О проекте Конституционного закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2015 года № 702

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                    К. Масимов

Проект

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон
Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей
Республики Казахстан»

      Статья 1. Внести изменения и дополнения в Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 23, ст. 410; 2006 г., № 23, ст. 136; 2008 г., № 20, ст. 77; 2010 г., № 24, ст. 147; 2012 г., № 5, ст. 38; 2014 г., № 16, ст. 89; № 21, ст.119):
      1) статью 3 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
      «5. Специальный статус имеет суд Международного финансового центра «Астана», не входящий в судебную систему Республики Казахстан.»;
      2) статью 4 дополнить частью второй следующего содержания:
      «Предусмотренные настоящей статьей требования не распространяются на суд Международного финансового центра «Астана».»;
      3) пункт 2 статьи 9 дополнить частью третьей следующего содержания:
      «При необходимости исполнение обязанностей судьи возлагается распоряжением Председателя Верховного Суда на судей в отставке, не достигших предельного возраста пребывания в должности судьи.»;
      4) подпункт 9-1) пункта 1 статьи 16 исключить;
      5) пункт 1 статьи 16-1 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
      «1-1) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материала о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;»;
      6) в статье 17:
      пункт 1 изложить в следующей редакции:
      «1. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет функции кассационной инстанции по отношению к ним и дает разъяснения по вопросам судебной практики.»;
      подпункт 3-1) пункта 2 изложить в следующей редакции:
      «3-1) по согласованию с Высшим Судебным Советом формирует кадровый резерв на должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, судей и председателей судебных коллегий Верховного Суда (далее – кадровый резерв);»;
      пункт 3 изложить в следующей редакции:
      «3. Порядок формирования и организации работы с кадровым резервом утверждается Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда.»;
      7) статью 18 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
      «7. При Верховном Суде функционирует Академия правосудия, осуществляющая повышение квалификации действующих судей и обучение в специализированной магистратуре.»;
      8) в статье 20:
      подпункт 4-1) пункта 1 изложить в следующей редакции:
      «4-1) вносит представления о пересмотре судебных актов по основаниям, предусмотренным законом;»;
      в пункте 2:
      подпункт 2) изложить в следующей редакции:
      «2) вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда;»;
      подпункт 3) исключить;
      подпункт 3-1) изложить в следующей редакции:
      «3-1) на основании решения пленарного заседания Верховного Суда представляет в Высший Судебный Совет на альтернативной основе кандидатуры на должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда;»;
      дополнить подпунктом 8-1) следующего содержания:
      «8-1) привлекает для отправления правосудия судей в отставке, не достигших предельного возраста пребывания в должности судьи;»;
      9) в пункте 1 статьи 22:
      подпункт 3) изложить в следующей редакции:
      «3) принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики и вносит предложения по совершенствованию законодательства.
      Нормативные постановления принимаются на пленарном заседании Верховного Суда квалифицированным большинством голосов от числа судей Верховного Суда и при наличии кворума не менее трех четвертей от общего числа судей Верховного Суда;»;
      подпункт 7-1) исключить;
      10) в статье 22-1:
      пункт 1 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
      «1-1) обсуждает вопрос о передаче в судебное жюри материала о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;»;
      пункт 2 изложить в следующей редакции:
      «2. Состав президиума пленарного заседания Верховного Суда состоит из десяти членов - Председателя и председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателя Союза судей, председателя Комиссии по судейской этике, председателя Судебного жюри, председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву, а также двух судей, делегируемых пленарным заседанием Верховного Суда сроком на два года.»;
      11) статью 28 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
      «1-1. Судьи, за исключением имеющих стаж судейской работы более двадцати пяти лет, каждые пять лет проходят оценку профессиональной деятельности в Судебном жюри.»;
      12) статьи 29 и 30 изложить в следующей редакции:
      «Статья 29. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи
      1. Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан:
      1) достигший возраста тридцати лет;
      2) имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии, непосредственно связанной с участием в судопроизводстве (секретари судебных заседаний, консультанты (помощники) судей, прокуроры и адвокаты, участвующие в судебных процессах, арбитры), не менее пяти лет;
      3) сдавший квалификационный экзамен, состоящий в том числе из практических заданий, моделирующих конкретные ситуации из судейской практики (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от сдачи экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения);
      4) прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи;
      5) успешно прошедший оплачиваемую годичную стажировку в суде с отрывом от основного места работы и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от прохождения стажировки в течение четырех лет со дня окончания обучения);
      6) прошедший психологическое тестирование и полиграфологическое исследование.
      2. Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, в том числе стаж работы судьей не менее пяти лет, и получивший заключение пленарного заседания соответствующего областного суда и поручительство в письменной форме одного судьи вышестоящего суда или судьи в отставке и одного лица, не являющегося судьей.
