Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии».
Премьер-Министр |
К. Масимов |
Проект |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Об использовании атомной энергии
Настоящий Закон определяет правовую основу и принципы регулирования общественных отношений в области использования атомной энергии в целях защиты здоровья и жизни людей, их имущества, охраны окружающей среды и направлен на обеспечение режима нераспространения ядерного оружия, ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности при использовании атомной энергии.
Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) уровень изъятия - значения физических величин, определяющих ядерные, радиационные, геометрические, весовые характеристики объекта использования атомной энергии, предусмотренные в санитарных правилах, гигиенических нормативах, технических регламентах, при которых или ниже значения которых объекты использования атомной энергии исключаются из-под государственного контроля;
2) атомная энергия - энергия, высвобождающаяся в ядерных реакциях и при радиоактивном распаде, а также энергия генерируемых ионизирующих излучений;
3) объекты использования атомной энергии - источники ионизирующего излучения, радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо, радиационные установки, электрофизические установки, ядерные установки, пункты хранения и захоронения, транспортные упаковочные комплекты и ядерные материалы;
4) обращение с объектами использования атомной энергии - совокупность ручных и (или) автоматизированных операций, действий с объектами использования атомной энергии при их изготовлении, поставке, использовании, эксплуатации, вводе и выводе из эксплуатации, переработке, монтаже, ремонте, техническом обслуживании, зарядке, перезарядке, демонтаже, утилизации, консервации, транспортировке, импорте, экспорте, дезактивации, постутилизации, хранении, захоронении;
5) эксплуатация объектов использования атомной энергии - административная, хозяйственная и инженерно-техническая деятельность, осуществляемая юридическим или физическим лицом на основании имеющейся лицензии по обращению с объектами использования атомной энергии;
6) государственный контроль в области использования атомной энергии - деятельность уполномоченного органа в пределах его компетенции, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
7) источники ионизирующего излучения - радиоактивные вещества, аппараты или устройства, содержащие радиоактивные вещества, а также электрофизические аппараты или устройства, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение;
8) государственный реестр источников ионизирующего излучения - база данных источников ионизирующего излучения, представляющая постоянно обновляемый свод сведений об их наличии и перемещении на территории Республики Казахстан, включая сведения о перемещении при их экспорте и импорте;
9) транспортная упаковка - подготовленный для перевозки транспортный упаковочный комплект вместе с радиоактивным содержимым, предназначенным для транспортировки;
10) транспортный упаковочный комплект - совокупность элементов, необходимых для полного размещения и удержания радиоактивного содержимого при перевозке;
11) захоронение - размещение отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов в пункт захоронения без намерения их изъятия;
12) пункт захоронения - специальная ядерная или радиационная установка, предназначенная для захоронения отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов;
13) закрытие пункта захоронения - завершение всех операций после захоронения с приведением пункта захоронения в безопасное состояние и исключение его из-под государственного контроля;
14) выбор площадки для установки - деятельность по определению площадки размещения и определению основ проекта ядерной, радиационной или электрофизической установки на основе требований по безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами в области использования атомной энергии;
15) ввод установки в эксплуатацию - документально оформляемая деятельность по приведению в рабочее состояние компонентов и систем ядерной, радиационной или электрофизической установки после окончания ее строительства и проведения необходимых испытаний;
16) вывод установки из эксплуатации - документально оформляемая деятельность по прекращению эксплуатации ядерной, радиационной или электрофизической установки и ее исключению из-под государственного контроля с обеспечением конечного состояния установки и площадки ее размещения, соответствующим требованиям по безопасности;
17) постутилизация объекта - комплекс работ по демонтажу и сносу капитальных строений (здания, сооружения, комплексы) после прекращения их эксплуатации (пользования, применения) с одновременным восстановлением и вторичным использованием регенерируемых элементов (конструкций, материалов, оборудования), а также переработкой не подлежащих регенерации элементов и отходов;
18) эксплуатирующая организация - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обращению с объектами использования атомной энергии;
19) отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в ядерном реакторе и окончательно удаленное из него;
20) персонал - физические лица, постоянно или временно работающие с источниками ионизирующего излучения или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия;
21) радиационная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, при котором ограничивается радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду в соответствии с установленными нормами;
22) категория радиационной опасности - характеристика объекта использования атомной энергии по степени его радиационной опасности для населения и (или) окружающей среды при обращении или в условиях эксплуатации или возможной аварии;
23) радиационный риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде в результате облучения, с учетом тяжести его последствий;
24) радиационная установка - специальная, не являющаяся ядерной, установка, включая относящиеся к ней специально спроектированные здания, сооружения и оборудование, на которой осуществляется обращение с радиоактивными веществами;
25) радиоактивные вещества - любые материалы природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды;
26) радиоактивные отходы - радиоактивные вещества, ядерные материалы или радионуклидные источники, дальнейшее обращение с которыми не предусматривается;
27) радионуклидный источник - источник ионизирующего излучения, содержащий радиоактивные вещества, специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом какого-либо вида деятельности;
28) хранение - временное размещение в пунктах хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива, предполагающее возможность их извлечения для дальнейшего обращения с ними;
29) пункт хранения (хранилище) - специальная ядерная или радиационная установка, предназначенная для хранения ядерных материалов, ядерного топлива, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива;
30) санитарно-защитная зона - территория ядерной, радиационной или электрофизической установки, в пределах которой приземной слой атмосферы может быть загрязнен радиоактивными веществами в концентрациях, превышающих предельно-допустимые уровни, и за пределами которой факторы воздействия на окружающую среду не превышают установленные гигиенические нормативы;
31) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование и государственный контроль в области использования атомной энергии;
32) физическая защита - единая система организационных и технических мер по предотвращению несанкционированного доступа лиц к объекту использования атомной энергии;
33) электрофизическая установка - специальная установка, генерирующая или способная генерировать ионизирующее излучение, включая все относящиеся к ней специально спроектированные здания, сооружения и оборудование;
34) обеспечение ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности - комплекс проектных, технических и организационных мер, направленных на предотвращение ядерных и радиационных аварий и исключение радиационного риска для персонала, населения и окружающей среды;
35) транспортировка ядерных материалов и радиоактивных веществ - перевозка ядерных материалов и радиоактивных веществ с помощью специально для этого оборудованного транспортного средства любого вида;
36) ядерная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, при котором, с определенной вероятностью, обеспечивается невозможность ядерной аварии;
37) ядерная установка - специальная установка, включая относящиеся к ней специально спроектированные здания, сооружения и оборудование, на которой осуществляется обращение с ядерными материалами;
38) ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) радионуклиды;
39) проектирование ядерных, радиационных, электрофизических установок - деятельность по разработке архитектурной, строительной, конструкторской документации, включая чертежи, графические и текстовые материалы, инженерные, экономические, сметные расчеты, вспомогательные расчеты, технические условия для объекта использования атомной энергии или его компонентов;
40) ядерная физическая безопасность - состояние единой системы организационных и технических мер, направленных на предотвращение, обнаружение и (или) реагирование на факт хищения, диверсии, несанкционированного доступа, незаконную передачу, обращение или другие противоправные действия в отношении объектов использования атомной энергии и (или) эксплуатирующей организации;
41) ядерный экспорт (импорт) - вывоз с территории Республики Казахстан (ввоз на территорию Республики Казахстан) ядерных материалов, специальных неядерных материалов, оборудования, установок, технологий, применяемых при производстве ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, продукции, оборудования и соответствующих технологий двойного применения, работ и услуг, связанных с их производствами и товаров, контролируемых в целях национальной безопасности в рамках своей компетенции.
