О проекте Закона Республики Казахстан "О контроле специфических товаров"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2020 года № 414

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О контроле специфических товаров".

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Проект

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О контроле специфических товаров

      Оглавление

      Настоящий Закон устанавливает принципы и правовые основы деятельности уполномоченного органа, государственных органов Республики Казахстан в сфере контроля специфических товаров, определяет права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц Республики Казахстан, осуществляющих экспорт, реэкспорт, импорт, транзит, оказывающих экстерриториальные посреднические услуги или техническую помощь, а также иностранных лиц, осуществляющих экстерриториальный реэкспорт или транзит.

      Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) оружие массового уничтожения – химическое, бактериологическое (биологическое), радиологическое, ядерное и токсинное оружие;

      2) средства доставки – ракеты и беспилотные летательные аппараты, указанные в контрольном списке;

      3) импорт – ввоз специфических товаров на территорию Республики Казахстан;

      4) специфические товары – товары двойного и военного назначения, а также товары, контролируемые по соображениям национальной безопасности;

      5) товары двойного назначения – продукция (в том числе программное обеспечение и технологии), указанная в контрольном списке, которая используется в гражданских целях, но может быть применена для создания оружия массового уничтожения, средств доставки, вооружения, военной техники и боеприпасов;

      6) товары военного назначения – военная продукция (в том числе программное обеспечение и технологии), указанная в контрольном списке;

      7) товары, контролируемые по соображениям национальной безопасности – продукция, контролируемая с целью обеспечения национальной безопасности, внешней политики, борьбы с терроризмом, управления преступностью и общественной безопасности, указанная в контрольном списке, не относящаяся к товарам двойного и военного назначения;

      8) государственные органы системы контроля специфических товаров – центральные государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие контроль специфических товаров в пределах компетенции, установленной настоящим Законом и законами Республики Казахстан;

      9) контрольный список – перечень специфических товаров, подлежащих контролю в соответствии с настоящим Законом;

      10) реэкспорт – вывоз ранее ввезенных на территорию Республики Казахстан специфических товаров, произведенных за ее пределами;

      11) экстерриториальный реэкспорт – вывоз не подвергшихся переработке специфических товаров, произведенных в Республике Казахстан, с территории другого государства в третьи страны;

      12) транзит – перемещение специфических товаров через территорию Республики Казахстан;

      13) всеобъемлющий контроль – контроль товаров, не входящих в контрольный список;

      14) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере контроля специфических товаров;

      15) внутрифирменная система контроля специфических товаров – комплекс мероприятий организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемых в целях соблюдения правил контроля специфических товаров и международных обязательств Республики Казахстан;

      16) экспорт – вывоз специфических товаров за пределы территории Республики Казахстан, а также передача технологий, указанных в контрольном списке, на территории Республики Казахстан иностранным лицам;

      17) идентификация – установление принадлежности (соответствия) товаров к специфическим товарам;

      18) техническая помощь – деятельность, осуществляемая физическими и юридическими лицами Республики Казахстан за пределами территории Республики Казахстан, по ремонту, изготовлению, сборке, тестированию, модернизации и иному техническому обслуживанию товаров двойного и военного назначения, в том числе консультации, инструктаж, обучение, обмен опытом работы и навыками;

      19) экстерриториальные посреднические услуги – деятельность, осуществляемая физическими и юридическими лицами Республики Казахстан за пределами территории Республики Казахстан по переговорам или непосредственным действиям, влекущим за собой сделки по продаже, покупке товаров двойного и военного назначения из одной третьей страны в другую третью страну, а также продажа, покупка, транспортировка товаров двойного и военного назначения, находящихся во владении посредника или под его контролем из одной третьей страны в другую третью страну;

      20) иностранные лица – физические лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, а также юридические лица, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства;

      21) гарантийное обязательство – официальное заверение, выданное компетентным органом страны-получателя, об использовании импортируемых специфических товаров в заявленных (мирных) целях и недопущении их экстерриториального реэкспорта в третьи страны без разрешения компетентного органа страны-экспортера;

      22) сертификат конечного пользователя Республики Казахстан – документ, который содержит подтверждение уполномоченного органа о том, что конечный пользователь обязуется использовать товары для целей, указанных в сертификате, и не допускать экспорт или передачу таких товаров третьим лицам без согласия страны-продавца и уполномоченного органа;

      23) международный импортный сертификат Республики Казахстан – документ, который содержит подтверждение уполномоченного органа, о том, что импортер обязуется импортировать товары, и не допускать экспорт или передачу таких товаров третьим лицам без разрешения уполномоченного органа.

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере контроля специфических товаров

      1. Законодательство Республики Казахстан в сфере контроля специфических товаров основывается на Конституции Республики Казахстан и международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих отношения в сфере контроля специфических товаров.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

      Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

      1. Настоящий Закон регулирует отношения уполномоченного органа, государственных органов Республики Казахстан и физических, юридических лиц Республики Казахстан при осуществлении экспорта, реэкспорта, импорта, транзита, экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи, а также иностранных лиц, осуществляющих экстерриториальный реэкспорт и транзит.

      2. Действие настоящего Закона распространяется на экспорт, реэкспорт, экстерриториальный реэкспорт, импорт, транзит, оказание экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи в части осуществления контроля специфических товаров в целях, установленных настоящим Законом.

      Статья 4. Основные цели и принципы контроля специфических товаров

      1. Основными целями контроля специфических товаров являются:

      1) обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан;

      2) укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения;

      3) содействие формированию стабильной и безопасной системы международных отношений;

      4) укрепление международной безопасности и стабильности, предотвращение распространения оружия массового уничтожения и средств доставки.

      2. Основными принципами контроля специфических товаров являются:

      1) приоритет интересов национальной безопасности Республики Казахстан;

      2) соблюдение международных договоров Республики Казахстан по нераспространению оружия массового уничтожения, средств доставки, а также в области контроля специфических товаров;

      3) приоритет политических интересов в осуществлении контроля специфических товаров;

      4) доступность информации по законодательству Республики Казахстан в сфере контроля специфических товаров;

      5) недопустимость поддержки терроризма и экстремизма;

      6) соответствие процедур и правил контроля специфических товаров общепризнанным международным нормам и практике.

      Статья 5. Контрольный список

      1. Контрольный список разрабатывается с учетом списков международных режимов экспортного контроля, а также исходя из потребностей обеспечения национальной безопасности и выполнения международных обязательств Республики Казахстан.

      2. Товары, определенные контрольным списком, подлежат контролю при экспорте, реэкспорте, экстерриториальном реэкспорте, импорте, транзите, оказании экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи.

      Статья 6. Методы контроля специфических товаров

      Контроль специфических товаров осуществляется посредством:

      1) идентификации специфических товаров;

      2) разрешительного порядка экспорта, реэкспорта, экстерриториального реэкспорта, импорта, транзита, оказания экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи;

      3) информационного взаимодействия уполномоченного органа с государственными органами системы контроля специфических товаров;

      4) ограничения экспорта, реэкспорта, экстерриториального реэкспорта, импорта, транзита, оказания экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи;

      5) всеобъемлющего контроля;

      6) государственного контроля за надлежащим использованием и не передачей импортированных специфических товаров третьим лицам и другим государствам без получения соответствующего разрешения;

      7) таможенного контроля при совершении таможенных операций в отношении специфических товаров при экспорте, реэкспорте, импорте и транзите в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан;

      8) контроля экспорта, реэкспорта, импорта и транзита специфических товаров при их перемещении через Государственную границу Республики Казахстан с государствами-членами Евразийского экономического союза.

      Глава 2. Государственное регулирование в сфере контроля специфических товаров

      Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере контроля специфических товаров

      Правительство Республики Казахстан:

      1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере контроля специфических товаров в Республике Казахстан;

      2) формирует государственную систему в сфере контроля специфических товаров в Республике Казахстан;

      3) принимает в пределах своей компетенции решения о подписании международных договоров в сфере контроля специфических товаров, присоединении к международным режимам экспортного контроля;

      4) утверждает порядок осуществления информационного взаимодействия уполномоченного органа с государственными органами системы контроля специфических товаров;

      5) утверждает перечень мест осуществления контроля за перемещением специфических товаров через Государственную границу Республики Казахстан с государствами-членами Евразийского экономического союза;

      6) определяет перечень государств и организаций, в отношении которых вводятся ограничения по экспорту, экстерриториальному реэкспорту, импорту, транзиту, оказанию экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи;

      7) утверждает контрольный список специфических товаров.

      Статья 8. Компетенция уполномоченного органа в сфере контроля специфических товаров

      Уполномоченный орган в пределах установленной компетенции:

      1) осуществляет реализацию государственной политики в сфере контроля специфических товаров;

      2) контролирует экспорт, реэкспорт, экстерриториальный реэкспорт, импорт, транзит, оказание экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи в пределах установленной компетенции;

      3) осуществляет выдачу следующих разрешительных документов в сфере контроля специфических товаров:

      лицензии на экспорт и импорт специфических товаров;

      разрешения на транзит специфических товаров;

      разрешения на оказание экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи в сфере контроля специфических товаров;

      разрешения на экстерриториальный реэкспорт специфических товаров;

      разрешения на передачу специфических товаров третьим лицам на территории Республики Казахстан;

      сертификаты конечного пользователя Республики Казахстан;

      международные импортные сертификаты Республики Казахстан;

      заключения об идентификации специфических товаров.

      4) разрабатывает меры и осуществляет сотрудничество в сфере контроля специфических товаров с иностранными государствами и международными организациями;

      5) осуществляет государственный контроль конечного использования импортированных специфических товаров в заявленных целях;

      6) утверждает:

      правила лицензирования экспорта и импорта специфических товаров, квалификационные требования к ним;

      правила оформления и выдачи гарантийного обязательства (сертификат конечного пользователя и международный импортный сертификат) и квалификационные требования к ним;

      правила выдачи разрешения на транзит специфических товаров и квалификационные требования к нему;

      правила выдачи разрешения на экстерриториальный реэкспорт специфических товаров и квалификационные требования к нему;

      критерии оценки рисков для целей контроля специфических товаров;

      правила выдачи разрешений на оказание экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи, квалификационные требования к ним и порядок уведомления уполномоченным органом физических и юридических лиц Республики Казахстан, оказывающих экстерриториальные посреднические услуги или техническую помощь;

      правила проведения идентификации специфических товаров;

      правила ведения учета совершаемых сделок со специфическими товарами;

      критерии всеобъемлющего контроля.

      7) ведет Реестр физических и юридических лиц Республики Казахстан, оказывающих экстерриториальные посреднические услуги или техническую помощь;

      8) приостанавливает и прекращает действие разрешительных документов в сфере контроля специфических товаров;

      9) проводит оценку рисков при осуществлении экспорта, экстерриториального реэкспорта, оказания экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи;

      10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      Статья 9. Компетенция государственных органов системы контроля специфических товаров

      1. Контроль специфических товаров осуществляют уполномоченный орган, а также государственные органы Республики Казахстан системы контроля специфических товаров в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан и настоящим Законом.

      2. Контроль за перемещением специфических товаров через Государственную границу Республики Казахстан осуществляют органы государственных доходов.

      Глава 3. Методы контроля специфических товаров

      Статья 10. Идентификация

      Физические и юридические лица Республики Казахстан, намеревающиеся осуществить экспорт, реэкспорт, импорт, транзит, либо оказать экстерриториальные посреднические услуги, техническую помощь в отношении товаров (в том числе программное обеспечение и технологии), обязаны провести их идентификацию.

      Иностранные лица, намеревающиеся осуществить транзит в отношении товаров (в том числе программное обеспечение и технологии), обязаны провести их идентификацию.

      В случае невозможности однозначной идентификации физические и юридические лица Республики Казахстан, иностранные лица обращаются в уполномоченный орган за получением идентификационного заключения.

      Идентификация проводится уполномоченным органом совместно с государственными органами Республики Казахстан согласно контрольного списка.

      Статья 11. Экспорт

      1. Экспорт специфических товаров осуществляется физическими и юридическими лицами Республики Казахстан на основании лицензии.

      2. Экспорт товаров двойного назначения и товаров, контролируемых по соображениям национальной безопасности (за исключением ядерных и специальных неядерных материалов, оборудования, установок, технологий, источников ионизирующего излучения, оборудования и соответствующих товаров и технологий двойного назначения, работы и услуги, связанные с их производством), может осуществляться физическими и юридическими лицами Республики Казахстан на основании общей лицензии, с указанием в ней нескольких стран, импортеров и (или) конечных пользователей.

      Физические и юридические лица Республики Казахстан, осуществляющие экспорт товаров, указанных в части первой настоящего пункта, на основании общей лицензии обязаны представлять в уполномоченный орган документы по исполнению общих лицензий в сроки и порядке, определенных уполномоченным органом.

      3. Экспорт специфических товаров осуществляется при наличии документа, выданного компетентным органом иностранного государства, содержащего гарантийное обязательство.

      Уполномоченный орган вправе определять подлинность представленного документа, содержащего гарантийные обязательства страны импортера.

      4. Экспорт товаров военного назначения, необходимых для функционирования национального контингента Республики Казахстан или проведения миротворческой подготовки, осуществляется без применения мер контроля специфических товаров на основании воинских пропусков, выдаваемых уполномоченным органом в сфере обороны.

      Экспорт товаров военного назначения Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований для выполнения международных обязательств государства, а также участия в учениях, смотрах, конкурсах, выставках, парадах, соревнованиях, демонстрационных мероприятиях, испытаниях осуществляется без применения мер контроля специфических товаров на основании перечня, утверждаемого первым руководителем соответствующего государственного органа Республики Казахстан.

      Реэкспорт товаров военного назначения, принадлежащих иностранным государственным органам или организациям, необходимых к задействованию при проведении учений, смотров, конкурсов, выставок, испытаний, парадов, демонстрационных мероприятий, организуемых Вооруженными Силами Республики Казахстан, другими войсками и воинскими формированиями, уполномоченным органом в сфере оборонной промышленности и государственного оборонного заказа на территории Республики Казахстан осуществляется без применения мер контроля специфических товаров на основании перечня, утверждаемого первым руководителем соответствующего государственного органа Республики Казахстан.