      Поручительство не может быть дано судьей, подвергавшимся дисциплинарному взысканию в течение двух лет до дачи поручительства.
      При даче поручительства судья обязан быть объективным, руководствоваться известными ему достоверными данными. При даче поручительства судьей учитываются установленные критерии:
      1) период времени, в течение которого судья знаком с лицом, в отношении которого им дается поручительство, а также обстоятельства знакомства;
      2) опыт совместной работы с лицом, в отношении которого дается поручительство;
      3) известные судье сведения о профессиональных и коммуникативных навыках, личных и деловых качествах лица, в отношении которого дается поручительство;
      4) иные сведения и данные, достоверно известные судье.
      Лица, не являющиеся судьями, от которых дается поручительство, должны состоять в профессиональных сообществах юристов.
      При даче поручительства лицом, не являющимся судьей, учитываются критерии, установленные настоящим пунктом.
      Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда для действующих судей не требуется.
      Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда может быть обжаловано в пленарное заседание Верховного Суда.
      Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда или Верховного Суда представляется кандидатом в Высший Судебный Совет.
      3. Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, в том числе стаж работы судьей не менее десяти лет, из которых не менее пяти лет стажа работы судьей областного суда, получивший положительное заключение пленарного заседания Верховного Суда и письменное поручительство от одного судьи вышестоящего суда и/или судьи в отставке и одного лица, не являющегося судьей.
      4. Кандидаты в судьи проходят годичную оплачиваемую стажировку в суде на постоянной основе с отрывом от основного места работы. Условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи определяются Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.
      Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи,
                 председателя, председателя судебной коллегии суда
      1. Кандидатам на должность судьи обеспечивается равное право на занятие должности, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений и иных обстоятельств.
      2. Отбор кандидатов на вакантные должности председателя и судьи районного суда, судьи областного суда и судьи Верховного Суда осуществляется Высшим Судебным Советом на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление на занятие вакантных должностей и отвечающих требованиям статьи 29 настоящего Конституционного закона.
      3. Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда рассматриваются на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда.
      4. Кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда рекомендуются из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.
      Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов рекомендуются из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее десяти лет.
      При этом приоритет при отборе кандидатов на должность председателя районного суда, председателей и председателей судебных коллегий областных судов, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда отдается лицам, состоящим в кадровом резерве.
      Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда.
      Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.
      Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом.
      Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан.»;
      13) дополнить статьей 30-1 следующего содержания:
      «Статья 30-1. Оценка профессиональной деятельности судьи
      1. Оценкой профессиональной деятельности судьи признается оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым настоящим Конституционным законом и Кодексом судейской этики.
      Оценка профессиональной деятельности судьи проводится в целях улучшения качественного состава судейского корпуса, оценки и стимулирования роста профессиональной квалификации, повышения ответственности за укрепление законности при рассмотрении дел, охраны прав граждан и интересов общества.
      Оценка профессиональной деятельности судьи впервые проводится по результатам одного года работы в должности судьи. В последующем оценка профессиональной деятельности судьи проводится через каждые пять лет, а также при участии в конкурсе на должность судьи вышестоящей инстанции, на должность председателя суда, председателя судебной коллегии.
      Освобождаются от периодической оценки профессиональной деятельности судьи, имеющие двадцать пять и более лет судейского стажа.
      2. Результаты работы судьи по истечении годичного срока рассматриваются на заседании квалификационной комиссии Судебного жюри и утверждаются Высшим Судебным Советом.
      Результаты работы судьи рассматриваются на основании следующих критериев:
      1) показатели качества отправления правосудия;
      2) соблюдение норм судейской этики и трудовой дисциплины.
      3. Оценку профессиональной деятельности судьи осуществляет квалификационная комиссия Судебного жюри.
      4. Порядок прохождения полиграфологического исследования определяется Правительством Республики Казахстан.»;
      14) в статье 31:
      дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
      «2-1. Лица, впервые рекомендованные на должность судьи районного суда, перед назначением на должность судьи проходят курсы, организуемые Верховным Судом.
      Непрохождение курсов, указанных в части первой настоящего пункта, является основанием отмены соответствующей рекомендации и отказа в назначении судьей.»;
      пункт 5 изложить в следующей редакции:
      «5. Председатели местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики по рекомендации Высшего судебного совета Республики Казахстан сроком на пять лет.
