Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Проект |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 20-II, 20-III, ст. 112; 2016 г., № 1, ст. 4; № 6, ст. 45; № 7-II, ст. 55; № 8-I, ст. 62, 65; № 8-II, ст. 72; № 12, ст. 87; № 23, ст. 118; № 24, ст. 124, 126; 2017 г., № 9, ст. 21; № 14, ст. 50, 51):
подпункт 22) пункта 1 статьи 98 изложить в следующей редакции:
"22) утверждает форму свидетельства об аккредитации, правила проведения аккредитации, основания и порядок отмены аккредитации объединений субъектов частного предпринимательства и иных некоммерческих организаций;".
2. В Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года "Об автомобильных дорогах" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 17-18, ст. 246; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 1, ст. 5; № 14, ст. 89; № 24, ст. 148; 2007 г., № 16, ст. 129; 2008 г., № 15-16, ст. 64; № 23, ст. 114; 2009 г., № 18, ст. 84; 2010 г., № 24, ст. 146; 2011 г., № 5, ст. 43; № 15, ст. 125; 2012 г., № 14, ст. 92; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 9, ст. 51; № 13, ст. 63; № 14, ст. 72, 75; № 21-22, ст. 115; 2014 г., № 1, ст. 4; № 8, ст. 44; № 10, ст. 52; № 12, ст. 82; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 21, ст. 122; № 22, ст. 131; № 23, ст. 143; 2015 г., № 19-I, cт.1 00; № 20-VII, ст. 117; № 22-VI, cт. 159; 2017 г., № 14, ст. 49; 2018 г., № 19, ст. 62; 2019 г., № 1, ст. 4):
1) в статье 1:
подпункт 3) изложить в следующей редакции:
"3) автомобильная дорога – комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения автомобилей, обеспечивающий непрерывное, безопасное движение автомобилей и других транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками, габаритами, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса (земли транспорта) и воздушное пространство над ними в пределах установленного габарита, включая объекты дорожной службы;";
подпункт 13-3) изложить в следующей редакции:
"13-3) Национальный центр качества дорожных активов – юридическое лицо, находящееся в ведении уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам, на которое возложены функции по проведению экспертизы качества работ и материалов, управлению дорожными активами, организации мобилизационной подготовки на автомобильных дорогах международного и республиканского значения, а также проведению ведомственной экспертизы технической документации на средний ремонт автомобильных дорог, внедрению новых технологий и сопровождению опытных участков;";
дополнить подпунктом 13-4) следующего содержания:
"13-4) экспертиза качества работ и материалов – вид экспертных работ по техническому обследованию при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог;";
подпункт 15-2) изложить в следующей редакции:
"15-2) мониторинг безопасности дорожной инфраструктуры – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования, поддержания и улучшения существующей дорожной инфраструктуры автомобильных дорог в соответствии с законодательством Республики Казахстан;";
2) в статье 5:
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Проезд по платной автомобильной дороге (участку) осуществляется на основании договора пользователя автомобильной дороги (участка) с национальным оператором или иными управляющими автомобильными дорогами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Моментом заключения договора является момент въезда на платную автомобильную дорогу (участок). Договор на пользование платными автомобильными дорогами (участками) между национальным оператором или иными управляющими автомобильными дорогами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и пользователями платными автомобильными дорогами (участками) является публичным.";
3) в статье 5-2:
подпункт 1) пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1) автотранспортные средства:
организации скорой медицинской помощи;
аварийно-спасательных служб;
правоохранительных органов;
специальных государственных органов;
Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований;
организаций, осуществляющих комплексное содержание платных автомобильных дорог;";
дополнить подпунктом 3) следующего содержания:
"3) легковые автомобили ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним;
легковые автомобили ветеранов боевых действий на территории других государств.";
4) в статье 12:
подпункты 36-1) и 36-2) изложить в следующей редакции:
"36-1) разработка и утверждение правил проведения ведомственной экспертизы технической документации на средний ремонт автомобильных дорог;
36-2) разработка и утверждение правил мониторинга безопасности дорожной инфраструктуры автомобильных дорог;";
подпункт 38-1) изложить в следующей редакции:
"38-1) разработка и утверждение методики определения стоимости работ и услуг по производству экспертизы качества работ и материалов, а также управления дорожными активами автомобильных дорог;";
5) пункт 4 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"4. Технико-экономические обоснования и проектно-сметная документация, разработанная для строительства новых или реконструкции и капитального ремонта существующих автомобильных дорог, подлежат комплексной вневедомственной экспертизе проектов строительства, а также государственной экологической экспертизе, осуществляемых в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан. По технической документации, предназначенной для среднего ремонта автомобильных дорог, проводится ведомственная экспертиза в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.";
6) пункт 2 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"2. При производстве работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог осуществляется авторский надзор разработчиком проектной документации, производственный – исполнителем работ и технический надзор за строительством, реконструкцией, капитальным, средним и текущим ремонтом автомобильных дорог – заказчиком самостоятельно либо путем привлечения организаций и экспертов, имеющих соответствующий аттестат. Приемка в эксплуатацию законченных дорожных работ, кроме работ по текущему и среднему ремонту автомобильных дорог, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";
7) подпункт 4) пункта 3 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"4) производить оплату проезда по платным автомобильным дорогам (участкам);";
8) в статье 30:
дополнить пунктом 2-2) следующего содержания:
"2-2) организация работ по развитию транспортной инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу;".