Статья 2. Законодательство в области использования атомной энергии
1. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2. Государственное регулирование в области использования
атомной энергии Статья 3. Государственное регулирование в области использования
атомной энергии
В области использования атомной энергии государственное регулирование применяется в отношении:
1) деятельности физических и юридических лиц при обращении с объектами использования атомной энергии;
2) деятельности физических и юридических лиц при выполнении работ, связанных с жизненным циклом объектов использования атомной энергии;
3) мониторинга ядерных испытаний;
4) деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных взрывов;
5) экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;
6) подготовки и аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии.
Статья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергии
1. Задачами государственного регулирования в области использования атомной энергии являются эффективная защита здоровья населения, обеспечение охраны окружающей среды, поддержание ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, режима нераспространения ядерного оружия при использовании атомной энергии.
2. Государственное регулирование при осуществлении деятельности, связанной с использованием атомной энергии, основывается на принципах:
1) обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды при использовании атомной энергии;
2) приоритетности обеспечения безопасности над другими аспектами использования атомной энергии;
3) обязательности и непрерывности контроля за обеспечением безопасности объекта использования атомной энергии;
4) доступности, объективности и своевременности информации о состоянии безопасности и воздействии объектов использования атомной энергии на население и окружающую среду;
5) обязательности возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием объектов использования атомной энергии здоровью, жизни и имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде;
6) недопустимости сверхнормативного радиоактивного загрязнения окружающей среды;
7) недопустимости импорта и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива других государств на территории Республики Казахстан, за исключением реимпорта собственных радиоактивных отходов;
8) обязательности государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии.
3. На территории Республики Казахстан деятельность физических и юридических лиц по использованию атомной энергии в целях разработки, создания, производства, испытания, хранения или распространения ядерного оружия запрещается.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает государственную политику развития атомной энергетики и промышленности, прикладных технологий в области использования атомной энергии;
2) определяет порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан;
3) принимает решение о районе строительства, строительстве и отмене строительства ядерных установок и пунктов захоронения;
4) принимает решение о досрочном выводе из эксплуатации ядерной установки или закрытии пункта захоронения;
5) утверждает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок;
6) утверждает правила проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;
7) утверждает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения;
8) утверждает Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии.
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) осуществляет реализацию государственной политики в области использования атомной энергии;
2) осуществляет международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии;
3) осуществляет государственный контроль в области использования атомной энергии;
4) осуществляет лицензирование в сфере использования атомной энергии и разрешительного контроля;
5) утверждает технические регламенты в области использования атомной энергии;
6) утверждает правила физической защиты ядерных материалов и ядерных установок;
7) утверждает правила физической защиты источников ионизирующего излучения и пунктов хранения;
8) разрабатывает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок;
9) разрабатывает порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан;
10) утверждает правила аккредитации организаций, осуществляющих экспертизу безопасности деятельности в области использования атомной энергии;
11) утверждает правила государственного учета ядерных материалов, включая ядерные материалы, содержащиеся в источниках ионизирующего излучения;
12) утверждает правила государственного учета источников ионизирующего излучения;
13) утверждает правила безопасности обращения с радионуклидными источниками;
14) разрабатывает Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии;
15) утверждает правила транспортировки ядерных материалов;
16) утверждает правила транспортировки радиоактивных веществ и отходов;
17) разрабатывает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения;
18) разрабатывает правила проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;
19) утверждает квалификационные требования к персоналу, правила повышения квалификации и проверки знаний персонала, занятого на ядерных установках 1 и 2 категории опасности;
20) утверждает правила аттестации персонала, ответственного за обеспечение безопасности при осуществлении деятельности с использованием атомной энергии;
21) вносит в Правительство Республики Казахстан предложение о досрочном выводе из эксплуатации ядерных установок или закрытии пунктов захоронения в случае возникновения угрозы безопасности населению и (или) окружающей среде;
22) принимает решение о постановке или снятии с учета ядерных материалов, источников ионизирующего излучения;
23) ведет государственный учет ядерных материалов, включая ядерные материалы, содержащиеся в источниках ионизирующего излучения;
24) ведет государственный учет источников ионизирующего излучения;
25) осуществляет экспортный контроль в области использования атомной энергии;
26) согласовывает методики расчетов, относящихся к обеспечению безопасности деятельности, связанной с использованием атомной энергии, предоставленные экспертными организациями;
27) утверждает конструкции транспортных упаковочных комплектов и распространяет действие сертификатов-разрешений на них;
28) организует исследования по ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности в области использования атомной энергии, обеспечения режима нераспространения ядерного оружия;
29) проводит аттестацию персонала, ответственного за обеспечение безопасности при осуществлении деятельности с использованием атомной энергии;
30) проводит аккредитацию организаций, осуществляющих экспертизу безопасности деятельности в области использования атомной энергии;
31) утверждает правила организации сбора, хранения и захоронения радиоактивных отходов;
32) разрабатывает и утверждает методические рекомендации для юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, относительно методов и способов подтверждения соответствия объекта использования атомной энергии требованиям ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
