Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О геодезии, картографии и пространственных данных".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Проект |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О геодезии, картографии и пространственных данных
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении геодезической и картографической деятельности, включая поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление и распространение пространственных данных.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) атлас - картографическое произведение, состоящее из многих карт, объединенных общей программой;
2) высотная система отсчета - система отсчета для определения высот точек на земной поверхности относительно исходной уровненной поверхности;
3) единая цифровая картографическая основа - информационный ресурс, который является составной картографической частью Национальной инфраструктуры пространственных данных и систематизированной совокупностью базовых пространственных данных о территории Республики Казахстан;
4) географическая информационная система - информационная система, обеспечивающая сбор, обработку, анализ, моделирование, хранение, распространение и иное использование пространственной информации о Земле, объектах земной поверхности, природных, техногенных и общественных процессах;
5) географические информационные ресурсы - совокупность баз пространственных данных и метаданных;
6) геодезия - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров и внешнего гравитационного ноля Земли, координат и высот точек земной поверхности и их изменений во времени, проводимой в целях составления карт и планов, а также для обеспечения решения различных инженерных задач на земной поверхности;
7) геодезическая гравиметрия - раздел гравиметрии, рассматривающий гравиметрические определения применительно к решению геодезических задач по определению фигуры Земли, приведению геодезических измерений на поверхность эллипсоида, установлению связи между различными системами геодезических координат;
8) уполномоченный орган в сфере геодезии и картографии (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное управление и контрольные функции в сфере геодезии и картографии;
9) геодезическая и картографическая деятельность - научно- техническая, производственная, управленческая и иная деятельность по выполнению работ в сфере геодезии и картографии, а также по получению геодезических и картографических материалов и пространственных данных;
10) геодезическая сеть - совокупность геодезических пунктов, положение которых на земной поверхности определено на основании геодезических измерений в общей для них системе отсчета геодезических координат;
11) геодезическая система координат - система координат, используемая для определения местоположения объектов на поверхности Земли;
12) геодезический пункт - инженерная конструкция, закрепляющая точку земной поверхности с определенными координатами и (или) высотами;
13) геопортал - информационная система, обеспечивающая доступ к пространственным данным и геосервисам посредством информационно-телекоммуникационных сетей;
14) гидрография - изучение и описание водных объектов, их качественных и количественных характеристик;
15) гравиметрическая сеть - совокупность геодезических пунктов на земной поверхности с известными значениями ускорения силы тяжести в общей для них системе отсчета гравиметрических измерений;
16) гравиметрическая система отсчета - система отсчета для определения абсолютных или относительных измерений ускорения силы тяжести;
17) датум - набор параметров эллипсоида или квазигеоида, зафиксированный в определенный момент времени;
18) спутниковые технологии позиционирования - технологии координатно-временного определения местонахождения наблюдателя или объекта с использованием глобальной навигационной спутниковой системы;
19) местная координатная система отсчета - координатная система отсчета проекции, устанавливаемая в отношении ограниченной территории;
20) дистанционное зондирование Земли - процесс получения информации о поверхности Земли путем наблюдения и измерения из космического и воздушного пространства собственного и отраженного излучения элементов суши, океана и атмосферы;
21) геодинамические исследования Земли - изучение современных движений и деформаций земной коры;
22) план - чертеж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружения методом прямой горизонтальной проекции;
23) карта - уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности, других естественных небесных тел или их частей на плоскости, полученное в соответствии с установленными требованиями, в определенной проекции, а также с использованием условных знаков;
24) карта-схема - упрощенно-обобщенное картографическое изображение;
25) картография - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений;
26) картографическая продукция - полученные в результате картографической деятельности уменьшенные, измеримые и обобщенные изображения на бумажных и магнитных носителях поверхности Земли и небесных тел, построенные по определенным математическим законам и в принятой системе условных знаков;
27) картографическая проекция - математически определенный способ отображения поверхности Земли;
28) квазигеоид - это математическая строгая модель, вычисленная на основе наземных геодезических измерений и значений потенциалов силы тяжести без привлечения данных по распределению масс, поверхность которой аппроксимирует физическую поверхность Земли;
29) пространственные данные - информация, содержащая сведения о местоположении объектов местности, представленная в определенной форме и координатной системе отсчета;
30) геосервисы пространственных данных (далее - геосервисы) - специализированные приложения, предоставляющие пользователю инструменты для осуществления операций с пространственными данными и (или) метаданными и существующие в виде самостоятельного продукта или подключаемого сервиса;
