Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 «О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан».
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики
Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 «О Государственной
программе по форсированному индустриально-инновационному
развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы и признании
утратившими силу некоторых указов Президента
Республики Казахстан»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 «О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» следующие изменения и дополнения:
в Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденной вышеназванным Указом:
в разделе «Содержание»:
дополнить пунктом 2.15 следующего содержания:
«2.15 Местное содержание»;
в разделе «Паспорт Программы»:
подраздел «Целевые индикаторы» изложить в следующей редакции:
«Целевые индикаторы
1) Увеличение ВВП в реальном выражении в 2014 году – не менее чем на 38,4 % к 2008 году, в номинальном выражении – на 26 трлн. тенге;
2) увеличение ВДС несырьевого сектора в реальном выражении к 2015 году составит не менее 39,5 % к уровню 2008 года;
3) увеличение обрабатывающей промышленности в реальном выражении к 2015 году составит 43,6 % к уровню 2008 года;
4) увеличение стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта – не менее чем на 30 % к уровню 2008 года;
5) увеличение производительности труда в обрабатывающей промышленности – не менее чем в 1,5 раза к уровню 2008 года в реальном выражении (в сопоставимых ценах 2008 года);
6) снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 10 % от уровня 2008 года.»;
в разделе «Основные направления реализации Программы»:
подраздел «1. Развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности»:
в главе «1.1 Диверсификация производства в «традиционных индустриях»:
в параграфе «Горно-металлургическая отрасль»:
после раздела «Целевые индикаторы» дополнить разделом следующего содержания:
«Показатели результатов реализации Программы
Прогноз структуры и объемов выпуска продукции черной металлургии:
№ п/п |
Наименование |
Ответственный государственный орган |
Ед. |
2008 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
к уровню 2008 г. % |
1 |
Чугун передельный, полученный путем прямого восстановления железа |
МИР |
тыс. тонн |
3195 |
3195 |
3195 |
3195 |
3195 |
3000 |
93,8 |
2 |
Плоский прокат из стали |
МИР |
тыс. тонн |
2826 |
2900 |
2900 |
2900 |
2900 |
3100 |
110 |
3 |
Жесть белая |
МИР |
тыс. тонн |
174 |
174 |
174 |
174 |
174 |
85 |
48,8 |
4 |
Оцинкованное железо |
МИР |
тыс. тонн |
526 |
526 |
526 |
526 |
526 |
573 |
108,9 |
5 |
Железо с полимерным покрытием |
МИР |
тыс. тонн |
58 |
58 |
58 |
58 |
58 |
78 |
134,4 |
6 |
Трубы |
МИР |
тыс. тонн |
104 |
104 |
164 |
434 |
434 |
215,4 |
207,1 |
7 |
Ферросплавы |
МИР |
тыс. тонн |
1590 |
1620 |
1654 |
1654 |
1654 |
1700 |
107 |
8 |
Титановые слитки |
МИР |
тыс. тонн |
- |
- |
- |
- |
- |
16 |
- |
Прогноз структуры и объемов выпуска продукции цветной металлургии:
№ п/п |
Наименование |
Ответственный государственный орган |
Ед. |
2008 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
к уровню 2008 г. % |
1 |
Первичный алюминий |
МИР |
тыс. тонн |
125 |
125 |
250 |
250 |
250 |
207 |
165,6 |
2 |
Катодная медь |
МИР |
тыс. тонн |
398,4 |
398,4 |
433,4 |
473,4 |
475 |
500 |
50,2 |
3 |
Катодное золото |
МИР |
кг |
20825 |
20825 |
35825 |
35825 |
35825 |
43184 |
207,3 |
4 |
Цинк необработанный |
МИР |
тыс. тонн |
365,6 |
365,6 |
365,6 |
365,6 |
370 |
370 |
101 |
5 |
Свинец |
МИР |
тыс. тонн |
105,8 |
105,8 |
105,8 |
205,8 |
205,8 |
205,8 |
195 |
»;
в параграфе «Химическая промышленность»:
после раздела «Целевые индикаторы» дополнить разделом следующего содержания:
«Показатели результатов реализации Программы
№ п/п |
Наименование |
Ответственный государственный орган |
Ед. изм. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
Организовано производство новых видов химической продукции |
МИР |
шт. |
- |
- |
5 |
5 |
5 |
6 |
2 |
Каустическая сода |
МИР |
тыс.тонн |
- |
- |
30 |
30 |
30 |
30 |
3 |
Хлор |
МИР |
тыс.тонн |
- |
- |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
10 |
4 |
Соляная кислота |
МИР |
тыс.тонн |
- |
- |
45 |
45 |
45 |
44,5 |
5 |
Гипохлорит натрия |
МИР |
тыс.тонн |
- |
- |
6,6 |
6,6 |
6,6 |
5 |
6 |
Минеральные удобрения |
МИР |
тыс.тонн |
251,7 |
254 |
257 |
260 |
260 |
400 |
7 |
Ввод мощностей по переработке и обогащению химического сырья |
МИР |
шт. |
- |
- |
- |
2 |
3 |
4 |
8 |
Серная кислота |
МИР |
тыс. тонн |
997 |
997 |
1177 |
1177 |
2527 |
2350 |
9 |
Аммонит |
МИР |
тыс.тонн |
- |
- |
- |
15 |
15 |
15 |
10 |
Биопрепараты и гуматы (стимуляторы роста) |
МИР |
тыс.тонн |
- |
- |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
»;
в параграфе «Атомная промышленность»:
после раздела «Целевые индикаторы» дополнить разделом следующего содержания:
«Показатели результатов реализации Программы
№ |
Наименование |
Ответственный государственный орган |
