистов – 1447.
Согласно Пошаговому плану ввода и открытия дошкольных организаций на 2014 – 2020 годы потребность в кадрах до 2020 года составит 25607 человек (воспитателей – 14952, психологов – 2724, других специалистов – 4894, руководителей – 3037), которая будет обеспечена за счет выпускников колледжей (8097 чел.) и вузов (37200 чел.).
Анализ обеспеченности действующих дошкольных организаций педагогами (с дошкольным образованием) показывает, что, в основном, педагоги имеют высшее педагогическое образование не по профилю. При этом, данные педагоги имеют стаж работы 5 лет и более.
В акционерном обществе «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» (далее – АО «НЦПК «Өрлеу») до 2020 года планово будут охвачены краткосрочными курсами повышения квалификации 56795 педагогов дошкольных организаций.
С учетом изложенного можно выделить следующие сильные и слабые стороны.
Сильные стороны: реализация государственной программы позволит обеспечить полный охват детей 3-6 лет дошкольным образованием.
Размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях независимо от формы собственности продолжит вовлечение частного сектора в образовательную среду. Значительно расширится инклюзивное образование в дошкольных организациях (с 5% до 15%).
Кроме того, улучшится качество содержания дошкольного образования, в том числе и кадрового состава. Программа будет способствовать трудоустройству более 120 тысяч человек (2014 год – 17,8 тыс. чел., 2015 год – 14,8 тыс. чел., 2016 год – 15,2 тыс. чел., 2017 год – 11,8 тыс. чел., 2018 год – 13 тыс. чел., 2019 год – 18,2 тыс. чел., 2020 год – 37,9 тыс. чел.).
Слабые стороны: увеличение сети дошкольных организаций, в основном, за счет альтернативной сети (мини-центры, приспособление пустующих зданий под открытие дошкольных организаций, открытие дошкольных организаций на 1-х этажах жилых комплексов и т.д.), а не за счет строительства типовых детских садов.»;
в разделе «4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы»:
в «Целевые индикаторы»:
строку
«
охват детей в возрасте с 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением |
40% на 1 июля |
74% |
100% |
»
изложить в следующей редакции:
«
охват дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте от 3 до 6 лет |
40% на 1 июля |
77,7% |
100% |
»;
в «Достижения задач будут измеряться следующими показателями»:
строки
«
доля дошкольных мини-центров от общего числа дошкольных организаций |
59,7% |
60% |
52,7% |
МИО, МОН |
доля детей 5-6 лет, охваченных предшкольной подготовкой |
83% |
100% |
100% |
МИО, МОН |
доля частных детских садов от общего числа детских садов |
10% |
не менее 12% |
не менее 15% |
МИО, МОН |
»
изложить в следующей редакции:
«
доля дошкольных мини-центров от общего числа дошкольных организаций |
59,7% |
60% |
52,7% |
МИО, МОН |
доля детей 5-6 лет, охваченных предшкольной подготовкой |
83% |
100% |
100% |
МИО, МОН |
доля частных детских садов от общего числа детских садов |
10% |
не менее 27,9% |
не менее 30% |
МИО, МОН |
»;
дополнить строками следующего содержания:
«
доля педагогических работников с высшей и первой квалификационными категориями |
- |
30,5% |
50% |
МИО, МОН |
доля дошкольных организаций с полиязычным обучением |
- |
15% |
50% |
МИО, МОН |
доля дошкольных организаций, создавших условия для инклюзивного образования |
- |
8,5% |
15% |
МИО, МОН |
доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации от общего количества педагогов |
- |
29% |
50% |
МИО, МОН |
доля дошкольных организаций, участвующих в конкурсе по защите детских инновационных проектов (проектная деятельность, шашки, шахматы, здоровьесберегающих технологии и т.д.) |
- |
15,5% |
50% |
МИО,МОН |
»;
в разделе «5. Основные направления, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры»:
в подразделе «Дошкольное воспитание и обучение»:
в «Увеличение сети дошкольных организаций»:
часть первую изложить в следующей редакции:
«В 2020 году будет развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 100% охват детей 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением.»;
часть вторую исключить;
в «Обновление содержания, обеспечение кадрами»:
в части пятой:
абзацы второй, третий изложить в следующей редакции:
«обновлены основные общеобразовательные учебные программы «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз», а также ряд альтернативных программ, таких как «Балбөбек», «Қайнар» и др.;
введено 480408 мест, что обеспечит 100% охват детей 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением;»;
в разделе «6. Этапы реализации программы»:
в «В результате реализации Программы будут обеспечены следующие социально-экономические эффекты»:
в «к 2020 году:»:
дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
«1-1. Обеспечение 100% охватом детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением;»;
2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев