О проекте Указа Президента Республики Казахстан "Об утверждении Государственной программы инфраструктурного развития "Нұрлы Жол" на 2015 - 2019 годы и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 1400

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» на 2015 – 2019 годы и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ».

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Об утверждении Государственной программы инфраструктурного
развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы и внесении дополнения
в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года
№ 957 «Об утверждении Перечня государственных программ»

      ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Государственную программу инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы (далее – Программа).
      2. Правительству Республики Казахстан:
      1) в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Программы;
      2) представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга и оценки Программы в сроки и порядке, установленные Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан».
      3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
      4. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ» (САПП Республики Казахстан, 2010 г., № 25-26, ст.185; 2011 г., № 3-4, ст.39; 2012 г., № 9, ст.171; № 47, ст.626; 2013 г., № 11, ст.200; № 55, ст.768; 2014 г., № 25, ст.189; № 49-50, ст.501) следующее дополнение:
      Перечень государственных программ, утвержденный вышеназванным Указом, дополнить строкой, порядковый номер 12, следующего содержания:

«12.

«Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы»

Министерство национальной экономики Республики Казахстан

до 10 декабря 2014 года

2015-2019 годы

до 30 декабря 2014 года».

      5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
      6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

      Президент
      Республики Казахстан                       Н.Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА     
Указом Президента 
Республики Казахстан
«  »     2014 года №

Государственная программа
инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 – 2019 годы

      1. Паспорт Программы
      2. Введение
      3. Анализ текущей ситуации
      4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы
      5. Основные направления, пути достижения поставленных целей и соответствующие меры
      6. Этапы реализации Программы
      7. Необходимые ресурсы.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 – 2019 годы

Основание для разработки

Пункт 4 Общенационального плана по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол – Путь в будущее»

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

Министерство национальной экономики Республики Казахстан

Государственные органы, ответственные за реализацию Программы

Центральные и местные государственные органы

Цель Программы

Формирование единого экономического рынка путем интеграции макрорегионов страны на основе выстраивания эффективной инфраструктуры на хабовом принципе в целях обеспечения долгосрочного экономического роста Казахстана

Задачи

1. Создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры по лучевому принципу.
2. Развитие индустриальной инфраструктуры и туристской инфраструктуры.
3. Укрепление энергетической инфраструктуры в рамках Единой электроэнергетической системы.
4. Модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения.
5. Повышение доступности жилья для граждан.
6. Развитие инфраструктуры сферы образования.
7. Повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательства.

Сроки реализации

2015 – 2019 годы

Целевые индикаторы

Достижение следующих целевых индикаторов:
1) в 2019 году обеспечение роста ВВП на 32,7 % к 2014 году;
2) в 2015 – 2019 годах создание рабочих мест на 402,6 тыс. чел., в том числе:
постоянных – 94 тыс. чел.;
временных – 308,6 тыс. чел.
3) в 2019 году повышение рейтинга ВЭФ по качеству базовой инфраструктуры до 53 места.

Источники и объемы финансирования

Общие расходы за счет Национального фонда Республики Казахстан составят:
в 2015 году – 621 млрд. тенге
в 2016 году – 525 млрд. тенге
в 2017 году – в эквиваленте до 3 млрд. долларов США.
Индикативный объем софинансирования за счет средств международных финансовых институтов составит порядка 8,97 млрд. долларов США.
Финансирование за счет собственных средств национальных компаний и институтов развития составит 215,1 млрд. тенге, в том числе:
в 2015 году – 31,3 млрд. тенге
в 2016 году – 30,6 млрд. тенге
в 2017 году – 61,1 млрд. тенге
в 2018 году – 72,1 млрд. тенге
в 2019 году – 20 млрд. тенге.

2. Введение

      Настоящая Государственная программа по инфраструктурному развитию «Нұрлы жол» на 2015 – 2019 годы (далее – Программа) разработана в целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол – путь в будущее».
      Программа направлена на формирование единого экономического рынка Казахстана путем интеграции макрорегионов страны по принципу хабов.
      Развитие и интеграция макрорегионов будут обеспечены на основе эффективного развития транспортной, индустриальной, жилищной, социальной и энергетической инфраструктур.
      В этой связи Программа предусматривает четкие приоритетные направления и конкретные проекты в сфере инфраструктурного развития и поддержки деловой активности.
      В автодорожной, железнодорожной отраслях и энергетике будут реализованы приоритетные проекты, направленные на расширение внутреннего рынка страны, увеличение транзитного и экспортного потенциала, туризма, а также создание устойчивого, сбалансированного энергообеспечения макрорегионов страны.
      Развитие транспортно-коммуникационной, энергетической, социальной и жилищно-коммунальной сфер вызовет значительный спрос на стройматериалы, промышленную продукцию и оборудование, что потребует функционирования развитой индустриальной инфраструктуры.
      Развитие индустриальной инфраструктуры в рамках формирования макрорегионов окажет дополнительный стимул для роста инвестиций и диверсификации экономики, обеспечения занятости и предпринимательской активности.
      Формирование хабов в макрорегионах сопровождается значительным перетоком населения, что создает давление на рынок труда и инфраструктуру городов, в том числе и на жилищный фонд. Поэтому будет укреплена жилищная инфраструктура, обеспечена модернизация жилищно-коммунального хозяйства и сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения.
      Особое внимание будет уделяться развитию социальной инфраструктуры макрорегионов (школы, детсады, ВУЗы), так как инвестиции в человеческий капитал являются ключевым фактором устойчивого развития экономики и страны в целом.
      В этой связи Программа направлена на решение наиболее острых проблем в сфере образования – аварийных школ, трехсменного обучения, дефицита детских садов, а также материально-технической базы ВУЗов.
      В целях роста деловой активности будет продолжена поддержка по повышению доступности финансирования малого и среднего бизнеса, крупного предпринимательства в сфере обрабатывающей промышленности.
      В целом реализация Программы через увеличение государственных инвестиций в развитие инфраструктуры и отечественного бизнеса будет способствовать экономическому росту не только в краткосрочной перспективе, но и создаст предпосылки для устойчивого роста в долгосрочной перспективе, а также обеспечит сохранение существующих и создание новых рабочих мест в условиях ухудшения конъюнктуры на внешних рынках.
      Сопутствующие мероприятия для комплексного, синергетического эффекта от реализации инфраструктурных проектов будут осуществляться в рамках действующих программных документов (Государственная программа развития и интеграции транспортной инфраструктуры до 2020 года, Государственная программа индустриально-инновационного развития на 2015 – 2019 годы (далее – ГПИИР), Программа развития регионов до 2020 годаДорожная карта бизнеса – 2020Дорожная карта занятости – 2020Концепция топливно-энергетического комплексаГосударственная программа развития образования на 2011 – 2020 годы).

3. Анализ текущей ситуации

      В условиях повышения внешних рисков, связанных с замедлением темпов роста мировой экономики и ухудшения конъюнктуры мировых рынков, необходим поиск внутренних резервов для обеспечения устойчивого роста экономики Казахстана в среднесрочном периоде.
      Актуальность принятия новой экономической политики, основанной на развитии инфраструктуры, подтверждает международный опыт.
      Так, анализ проводимых в настоящее время реформ в крупнейших развитых и развивающихся экономиках мира свидетельствует о переориентации экономической политики на поддержку отраслей, которые создают наибольший мультипликативный эффект для роста экономики и занятости. Это, прежде всего, крупнейшие инфраструктурные проекты.
      На прошедших 8 – 12 октября 2014 года ежегодных встречах МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне (США) основной рекомендацией развитым и развивающимся странам стала необходимость поддержать в ближайшие годы развитие инфраструктуры как основного источника деловой и экономической активности.
      Развитие инфраструктуры также необходимо в целях эффективного использования географического расположения Казахстана и укрепления своего транзитного потенциала. Казахстан может укрепить свое преимущество за счет превращения в важную транспортно-экономическую артерию, соединяющую запад-восток и север-юг.
      По оценкам ОЭСР к 2030 году мировой ВВП удвоится, оборот международной торговли увеличится, что приведет к росту спроса на транспортные услуги. Объем авиаперевозок до 2030 г. будет расти на 4,7 % в год, грузовых авиаперевозок – на 5,9 %, морских контейнерных – на 6 %. Это потребует инвестиций в инфраструктуру (включая телекоммуникации и электросети) около 2,5 % мирового ВВП в год до 2030 г.
      В отчете ВЭФ «The Global Competitiveness Report 2014 – 2015» по критерию «качество базовой инфраструктуры» Казахстан занимает 62-е место из 144 стран мира.
      В этой связи, необходимо дальнейшее развитие базовой инфраструктуры в целях повышения эффективности экономики и роста деловой активности в стране.
      Эффективная реализация транзитного потенциала окажет значительный эффект на развитие индустриальной инфраструктуры: потребуются новые порты, комплексы по хранению и обработке товаров.
      Большая часть казахстанских автомобильных и железных дорог была спроектирована и построена в советский период. Так, система автомобильных и железных дорог была направлена в основном на связь юга и севера страны, что стало причиной слабого развития транспортных коммуникаций с другими регионами страны.
      Основными проблемами казахстанских автомобильных дорог являются их высокий износ, который на сегодня составляет 33 %, непопулярность казахстанских коридоров ввиду их низкой пропускной способности.
      С ростом автомобилизации в стране остро встал вопрос безопасности дорожного движения. Стандартизованный коэффициент смертности в ДТП на 100 тыс. населения на автомобильных дорогах страны за 2013 год составил 17,5 человек, тогда как в странах ОЭСР, находящихся в пределах 90-х позиций по индексу «качество дорог», показатели данного индикатора составляют 5,1 человека.
      Слабая пропускная способность основных транспортно-логистических узлов на западе и юге страны, связанная с нехваткой логистических мощностей, длительностью таможенно-административных процедур и мультимодальных систем транспортировки, оказывает негативное влияние на транзитный потенциал страны.
      Для снижения износа автодорог за период с 2001 по 2012 годы отремонтировано 45,2 тыс. км автодорог общего пользования, из них полностью восстановлено 14,8 тыс. км, что привело к улучшению состояния автодорог общего пользования на 31 %. Также в этот период более четверти местной сети подвергнуто ремонтно-восстановительным работам.
      Ведутся работы по строительству республиканских трасс для улучшения сообщений Астаны с регионами. Так, по направлению «Центр-Юг» работы ведутся на 273 км автодорог, по проекту «Центр-Восток» реконструкцией охвачены 570 км, в западном направлении ведутся работы на дороге Актау – Бейнеу, которые планируется завершить в 2016 году.
      Реализация проектов автодорожной отрасли с привлечением займов международных финансовых организаций позволила внедрить новые технологии и материалы (цементобетон, монолитное мостостроение, щебеночно-мастичный асфальтобетон, ресайклинг и др.), которые значительно увеличивают жизненный цикл асфальтобетонных дорог до 20 лет, а цементобетонных до 25 лет. Впервые были применены методы управления проектом строительства на принципах Международной федерации инженеров-консультантов (International Federation of Consulting Engineers – FIDIC).
      Реализация приоритетных автодорожных проектов в рамках настоящей Программы позволит сформировать целостную и эффективную инфраструктуру автомобильных дорог Республики Казахстан, дополнить мероприятия действующей Государственной программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы до 2020 года, обеспечить полноценную интеграцию макрорегионов страны.
      Основная часть железных дорог, которая составляет более 60 % от всей сети железнодорожного полотна, также характеризуется низкой пропускной способностью ввиду их «однопутности», а также отсутствием электрифицированных линий большей части железных дорог (порядка 70%).
      За годы независимости Казахстана построены железнодорожные линии «Аксу – Дегелен», «Хромтау – Алтынсарин», «Шар – Усть-Каменогорск», «Узень – государственная граница с Туркменистаном» и «Жетыген – Коргас» общей протяженностью 1182 км.
      Однако действующая железнодорожная инфраструктура не позволяет обеспечить эффективную и рациональную транспортировку грузов. К примеру, путь из Алматы в Атырау лежит через все южные регионы и занимает более двух с половиной суток. Чтобы из Астаны добраться до Кызылорды необходимо проехать лишние 1000 км. Открытое в текущем году сообщение Жезказган – Бейнеу впервые связало север и запад страны.
      В связи с чем необходимы дополнительные железные дороги для избежания «простоя» поездов в пути, строительство отдельных веток к основным магистральным железнодорожным путям для охвата отдаленных транзитных узлов.
      Развитие транспортной инфраструктуры позволит снизить издержки бизнеса и предприятий на транспортные услуги, увеличить возможности для экспорта продукции и сократить экономическое расстояние между производителями и потребителями.
      Развитость индустриальной инфраструктуры является необходимым условием эффективной деятельности специальных экономических зон (далее - СЭЗ), индустриальных зон и туристских кластеров как экономических точек роста в регионах. Незавершенность инфраструктуры большинства СЭЗ отрицательно сказывается на реализации государственных программ по диверсификации экономики.
      Развитие таких СЭЗ, как СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (далее – СЭЗ «НИНТ») и СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» может прямо воздействовать на увеличение транзитного потенциала и развитие нефтехимической отрасли, которые являются приоритетными задачами государственных программ индустриально-инновационного развития транспортной инфраструктуры.
      В Казахстане сформировано 10 СЭЗ. На развитие инфраструктуры СЭЗ до 2014 года из государственного бюджета было выделено 175,8 млрд. тенге.
      При этом, полностью инфраструктурой обеспечены только 3 СЭЗ («Бурабай», «Сарыарка», «Оңтүстік»).
      В остальных 7-ми СЭЗ («НИНТ», «Хоргос – Восточные ворота», «Павлодар», «Морпорт-Актау», «Парк инновационных технологий», «Астана –новый город», химический парк «Тараз») готовность инфраструктуры находится на различных стадиях.
      На территории действующих СЭЗ функционирует 115 производств и 73 проекта находятся на стадии реализации. Участниками СЭЗ осуществлено инвестиций в объеме 251 млрд. тенге. Объем произведенной продукции составляет около 600 млрд. тенге. Создано порядка 6 тыс. рабочих мест.
      В целях развития современной нефтегазохимической отрасли страны на площадке СЭЗ «НИНТ» осуществляется ускоренное формирование первого нефтегазохимического комплекса. В рамках создания нефтехимического кластера на территории СЭЗ «НИНТ» реализуется 4 основных проекта: по производству полипропилена (1 фаза) и полиэтилена (2 фаза) на базе интегрированного газохимического комплекса с завершением его строительства в 2019 году по производству полимерной продукции, а также начата реализация проекта по производству бутадиена.
      Создание СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» в технологической увязке с железнодорожной дорогой «Жетыген – Коргас», автомобильным коридором «Западная Европа – Западный Китай» позволит сформировать мощный индустриально-логистический хаб, который обеспечит кратчайший доступ в Европу и Азию.
      Индустриальные зоны выполняют роль региональной инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса, диверсификации экономики регионов.
      Развитие индустриальных зон позволит консолидировать усилия бизнеса, создать партнерские отношения между субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства за счет целенаправленного привлечения крупного бизнеса в качестве локомотивов развития индустриальных зон.
      В Казахстане создано 25 индустриальных зон. Из них по состоянию на начало 2014 года функционируют 10 индустриальных зон: «Талдыкорган», «Боралдай», «Арна», «Даму» (Алматинская область); «Өндіріс», «по улице машиностроителей» (Восточно-Казахстанская область); «Оңтүстік», «Кентау», «Түркістан» (Южно-Казахстанская область); «Индустриальный парк № 1» (город Астана).
      Страна имеет богатый туристско-рекреационный потенциал, который не используется ввиду недостаточного развития инфраструктуры перспективных туристских зон.
      Доля сферы туризма в валовом внутреннем продукте (подсчитываются только услуги по проживанию и питанию) составляет около 0,3 %. В 2012 году объем доходов от туристской деятельности составил 151,7 млрд. тенге, что почти в 2 раза больше 2008 года (77,6 млрд. тенге). Количество занятых в отрасли составило 129 000 человек.
      В соответствии с Концепцией развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года определены 5 туристических кластеров: «Астана», «Алматы», «Восточный Казахстан», «Южный Казахстан» и «Западный Казахстан».
      Для создания полноценных туристических кластеров необходимо развитие соответствующей туристской инфраструктуры в регионах.
      Рост энергопотребления и развитие генерирующих мощностей в Республике Казахстан, а также повышение качества и надежности энергоснабжения требуют дальнейшего развития энергетической инфраструктуры.
      Единая электроэнергетическая система (далее – ЕЭС) Казахстана условно разделена на три зоны: северную, южную, западную.
      Порядка 78% электроэнергии производится в северной энергетической зоне, 66% используется в том же индустриальном регионе. При этом потребление в южной зоне в 2013 году превысило производство почти в два раза.
      Однако существующей пропускной способности двух линий электропередачи 500 кВ «Север-Юг» недостаточно для покрытия пиковых нагрузок в южной энергетической зоне из северной зоны.
      Для повышения надежности и стабильного обеспечения электроэнергией южных регионов необходимо строительство новых линий электропередачи для перетока профицита энергии севера в южные регионы. Это будет способствовать укреплению Единой электроэнергетической системы Республики Казахстан.
      Высокой степенью изношенности и потерями характеризуются сети жилищно-коммунального сектора.
      Средний износ теплосетей по стране составляет 63 %. При этом около 40 % или 9,6 тыс. км имеют 100 % износ. Ежегодные потери тепловой энергии составляют в среднем 10,7 млн. Гкал.
      Сети теплоснабжения в республике характеризуются высокой аварийностью (в среднем 200 технологических нарушений на 100 км) и имеют высокие теплопотери (порядка 40 %, из них 20 % на магистральных и 80 % на распределительных тепловых сетях).
      В неудовлетворительном состоянии значительное количество источников выработки тепловой энергии, прежде всего котельных.
      В неудовлетворительном состоянии находится также большинство водопроводных и канализационных сетей. Основная часть водопроводных сетей в регионах требует капитального ремонта или их полной замены.
      По обеспеченности населения системами централизованного водоснабжения Республика Казахстан уступает развитым странам, в которых уровень обеспечения водоснабжением и водоотведением составляет 90-95 %.
      По состоянию на 1 января 2014 года доступ к централизованному водоснабжению: по городам составляет 85 %, по селам – 47,7 %; доступ к централизованному водоотведению: по городам составляет 78 %, по селам – 10 %.
      Протяженность водопроводных сетей составляет 60,9 тыс.км, из них нуждается в замене 13,4 тыс.км. Протяженность канализационных сетей составляет 15 тыс. км, из них нуждается в замене 5,3 тыс.км.
      По оценкам общая потребность в инвестициях для модернизации сетей водо – и теплоснабжения составляет не менее 2 трлн. тенге.
      Для решения вопросов модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) и сетей водо- и теплоснабжения необходимо разработать новые подходы по привлечению инвестиций и развитию отрасли.
      Государством принимаются системные меры по обеспечению населения доступным жильем. За период с 2012 по октябрь 2014 годов в эксплуатацию введено 19,3 млн. кв. метров общей площади жилых домов.
      В Программе развития регионов до 2020 года определены основные направления жилищного строительства.
      Вместе с тем, такие факторы как миграция населения, улучшение демографической ситуации, а также ограниченная доступность кредитных ресурсов для большинства населения увеличивают спрос на жилье.
      Для адаптации переселяющегося населения, эффективного развития агломераций и других городов первоочередным вопросом является обеспечение их социальным жильем.
      Для решения проблемы дефицита доступности жилья необходимо увеличить объемы строительства арендного жилья как наиболее перспективного и доступного инструмента.
      Основными проблемами развития социальной инфраструктуры являются острый дефицит дошкольных учреждений, трехсменность общеобразовательных школ и слабое материально-техническое оснащение ВУЗов (далее – высшие учебные заведения) для подготовки квалифицированных кадров для экономики.
      В республике в 2014 – 2015 учебном году функционируют 7233 общеобразовательные школы. Несмотря на проводимую работу, на начало 2013 – 2014 учебного года 180 школ находились в аварийном состоянии, в 104 школах обучение велось в три смены. На 1 ноября 2014 года решены проблемы 50 аварийных и 27 трехсменных школ. К концу 2014 года ожидается ввод еще 12 школ.
      На 1 октября 2014 года функционируют 8596 организаций дошкольного воспитания и обучения, которые посещают 734,4 тыс. детей. Представленная сеть дошкольных организаций обеспечивает охват дошкольным воспитанием и обучением 52,1% детей в возрасте от 1 года до 6 лет и 77,4 % детей с 3 до 6 лет.
      В настоящее время функционируют 127 вузов, в которых обучаются свыше 500 тыс. человек. В текущем году в соответствии с приоритетами ГПИИР увеличен госзаказ на технические специальности, который составил 12 600 грантов в бакалавриате, 2 237- в магистратуре, 200 - в докторантуре.
      Вместе с тем, отмечается оторванность обучения от практики ввиду слабой материально-технической базы ВУЗов. В результате выпускники не обладают достаточными практическими компетенциями.
      В этой связи необходимо принять кардинальные меры для решения вопросов большего охвата детей дошкольным образованием, ликвидации трехсменности общеобразовательных школ и устранения низкой квалификации кадров на стадии обучения посредством создания практических центров – лабораторий.
      В настоящее время функционирует Назарбаев университет (далее – университет), который является лидером системы образования Казахстана и его передовой опыт успешно перенимают другие отечественные ВУЗы.
      В университете ведется активная работа по развитию системы научных исследований. Функционирует механизм независимого отбора, финансирования, технической поддержки научных проектов на базе более 50 лабораторий.
      На основе международного опыта создана система коммерциализации научных проектов, состоящая из следующих элементов: офис коммерциализации, инкубатор, пилотный технопарк. Система позволяет прийти от научной идеи к продукту в виде патента, технологии или опытного образца.
      Малому и среднему бизнесу (далее – МСБ) отводится основная роль в развитии экономики, обеспечении занятости населения страны. Сегодня мерами государственной поддержки охвачены практически все области ведения бизнеса.
      Доля МСБ в ВВП за последние три года стабилизировалась на уровне менее 20 %, когда как в развитых странах доля МСБ в структуре ВВП превышает 60 %. Удельный вес населения, активно занятого в этом секторе экономики, также колеблется на уровне 30 %, тогда как аналогичные показатели в развитых странах существенно выше. Таким образом, МСБ в стране еще не выполняет роль «локомотива» экономики и функцию по повышению занятости населения.
      Развитие МСБ сдерживается отсутствием стремления у бизнеса к производству продукции с высокой добавленной стоимостью, внедрению механизмов инновационного, эффективного и бережливого производства, а также низкой доступностью долгосрочных кредитных средств, высокой конкуренцией на внешних рынках и т.п.
      В результате в структуре МСБ наблюдается традиционное доминирование субъектов предпринимательства, занятых в торговой деятельности и сферах, не требующих высокой квалификации.
      В 2014 году из средств Национального фонда Республики Казахстан (далее – Национальный фонд) уже было выделено 100 млрд. тенге на льготное кредитование субъектов предпринимательства, занятых в обрабатывающей промышленности, которые в течение 6 месяцев были освоены банками второго уровня в полном объеме. Всего было профинансировано 438 проектов на сумму свыше 100 млрд. тенге с учетом использования возвратных средств, создано более 4 тысяч рабочих мест. До конца 2014 года для этих целей планируется размещение еще одного транша в размере 100 млрд. тенге, который помимо кредитования субъектов МСБ также предусматривает финансирование крупного предпринимательства в размере 50 млрд. тенге.
      Для поддержания деловой активности сектора МСБ и крупного предпринимательства необходимо активизировать поддержку бизнеса в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, относящихся к обрабатывающей промышленности, путем повышения доступности источников финансирования.

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели
результатов реализации Программы

      Цель Программы – формирование единого экономического рынка путем интеграции макрорегионов страны на основе выстраивания эффективной инфраструктуры на хабовом принципе в целях обеспечения долгосрочного экономического роста Казахстана.
      Достижение данной цели будет измеряться следующими целевыми индикаторами:

Целевые индикаторы

ед. изм.

2014 (оценка)

2015

2016

2017

2018

2019

Обеспечение прогнозируемого роста ВВП

% к пред. году

104,3

104,8

105,3

106,7

105,8

106,5

Создание рабочих мест, в том числе:

тыс. чел.

10,5

94,4

97,7

85,1

62,9

62,4

постоянных

тыс. чел.

4,6

24,5

26,3

19,8

11,6

11,7

временных

тыс. чел.

5,9

69,9

71,4

65,3

51,3

50,7

Повышение рейтинга ВЭФ по качеству базовой инфраструктуры

место в мире

62

61

60

57

55

53

      Для решения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
      1. Создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры по лучевому принципу.
      Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями прямых результатов:

Показатели прямых результатов

ед. изм.

2014 (оценка)

2015

2016

2017

2018

2019

Строительство железнодорожных участков

км

-

14

-

-

124,5

-

Строительство участков дорог автодорожной магистрали

км

280

100

265

926

1053

1512

Объем грузооборота (перевалка грузов) в портах Курык и Актау

млн. тонн

18,0

18,3

18,7

19,0

19,5

20,0

      2. Развитие индустриальной инфраструктуры и туристской инфраструктуры.
      Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями прямых результатов:

Показатели прямых результатов

ед. изм.

2014 (оценка)

2015

2016

2017

2018

2019

Общий объем вложенных инвестиций предприятиями на территории СЭЗ (с нарастающим итогом)

млрд. тенге

53,1

218,5

656,4

1098,3

1453

1837,9

Объем производства товаров и услуг (работ) на территории СЭЗ (с нарастающим итогом)

млрд. тенге

-

10,9

24,2

44,7

122,8

465,8

      3. Укрепление энергетической инфраструктуры в рамках развития ЕЭС Республики Казахстан.
      Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями прямых результатов:

Показатели прямых результатов

ед. изм.

2014 (оценка)

2015

2016

2017

2018

2019

Строительство и ввод новых линий электропередачи
220-500 кВ

км

-

-

-

700

1000

-

Нормально допустимый переток по транзиту Север-Юг

МВт

1350

-

-

-

-

2100

      4. Модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения
      Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями прямых результатов:

Показатели

ед. изм.

2014 (оценка)

2015

2016

2017

2018

2019

Износ сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения

%

67

65

63

60

57

53

Протяженность модернизированных сетей теплоснабжения

км

-

160

177

180

182

185

Протяженность модернизированных сетей водоснабжения и водоотведения

км

-

1066

1500

1505

1507

1510

      5. Повышение доступности жилья для граждан
      Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями:

Показатели прямых результатов

ед. изм.

2014 (оценка)

2015

2016

2017

2018

2019

Объем строительства арендного жилья

тыс. кв. м.

6,0

487,0

428,0

232,0

153,0

183,0

      6. Развитие инфраструктуры сферы образования
      Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями прямых результатов:

Показатели

ед. изм.

2014 (оценка)

2015

2016

2017

2018

2019

Доля сокращенных аварийных школ, школ, ведущих занятия в три смены, от их общего количества

%

21

35

80

100



Охват дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте от 3 до 6 лет

%

77,4

77,7

80,2

81,3



Количество открытых оборудованных лабораторий при вузах, определенных базовыми для ГПИИР

Ед.

-

10

7

7

-

-

      7. Повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательства посредством улучшения их доступности к финансированию.
      Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями прямых результатов:

Показатели прямых результатов

ед. изм.

2014 (оценка)

2015

2016

2017

2018

2019

Выпуск продукции субъектами предпринимательства, получившими поддержку в рамках Государственной программы

млрд. тенге

-

246

549

651

717

761

5. Основные направления, пути достижения поставленных
целей и соответствующие меры

      Территориальное развитие на основе хабового принципа будет направлено на формирование единого рынка и прочных взаимосвязей между макрорегионами страны.
      Это снизит уровень дисбалансов и неравномерности в распределении трудовых и производственных ресурсов, повысит инфраструктурную доступность и взаимосвязанность макрорегионов, создаст значительный потенциал для роста деловой и экономической активности.
      Ввиду масштаба территории Казахстана, занимающей 9-е место в мире, для формирования единого экономического рынка страны будет обеспечено территориальное развитие по хабовому принципу путем инфраструктурной интеграции макрорегионов страны.
      В северном макрорегионе хабом станет город Астана. Город Өскемен станет хабом центрально-восточного макрорегиона. Город Актобе – хабом западного макрорегиона. Шымкент и Алматы - хабами южного макрорегиона.
      От Астаны все виды коммуникаций будут направлены к хабам других макрорегионов. Другие крупные города макрорегиона будут развиваться как города второго уровня, которые будут тесно связаны с хабом по лучевому принципу.
      Хабы станут центрами концентрации капитала, ресурсов, передовых производств и технологий, будут служить генераторами роста на уровне макрорегиона. Они станут центрами индустриального роста, с высоким уровнем жизни и экологических стандартов.
      Развитие базовой инфраструктуры (дорог, портов, энергетических сетей) макрорегионов окажет положительный эффект для смежных отраслей, таких как строительные материалы, туризм, обрабатывающая промышленность, а также придаст значительный мультипликативный эффект на экономику страны в целом.
      Увеличение скорости перевозок и транспортных маршрутов, снижение транспортных расходов и эффективное энергообеспечение положительно повлияют на рост деловой активности, производительности и транзитного потенциала страны.
      Развитие индустриальной инфраструктуры и туризма, поддержка субъектов МСБ и улучшение условий проживания будут способствовать диверсификации экономики макрорегионов, повышению занятости и уровня доходов населения, а также росту их благополучия.
      Реализация приоритетных инфраструктурных проектов, а также привлечение инвестиций со стороны международных финансовых организаций создадут предпосылки для укрепления конкурентоспособности экономики и будут способствовать снижению региональных диспропорций.
      Одним из механизмов реализации инфраструктурных проектов в рамках Программы станет государственно-частное партнерство (далее – ГЧП).
      Настоящая Программа направлена на реализацию приоритетных проектов по следующим направлениям.

5.1. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры

1. Развитие автомобильных дорог

      Для создания эффективной межрегиональной сети автодорог, связывающих Астану с регионами по «лучевому» принципу, в период с 2015 по 2020 годы будут приняты меры по строительству и реконструкции более 6,7 тыс. км 1 и 2 категорий автомобильных дорог.
      Проект «Центр-Юг» по направлению «Астана – Караганды – Балхаш – Алматы» позволит соединить Астану с южным макрорегионом страны, даст толчок к расширению возможностей транзитного потенциала сухих портов приграничных территорий, увеличению экспорта на внешние рынки, повышению качества транспортно-логистических услуг. Автомобильная дорога будет переведена в 1-техническую категорию с цементо и асфальтобетонным покрытием. Проект будет завершен в 2019 году.
      Проект «Центр-Восток» по направлению «Астана – Павлодар – Калбатау – Усть-Каменогорск» соединит Астану с восточными регионами, что будет способствовать привлечению транзитных грузов, экспорту отечественных товаров, развитию туристского кластера. Автомобильная дорога будет переведена в 1 и 2 технические категории с цементо и асфальтобетонным покрытием. Проект будет завершен в 2019 году.
      Проект «Центр-Запад» соединит Астану с западными регионами, тем самым будут созданы условия для увеличения грузооборота между центральными и западными регионами, их кооперации, интеграции перевозок автомобильного, морского и железнодорожного транспорта, откроет новые рынки для отечественных товаров через казахстанские морские порты. Автомобильная дорога будет по отдельным участкам переведена во 2 техническую категорию с цементо и асфальтобетонным покрытием. Проект будет завершен в 2020 году.
      Наряду с завершением строительства международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» будут реализованы в
2015 – 2017 годах проекты по строительству и реконструкции следующих автомагистралей: Капшагай – Калбатау, Астана – Петропавловск – гр.РФ, Жезказган – Петропавловск, Кызылорда – Жезказган – Караганды, Ушарал – Достык, Уральск – Каменка, Актобе – Атырау – Астрахань, юго-западный обход г. Астана.
      Проекты по реконструкции автодорог «Уральск – Каменка – гр. РФ», «Актобе – Атырау – Астрахань» будут способствовать развитию западного макрорегиона в целом и стимулировать экспорт отечественных товаров на российские рынки путем сокращения транспортных издержек в себестоимости продукции, так как увеличится средняя скорость движения, сократится время в пути.
      Реконструкция автодороги «Ушарал – Достык» даст стимул для развития туризма в регионе, будет способствовать увеличению объемов транзита с Китаем, притоку туристов к озеру Алаколь и Алакольскому природному заповеднику.
      Будут также реализованы автодорожные проекты в рамках Государственной программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года, а также проектов ГЧП в автодорожной отрасли, в том числе при строительстве объездных дорог городов Алматы (БАКАД), Шымкент и других крупных городов, расположенных на транзитных направлениях.
      Реализация проектов будет осуществляться совместно с международными финансовыми организациями (далее – МФО) для освоения лучшего международного опыта, улучшения качества услуг и привлечения современных технологий в сектор автодорожного строительства.
      Эффект от реализации проектов будет достигнут за счет экономической выгоды от сокращения транспортных издержек в себестоимости продукции, увеличения скорости межрегиональных перевозок и соответственно сокращения потери времени в пути и эксплуатационных издержек пользователей дорог, а также снижения количества ДТП. В период инвестиционной фазы проектов будет создано около 200,0 тыс. рабочих мест.
      Реконструкция автомобильных дорог республиканского значения в рамках настоящей Программы соединит макрорегионы в единую целостную систему качественным автомобильным сообщением, это позволит сблизить и взаимно развивать макрорегионы, а также улучшить трудовую миграцию и создаст комфортные условия для передвижения граждан.

2. Развитие железнодорожного сектора и логистики

      В 2016 году планируется завершить строительство железнодорожной линии «Жезказган – Бейнеу». Ввод данной магистрали обеспечит формирование кратчайшего железнодорожного сообщения из Центрального Казахстана в порт Актау, до границы с Туркменистаном и в страны Персидского залива и в основном сформирует каркас железных дорог страны.
      Для создания благоприятных условий по увеличению грузовых перевозок внутри страны и грузооборота в направлении Ирана, Китая, России, страны ЕС будут реализованы проекты по ликвидации «узких» мест в организации движения поездов на юге и соединения транзитных узлов на западе.
      В этих целях предусматривается строительство железнодорожной линии «Боржакты – Ерсай», паромной переправы в порту Курык и сплошных вторых путей с электрификацией на участке «Шу – Алматы-1».
      В 2014 году начато строительство железнодорожной линии «Боржакты – Ерсай», соединяющей порт Курык с железнодорожной магистралью, которое завершится в 2015 году.
      Развитие железнодорожной инфраструктуры обеспечит устойчивый грузопоток, а также обеспечит транспортное обслуживание развивающихся производств в районе порта Курык, таких как судостроительный и судоремонтный завод и завод металлоконструкций.
      Строительство железнодорожной линии «Боржакты – Ерсай» обеспечит за первые пять лет объем перевозок более 8 млн. тонн груза в год.
      Многофункциональность паромной транспортной системы позволит увеличить товарооборот с соседними прикаспийскими государствами (Иран, Азербайджан) необходимых грузов для западного региона страны, таких как: товары народного потребления, оборудование, строительные материалы и т.д.
      Реализация проекта паромной переправы в порту Курык с завершением в 2016 году откроет возможность организовать морскую транспортировку генеральных и наливных грузов без расходов по перевалке в портах отправления и назначения с диверсификацией маршрутов экспорта нефти и нефтепродуктов казахстанских грузоотправителей.
      В результате у Казахстана появится два полноценных морских порта. Общий объем перевалки грузов через порты на Каспийском море составит порядка 20 млн. тонн к 2020 году, в том числе паромный комплекс Курык обеспечит объем перевалки грузов до 4 млн. тонн.
      Для повышения эффективности перевозок по направлению Север-Юг будет реализован проект по строительству сплошных вторых путей с их электрификацией на участке Шу – Алматы-1 с завершением в 2016 году, что позволит повысить скорость движения, сократить время следования поездов, увеличить пропускную и провозную способность участка.
      Так, строительство вторых путей позволит повысить ежегодно провозную способность грузов с 30 млн. тонн до 120 млн. тонн. Время следования поездов на данном участке сократится почти в 2 раза.
      По предварительным расчетам перспективный объем перевозок на указанном участке к 2022 году составит 13,5 млн. тонн, к 2027 году 14,1 млн. тонн.
      В целом по проектам железнодорожного сектора и логистики количество созданных рабочих мест в период строительства составит около 2 тыс. человек, а при постоянной эксплуатации – 500 человек.
      Кроме того, в целях увеличения транзитного потенциала Южного макрорегиона планируется строительство железнодорожной линии в обход железнодорожного узла станции Алматы с использованием механизма ГЧП.

5.2. Развитие индустриальной инфраструктуры
и инфраструктуры туризма

      Инфраструктурная поддержка секторов обрабатывающей промышленности является одним из главных условий реализации ГПИИР. При этом, специальные экономические зоны и индустриальные зоны являются ключевыми элементами инфраструктурной поддержки индустриализации.
      Приоритетной задачей в рамках Программы является завершение строительства инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» и «Хоргос – Восточные ворота».
      Для управления СЭЗ будут привлекаться профессиональные компании международного уровня, это позволит повысить эффективность управления СЭЗ и сделать их привлекательными для инвесторов.
      В период с 2015 по 2019 годы на территории СЭЗ «НИНТ» будут реализованы крупные нефтегазохимические проекты по производству:
      1) полипропилена мощностью 500 тыс. тонн в год (1 фаза) на базе завода интегрированного газохимического комплекса;
      2) полиэтилена мощностью 800 тыс. тонн в год (2 фаза) на базе завода интегрированного газохимического комплекса;
      3) полимерной продукции мощностью: (биаксиально-ориентированная полипропиленовая пленка – 14 738 тонн/год, полиэтиленовая пленка – 4 125 тонн/год, полиэтиленовые мешки - 48 млн. штук);
      4) бутадиена мощностью 250 тыс. тонн в год.
      В настоящее время готовность инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» составляет 6 %. Для завершения строительства инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» к 2018 году будут выполнены работы по строительству внутриплощадочных и внешнеплощадочных объектов общезаводской инфраструктуры, а также объектов производственной инфраструктуры, таких как единая газотурбинная электростанция, комплексы по водоочистке и водоподготовке, единая установка производства технических газов.
      Строительство инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» позволит привлечь порядка 1,8 триллиона тенге инвестиций в нефтегазохимическую отрасль и создать порядка 2 тыс. постоянных рабочих мест на этапе эксплуатации, также более 5 тыс. рабочих мест на этапе строительства.
      В логистической зоне СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» будет построен «Сухой порт», который будет обслуживать железнодорожные составы из Китая с узкой колеей и казахстанские железнодорожные составы с широкой колеей. Железнодорожные пути, ведущие внутрь и наружу «Сухого порта», будут выходить из территории через путепровод, пересекая автомагистраль «Западная Европа – Западный Китай».
      В настоящее время готовность инфраструктуры СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» составляет 10 %.
      За счет собственных средств АО «НК «КТЖ» в 2014 году завершается строительство первого пускового комплекса инфраструктуры и «Сухого порта» СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», что позволит довести готовность инфраструктуры до 30%.
      Для завершения в 2015 году второго этапа строительства инфраструктуры СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» будут выполнены строительно-монтажные работы по терминальной обработке железнодорожных грузов, инфраструктуре логистических и индустриальных зон, зданиям и сооружениям.
      Строительство инфраструктуры СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» позволит увеличить перевозку грузов до 4 млн. тонн в год, привлечь частные инвестиции порядка 37 млрд. тенге и увеличить количество постоянно занятого населения до 6 тыс. человек.
      В рамках строительства инфраструктуры других СЭЗ в период с 2015 по 2018 годы будет проработан вопрос по завершению строительства инфраструктуры СЭЗ «Павлодар», СЭЗ «Морпорт Актау», СЭЗ «Парк инновационных технологий», СЭЗ «Астана – Новый город».
      Финансирование строительства инфраструктуры данных СЭЗ будет осуществляться в плановом порядке за счет средств республиканского бюджета.
      При необходимости вопрос софинансирования из Национального фонда строительства инфраструктуры данных СЭЗ будет проработан при распределении объема финансирования настоящей Программы на 2017 год.
      Политика развития индустриальных зон будет учитывать региональную специализацию, принцип кластерного развития и возможности местного бизнеса.
      Местные исполнительные органы для создания индустриальных зон разрабатывают технико-экономическое обоснование с учетом структуры экономики региона. Для создания инфраструктуры индустриальных зон местными исполнительными органами будет проработан вопрос их финансирования из местного бюджета. При этом, отдельные проекты создания индустриальных зон могут быть софинансированы из республиканского бюджета на конкурсной основе.
      В целях эффективного управления индустриальными зонами местными исполнительными органами на конкурсной основе будут привлекаться управляющие компании, которым будут установлены критерии оценки эффективности их деятельности по привлечению инвестиций и обеспечению деятельности индустриальных зон. Для привлечения управляющих компаний будет рассмотрен вопрос передачи им земельных участков в доверительное управление.
      Развитие инфраструктуры туризма будет способствовать расширению туристских услуг и создаст условия для увеличения занятости и выпуска продукции в сфере МСБ.
      Для развития инфраструктуры туристских кластеров будут проработаны вопросы по ремонту и реконструкции автомобильных дорог, ведущих к природным достопримечательностям и объектам историко-культурного наследия, модернизации существующей железнодорожной инфраструктуры, модернизации существующих и строительству новых аэропортов, созданию условий для развития малой авиации, а также развитию внешней инженерной инфраструктуры для объектов туризма.
      Для реализации проектов по развитию туризма будет разработан план обеспечения транспортной доступности и инженерной инфраструктуры туристских объектов, а также их продвижения на внутреннем и внешнем рынках.
      В рамках данного плана будут проработаны механизмы реализации и источники финансирования проектов инфраструктуры туризма, в том числе за счет средств республиканского и местного бюджетов.

5.3. Развитие энергетической инфраструктуры

      Важнейшей задачей укрепления единой системы энергообеспечения страны является развитие системообразующей национальной электрической сети (НЭС).
      В целях повышения надежности электроснабжения Восточно-Казахстанского и Алматинского регионов и усиления транзита в направлении «Север – Юг» АО «KEGOC» реализуется проект «Строительство транзита 500кВ Север-Восток-Юг».
      Это позволит закольцевать энергообеспечение северного, восточного и южного регионов страны, снизить зависимость от внешних поставщиков и эффективно перераспределять энергию в случае дефицита. Кроме того, это положительно отразится на стоимости электричества, что, в свою очередь, скажется на снижении стоимости товаров, работ и услуг в экономике.
      Данный проект будет осуществлен в два этапа:
      1) 1-й этап – строительство линии электропередачи мощностью 500кВ в направлении Восточно-Казахстанской области от ПС Экибастузская через ПС Семей, до ПС Усть-Каменогорск. Место реализации проекта – Павлодарская и Восточно-Казахстанская области Республики Казахстан. Срок реализации проекта: 2011г – 2017г.
      2) 2-й этап – строительство линии электропередачи мощностью 500 кВ Семей – Актогай – Талдыкорган – Алма. Место реализации проекта – Восточно-Казахстанская и Алматинская области Республики Казахстан. Срок реализации проекта: 2012 – 2018 годы.
      С вводом транзита 500кВ Север-Восток-Юг допустимый переток по линиям электропередачи между севером и югом Казахстана составит около 2100 МВт (порядка 14 млрд.кВт*ч в год).
      В результате реализации проекта «Строительство транзита 500кВ Север-Восток-Юг» ожидаются:
      1) увеличение транзитного потенциала НЭС в направлении Север-Юг Казахстана, усиление связи Восточной зоны с ЕЭС Казахстана;
      2) создание условий для электрификации участков железной дороги (Актогай – Мойынты, Актогай – Алматы, Актогай – Достык);
      3) создание условий для развития приграничных территорий.
      Строительство новых высоковольтных линий обеспечит условия для электроснабжения перспективной нагрузки Актогайского ГОК и других предприятий промышленности.
      На период строительства высоковольтной линии (далее – ВЛ) «Экибастуз – Семей – Усть-Каменогорск» будут созданы 747 рабочих мест, на период эксплуатации – 32 рабочих места. На период строительства ВЛ «Семей – Актогай – Талдыкорган – Алматы» будут созданы 1114 рабочих мест, на период эксплуатации – 65 рабочих мест.