Ед. изм. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
1 |
Объем добычи урана |
МЭ |
тонн |
19449 |
21240 |
22320 |
23469 |
2 |
Обогащение урана на действующем предприятии по разделению изотопов на территории РФ |
МЭ |
млн. ЕРР |
0,3 |
2,5 |
||
3 |
Обеспеченность атомной отрасли профессиональными кадрами |
МЭ |
Кол-во |
100 |
100 |
100 |
100 |
»;
в главе «1.2 Развитие отраслей на базе внутреннего спроса»:
в параграфе «Машиностроение»:
после раздела «Целевые индикаторы» дополнить разделом следующего содержания:
«Показатели результатов реализации Программы
№ п/п |
Наименование |
Ответственный |
Ед. изм. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
1 |
Транспортное машиностроение, в том числе: |
МИР |
||||||
1.1 |
уровень локализации производства легковых автомобилей и комплектующих |
МИР |
% |
- |
5 |
10 |
20 |
30 |
1.2 |
производство дизельных локомотивов |
МИР |
ед. |
42 |
||||
1.3 |
производство пассажирских вагонов |
МИР |
ед. |
48 |
||||
2 |
Сельскохозяйственное машиностроение, в том числе: |
МИР |
||||||
1.1 |
производство комбайнов |
МИР |
ед. |
- |
258 |
565 |
590 |
650 |
1.2 |
производство тракторов* |
МИР |
ед. |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
Примечание: * ежегодное планируемое производство»;
пункт 1 в параграфе «Фармацевтическая промышленность»:
раздела «Целевые индикаторы» изложить в следующей редакции:
«1. Обеспечение 50 % внутреннего рынка отечественными лекарственными средствами до конца 2014 года в натуральном выражении. (ответственный государственный орган – МИР)»;
после раздела «Целевые индикаторы» дополнить разделом следующего содержания:
«Показатели результатов реализации Программы (ответственный государственный орган – МИР)
1) Модернизация действующих производств и строительство новых фармацевтических предприятий.
2) Внедрение международных стандартов качества на предприятиях фармацевтической промышленности «Надлежащая производственная практика» (GMP) – получение предприятиями соответствующих сертификатов.
3) Создание условий для импортозамещения фармацевтической и медицинской продукции на базе современных технологий в соответствии с международными стандартами (GMP):
в 2010 году подписание 7 долгосрочных договоров сроком до 7 лет, государственный закуп лекарственных средств и ИМН у отечественных производителей через Единого дистрибьютора;
в 2011 году организация государственного закупа медицинской техники у отечественных производителей.
4) Обеспечение отрасли квалифицированными кадрами – получение соответствующих сертификатов.»;
в параграфе «Строительная индустрия и производство строительных материалов»:
после раздела «Целевые индикаторы» дополнить разделом следующего содержания:
«Показатели результатов реализации Программы (ответственный государственный орган – МИР)
1) В цементном производстве выпуск цемента будет доведен к 2014 году до 7 млн. тонн в год на действующих и новых предприятиях, построены цементные терминалы, проведено техническое перевооружение действующих цементных заводов и сокращена степень износа основных средств до 30 %.
2) В производстве керамики к 2014 году выпуск керамических плиток будет доведен до 5,5 млн. кв. м в год, построен обогатительный комбинат по переработке глины мощностью 200 тыс. тонн в год.
3) В стекольном производстве будет начато строительство стекольного завода мощностью до 140 тыс. т/год.
4) В индустриальном строительстве будет построено к 2014 году 6 комбинатов индустриального строительства общей мощностью 900 тыс. м2 жилья в год.
5) Будут созданы не менее 60 малых и средних предприятий, производящих строительные материалы (окна и двери, ламинат, линолеум и пр.) и услуги (проектно-изыскательские, дизайнерские, отделочные и пр.), вокруг 6 комбинатов индустриального строительства в городах Актобе, Алматы, Астане и Шымкенте.»;
в главе «1.3 Поддержка отраслей, имеющих экспортный потенциал»:
в параграфе «Легкая промышленность»:
после раздела «Целевые индикаторы» дополнить разделом следующего содержания:
«Показатели результатов реализации Программы
№ п/п |
Наименование |
Ответственный государственный орган |
Ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
Количество занятых в отрасли |
МИР |
чел. |
15932 |
13700 |
13800 |
13985 |
14270 |
14555 |
12700 |
2 |
Объем производства текстильных изделий |
МИР |
млрд. тенге |
24,7 |
13,5 |
13,7 |
13,8 |
14,0 |
14,4 |
20,0 |
3 |
Объем производства одежды |
МИР |
млрд. тенге |
11,6 |
11,8 |
12,2 |
12,6 |
13,2 |
20,2 |
|
4 |
Объем производства кожаной и относящейся к ней продукции |
МИР |
млрд. тенге |
3,0 |
2,8 |
2,8 |
2,9 |
3,0 |
3,1 |
3,1 |
»;
в параграфе «Туристская отрасль»:
после раздела «Целевые индикаторы» дополнить разделом следующего содержания:
«Показатели результатов реализации Программы (ответственный государственный орган – МИР)
По итогам реализации задач будет достигнуто следующее:
1) увеличение совокупного дохода организаций, предоставляющих услуги в сфере туристской деятельности к 2015 году не менее, чем на 12 % от уровня 2008 года.
2) рост инвестиций в основной капитал в сфере туризма к 2015 году составит 30 % от уровня 2009 года.
3) ежегодный рост туристских услуг не менее чем на 10 % за счет строительства объектов туристской индустрии.
4) увеличение продолжительности пребывания посетителей составит в 2010 году – 5 %, в 2011 году – 8 %, в 2012 году – 10 %, в 2013 году – 12 %, в 2014 году – 15 % от уровня 2009 года.
5) увеличение количества посетителей составит в 2011 году – 210000, в 2012 году – 225000, в 2013 году – 370000, в 2014 году – 390000 отдыхающих в год от уровня 2010 года.
6) в 2011 году будет разработан профессиональный стандарт в сфере индустрии туризма.
7) выпуск специалистов для сферы туризма составит в 2011 году – 1000 человек, в 2012 году – 1100 человек, в 2013 году – 1200 человек, в 2014 году – 1300 человек.
8) в 2014 году будет разработана модель подготовки и сертификации гидов-экскурсоводов, подготовлены не менее 4-х туристских пакетов для участников и гостей Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017.».
раздел «Основные направления развития отрасли» изложить в следующей редакции:
«Развитие отрасли будет направлено на формирование конкурентоспособного туристского продукта и общей маркетинговой стратегии Казахстана, в том числе с учетом положений Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года; развитие кадрового потенциала туристской индустрии; реализацию комплекса мер по развитию отрасли туризма с учетом организации и проведения в городе Астане Международной специализированной выставки ЭКСПО - 2017.
Будет проведена работа по созданию современной инфраструктуры индустрии туризма посредством реализации следующих инвестиционных проектов:
комплексного развития горнолыжного курорта Шымбулак в городе Алматы для приема до 2000 человек в день;
строительства туристско-развлекательного комплекса в границах СЭЗ «Бурабай» Акмолинской области, где будут созданы условия для развития малого и среднего бизнеса в следующих направлениях:
1) оказание услуг в области оздоровления, развлечения, организации питания, предоставления гостиничных, экскурсионных, информационных, транспортных услуг;
2) оказание услуг в области культурно-познавательного, экологического, делового, спортивного и других видов туризма.
Секторальные и проектные меры государственной поддержки
Инфраструктурное и ресурсное обеспечение
В рамках создания конкурентоспособного туристского продукта и реализации общей маркетинговой стратегии предполагается:
1) строительство туристских центров, комплексов и объектов размещения в регионах;
2) создание инфраструктуры горнолыжного туризма;
3) стимулирование развития экологического туризма;
4) продолжение работы по упрощению визовых и регистрационных процедур, пограничного контроля для граждан из политически стабильных государств;
5) совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей развитие въездного и внутреннего туризма;
6) усовершенствование системы туристской статистики и отчетности;
7) продвижение казахстанского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках посредством участия в международных выставках, ярмарках и туристских мероприятиях.
В рамках создания конкурентоспособной инфраструктуры индустрии туризма будет:
1) разработан типовой проект строительства объектов придорожной инфраструктуры акиматами Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областей;
2) проработан вопрос перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса для строительства и размещения гольф-клуба на территории государственного национального природного парка «Бурабай».
Для развития условий активного отдыха будут реализованы проекты, предусмотренные в Мастер-плане кластерной программы развития туризма в Восточно-Казахстанской области, а также системных планах:
1) развития горнолыжных курортов близ города Алматы;
2) развития Щучинско-Боровской курортной зоны в Акмолинской области;
3) развития зоны отдыха «Кендерли» в Мангистауской области.
Обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами
Потребность в кадрах для туристской отрасли по 14 специальностям будет удовлетворена за счет их подготовки в вузах и 77 учебных заведениях ТиПО;
1) дополнительная потребность в кадрах (персонал развлечений, торгово-коммерческий персонал) для туристско-развлекательного комплекса в СЭЗ «Бурабай» Акмолинской области и туристической базы горнолыжного комплекса «Шымбулак» Алматинской области будет восполняться за счет подготовки кадров в учебных заведениях ТиПО и учебных центрах краткосрочной подготовки;
2) будут созданы условия для повышения качества туристского образования путем проведения аудита одного государственного вуза по сертификации качества туристского образования «UNWTO-TedQual» и разработки профессиональных стандартов в сфере индустрии туризма.
Развитие конкуренции
В целях развития конкуренции на рынке предоставления услуг для туристов будет обеспечено создание законодательных условий для укрупнения туристских операторов.
Создание привлекательных условий для инвестиций
Для развития отрасли туризма в Казахстане будут предусмотрены:
1) создание привлекательных условий для инвестиций;
2) упрощение административных формальностей для развития въездного и внутреннего туризма;
3) развитие экотуризма.
В рамках реализации комплекса мер по развитию отрасли туризма с учетом организации и проведения в городе Астане Международной специализированной выставки ЭКСПО – 2017 планируется:
1) проведение мероприятий по определению и анализу необходимых изменений в комплексный проект градостроительного планирования территории Бурабайского района Акмолинской области с учетом Системного плана развития Боровской курортной зоны;
2) внесение предложений по организации курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы туризма, а также проведение работы по созданию единой учебной программы для данных курсов;
3) создание новых туристских маршрутов для участников и гостей выставки.»;
подраздел «2. Ключевые меры поддержки развития приоритетных секторов»:
в главе «2.4 Развитие минерально-сырьевого комплекса»:
параграф «Целевые индикаторы» изложить в следующей редакции:
«Целевые индикаторы
1. Процент восполнения запасов основных видов полезных ископаемых (отношение выявленных запасов к погашенным, по нарастающей) в 2014 году – 50 %: в 2009 году – 23 %, в 2010 году – 25 %, в 2011 году – 25 %, в 2012 году – 30 %, в 2013 году – 0 %, в 2014 году – 50 % (ответственный государственный орган – МИР).
2. Обеспечение сельских населенных пунктов запасами подземных вод: в 2009 году – 30,8 %, в 2010 году – 30,8 %, в 2011 году – 33,5 %, в 2012 году – 43,2 %, в 2013 году – 49,5 %, в 2014 году – 57,3 % (ответственный государственный орган – МИР).
3. Наполнение Банка данных геологической информации в объеме до 95 % к 2015 году (ответственный государственный орган – МИР).»;
после параграфа «Целевые индикаторы» дополнить параграфом следующего содержания:
«Показатели результатов реализации Программы
№ п/п |
Наименование |
Ответственный государственный орган |
Ед. изм. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
Оценка прогнозных ресурсов: |
||||||||
1.1 |
золота |
МИР |
тонн |
102,8 |
110 |
105 |
108 |
0 |
100,4 |
1.2 |
меди |
МИР |
тыс. тонн |
0,95 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1.3 |
полиметаллов |
МИР |
тыс. тонн |
4,95 |
6,1 |
3,6 |
6,1 |
0 |
5,2 |
2 |
Прирост запасов: |
||||||||
2.1 |
золота |
МИР |
тонн |
10,161 |
10 |
1 |
13,5 |
0 |
15 |
2.2 |
меди |
МИР |
тыс. тонн |
561,7 |
150 |
100 |
105 |
0 |
110 |
2.3 |
полиметаллов |
МИР |
тыс. тонн |
0 |
0 |
0 |
115 |
0 |
120 |
3 |
Количество сел для обеспечения запасами подземных вод |
МИР |
село |
- |
- |
52 |
0 |
341 |
216 |
4 |
Доразведка с переоценкой запасов месторождений подземных вод для обеспечения запасами подземных вод крупных населенных пунктов и групповых водопроводов |
МИР |
место рождение |
2 |
4 |
12 |
0 |
35 |
30 |
5 |
Оцифровка геологической информации |
МИР |
Тб |
- |
- |
- |
- |
- |
20 |
»;
в главе «2.10 Развитие инноваций и содействие технологической модернизации»:
параграф «Целевые индикаторы» изложить в следующей редакции:
«Целевые индикаторы
№ п/п |
Наименование |
Ответственный государственный орган |
Ед. изм. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
Количество международно–признанных патентов до 30 к 2015 году |
МИР |
ед. |
5 |
5 |
10 |
10 |
|
2 |
Количество внедренных новых технологий и опытно–конструкторских разработок к 2015 году до 150 и 110 соответственно |
МИР |
ед. |
20 |
50 |
60 |
20 |
|
3 |
Инновационная инфраструктура к 2015 году: |
МИР |
ед. |
|||||
отраслевые центры – 2 |
МИР |
1 |
1 |
|||||
конструкторские бюро – 3 |
МИР |
1 |
1 |
1 |
||||
технопарки – 4 |
МИР |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
центры коммерциализации – 70 |
МИР |
9 |
15 |
21 |
25 |
|||
4 |
Уровень инновационной активности предприятий к 2015 году – 10 % |
МИР |
% |
4,2 |
4,8 |
6,8 |
8,8 |
10 |
5 |
Высокотехнологичные производства совместно с крупными зарубежными компаниями |
МИР |
ед. |
- |
- |
1 |
- |
1 |
6 |
Количество проектов, реализованных через инновационную инфраструктуру: |
МИР |
ед. |
|||||
Центры коммерциализации |
МИР |
7 |
15 |
28 |
40 |
|||
Технопарки |
МИР |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
||
Конструкторские бюро: |
МИР |
5 |
10 |
15 |
20 |
1 |
||
- количество приобретенной конструкторской документации |
МИР |
6 |
8 |
8 |
10 |
2 |
||
- количество разработанной конструкторской документации |
МИР |
- |
4 |
6 |
10 |
15 |
||
7 |
Государственные расходы на науку и инновации в % от ВВП |
МИР |
% |
0,28 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
8 |
Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме ВВП |
МИР |
% |
0,51 |
0,6 |
0,7 |
0,85 |
1,0 |
9 |
Затраты на технологические инновации в промышленности |
МИР |
млн. тенге |
31034 |
45000 |
60000 |
75000 |
98000 |
10 |
Увеличение количества инженерно–технического персонала на 100 тыс. человек общего населения страны к 2011 году |
МИР |
% |
- |
База |
1,0 |
2,0 |
5,0 |
11 |
Оценка эффективности затрат на разработку и внедрение технологических инноваций (соотношение объема инновационной продукции к объему затрат на технологические инновации) |
МИР |
2,7 |
3,9 |
5,13 |
6,48 |
8,6 |
|
12 |
Увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки от валового внутреннего продукта к 2015 году 1 % |
МИР |
% |
0,15 |
0,10 |
0,2 |
0,5 |
1 |
13 |
Динамика осведомленности населения Республики Казахстан о проводимой инновационной политике в Республике Казахстан |
МИР |
% |
3 |
4 |
5 |
»;
после параграфа «Целевые индикаторы» дополнить параграфом следующего содержания:
«Показатели результатов реализации Программы (ответственный государственный орган – МИР)
1) Развитие системы содействия технологической модернизации путем формирования спроса на новые технологии, предложения инноваций и внедрения и распространения инноваций.
К 2015 году будут апробированы модели коммерциализации результатов технологических исследований и бизнес-инкубирования начинающих высокотехнологичных компаний в количестве не менее 150 проектов; созданы основы национальной сети трансферта технологий; привлечено порядка 50 передовых зарубежных технологий; количество приобретенной конструкторско-технологической документации, лицензий и патентов на инновационные технологии составит не менее 100. Будет запущена система предоставления инновационных грантов, в том числе, ориентированных на содействие повышению эффективности действующих производств; сформирована сеть инновационных предприятий МСБ – поставщиков высокотехнологичной продукции в количестве не менее 100 и профинансировано не менее 50 инновационных проектов. Кроме того, будут созданы не менее 15 предприятий МСБ, ориентированных на поставку товаров и услуг для отраслеобразующих проектов.
2) Создание собственных компетенций через технологическое прогнозирование и планирование, ориентирование прикладной науки на потребности бизнеса и формирование инновационных кластеров.
К 2015 году будет создана национальная система научно-технологического прогнозирования, разработаны межотраслевой научно-технологический план, региональные и отраслевые программы развития инноваций; созданы не менее 2 национальных инновационных кластеров, включающих не менее 10 крупных научно-исследовательских институтов и центров, 30 инновационных компаний, 4 бизнес-инкубатора; внесены изменения в законодательство с целью создания стимулов для инвестирования в НИОКР; внедрены принципы системной работы с отечественными инноваторами и потребителями инноваций.
3) Развитие инновационной среды путем повышения координации элементов НИС, пропаганды инновационной активности и совершенствования законодательной базы.
К 2015 году будет создана система сквозного принятия решений и координации инновационной деятельности путем усиления роли уполномоченного органа в сфере инновационного развития; формирования эффективной национальной системы управления инновационно-технологическим развитием, включающей отраслевой и региональный уровни; создания системы экспертного принятия решений через Совет по технологической политике, технологические отраслевые и научные советы; создания единого национального оператора по технологическому развитию; разработки и реализации долгосрочного комплекса мер по информационному и пропагандистскому обеспечению процессов инновационного развития; внедрения принципов системной работы с иностранными высокотехнологичными инвесторами и изобретателями.»;
в главе «2.12 Привлечение инвестиций и развитие специальных экономических зон»:
параграф «Целевые индикаторы» изложить в следующей редакции:
«Целевые индикаторы
1. Количество привлеченных целевых инвесторов из списка компаний, включенных в Global-2000: в 2010 году – 2, в 2011 году – 3, в 2012 году – 4, в 2013 году – 4, в 2014 году – 5 (ответственный государственный орган – МИР).
2. Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающую промышленность увеличатся не менее чем на 10 %: в 2008 году – 100 %, в 2009 году – 101 %, в 2010 году – 103 %, в 2011 году – 105 %, в 2012 году – 107 %, в 2013 году – 109 %, в 2014 году – 110 % (ответственный государственный орган – МИР).
3. Среднегодовой темп роста объемов освоенных инвестиций в основной капитал предприятий на территориях СЭЗ за период с 2008 по 2014 годы составит не менее 40 % (ответственный государственный орган – МИР).
4. Рост объема производства товаров и услуг (работ) на территориях СЭЗ в 2014 году по отношению к 2008 году составит 80 % (ответственный государственный орган – МИР).
5. Ежегодный рост объемов производства товаров и услуг (работ) на территориях индустриальных зон составит не менее 20 % (ответственный государственный орган – МНЭ).
6. Ежегодный рост количества рабочих мест на территории СЭЗ составит не менее 15 % (ответственный государственный орган – МИР).
7. Реализация инвестиционных проектов с применением механизма государственно-частного партнерства увеличится в 2015 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2008 годом (ответственный государственный орган - МНЭ).
8. Отечественные и иностранные инвестиции в несырьевые секторы экономики (обрабатывающая промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции, услуги) увеличатся не менее чем на 30 % к 2020 году: в 2009 году – 100 %, в 2010 году – 103 %, в 2011 году – 106 %, в 2012 году – 109 %, в 2013 году – 112 %, в 2014 году – 115 % (ответственные государственные органы – МИР, МНЭ).
9. Увеличение объема прямых иностранных инвестиций к валовому внутреннему продукту на пять процентных пунктов: в 2009 году – 17,2 %, в 2010 году – 17,3 %, в 2011 году – 17,4 %, в 2012 году – 17,5 %, в 2013 году – 13,0 %, в 2014 году – 13,5 % (ответственные государственные органы – МИР, НБ).
10. Диверсификация источников инвестиций (7 основных стран инвесторов с долей каждой страны 5 % и более): в 2009 году – 5 ед., в 2010 году – 5 ед., в 2011 году – 6 ед., в 2012 году – 6 ед., в 2013 году – 7 ед., в 2014 году – 7 ед. (ответственный государственный орган – МИР).
11. Заключение соглашений с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций: в 2009 году – 1 шт., в 2010 году - 2 шт., в 2011 году – 2 шт., в 2012 году – 2 шт., в 2013 году – 2 шт., в 2014 году – 2 шт (ответственные государственные органы – МНЭ, МИР).
12. Создание до конца 2011 года двух СЭЗ: в городе Караганде на базе Индустриального парка (для развития металлургии и металлообработки) и «Приграничная торгово-экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота», как основной части логистического каркаса Западная Европа – Западный Китай (для развития различных видов обрабатывающих производств и транспортно-логистических услуг) (ответственный государственный орган – МИР).
13. Создание до конца 2014 года трех индустриальных зон в Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях с различной отраслевой направленностью (ответственный государственный орган – МНЭ).
14. Увеличение количества участников на ИЗ до 42 к 2015 году: в 2009 году – 1 шт., в 2010 году - 1 шт., в 2011 году - 10 шт., в 2012 году - 20 шт., в 2013 году – 30 шт., в 2014 году – 42 шт. (ответственный государственный орган – МНЭ).
15. Увеличение инвестиций в производство со среднегодовым темпом роста объемов освоенных инвестиций в основной капитал предприятий на территориях ИЗ за период с 2008 по 2014 годы составит не менее 20 % (ответственный государственный орган – МНЭ).»;
после параграфа «Целевые индикаторы» дополнить параграфом следующего содержания:
«Показатели результатов реализации Программы
№ п/п |
Наименование |
Ответственный государственный орган |
Ед.изм. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
Разработка Концепции проекта Закона Республики Казахстан по внесению изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам стимулирования инвестиций |
МИР |
количество |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
2 |
Заключение соглашений с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций |
МНЭ, МИР |
шт. |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Предусмотрение упрощенных условий визового режима для иностранных инвесторов согласно законодательству Республики Казахстан (инвесторская виза) |
МИД, МИР |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
|
4 |
Инвестиционный веб-портал с базой данных инвестиционных проектов на территории Республики Казахстан |
МИР, АО «KaznexInvest» |
количество |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
5 |
За период с 2011 года по 2014 год будут опубликованы рекламно-информационные статьи об инвестиционных возможностях Республики Казахстан, в том числе: |
||||||||
5.1 |
в казахстанских периодических изданиях |
МИР, АО «KaznexInvest» |
количество |
- |
- |
12 |
12 |
- |
12 |
5.2 |
в международных периодических изданиях |
МИР, АО «KaznexInvest» |
количество |
- |
- |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
До конца 2014 года будут созданы 3 новых СЭЗ |
МИР |
количество |
- |
- |
2 |
- |
- |
1 |
7 |
До конца 2014 года будут созданы 3 ИЗ с различной отраслевой направленностью |
МНЭ |
количество |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
8 |
Принятие Закона Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» |
МИР |
количество |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
9 |
До конца 2014 года будет организовано 30 торговых миссий |
МИР, АО «KaznexInvest» |
шт. |
2 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
10 |
До конца 2014 года будет проведено 60 маркетинговых исследований (бриф-анализы) с целью определения экспортных ниш для потенциальных рынков сбыта казахстанской продукции |
МИР, АО «KaznexInvest» |
шт. |
20 |
20 |
10 |
10 |
10 |
10 |
11 |
До конца 2014 года не менее 300 казахстанским предприятиям-экспортерам будет оказана государственная поддержка путем возмещения их затрат, связанных с выводом продукции на внешние рынки |
МИР, АО «KaznexInvest» |
количество предприятий |
- |
50 |
80 |
80 |
45 |
50 |
12 |
Обеспечение к 2015 году охвата финансовыми и страховыми услугами экспортных операций - до 2 % от объема несырьевого экспорта страны (95 млрд. тенге) |
МИР, АО «НУХ «Байтерек» |
млрд. тенге |
- |
3 |
9 |
17 |
27 |
39 |
после главы «2.14 Инструменты финансовой поддержки Программы» дополнить главой следующего содержания:
«2.15 Местное содержание
Краткий анализ текущей ситуации
Местное содержание – показатель доли, в стоимостном и процентном выражениях, местных товаров, услуг и трудовых ресурсов, используемых при осуществлении деятельности предприятиями на территории Республики Казахстан.