31) интероперабельность пространственных данных - принцип взаимосовместимости, выражающий способность пространственных данных, метаданных, технических и программных средств к функциональному и информационному взаимодействию;
32) инфраструктура пространственных данных - технология, политика, стандарты и ресурсы, предназначенные для сбора, обработки, хранения, распространения и эффективного использования пространственных данных;
33) пространственный объект - абстрактное представление объекта реального мира с его местоположением или принадлежностью к географической области;
34) координатная система отсчета - геодезическая система координат, соотнесенная с объектом с помощью датума;
35) трансформирование координат - переход из одной координатной системы отсчета, связанной с одним датумом, в другую координатную систему отсчҰта с другим датумом;
36) преобразование координат - переход из одной координатной системы отсчета в другую, основанных на одинаковых датумах;
37) дежурная справочная карта Республики Казахстан - географический информационный ресурс, отображающий геодезическую и картографическую изученности местности, учитывающий происходящие изменения в местоположении границ административно-территориальных единиц, а также изменения географических объектов и их наименований, подлежащих учету и отображению на обновляемых и вновь создаваемых картах и планах территории Республики Казахстан;
38) масштаб - отношение длины линии на карте или плане к горизонтальной ее проекции на местности;
39) делимитация - определение положения и направления Государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, оформленное международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, и графически изображенное на картах, прилагаемых к данному международному договору;
40) государственная геодезическая сеть - геодезическая сеть, используемая в целях установления и (или) распространения государственной координатной системы отсчета;
41) государственная гравиметрическая сеть - гравиметрические сети, используемые в целях установления и распространения единой гравиметрической основы;
42) государственная система отсчета - совокупность государственных координатных, высотных и гравиметрических систем отсчета;
43) государственная нивелирная сеть - нивелирная сеть, используемых в целях установления или распространения государственной системы отсчета высот;
44) метаданные - информация, описывающая наборы пространственных данных и геосервисов;
45) нивелирный пункт - инженерная конструкция, закрепляющая точку земной поверхности или пространственного объекта с определенными значениями высоты еҰ центра;
46) нивелирная сеть - совокупность геодезических пунктов на земной поверхности, высоты которых определены в общей для них системе отсчета высот;
47) тематические карта, план, атлас, карта-схема - картографические произведения, основное содержание которых определяется конкретной темой, сюжетом, природными или общественными явлениями либо их сочетанием;
48) топографический план - картографическое отображение на плоскости в ортогональной проекции в определенном масштабе ограниченного участка местности, в пределах которого кривизна уровненной поверхности не учитывается;
49) топографическая карта - подробное картографическое изображение местности в определенном масштабе с применением классификаторов и условных знаков, позволяющее определять как плановое, так и высотное положение точек на земной поверхности;
50) постоянно действующая референцная станция - комплекс радиоэлектронных и технических средств, расположенный в точке с известными пространственными координатами, с помощью которых осуществляется прием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем для последующей обработки и передачи корректирующей информации пользователям;
51) Национальный фонд пространственных данных - совокупность пространственных данных в цифровом и (или) аналоговом виде, имеющая общегосударственное, межотраслевое значение, специальное и (или) отраслевое значение и подлежащих учету, длительному хранению в целях их дальнейшего использования субъектами геодезической и картографической деятельности;
52) демаркация — определение и обозначение Государственной границы на местности, оформленные международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан;
53) эллипсоид - поверхность, которая аппроксимирует фигуру Земли или другого небесного объекта.
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан в сфере геодезии и картографии
1. Законодательство Республики Казахстан в сфере геодезии и картографии основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Объекты и субъекты геодезической и картографической деятельности
1. Объектами геодезической и картографической деятельности являются территория Республики Казахстан, территория земного шара, воздушное и космическое пространства, включая естественные небесные тела и искусственные спутники Земли.
2. Субъектами геодезической и картографической деятельности являются центральные государственные органы и местные исполнительные органы Республики Казахстан в пределах их компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан, а также физические и юридические лица.
Статья 5. Основные принципы осуществления геодезической и картографической деятельности
Государственное регулирование общественных отношений в сфере геодезии и картографии основывается на следующих принципах:
1) системности и непрерывности осуществления геодезической и картографической деятельности;
2) полноты, достоверности и актуальности пространственных данных;
3) единства измерений при выполнении геодезических, картографических и гравиметрических работ;
4) использования единых стандартов;
5) доступности и открытости пространственных данных, за исключением сведений, составляющих государственные секреты;
6) использования утвержденных систем отсчета;
7) интероперабельности (взаимосовместимости);
8) государственной поддержки и стимулирования научного развития сферы геодезии и картографии.