      Председатели районных судов, председатели и председатели судебных коллегий областных судов, председатели коллегий Верховного Суда не могут быть назначены на занимаемую ими должность в соответствующем суде более двух раз подряд.»;
      15) подпункт 3-1) пункта 1 статьи 33 изложить в следующей редакции:
      «3-1) имеется решение Судебного жюри о необходимости прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 11) и 11-1) пункта 1 статьи 34 настоящего Конституционного закона;»;
      16) в статье 34:
      в пункте 1:
      подпункты 5) и 11) изложить в следующей редакции:
      «5) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении этого судьи, прекращение уголовного дела на досудебной стадии по нереабилитирующим основаниям;»;
      «11) решение квалификационной комиссии Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности;»;
      дополнить подпунктом 11-1) следующего содержания:
      «11-1) решение дисциплинарной комиссии Судебного жюри о необходимости освобождения от должности судьи за совершение им дисциплинарного проступка или невыполнение требований, указанных в статье 28 настоящего Конституционного закона;»;
      пункт 5 изложить в следующей редакции:
      «5. Основания прекращения полномочий судей, предусмотренные подпунктами 5), 11) и 11-1) пункта 1 настоящей статьи, признаются отрицательными мотивами.»;
      17) статью 34-1 изложить в следующей редакции:
      «Статья 34-1. Предельный возраст пребывания в должности судьи
      1. Судьи и председатели коллегий Верховного Суда, председатели, председатели коллегий и судьи местных судов осуществляют свои полномочия до достижения ими предельного возраста – 70 лет.
      2. Полномочия судей, достигших пенсионного возраста, установленного законом Республики Казахстан, могут быть прекращены при наличии их согласия до достижения предельного возраста.»;
      18) в статье 35:
      часть первую пункта 1 изложить в следующей редакции:
      «1. Отставкой является прекращение полномочий судьи в форме почетного ухода с должности судьи, имеющего безупречную репутацию, стаж судейской работы не менее двадцати пяти лет, с сохранением за ним звания судьи, принадлежности к судейскому сообществу, гарантии личной неприкосновенности и иных материальных и социальных гарантий, предусмотренных настоящим Конституционным законом.»;
      пункт 2 изложить в следующей редакции:
      «2. При выходе в отставку судье выплачивается единовременное выходное пособие в размере двадцати четырех месячных должностных окладов.»;
      дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:
      «6. Судьи, находящиеся в отставке и не достигшие предельного возраста пребывания в должности судьи, могут при наличии их согласия привлекаться к отправлению правосудия на период временного отсутствия судьи, но не более чем на шесть месяцев.
      7. Решение о привлечении судьи в отставке к отправлению правосудия принимается Председателем Верховного Суда.»;
      19) статьи 36 и 38-1 изложить в следующей редакции:
      «Статья 36. Высший Судебный Совет
      1. Высший Судебный Совет состоит из Председателя и других членов Совета.
      Председатель Совета назначается Президентом Республики Казахстан.
      В состав Совета по должности входят Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор, Министр юстиции, руководитель уполномоченного органа по делам государственной службы и противодействия коррупции, председатели соответствующих профильных комитетов Сената и Мажилиса Парламента.
      Половина членов Совета избирается пленарным заседанием Верховного Суда из числа судей, судей в отставке.
      В состав Совета Президентом Республики Казахстан могут быть назначены также другие члены, в том числе ученые-юристы, адвокаты, иностранные эксперты, представители судейских объединений.
      2. Высший Судебный Совет имеет секретаря, который не имеет права голоса и по должности является руководителем аппарата Высшего Судебного Совета.
      3. Статус и организация работы Высшего Судебного Совета определяются законом.»;
      «Статья 38-1. Судебное жюри
      1. Для оценки профессиональной деятельности действующего судьи, подтверждения права судьи на отставку и ее прекращение, а также рассмотрения вопроса о возбуждении дисциплинарного производства, дисциплинарных дел в отношении судей образуется Судебное жюри.
      Судебное жюри состоит из квалификационной и дисциплинарной комиссий.
      Квалификационная комиссия состоит из семи членов – двух судей областных судов, двух судей Верховного Суда и трех судей в отставке.
      Дисциплинарная комиссия состоит из девяти членов – трех судей районных судов, трех судей областных судов и трех судей Верховного Суда.
      2. Основанием для рассмотрения на дисциплинарной комиссии Судебного жюри материалов в отношении судьи является решение президиума пленарного заседания Верховного Суда и областного суда.
      Основанием для рассмотрения Судебным жюри материалов в отношении судьи являются также обращения физических и юридических лиц, если ими были использованы все иные имеющиеся способы обжалования действий судей.
      3. Порядок формирования и организация работы Судебного жюри и его комиссий, а также рассмотрения материалов, дисциплинарных дел на Судебном жюри определяется Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.»;
      20) дополнить статьей 38-2 следующего содержания:
      «Статья 38-2. Высшее учебное заведение Верховного Суда
      Высшее учебное заведение Верховного Суда Республики Казахстан - государственное учреждение, реализующее образовательные программы послевузовского образования, осуществляющее переподготовку, повышение квалификации кадров судебной системы и научную деятельность.