33) устанавливает значения величины пороговой активности для различных радиоизотопов;
34) выполняет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 7. Государственный контроль в области использования атомной энергии
Государственный контроль в области использования атомной энергии осуществляется в форме проверки. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
Глава 3. Условия и порядок осуществления деятельности в области использования атомной энергии Статья 8. Общие условия осуществления деятельности в области использования атомной энергии
1. Деятельность в области использования атомной энергии осуществляется при условии обеспечения охраны здоровья персонала, населения и окружающей среды, защищенности имущества физических и юридических лиц от вредного воздействия ионизирующего излучения в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
2. Юридические и физические лица, осуществляющие обращение с объектами использования атомной энергии, обязаны:
1) обеспечить целевое обращение с объектами использования атомной энергии;
2) обеспечить соответствие проектных и эксплуатационных характеристик и параметров объекта использования атомной энергии требованиям безопасности при осуществлении деятельности с использованием атомной энергии, экспортного контроля и (или) требований режима нераспространения ядерного оружия;
3) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований законодательства Республики Казахстан по безопасности деятельности в области использования атомной энергии;
4) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований законодательства Республики Казахстан по учету ядерных материалов;
5) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований законодательства Республики Казахстан по учету источников ионизирующего излучения;
6) обеспечить учет и контроль ядерных материалов и представлять в уполномоченный орган отчеты об их наличии и перемещении;
7) обеспечить учет и контроль источников ионизирующего излучения и представлять в уполномоченный орган отчеты об их наличии и перемещении;
8) получить лицензию на соответствующий вид деятельности в сфере использования атомной энергии;
9) ежегодно, до тридцать первого января года, следующего за отчетным, представлять в уполномоченный орган отчет о состоянии радиационной и (или) ядерной безопасности;
10) информировать уполномоченный орган о любых изменениях в системах, оборудовании, документации ядерной установки, касающихся обеспечения ядерной, радиационной или ядерной физической безопасности;
11) информировать уполномоченный орган об авариях и инцидентах, связанных с ядерной, радиационной и ядерной физической безопасностью;
12) обладать необходимыми организационными, финансовыми, материально-техническими ресурсами и квалифицированным персоналом, достаточными для безопасной эксплуатации и технического обслуживания ядерной установки в течение всего периода жизненного цикла;
13) предусматривать финансовые средства для обеспечения работ по выводу из эксплуатации ядерной установки, закрытию пункта захоронения, постутилизации, захоронению радиоактивных отходов, ликвидации последствий радиационных аварий, компенсации вреда здоровью и жизни граждан, окружающей среде, а также имуществу физических и юридических лиц;
14) соблюдать требования ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, установленные в законодательстве Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
15) вести учет и анализ доз облучения работников, допущенных к ядерным и радиационно-опасным работам при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, и обеспечить реализацию их прав на компенсации;
16) осуществлять подготовку, поддержание квалификации и своевременную аттестацию персонала, допущенного к работам по осуществлению деятельности в области использования атомной энергии;
17) обеспечить обязательное страхование персонала от радиационных рисков, предусмотренное законодательством Республики Казахстан.
3. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов использования атомной энергии, и (или) их собственники, не имеют права передавать объекты использования атомной энергии другим юридическим и физическим лицам, если эти лица не имеют лицензии на соответствующий вид деятельности в области использования атомной энергии.
4. При прекращении деятельности эксплуатирующая организация обязана выполнить мероприятия по безопасному прекращению деятельности:
1) передать ядерные материалы и (или) источники ионизирующего излучения в организации, имеющие соответствующие лицензии на обращение с ними;
2) передать радиоактивные отходы и (или) отработавшие радионуклидные источники в пункты хранения или захоронения;
3) передать отработавшее ядерное топливо в пункты хранения или захоронения или организации, имеющие соответствующие лицензии на обращение с ядерными материалами;
4) провести работы по восстановлению окружающей среды, рекультивации территории, дезактивации оборудования и помещений, загрязненных при осуществлении прекращаемой деятельности.
Статья 9. Лицензирование деятельности в области использования атомной
энергии
1. Деятельность в области использования атомной энергии осуществляется на основании лицензии. Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях и настоящим Законом.
Лицензированию подлежит деятельность с объектами использования атомной энергии выше уровня изъятия.
2. Срок рассмотрения заявления на получение лицензии для видов деятельности: выполнение работ, связанных с этапами жизненного цикла объектов использования атомной энергии; обращение с ядерными материалами; обращение с радиоактивными веществами, приборами и установками, содержащими радиоактивные вещества; обращение с приборами и установками, генерирующими ионизирующее излучение; обращение с радиоактивными отходами; транспортировка, включая транзитную, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоизотопных источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов в пределах территории Республики Казахстан составляет:
1) для ядерных установок 1 и 2 категории радиационной опасности, пунктов захоронения - не более десяти месяцев со дня представления заявления;
2) для ядерных установок 3 и 4 категории радиационной опасности радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категории радиационной опасности - не более пяти месяцев со дня представления заявления;
3) для радиационных и электрофизических установок 3 категории радиационной опасности - не более шестидесяти рабочих дней со дня представления заявления;
4) для радиационных и электрофизических установок 4 категории радиационной опасности - не более сорока рабочих дней;
5) для транспортировки отработавшего ядерного топлива, высокоактивных радиоактивных отходов - не более четырех месяцев со дня представления заявления;
6) для транспортировки ядерных материалов - пятьдесят рабочих дней со дня представления заявления;
7) для транспортировки среднеактивных, низкоактивных радиоактивных отходов, радиоактивных веществ и закрытых радиоактивных источников - тридцать рабочих дней со дня представления заявления.
3. Срок рассмотрения заявлений на получение лицензий для работ с источниками ионизирующего излучения или радиоактивными отходами, не относящимися к ядерным, радиационным, электрофизическим установкам, а также для видов деятельности: предоставление услуг в области использования атомной энергии; деятельность на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний; физическая защита ядерных установок и ядерных материалов; специальная подготовка персонала, ответственного за обеспечение ядерной и радиационной безопасности составляет тридцать рабочих дней.
4. Приложение к лицензии включает перечень объектов использования атомной энергии, с которыми лицензиат проводит работы, а именно:
1) установки по изготовлению ядерного топлива и его компонентов;
2) атомные энергетические станции;
3) исследовательские ядерные (атомные) реакторы;
4) термоядерные реакторы;
5) установки по добыче и переработке природного урана;
6) пункты хранения высокоактивных радиоактивных отходов;
7) пункты хранения среднеактивных радиоактивных отходов;
8) пункты хранения низкоактивных радиоактивных отходов;
9) пункты хранения отработавшего ядерного топлива;
10) пункты хранения радионуклидных источников;
11) пункты захоронения высокоактивных радиоактивных отходов;
12) пункты захоронения среднеактивных радиоактивных отходов;
13) пункты захоронения низкоактивных радиоактивных отходов;
14) пункты захоронения отработавшего ядерного топлива;
15) пункты захоронения отработавших радионуклидных источников;
16) ядерные материалы с указанием изотопного состава;
17) радиоактивные вещества;
18) радиофармпрепараты;
19) генераторы нейтронов;
20) урансодержащие вещества;
21) торийсодержащие вещества;
22) продукты переработки природного урана;
23) закрытые радионуклидные источники;
24) закрытые калибровочные источники для калибровки;
25) закрытые калибровочные источники для поверки;
26) высокоактивные радиоактивные отходы;
27) среднеактивные радиоактивные отходы;
28) низкоактивные радиоактивные отходы;
29) радиоизотопные спектрометры, анализаторы, датчики, измерители;
30) рентгеновские спектрометры, анализаторы, датчики, измерители;
31) стационарные радиоизотопные дефектоскопы;
32) переносные радиоизотопные дефектоскопы;
33) стационарные рентгеновские дефектоскопы;
34) переносные рентгеновские дефектоскопы;
35) радиоизотопные установки для досмотра ручной клади, багажа, транспорта, материалов, веществ;
36) рентгеновское оборудование для досмотра ручной клади, багажа, транспорта, материалов, веществ;
37) рентгеновское оборудование для персонального досмотра человека;
38) ускорители электронов с энергией до 10 МэВ;
39) ускорители электронов с энергией выше 10 МэВ;
40) ускорители ионов с энергией до 2 МэВ/нуклон,
41) ускорители ионов с энергией выше 2 МэВ/нуклон;
42) медицинские ускорители заряженных частиц;
43) медицинские рентгеновские установки общего назначения;
44) медицинское рентгеновское дентальное оборудование;
45) медицинские рентгеновские маммографические установки;
46) медицинское рентгеновское ангиографическое оборудование;
47) медицинские компьютерные рентгеновские томографы;
48) медицинское радиоизотопное диагностическое оборудование;
49) медицинское рентгеновское терапевтическое оборудование;
50) медицинские рентгеновские симуляторы;
51) медицинские гамма-терапевтические установки.
5. При рассмотрении заявлений на получение лицензии для ядерных установок, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категории радиационной опасности, транспортировки отработавшего ядерного топлива уполномоченный орган имеет право запрашивать у заявителя дополнительные документы в обоснование ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности.
6. Уполномоченный орган имеет право приостанавливать действие лицензий на виды деятельности в области использования атомной энергии на срок не более шести месяцев в следующих случаях:
1) при радиационных авариях и/или аварийных ситуациях;
2) при нарушении требований ядерной и/или радиационной безопасности при обращении, хранении, транспортировке, учете и контроле ядерных материалов, радиоактивных отходов, источников ионизирующего излучения, выявленных в результате проверок;
3) при обнаружении недостоверных сведений;
4) при невыполнении предписаний уполномоченного органа в установленные сроки.
При приостановлении действия лицензии уполномоченный орган направляет лицензиату решение о приостановлении действия лицензии с указанием причин приостановления и сроков устранения нарушений. Действие лицензии приостанавливается со дня доведения такого решения до лицензиата.
7. При приостановлении действия лицензии лицензиат продолжает обеспечивать безопасность объекта использования атомной энергии.
8. Лишение лицензии осуществляется в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
Статья 10. Категории радиационной опасности установок
1. Ядерные, радиационные, электрофизические установки подразделяются на четыре категории радиационной опасности:
1) категория - установки, при аварии на которых возможно радиационное воздействие на население за пределами их санитарно-защитной зоны, и могут потребоваться меры по защите населения;
2) категория - установки, при аварии на которых радиационное воздействие ограничивается территорией их санитарно-защитной зоны;
3) категория - установки, радиационное воздействие которых ограничивается площадкой их размещения;
4) категория - установки, радиационное воздействие которых ограничивается только помещениями или рабочим местом, где проводятся работы, связанные с осуществлением деятельности с использованием атомной энергии.
