Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "Об утверждении основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021 – 2025 годы".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Об утверждении основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021 – 2025 годы
В соответствии с подпунктом 1) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года "Об официальной помощи развитию" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021 – 2025 годы.
2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
Президент Республики Казахстан |
К.Токаев |
УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Республики Казахстан от " " 2021 года № |
Основные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021 – 2025 годы
В 2020 году Республика Казахстан, как и весь мир столкнулась с новыми угрозами и вызовами, связанными с распространением пандемии коронавируса COVID-19. Это привело к снижению темпов развития глобальной экономики, восстановление которой по оценке экспертов займет не менее 5 лет.
Вместе с тем, благодаря дальновидной политике Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Н.А. Назарбаева в Казахстане были заложены прочные основы для устойчивого социально-экономического развития страны, наработан заслуженный авторитет на мировой арене. За годы независимости в казахстанскую экономику привлечено порядка 347 млрд долларов США.
Современная политика Президента Республики Казахстан К.К. Токаева направлена на реализацию конкретных мер по поступательному развитию всего комплекса экономики, повышению благосостояния граждан и дальнейшему укреплению авторитета страны на международной арене.
Основные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021 – 2025 годы (далее – ОНГПРК) определяют государственную политику Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию (далее – ОПР), а также секторальные и географические приоритеты оказания помощи развитию, направленной на устойчивое социально-экономическое развитие стран-партнеров на 2021 – 2025 годы.
ОНГПРК разработаны в целях продвижения национальных интересов и защиты политической и экономической безопасности, формируя пояс добрососедства, укрепляя международные позиции и позитивный имидж Казахстана.
Это позволит продемонстрировать приверженность Казахстана решению глобальных и региональных проблем в соответствии со Стратегией "Казахстан 2050", "Планом нации – 100 конкретных шагов", Концепцией внешней политики Республики Казахстан на 2020 – 2030 годы и другими государственными программными документами.
ОНГПРК соответствуют Общенациональным приоритетам нашего государства до 2025 года, которые были определены Указом Президента Республики Казахстан 26 февраля 2021 года, и предусматривают повышение благополучия граждан, справедливую социальную политику, укрепление национальной безопасности, активное развитие экономической и торговой дипломатии и другое.
Для своевременной институционализации национальной системы ОПР в декабре 2020 года решением Правительства Республики Казахстан создано Казахстанское агентство международного развития "KazAID" (далее – Агентство "KazAID") как подведомственная организация Министерства иностранных дел Республики Казахстан (далее – МИД).
Таким образом, Казахстан сделал важный практический шаг на пути к присоединению к усилиям традиционных и новых стран-доноров для содействия международному развитию на систематической основе. Такой шаг является тем более важным и ценным, учитывая тот факт, что он был сделан в период сокращения бюджетов традиционных доноров, в то время как количество вызовов международному и региональному развитию остается на высоком уровне.
2. Текущие вызовы регионального и глобального развития
В результате глобального экономического и финансового кризиса, вызванного в том числе пандемией COVID-19, многие страны сталкиваются с социальным неравенством и безработицей, что приводит к росту напряженности и конфликтов, увеличению таких угроз, как организованная преступность, международный терроризм, незаконная миграция и стихийные бедствия.
Несмотря на достижение государствами Центральной Азии последовательного прогресса в течение последних 20 лет и сохранение стабильности в регионе текущая ситуация в регионе характеризуется сочетанием социально-экономических проблем, недостатками в сфере верховенства закона, ростом религиозного экстремизма, межэтнической напряженности и организованной преступности.
По данным глобального индекса многомерной бедности за 2020 год число людей, живущих в условиях крайней бедности, из 107 стран около 1,3 млрд человек, то есть 22 % находится за чертой бедности, в то время как основные потребности еще большего числа людей не находят удовлетворения.
Региональной стабильности угрожают нерешенные пограничные споры, напряженность в отношении использования общих водных ресурсов и потребности в энергии, системные нарушения прав человека, незаконная миграция, незаконный оборот наркотических средств, терроризм и другие формы организованной преступности. Такие тенденции требуют согласованных усилий со стороны всех стран Центральной Азии для выработки эффективных мер реагирования. В этом отношении роль Казахстана в качестве регионального экономического лидера незаменима.
