Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Проект |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 20-II, 20-III, ст. 112; 2016 г., № 1, ст.4; № 6, ст.45; № 7-II, ст.55; № 8-I, ст.62, 65; № 8-II, ст.72; № 12, ст.87; № 23, ст.118; № 24, ст. 124, 126; 2017 г., № 9, ст.21; № 14, ст.50, 51; № 22-III, ст. 109; № 23-III, ст. 111; № 23-V, ст. 113; № 24, ст. 115; 2018 г., № 10, ст.32; №11, ст.37; № 14, ст.44; № 15, ст.46, 49, 50; № 19, ст.62; № 22, ст.82, 83; № 24, ст.94; 2019 г., № 2, ст.6; Закон Республики Казахстан от 18 марта 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оборонной и аэрокосмической промышленности, информационной безопасности в сфере информатизации", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 19 марта 2019 г.; Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных экономических и индустриальных зон, привлечения инвестиций, развития и продвижения экспорта, а также социального обеспечения", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 5 апреля 2019 г.; Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 3 апреля 2019 г.):
статью 124-6 дополнить подпунктом 10-1) следующего содержания:
"10-1) по согласованию с государственным органом, осуществляющим руководство в сфере железнодорожного транспорта разрабатывает и утверждает правила расчета и выплат временных балансирующих плат, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о железнодорожном транспорте;".
2. В Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2017 г., № 22-I, 22-II, ст. 107; 2018 г., № 10, ст.32; № 11, ст.37; № 13, ст.41; № 14, ст.42, 44; № 15, ст.50; № 19, ст.62; № 22, ст.82, 83; № 24, ст.93, 94; 2019 г., № 1, ст.2, 4; № 2, ст.6; Закон Республики Казахстан от 18 марта 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оборонной и аэрокосмической промышленности, информационной безопасности в сфере информатизации", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 19 марта 2019 г.; Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 3 апреля 2019 г.; Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных экономических и индустриальных зон, привлечения инвестиций, развития и продвижения экспорта, а также социального обеспечения", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 5 апреля 2019 г.):
1) заголовок статьи 255 изложить в следующей редакции:
"Статья 255. Вычет отдельных видов расходов недропользователя, перевозчика грузов";
2) пункт 2 статьи 225 дополнить подпунктом 27) следующего содержания:
"27) для железнодорожного перевозчика, осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений, - доход, возникающий в связи с получением услуг магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на безвозмездной основе, от национального оператора инфраструктуры, в том числе с применением временного понижающего коэффициента в размере 0 к тарифу на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";
3) статью 243 дополнить пунктом 14-1 следующего содержания:
"14-1. Вычету подлежат расходы, понесенные национальным оператором инфраструктуры в связи с оказанием услуг магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом железнодорожному перевозчику, осуществляющему деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений, на безвозмездной основе, в том числе с применением временного понижающего коэффициента в размере 0 к тарифу на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";
4) в статье 255:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Вычет расходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не должен превышать размер положительной разницы, определенной в следующем порядке:";
дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Перевозчик грузов имеет право на вычет расходов по временной балансирующей плате, уплаченной в соответствии с законодательством Республики Казахстан о железнодорожном транспорте оператору локомотивной тяги в пассажирском движении.
4. Вычет расходов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется в пределах размеров, установленных уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере естественных монополий.";
5) пункт 2 статьи 372 дополнить подпунктом 9) следующего содержания:
"9) получение временной балансирующей платы в соответствии с законодательством Республики Казахстан о железнодорожном транспорте оператором локомотивной тяги в пассажирском движении.";
6) пункт 5 статьи 372 дополнить подпунктом 34) следующего содержания:
"34) оказание Национальным оператором инфраструктуры услуг магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом железнодорожному перевозчику, осуществляющему деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений, на безвозмездной основе, в том числе с применением временного понижающего коэффициента в размере 0 к тарифу на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством Республики Казахстан";
7) в статье 400:
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Сумма налога на добавленную стоимость, не соответствующего положениям настоящей статьи, а также налога на добавленную стоимость, указанного в статье 402 настоящего Кодекса, признается суммой налога на добавленную стоимость, не относимого в зачет, за исключением случая, указанного в пункте 7 настоящей статьи.";
дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Сумма налога на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам, использованным или которые будут использоваться Национальным оператором инфраструктуры для оказания железнодорожному перевозчику, осуществляющему деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений, услуг магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, на безвозмездной основе, в том числе с применением временного понижающего коэффициента в размере 0 к тарифу на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством Республики Казахстан, подлежит отнесению в зачет при соблюдении условий, установленных пунктом 1 настоящей статьи.".
