Об одобрении Соглашения между Правительством Республики Казахстан, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка о координации мер макроэкономической политики на 2021 – 2023 годы и Дорожной карты по реализации Соглашения между Правительством Республики Казахстан, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка о координации мер макроэкономической политики на 2021 – 2023 годы

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 февраля 2021года № 90. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 августа 2023 года № 657.

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 09.08.2023 № 657.

      В целях проведения эффективной макроэкономической политики Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Одобрить прилагаемые:

      1) Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка о координации мер макроэкономической политики на 2021 – 2023 годы;

      2) Дорожную карту по реализации Соглашения между Правительством Республики Казахстан, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка о координации мер макроэкономической политики на 2021 – 2023 годы (далее – Дорожная карта).

      2. Государственным органам и организациям (по согласованию) обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Дорожной картой.

      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Одобрено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23февраля 2021 года № 90

Соглашение
между Правительством Республики Казахстан, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка о координации мер макроэкономической политики на 2021 – 2023 годы

      Повышение уровня жизни и благосостояния населения будет оставаться приоритетом социально-экономической политики страны. Достижение качественного и устойчивого подъема экономики, ведущего к повышению благосостояния людей до уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития, определено в качестве главной цели в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года. Это требует координации денежно-кредитной, налогово-бюджетной и структурных политик, а также политики развития финансового сектора для достижения целей по устойчивому экономическому росту, занятости и стабильности цен.

      Во исполнение поручений Президента Республики Казахстан Токаева К.К. Правительство Республики Казахстан (далее – Правительство), Национальный Банк Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) и Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) приложат все усилия по восстановлению экономического роста, осуществлению масштабной, глубинной трансформации экономики и проведению эффективной макроэкономической политики, скоординировав свои действия во всех сферах влияния.

      В результате пандемии коронавируса COVID-19 резко выросла неопределенность по поводу дальнейших перспектив развития мировой экономики. Ухудшение текущих и перспективных показателей производства привело к росту волатильности на финансовых рынках. Ситуация усложняется значительным падением мировой цены на нефть.

      В этих обстоятельствах Правительство, Национальный Банк и Агентство будут принимать совместные меры, направленные на обеспечение макроэкономической стабильности, ограничение рисков, поддержку экономики и ее адаптацию к изменившимся условиям внешней и внутренней среды.

      Для восстановления устойчивого и сбалансированного роста экономики Правительство будет руководствоваться следующими принципами:

      реализация контрцикличной макроэкономической политики для стимулирования деловой активности с обеспечением баланса между низкой инфляцией, стабильностью финансовой системы и ростом экономики;

      формирование принципиально нового институционального каркаса, который создаст условия для качественного и устойчивого развития экономики, сопровождающегося повышением качества жизни и благосостояния населения в условиях новой экономической реальности;

      стимулирование формирования новой структуры экономики, основанной на конкурентоспособном несырьевом секторе, встраивании в региональные и глобальные цепочки добавленной стоимости;

      формирование нового инвестиционного цикла с акцентом на таргетированное привлечение инвестиций через осуществление прямой работы с держателями капиталов на каждом этапе цепочки добавленной стоимости для заключения стратегических инвестиционных соглашений;

      диверсификация экономики через раскрытие потенциала агропромышленного комплекса, индустриализацию с учетом перехода на косвенные инструменты поддержки бизнеса для стимулирования развития эффективных предприятий, не вмешиваясь в рыночные процессы, а также через проведение качественной цифровизации;

      проведение проактивной внешнеторговой политики, направленной на поддержание сбалансированности платежного баланса;

      реализация социальной политики, направленной на развитие человеческого капитала, а также смягчение проблемы структурной безработицы, дефицита квалифицированных кадров и низкой конкурентоспособности;

      ограничение административных интервенций в экономические рыночные отношения;

      повышение контрцикличности фискальной политики в целях снижения зависимости бюджета от сырьевого цикла, а также укрепление устойчивости налоговых поступлений государственных финансов для поддержания дальнейшего роста экономики.

      Национальный Банк при проведении денежно – кредитной политики будет руководствоваться следующими принципами:

      постепенное снижение уровня инфляции и ее сохранение на низком уровне, способствующем устойчивому экономическому росту при режиме инфляционного таргетирования и плавающего обменного курса тенге;

      проведение гибкой процентной политики, направленной на восстановление экономической активности, с учетом необходимости обеспечения стабильности цен и финансовой стабильности;

      дальнейшее сохранение либерального валютного законодательства;

      повышение прозрачности валютной политики в рамках режима плавающего обменного курса и улучшение коммуникаций;

      содействие обеспечению стабильности финансовой системы путем совместной оценки факторов риска для финансовой стабильности, разработки, принятия и реализации комплекса согласованных решений в целях предотвращения возникновения системного финансового кризиса и минимизации его последствий;

      обеспечение эффективного денежного обращения и поддержание бесперебойного функционирования платежных систем.

      Национальный Банк учитывает в своей деятельности текущую экономическую политику Правительства и содействует ее эффективной реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики. Участие Национального Банка в финансировании государственных программ поддержки экономики осуществляется с учетом эффективной реализации Национальным Банком функции по проведению денежно-кредитной политики и предусматривает с 2023 года поэтапный выход из финансирования государственных программ для обеспечения рыночных принципов функционирования финансовой системы и экономики.

      Агентство в рамках содействия обеспечению стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержания доверия к финансовой системе будет руководствоваться следующими принципами:

      принятие мер по надлежащему развитию финансового рынка, финансовых институтов и инструментов;

      надзор в банковском и страховом секторах, а также на рынке ценных бумаг на основе риск-ориентированного подхода, основанного на оценке степени принятых рисков финансовыми институтами и пропорционального регуляторного воздействия;

      создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке;

      эффективное использование ресурсов и инструментов регулирования;

      обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг, полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах, а также повышения уровня финансовой грамотности и финансовой доступности для населения.

      Правительство ставит перед собой задачу повышения темпов долгосрочного экономического роста (potential output) и проведения соответствующих структурных реформ.

      Национальный Банк оказывает содействие Правительству для выполнения указанной задачи в той мере, которая не будет противоречить основной цели по достижению целевых показателей по инфляции. Достижение низких показателей инфляции, в свою очередь, снизит неопределенность в экономике и будет способствовать ее устойчивому росту, обеспечивая привлекательность долгосрочных сбережений в национальной валюте и позволяя бизнесу планировать долгосрочные инвестиции.

      Национальный Банк ставит перед собой задачу снижения уровня инфляции и достижения целевого ориентира на уровне 4 – 5 % с 2023 года.

      Правительство, Национальный Банк и Агентство настоящим Соглашением определяют следующие задачи, которые будут способствовать обеспечению баланса между стабильностью финансовой системы и общеэкономическим развитием.

I. Повышение макроэкономической устойчивости

1. Повышение эффективности денежно-кредитной политики

      Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен, которое выражается в снижении и поддержании инфляции на уровне установленных целевых ориентиров.

      По итогам 2020 года, вследствие реализации внешних шоков, связанных с распространением вируса COVID-19 и снижением цен на нефть, инфляция сформировалась выше установленного коридора со снижением в 2021 году. В последующие годы формирование инфляции будет происходить в рамках целевых ориентиров. Для того, чтобы обеспечить сбалансированное экономическое развитие в последующие годы Национальный Банк планирует поэтапно снижать инфляцию до уровня среднесрочной цели в 3 – 4 %, отражающего исторически допустимую волатильность инфляции. В этой связи на 2021 – 2022 годы целевой ориентир сохраняется на уровне 4 – 6 %. С 2023 года будет установлен промежуточный ориентир 4 – 5 %, который позволит обеспечить более плавное снижение инфляции.

      Система инструментов денежно-кредитной политики в режиме инфляционного таргетирования будет применяться с основным акцентом на процентной политике при режиме плавающего обменного курса тенге.

      Процентная политика будет направлена на регулирование базовой ставки в ответ на изменение ситуации на внешнем и внутреннем рынке с учетом достижения баланса между действиями, направленными на стимулирование совокупного спроса, и необходимостью поддержания стабильности цен.

      С передачей мандата по регулированию финансового рынка с 1 января 2020 года в новый независимый орган, а также во исполнение поручений Главы государства по повышению доверия к проводимой политике Национальный Банк усилит меры по повышению эффективности денежно-кредитной политики. При реализации денежно-кредитной политики особое внимание будет уделено повышению транспарентности проводимой политики. В рамках данной задачи в Национальном Банке создан Комитет по денежно-кредитной политике. По примеру ведущих центральных банков его главной задачей станет принятие стратегических решений в области денежно-кредитной политики – установление базовой ставки и ее коридора.

      В целях повышения доверия к проводимым денежно-кредитной и валютной политикам Национальный Банк продолжит выстраивать обширную систему коммуникаций. Будет расширяться текущий список информационных и аналитических материалов с использованием всего доступного информационного пространства. Кроме расширения публикуемой информации Национальный Банк будет рассматривать вопросы по повышению ее качественных характеристик.

2. Повышение контрцикличности налогово-бюджетной политики

      Главной целью налогово-бюджетной политики будет оставаться снижение ненефтяного дефицита до 6,4 % ВВП в 2023 году за счет сокращения использования средств Национального фонда, стимулирования роста доходов от ненефтяного сектора и повышения эффективности бюджетных расходов. В целом в среднесрочной перспективе дефицит бюджета будет поддерживаться на уровне не более 3 % к ВВП для обеспечения умеренной долговой нагрузки и платежеспособности Правительства по внутренним и внешним обязательствам.

      Правительство будет проводить устойчивую и предсказуемую фискальную политику, направленную на обеспечение макроэкономических условий, обеспечивающих рост ненефтяной экономики. Для этого Правительством совместно с Национальным Банком будет разработано контрцикличное бюджетное правило.

      Концептуальные основы нового контрцикличного бюджетного правила закреплены в Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан (далее – Концепция). Главной целью бюджетного правила является стабилизация государственных расходов через планирование гарантированного трансферта из Национального фонда в размере, не превышающем прогнозируемых поступлений в Национальный фонд от нефтяного сектора при цене отсечения, и ограничение их темпов роста на уровне целевого долгосрочного роста реального ВВП скорректированного на целевой уровень инфляции, а также повышение адаптивности бюджета к резкому изменению цен на нефть, что позволит сдерживать рост дефицита и государственного долга. Правительством будут проработаны вопросы полноценного внедрения бюджетного правила при разработке проекта Концепции новой бюджетной политики до 2030 года, включая вопросы синхронизации норм Бюджетного кодекса Республики Казахстан с Концепцией в 2021 году. Механизм контрцикличного бюджетного правила будет применен в 2022 году при формировании республиканского бюджета на 2023 и последующие годы.

      Кроме того, учитывая антикризисные меры Правительства, финансируемые за счет бюджета, после завершения кризиса и нормализации темпа экономического роста до предкризисного уровня необходимо проведение валидации бюджетного правила с учетом возможного изменения структуры и собираемости налоговых поступлений.

      Впоследствии, для поддержания гибкости и достаточной адаптивности бюджетное правило должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

      Правительством будет проведена работа по повышению качества бюджетного планирования и эффективности государственных расходов. Для обеспечения долгосрочной устойчивости Правительство будет проводить политику, направленную на стабилизацию расходов на уровне, способствующем накоплению средств Национального фонда. Правительство откажется от неэффективных мер поддержки, а высвободившиеся ресурсы направит на повышение эффективных мер поддержки и капитальных расходов на развитие инфраструктуры.

      Политика в области бюджетных доходов будет направлена на стимулирование роста консолидированных налоговых поступлений на основе расширения налогооблагаемой базы, повышения эффективности налогового администрирования и собираемости ненефтяных налогов, автоматизации системы учета через сокращение "теневой" экономики и расширение сферы применения безналичных форм расчетов. Будут приниматься меры по улучшению и цифровизации налогового и таможенного администрирования.

3. Обеспечение стабильности валютного рынка

      Национальный Банк в соответствии с режимом инфляционного таргетирования и плавающего обменного курса тенге не будет вмешиваться в процесс курсообразования, при этом оставляет за собой право проводить интервенции для предотвращения дестабилизирующих краткосрочных колебаний обменного курса, не имеющих под собой фундаментальной основы, а также для обеспечения стабильности финансовой системы. Национальный Банк повысит прозрачность при проведении валютной политики и будет продолжать улучшать коммуникационный канал.

      Правительство, Агентство и Национальный Банк расширят формат взаимодействия, в рамках которого будет организован информационный обмен, необходимый для улучшения мониторинга операций внешнего сектора, повышения эффективности валютного, налогового и таможенного контролей и противодействия незаконному выводу капитала из страны.

      Для обеспечения гарантированных трансфертов в бюджет из Национального фонда будет проводиться планомерная конвертация необходимых валютных активов Национального фонда на внутреннем валютном рынке. В рамках повышения транспарентности объемы конвертаций средств Национального фонда будут публиковаться на ежемесячной основе на официальном интернет-ресурсе Национального Банка.

      Правительство продолжит координацию и согласованность действий компаний квазигосударственного сектора на валютном рынке, предоставление на регулярной основе соответствующей информации Национальному Банку.

      Для повышения баланса на внутреннем валютном рынке Правительством совместно с Национальным Банком до конца 2021 года будут проработаны механизмы по стимулированию и определению условий конвертации валюты экспортерами, а также меры по развитию рынка хеджирования валютных рисков.

4. Регулирование ликвидности и рынка государственных ценных бумаг

      В целях обеспечения долговой устойчивости необходимо замещение внешнего заимствования (суверенного и под государственные гарантии) на долгосрочное тенговое финансирование через привлечение банковской ликвидности. Правительство обеспечит выпуск государственных ценных бумаг (далее – ГЦБ) Министерства финансов Республики Казахстан на условиях доходности и сроков, приемлемых для участников рынка ценных бумаг, со сроками погашения от 1 до 5 лет. В рамках данного направления будет предусмотрено повышение доли участников рынка в размещениях ГЦБ.

      Правительство и Национальный Банк осознают важность повышения координации денежно-кредитной и фискальной политик путем дальнейшего развития рынка ГЦБ для формирования индикатора стоимости долгового капитала в национальной валюте – кривой доходности, которая отражает ожидания рынка и делает возможным планирование инвестиционной деятельности.

      Разработка политики активного управления долгом, основанной на консолидированных бюджетных индикаторах (долг, дефицит), является важным аспектом повышения координации бюджетной и денежно-кредитной политики наряду с введением бюджетного правила и сбалансированной бюджетной политики. Политика управления государственным долгом – это не только финансирование дефицита бюджета. Она должна быть направлена на макроэкономическую стабилизацию и способствовать развитию рынка ГЦБ, определять оптимальную структуру источников финансирования дефицита.

      Повышение ликвидности рынка ГЦБ и адекватная безрисковая кривая доходности повысят эффективность процентного канала денежно-кредитной политики, позволят сформировать ориентир стоимости долгосрочного заимствования капитала, обеспечивая эффективность влияния процентных ставок Национального Банка на инвестиционно-потребительскую активность и инфляционные процессы.

      Развитый рынок ГЦБ будет способствовать перетоку избыточной ликвидности из инструментов Национального Банка на нужды экономики. Национальный Банк продолжит формирование краткосрочного сегмента, Правительство в лице Министерства финансов Республики Казахстан – среднесрочного и долгосрочного сегмента кривой доходности.

      Правительство будет планомерно повышать концентрацию внутреннего государственного долга в эталонных выпусках на ключевых участках кривой доходности. Для обеспечения ликвидности рынка ГЦБ, стимулирования конкурентного спроса и повышения его предсказуемости Правительство обеспечит регулярную публикацию графика размещений государственных ценных бумаг Министерства финансов и строгое следование ему, укрупнение выпусков и сокращение их общего числа.

      Правительство и Национальный Банк продолжат работу по включению ценных бумаг Министерства финансов Республики Казахстан в международные глобальные индексы развивающихся стран для расширения круга инвесторов, привлечения иностранного капитала, снижения доходностей и дальнейшего развития инфраструктуры рынка. Правительством совместно с Национальным Банком и Агентством разработан совместный план действий по включению ГЦБ Казахстана в международные индексы на 2020 – 2022 годы.

5. Обеспечение финансовой стабильности

      Для обеспечения стабильности финансовой системы Агентством будет проведена оценка возможности возврата к требованиям регулирования без учета оказанных мер поддержки, введенных для снижения негативных последствий в период пандемии.

      Министерством финансов совместно с Министерством юстиции и Агентством будет рассмотрен вопрос повышения требований к аудиторской и оценочной деятельности, уровню квалификации и профессиональным стандартам аудиторов и оценщиков для обеспечения стабильности финансовых институтов.

      Правительством, Национальным Банком и Агентством будут выработаны предложения по мерам поддержки банковского сектора на рыночных условиях без использования средств республиканского бюджета и Национального Банка.

      В рамках развития финансовых технологий и цифровизации Правительство и Национальный Банк будут проводить совместную работу по развитию национальной платежной системы на взаимовыгодных условиях, цифровых технологий на платежном рынке, расширению возможностей использования сервисов небанковских организаций, что позволит повысить эффективность и доступность платежных услуг.

II. Развитие финансового сектора и его инфраструктуры

6. Развитие финансового сектора

      Во исполнение поручений Президента Республики Казахстан Токаева К.К. по определению долгосрочных приоритетов в развитии финансового сектора Агентством совместно с Национальным Банком будет принята Концепция развития финансового сектора до 2030 года.

      Финансовая стабильность банковского сектора обеспечивается с помощью механизмов риск-ориентированного надзора, надзорной оценки банков в рамках методологии SREP (Supervisory review and evaluation process), мотивированного суждения.

      В целях обеспечения устойчивости финансового сектора как на уровне системы в целом, так и на уровне отдельных финансовых институтов необходимо продолжить переход на международные стандарты риск-ориентированного надзора. В частности, с учетом лучших международных практик Агентство будет совершенствовать действующий надзорный процесс путем интеграции в него методологии дистанционной AQR (Asset Quality Review) и надзорного стресс-тестирования.

      Для этих целей Агентством разработана Дорожная карта, направленная на приведение надзорного процесса в соответствие с лучшими мировыми практиками и предусматривающая внесение изменений в регуляторные акты Агентства.

      В частности, Агентством будут проведены работы по автоматизации надзорного процесса и регуляторной отчетности с использованием элементов BigData, разработаны модели и методы стресс-тестирования, а также реализованы мероприятия по усилению профессиональных компетенций Агентства и банков второго уровня. Это позволит интегрировать в надзорный процесс все ключевые элементы AQR, расширить их применение на все банки, повысить прозрачность структуры и качества активов, своевременно признавать неработающие займы, а также повысить превентивность и качество оценки практик управления рисками в банках.

      В результате прошлых кризисов на балансах банков второго уровня, их дочерних компаний по работе со стрессовыми активами и Фонда проблемных кредитов накоплен значительный объем неработающих активов, которые необходимо вовлекать в экономический оборот. В этих условиях одной из ключевых задач обеспечения стабильности финансового сектора и дальнейшего его развития в соответствии с международными стандартами и лучшими практиками является развитие рынка стрессовых активов.

      Необходимо ускорить вовлечение в экономический оборот стрессовых активов банков второго уровня. Для этого Агентством и Правительством будет проведена оценка существующей правовой базы по работе с проблемными кредитами и их продаже с выявлением юридических и нормативных препятствий, требующих законодательных изменений.

      В целях вовлечения стрессовых активов в экономический оборот Агентством и Правительством будет продолжена работа по принятию скоординированных мер по созданию ликвидного рынка неработающих активов с беспрепятственным доступом к нему широкого круга продавцов и покупателей, в том числе через управляющие компании.

      Будут приняты меры по существенному расширению банковского кредитования экономики на основе рыночных механизмов с учетом необходимости обеспечения стабильности финансовой системы и роста экономики. Для повышения эффективности системы формирования кредитных историй и развития рынка кредитных бюро Агентством и Национальным Банком будет внедрена двухуровневая модель системы формирования кредитных историй.

7. Развитие рынка ценных бумаг

      Повышение эффективности финансового сектора наряду с наращиванием банковского кредитования требует развития эффективных альтернативных источников финансирования, включая инструменты фондового рынка и мобилизацию средств институциональных и розничных инвесторов. Активное вовлечение населения на фондовый рынок является ключевым фактором дальнейшего развития фондового рынка.

      Для обеспечения проведения IPO национальных компаний Правительству совместно с Национальным Банком и Агентством необходимо принять меры по внесению изменений в формат проведения приватизации национальных компаний через фондовый рынок в соответствии с форматом "Народное IPO".

      Новый формат проведения IPO национальных компаний должен предусматривать обязательные условия, направленные на полное удовлетворение заявок, поданных локальными институциональными и розничными инвесторами на местном фондовом рынке, предоставление достаточного времени для сбора заявок и формирования книги заявок внутри страны, а также проведение широкомасштабного роуд-шоу в городах и регионах среди розничных и институциональных инвесторов.

      При проведении IPO национальных компаний с крупной и средней капитализацией параметры размещения должны соответствовать требованиям для включения в международные фондовые индексы FTSE и MSCI к категории "EmergingMarkets". Это будет способствовать продвижению позиций казахстанского фондового рынка на глобальных рынках капитала.

      Для увеличения числа частных казахстанских эмитентов средней и небольшой капитализации Правительство и Агентство примут меры по созданию налоговых стимулов для такого рода компаний, вышедших на IPO, с целью частичной компенсации их расходов на подготовку и проведение IPO.

      Параллельно будут прорабатываться другие механизмы привлечения эмитентов на фондовый рынок, в том числе будет рассмотрена возможность требовать от компаний реального сектора, участвующих в государственных программах, привлечения части средств через фондовый рынок.

      Агентством, Национальным Банком и Правительством будет проведена работа по упрощению доступа розничных инвесторов на фондовый рынок и созданию нового класса профессиональных участников рынка ценных бумаг-брокеров второй категории (без права ведения счетов в качестве номинального держателя), нацеленных на обслуживание розничных инвесторов, предусмотрев для них отдельные требования (размер собственного капитала, лимит на объемы совершаемых сделок, и т.д.).

      Это будет способствовать повышению ликвидности фондового рынка за счет привлечения розничных инвесторов, усиления конкуренции на рынке, а также повышению финансовой грамотности населения.

8. Развитие страхового рынка

      Правительству совместно с Национальным Банком и Агентством необходимо проработать вопросы внедрения страхования профессиональной ответственности субъектов предпринимательства перед третьими лицами с учетом обеспечения баланса интересов субъектов предпринимательства и рисков, присущих осуществляемой ими деятельности. Данная инициатива направлена на защиту населения от профессиональных ошибок, некачественных услуг, предоставляемых субъектами предпринимательства. Имущественный ущерб и вред, причиненный гражданам при оказании субъектами предпринимательства профессиональной деятельности, будет возмещаться страховой организацией.

      Кроме того, для приведения в соответствие с имеющимися в страховом секторе рисками легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма в отрасли "общее страхование" и рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) Правительством совместно с Национальным Банком и Агентством будет проработано частичное выведение сделок и операций в отрасли "общее страхование" из-под действующего национального режима противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данная работа будет проведена с учетом результатов второго раунда взаимной оценки рисков ОД/ФТ.

      Правительством будет рассмотрена возможность введения государственного субсидирования накопительного страхования жизни в Государственную образовательную накопительную систему. Государственная поддержка в виде премии к накоплениям и страховая защита от непредвиденных событий, предоставляемая компаниями по страхованию жизни, повысят надежность и привлекательность накопительной образовательной программы для граждан.

9. Повышение финансовой грамотности населения и бизнеса

      В целях вовлечения экономически активного слоя населения в инвестиционную деятельность Агентством будет проводиться интенсивная работа по повышению финансовой грамотности с использованием различных программ и инструментов обучения.

      Учитывая низкие инвестиционную привлекательность и уровень платежеспособности заемщиков-юридических лиц, выраженные в том числе в недостаточной операционной эффективности и несовершенстве риск-менеджмента, в целях улучшения качества принимаемых решений, оптимизации бизнес-процессов и качества представляемой отчетности Министерством национальной экономики Республики Казахстан и Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" будет проводиться интенсивная работа по повышению финансовой грамотности представителей бизнес-сообщества с использованием различных программ и инструментов обучения.

III. Повышение долгосрочного потенциала экономического роста

10. Диверсификация экономики и поиск новых источников экономического роста

      Для снижения уязвимости экономики Казахстана к внешним шокам и повышения ее долгосрочной устойчивости Правительство, Национальный Банк и Агентство сконцентрируют усилия на переходе к модели качественного экономического роста, который будет обеспечен ростом производительности и качеством производства.

      Экономике необходимы новые точки роста, не связанные с сырьевыми секторами экономики. Приоритетом будет снижение дефицита ненефтяного торгового баланса за счет диверсификации экспорта и импортозамещения, что позволит обеспечить качественное и устойчивое развитие экономики.

      Правительство и Национальный Банк продолжат мониторинг внешнего товарооборота, условий торговли, инвестиций и рисков платежного баланса для принятия комплекса мер в целях снижения дефицита ненефтяного торгового баланса для минимизации негативного воздействия внешних шоков на экономику Казахстана.

      Совместными задачами Правительства и Национального Банка являются:

      обеспечение продовольственной безопасности страны путем снижения доли импорта в потреблении продовольственных товаров до 12,5 % к концу 2023 года, в том числе за счет ввода в эксплуатацию новых птицефабрик и мясокомбинатов, предприятий по производству рыбопродуктов, модернизации/строительства сахарных, молочных заводов, закладки яблоневых садов;

      повышение эффективности мер по диверсификации экспорта и снижению зависимости от импорта. Ожидаемыми результатами являются рост экономической активности и увеличение объемов чистого экспорта.

      Приоритетными задачами Правительства являются:

      диверсификация экспорта от сырьевых товаров в сторону готовых обработанных товаров (ожидаемое значение несырьевого экспорта товаров и услуг в 2023 году при полной реализации поставленной задачи составит 35 млрд. долл США, это должно привести к усилению присутствия казахстанской продукции на стратегических рынках Китая, России, Европы и Азии, расширение рынков сбыта экспорта готовых обработанных товаров должно сопровождаться сохранением уже имеющихся ниш, и в том числе восстановлением ранее утраченных позиций);

      усиление мер государственной поддержки экспорта для стимулирования производства товаров с высокой добавленной стоимостью, в первую очередь востребованных в производственных цепочках стран Евразийского экономического союза и приграничных странах: Китае, Индии, Турции, странах Европейского союза и странах юго-восточной Азии;

      в соответствии с поручением Главы государства и специальным (упрощенным) порядком на период кризисных ситуаций обеспечение отечественных товаропроизводителей долгосрочными заказами и увеличение местного содержания через прозрачный механизм закупок квазигосударственного сектора;

      расширение механизмов финансирования сельскохозяйственных производителей путем введения off-take контрактов;

      удешевление импорта сырья и промежуточного материала для повышения ценовой конкурентоспособности производителей казахстанской продукции, в том числе за счет принятия мер по отмене таможенных пошлин на импорт сырья и промежуточного материала из стран вне ЕАЭС (тростниковый сахар-сырец, пестициды и гербициды, кокосовое и пальмовое масла, поверхностно-активные вещества);

      внедрение минимального уровня контрольных цен (МУКЦ) на импорт определенных продовольственных товаров в отношении стран ЕАЭС (механизм МУКЦ может быть применен на такие товары как сахар, мясо, молоко, масло, удобрения, алкогольная продукция, табак и прочее);

      поддержка отечественных производителей путем продвижения их продукции на льготных условиях на различных рекламных пространствах;

      пересмотр бизнес-модели сельского хозяйства путем значительного увеличения доли крупных организованных хозяйств, повышения урожайности в растениеводстве, развития научно-исследовательского потенциала и введения в полноценный рыночный оборот сельскохозяйственных земель;

      усиление контроля органами санитарно-эпидемиологической службы в отношении готовой пищевой продукции из стран ЕАЭС на предмет их соответствия техническим регламентам ЕАЭС и санитарным нормам.

      В рамках формирования обновленной торгово-промышленной политики Правительством будут пересмотрены отдельные меры государственной поддержки посредством их консолидации, фокусирования на жизнеспособных компаниях, использующих эффективные технологии и производства, заинтересованных в расширении и диверсификации товарной продукции.

      Достижение целей торгово-промышленной политики должно обеспечить улучшение торгового баланса и текущего счета платежного баланса за счет притока иностранных инвестиций, роста экспортной выручки и сокращения импорта товаров, объем которых позволит нивелировать отток капитала на приобретение импортного оборудования и возврат внешних займов.

      В целях эффективного мониторинга проводимой политики по диверсификации экономики и поиска новых источников экономического роста Правительство и Национальный Банк обеспечат систематический взаимный обмен информацией о состоянии несырьевого экспорта товаров и услуг.

      Правительство и Национальный Банк расширят формат взаимного информационного обмена, в рамках которого Национальный Банк будет иметь доступ к информации по реализованным, реализуемым и планируемым к реализации инвестиционным программам и проектам государственного, квазигосударственного и частного секторов экономики, а также информации по государственным расходам и расходам квазигосударственного сектора.

11. Привлечение инвестиций и фондирование экономики

      Правительством будут приняты проактивные меры по формированию нового инвестиционного цикла по привлечению качественных инвестиций путем заключения соглашений об инвестициях с обеспечением стабильности законодательства и совершенствования мер по государственному частному партнерству. Будет пересмотрен список приоритетных секторов экономики с наибольшим потенциалом и привлекательностью для зарубежных инвестиций, сменой фокуса от страновой к региональному развитию.

      Правительство и Национальный Банк продолжат создание условий для стимулирования притока прямых иностранных инвестиций в несырьевые сектора экономики.

      Активизации притока инвестиций будут способствовать стабильность и неизменность инвестиционного законодательства с приближением к стандартам ОЭСР.

      Правительство проведет работу по улучшению базовых экономических и правовых условий, продолжит реализацию реформ по облегчению ведения бизнеса и улучшению инвестиционного климата в стране в соответствии с рекомендациями ОЭСР. Будет разработан и принят Национальный кодекс корпоративного управления.

      Правительством будут усовершенствованы подходы и меры государственной поддержки экономики. Акцент будет смещен в пользу поддержки устойчивых и конкурентоспособных предприятий, а также предприятий, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики. Одновременно будет осуществлен переход от прямого финансирования на гарантирование (хеджирование) кредитных рисков субъектов предпринимательства.

      Государственная поддержка субъектов предпринимательства будет осуществляться не только через банковский сектор, но и через альтернативные каналы, такие как микрокредиты микрофинансовых организаций и кредитных товариществ, а также инструменты фондового рынка.

      Национальный Банк будет использовать информацию по инвестиционным программам и проектам для эффективного мониторинга внешнеэкономической устойчивости страны и прогноза освоения притока капитала.

      Правительством будет рассмотрена возможность выпуска ФНБ "Самрук-Казына" и национальным управляющим холдингом облигаций со сроками погашения от 1 до 5 лет для инвестирования банками второго уровня свободной ликвидности вместо нот Национального Банка. Это будет способствовать формированию базы тенгового фондирования для кредитования долгосрочных инвестиционных проектов.

      Работа национального управляющего холдинга будет переориентирована на переход от пассивного финансового агентства к проактивному институту развития, что подразумевает включение в качестве основного показателя эффективности активный поиск и реализацию новых проектов с высокой экономической отдачей вместо освоения средств.

      В целях стимулирования банками кредитования реального сектора экономики будут приняты меры по финансированию субъектов бизнеса в рамках синдицированного займа несколькими банками – кредиторами по договору синдицированного кредита, тем самым снижая кредитные риски и получая возможность кредитования, в том числе крупных проектов.

      Для развития рынка долгосрочного финансирования для субъектов предпринимательства усилия Правительства и Агентства будут сконцентрированы на развитии рынка корпоративных облигаций. Для этого Правительство совместно с Агентством разработает механизмы государственной поддержки предпринимателей через предоставление гарантий на выплату полной или частичной суммы купонного вознаграждения и (или) номинальной стоимости по выпущенным корпоративным облигациям.

12. Развитие частного предпринимательства

      Правительство, Национальный Банк и Агентство признают, что для формирования и стимулирования развития частного предпринимательства первоочередными задачами являются качественное проведение конкурентной политики государства, следование законам рыночной экономики и создание благоприятной бизнес-среды и равных условий для всех участников рынка.

      Правительством будет разработана Концепция развития предпринимательства, направленная на создание принципиально новых условий ведения и развития бизнеса.

      Одним из ключевых факторов здоровой бизнес-среды является наличие рыночной дисциплины в отношении несостоятельных и неэффективных компаний. Своевременный и упорядоченный вывод несостоятельных компаний с рынка и передача их активов более эффективным предпринимателям с минимальными потерями позволят повысить продуктивность и рентабельность экономики.

      Правительство, Агентство и Национальный Банк продолжат работу по дальнейшему улучшению законодательства по банкротству, будут устраняться барьеры, которые затягивают процедуры банкротства и препятствуют кредиторам реализовать свои права по урегулированию долга для сокращения потерь по займам и передачи активов несостоятельных заемщиков более продуктивным инвесторам.

      Правительство совместно с квазигосударственным сектором и крупными системообразующими компаниями продолжит расширять долгосрочное сотрудничество с частным сектором на основе государственно-частного партнерства, одним из инструментов которого станет применение off-take контрактов.

      Правительство продолжит совершенствовать подходы по регулированию естественных монополий, повышению операционной и инвестиционной эффективности субъектов естественных монополий, что в долгосрочной перспективе позволит им устойчиво развиваться, не оказывая давления на цены.

13. Пакет срочных мер

      По поручению Президента Республики Казахстан Токаева К.К. Правительство примет пакет срочных мер, направленных на улучшение условий ведения бизнеса.

      Для стимулирования предпринимательской деятельности Правительством будет рассмотрена возможность кардинального упрощения на законодательном уровне регуляторной политики, направленной на снижение административной нагрузки на субъекты бизнеса, и упрощенной регистрации индивидуальных предпринимателей через бесплатное мобильное приложение.

      Правительством будет рассмотрена возможность введения единого платежа с фонда оплаты труда для субъектов микро и малого бизнеса.

      Для новых компаний будет рассмотрена возможность уменьшения налога на добавленную стоимость в течение 2 лет с момента создания.

      Для дальнейшего стимулирования инвестиций будет рассмотрен вопрос освобождения от подоходного налога в случае реинвестирования прибыли, а также утверждения перечня приоритетных видов деятельности для заключения инвестиционных соглашений.

      Правительством будет разработана 5-летняя дорожная карта по постепенному отходу от нерыночных инструментов господдержки, искажающих реальную стоимость кредитных средств, с определением триггеров и обьемов финансирования.

      При этом будут приняты меры по дальнейшему развитию частного сектора, а также расширению частных инвестиций в реализации государственных и социальных инициатив, в том числе в проектах ГЧП.

14. Развитие безналичных платежей и борьба с теневой экономикой

      Правительство, Национальный Банк и Агентство осознают положительное влияние мер по снижению теневого сектора на развитие экономики, повышение качества жизни населения, деловой активности, рост налоговых поступлений.

      Правительством будет разработан комплекс мер по снижению теневой экономики до 15% к 2025 году через совершенствование таможенно-налогового администрирования, технического регулирования, экспортного и иных видов государственного контроля путем активного внедрения цифровых технологий.

      Правительством совместно с Национальным Банком будет проводиться работа по внедрению цифрового "социального кошелька" гражданина, который позволит упростить механизм получениям гражданами социальных выплат, обеспечить мониторинг использования социальных выплат, цен на социально значимые продовольственные товары и в интеграции с национальной товаропроводящей системой прослеживаемость продукции от производителя/импортера до конечного покупателя посредством формирования соответствующей товарной номенклатуры.

      Национальным Банком совместно с Правительством в лице Министерства финансов будет разработан национальный стандарт QR-кода, внедрение которого позволит повысить прозрачность, обеспечить фискализацию торговых оборотов и сократить размеры теневой экономики, а также снизить совокупные издержки участников рынка по организации приема безналичных платежей.

      Национальный Банк в целях повышения доступности безналичных платежей и минимизации издержек участников рынка создаст необходимые условия, в том числе правовые, для совершенствования инфраструктуры безналичных платежей и развития инновационной и конкурентной среды.

      Правительством совместно с Агентством и Национальным Банком будут проведена оптимизация перечня пороговых и подозрительных операций, введен на системном уровне риск-ориентированный надзор в сфере ПОД/ФТ.

      Предпринимаемый комплекс мер позволит создать условия для инноваций и усиления конкуренции на платежном рынке, снизить издержки для населения и субъектов бизнеса, а также приведет к снижению теневой экономики.

Заключительные положения

В рамках реализации Соглашения планируется достижение следующих результатов.