2. Отнесение ядерных, радиационных, электрофизических установок к категории радиационной опасности определяется юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии и/или являющимися собственниками установок, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии.
3. Собственниками ядерных и радиационных установок и электрофизических установок 1 и 2 категории радиационной опасности могут быть только юридические лица.
Статья 11. Категории опасности радионуклидных источников
1. В целях оптимизации радиационной защиты и обеспечения безопасности, радионуклидные источники подразделяются на пять категорий опасности, определяемых отношением активности источника к пороговой активности, вызывающей опасное воздействие на население:
1) категория 1 - источники со значением отношения активности к пороговой активности более 1000;
2) категория 2 - источники со значением отношения активности к пороговой активности от 10 до 1000;
3) категория 3 - источники со значением отношения активности к пороговой активности от 1 до 10;
4) категория 4 - источники со значением отношения активности к пороговой активности от 0.01 до 1;
5) категория 5 – источники со значением активности выше уровня изъятия и значением отношения активности к пороговой активности менее 0.01.
2. Значения величины пороговой активности для различных радиоизотопов устанавливаются уполномоченным органом.
Статья 12. Строительство ядерных установок и пунктов захоронения
1. Решение о строительстве и районе строительства ядерных установок и пунктов захоронения принимается Правительством Республики Казахстан при согласии местных представительных органов, на территории которых планируется строительство установки, с учетом:
1) потребностей в них для решения хозяйственных задач страны и отдельных ее регионов;
2) наличия необходимых условий для размещения указанных объектов, отвечающих требованиям законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
3) отсутствия угрозы безопасности указанным объектам со стороны расположенных вблизи гражданских и военных объектов;
4) экологических требований, установленных экологическим законодательством Республики Казахстан;
5) возможных социальных и экономических последствий размещения указанных объектов для промышленного, сельскохозяйственного и социального развития региона.
2. После принятия решения о строительстве и районе строительства проводятся работы по выбору площадки размещения ядерной установки или пункта захоронения.
3. Площадка размещения ядерной установки или пункта захоронения должна определяться с учетом:
1) возможных внешних воздействий природного и (или) техногенного характера на установку или пункт захоронения;
2) возможного переноса радиоактивных веществ;
3) возможности предотвращения ущерба населению и окружающей среде в результате эксплуатации ядерной установки или пункта захоронения или в результате возникновения аварийных ситуаций, инцидентов или аварий.
4. Правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения определяются Правительством Республики Казахстан.
5. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию ядерной установки или пункта захоронения осуществляются в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
6. Проектные документы ядерных установок и пунктов захоронения в обязательном порядке проходят государственную экологическую и санитарно-эпидемиологическую экспертизу.
7. Строительство ядерных, радиационных или электрофизических установок разрешается исключительно юридическим лицам.
8. В случаях угрозы национальной безопасности Правительство Республики Казахстан вправе принять решение об отмене строительства ядерной установки или пункта захоронения.
Статья 13. Ядерная физическая безопасность
1. При осуществлении деятельности в области использования атомной энергии эксплуатирующая организация обеспечивает ядерную физическую безопасность.
2. В целях обеспечения ядерной физической безопасности осуществляется физическая защита объектов использования атомной энергии, которая должна обеспечивать:
1) защиту объекта использования атомной энергии от несанкционированного изъятия, хищения ядерных материалов или незаконного захвата ядерной установки;
2) защиту объектов использования атомной энергии от диверсии;
3) смягчение или сведение к минимуму радиологических последствий возможной диверсии на объектах использования атомной энергии.
3. Порядок осуществления физической защиты ядерных материалов и ядерных установок, а также источников ионизирующего излучения и пунктов хранения определяется уполномоченным органом.
4. Государственный контроль и надзор за обеспечением ядерной физической безопасности осуществляется уполномоченными органами в пределах их компетенции.
5. Несанкционированное изъятие ядерных материалов, диверсии в отношении ядерных установок или ядерных материалов влекут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
6. Охрана ядерных установок 1 и 2 категории радиационной опасности осуществляется специализированными охранными подразделениями органов внутренних дел.
Статья 14. Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения
1. Ядерные материалы и источники ионизирующего излучения, содержащие, в том числе, ядерные материалы, подлежат государственному учету, в соответствии с порядком государственного учета ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, утверждаемым уполномоченным органом.
2. Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения обеспечивает определение наличного количества ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, мест их нахождения, при обращении с ними.
3. Юридические и физические лица, осуществляющие обращение с объектами использования атомной энергии, представляют в уполномоченный орган достоверную информацию о наличии, перемещении и местах нахождения ядерных материалов и источников ионизирующего излучения.
4. Информация по результатам государственного учета источников ионизирующего излучения включается в реестр источников ионизирующего излучения, который содержит:
1) характеристики и учетные данные источников ионизирующего излучения;
2) данные владельцев и пользователей источников ионизирующего излучения;
3) данные о перемещении источников ионизирующего излучения в пределах территории Республики Казахстан;
4) данные о ввозе на территорию Республики Казахстан и вывозе за пределы территории Республики Казахстан.
5. Реестр источников ионизирующего излучения ведется уполномоченным органом.
Статья 15. Осуществление экспорта и импорта товаров и услуг в области использования атомной энергии
1. Экспорт и импорт продукции, включая товары, технологии, работы, услуги и информацию, подлежащей экспортному контролю в области использования атомной энергии, а также продукции двойного назначения осуществляется на основе лицензии уполномоченного органа в области экспортного контроля по согласованию с уполномоченным органом.
2. Запрещается экспорт продукции или результатов интеллектуальной или творческой деятельности, если экспортеру достоверно известно, что такая продукция может быть использована в разработке, создании или испытаниях ядерного оружия или его компонентов.
3. В целях обеспечения норм и требований экспортного контроля в области использования атомной энергии экспортеры создают внутрифирменные системы экспортного контроля, квалификационные требования к которым определяются Правительством Республики Казахстан.