3. В Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года "О железнодорожном транспорте" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 23, ст.315; 2003 г., № 10, ст.54; 2004 г., № 18, ст. 110; № 23, ст. 142; 2006 г., № 3, ст.22; № 13, ст.87; № 14, ст.89; № 16, ст.99; № 24, ст.148; 2007 г., № 9, ст.67; № 19, ст.148; 2008 г., № 15-16, ст.64; № 24, ст.129; 2009 г., № 2-3, ст.18; № 18, ст.84; 2010 г., № 5, ст.23; № 24, ст.146; 2011 г., № 1, ст.2, 3; № 5, ст.43; №11, ст. 102; № 12, ст. 111; 2012 г., № 2, ст. 14; № 15, ст.97; № 21-22, ст. 124; 2013 г., № 14, ст.72, 75; № 16, ст.83; № 21-22, ст. 115; 2014 г., № 1, ст.4; № 12, ст.82; № 19-I, 19-II, ст.96; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; 2015 г., № 19-I, ст. 100; № 20-1V, ст. 113; № 20-VII, ст.117; № 23-II, ст. 170, 172; 2016 г., № 6, ст.45; № 8-I, ст.60; № 24, ст. 124; 2017 г., № 9, ст. 17; № 11, ст.29; № 23-III, ст.111; 2018 г., № 10, ст.32; № 19, ст.62; Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес- среды и регулирования торговой деятельности", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 3 апреля 2019 г.):
1) в статье 1:
дополнить подпунктом 21-1) следующего содержания:
"21-1) транзит груза - перевозка груза из одной страны в другую через территорию Республики Казахстан, в процессе которой груз прибывает на железнодорожную станцию Республики Казахстан и (или) убывает с железнодорожной станции за пределы Республики Казахстан с выполнением одной или нескольких из следующих операций: стоянка, перегрузка, складирование, дробление груза, изменение мест, массы, количества груза и вида транспорта;";
подпункт 37) изложить в следующей редакции:
"37) оператор локомотивной тяги - лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях тяговым транспортным средством (локомотивом), обеспечивающее его содержание, эксплуатацию, за исключением оператора локомотивной тяги, осуществляющего деятельность в пассажирском движении;";
дополнить подпунктом 37-1) следующего содержания:
"37-1) оператор локомотивной тяги в пассажирском движении - лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях тяговым транспортным средством (локомотивом), используемым для пассажирских перевозок, обеспечивающее его содержание, эксплуатацию;";
дополнить подпунктом 49-2) следующего содержания:
"49-2) временная балансирующая плата - расходы Национального перевозчика грузов, направленные на поддержку пассажирских перевозок.;
подпункт 54) изложить в следующей редакции:
"54) участник перевозочного процесса - пользователь услуг по перевозке, перевозчик, Национальный оператор инфраструктуры, оператор локомотивной тяги, оператор локомотивной тяги в пассажирском движении, оператор вагонов (контейнеров), ветвевладелец, а также владелец железнодорожных путей по договорам государственно-частного партнерства, в том числе по договорам концессии;";
подпункт 64-2) изложить в следующей редакции:
"64-2) Национальный оператор инфраструктуры - юридическое лицо, контрольный пакет акций которого принадлежит национальному управляющему холдингу или Национальной железнодорожной компании, осуществляющее эксплуатацию, содержание, модернизацию, строительство магистральной железнодорожной сети и оказывающее услуги магистральной железнодорожной сети, а также осуществляющее первоочередное обеспечение воинских перевозок;";
2) пункт 3 статьи 3 изложить в следующей редакции:
"3. Участники перевозочного процесса, не имеющие собственного подвижного состава, пользуются услугами оператора локомотивной тяги, оператора локомотивной тяги в пассажирском движении и оператора вагонов (контейнеров) на основании договора.";
3) подпункт 1) пункта 4 статьи 6-2 изложить в следующей редакции:
"1) международные - перевозки между Республикой Казахстан и иностранными государствами или транзит груза через территорию Республики Казахстан;";
4) в статье 8:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Взаимоотношения Национальной железнодорожной компании, оператора локомотивной тяги в пассажирском движении и перевозчиков с органами государственного управления при организации перевозки пассажиров осуществляются на условиях договоров в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";
часть первую пункта 2-2 изложить в следующей редакции:
"2-2. Договоры на долгосрочное субсидирование расходов оператора локомотивной тяги в пассажирском движении по социально значимым сообщениям, а также договоры на долгосрочное субсидирование расходов перевозчика, связанных с осуществлением перевозок пассажиров по социально значимым сообщениям, заключаются в письменной форме на основе типового договора, утверждаемого уполномоченным органом.";
пункт 2-3 изложить в следующей редакции:
"2-3. Уполномоченный орган и (или) местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы могут заключать договоры по следующим обязательствам:
1) долгосрочное субсидирование расходов оператора локомотивной тяги в пассажирском движении по социально значимым сообщениям;
2) долгосрочное субсидирование расходов перевозчика, связанных с осуществлением перевозок пассажиров по социально значимым сообщениям, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) определение перевозчика, указанного в абзаце втором пункта 2-2 настоящей статьи;
4) другие обязательства, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.";
5) в статье 12:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Статья 12. Тарифы и платы";
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Временные балансирующие платы Национального перевозчика грузов устанавливаются уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий, при формировании предельных уровней цен на услуги локомотивной тяги и направляются:
1) оператору локомотивной тяги в пассажирском движении;
2) Национальному оператору инфраструктуры.