Индикатор

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

факт

план

рост ВВП, %

4,5

– 2,6

до 3,0

3,7

4,6

ненефтяной дефицит бюджета от ВВП, %

8,5

10,5

6,6 – 9,1

6,5

6,4

инфляция, %

5,4

7,5

4 – 6

4 – 5

доля NPL в общем объеме ссудного портфеля банков, %

8,1

6,8

6 – 7

5 – 6

объем несырьевого экспорта товаров и услуг, млрд. долл. США

22,8

29,2

31,8

34,6

импорт в потреблении продовольственных товаров от ВВП, %

18,4

16,8

16

15

12,5

инвестиции в основной капитал от ВВП, %

16,8

21,6

24,3

26,2

малый и средний бизнес от ВВП, %

28,2

30

31,3

32,5

теневая экономика от ВВП, %

23,62

23

21,95

21,3


      Правительство, Национальный Банк и Агентство не будут ограничиваться указанными в настоящем Соглашении направлениями взаимодействия. Координация действий будет осуществляться путем регулярного мониторинга и обсуждения принятых и предполагаемых к принятию мер.

      На основе результатов мониторинга реализации Соглашения оно будет ежегодно актуализироваться и утверждаться на скользящей основе.

За
Правительство
Республики Казахстан

За
Национальный Банк
Республики Казахстан

За
Агентство
Республики Казахстан
по регулированию и развитию финансового рынка


  Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 февраля 2021 года № 90

Дорожная карта
по реализации Соглашения между Правительством Республики Казахстан, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка о координации мер макроэкономической политики на 2021 – 2023 годы


п/п

Наименование мероприятия

Ответственные
исполнители

Форма
завершения

Срок
исполнения


1

2

3

4

5

I. Повышение макроэкономической устойчивости
Обеспечение роста ВВП на 3 % в 2021 году, 3,7 % в 2022 году, 4,6 % в 2023 году
Снижение ненефтяного дефицита бюджета к ВВП до 6,6 – 9,1 % в 2021 году, 6,5 % в 2022 году, 6,4 % в 2023 году
Поэтапное снижение инфляции до 4 – 6 % в 2021 – 2022 годах, 4 – 5 % в 2023 году

1. Повышение эффективности денежно – кредитной политики

1.1.

Удержание инфляции в целевом коридоре

НБ 
(по согласованию)

информация в Правительство

январь
2022 года

1.2.

Завершение Программы льготного кредитования субъектов предпринимательства

НБ (по согласованию), МНЭ

информация в Правительство

январь
2022 года
 

1.3.

Завершение финансирования Национальным Банком Республики Казахстан Дорожной карты занятости на 2020 – 2021 годы

НБ (по согласованию), МТСЗН

информация в Правительство

декабрь
2021 года
 

1.4.

Представление информации по реализуемым и планируемым к реализации инвестиционным проектам государственного, квазигосударственного и частного секторов экономики в части фактических и прогнозных объемов инвестиций и сроков их реализации (освоения) в ежемесячной разбивке

МНЭ, МИИР, МТИ, МФ, ФНБ "Самрук-Казына" (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), другие субъекты КГС (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

информация в НБ

каждое 10 – ое число нового квартала в течение
2021 – 2023 годов

2. Повышение контрцикличности налогово-бюджетной политики

2.1.

Гармонизация норм Бюджетного кодекса Республики Казахстан с Концепцией формирования и использования средств НФ РК в части внедрения контрцикличного бюджетного правила

МНЭ, МФ, НБ (по согласованию)

проект поправок в Бюджетный кодекс РК

апрель
2021 года
 

2.2.

Валидация моделей прогнозирования доходной части бюджета (включая обмен данными)

МНЭ, МФ, НБ (по согласованию)

информация в НБ

апрель
2021 года

2.3.

Утверждение методики по расчету цены отсечения

МНЭ, МФ, НБ (по согласованию)

приказ МНЭ
 

ноябрь
2021 года

2.4.

Применение контрцикличного бюджетного правила при формировании республиканского бюджета

МФ, МНЭ, НБ (по согласованию)

Закон "О республиканском бюджете на 2023 – 2025 годы"

ноябрь
2022 года

3. Обеспечение стабильности валютного рынка

3.1.

Выработка прогнозного плана по конвертации валютных активов с учетом объема, необходимого для реализации инвестиционных программ и обслуживания внешнего долга в целях координации и повышения согласованности действий компаний квазигосударственного сектора на валютном рынке

МНЭ, ФНБ "Самрук-Казына" (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), другие субъекты КГС (по согласованию)

информация в Правительство и НБ

ежегодно,
декабрь
2021 – 2023 годы

3.2.

Проработка вопроса по внедрению нормы обязательного хеджирования части валютных обязательств для компаний квазигосударственного сектора

МНЭ, МТИ, МФ, НБ (по согласованию)

информация в Правительство

декабрь
2021 года

3.3.

Внесение изменений в Налоговый кодекс Республики Казахстан в части увеличения доли возврата превышения НДС в упрощенном порядке сырьевым экспортерам для экспортеров, которые конвертируют валютную выручку в размере не менее 50 % от поступившей за налоговый период

МНЭ, МТИ, МФ, МИИР, МЭ

внесение проекта Закона в Правительство
 

декабрь
2021 года

3.4.

Внесение изменений в Кодекс Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" в части дополнения контрактов на недропользование обязательным условием продажи части иностранной валютной выручки

МИИР, МЭ

внесение проекта Закона в Правительство
 

декабрь
2021 года

3.5.

Проработка вопроса по внедрению встречных обязательств по конвертации валютной выручки в качестве условия для получения государственной поддержки компаниями сырьевого и несырьевого экспорта

МТИ, МНЭ, НБ (по согласованию)

информация в Правительство

декабрь
2021 года

4. Регулирование ликвидности и рынка государственных ценных бумаг

4.1.

Выпуск государственных ценных бумаг Министерства финансов на внутреннем рынке со сроками погашения от 1 до 5 лет

МФ

информация в Правительство и НБ

ежегодно,
декабрь
2021 – 2023 годы

4.2.

Выпуск государственных ценных бумаг и облигаций квазигосударственного сектора, в первую очередь, в тенге на внутреннем рынке

МФ, ФНБ "Самрук-Казына" (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), другие субъекты КГС (по согласованию)

информация в Правительство и НБ

ежегодно,
декабрь
2021 – 2023 годы

4.3.

Совершенствование политики управления государственным долгом МФ в соответствии с совместным планом действий по включению ГЦБ РК в международные индексы

МФ, МНЭ, НБ (по согласованию)

информация в Правительство и НБ

ежегодно,
декабрь
2021 – 2023 годы

5. Обеспечение финансовой стабильности

5.1.

Пересмотр временных мер пруденциального регулирования
 

АРРФР (по согласованию), НБ (по согласованию)

информация в Правительство
 

декабрь
2021 года
 

5.2.

Внесение предложений по повышению требований к аудиторской и оценочной деятельности, уровню квалификации и профессиональным стандартам аудиторов и оценщиков

МФ, МЮ, АРРФР (по согласованию), НБ (по согласованию)

предложения в Правительство

октябрь
2021 года

II. Развитие финансового сектора и его инфраструктуры
Снижение доли NPL в общем объеме ссудного портфеля банков до 6 – 7 % в 2021 году, 5 – 6 % в 2022 – 2023 годах
 

6. Развитие финансового сектора

6.1.

Принятие Концепции развития финансового сектора до 2030 года

АРРФР (по согласованию), НБ (по согласованию), Правительство

постановление
Правительства
 

декабрь
2021 года
 

6.2.

Проведение оценки существующей правовой базы по работе с проблемными кредитами и их продаже с выявлением юридических и нормативных препятствий, требующих законодательных изменений

АРРФР (по согласованию), МФ, МНЭ

предложения в Правительство
 

июль 2021 года
 

6.3.