      5. Экспорт специфических товаров для демонстрации на выставках, образцов сырья либо промышленных специфических товаров для проведения испытаний, исследований (сертификации) в целях определения возможного спроса на данное сырье либо промышленные специфические товары, не имеющие коммерческой ценности, а также образцов проб, отбираемых инспекторами международных организаций во исполнение международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, осуществляется без применения мер контроля специфических товаров по согласованию с уполномоченным органом.

      6. Уполномоченный орган вправе устанавливать иные требования к условиям, на которых должен совершаться экспорт специфических товаров.

      Статья 12. Импорт

      1. Импорт специфических товаров осуществляется физическими и юридическими лицами Республики Казахстан на основании лицензии.

      2. Передача импортированных специфических товаров на территории Республики Казахстан от конечного пользователя или импортера третьим лицам осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа.

      3. Импорт ранее экспортированных товаров военного назначения, необходимых для функционирования национального контингента Республики Казахстан, находящегося за пределами территории Республики Казахстан, или проведения миротворческой подготовки осуществляется без применения мер контроля специфических товаров на основании воинских пропусков, выдаваемых уполномоченным органом в сфере обороны.

      Импорт ранее экспортированных товаров военного назначения Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований для выполнения международных обязательств государства, а также участия в учениях, смотрах, конкурсах, выставках, парадах, соревнованиях, демонстрационных мероприятиях, испытаниях осуществляется без применения мер контроля специфических товаров на основании перечня, утверждаемого первым руководителем соответствующего государственного органа Республики Казахстан.

      Импорт товаров военного назначения, принадлежащих иностранным государственным органам или организациям, необходимых к задействованию при проведении учений, смотров, конкурсов, выставок, испытаний, парадов, демонстрационных мероприятий, организуемых Вооруженными Силами Республики Казахстан, другими войсками и воинскими формированиями, уполномоченным органом в сфере оборонной промышленности и государственного оборонного заказа на территории Республики Казахстан, осуществляется без применения мер экспортного контроля на основании перечня, утверждаемого первым руководителем соответствующего государственного органа Республики Казахстан.

      4. Импорт специфических товаров для демонстрации на выставках, образцов сырья либо промышленных специфических товаров для проведения испытаний, исследований (сертификации) в целях определения возможного спроса на данное сырье либо промышленные специфические товары, не имеющие коммерческой ценности, а также образцов проб, отбираемых инспекторами международных организаций во исполнение международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, осуществляется без применения мер контроля специфических товаров по согласованию с уполномоченным органом.

      5. Физические и юридические лица Республики Казахстан, осуществляющие импорт специфических товаров, несут полную и единоличную ответственность за доставку импортируемых специфических товаров до места конечного использования, указанного в лицензии на импорт специфических товаров и (или) сертификате конечного пользователя Республики Казахстан или международном импортном сертификате Республики Казахстан.

      Перенаправление импортируемых специфических товаров в иное место конечного пользования, отличного от места, указанного в лицензии на импорт специфических товаров и (или) сертификате конечного пользователя Республики Казахстан или международном импортном сертификате Республики Казахстан, запрещается.

      6. Физические и юридические лица Республики Казахстан, являющиеся конечными пользователями импортированных специфических товаров, несут полную и единоличную ответственность за использование таких товаров не в заявленных целях, а также за передачу таких товаров на территории Республики Казахстан третьим лицам и их реэкспорт из Республики Казахстан без разрешения уполномоченного органа.

      7. За нарушение требований, установленных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, физические и юридические лица Республики Казахстан несут ответственность в соответствии с действующими законами Республики Казахстан.

      Статья 13. Транзит

      1. Транзит специфических товаров осуществляется физическими и юридическими лицами Республики Казахстан и иностранными лицами на основании разрешения.

      2. Условия перегрузки на территории Республики Казахстан специфических товаров, перемещаемых транзитом, указываются в разрешении на транзит. Информация о перегрузке на территории Республики Казахстан представляется в уполномоченный орган физическими и юридическими лицами Республики Казахстан и иностранными лицами при подаче заявления на получение разрешения на транзит.

      Статья 14. Экстерриториальные посреднические услуги

      1. Физические и юридические лица Республики Казахстан, намеревающиеся оказывать экстерриториальные посреднические услуги, обязаны получить разрешение на оказание таких услуг в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

      2. Оказание экстерриториальных посреднических услуг по товарам военного назначения осуществляется на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом.

      3. Оказание экстерриториальных посреднических услуг по товарам двойного назначения осуществляется на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом в случаях, если:

      1) физические и юридические лица Республики Казахстан были информированы уполномоченным органом или иным государственным органом Республики Казахстан системы контроля специфических товаров о том, что результаты оказания экстерриториальных посреднических услуг могут быть использованы в целях, указанных в пункте 1 статьи 24;

      2) физические и юридические лица Республики Казахстан имеют основание полагать, что результаты оказания экстерриториальных посреднических услуг могут быть использованы в целях, указанных в пункте 1 статьи 24.

      Статья 15. Техническая помощь

      1. Физические и юридические лица Республики Казахстан, намеревающиеся оказывать техническую помощь, обязаны получить разрешение на оказание такой помощи в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

      2. Оказание технической помощи по товарам военного назначения осуществляется, на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом.

      3. Оказание технической помощи, связанной с товарами двойного назначения осуществляется на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом в случаях, если:

      1) физические и юридические лица Республики Казахстан были информированы уполномоченным органом или иным государственным органом Республики Казахстан системы контроля специфических товаров о том, что результаты оказания технической помощи могут быть использованы в целях, указанных в пункте 1 статьи 24;

      2) физические и юридические лица Республики Казахстан имеют основание полагать, что результаты оказания технической помощи могут быть использованы в целях, указанных в пункте 1 статьи 24.

      Статья 16. Реэкспорт и экстерриториальный реэкспорт

      1. Экстерриториальный реэкспорт специфических товаров осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан в области разрешений и уведомлений.

      2. Реэкспорт специфических товаров, импортированных на территорию Республики Казахстан, осуществляется по разрешению компетентного органа страны происхождения и в порядке лицензирования экспорта специфических товаров.

      Статья 17. Внутрифирменная система контроля специфических товаров

      1. В целях обеспечения выполнения правил контроля за экспортом специфических товаров, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, предотвращения правонарушений в указанной сфере уполномоченный орган содействует созданию внутрифирменных программ контроля и оказывает необходимую информационно-методическую помощь.

      2. Создание внутрифирменных систем контроля является обязательным для физических и юридических лиц Республики Казахстан, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности государства и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций со специфическими товарами.

      Статья 18. Учет совершаемых сделок со специфическими товарами

      1. Физические и юридические лица Республики Казахстан, осуществляющие экспорт, реэкспорт, импорт, транзит либо оказывающие экстерриториальные посреднические услуги или техническую помощь, обязаны вести учет совершаемых сделок со специфическими товарами.

      2. Документы, относящиеся к сделкам со специфическими товарами должны храниться в течение пяти лет с момента осуществления экспорта, реэкспорта, импорта, транзита либо оказания экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Республики Казахстан.

      Статья 19. Гарантийные обязательства в отношении товаров, импортируемых в Республику Казахстан

      По требованию компетентного органа страны экспортера уполномоченным органом предоставляются гарантийные обязательства в виде сертификата конечного пользователя Республики Казахстан или международного импортного сертификата Республики Казахстан.

      Статья 20. Разрешительный порядок осуществления экспорта, экстерриториального реэкспорта, оказания экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи

      Разрешение на осуществление экспорта, экстерриториального реэкспорта, оказание экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи выдается уполномоченным органом на основании результатов оценки рисков, проводимой в рамках информационного взаимодействия с государственными органами Республики Казахстан системы контроля специфических товаров.

      Статья 21. Ограничения экспорта, экстерриториального реэкспорта, импорта, транзита, оказания экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи

      1. Республика Казахстан имеет право вводить ограничения по экспорту, реэкспорту, экстерриториальному реэкспорту, импорту, транзиту, оказанию экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи вплоть до эмбарго в отношении иностранных государств в случае нарушения ими обязательств, принятых перед Республикой Казахстан, а также по решениям международных организаций, участником которых является Республика Казахстан.

      2. Правительство Республики Казахстан, исходя из интересов обеспечения национальной безопасности и выполнения международных договоров Республики Казахстан, устава Организации объединенных наций определяет перечень государств и организаций, в отношении которых вводятся ограничения по экспорту, экстерриториальному реэкспорту, импорту, транзиту, оказанию экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи и ежегодно публикует для сведения физических и юридических лиц Республики Казахстан информацию о санкциях в отношении отдельных государств и организаций.

      Статья 22. Отказ в выдаче разрешительных документов в сфере контроля специфических товаров

      1. Отказ в выдаче разрешительных документов на экспорт, экстерриториальный реэкспорт, оказание экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи осуществляется в случаях:

      1) нанесения ущерба или возникновения угрозы причинения ущерба интересам государства;

      2) нарушения международных обязательств Республики Казахстан;

      3) отрицательного решения при осуществлении оценки рисков;

      4) если, в отношении заявителя в течение одного года до подачи заявления на получение разрешительного документа в судебном порядке налагалось административное взыскание за нарушение законодательства в сфере контроля специфических товаров;

      5) если, в отношении заявителя в течение одного года до подачи заявления на получение разрешительного документа вынесен обвинительный приговор суда за суда за совершение уголовного проступка или преступления в сфере контроля специфических товаров, или заявитель освобожден от уголовной ответственности за совершение уголовного проступка или преступлений небольшой и средней тяжести на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;

      6) если заявитель в течение последних пяти лет привлекался к ответственности за нарушение санкций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

      2. Отказ в выдаче разрешительных документов на импорт, транзит осуществляется в случаях, указанных в подпунктах 1), 4), 5) и 6) пункта 1 настоящей статьи.