Правила расчета и выплат временных балансирующих плат утверждаются уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий, по согласованию с государственным органом, осуществляющим руководство в сфере железнодорожного транспорта.
Правила расчета и выплат временных балансирующих плат содержат перечень расходов, учитываемых при формировании временных балансирующих плат.
Источником временных балансирующих плат являются доходы Национального перевозчика грузов от деятельности по перевозке грузов железнодорожным транспортом во всех сообщениях.";
6) пункт 2 статьи 14:
дополнить подпунктом 19-1) следующего содержания:
"19-1) утверждение порядка включения и исключения магистральных, станционных путей и иных объектов магистральной железнодорожной сети из перечня магистральных и станционных путей и иных объектов, технологически необходимых для функционирования магистральной железнодорожной сети;";
дополнить подпунктами 34-40), 34-41) следующего содержания:
"34-40) разработка и утверждение правил субсидирования расходов оператора локомотивной тяги в пассажирском движении, связанных с оказанием услуг локомотивной тяги перевозчикам пассажиров по социально значимым сообщениям;
34-41) разработка и утверждение методики определения объемов субсидирования расходов оператора локомотивной тяги в пассажирском движении, связанных с оказанием услуг локомотивной тяги перевозчикам пассажиров по социально значимым сообщениям;";
7) пункт 1 статьи 40 дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
"4-1) транзита грузов;";
8) в статье 44:
пункт 1 дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
"4) получать от грузополучателя, грузоотправителя копии товаросопроводительных документов при транзите груза;";
дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1. Представитель грузоотправителя за сутки до заявленной даты отправки груза письменно извещает перевозчика о транзите груза с указанием способа и места ввоза/вывоза груза.";
9) статью 57-1 дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1. Взимание отдельной платы за пользование сооружениями, устройствами и элементами подъездного пути, предназначенными для перемещения подвижного состава с одного пути на другой, запрещается.";
10) дополнить статьей 57-2 следующего содержания:
"Статья 57-2. Требования к деятельности по оказанию услуг подъездных путей при условии отсутствия конкурентного подъездного пути.
Ветвевладелец, оказывающий услуги подъездных путей, обязан не допускать действий (бездействия), приводящих к прекращению оказания услуг подъездного пути потребителям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.;
11) статью 64 дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:
"Открытие перевозчиками пассажиров новых железнодорожных сообщений, не относящихся к социально значимым пассажирским сообщениям, осуществляется по согласованию с уполномоченным органом.
Порядок согласования уполномоченным органом открытия перевозчиками пассажиров новых железнодорожных сообщений, не относящихся к социально значимым пассажирским сообщениям, определяется Правилами пользования магистральной железнодорожной сетью.".
4. В Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года "О естественных монополиях" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2018 г., № 23, ст. 87, Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года "О естественных монополиях", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 4 января 2019г.):
1) в статье 13:
в пункте 1:
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
"1) совершение сделок с имуществом, используемым для предоставления регулируемой услуги, если балансовая стоимость имущества, учтенного в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года, за исключением случая, предусмотренного подпунктом
1-1) настоящего пункта;";
дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
"1-1) совершение сделок с имуществом, используемым для предоставления регулируемой услуги подъездных путей;";
пункт 2 дополнить подпунктами 4-1) и 4-2) следующего содержания:
"4-1) имущество, используемое для предоставления регулируемой услуги подъездных путей, находится в собственности субъекта естественной монополии менее восемнадцати месяцев со дня оказания регулируемой услуги;
4-2) субъект естественной монополии, оказывающий регулируемые услуги подъездных путей, не произвел возмещение потребителям необоснованно полученного дохода в соответствии с утвержденным временным компенсирующим тарифом;";
2) пункт 1 статьи 20 дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
"3-1) в случае приобретения (строительства) новых участков подъездных путей, не являющихся неразрывной частью подъездных путей, на услуги которых субъекту утвержден тариф;";
3) часть вторую подпункта 28) пункта 2 статьи 26 изложить в следующей редакции:
"В случае отчуждения подъездного пути, регулируемые услуги которого относятся к сфере естественной монополии, владелец данного подъездного пути обязан:
письменно уведомить потребителей, имеющих заключенные договора на оказание услуг подъездных путей, о проведении тендера не позднее тридцати календарных дней до проведения тендера;
предоставить преимущественное право по его покупке действующему потребителю перед третьими лицами в случае одинаковых условий и суммы выкупа, представленных в тендерных заявках.".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2020 года, за исключением:
пунктов 1 и 2, абзацев восьмого и девятого подпункта 1), подпункта 5) пункта 3 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2020 года и действуют до 1 января 2021 года;
подпункта 9) пункта 3 статьи 1, который вводится в действие с 1 апреля 2020 года.
Президент Республики Казахстан |