5.4. Модернизация жилищно-коммунального хозяйства

      Для решения проблемы по снижению износа сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также ремонта и замены теплопроизводящих мощностей будет принят комплекс мер по модернизации жилищно-коммунального сектора.
      Для этого будет проведено централизованное технологическое обследование объектов, разработаны обоснования инвестиций и определены критерии отбора и приоритетность реализации проектов в регионах.
      Будет модернизировано порядка 1 тыс. км сетей теплоснабжения и около 7 тыс. км сетей водоснабжения и водоотведения с наибольшими потерями и аварийностью.
      В целях эффективной реализации проектов по модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения будут осуществлены следующие мероприятия:
      1) разработка и утверждение эффективных схем теплоснабжения городов и населенных пунктов;
      2) финансирование разработки предпроектных и проектно-сметных документаций за счет средств республиканского бюджета по технически сложным объектам систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также типовых проектов и проектных решений;
      3) внедрение эффективных тарифов, обеспечивающих рентабельную работу эксплуатационных предприятий, покрывающих инвестиции на реализацию среднесрочных и долгосрочных инвестиционных программ.
      Модернизация систем тепло-, водоснабжения и водоотведения будет сопровождаться институциональным развитием сектора с выработкой единой технической политики, в том числе по применяемым материалам, оборудования и технологий. Также будут внедрены ключевые индикаторы оценки для предприятий, унифицированы нормы потребления.
      Финансирование проектов в сфере модернизации сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения будет осуществляться за счет средств целевого трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет для предоставления бюджетных кредитов и субсидирования, займов МФО и других источников.
      Кредитование проектов из республиканского бюджета за счет средств Национального фонда будет осуществлено через механизм бюджетного кредитования, где будет проработан вопрос о поверенном агенте по бюджетному кредиту в лице АО «КазЦентр ЖКХ», а местные исполнительные органы (далее – МИО) заемщиками, конечными заемщиками-исполнителями проектов будут предприятия в сфере ЖКХ.
      По проектам, предполагаемым к совместному финансированию с МФО, АО «КазЦентрЖКХ» будет осуществлять координацию с МФО по вопросам подготовки проектов в ЖКХ, структурирования схемы финансирования и реализации проектов.
      Для реализации механизма возвратного финансирования проектов будет проработан вопрос внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. АО «КазЦентр ЖКХ» будет определен финансовым агентством. Условия финансирования проектов, подходы по установлению ставки вознаграждения конечных заемщиков и иные условия будут определены Правительством Республики Казахстан.
      В целях сдерживания тарифов и поддержки возможности привлечения дополнительных заемных средств МФО, государством будут предоставляться инфраструктурные гранты (субсидии) из республиканского бюджета.
      Приоритетное право на получение инфраструктурного гранта будут иметь СЕМ, реализующие проекты с привлечением средств МФО.
      Для реализации механизма предоставления инфраструктурных грантов (субсидии) будет проработан вопрос внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Оператором по предоставлению инфраструктурного гранта (субсидии) является АО «КазЦентрЖКХ».
      В результате реализации данных мер до 2020 года:
      1) произойдут снижение износа сетей тепло-, водоснабжения, водоотведения с 67 % до 53 % и улучшение качества услуг потребителям;
      2) будет запущен процесс коммерциализации отрасли за счет применения принципов предельных тарифов и замещения целевых инвестиционных трансфертов бюджетными кредитами и частным капиталом;
      3) произойдет переход отрасли к единым техническим стандартам.

5.5. Укрепление жилищной инфраструктуры

      Для решения проблемы дефицита социального жилья будут увеличены объемы строительства арендного жилья как наиболее перспективного и доступного инструмента.
      Повышение доступности жилья для граждан и создание выгодных условий предоставления жилья будут достигнуты за счет строительства и (или) приобретения жилых объектов для последующей передачи на правах аренды (с выкупом или без выкупа).
      Предоставление населению арендного жилья в целях снижения конечной стоимости его приобретения будет осуществлено напрямую по ценам ниже рыночных и без первоначального взноса.
      Оператором строительства и (или) приобретения жилья и его последующего предоставления населению в аренду (с выкупом или без выкупа) будет определено акционерное общество «Ипотечная организация «Казахстанская ипотечная компания» (далее – АО «ИО «КИК»), являющееся дочерней организацией акционерного общества «Национальный управляющий холдинг «Байтерек».
      АО «ИО «КИК» будет организовывать строительство путем закупа строительно-монтажных работ и (или) приобретать (выкупать) у третьих лиц объекты жилищного строительства (строящиеся, незавершенные, построенные и не введенные в эксплуатацию, построенные и введенные в эксплуатацию (готовое жилье) объекты жилья).
      Строительство и (или) приобретение арендного жилья будут осуществляться АО «ИО «КИК» за счет средств Национального фонда, средств республиканского бюджета, выделенных в рамках Программы «Доступное жилье – 2020», и иных источников финансирования.
      Подведение и (или) выкуп инженерно-коммуникационной инфраструктуры (далее – ИКИ) будут осуществляться МИО за счет целевых трансфертов из Национального фонда.
      Порядок предоставления арендного жилья (с выкупом или без выкупа) будет определен в Программе развития регионов до 2020 года.
      В результате АО «ИО «КИК» с учетом всех источников финансирования к 2020 году построит или приобретет до 1,4 млн. квадратных метров жилья в целях предоставления арендного жилья порядка 29 тысячам семей. При этом 60% построенного или приобретенного арендного жилья будет находиться в городах-хабах и 40% – в областных центрах, моногородах и сельских населенных пунктах.
      В целях эффективной реализации механизма строительства арендного жилья будут проработаны вопросы налогообложения в части уплаты налогов на имущество, земельного налога и платы за землепользование, обеспечения земельными участками на безвозмездной основе для строительства арендного жилья, установления возможности осуществления ипотечными организациями видов деятельности, в том числе по организации строительства, софинансированию незавершенного строительства, возможности проведения строительно-монтажных работ на приобретаемых незавершенных объектах арендного жилья без права собственности/землепользования на земельные участки, возможности закупа товаров, работ и услуг из одного источника в случаях строительства и (или) приобретения арендного жилья.

5.6. Развитие социальной инфраструктуры

      Обеспечение доступности качественных образовательных услуг будет осуществляться через расширение инфраструктуры школьного образования, дошкольного воспитания и обучения, модернизацию научно-технической базы вузов.
      В системе среднего образования за счет средств Национального фонда в регионах взамен аварийных школ и для ликвидации обучения в три смены будут введены в эксплуатацию школы.
      В целом, с учетом строительства школ за счет средств Национального фонда, республиканского бюджета и местных бюджетов к 2018 году будут ликвидированы аварийные школы и трехсменное обучение.
      В дальнейшем МИО будут проводить работу по обновлению социальной инфраструктуры на постоянной основе.
      В сфере дошкольного воспитания и обучения путем строительства типовых детских садов будет расширена сеть дошкольных организаций, что наряду с мероприятиями Государственной программы развития образования на 2011 – 2020 годы позволит увеличить охват дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте от 3 до 6 лет в течение ближайших трех лет до уровня не менее 81,3 процента.
      Для этого в рамках Программы в 2015 – 2017 годах за счет средств Национального фонда будут введены в эксплуатация детские сады в регионах, испытывающих наибольший дефицит в дошкольных организациях.
      В сфере высшего образования при 10 вузах, определенных базовыми для программы индустриально-инновационного развития, будут созданы 24 новые лаборатории по следующим направлениям: производство строительных материалов, пищевая промышленность, металлургия, машиностроение, технологические машины, энергетика, нефтехимия, химическая промышленность. Все лаборатории будут соответствовать требованиям мировых стандартов.
      Будет создан научный парк Astana Business Campus.
      Согласно Стратегии развития основной задачей Научного парка станет консолидация крупных казахстанских и международных компаний, высокотехнологичного малого и среднего бизнеса, стартапов, ученых, изобретателей и финансистов для разработки новых инновационных технологий и повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса.
      Ключевая роль научного парка заключается в привлечении и размещении научно-инженерных подразделений крупных компаний. Первым «якорным» проектом в Astana Business Campus станет геологический кластер. Далее последуют кластер инфокоммуникационных технологий и кластер инжиниринга. «Якорные» проекты обеспечат устойчивость и стабильное развитие инновационного кластера.
      На базе этих якорных проектов будет осуществляться реализация научных и инновационных проектов Назарбаев Университета и других научных организаций Казахстана.
      Данная модель сотрудничества позволит выстроить взаимоотношения науки и бизнеса, что приведет к созданию исследовательской инфраструктуры, необходимой для получения научных результатов и развития инновационно-технологического потенциала национальных компаний.
      В 2015 – 2017 на строительство научного парка Astana Business Campus будут привлечены средства республиканского бюджета, а также инвестиции крупных отечественных и зарубежных компаний-партнеров.

5.7. Поддержка субъектов предпринимательства
и деловой активности

      Приоритетным направлением поддержки предпринимательства станут сектора обрабатывающей промышленности, определенные в ГПИИР.
      Наряду с этим, развитие транспортно-коммуникационной, энергетической, социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, предусмотренное Программой, вызовет значительный спрос на промышленную продукцию, прежде всего, стройматериалы, машины и оборудование, металлоконструкции и изделия. Увеличение внутреннего спроса станет дополнительным источником роста деловой и экономической активности. Это позволит создать благоприятные условия для открытия новых производств, повышения деловых связей и новых возможностей для бизнеса и населения.
      В этой связи в целях поддержки инициатив и проектов бизнеса предусмотрено повышение доступности финансирования для субъектов предпринимательства посредством долгосрочного льготного кредитования субъектов МСБ и крупного предпринимательства за счет возвратных средств Национального фонда и кредитных линий МФО.
      Льготное кредитование субъектов МСБ будет направлено на финансирование инвестиционных целей и пополнение оборотных средств в рамках реализации проектов в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, относящихся к обслуживанию обрабатывающей промышленности.
      Льготное кредитование субъектов крупного предпринимательства будет направлено на финансирование инвестиционных целей в рамках реализации проектов в обрабатывающей промышленности.
      Ставка вознаграждения для конечного заемщика составит не более 6% годовых со сроком кредитования не более 10 лет.
      Операторами по предоставлению финансирования субъектам МСБ и крупного предпринимательства будут АО «ФРП «Даму» и АО «Банк развития Казахстана». Непосредственное кредитование субъектов МСБ и крупного предпринимательства будут осуществлять банки второго уровня.
      Для этих целей будут использованы инструменты межбанковского кредитования АО «ФРП «Даму» и АО «Банк развития Казахстана».
      Условия и механизмы финансирования проектов МСБ и крупного предпринимательства будут определены Правительством Республики Казахстан.
      Привлечение кредитных линий МФО будет осуществляться под государственную гарантию в пользу Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и Азиатского банка развития. Займы МФО будут использованы АО «ФРП «Даму» и банками второго уровня для финансирования инвестиционных целей и на пополнение оборотных средств в рамках реализации проектов субъектов МСБ.
      Условия финансирования проектов МСБ по займам МФО будут определены в соответствующих соглашениях о займах.