Выработка предложений по созданию ликвидного рынка неработающих активов с беспрепятственным доступом к нему широкого круга продавцов и покупателей, в том числе через управляющие компании

АРРФР (по согласованию), МФ, МНЭ, АФК (по согласованию)

информация в
Правительство

декабрь 2021 года
 

6.4.

Внедрение двухуровневой модели системы формирования кредитных историй
 

АРРФР (по согласованию), НБ (по согласованию)

информация в Правительство
 

декабрь 2021 года
 

7. Развитие рынка ценных бумаг

7.1.

Выработка предложений по внесению изменений в формат приватизации национальных компаний на фондовом рынке в соответствии с форматом "Народное IPO" для широкого вовлечения казахстанских инвесторов в IPO, предусматривающих:
приоритетную очередность и полное удовлетворение заявок, поданных локальными институциональными и розничными инвесторами на местном фондовом рынке;
предоставление достаточного времени для сбора заявок и формирования книги заявок внутри страны;
калибровку параметров IPO под требования рейтинговых служб FTSE и MSCI к категории "Emerging Markets";
проведение широкомасштабного роуд-шоу в городах и регионах Казахстана среди розничных и институциональных инвесторов для повышения охвата населения

ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), МНЭ, МФ, АРРФР (по согласованию), НБ (по согласованию)

информация в Правительство
 

декабрь 2021 года
 

7.2.

Выработка предложений по созданию налоговых стимулов для частных казахстанских эмитентов средней и небольшой капитализации, вышедших на IPO, с целью частичной компенсации их расходов на подготовку и проведение IPO

АРРФР (по согласованию), МНЭ, МФ, НБ (по согласованию)

предложения в Правительство
 

август 2021 года

7.3.

Рассмотрение возможности установления в отношении компаний реального сектора, участвующих в государственных программах, требования об обязательном привлечении части средств через фондовый рынок

МНЭ, МФ, АРРФР (по согласованию), НБ (по согласованию), НУХ "Байтерек" (по согласованию)

информация в Правительство
 

июнь 2021 года
 

7.4.

Создание на базе центрального депозитария расчетной инфраструктуры для ценных бумаг с привлечением к казахстанскому фондовому рынку Euroclear посредством построения канала "direct link" к 2022 году
 

МФ, НБ (по согласованию), АРРФР (по согласованию), МФЦА (по согласованию)

информация в Правительство и НБ

ежегодно,
декабрь
2021 – 2023 годы

8. Развитие страхового рынка

8.1.

Внесение предложений по введению страхования профессиональной ответственности субъектов предпринимательства перед третьими лицами

МНЭ, МФ, МТСЗН, НБ (по согласованию), АРРФР (по согласованию)

предложения в Правительство
 

сентябрь
2021 года
 

8.2.

Расширение Государственной образовательной накопительной системы путем введения государственного субсидирования накопительного страхования жизни

АРРФР (по согласованию),
МОН, НБ (по согласованию)

внесение проекта Закона в Правительство, постановление Правления АРРФР
 

февраль
2022 года
 

8.3.

Проработка вопроса о частичном выведении сделок и операций в отрасли "общее страхование" из-под действующего национального режима противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, с учетом результатов второго раунда взаимной оценки рисков ОД/ФТ

АФМ (по согласованию), МФ, АРРФР (по согласованию), НБ (по согласованию)

внесение проекта Закона в Правительство
 

декабрь
2022 года
 

9. Повышение финансовой грамотности населения и бизнеса

9.1.

Повышение финансовой грамотности для вовлечения экономически активного слоя населения в инвестиционную деятельность. Выработка соответствующего индикатора и ежегодный мониторинг достижения цели

АРРФР (по согласованию),
АФК (по согласованию)

информация в
Правительство
 

ежегодно,
декабрь
2021 – 2023 годы
 

9.2.

Повышение финансовой грамотности представителей бизнеса в целях улучшения качества принимаемых решений и представляемой отчетности для повышения их инвестиционной привлекательности и уровня платежеспособности. Выработка соответствующего индикатора и ежегодный мониторинг достижения цели

МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию)

дорожная карта

декабрь
2021 года

III. Повышение долгосрочного потенциала экономического роста
Доведение объема несырьевого экспорта товаров и услуг до 29,2 млрд долл. США в 2021 году, 31,8 млрд долл. США в 2022 году, 34,6 млрд долл. США в 2023 году
Снижение доли импорта в потреблении продовольственных товаров к ВВП до 16 % в 2021 году, 15 % в 2022 году, 12,5 % в 2023 году
Доведение инвестиций в основной капитал до 21,6 % в ВВП в 2021 году, 24,3 % в 2022 году, 26,2 % в 2023 году
Доведение доли малого и среднего бизнеса до 30 % в ВВП в 2021 году, 31,3 % в 2022 году, 32,5 % в 2023 году
Сокращение доли теневой экономики до 23 % в ВВП в 2021 году, 21,95 % в 2022 году, 21,3 % в 2023 году
 

10. Диверсификация экономики и поиск новых источников экономического роста

10.1.

Принятие мер по расширению рынков сбыта для товаров несырьевого экспорта и услуг с учетом выделенного государственного финансирования в рамках программы "экономика простых вещей"

МТИ, МНЭ, МИИР, МСХ, МЭ

информация в Правительство и НБ

ежегодно,
январь
2022 – 2024 годы

10.2.

Принятие мер по повышению продовольственной безопасности и снижению доли импорта в потреблении продовольственных товаров до 16 % в 2021 году, 15 % в 2022 году и 12,5 % в 2023 году

МСХ, МНЭ, МТИ, АО Фонд "Даму" (по согласованию), ФНБ "Самрук-Казына" (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), другие субъекты КГС (по согласованию)

информация в Правительство
 

ежегодно,
январь
2022 – 2024 годы

10.3.

Внесение изменений в налоговое законодательство Республики Казахстан в части внедрения механизма уровня контрольных цен на импорт определенных продовольственных товаров, произведенных в государствах-членах ЕАЭС

МНЭ, МТИ, МФ

принятие Закона

декабрь
2021 года

10.4.

Содействие в заключении гарантированных долгосрочных договоров с отечественными товаропроизводителями в рамках закупок квазигосударственного сектора и недропользователей

МИИР, МЭ, МФ, АО ФНБ "Самрук-Казына" (по согласованию)

информация в Правительство

ежегодно,
декабрь
2021 – 2023 годы

10.5.

Принятие мер по увеличению расходов на закупки товаров и услуг у отечественных товаропроизводителей в общем объеме закупок МИО

МИИР, МФ, акиматы областей и гг. Нур-Султан, Алматы, Шымкент

информация в Правительство

ежегодно,
декабрь
2021 – 2023 годы

10.6.

Размещение закупок квазигосударственного сектора на предприятиях, выпускающих конкурирующую с импортом продукцию

АО ФНБ "Самрук-Казына" (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), МИО, МНЭ, МФ

информация в Правительство

ежегодно,
декабрь
2021 – 2023 годы

10.7.

Ввод 9 новых птицефабрик и 3 мясокомбинатов, модернизация 2 молочных заводов

МСХ, заинтересованные ГО

информация в Правительство

ежегодно,
декабрь
2021 – 2022 годы

10.8.

Закладка интенсивных садов по производству яблок на площади 12,5 тыс.га

МСХ, заинтересованные ГО

информация в Правительство

ежегодно,
декабрь
2021 – 2022 годы

10.9.

Строительство нового сахарного завода и модернизация действующих мощностей:
в 2021 году – модернизация
в 2023 году – строительство

МСХ, заинтересованные ГО

информация в Правительство

ежегодно,
декабрь
2021 – 2023 годы

10.10.