Статья 16. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
1. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными соглашениями, ратифицированными Республикой Казахстан.
2. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов включает все операции и условия, которые связаны с изготовлением и обслуживанием транспортных упаковочных комплектов, а также с подготовкой, загрузкой, отправкой, перевозкой, включая транзитное хранение, разгрузкой и приемкой в конечном пункте назначения грузов.
3. Грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель обязаны обеспечить выполнение требований ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, а также создание необходимых условий безопасного выполнения транспортировки в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии.
4. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется только при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности в области использования атомной энергии.
5. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется в транспортных упаковочных комплектах, конструкция которых утверждается уполномоченным органом с указанием кода и типа упаковки, разрешенных к перевозке ядерных материалов, радиоактивных веществ, условий перевозки, номера и даты регистрации, срока их действия.
Статья 17. Осуществление деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных взрывов
1. Деятельность на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных взрывов, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях и настоящим Законом.
2. На территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных взрывов, устанавливаются и (или) корректируются границы этих территорий с учетом их радиоактивного загрязнения.
Статья 18. Контроль использования материалов, содержащих радиоактивные вещества с природными радионуклидами выше уровней изъятия
1. Облучение работников и населения, обусловленное содержанием природных радионуклидов в материалах, используемых в производственной деятельности, не относящейся к деятельности в области использования атомной энергии, не должно превышать санитарных норм, установленных законодательством Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Уполномоченный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях защиты работников и населения от сверхнормативного облучения от материалов, содержащих природные радионуклиды выше уровней изъятия, проводит контроль таких материалов и, в случае установления превышения санитарных норм, совместно с уполномоченным органом определяет мероприятия по обеспечению радиационной безопасности при обращении с ними или изъятию их из обращения.
Статья 19. Квалификация, повышение квалификации и проверка знаний персонала, занятого на ядерных установках
1. Для обеспечения безопасной эксплуатации ядерной установки, обеспечения надлежащего уровня ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, аварийной готовности и реагирования на ядерные аварии эксплуатирующая организация должна иметь обладающий соответствующей квалификацией и подготовкой персонал.
2. Эксплуатирующая организация устанавливает три категории персонала:
1) специалисты - персонал, занимающий руководящие должности, такие как руководители высшего звена, начальники отделов и секторов, руководители младшего звена и старшие операторы;
2) техники - персонал, который включает техников контрольно-измерительной аппаратуры, техников радиационного контроля, техников химической лаборатории, техников-механиков, техников-электриков и техников электронной аппаратуры, а также иной специализированный персонал, непосредственно занятый в работах, связанных с эксплуатацией ядерной установки;
3) рабочие - персонал, который включает сварщиков, слесарей, механиков, электриков, операторов механизмов и другой квалифицированный рабочий персонал.
3. Работники каждой категории персонала должны иметь необходимую квалификацию, которая включает в себя:
1) образование, подтвержденное документально (диплом, сертификат);
2) опыт, приобретенный на предыдущей работе;
3) первоначальную подготовку и подтвержденную начальную квалификацию;
4) выполнение специальных требований, включающих определенные медицинские и физические требования.
4. Квалификационные требования к персоналу, правила повышения квалификации и проверки знаний персонала ядерной установки 1 и 2 категории опасности определяются уполномоченным органом.
Статья 20. Аттестация персонала, ответственного за обеспечение безопасности при осуществлении деятельности с использованием атомной энергии
1. Уполномоченный орган проводит аттестацию следующих категорий персонала, ответственного за обеспечение безопасности при осуществлении деятельности с использованием атомной энергии:
1) руководящий персонал ядерной установки, должностные обязанности которого предусматривают прямое управление установкой, обеспечение ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности при осуществлении видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии;
2) персонал ядерной установки, должностные обязанности которого связаны с учетом и контролем ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов, с физической защитой ядерной установки и ядерных материалов;
3) персонал радиационной, электрофизической установки, в должностные обязанности которого входит контроль радиационной безопасности, учет и контроль источников ионизирующего излучения.
2. Аттестация персонала, ответственного за обеспечение безопасности при осуществлении деятельности с использованием атомной энергии, проводится в целях проверки знания норм и требований ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, способности принятия решений при исполнении функциональных обязанностей.
3. Аттестация персонала в уполномоченном органе подразделяется на:
1) первичную аттестацию;
2) периодическую аттестацию;
3) внеочередную аттестацию.
4. Первичная аттестация проводится после назначения работника на должность. Периодическая аттестация проводится один раз в три года. Внеочередная аттестация назначается в случаях:
1) допущения несчастных случаев на работах, связанных с обращением с объектами использования атомной энергии;
2) нарушения требований ядерной и/или радиационной безопасности при обращении, хранении, транспортировке, государственном учете ядерных материалов, радиоактивных отходов, источников ионизирующего излучения, выявленных в результате проверок уполномоченного органа;
3) по решению юридического или физического лица, осуществляющего деятельность в области использования атомной энергии.
5. Для прохождения аттестации юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность в области использования атомной энергии, после получения лицензии на соответствующий вид деятельности в течение двух месяцев подает документы уполномоченному органу для проведения аттестации персонала. Уполномоченный орган рассматривает документы для прохождения аттестации в течение тридцати календарных дней с момента получения документов.
6. Уполномоченный орган по результатам аттестации принимает одно из следующих решений:
1) соответствует занимаемой должности;
2) подлежит повторной аттестации.
7. Повторная аттестация проводится через три месяца после проведения первоначальной аттестации. Уполномоченный орган по результатам повторной аттестации принимает одно из следующих решений:
1) соответствует занимаемой должности;
2) не соответствует занимаемой должности.
В случае несоответствия занимаемой должности аттестуемый работник не допускается к выполнению обязанностей, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи. Не прошедший повторную аттестацию работник может быть заявлен на аттестацию не ранее, чем через два года.