3. В Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года "О безопасности химической продукции" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 17, ст. 134; 2009 г., № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; № 11, ст. 102; 2012 г., № 15, ст. 97; 2013 г., № 14, ст. 75; 2014 г., № 1, ст. 4; № 7, ст. 37; № 10, ст. 52; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 23, ст. 143; 2015 г., № 20-IV, ст. 113):
в подпункте 1) пункта 1 статьи 6 слова "в области индустрии и торговли" заменить словами "в сфере индустриальной деятельности";
в заголовке и абзаце первом статьи 8-1 слова "по инвестициям и развитию" заменить словами "в сфере индустриальной деятельности".
4. В Закон Республики Казахстан от 13 января 2012 года "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2012 г., № 3, ст. 20; № 15, ст. 97; 2013 г., № 14, ст. 75; 2014 г., № 1, ст. 4; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 23, ст. 143; 2015 г., № 2, ст. 6; № 11, ст. 57; № 20-IV, ст. 113; № 22-II, ст. 144; 2016 г., № 6, ст. 45; № 24, ст. 124):
1) в статье 1:
дополнить подпунктом 1-2) следующего содержания:
"1-2) экспресс-энергоаудит – энергоаудит, проводимый по сокращенной программе и с минимальным использованием оборудования;";
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
"2) субъекты квазигосударственного сектора – государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;";
дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:
"2-1) целевой энергоаудит – энергоаудит, проводимый на добровольной основе, имеющий целевой характер или ограничение как по объему, так и по времени проведения;";
дополнить подпунктом 5-2) следующего содержания:
"5-2) заказчики – государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, за исключением национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных управляющих компаний;";
подпункт 12) изложить в следующей редакции:
"12) энергетическая эффективность (энергоэффективность) – характеристика, отражающая отношение полученного эффекта от использования энергетических ресурсов к их затратам, произведенным в целях получения такого эффекта;";
подпункт 12-2) изложить в следующей редакции:
"12-2) энергоаудитор – физическое лицо, имеющее сертификат соответствия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности по направлению "Энергоаудит";";
дополнить подпунктами 17-1), 17-2) и 17-3) следующего содержания:
"17-1) менеджмент в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (энергоменеджмент) − комплекс административных действий, направленных на обеспечение рационального потребления энергетических ресурсов и повышение энергоэффективности объекта управления, включающий разработку и реализацию политики энергосбережения и повышения энергоэффективности, планов мероприятий, процедур и методик мониторинга, оценки энергопотребления и других действий, направленных на повышение энергоэффективности;
17-2) сертификат соответствия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности – документ, выдаваемый органом по подтверждению соответствия персонала, удостоверяющий компетентность энергоаудитора или эксперта выполнять работы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
17-3) национальный институт развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности – юридическое лицо, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо либо косвенно принадлежат государству;";
2) в статье 5:
в подпункте 6-8) слова "технологических процессов," исключить;
дополнить подпунктами 6-15) и 6-16) следующего содержания:
"6-15) утверждает методику по расчету нормативов энергопотребления;
6-16) разрабатывает и утверждает правила мониторинга энергопотребления государственных учреждений;";
в подпункте 9) слово ", воды" исключить;
подпункты 12-1), 13-1), 13-2), 13-3) и 13-6) исключить;
дополнить подпунктами 16-1), 16-2), 16-3), 16-4) и 16-5) следующего содержания:
"16-1) проводит оценку деятельности местных исполнительных органов по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности;
16-2) разрабатывает и утверждает правила мониторинга государственных закупок товаров, работ, услуг в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
16-3) разрабатывает и утверждает перечень товаров, работ, услуг, на которые распространяются требования по энергоэффективности при осуществлении государственных закупок;
16-4) устанавливает требования по энергоэффективности товаров, работ, услуг при осуществлении государственных закупок;
16-5) проводит мониторинг государственных закупок товаров, работ, услуг в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;";
3) в статье 6:
пункт 4 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
"1-1) обеспечивают разработку и утверждение дорожных карт на три года по энергосбережению по согласованию с уполномоченным органом, а также осуществляют их реализацию;";
пункт 5 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