Казахстан готов поддержать двусторонние и многосторонние действия, нацеленные на достижение мира и стабильности. В качестве примера приверженности инклюзивному диалогу Казахстан предоставляет платформу для межсирийских переговоров. Благодаря Астанинскому процессу, который дополняет женевские переговоры, достигнуто прекращение боевых действий, созданы зоны деэскалации с условиями для безопасного возвращения беженцев.
Казахстан выдвинул ряд важнейших инициатив, позволивших внести весомый вклад в международные усилия по обеспечению мира и безопасности. Прежде всего, следует отметить созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (далее – СВМДА), идея о создании которого была выдвинута Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Н.А. Назарбаевым
5 октября 1992 года на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. На сегодняшний день СВМДА представляет собой ведущую диалоговую площадку по укреплению безопасности и стабильности в Азиатском регионе, участниками которой являются уже 27 государств.
Будучи непостоянным членом Совета Безопасности ООН страна проделала большую работу по укреплению безопасности, нераспространения оружия массового уничтожения и регионального сотрудничества, подтверждая свою приверженность делу мира.
Являясь ответственным членом мирового сообщества, Казахстан не перестанет вносить свой вклад в региональные и коллективные действия, направленные на содействие миру и продвижению прав человека, достоинства и процветания в странах-партнерах.
3. Цели участия Республики Казахстан в содействии международному развитию
Помощь развитию является составной частью внешней политики Республики Казахстан.
Целями участия Республики Казахстан в содействии международному развитию являются дальнейшая интеграция в систему региональных и международных связей, создание благоприятных внешних условий для успешной реализации стратегий и программ развития Республики Казахстан, укрепление мира, региональной и глобальной безопасности, содействие социально-экономическому развитию стран-партнеров, искоренению бедности и повышению благосостояния их граждан, поэтапному переходу стран-партнеров на приоритетную реализацию вопросов охраны окружающей среды и по сохранению климата.
Участие Республики Казахстан в содействии международному развитию в странах-партнерах является выражением солидарности и вкладом в национальную и региональную безопасность, а также придаст в целом благоприятный социально-экономический эффект для нашей страны.
Республика Казахстан поддерживает развитие стран-партнеров исходя из их национальных интересов, партнерских отношений с Казахстаном и международной ситуации. Через помощь развитию Казахстан намерен развивать региональное сотрудничество, оказывать помощь для решения региональных проблем, а также выполнять свои обязательства в сфере ОПР.
4. Принципы официальной помощи развитию Республики Казахстан
Республика Казахстан оказывая странам-партнерам ОПР будет основываться на следующих принципах: соответствие национальному законодательству, нормам международного права и интересам Республики Казахстан, уважение суверенитета, национальных интересов и законодательства стран-партнеров, прозрачность и подотчетность процесса принятия решений о предоставлении и использовании ОПР в соответствии с международными стандартами, ориентированность на измеримые результаты помощи и учет социальных и экологических последствий проектов ОПР.
Политика Республики Казахстан в сфере ОПР основывается на международных нормах и принципах сотрудничества в области развития, установленных Уставом ООН (1991 год), Парижской декларацией по повышению эффективности внешней помощи (2005 год), Аккрской программой действий (2008 год), Пусанским итоговым документом (2011 год), Повесткой дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года.
5. Секторальные приоритеты официальной помощи развитию Республики Казахстан
Секторальные приоритеты учитывают традиционные отношения со странами-партнерами и основываются на тех областях, где Республика Казахстан имеет сравнительные преимущества, специальные знания, опыт и технологии.
С учетом текущих вызовов регионального и глобального развития, а также в соответствии со статьей 5 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года "Об официальной помощи развитию" (далее – Закон) деятельность Республики Казахстан в области развития будет сосредоточена на следующих секторах страны-партнера: образование, здравоохранение, рациональное управление природными ресурсами, цифровизация, сельское хозяйство, поддержка предпринимательства, эффективное государственное управление, защита прав человека, улучшение бизнес-климата и иные направления, определяемые Законом.
Секторальные приоритеты также отражают общие приоритеты международного сообщества. Не менее важно и то, что они учитывают процесс разделения труда с другими донорами. В каждом секторе проекты должны быть максимально взаимосвязанными для обеспечения синергетического и мультипликационного эффекта. Определенные сектора больше подходят для оказания помощи в форме многостороннего взаимодействия, например, посредством финансового вклада и активной работы через международные организации.
Секторальные приоритеты ОПР обозначены Законом. Данные приоритеты основаны на международной повестке дня в области развития, сравнительных преимуществах Республики Казахстан и ожидаемых потребностях стран-партнеров.
5.1. Эффективное государственное управление и цифровизация
Республика Казахстан поддерживает развитие эффективного государственного управления посредством реализации конкретных проектов, нацеленных на улучшение этого сектора на центральном и местном уровнях, с вовлечением местного населения в процессы принятия решений.
В рамках Государственной программы "Цифровой Казахстан" по направлению "Цифровое государство" на сегодняшний день 90 % государственных услуг предоставляется гражданам в режиме онлайн. Экономическое развитие страны напрямую связано с цифровизацией. Развитие цифровой экономики в Центральной Азии позволит не только повысить устойчивость государств, также будет способствовать укреплению межрегионального сотрудничества.
Деятельность Казахстана в рамках помощи развитию способствует практической реализации Всеобщей декларации прав человека и других международных инструментов по данному вопросу. Помощь будет направлена на обеспечение гендерного равенства благодаря конкретным проектам, нацеленным на расширение прав и возможностей женщин.
5.3. Охрана окружающей среды и климата
Республика Казахстан уделяет особое внимание окружающей среде путем включения важных аспектов в области экологии во все этапы оказываемой помощи развитию. Мероприятия будут включать оценку воздействия проектов ОПР Республики Казахстан на окружающую среду и изменение климата, оценку устойчивости результатов проектов и оценку чувствительности проектов к последствиям изменения климата в тех случаях, когда проведение таких оценок является целесообразным.
Сегодня ухудшение состояния окружающей среды стало дестабилизирующим глобальным фактором. Результаты изменения климата в Центральной Азии ведут к обострению проблемных вопросов, таких как опустынивание, таяние ледников и последующее сокращение источников питьевой и поливной воды. Казахстан будет продвигать региональное сотрудничество для решения имеющихся проблем в данном направлении через проекты ОПР Республики Казахстан.
5.4. Чувствительная к конфликтам помощь развитию
Наряду с гуманитарной помощью ОПР предоставляет возможность целенаправленной помощи для стабилизации стран, затронутых конфликтами и стихийными бедствиями, с прямой связью с восстановлением, развитием, а также политическим и экономическим партнерством.
Все мероприятия Республики Казахстан, проводимые в рамках ОПР, будут направлены на удовлетворение интересов всех соответствующих социальных групп стран-партнеров во избежание возникновения конфликтов, связанных с управлением и использованием водных ресурсов, и других проблем, вызываемых оказываемой помощью.
5.5. Содействие развитию торгово-экономического сотрудничества и бизнеса
Республика Казахстан осознает, что ключевыми стимулами социально-экономического развития являются устойчивый экономический рост, интеграция развивающихся стран в международную торговлю и социальное развитие.
В области экономического развития Казахстан имеет опыт по созданию стабильного делового климата. Наша страна может поделиться опытом по развитию отечественного рынка и производственного потенциала, созданию инфраструктуры для поддержания институтов рыночной экономики и развития торговли. Казахстан поддержал применение современных технологий, что привело к улучшению бизнес-среды.
Инновационный подход Правительства Республики Казахстан в отношении частного сектора и активизация усилий в области реформ по созданию благоприятного бизнес-климата способствовали росту позиции Казахстана в рейтинге стран по легкости ведения бизнеса "Doing Business", в котором Казахстан в 2020 году занял 25-е место среди 190 государств.
5.6. Содействие развитию сотрудничества в сфере сельского хозяйства
Сельское хозяйство является важной отраслью экономики Казахстана, который входит в число ведущих производителей пшеницы. Наша страна может поделиться своим опытом по применению соответствующих сельскохозяйственных технологий и практик ведения устойчивого агропромышленного комплекса и выращивания подходящих сельскохозяйственных культур. Казахстан также обладает опытом по развитию предпринимательства в этой сфере в целях развития фермерства, создания новых рабочих мест, обеспечения более высокого уровня доходов и более высокого качества жизни в сельской местности.