8. Правила проведения аттестации персонала, ответственного за обеспечение безопасности при осуществлении деятельности с использованием атомной энергии, утверждаются уполномоченным органом.
Статья 21. Вывод из эксплуатации установок, досрочный вывод из эксплуатации ядерной или радиационной установки и закрытие пункта захоронения
1. Эксплуатирующая организация на стадии проектирования ядерной установки или пункта захоронения разрабатывает предварительный план вывода из эксплуатации ядерной установки или закрытия пункта захоронения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии.
2. Предварительный план вывода из эксплуатации содержит описание этапов вывода из эксплуатации ядерной установки или пункта захоронения, методов демонтажа основных конструкций, оценки стоимости и сроков выполнения работ, необходимых ресурсов, меры по обеспечению безопасности, основные нормы и характеристики площадки размещения ядерной установки после вывода ее из эксплуатации или пункта захоронения после его закрытия.
3. При эксплуатации ядерной установки или пункта захоронения предварительный план вывода из эксплуатации подлежит пересмотру и, при необходимости, модернизации с учетом новых технических и технологических разработок, изменений требований по безопасности, стоимости работ и требуемых ресурсов. При необходимости модифицируются этапы вывода ядерной установки из эксплуатации или закрытия пункта захоронения.
4. При принятии решения о выводе из эксплуатации ядерной установки или закрытии пункта захоронения эксплуатирующая организация составляет окончательный план вывода из эксплуатации с учетом имеющихся на это время технологий, методик, экономических показателей, требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии. Окончательный план вывода из эксплуатации является основой для проектирования и проведения работ по выводу ядерной установки из эксплуатации или закрытию пункта захоронения.
5. Решение о прекращении эксплуатации установки принимается эксплуатирующей организацией самостоятельно на любом этапе жизненного цикла. При этом эксплуатирующая организация уведомляет уполномоченный орган о принятом решении, дате начала и сроках осуществления работ по выводу из эксплуатации. Эксплуатирующая организация обеспечивает выполнение работ по плану вывода из эксплуатации в полном объеме.
6. Решение о досрочном выводе из эксплуатации ядерной установки принимается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа в случае нарушений требований безопасной эксплуатации ядерной установки, которые привели или могли привести к ядерной и (или) радиационной аварии и обоснованной неспособности эксплуатирующей организации обеспечить дальнейшую безопасную эксплуатацию ядерной установки.
7. Решение о закрытии пункта захоронения утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа при завершении мероприятий по его закрытию. Представление уполномоченного органа основывается на мероприятиях, выполненных эксплуатирующей организацией по закрытию пункта захоронения:
1) рекультивации территории, загрязненной в результате эксплуатации пункта захоронения;
2) проведения контрольных измерений радиационной обстановки на площадке размещения пункта захоронения;
3) оформления пакета документации для передачи в архив с полным описанием захороненных радиоактивных отходов, конструкции пункта захоронения, геотектонических, геологических и геофизических характеристик площадки размещения пункта захоронения.
8. Правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок определяются Правительством Республики Казахстан.
Глава 4. Экспертиза и проведение исследований по ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности Статья 22. Экспертиза ядерной, радиационной и ядерной физической
безопасности
1. Экспертиза ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности проводится в целях осуществления независимой оценки безопасности ядерных установок, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категории радиационной опасности, транспортных упаковочных комплектов на весь период времени, в течение которого они могут представлять ядерную и (или) радиационную опасность.
2. Периодичность проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности составляет один раз в пять лет.
3. Экспертиза ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности проводится организациями, аккредитованными в уполномоченном органе на осуществление данного вида деятельности. При этом в качестве эксперта не может выступать представитель эксплуатирующей организации, в отношении которой проводится экспертиза, а также физические лица, состоящие с такой эксплуатирующей организацией в трудовых или иных договорных отношениях.
4. Документы на экспертизу ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности представляет эксплуатирующая организация.
5. По результатам проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности выдается заключение о допустимости и возможности принятия решения по реализации объекта экспертизы.
6. Получение отрицательного заключения экспертизы не лишает эксплуатирующую организацию, устранившую все указанные в экспертном заключении замечания, права повторного обращения для проведения экспертизы.
7. Финансирование экспертизы радиационной и ядерной безопасности осуществляется из средств эксплуатирующей организации или других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
8. Правила проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности определяются Правительством Республики Казахстан.
Статья 23. Объекты экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности
Экспертизе ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности подлежат:
1) проектная документация по выбору площадок размещения и строительству ядерных установок, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности;
2) проектная и эксплуатационная документация ядерных установок, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности, транспортных упаковочных комплектов;
3) проектная и эксплуатационная документация на техническую модернизацию ядерных установок, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности, транспортных упаковочных комплектов;
4) проектная и эксплуатационная документация по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности, транспортных упаковочных комплектов.
Статья 24. Аккредитация организаций, осуществляющих экспертизу безопасности деятельности в области использования атомной энергии
1. Уполномоченный орган проводит аккредитацию организаций, осуществляющих экспертизу безопасности деятельности в области использования атомной энергии.
2. По результатам проведения аккредитации выдается свидетельство об аккредитации. Срок действия свидетельства об аккредитации три года. Свидетельство об аккредитации включает область аккредитации, виды работ в области аккредитации, применяемые методики расчетов и программные средства.
3. Организация, осуществляющая экспертизу безопасности деятельности в области использования атомной энергии, должна иметь:
1) не менее пяти лет практического опыта работы в области аккредитации или деятельности, непосредственно связанной с областью аккредитации;
2) квалифицированный персонал, способный обеспечить выполнение работ в соответствующей области аккредитации;
3) программно-технические и/или методические средства для выполнения заявляемых видов работ.
4. Рассмотрение документов об аккредитации осуществляется уполномоченным органом в течение тридцати рабочих дней с момента их поступления в уполномоченный орган.