"1-1) обеспечивают разработку и утверждение дорожных карт по энергосбережению на три года по согласованию с уполномоченным органом, а также осуществляют их реализацию;";
4) пункт 2 статьи 7 изложить в следующей редакции:
"2. Государственный контроль в области энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется в форме проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля осуществляется в соответствии с настоящим Законом и Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.";
5) дополнить статьей 7-1 следующего содержания:
"Статья 7-1. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
1. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) в области энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется ведомством уполномоченного органа.
2. Субъектами контроля являются субъекты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
3. Целями профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъекту контроля права самостоятельного устранения нарушений, и снижение административной нагрузки на них.
4. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится путем анализа, сопоставления данных и информации:
1) от энергоаудиторских организаций и учебных центров;
2) от национального института развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
3) открытых источников, средств массовой информации.
5. В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения в действиях (бездействии) субъекта контроля, ведомством уполномоченного органа оформляется и направляется субъекту контроля рекомендация в течение десяти рабочих дней со дня выявления нарушений.
6. Рекомендация должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты ее отправки и получения.
Рекомендация, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях:
1) нарочно – с даты отметки в рекомендации о получении;
2) почтой – с даты уведомления о получении почтового отправления заказным письмом;
3) электронным способом – с даты отправки на электронный адрес субъекта контроля, указанный в письме при запросе.
При отказе субъекта контроля принять рекомендацию лицо, доставляющее или вручающее ее, делает соответствующую отметку на рекомендации, которая возвращается в ведомство уполномоченного органа.
Отказ субъекта контроля от принятия рекомендации не является препятствием к совершению дальнейших процессуальных действий.
7. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе направить ведомству уполномоченного органа возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации.
8. Рекомендация должна быть исполнена в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения), за исключением случаев, когда более длительный срок исполнения указан в самом уведомлении.
9. Неисполнение в установленный срок рекомендации об устранении нарушений, выявленных в результате профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, влечет назначение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля путем включения в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится не более двух раз в год.";
6) в статье 9:
в пункте 1:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. Информация, вносимая в Государственный энергетический реестр, включает для субъектов Государственного энергетического реестра, за исключением государственных учреждений:";
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
"1) бизнес идентификационный номер или индивидуальный идентификационный номер, наименование, адрес и основные виды деятельности;";
в подпункте 2) слова "и воды" исключить;
подпункты 3) и 4) изложить в следующей редакции:
"3) копия плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также дополнения и (или) изменения, вносимые в данный план мероприятий;
4) результаты исполнения плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности за отчетный период;";
подпункт 6) изложить в следующей редакции:
"6) копия заключения энергоаудита;";
подпункт 7) исключить;
дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
"1-1. Информация, вносимая в Государственный энергетический реестр, включает для субъектов Государственного энергетического реестра, являющихся государственными учреждениями:
1) бизнес идентификационный номер, наименование, адрес и основные виды деятельности;
2) объемы потребления энергетических ресурсов в натуральном и денежном выражении за один календарный год;
3) мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности за отчетный период и копия заключения энергоаудита или технического отчета (при наличии);
4) источники отопления и расход энергетических ресурсов на отопление на единицу площади зданий, строений, сооружений за отчетный период;
5) основное энергопотребляющее оборудование.";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Информация, указанная в пунктах 1 и 1-1 настоящей статьи, предоставляется субъектами Государственного энергетического реестра национальному институту развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на бумажном или электронном носителях ежегодно в срок до 1 апреля.