5.8. Институциональное развитие

      Проведение структурных реформ в экономике будет осуществляться в сотрудничестве с МФО (Группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Исламский банк развития), которыми будет оказываться финансовая и техническая поддержка Республике Казахстан согласно Рамочных соглашений о партнерстве между Правительством Республики Казахстан и МФО.
      Основной целью Рамочных соглашений является оказание содействия Правительству Республики Казахстан в проведении реформ по диверсификации экономики и повышению конкурентоспособности посредством:
      1) развития финансового сектора;
      2) усиления роли частного сектора в экономике, развития малого и среднего бизнеса и совершенствования делового климата;
      3) стимулирования развития науки и инноваций;
      4) развития человеческого капитала, развития рынка труда;
      5) привлечения инвестиций в экономику и развития ГЧП;
      6) устойчивого экологического развития регионов и повышения энергоэффективности, развития транспортной инфраструктуры;
      7) оказания поддержки в проведении институциональных реформ;
      8) оказания поддержки в региональном развитии и интеграции.
      В реализацию вышеуказанной цели Правительством Республики Казахстан совместно с МФО определен перечень проектов для реализации в 2015 – 2020 годы, которые направлены на развитие МСБ, финансового сектора, ЖКХ и транспортной инфраструктуры, электроэнергетики, возобновляемых источников энергии и повышение энергоэффективности, проведение институциональных реформ.
      В финансовом секторе сотрудничество с МФО будет заключаться в получении технической помощи в области совершенствования регулирования банковской деятельности в части требований к достаточности собственного капитала банков на основе внедрения стандартов «Basel III», IRB-подхода Базельского комитета по банковскому надзору, а также совершенствования регулирования деятельности на рынке ценных бумаг и повышения ликвидности фондового рынка.
      В сфере развития малого и среднего бизнеса реформы будут направлены на повышение конкурентоспособности субъектов МСБ, в том числе поддержку и развитие женского предпринимательства, улучшение доступности финансирования для субъектов МСБ, повышение компетенций субъектов МСБ по вопросам ведения бизнеса, методологическое сопровождение улучшения эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности.
      В сфере развития человеческого капитала, развития науки и инноваций реформы будут направлены на построение в Казахстане экономики знаний, которая будет являться двигателем роста, диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики.
      Основной задачей реформ в данной сфере является повышение научного потенциала, эффективности национальной инновационной системы и ее основных институтов.
      В сфере развития рынка труда основными задачами проводимых реформ будут являться преодоление разрыва между спросом на трудовые ресурсы со стороны работодателей и предложением на рынке труда, повышение качества трудовых ресурсов.
      Для этого будет создана новая система квалификаций, разработаны профессиональные стандарты и образовательные программы, отвечающие современным требованиям рынка труда.
      В сфере стимулирования инвестиций и ГЧП реформы будут направлены на повышение привлекательности ГЧП проектов и их широкое применение. Сотрудничество с международными институтами будет заключаться в привлечении технической помощи для подготовки предложений по институциональной и нормативной реформе, а также привлечения финансирования и реализации пилотных проектов ГЧП.
      В сфере устойчивого экологического развития, развития зеленой экономики и повышения энергоэффективности усилия будут направлены на восстановление окружающей среды, снижение уровня выбросов и сбросов в окружающую среду, развитие использования экологически чистых технологий, развитие возобновляемых источников энергии, увеличение их доли в энергетическом балансе.
      Основной целью реализации проектов по данному направлению будет являться содействие устойчивому экологическому развитию и переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» путем минимизации нагрузки на окружающую среду.
      В рамках проведения институциональных реформ сотрудничество с МФО будет направлено на повышение эффективности государственного аппарата путем внедрения в практику государственного управления подходов, использующихся в бизнес-среде, в том числе ориентацию на клиента, управление и бюджетирование по результатам.
      В сфере регионального сотрудничества и интеграции международными институтами развития будет оказываться техническая поддержка по вступлению Казахстана в ВТО в части соответствия Республики Казахстан требованиям данной организации, нивелирования и снижения негативных последствий вступления в ВТО для отечественных предпринимателей, в частности, для сельхозтоваропроизводителей.
      Реализация совместных проектов будет осуществляться в соответствии с законодательством Республики Казахстан и требованиями МФО с целью обеспечения соответствия проектов международным стандартам, стандартам контроля качества и обеспечения контроля за целевым использованием выделяемых на реализацию проектов средств.

6. Этапы реализации Программы

      Реализация Программы рассчитана на пять лет в период с 2015 по
2019 годы, в том числе:
      I этап – 2015 – 2017 годы продолжится реализация проектов в транспортно-логистическом секторе, будут осуществляться мероприятия по строительству индустриальной и энергетической инфраструктуры, модернизации и замене сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, строительству и вводу в эксплуатацию арендного жилья.
      Будет расширена инфраструктура образования и сформирована материально-техническая база ВУЗов.
      Будет функционировать научный парк Назарбаев Университета Astana Business Campus.
      Будут полностью освоены средства, выделенные на кредитование МСБ и крупного предпринимательства. Будут осуществлены подготовка проектов по институциональному развитию и подписание соглашений с МФО по их реализации.
      II этап – 2018 – 2019 годы будут осуществляться мероприятия для полного завершения инфраструктурных проектов в секторах транспорта, энергетики и индустрии.
      Будет завершено строительство запланированного объема арендного жилья.
      Будет продолжено строительство индустриальной инфраструктуры.
      Будет осуществлена подготовка высококвалифицированных кадров для приоритетных отраслей экономики.
      Будет продолжена реализация институциональных проектов совместно с МФО.