      Верховный Суд является уполномоченным органом, осуществляющим его общее управление.
      Учредителем Высшего учебного заведения Верховного Суда является государство в лице Президента Республики Казахстан.
      Статус и организация работы Высшего учебного заведения Верховного Суда определяются Президентом Республики Казахстан.»;
      21) пункты 1 и 3 статьи 39 изложить в следующей редакции:
      «1. Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка.
      Дисциплинарным проступком является виновное действие (бездействие) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения настоящего Конституционного закона и (или) Кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи.
      Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:
      1) за грубое нарушение законности при рассмотрении судебных дел;
      2) за совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике;
      3) за нарушение трудовой дисциплины.»;
      «3. Судейская ошибка, а также отмена или изменение судебного акта не влекут ответственности судьи, если при этом не были допущены грубые нарушения закона, о которых указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции.
      Судейской ошибкой признается деяние, приведшее к неправильному толкованию и применению норм материального или процессуального права, не связанного с виновными действиями судьи.»;
      22) в пункте 1 статьи 42:
      часть первую изложить в следующей редакции:
      «1. Дисциплинарное производство в отношении судьи может быть возбуждено не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка, не считая времени служебной проверки и отсутствия судьи на работе по уважительной причине, за исключением возбуждения дисциплинарного производства по обращению физических лиц, и не позднее одного года со дня совершения проступка.»;
      дополнить частью третьей следующего содержания:
      «Дисциплинарное производство в отношении судьи по обращению физических лиц может быть возбуждено не позднее шести месяцев со дня поступления обращения, не считая времени служебной проверки и отсутствия судьи на работе по уважительной причине.»;
      23) статью 44 изложить в следующей редакции:
      «Статья 44. Решения Судебного жюри
      1. Квалификационная комиссия Судебного жюри по результатам рассмотрения материалов об оценке квалификации действующих судей выносит одно из следующих решений:
      1) признать соответствующим занимаемой должности;
      2) рекомендовать для назначения на должность судьи вышестоящей инстанции;
      3) рекомендовать для зачисления в кадровый резерв на вышестоящую должность (в вышестоящую судебную инстанцию);
      4) рекомендовать для перевода в другой суд, на другую специализацию;
      5) признать несоответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.
      Решения квалификационной комиссии, предусмотренные подпунктами 2)-4) пункта 1 настоящей статьи, носят рекомендательный характер.
      2. Решение о признании судьи несоответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности не может применяться в отношении судей, получивших отрицательный результат при периодической оценке профессиональной деятельности судей.
      В этом случае Судебным жюри выносится решение о повышении квалификации судьи и проведении повторной оценки профессиональной деятельности по истечении года.
      В случае отрицательных результатов повторной периодической оценки профессиональной деятельности судей, Судебным жюри выносится решение о признании судьи несоответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.
      Решение квалификационной комиссии о неудовлетворительной оценке профессиональной деятельности судьи по итогам одного года со дня назначения на должность является основанием для внесения Председателем Верховного Суда в Высший Судебный Совет представления об освобождении его от должности судьи.
      3. Дисциплинарная комиссия Судебного жюри по результатам рассмотрения материала о возбуждении дисциплинарного производства выносит одно из следующих решений:
      1) о возбуждении дисциплинарного производства;
      2) об отказе в возбуждении дисциплинарного производства.
      По результатам рассмотрения дисциплинарного дела выносится одно из следующих решений:
      1) о наложении дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 1 статьи 40 настоящего Конституционного закона;
      2) о прекращении дисциплинарного производства.
      Дисциплинарная комиссия Судебного жюри по результатам рассмотрения материала по заявлению судьи о подтверждении права на отставку, а также материала о прекращении отставки выносит одно из следующих решений:
      1) о подтверждении права судьи на отставку;
      2) об отказе в подтверждении права судьи на отставку;
      3) о прекращении отставки судьи;
      4) об отказе в прекращении отставки судьи.
      4. Решение комиссий Судебного жюри является основанием для внесения Председателем Верховного Суда в Высший Судебный Совет соответствующего представления об освобождении председателя, председателя судебной коллегии и судьи от должности.
      5. Решение комиссий Судебного жюри может быть обжаловано судьей в Высший Судебный Совет.
      6. Отказ Высшего Судебного Совета в даче рекомендации освобождении председателя, председателя судебной коллегии и судьи от должности либо решение Высшего Судебного Совета о необоснованности наложения на судью какого-либо дисциплинарного взыскания являются основанием для отмены соответствующими коллегиями Судебного жюри вынесенного ими решения и его пересмотра.».
      Статья 2. Настоящий Конституционный закон вводится в действие с 1 января 2016 года.

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.