При этом информация, указанная в подпунктах 3), 4) и 6) пункта 1 настоящей статьи, предоставляется субъектами Государственного энергетического реестра, потребляющими энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном менее тысяче пятистам тонн условного топлива в год при наличии.";
7) в подпункте 5) пункта 1 статьи 13 слово "2,5" заменить словами "выше 1,0.";
8) в пункте 3 статьи 14:
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
"1) иметь в штате не менее четырех энергоаудиторов;";
дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
"1-1) для руководителя энергоаудиторской организации иметь сертификат соответствия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности по направлению "Энергоаудит";";
9) дополнить статьей 14-1 следующего содержания:
"Статья 14-1. Подтверждение соответствия персонала в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
Подтверждение соответствия персонала в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (энергоаудитора или эксперта) осуществляется в соответствии с законами Республики Казахстан "О техническом регулировании" и "Об аккредитации в области оценки соответствия", и национальными стандартами.";
10) в статье 16:
дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
"1-1. Энергоаудитор, являющийся индивидуальным предпринимателем, вправе проводить энергоаудит только зданий, строений, сооружений, а также целевой энергоаудит.
Требования к энергоаудиторам, являющимися индивидуальными предпринимателями:
1) наличие сертификата соответствия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности по направлению "Энергоаудит";
2) владение на праве собственности или ином законном основании поверенными информационно-измерительными комплексами и техническими средствами на территории Республики Казахстан согласно перечню информационно-измерительных комплексов и технических средств, утвержденных уполномоченным органом.
Энергоаудитор и (или) энергоаудитор, являющийся индивидуальным предпринимателем, вправе осуществлять деятельность в составе только одной энергоаудиторской организации.";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Заключение по энергосбережению и повышению энергоэффективности составляется по результатам энергоаудита или экспресс-энергоаудита.
Технический отчет по энергосбережению и повышению энергоэффективности составляется по результатам целевого энергоаудита.";
дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
"3-1. Субъекты Государственного энергетического реестра разрабатывают и утверждают планы мероприятий по итогам проведенного обязательного энергоаудита. План мероприятий разрабатывается и утверждается в течение шести месяцев со дня получения заключения по энергосбережению и повышению энергоэффективности.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Субъекты Государственного энергетического реестра, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяче пятистам и более тонн условного топлива в год, за исключением государственных учреждений, проходят обязательный энергоаудит не реже одного раза каждые пять лет.";
дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:
"4-1. Экспресс-энергоаудит проводится при одинаковом исполнении перечисленных условий:
1) наличия двух предыдущих заключений обязательного энергоаудита;
2) достижения потенциала энергосбережения в объеме не менее чем на пятнадцать процентов в течение последних пяти лет за счет выполнения плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности или снижения им удельного энергопотребления на единицу продукции в объеме не менее чем на пятнадцать процентов в течение пяти лет;
3) наличия действующей системы энергоменеджмента (сертификата соответствия), соответствующей требованиям национального стандарта.