7. Необходимые ресурсы

      Мероприятия и инвестиционные проекты Программы будут финансироваться в основном за счет средств Национального фонда.
      Общий объем средств Национального фонда, привлекаемых для реализации Программы, составит в эквиваленте 9 млрд. долларов США на период с 2015 по 2017 годы или по 3 млрд. долларов США ежегодно.
      Средства Национального фонда будут привлекаться как в виде целевых трансфертов в республиканский бюджет, так и в виде облигационных займов субъектам квазигосударственного сектора.
      Кроме того, для реализации Программы будут привлекаться средства республиканского и местных бюджетов, правительственные внешние займы у МФО, негосударственные и гарантированные государством займы МФО, собственные средства национальных компаний, институтов развития, а также другие средства, привлекаемые на рынке капитала.
      Финансирование из республиканского и местных бюджетов будет осуществляться в рамках средств, предусмотренных на реализацию действующих государственных и отраслевых программ.
      Индикативный объем софинансирования за счет средств международных финансовых институтов составит порядка 8,97 млрд. долларов США.
      Объемы привлекаемых займов МФО для финансирования проектов будут уточняться в ходе подготовки и подписания займов.
      Для реализации проектов из средств Национального фонда на 2015 – 2016 годы будут выделены средства на следующие проекты:
      Автодорожные проекты
      На реализацию проектов в автодорожной отрасли из Национального фонда будут выделены средства на сумму 316,7 миллиардов тенге, в том числе:
      1) строительство и реконструкция автомобильной магистрали Центр-Юг (Астана – Караганда – Балхаш – Курты – Капшагай – Алматы) – 97 млрд. тенге, из них в 2015 году – 57 млрд. тенге, в 2016 – 40 млрд. тенге;
      2) строительство и реконструкция автомобильной магистрали Центр-Восток (Астана – Павлодар – Калбатау – Усть-Каменогорск) – 127 млрд. тенге, из них в 2015 году – 77 млрд. тенге, в 2016 – 50 млрд. тенге;
      3) строительство и реконструкция автомобильной магистрали Центр-Запад – 8,4 млрд. тенге, из них в 2015 году – 2 млрд. тенге на разработку проектно-сметной документации, в 2016 году – 6,4 млрд. тенге;
      4) реконструкция других дорог республиканского значения –
84,3 млрд. тенге, из них в 2015 году – 42 млрд. тенге, в 2016 году – 42,3 млрд. тенге.
      Автодорожные проекты с участием международных финансовых организаций
      С 2016 года будет осуществлено перераспределение займовых средств, сложившихся за счет экономии при освоении займов по проектам Западная Европа-Западный Китай и Бейнеу – Актау – 763 млн. долларов США на реализацию автодорожных проектов Курты – Бурубайтал, Узынагаш – Отар, Актобе – Макат, Жетыбай – Жанаозен с софинансированием из Национального фонда в сумме 4,6 млрд. тенге в 2016 году.
      Для реализации проектов, предусмотренных Программой в 2015 – 2016 годах, будут подписаны новые займы на общую индикативную сумму
5 583,5 млн. долларов США, из них Европейского банка реконструкции и развития – 942,5 млн. долларов США, Всемирного Банка – 3 183 млн. долларов США, Азиатского банка развития – 550 млн. долларов США, Исламского банка развития – 908 млн. долларов США.
      Железнодорожные проекты
      На реализацию проектов в железнодорожной отрасли и транспортной логистики из Национального фонда будут выделены средства на сумму 46,3 млрд. тенге через целевые трансферты в республиканский бюджет с дальнейшей капитализацией АО «НК «КТЖ» на следующие проекты:
      1) строительство вторых путей на участке Шу – Алматы-1 – 27,7 млрд. тенге, из них в 2015 году – 8,3 млрд. тенге, в 2016 – 19,4 млрд. тенге с софинансированием за счет средств АО «НК «КТЖ» на сумму 11,9 млрд. тенге, из них в 2015 году – 3,5 млрд. тенге, в 2016 – 8,3 млрд. тенге;
      2) завершение строительства ж/д линии Боржакты – Ерсай – 6,7 млрд. тенге в 2015 году с софинансированием за счет средств АО «НК «КТЖ» на сумму 2,8 млрд. тенге, из них в 2014 году – 0,3 млрд. тенге, в 2015 – 2,5 млрд. тенге;
      3) строительство паромной переправы в порту Курык, которое будет финансироваться по следующей структуре: общая стоимость строительства – 16,4 млрд.тенге, из них из Национального фонда в 2015 году – 4,8 млрд. тенге, 2016 году – 7,0 млрд. тенге, собственные средства АО «НК «КТЖ» – 2015 году 2,1 млрд. тенге, 2016 году – 2,5 млрд. тенге.
      Проекты индустриальной инфраструктуры
      Развитие СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»
      В целях финансирования строительства инфраструктуры в 2015 году из Национального фонда будет выделено 68,5 млрд. тенге.
      Развитие СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота»
      В 2015 году на строительство 2-й очереди «сухого» порта и завершение инфраструктуры СЭЗ будет выделено 12,5 млрд. тенге из средств Национального фонда. При этом софинансирование за счет средств АО «НК «КТЖ» в 2015 году составит 10,7 млрд. тенге.
      Проекты энергетической инфраструктуры
      Финансирование 1-го этапа «Строительство линии 500 кВ Экибастуз – Шульбинская ГЭС – Усть-Каменогорск» будет осуществлено за счет собственных средств АО «KEGOC». Стоимость строительства составляет 43,3 млрд.тенге, в том числе по годам 2011 – 0,242 млрд. тенге, 2012 – 0,163 млрд. тенге, 2013 – 0,325 млрд. тенге, 2014 – 9 млрд.тенге, 2015 – 12,4 млрд.тенге, 2016 – 11,9 млрд.тенге, 2017 – 9,3 млрд.тенге.
      Финансирование 2-го этапа «Строительство линии 500 кВ «Семей – Актогай – Талдыкорган – Алматы» будет осуществлено за счет собственных средств АО «KEGOC», а также с привлечением заемных средств МФО. Стоимость строительства составляет 76,8 млрд.тенге, в том числе по годам 2012 – 0,164 млрд. тенге, 2013 – 0,311 млрд. тенге, 2014 – 0,327 млрд.тенге, 2015 – 0,024 млрд.тенге, 2016 – 7,9 млрд.тенге, 2017 – 23,8 млрд.тенге, 2018 – 44,3 млрд.тенге.
      Проекты модернизации жилищно-коммунального хозяйства, сетей водо- и теплоснабжения
      На реализацию проектов по модернизации ЖКХ, сетей водо- и теплоснабжения и водоотведения будут выделены средства Национального фонда в сумме 160 млрд. тенге, в том числе:
      в 2015 году – 60 млрд. тенге;
      в 2016 году – 100 млрд. тенге.
      Объемы привлекаемых займов МФО для финансирования проектов будут определяться в ходе подготовки и подписания займов.
      Проекты жилищной инфраструктуры
      Общий объем финансирования на строительство и (или) приобретение жилых объектов из всех источников составляет 250,0 млрд. тенге, из них:
      1) средства Национального фонда на строительство арендного жилья АО «ИО «КИК» – 145,0 млрд. тенге, в том числе в 2015 году – 92,5 млрд. тенге, в 2016 – 52,5 млрд. тенге;
      2) средства Национального фонда в республиканский бюджет в виде целевых трансфертов акиматам областей, городов Астаны и Алматы на проектирование, строительство и (или) выкуп ИКИ в районах жилищной застройки АО «ИО «КИК» – 35,0 млрд. тенге, в том числе в 2015 году – 17,5 млрд. тенге, в 2016 году – 17,5 млрд. тенге;
      3) собственные средства АО «ИО «КИК», привлеченные от размещения облигаций в 2017 – 2019 годах – 50,0 млрд. тенге;
      4) собственные средства АО «ИО «КИК», выделенные в рамках Программы «Доступное жилье – 2020» в 2013 – 2014 годах – 29,2 млрд. тенге;
      5) собственные средства АО «ИО «КИК» за счет повторного использования средств в 2017 – 2019 годах – 25,8 млрд. тенге.
      Проекты социальной инфраструктуры
      В системе общего среднего образования будет профинансировано строительство школ взамен аварийных и для ликвидации трехсменного обучения на сумму 70 млрд. тенге.
      В сфере дошкольного воспитания и обучения в период реализации Программы будут профинансированы проекты на сумму 20 млрд. тенге в центрах экономического роста, населенных пунктах с высоким и средним потенциалом социально-экономического развития.
      В сфере высшего образования на развитие материально-технической базы 10 базовых вузов ГПИИР будет направлено 6 млрд. тенге.
      Так, финансирование по годам составит:
      1) 2015 год – 23,5 млрд. тенге на школы, 6,5 млрд. тенге на детские сады, 3 млрд. тенге на высшие учебные заведения;
      2) 2016 год – 23,5 млрд. тенге на школы, 6,5 млрд. тенге на детские сады, 3 млрд. тенге на высшие учебные заведения;
      3) 2017 год – 23 млрд. тенге на школы, 7 млрд. тенге на детские сады.
      Проекты субъектов предпринимательства
      Общий объем финансирования на поддержку субъектов предпринимательства из всех источников составляет 355 млрд. тенге, из них:
      1) средства Национального фонда на льготное кредитование субъектов предпринимательства 200 млрд. тенге, в том числе в 2015 году – 100 млрд. тенге, в 2016 – 100 млрд. тенге путем размещения средств равными долями по 50 млрд. тенге на проекты субъектов МСБ и крупного предпринимательства;
      2) средства от международных финансовых организаций:
      Всемирный банк – 37 млрд. тенге в 2016 – 2017гг;
      Азиатский банк развития – 81 млрд. тенге в 2015 – 2017гг.;
      Европейский Банк Реконструкции и Развития – 37 млрд. тенге в
2015 – 2016 гг.
      Объемы привлекаемых займов МФО для финансирования проектов МСБ будут уточняться в ходе подготовки и подписания займов.
      Софинансирование проектов с международными финансовыми организациями
      Для целей софинансирования из республиканского бюджета проектов с МФО будут выделены средства в следующем размере:
      в 2015 году – 39,2 млрд. тенге;
      в 2016 году – 52,3 млрд. тенге;
      в 2017 году – 64,1 млрд. тенге.

Расшифровка аббревиатур:

АО «НК «КТЖ»

акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы»

АО «KEGOC»

акционерное общество «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями»

АО «КИК»

акционерное общество «Казахстанская ипотечная компания»

АО «КазЦентрЖКХ»

акционерное общество «Казахстанский центр развития жилищно-коммунального хозяйства»

АТС

автотранспортные средства

БАКАД

Большая Алматинская Кольцевая автомобильная дорога

ВВП

внутренний валовой продукт

ВИЭ

возобновляемые источники энергии

ВЛ

высоковольтная линия

ВРП

валовой региональный продукт

ВЭФ

Всемирный экономический форум

ВУЗ

высшее учебное заведение

ВТО

Всемирная торговая организация

ГПИИР

Государственная программа индустриально-инновационного развития на 2015 – 2019 годы

ГЧП

государственно-частное партнерство

ДТП

дорожно-транспортное происшествие

ЕЭС

единая электроэнергетическая система

ЖКХ

жилищно-коммунальное хозяйство

ИКИ

инженерно-коммуникационная инфраструктура

КПД

коэффициент полезного действия

МВФ

Международный валютный фонд

МИО

местный исполнительный орган

МСБ

малый и средний бизнес

МФО

международные финансовые организации

ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития

ПС

подстанция

СЭЗ

специальные экономические зоны

РК

Республика Казахстан

FIDIC

Международная федерация инженеров-
 
консультантов

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.