      Статья 23. Приостановление и (или) прекращение действия разрешительного документа на экспорт, импорт, транзит, экстерриториальный реэкспорт, оказание экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи

      1. Действие разрешительного документа на экспорт, экстерриториальный реэкспорт, импорт, транзит, оказание экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи может быть приостановлено и (или) прекращено уполномоченным органом в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, а также в случаях:

      1) появления новых фактов, которые, если бы они были известны или существовали на момент подачи заявления, привели бы к отказу;

      2) необходимости изменения условий в разрешительном документе;

      3) невыполнения владельцем разрешительного документа обязательств по разрешительному документу.

      2. Основанием для приостановления разрешительного документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и повторного проведения оценки рисков является информация, полученная из следующих источников:

      письменное обращение государственных органов, физических или юридических лиц Республики Казахстан в уполномоченный орган;

      информация, полученная уполномоченным органом, от иностранных государственных органов и организаций;

      сообщения из средств массовой информации.

      3. Срок приостановления действия разрешительного документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи, не должен превышать 30 (тридцати) рабочих дней, за исключением случаев, когда необходимо получение подтверждения информации от иностранных компетентных органов или организаций. В этом случае, срок приостановления разрешительного документа заканчивается следующим рабочим днем, со дня получения уполномоченным органом указанного подтверждения.

      4. Действие разрешительного документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи, прекращает свое действие в случаях:

      1) нарушения владельцами условий, указанных в разрешительном документе;

      2) выявления недостоверных сведений в документах, представленных заявителем для получения разрешительного документов;

      3) прекращения или приостановления действия одного или нескольких документов, на основании которых был выдан разрешительный документ;

      4) прекращения действия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с экспортом, экстерриториальным реэкспортом, импортом, транзитом, оказанием экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи.

      5. Государственные органы Республики Казахстан незамедлительно уведомляют уполномоченный орган посредством направления электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью уполномоченного лица, о приостановлении и прекращении действия выданных ими лицензий на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с экспортом, экстерриториальным реэкспортом, импортом, транзитом, оказанием экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи.

      Статья 24. Всеобъемлющий контроль

      1. Физическим и юридическим лицам Республики Казахстан запрещается осуществление экспорта, экстерриториального реэкспорта, импорта, транзита, оказания экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи или участвовать в них любым иным образом в случае, если им известно, что результаты их действий и товары будут использованы для создания оружия массового уничтожения и (или) средств доставки, вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

      2. Физические и юридические лица Республики Казахстан, осуществляющие экспорт, импорт, транзит, оказывающие экстерриториальные посреднические услуги или техническую помощь с товарами, не включенными в контрольный список, обязаны получить разрешительный документ в порядке, установленном настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан в сфере разрешений и уведомлений в случаях, когда они:

      1) были информированы уполномоченным органом или иным государственным органом Республики Казахстан системы контроля специфических товаров о том, что результаты их действий и товары могут быть использованы в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи;

      2) имеют основание полагать, что результаты их действий и товары могут быть использованы в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

      3. Физическим и юридическим лицам Республики Казахстан при осуществлении экспорта, импорта, транзита, оказании экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи с товарами, не включенными в контрольный список, необходимо руководствоваться критериями всеобъемлющего контроля.

      Статья 25. Порядок проведения профилактического контроля за использованием импортированных специфических товаров в заявленных целях без посещения субъектов (объектов) контроля

      1. Профилактический контроль за использованием импортированных специфических товаров в заявленных целях без посещения субъектов (объектов) контроля проводится уполномоченным органом в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящей статьей.

      2. Профилактический контроль за использованием импортированных специфических товаров в заявленных целях без посещения субъектов (объектов) контроля проводится путем анализа:

      1) информации, полученной по запросу уполномоченного органа, по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан в области контроля специфических товаров в пределах своей компетенции;

      2) информации, поступающей от третьих лиц, касающейся вопросов соблюдения законодательства Республики Казахстан в области контроля специфических товаров;

      3) информации, полученной в результате сопоставления сведений о деятельности физических и юридических лиц, полученных из различных источников.

      3. Контроль за использованием импортированных специфических товаров в заявленных целях без посещения субъектов (объектов) контроля носит предупредительно-профилактический характер.

      4. В случае выявления нарушений в действиях (бездействиях) субъекта контроля по результатам контроля за использованием импортированных специфических товаров в заявленных целях без посещения субъектов (объектов) контроля, уполномоченным органом в срок, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения такого контроля, оформляется и направляется субъекту контроля рекомендация по устранению выявленных нарушений.