Статья 6. Основные направления геодезической и картографической деятельности
1. В зависимости от назначения выполняемых работ геодезическая и картографическая деятельность подразделяется на:
1) деятельность государственного назначения, результаты которой имеют общегосударственное и межотраслевое значение;
2) деятельность специального и (или) отраслевого назначения, необходимость проведения которой определяется потребностями субъектов геодезической и картографической деятельности Республики Казахстан.
2. Геодезическая и картографическая деятельность государственного назначения включает в себя:
1) определение фигуры, размеров и внешнего гравитационного поля Земли;
2) определение параметров государственных систем отсчета, картографических проекций топографических карт и планов;
3) геодинамическое исследование Земли;
4) создание, развитие, обеспечение сохранности и поддержание в рабочем состоянии государственных геодезических сетей, к которым относятся пункты фундаментальной астрономо-геодезической сети, высокоточной геодезической сети, спутниковой геодезической сети, астрономо-геодезической сети, геодезической сети сгущения, нивелирных сетей всех классов, фундаментальной и первого класса гравиметрических сетей, плотность и точность которых обеспечивают создание топографических карт и планов, решение оборонных, научно-исследовательских и иных задач;
5) создание, обновление и издание топографических карт и планов, в том числе планов городов и населенных пунктов, в графической, цифровой, фотографической, электронной и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно- исследовательских и иных задач;
6) геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Республики Казахстан, а также делимитации морских пространств Республики Казахстан;
7) картографирование шельфа морей, озер, рек, водохранилищ и создание топографических, морских навигационных карт, пособий, лоций морей, судоходных рек и водоемов;
8) проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в интересах государства, его обороны и безопасности, а также обеспечения безопасности общего мореплавания на морях, судоходных реках и водоемах;
9) дистанционное зондирование Земли, в том числе территории иностранных государств и мирового океана, для решения общегосударственных, межотраслевых, оборонных и научно- исследовательских задач;
10) формирование и ведение Национального фонда пространственных данных;
11) создание, развитие и сопровождение географических информационных систем, ресурсов, геопорталов, геосервисов, направленных на выполнение государственных функций и задач;
12) составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт, планов и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий;
13) стандартизация, учет и упорядочение употребления географических названий, создание и ведение базы данных географических названий Республики Казахстан;
14) проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и внедрение современных технологий;
15) разработка, утверждение и введение в действие нормативных правовых актов и нормативных технических документов в сфере геодезии и картографии;
16) метрологическое обеспечение геодезических и картографических работ;
17) создание и развитие Национальной инфраструктуры пространственных данных;
18) создание и обновление местных координатных систем отсчета.
3. Геодезическая и картографическая деятельность специального и (или) отраслевого назначения включает в себя:
1) создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, надземных и подземных сооружений и сетей, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;
2) создание и издание тематических карт, планов, атласов, карт-схем в графической, цифровой, фотографической, электронной и иных формах;
3) создание, развитие и сопровождение географических информационных систем, ресурсов, геопорталов, геосервисов, направленных на выполнение специальных и (или) отраслевых задач;
4) дистанционное зондирование Земли, геодезические, картографические и другие специальные работы при проектировании и изысканиях, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений линейного и площадного типа, подземных сооружений и сетей, ведение кадастров и иных изысканий и специальных работ;
5) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте;
6) инженерно-геодезические работы;
7) создание и развитие тематических пространственных данных.
Статья 7. Геодезическая и картографическая деятельность в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Республики Казахстан
Геодезическая и картографическая деятельность в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Республики Казахстан осуществляется Министерством обороны Республики Казахстан и уполномоченным органом по взаимно согласованным планам работ.
Статья 8. Метрологическое обеспечение геодезической и картографической деятельности
1. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования, об обеспечении единства измерений имеет право на:
1) осуществление деятельности по обеспечению единства и точности средств геодезических измерений в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обеспечении единства измерений;
2) проведение метрологического контроля за геодезическим и картографическим оборудованием, приборами и инструментами.
2. Сертификат об утверждении типа (метрологической аттестации) средства измерений топографо-геодезического и картографического назначения, выданный иностранным государством, считается действительным в Республике Казахстан при условии его признания в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обеспечении единства измерений.
3. Метрологическое обеспечение геодезической и картографической деятельности включает систему стандартов, эталонов, технических условий и методик, которые обеспечивают единство геодезических измерений и являются обязательными для всех субъектов, вовлеченных в геодезическую и картографическую деятельность.