6. Деятельность Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию
Анализируя деятельность Республики Казахстан в сфере ОПР в течение последних шести лет со дня получения статуса "Приглашенный" в Комитете содействия развитию (далее – КСР) Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), можно отметить, что национальная система ОПР развивалась в двух важнейших направлениях:
1) социальный сектор, в частности, в области образования, здравоохранения, государственного управления и гражданского общества, а также решения конфликтов и обеспечения безопасности;
2) помощь в товарном виде.
Предоставляемый Республикой Казахстан агрегированный статистический отчет ежегодно публикуется на веб-странице ОЭСР наряду с традиционными донорами, а также в ежегодном отчете КСР о сотрудничестве в сфере развития.
За годы независимости Казахстаном предоставлены различные виды помощи странам Центральной Азии, Афганистану и другим развивающимся странам на сумму около 600 миллионов долларов США. Средства направлялись на социально-экономическое развитие, а также строительство школ, больниц, объектов транспортной инфраструктуры. Особый фокус был сделан на развитие человеческого капитала в странах-партнерах через образовательные программы и выделение соответствующих стипендий.
В тесном взаимодействии с Программой развития ООН (далее – ПРООН) в Казахстане и Израильским Агентством по международному сотрудничеству "МАШАВ" в апреле 2017 года реализован пилотный проект казахстанской ОПР для стран-партнеров в Центральной Азии (научно-практический семинар в области сельского хозяйства для представителей Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана) в городах Алматы и Нур-Султане.
В 2017 – 2018 годах реализован проект "Содействие Казахстану в сотрудничестве с Афганистаном в области ОПР" при поддержке и финансировании Трастового фонда ПРООН-Япония. В рамках проекта были проведены мероприятия по повышению потенциала афганских женщин государственных служащих в сфере бюджетного управления, также по материнскому и детскому здравоохранению. Участие казахстанской стороны в проекте осуществлялось в форме технической помощи в виде передачи опыта и знания в сфере государственного управления и здравоохранения.
Уникальность проекта заключалась в том, что в нем было предусмотрено как наращивание потенциала афганских специалистов в сфере государственного управления и здравоохранения, так и развитие экспертного потенциала сотрудников государственных органов Казахстана по линии ОПР. В течение 2017 – 2018 годов представители министерств и ведомств Республики Казахстан приняли участие в тренингах JICA в Японии, Таджикистане и Кыргызстане для изучения практического опыта в реализации проектов ОПР. Представители государственных органов Казахстана получили ценные практические навыки по реализации будущих казахстанских проектов ОПР в свете проводимой в Республике Казахстан работы по формированию национальной системы ОПР.
Общий объем ОПР (как суммарной, так и выделяемой наименее развитым странам) в процентном отношении к валовому национальному доходу Республики Казахстан за период 2018 – 2019 годов в среднем составил 0,02 % –0,03 %. Финансирование ОПР Республики Казахстан будет осуществляться в соответствии с источниками, указанными в Законе.
В целом эти данные показывают, что страна как новый донор выполняет свои международные обязательства и может постепенно увеличивать объем помощи в связи со сложившейся ситуацией в регионе и мире.
7. Деятельность Республики Казахстан в рамках официальной помощи развитию для достижения Целей устойчивого развития ООН
ОНГПРК также отражают актуальность итогов Форума высокого уровня по повышению эффективности внешней помощи в Пусане (декабрь 2011 года) о важности участия новых доноров из числа динамично развивающихся стран с переходной экономикой, оказания ими помощи развитию и достижения Целей устойчивого развития (далее – ЦУР), принятых на Генеральной Ассамблее ООН (сентябрь 2015 года). В повестке дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года основное внимание уделяется искоренению нищеты и сокращению неравенства в развивающемся мире с участием государственного, гражданского, частного и академического секторов.
Повестка дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года во многих аспектах согласуется с усилиями Казахстана в области ОПР и может служить убедительной политической основой для их достижения в Афганистане, Центральной Азии и за ее пределами, а также мониторинга и оценки прогресса в достижении ЦУР.
Казахстан уделяет особое внимание полному осуществлению Повестки дня ООН на период до 2030 года. Казахстан активно ведет работу по достижению ЦУР на региональном и международном уровнях.
В Индексе прогресса по ЦУР (Sustainable Development Goals Index) за 2020 год Казахстан улучшил свои позиции на 12 пунктов, поднявшись по сравнению с 2019 годом с 77 до 65 места и набрав 71,1 балла из 100 возможных.