Отечественная обрабатывающая промышленность имеет потенциал для насыщения внутреннего рынка отечественной конкурентоспособной продукцией, однако на сегодняшний день объем производства и, соответственно, закупа отечественных товаров, работ и услуг незначителен по сравнению с объемом импортируемых товаров, работ и услуг.
Как показывает международный опыт, на этапе становления экономики в рамках переходного периода (США, Бразилия, Норвегия и т.д.), эффективное государственное регулирование хозяйственных отношений может принести положительные экономические результаты, при этом государственная политика не должна быть ограничена исключительно мерами воздействия на потребителей, но и параллельно должна обеспечивать развитие производственного потенциала отечественной промышленности.
Анализ международной практики развития местного содержания показывает, что в основном государственная политика в вопросах развития местного содержания должна быть направлена на:
1) организацию совместной работы Правительства, местных производителей, инвесторов и активное вовлечение компаний покупателей местной продукции и услуг;
2) изучение потребностей рынка на основе анализа потребностей государственных органов и крупных хозяйствующих субъектов;
3) разработку системных мер в целях поддержки отечественного производства, защиты внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности товаров и услуг, повышение эффективности системы образования, ориентированной на реальные нужды рынка труда;
4) определение целевых показателей по этапам программы развития местного содержания, и их постоянный контроль.
Общий объем закупа товаров, работ и услуг (далее – ТРУ) согласно данным отчетностей субъектов мониторинга местного содержания (государственные органы, недропользователи, концессионеры, национальные компании и системообразующие предприятия) в 2012 году составил 8711,6 млрд. тенге, в том числе у отечественных поставщиков – 4954,3 млрд. тенге. Доля местного содержания в товарах, работах и услугах составила 56,9 %, что на 1,6 % больше, чем в 2011 году и на 8,6 % больше данных 2010 года. При этом:
1) товаров закуплено на общую сумму 3432,4 млрд. тенге, в том числе местных товаров закуплено на сумму 1184,0 млрд. тенге, доля местных товаров составила 34,5 %, что на 324,8 млрд. тенге больше, чем в 2011 году и на 334,1 млрд. тенге больше, чем в 2010 году;
2) работ приобретено на общую сумму 2466,0 млрд. тенге, из них доля местных работ составила 60,9 % – это меньше показателя 2011 года на 4,5 %, но в денежном эквиваленте больше на 401,9 млрд. тенге – 1501,4 млрд. тенге;
3) услуг оказано на общую сумму 2813,1 млрд. тенге, из них местными поставщиками оказано услуг на сумму 2268,8 млрд. тенге, доля местных услуг составила 80,7 %. Для сравнения, в 2011 году местными поставщиками оказано услуг меньше на 238,1 млрд. тенге или на 6,9 %.
Основная задача
1. Систематизация государственной политики развития местного содержания, совершенствование нормативно-правовой базы.
2. Оказание сервисной поддержки отечественным производителям.
3. Анализ и прогнозирование путей дальнейшего развития отечественного производства.
4. Содействие в реализации проектов по освоению производства наиболее востребованных на внутреннем рынке товаров и услуг и модернизации действующих производств.
Целевые индикаторы
№ п/п |
Наименование |
Ответственный государственный орган |
Ед. изм. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
Доля местного содержания в закупках государственных органов: |
|||||||
товаров |
МИР |
% |
50 |
42,1 |
43 |
44 |
43 |
|
работ и услуг |
% |
80 |
85,9 |
86,9 |
88 |
87 |
||
2 |
Доля местного содержания в закупках национального управляющего холдинга, национальных холдингов и компаний: |
|||||||
товаров |
МИР |
% |
51 |
46,2 |
47 |
47 |
49 |
|
работ и услуг |
% |
75 |
67,7 |
73,3 |
75 |
78 |
||
3 |
Доля местного содержания в закупках системообразующих предприятий: |
|||||||
товаров |
МИР |
% |
47 |
14,2 |
15 |
16 |
15 |
|
работ и услуг |
% |
83,7 |
62,6 |
68,2 |
70 |
68 |
||
4 |
Доля местного содержания в сфере недропользования в горнорудном комплексе: |
|||||||
товаров |
МИР |
% |
13,4 |
11 |
13 |
14 |
12 |
|
работ и услуг |
% |
77,5 |
71,4 |
74,8 |
76 |
74 |
||
5 |
в нефтегазовом комплексе (без учета NCOC, КПО и ТШО): |
|||||||
товаров |
МИР |
% |
10,5 |
8 |
11 |
13 |
16 |
|
работ и услуг |
% |
57,0 |
65 |
67,5 |
70 |
72,5 |
||
6 |
Казахстанский персонал: |
|||||||
менеджеры высшего звена |
МИР |
% |
- |
30 |
40 |
60 |
70 |
|
менеджеры среднего звена, инженерно-технический персонал и рабочие специальности |
% |
- |
60 |
70 |
80 |
90 |
Показатели результатов реализации Программы
№ п/п |
Наименование |
Ответственный государственный орган |
Ед. изм. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
Совершенствование законодательства в части местного содержания |
МИР |
проект постановления Правительства Республики Казахстан |
- |
1 |
8 |
6 |
4 |
2 |
Количество форумов, совещаний и конференций по вопросам местного содержания |
МИР |
количество |
- |
5 |
5 |
5 |
20 |
3 |
Количество проектов отечественных производителей, которым оказаны меры государственной поддержки |
МИР |
количество |
- |
- |
- |
- |
28 |
4 |
Количество аналитических исследований с целью развития отечественного производства |
МИР |
аналитические отчеты |
- |
7 |
7 |
7 |
5 |
5 |
Количество аналитических материалов по проведенным закупкам ТРУ субъектами мониторинга по местному содержанию |
МИР |
отчеты и рекомендации |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
Количество проектов по освоению новых производств, запущенных при государственном содействии |
МИР |
количество |
- |
3 |
6 |
12 |
10 |
Стратегия действий
Реализация проводится в три этапа, с 2010 по 2014 годы.