Статья 9. Уведомление в сфере геодезии и (или) картографии
1. Следующие виды геодезической и (или) картографической деятельности осуществляются по уведомительному порядку о начале или прекращении осуществления деятельности, подаваемому в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях":
1) производство геодезических работ;
2) производство картографических работ;
3) осуществление аэросъемочных работ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации.
2. К уведомлению прилагаются сведения и документы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к субъектам, осуществляющим производство геодезических и картографических работ.
3. Требования, предъявляемые к субъектам, осуществляющим производство геодезических и (или) картографических работ:
1) наличие собственного или арендованного комплекта поверенных приборов, оборудования и инструментов, позволяющих выполнять геодезические и (или) картографические работы, либо договор на оказание услуг в сфере геодезии и картографии с организацией, имеющей комплект поверенных приборов, оборудования, инструментов с указанием заводских номеров;
2) наличие в штате специалиста, имеющего высшее или послесреднее образование в сфере геодезии и (или) картографии.
4. Субъекты, планирующие осуществлять аэросъемочные работы, обязаны прикреплять к уведомлению картограмму территории, на которой планируется проведение аэросъемочных работ, с указанием ее географических координат, масштаба и заказчика аэросъемочных работ.
Статья 10. Финансирование геодезической и картографической деятельности
1. Геодезическая и картографическая деятельность государственного назначения финансируется за счет бюджетных средств.
2. Геодезическая и картографическая деятельность специального и (или) отраслевого назначения осуществляется за счет бюджетных средств, а также средств физических и юридических лиц, являющихся заказчиками продукции.
3. Субъекты геодезической и картографической деятельности, являющиеся заказчиками и (или) исполнителями геодезических, топографических, картографических работ, финансируемых за счет бюджетных средств, обязаны использовать ранее созданные пространственные данные.
4. Государственные информационные системы, базы данных, кадастры, географические информационные системы, ресурсы, геопорталы, геосервисы, финансируемые за счет бюджетных средств, обязаны использовать единую цифровую картографическую основу.
Статья 11. Государственная собственность на геодезическую и картографическую продукцию
Пункты государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей, государственных гравиметрических сетей, геодезическая и картографическая продукция, а также гидрографические, аэрокосмосъемочные и гравиметрические материалы и данные, полученные в результате геодезической и картографической деятельности, осуществляемой за счет бюджетных средств, являются государственной собственностью Республики Казахстан.
Глава 2. Государственное управление в сфере геодезии и картографии
Статья 12. Государственные органы в сфере геодезии и картографии
Государственными органами, осуществляющие регулирование в сфере геодезии и картографии, являются:
1) Правительство Республики Казахстан;
2) уполномоченный орган;
3) местные исполнительные органы столицы, городов республиканского и областного значения, а также районов.
Статья 13. Компетенция Правительства Республики Казахстан
К компетенции Правительства Республики Казахстан относятся:
1) разработка основных направлений государственной политики в сфере геодезии и картографии;
2) установление государственных систем отсчета и картографических проекций;
3) утверждение правил предоставления пространственных данных в Национальную инфраструктуру пространственных данных;
4) выполнение иных функций, возложенных на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 14. Компетенция уполномоченного органа
К компетенции уполномоченного органа относятся:
1) проведение единой государственной и научно-технической политики в сфере геодезии и картографии;
2) разработка и утверждение правил об охране, сносе или перезакладке (переносе) геодезических пунктов;
3) организация создания, развития и технического сопровождения государственных геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей;
4) создание и обновление топографических карт и планов;
5) координация деятельности субъектов в сфере геодезии и картографии;
6) организация выполнения геодезических и картографических работ государственного назначения;
7) создание и развитие Национальной инфраструктуры пространственных данных;
8) рассмотрение проектов документов по стандартизации в пределах компетенции, а также подготовка предложений по разработке, внесению изменений, пересмотру и отмене национальных, межгосударственных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации для внесения в уполномоченный орган в сфере стандартизации;
9) разработка и утверждение методики определения стоимости аэросъемочных, топографо-геодезических и картографических работ, выполняемых за счет бюджетных средств;
10) установление местных координатных систем отсчета;
11) разработка и утверждение параметров трансформации и преобразования между государственной, международными, местными координатными системами отсчета;
12) разработка и утверждение правил формирования, сбора, хранения, использования и выдачи сведений Национального фонда пространственных данных Республики Казахстан;
13) разработка и утверждение правил установления и использования местных координатных систем отсчета;
14) разработка и утверждение правил о техническом обеспечении проведения делимитации и демаркации Государственной границы Республики Казахстан по согласованию с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан;