      5. Рекомендация, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях:

      1) нарочно – с отметкой о получении;

      2) почтой – посредством направления заказного письма с уведомлением;

      3) электронным способом – посредством отправки уполномоченным органом на электронный адрес субъекта контроля, указанный в документах, ранее представленных субъектом контроля в уполномоченный орган.

      6. Срок устранения нарушений, указанных в рекомендации, составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня ее вручения.

      7. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации, направить в уполномоченный орган возражение.

      8. Неисполнение рекомендации в срок, указанный в пункте 6 настоящей статьи, влечет включение субъекта (объекта) контроля в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

      9. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится не чаще одного раза в полугодие.

      Глава 4. Контроль за перемещением специфических товаров через Государственную границу Республики Казахстан с государствами-членами Евразийского экономического союза

      Статья 26. Функции органов государственных доходов

      Органы государственных доходов осуществляют следующие функции:

      1) контроль за специфическими товарами, перемещаемыми через Государственную границу Республики Казахстан с государствами-членами Евразийского экономического союза, в том числе с применением технических средств контроля, перечень и порядок применения которых утверждаются уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;

      2) предупреждение и пресечение незаконного перемещения через Государственную границу Республики Казахстан с государствами-членами Евразийского экономического союза специфических товаров.

      Статья 27. Компетенция органов государственных доходов Республики Казахстан

      1. Контроль за перемещением специфических товаров через Государственную границу Республики Казахстан с государствами-членами Евразийского экономического союза осуществляется органами государственных доходов.

      2. В целях осуществления контроля, указанного в пункте 1 настоящей статьи, органы государственных доходов:

      1) взаимодействуют и обмениваются информацией с государственными органами и юридическими лицами в порядке, определяемом уполномоченным органом в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;

      2) привлекают специалистов различных отраслей для целей проведения контроля;

      3) останавливают и проводят осмотр, досмотр транспортных средств в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан с государствами-членами Евразийского экономического союза;

      4) разрабатывают, создают, приобретают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных;

      5) приобретают товары, включая технические средства контроля;

      6) производят документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, при осуществлении контроля за перемещением специфических товаров;

      7) осуществляют для координации деятельности органов государственных доходов сбор и анализ информации о совершении правонарушений законодательства Республики Казахстан в сфере контроля специфических товаров;

      8) осуществляют другие действия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Статья 28. Виды осуществления органами государственных доходов контроля специфических товаров

      Контроль за перемещением специфических товаров осуществляется органами государственных доходов посредством следующих видов:

      1) разрешительный, предусматривающий осуществление контроля и учета фактического перемещения специфических товаров, в отношении которых имеются разрешительные документы (лицензии/разрешения);

      2) контроль с применением формы контроля досмотр (осмотр), в случаях визуального обнаружения специфических товаров либо получения информации от государственных органов о перемещении специфических товаров без лицензии/разрешения;

      3) контроль после фактического перемещения через Государственную границу Республики Казахстан с государствами-членами Евразийского экономического союза специфических товаров, в целях проверки соблюдения лицами законодательства в сфере контроля специфических товаров.

      Статья 29. Формы контроля, осуществляемого органами государственных доходов

      1. Формами контроля, осуществляемого органами государственных доходов, являются:

      1) проверка документов и сведений;

      2) осмотр;

      3) досмотр;

      4) учет продукции;

      5) мониторинг после фактического перемещения специфических товаров.

      2. Проверка документов и сведений – форма контроля, заключающаяся в проведении анализа документов и сведений, представляемых органам государственных доходов, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в них, в одном документе, а также между собой, в том числе со сведениями, полученными из информационных систем, используемых органами государственных доходов, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) Республики Казахстан в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении органов государственных доходов на момент проведения проверки, а также способами, незапрещенными законодательством Республики Казахстан.

      В рамках проверки документов и сведений органы государственных доходов вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации, в том числе направлять запросы в государственные органы и иные организации.

      3. Осмотр – форма контроля, заключающаяся в визуальном исследовании непосредственно транспортного средства и товаров, перевозимых этим транспортным средством.

      Осмотр может проводиться в следующих случаях:

      1) визуального обнаружения специфических товаров, на которые при перемещении через Государственную границу Республики Казахстан с государствами-членами Евразийского экономического союза не были представлены лицензии/разрешения;

      2) получения информации от государственных органов о перемещении специфических товаров без лицензии/разрешения;

      3) необходимости сверить сведения, заявленные в представленных документах, с перемещаемым товаром.

      4. Досмотр – форма контроля, заключающаяся в обследовании транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться специфические товары.

      Досмотр проводится в случае получения информации от государственных органов о перемещении специфических товаров без лицензии/разрешения.

      5. Учет специфических товаров – форма контроля, применяемая должностными лицами органов государственных доходов для целей учета и контроля за фактическим перемещением специфических товаров в пределах срока действия лицензии/разрешения.