На политическом форуме ООН высокого уровня в городе Нью-Йорке в июле 2019 года Казахстан впервые презентовал Добровольный национальный обзор (далее – ДНО) о выполнении индикаторов по ОПР в достижении ЦУР. Подготовка к защите второго ДНО в 2022 году окажет позитивное влияние на активизацию работы по достижению национальных индикаторов ЦУР.
В целях реализации ЦУР на региональном уровне проводится работа по созданию в городе Алматы Центра ООН по ЦУР для региона Центральной Азии и Афганистана на базе здания международных организаций, официально открытого Президентом Республики Казахстан К.К. Токаевым в 2019 году.
Являясь одной из крупнейших транзитно-транспортных территорий в Евразии, Казахстан будет играть ключевую роль в продвижении трансконтинентальной торговли в качестве члена Евразийского экономического союза и надежного партнера в рамках реализации Программы "Один пояс, один путь".
8. Планирование и администрирование официальной помощи развитию
8.1. Планирование объемов помощи и финансирование на цели развития
МИД в качестве уполномоченного органа в сфере ОПР утверждает План мероприятий ОПР, а также План выплат добровольных взносов в международные организации на ОПР и осуществляет его реализацию.
Планирование объемов помощи, предоставляемой в рамках ОПР, будет осуществляться МИД на основании проектных предложений, поступающих от государственных органов, иных организаций, согласно Правилам взаимодействия государственных органов и организаций в сфере ОПР, утвержденным приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан от 6 февраля 2015 года № 11-1-2/42.
В рамках сотрудничества с международными донорскими организациями МИД направляет список проектных предложений на рассмотрение донорских организаций. В случае заинтересованности донорская организация может взять на себя финансирование.
8.2. Система управления проектами
Система ОПР Республики Казахстан будет действовать на основе общепринятых стандартов эффективного и ориентированного на результат управления ОПР, которые будут базироваться на международной передовой практике и процедурах в сфере ОПР как к примеру, стандарты КСР.
Для эффективного управления проектами ОПР будет использоваться система управления проектным циклом. В частности, МИД будет разработана методология проектного цикла для двусторонних проектов развития. В методологии будут описаны шаги на всех этапах проектного цикла, в том числе программирование, определение, формулирование, реализация и оценка проектов. В документе будет определен каждый этап проектного цикла, установлены процедуры, которые должны будут выполнять отдельные участники, а также предусмотрены требования к документам, используемым проектами.
8.3. Мониторинг и оценка эффективности проектов официальной помощи развитию
Последовательный обзор и мониторинг, ориентированные на результат, с оценками проектов, секторов и программ остаются ключевыми инструментами для управления и принятия квалифицированных решений по дальнейшей эффективной организации проектов ОПР. Результаты мониторинга и оценок будут способствовать дальнейшему повышению качества сотрудничества Республики Казахстан в области развития и углублению взаимной ответственности и прозрачного партнерства со странами-партнерами, а также общественностью.
Мониторинг проектов помощи развитию будет осуществляться МИД при содействии загранучреждений Республики Казахстан, соответствующих государственных органов Республики Казахстан и оператора в сфере ОПР.
Оценка проводится на основе международных стандартизированных методов, адаптированных к специфике системы ОПР Республики Казахстан. Основная ответственность за проведение оценки в рамках институциональной структуры сотрудничества в области развития возлагается на МИД.
9. Роль частного сектора в сфере официальной помощи развитию
С учетом международных тенденций в частном секторе, влияния частных инвестиций на социально-экономическое развитие стран-партнеров, развитие предпринимательства и создание рабочих мест, а также принимая во внимание национальные экономические интересы, важно содействовать вовлечению частного сектора в помощь развитию.
Например, из опыта Японии: крупные японские холдинги и предпринимательские союзы активно участвуют во всех этапах оказания ОПР. Соответственно проекты японской ОПР во многом ориентированы именно на продвижение интересов отечественного бизнеса. Высокая степень участия бизнеса во всех этапах оказания ОПР наблюдается также в КНР. Бизнес может выступать в качестве соинвестора проектов на принципах государственно-частного партнерства. В Германии с 1999 года функционирует Фонд партнерства государственного и частного сектора (Public-private partnerships facility), который стимулирует реализацию немецких государственно-частных проектов в развивающихся странах.
В целом в ряде стран, например, в США и Канаде, бизнес активно привлекается в качестве поставщиков и исполнителей проектов, реализуемых в рамках ОПР.