Введение 4 предприятий по производству рыбопродуктов мощностью 9,4 тыс.тонн

МСХ, заинтересованные ГО

информация в Правительство

ежегодно,
декабрь
2021 – 2023 годы

11. Привлечение инвестиций и фондирование экономики

11.1.

Разработка и внедрение Национального кодекса корпоративного управления

АРРФР (по согласованию), МНЭ, НБ (по согласованию), МФ, НПП "Атамекен" (по согласованию), АФК (по согласованию)

информация в Правительство

декабрь
2021 года

11.2.

Внесение изменений в постановления Правительства о предоставлении мер государственной поддержки экономики, в том числе смещение акцента в пользу поддержки устойчивых и конкурентоспособных предприятий, а также предприятий, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики, и переход от прямого финансирования на гарантирование (хеджирование) кредитных рисков субъектов предпринимательства

МНЭ, МФ, МСХ, АРРФР (по согласованию), НБ (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию)

постановление Правительства

декабрь
2021 года

11.3.

Расширение условий государственных программ поддержки предпринимательства за счет участия микрофинансовых организаций и кредитных товариществ в кредитовании субъектов предпринимательства, в особенности в АПК

МНЭ, МСХ, МФ, АРРФР (по согласованию)

информация в Правительство

октябрь
2021 года

11.4.

Разработка 5-летней дорожной карты по поэтапному прекращению государственной поддержки субъектов предпринимательства с определением триггеров и объемов финансирования в целях повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса

МНЭ, МФ, НБ (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

Дорожная карта

декабрь
2021 года

11.5.

Внедрение механизма предоставления гарантий в качестве инструмента государственной поддержки предпринимателей по выпущенным корпоративным облигациям

МНЭ, МФ, АРРФР (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию)

информация в Правительство

декабрь
2021 года

11.6.

Рассмотрение возможности выпуска ФНБ Самрук-Казына и национальным управляющим холдингом облигаций со сроками погашения от 1 до 5 лет для инвестирования банками второго уровня свободной ликвидности в целях кредитования долгосрочных инвестиционных проектов

ФНБ "Самрук-Казына" (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию)

информация в Правительство и НБ

ежегодно,
декабрь
2021 – 2023 годы

11.7.

Переориентация работы национальных управляющих холдингов на активный поиск и реализацию новых проектов с высокой экономической отдачей

МНЭ, ФНБ "Самрук-Казына" (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию)

информация в Правительство

ежегодно,
декабрь
2021 – 2023 годы

12. Развитие частного предпринимательства

12.1.

Реализация проектов государственного-частного партнерства с использованием off – take контрактов

МНЭ, МИИР, МФ, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

информация в Правительство

декабрь
2021 года

12.2.

Совершенствование тарифной политики и внесение предложений по дальнейшим подходам в сфере регулирования естественных монополий в целях получения рыночной доходности на инвестированный капитал и создания стимулов для снижения себестоимости регулируемых услуг

МНЭ

информация в Правительство

сентябрь
2021 года

13. Пакет срочных мер

13.1.

Внедрение новых принципов регуляторной политики на законодательном уровне, направленных на снижение административной нагрузки на субъектов бизнеса:
1) регуляторная "гильотина";
2) "1 in 2 out";
3) регуляторная апелляция;
4) принцип "заходящего солнца";
5) диагностика предприятий.

МНЭ

принятие Закона

июль
2021 года

13.2.

Введение единого платежа с фонда оплаты труда для субъектов микро и малого бизнеса

МНЭ, МФ, МЗ, МТСЗН, ФСМС (по согласованию), ГФСС (по согласованию)

принятие Закона

июль
2021 года

13.3.

Субсидирование части ставки вознаграждения по микрокредитам, выдаваемым частными микрофинансовыми организациями в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2025"

МНЭ, ФРП "Даму" (по согласованию)

постановление Правительства

2021 год
 

13.4.

Утверждение перечня приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов в рамках соглашений об инвестициях, заключаемых в соответствии со статьей 295 – 2 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года

МНЭ, МФ, МИИР, МСХ, МЭ, МЦРИАП, МИД

постановление Правительства

февраль
2021 года

13.5.

Внесение изменений в Налоговый кодекс Республики Казахстан в части сокращения количества налогов и платежей

МНЭ, МФ

внесение проекта Закона в Правительство

сентябрь
2021 года (внесение в Парламент)

13.6.

Внесение изменений в Налоговый кодекс Республики Казахстан в части стимулирования инвестиций в основные фонды производственного назначения

МНЭ, МФ

принятие Закона

июль
2021 года

14. Развитие безналичных платежей и борьба с теневой экономикой

14.1.

Разработка порядка и особенности зачисления, учета и использования пособий и социальных выплат за счет средств государственного бюджета и (или) средств Государственного фонда социального страхования, перечисляемых в виде электронных денег, а также мониторинга использования адресной социальной помощи

МТИ, МТСЗН, НБ (по согласованию)
 

постановление Правительства

май
2021 года

14.2.

Утверждение национального стандарта штрихового кода, присваиваемого поставщиком платежных услуг или оператором платежной системы для осуществления платежей за предоставленные товары, работы или услуги в рамках предпринимательской деятельности

МТИ, НБ (по согласованию), МФ

приказ МТИ

май
2021 года

14.3.

Разработка предложений по кодированию социально значимых продовольственных товаров

МТИ, МТСЗН, МФ

информация в Правительство

август
2021 года

14.4.

Запуск пилотного проекта по социальному кошельку в рамках системы мгновенных платежей

МТИ, МТСЗН, НБ (по согласованию), МФ

информация в Правительство

декабрь
2021 года

14.5.

Запуск в промышленную эксплуатацию социального кошелька

МТИ, МТСЗН, НБ (по согласованию), МФ

информация в Правительство

июнь
2022 года

14.6.

Реализация мероприятий по созданию товаропроводящей системы и ее интеграция с социальным кошельком

МТИ, МТСЗН, МФ, НБ (по согласованию)

протокол интеграции

ежегодно,
декабрь
2022 – 2023 годы

14.7.

Совершенствование перечня пороговых и подозрительных операций, введение на системном уровне риск-ориентированного надзора в сфере ПОД/ФТ

АФМ (по согласованию), АРРФР (по согласованию), НБ (по согласованию)

приказ АФМ

ежегодно,
декабрь
2021 – 2023 годы

      Примечание: расшифровка аббревиатур:

      МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан

      МФ – Министерство финансов Республики Казахстан

      МИИР – Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

      МТИ – Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан

      МЦРИАП – Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

      МТСЗН – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

      МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан

      МСХ – Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

      МЭ – Министерство энергетики Республики Казахстан

      МЮ – Министерство юстиции Республики Казахстан

      МОН – Министерство образования и науки Республики Казахстан

      МИД – Министерство иностранных дел Республики Казахстан

      ГО – государственные органы

      НБ – Национальный Банк Республики Казахстан

      АРРФР – Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка

      АФМ – Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу

      НФ – Национальный фонд

      МФЦА – Международный финансовый центр "Астана"

      ФСМС – Фонд социального медицинского страхования

      ГФСС – Государственный фонд социального страхования

      МИО – местные исполнительные органы

      КГС – квазигосударственный сектор

      АФК – Ассоциация финансистов Казахстана

      ГЦБ – государственные ценные бумаги

      ВВП – валовой внутренний продукт

      ЕАЭС – Евразийский экономический союз

      ПОД/ФТ – противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма.

      НДС – налог на добавленную стоимость

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.