1. Первый этап – 2010 – 2011 годы:
1) согласование и утверждение уполномоченным государственным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности модели управления по реализации Программы развития местного содержания, организация состава участников (членов Управляющего и Исполнительного комитета, секторальных комитетов по 10 стратегическим темам, утверждение устава участников Программы, с описанием процесса работы, целевых показателей, Плана работы с указанием целей и задач);
2) анализ спроса и предложения товаров, работ и услуг в проектах недропользования: анализ данных по крупным проектам недропользования, с целью составления графика освоения производства необходимых товаров, работ и услуг, с учетом планируемых сроков, по трем основным направлениям: 1) товары и услуги; 2) кадры; 3) инфраструктура поддержки проектов, в результате определение необходимых товаров и услуг, кадров, и инфраструктуры;
3) изучение перечня отсутствующих на внутреннем рынке товаров и услуг, а также качеству существующего предложения по трем вышеуказанным направлениям: товары и услуги, кадры и инфраструктура;
4) выделение приоритетных категорий товаров и услуг для развития на внутреннем рынке;
5) определение необходимых мероприятий для создания новых, развития имеющихся в производстве товаров и услуг, решения вопросов, связанных с улучшением инфраструктуры, ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг, модернизации существующих предприятий;
6) разработка отраслевых и региональных планов развития местного содержания на краткосрочную (до 1 года) и среднесрочную (до 5 лет) перспективу и согласование их с уполномоченным органом;
7) разработка механизма и модели по созданию и внедрению новых видов продукции и услуг на базе существующих и создаваемых предприятий государственного и квазигосударственного секторов;
8) определение потенциальных компаний из числа существующих для развития местного производства товаров и услуг согласно мониторинга.
2. Второй этап – 2012 год:
1) реализация планов подготовки производства, услуг и повышения квалификации кадров, необходимых при проведении операций по недропользованию;
2) реализация проектов по дальнейшему развитию предприятий малого и среднего бизнеса, включения их в цепочку поставок нефтегазовым и сервисным компаниям.
3. Третий этап – 2013 – 2014 годы:
1) систематизация государственной политики развития местного содержания и совершенствование нормативной правовой базы с учетом активизации интеграционных процессов;
2) усиление мер, направленных на повышение качества отечественной продукции, развитие производственного потенциала местных компаний;
3) увеличение местного содержания в закупках государственных органов, национальных компаний и холдингов, системообразующих предприятий, недропользователей, а также в рамках крупных национальных программ и проектов в течение переходного периода;
4) оказание организационной и сервисной поддержки отечественным производителям;
5) содействие в реализации проектов по созданию/развитию производства необходимых товаров, работ и услуг, модернизации действующих производств и обеспечению отечественных производителей долгосрочными заказами.»;
в подразделе «4. Обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в развитии приоритетных секторов экономики»:
параграф «4.1.2 Механизмы реализации Программы на республиканском уровне»:
«Программу форсированной модернизации действующих и создания новых производств – «Производительность 2020» изложить в следующей редакции:
Проектные меры поддержки.
Модернизация действующих и создание новых конкурентоспособных производств в рамках направления «Производительность 2020»
Целью является повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в приоритетных секторах экономики путем увеличения производительности труда.
Меры государственной поддержки в рамках направления «Производительность 2020» будут заключаться в:
1) оплате за разработку или экспертизу комплексного плана инвестиционного проекта;
2) предоставлении долгосрочного лизингового финансирования;
3) предоставлении инновационных грантов;
4) сервисной поддержке:
оплата за обучение топ-менеджеров предприятий по вопросам повышения производительности труда и энергоэффективности;
софинансирование проведения технической диагностики предприятия;
возмещение затрат за техническое нормирование труда;
возмещение части затрат по сертификации продукции и систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами (API, ASTM, GMP, EN).
Реализация инструментов будет осуществляться операторами инструментов.
Механизмы, порядок и условия предоставления инструментов будут определяться Правительством Республики Казахстан соответствующими Правилами.
Меры государственной поддержки будут предоставляться предприятиям, реализующим и (или) планирующим реализовать инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики.
Операторами инструментов будут являться юридические лица, определяемые Правительством Республики Казахстан.
Администратором направления «Производительность 2020» будет Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
Услуги операторов будут возмещаться из бюджета.».
2. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
3. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
Президент
Республики Казахстан Н.Назарбаев