10. Роль официальной помощи развитию в экономической дипломатии
В свете реализации задач государства и других стратегических программных документов Республики Казахстан курс на усиление экономической дипломатии стал приоритетным для работы МИД.
Экономическая дипломатия призвана влиять на политические и нормативные решения иностранных правительств, а также международных организаций. Это выходит за рамки торговли и инвестиций для разрешения многочисленных причин международных конфликтов.
Большая роль в экономической дипломатии Казахстана отводится многостороннему экономическому сотрудничеству, особенно работе с международными донорскими и финансовыми организациями, на площадках которых отстаиваются интересы нашей страны.
11. Формат сотрудничества Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию
11.1. Двустороннее сотрудничество
Двусторонняя форма помощи развитию играет важную роль в качестве инструмента внешней политики и в то же время способа повышения потенциала ОПР Республики Казахстан и ее деятельности на международном уровне, помогает Республике Казахстан развивать стратегическое сотрудничество со странами-партнерами и укреплять свои позиции в регионе. Двусторонняя помощь, оказываемая субъектами Казахстана, играет важную роль в обеспечении поддержки ОПР Республики Казахстан внутри страны, поскольку ее результаты являются более очевидными для общественности Казахстана.
11.2. Многостороннее сотрудничество
Многостороннее сотрудничество в целях развития предоставит Республике Казахстан возможность использовать свой опыт (включая опыт двустороннего сотрудничества в целях развития) и учитывать интересы на международном уровне. Около 70 % ОПР Республики Казахстан направляется на помощь развивающимся странам через многосторонние каналы.
Республика Казахстан будет продвигать свой национальный опыт и цели в отдельных международных организациях активным, всеобъемлющим и последовательным образом. Будут определены стратегические и политические позиции в консультации со всеми соответствующими министерствами, неправительственными организациями, частным сектором, местными органами власти, образовательными учреждениями и т.д. Координация будет направлена на обеспечение финансирования, выделяемого на многостороннее сотрудничество в целях развития, использования эффективным и действенным образом и в соответствии с приоритетами внешней политики Республики Казахстан.
В рамках осуществления многостороннего сотрудничества в целях развития усилия Казахстана также будут сосредоточены на партнерских отношениях с международными организациями. На основе опыта, накопленного на сегодняшний день, Республика Казахстан направит свои усилия в области международного развития (включая соответствующие финансовые и человеческие ресурсы), прежде всего, на ПРООН, Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО), Всемирную Продовольственную программу (ВПП) и волонтеров ООН (ВООН). Эти платформы позволят Республике Казахстан наиболее эффективно использовать свой национальный опыт, включая возможности для отечественных организаций участвовать в реализации программ ООН.
С учетом важности участия Республики Казахстан в глобальном диалоге и координации в области ОПР вопрос углубления сотрудничества с КСР ОЭСР, в котором Казахстан имеет официальный статус "приглашенный" (с июля 2015 года), является одним из приоритетных направлений деятельности. Для Казахстана сотрудничество с ОЭСР является стратегическим приоритетом и соответствует основной цели – войти в 30 наиболее развитых стран мира.
Участие Казахстана в отдельных международных организациях будет включать, прежде всего, финансовую поддержку конкретных программ (целевое финансирование) или взносы в целевые фонды. Республика Казахстан продолжит вносить взносы в основные бюджеты отдельных международных организаций и международных финансовых учреждений (основное финансирование) с тем, чтобы отразить критическую важность основных бюджетов для функционирования этих организаций.
Республика Казахстан также будет участвовать в процессах принятия решений международных организаций и использования опыта казахстанских экспертов, неправительственных организаций, коммерческих компаний и других организаций, включая командирование национальных экспертов в отдельные учреждения или их непосредственное участие в этих структурах.
На многосторонних площадках Казахстан будет поддерживать инструменты сотрудничества в целях развития, которые вносят эффективный и прозрачный вклад в сокращение масштабов нищеты и неравенства. Это в частности, техническая помощь, наращивание местного потенциала, обмен опытом и передача знаний и опыта.
Географические приоритеты ОПР определяются исходя из региональной ситуации и мировой повестки в сфере содействия развитию и возможностей страны. Принимая во внимание текущую ситуацию в регионе, связанную с продолжающимися социально-экономическими проблемами, религиозным экстремизмом, межэтнической напряженностью и ростом организованной преступности, основной фокус остается на страны Центральной Азии и Афганистан в качестве географических приоритетов оказания помощи развитию.