Субъекты Государственного энергетического реестра, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяче пятистам и более тонн условного топлива в год, вправе провести экспресс-энергоаудит взамен обязательного энергоаудита с получением заключения по энергосбережению и повышению энергоэффективности.";
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Энергоаудиторским организациям или энергоаудиторам, являющимся индивидуальными предпринимателями, запрещается проведение энергоаудита:
заказчиков, чьим участником, кредитором являются энергоаудиторские организации и (или) энергоаудиторы, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также их работники, осуществляющие данный энергоаудит (энергоаудиторы);
работники, осуществляющие энергоаудит (энергоаудиторы), которые состоят в трудовых отношениях с аудируемым субъектом или являются близкими родственниками (родителями, детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой), или свойственниками должностных лиц аудируемого субъекта, а также акционера (участника), владеющего десятью и более процентами акций (или долями участия в уставном капитале) аудируемого субъекта;
в случаях, когда голосующие акции (доли участия) энергоаудиторской организации прямо или косвенно принадлежат заказчику. Косвенная принадлежность означает принадлежность каждому последующему аффилированному лицу акций (доли участия в уставном капитале) иного юридического лица;
работники, осуществляющие энергоаудит (энергоаудиторы), которые имеют личные имущественные интересы в аудируемом субъекте;
если у них имеются денежные обязательства перед аудируемым субъектом или у аудируемого субъекта перед ними, за исключением обязательств по проведению энергоаудита.";
дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Субъекты Государственного энергетического реестра не проводят обязательный энергоаудит в случаях:
1) потребления энергетических ресурсов в объеме, эквивалентном менее тысячи пятистам тонн условного топлива в год;
2) отсутствия на балансе объекта (-ов) потребления энергетических ресурсов;
3) потребления энергетических ресурсов в целях эксплуатации транспортных средств;
4) если является объектом историко-культурного наследия или культовым зданием, строением и сооружением.";
11) в статье 20:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"Национальный институт развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности:";
в подпункте 6) после слова "проводит" дополнить словами "оценку и анализ эффективности планов мероприятий,";
дополнить подпунктами 6-1) и 6-2) следующего содержания:
"6-1) проводит мониторинг энергопотребления государственных учреждений;
6-2) содействует уполномоченному органу при проведении мониторинга государственных закупок товаров, работ, услуг в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и в подготовке рекомендаций по актуализации перечня товаров, работ, услуг, на которые распространяются требования по энергоэффективности при осуществлении государственных закупок;";
подпункт 8) изложить в следующей редакции:
"8) оказывает информационные, аналитические и консультационные услуги в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;";
12) в статье 21:
в подпункте 3) пункта 2:
после слов "производства и" дополнить словом "(или)";
слово ", воды" исключить;
дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1. Субъекты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, являющиеся заказчиками, обязаны осуществлять государственные закупки товаров, работ, услуг в соответствии с их требованиями по энергоэффективности.";
в пункте 3 слова "и воды" исключить;
дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
"3-1. Субъекты Государственного энергетического реестра, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяче пятистам и более тонн условного топлива в год, обязаны назначить ответственное лицо по энергосбережению и повышению эффективности.";
абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:
"4. Энергоаудиторские организации и энергоаудиторы, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны:";
13) статью 23 изложить в следующей редакции:
"Статья 23. Обжалование действий (бездействия) должностного лица уполномоченного органа
Физические и (или) юридические лица вправе обжаловать действия (бездействие) должностного лица уполномоченного органа в порядке, установленном законами Республики Казахстан.".
5. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 9, ст. 51; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 23, ст. 143; 2015 г., № 2, ст. 3; № 8, ст. 45; № 9, cт. 46; № 11, ст. 57; № 16, ст. 79; № 19-II, ст. 103; № 20-IV, ст. 113; № 21-I, ст. 128; № 21-III, ст. 135; № 22-II, ст. 144, 145; № 22-V, ст. 156, 158; № 22-VI, ст. 159; № 23-I, ст. 169; 2016 г., № 1, ст. 2, 4; № 6, ст. 45; № 7-I, ст. 50; № 7-II, ст. 53; № 8-I, ст. 62; № 8-II, ст. 68; № 12, ст. 87; 2017 г., № 1-2, ст. 3; № 4, ст. 7; Закон Республики Казахстан от 6 мая 2017 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коллекторской деятельности", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 11 мая 2017 года; Закон Республики Казахстан от 10 мая 2017 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 12 мая 2017 года):
в приложении 2 строку 369-2 исключить;
в пункте 49 приложения 3 слова "по энергоаудиту и" дополнить словом "(или)".
Статья 2.
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением:
абзаца шестнадцатого подпункта 1), абзацев второго и третьего подпункта 9), абзаца одиннадцатого подпункта 12) пункта 4, абзаца второго пункта 5 статьи 1, которые вводятся в действие по истечении 12 месяцев с даты принятия национальных стандартов;
подпункта 7) пункта 4 статьи 1, который вводится в действие с 1 января 2022 года;
абзаца тринадцатого подпункта 1), абзаца седьмого подпункта 2), абзацев третьего и пятого подпункта 8), абзацев третьего, четвертого, пятого и шестого подпункта 10) пункта 4 статьи 1, которые вводятся в действие с даты принятия национальных стандартов, но не ранее 30 января 2022 года.
2. Аттестаты энергоаудиторов признаются недействительными по истечении 12 месяцев с даты принятия национальных стандартов.
Президент Республики Казахстан |