5. Основаниями для отказа в аккредитации заявителя являются:
1) наличие в представленных документах недостоверной информации;
2) несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан;
3) несоответствие квалификации персонала заявителя заявленной области аккредитации;
4) несоответствие методик расчета и программных средств заявленной области аккредитации;
5) наличие решения суда о запрете на занятие деятельностью по заявленному виду.
Решение об отказе в аккредитации может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.
6. Аккредитованные организации обязаны:
1) по запросу уполномоченного органа представлять документацию, связанную с осуществлением деятельности в области аккредитации;
2) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе выполнения работ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
7. Уполномоченный орган вправе отозвать свидетельство об аккредитации организации в случае нарушения (невыполнения) пункта 6 настоящей статьи.
8. Уполномоченный орган ведет реестр аккредитованных организаций, осуществляющих экспертизу безопасности деятельности в области использования атомной энергии.
9. Правила проведения аккредитации организаций, осуществляющих экспертизу безопасности деятельности в области использования атомной энергии определяются уполномоченным органом.
10. Аккредитованные организации при проведении экспертизы ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности применяют методики расчетов, согласованные с уполномоченным органом.
Глава 5. Радиоактивные отходы Статья 25. Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим
ядерным топливом
1. Все радиоактивные отходы, образующиеся на территории Республики Казахстан, должны быть захоронены таким образом, чтобы обеспечить радиационную защиту населения и окружающей среды на весь период времени, в течение которого они могут представлять потенциальную опасность.
2. Юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, которая приводит к образованию радиоактивных отходов, обязаны принимать меры к минимальному их образованию.
3. Безопасное размещение отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов должно предусматриваться проектной и технической документацией в качестве обязательного этапа любого вида деятельности, ведущего к образованию радиоактивных отходов.
4. Деятельность по обращению с радиоактивными отходами проводится на основании лицензии.
5. Юридические и физические лица на всех стадиях обращения с радиоактивными отходами и (или) отработавшим ядерным топливом обеспечивают выполнение требований ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии, а также международными соглашениями, ратифицированными Республикой Казахстан.
6. При обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом должны соблюдаться требования, установленные Экологическим кодексом Республики Казахстан.
7. Документы эксплуатирующей организации, относящиеся к обращению с радиоактивными отходами и (или) отработавшим ядерным топливом должны предусматривать разделение их на категории по отношению к физическим и химическим свойствам и потенциальному воздействию на персонал, население и окружающую среду.
8. Эксплуатирующая организация обеспечивает ведение реестра радиоактивных отходов и (или) отработавшего ядерного топлива, размещаемых в пункте хранения или захоронения. Реестр содержит сведения о массе или объеме, активности, радионуклидном составе и другие сведения, необходимые для точной идентификации размещаемых в пункте хранения или захоронения радиоактивных отходов и (или) отработавшего ядерного топлива и степени их потенциальной опасности.
9. Правила организации сбора, хранения и захоронения радиоактивных отходов, определяются уполномоченным органом.
Глава 6. Аварийная готовность и реагирование Статья 26. Аварийная готовность и реагирование
1. Национальный план реагирования утверждается Правительством Республики Казахстан и вводится в действие по решению уполномоченного органа:
1) в случае выхода или угрозы выхода факторов воздействия ядерной или радиационной аварии за пределы площадки размещения аварийной ядерной, радиационной или электрофизической установки;
2) при трансграничных ядерных или радиационных авариях, произошедших на территории другого государства, воздействие которых или угроза воздействия которых распространяется на территорию Республики Казахстан.
2. Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии определяет:
1) права и обязанности центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан, а также хозяйствующих субъектов в случае ядерной или радиационной аварии;
2) порядок действий и управление мероприятиями по готовности и реагированию на ядерные и радиационные аварии;
3) координацию действий организаций и государственных органов в случае ядерной или радиационной аварии и ликвидации их последствий.
3. При получении информации о соответствующей ядерной или радиационной аварии, уполномоченный орган незамедлительно информирует уполномоченный орган в сфере гражданской защиты о введении в действие Национального плана реагирования.
4. Эксплуатирующие организации разрабатывают и утверждают планы противоаварийных мероприятий в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В планах противоаварийных мероприятий обосновываются порядок действий и мероприятия по ликвидации последствий аварий и аварийных ситуаций и (или) минимизации возможного воздействия на персонал, население и окружающую среду в соответствии с категорией радиационной опасности ядерной, радиационной или электрофизической установки.
5. Эксплуатирующие организации на всех этапах обращения с объектами использования атомной энергии обеспечивают выполнение мер по аварийной готовности и реагированию.
6. В случае возникновения трансграничных аварий или инцидентов в области использования атомной энергии уполномоченный орган совместно с уполномоченным органом в сфере гражданской защиты принимает меры оповещения и реагирования в соответствии с международными соглашениями в области использования атомной энергии, ратифицированными Республикой Казахстан.
Глава 7. Заключительные положения Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 28. Возмещение вреда, причиненного вследствие ненадлежащего использования объектов использования атомной энергии
1. Вред, причиненный физическим и юридическим лицам в результате ненадлежащего использования объектов использования атомной энергии, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Физические и юридические лица, виновные в ненадлежащем использовании объектов использования атомной энергии, обязаны в установленном законодательством Республики Казахстан порядке возместить причиненный ущерб земле, воде, растительному и животному миру, включая затраты на рекультивацию земель и по восстановлению плодородия земли.
3. Ущерб, причиненный в результате ядерной аварии, подлежит возмещению в соответствии с международными соглашениями, ратифицированными Республикой Казахстан.
Статья 29. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 14 апреля 1997 года «Об использовании атомной энергии» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 7, ст. 83; 2004 г., № 23, ст. 142; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 18; № 8, ст. 52; 2009 г., № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; 2012 г., № 15, ст. 97; 2014 г., № 1, ст. 4; № 10, ст.52).
Президент |