При этом для достижения максимального синергетического эффекта в сфере развития казахстанской ОПР деятельность Республики Казахстан также может быть ориентирована на Южный Кавказ, Африку, Латинскую Америку, малые островные развивающиеся государства, наименее развитые страны, страны, не имеющие выхода к морю, а также другие регионы.
Для перечисленных стран будет разрабатываться План мероприятий ОПР, как предусмотрено Законом и вытекающими из него подзаконными актами.
13. Механизмы официальной помощи развитию Республики Казахстан
Формы и проекты официальной помощи развитию
ОПР будет осуществляться в следующих формах:
1) международные гранты;
2) создание (строительство) новых либо реконструкция имеющихся объектов в приоритетных секторах экономики;
3) кредиты на льготных условиях;
4) добровольные взносы в международные организации на ОПР;
5) создание совместных со странами-партнерами фондов;
6) техническая помощь;
7) иные формы, принятые Республикой Казахстан в рамках международных договоров и других обязательств в сфере ОПР.
Проект ОПР – комплекс мероприятий, направленных на содействие социально-экономическому развитию страны-партнера и повышению благосостояния ее граждан.
Проекты реализуются в виде технической помощи посредством проведения семинаров и консультаций, передачи ноу-хау, а также строительства новых или реконструкции действующих инфраструктурных объектов в приоритетных секторах экономики.
14. Прозрачность и подотчетность
Прозрачность и подотчетность об оказываемой помощи в сфере ОПР будут осуществляться в соответствии со стандартами ОЭСР и Законом. МИД будет публиковать подробные ежегодные отчеты по государственным расходам на цели международного развития на сайтах МИД и КСР ОЭСР. Подотчетность и прозрачность ожидаются и от стран-партнеров.
МИД на ежегодной основе будет представлять Правительству Республики Казахстан отчет о ходе реализации проектов в сфере ОПР. Агентство "KazAID" и линейные министерства будут представлять отчеты в МИД по его запросу.
ОПР Республики Казахстан является открытой для публичных обсуждений с участием других ведомств, НПО, бизнеса, научных кругов, а также других заинтересованных сторон.
Вся соответствующая информация о помощи развитию будет публиковаться на специальном веб-сайте, посвященном вопросам ОПР, который будет администрироваться национальным оператором в сфере ОПР.
15. Информирование общественности
Общественная и политическая поддержка является важной предпосылкой для эффективной деятельности ОПР Республики Казахстан и достижения количественных и качественных изменений в этой сфере. Общественная поддержка также может оказывать положительное влияние на доступ к источникам финансирования и знаниям. Повышение информированности общественности об ОПР является важной задачей, поскольку оно развивает чувство солидарности и способствует развитию устойчивых моделей потребления и производства внутри страны, а также в целом сокращению глобального неравенства и усилению охраны окружающей среды.
МИД и оператор в сфере ОПР будут осуществлять мероприятия по повышению информированности общественности; выпуск соответствующих документов и публикаций, использование веб-сайта, работу с журналистами и организацию конференций, семинаров, выставок и т.д.
Другим важным фактором является повышение осведомленности о роли Республики Казахстан в качестве донора в странах-партнерах. В этом плане особая роль отводится загранучреждениям Республики Казахстан в странах-партнерах.
Для эффективного использования объема средств, расходуемых Республикой Казахстан на ОПР, и выполнения широкого спектра задач, основывающихся в настоящем документе, необходимо соответствующее кадровое обеспечение.
В рамках реализации пилотных проектов в сфере ОПР организована серия мероприятий в сотрудничестве с Японским агентством международного сотрудничества (JICA), ПРООН, Агентством США по международному развитию (USAID), Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) и другими международными донорскими организациями, направленных на повышение потенциала представителей государственных органов Республики Казахстан по вопросам ОПР.
Загранучреждения Республики Казахстан в странах-партнерах выполняют важные задачи по определению и разработке соответствующих проектов, а также мониторингу их реализации. В этой связи представляется необходимым постоянно наращивать кадровый потенциал сотрудников загранучреждений Республики Казахстан в области ОПР, в том числе путем найма соответствующих местных кадров.