      6. Мониторинг после фактического перемещения специфических товаров – форма контроля, проводимая должностными лицами органов государственных доходов после фактического перемещения специфических товаров через Государственную границу Республики Казахстан с государствами-членами Евразийского экономического союза, с применением иных форм контроля, предусмотренных настоящей статьей, в целях проверки соблюдения лицами законодательства в сфере контроля специфических товаров.

      7. Порядок осуществления учета специфических товаров и мониторинга после фактического перемещения специфических товаров определяется уполномоченным органом в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет.

      Глава 5. Информирование в сфере контроля специфических товаров

      Статья 30. Обязательство по представлению информации в области контроля специфических товаров

      Уполномоченный орган, государственные органы Республики Казахстан системы контроля специфических товаров вправе запрашивать и получать от государственных органов Республики Казахстан, а также физических и юридических лиц Республики Казахстан, осуществляющих экспорт, реэкспорт, импорт, транзит, оказание экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи, иностранных лиц, осуществляющих экстерриториальный реэкспорт или транзит, необходимые документы и информацию, относящихся к сфере контроля специфических товаров.

      Статья 31. Представление и распространение информации

      1. Физические и юридические лица Республики Казахстан, осуществляющие экспорт, реэкспорт, импорт, транзит, оказывающие экстерриториальные посреднические услуги или техническую помощь, а также иностранные лица, осуществляющие экстерриториальный реэкспорт, транзит, обязаны по требованию уполномоченного органа, государственных органов Республики Казахстан системы контроля специфических товаров представлять документы и информацию, необходимые для выполнения указанными государственными органами задач и функций, предусмотренных настоящим Законом.

      2. Физические и юридические лица Республики Казахстан, а также иностранные лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность за достоверность представленных документов и информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      3. Уполномоченный орган имеет право опубликовывать на своем официальном интернет-ресурсе, списки физических и юридических лиц Республики Казахстан и иностранных лиц, допустивших нарушения в сфере контроля специфических товаров.

      Статья 32. Использование представленной информации

      1. Информация, представленная физическими и юридическими лицами Республики Казахстан, а также иностранными лицами, используется уполномоченным органом и государственными органами Республики Казахстан системы контроля специфических товаров для выполнения задач и функций в пределах компетенции, установленной настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан.

      2. Представление и использование сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, другой информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами, осуществляются с соблюдением требований законодательства, устанавливающего порядок обращения с такой информацией и меры ее защиты.

      Глава 6. Международное сотрудничество в сфере контроля специфических товаров

      Статья 33. Участие Республики Казахстан в международных санкциях, связанных с контролем специфических товаров

      Выполнение Республикой Казахстан санкций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, связанных с контролем специфических товаров, в отношении одного государства или ряда государств и введение этих санкций в действие определяются законодательством Республики Казахстан на основании решений Организации Объединенных Наций или других международных организаций. В отдельных случаях такие санкции могут применяться Республикой Казахстан в одностороннем порядке.

      Статья 34. Цели международного сотрудничества в сфере контроля специфических товаров

      Международное сотрудничество Республики Казахстан в сфере контроля специфических товаров осуществляется в целях:

      1) координации усилий и взаимодействия с иностранными государствами по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, средств доставки, а также технологий их создания;

      2) содействия формированию стабильной и безопасной системы международных отношений;

      3) активизации участия Республики Казахстан в международном обмене товаров, результатами интеллектуальной творческой деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной творческой деятельности, расширения возможностей для доступа физических и юридических лиц Республики Казахстан на мировые рынки высоких технологий;

      4) совершенствования международных и внутригосударственных механизмов контроля специфических товаров, выявления фактов нарушения законодательства Республики Казахстан в сфере контроля за торговлей специфическими товарами и совершивших их лиц.

      Статья 35. Формы международного сотрудничества Республики Казахстан в сфере контроля специфических товаров

      Международное сотрудничество Республики Казахстан в сфере контроля специфических товаров осуществляется посредством:

      1) участия Республики Казахстан в международных режимах экспортного контроля и международных форумах, проведения переговоров и консультаций с иностранными государствами и международными организациями, взаимного обмена информацией, а также реализации совместных программ и мероприятий в указанной сфере на двусторонней и многосторонней основе;

      2) взаимодействия в сфере контроля специфических товаров с международными организациями, государственными органами зарубежных стран, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      3) содействия развитию контактов и обмену информацией между отечественными организациями и иностранными неправительственными организациями, целью которых является содействие эффективному функционированию внутригосударственных механизмов экспортного контроля.

      Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства в сфере контроля специфических товаров. Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа и государственных органов системы контроля специфических товаров

      Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере контроля специфических товаров

      Нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере контроля специфических товаров влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      Статья 37. Обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа и государственных органов системы контроля специфических товаров

      Решения и действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа и государственных органов системы контроля специфических товаров могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 38. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.

      2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года "Об экспортном контроле".

      Президент
Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.