15) разработка и утверждение периодичности обновления картографической продукции, создаваемой за счет бюджетных средств;
16) разработка и утверждение инструкции по созданию картографической продукции за счет бюджетных средств;
17) разработка и утверждение инструкции по созданию и обновлению Национальной инфраструктуры пространственных данных;
18) разработка и утверждение правил по использованию Национальной инфраструктуры пространственных данных;
19) разработка и утверждение отраслевой системы поощрения;
20) ведение реестра субъектов, подавших уведомление о начале осуществления аэросъемочных работ;
21) разработка и утверждение правил учета, хранения, размножения и использования данных и материалов геодезических, картографических и аэрокосмосъемочных работ с учетом интересов безопасности Республики Казахстан;
22) ведение реестра субъектов, подавших уведомление о начале или прекращении осуществления геодезической и картографической деятельности;
23) разработка и утверждение перечня топографо-геодезических, картографических и аэрокосмосъемочных работ, выполняемых за счет бюджетных средств;
24) разработка и утверждение правил взаимодействия Национальной инфраструктуры пространственных данных с информационными системами государственных органов;
25) разработка и утверждение правил определения и использования параметров преобразования и трансформации между координатными системами отсчета;
26) разработка и утверждение правил установки постоянно действующих референцных станций;
27) разработка и утверждение правил отнесения к государственным геодезическим сетям и применения постоянно действующих референцных станций на территории Республики Казахстан;
28) проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и внедрение современных технологий;
29) разработка и утверждение требований к метаданным пространственных данных, порядка их создания (обновления) и предоставления метаданных Национальному фонду пространственных данных;
30) разработка и утверждение инструкции по нивелированию;
31) разработка и утверждение инструкции по созданию и развитию государственных геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей Республики Казахстан;
32) разработка правил предоставления пространственных данных в Национальную инфраструктуру пространственных данных;
33) разработка государственных систем отсчета и картографических проекций;
34) разработка и утверждение перечня базовых пространственных данных;
35) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 15. Компетенция местного исполнительного органа столицы, городов республиканского значения, городов областного значения, районов областей
К компетенции местного исполнительного органа столицы, городов республиканского значения, городов областного значения, районов областей на территории, переданной в его административное подчинение, относятся:
1) организация работ по созданию и обновлению картографической продукции населенных пунктов согласно утвержденной периодичности обновления картографической продукции по согласованию с уполномоченным органом;
2) обеспечение сохранности картографической продукции населенных пунктов и передачи экземпляра в Национальный фонд пространственных данных;
3) иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 16. Международное сотрудничество в сфере геодезии и картографии
1. Республика Казахстан осуществляет международное сотрудничество в сфере геодезии и картографии исходя из стремления к развитию взаимовыгодных отношений.
2. Уполномоченный орган представляет Республику Казахстан в международных организациях в пределах своей компетенции.
Статья 17. Государственная система нормативных документов в сфере геодезии и картографии
1. Государственное регулирование геодезической и картографической деятельности, осуществляемой на территории Республики Казахстан, обеспечивается действием настоящего Закона, а также государственной системой нормативных документов в сфере геодезии и картографии.
2. Государственная система нормативных документов в сфере геодезии и картографии включает:
1) нормативные правовые акты;
2) нормативные технические документы, устанавливающие обязательные и рекомендательные требования к точности выполняемых геодезических, топографических и картографических работ:
геодезические, картографические инструкции, нормы и правила;
условные знаки карт и планов, классификаторы;
3) нормативные технические документы добровольного применения по стандартизации в сфере геодезии и картографии;
4) введенные в действие на территории Республики Казахстан в соответствии с международными договорами межгосударственные стандарты и правила в сфере геодезии и картографии.
3. Объектами государственной системы нормативных документов являются:
1) масштабный ряд государственных топографических карт 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000;
2) масштабный ряд государственных топографических планов 1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000;
3) государственная геодезическая сеть.
Глава 3. Обеспечение благоприятных условий для осуществления геодезической и картографической деятельности
Статья 18. Координатная система отсчета, высотная система отсчета и гравиметрическая система отсчета
1. Геодезические и картографические работы выполняются с использованием государственных, местных координатных систем отсчета, высотных систем отсчета и гравиметрических систем отсчета.
2. Параметры фигуры и гравитационного поля Земли, иные параметры определяются в рамках установления государственных координатной, высотной, гравиметрической систем отсчета.
3. Все субъекты геодезической и картографической деятельности обязаны применять утвержденные параметры преобразования между государственной и местными координатными системами отсчета.
Осуществление перевода пространственных данных и картографических материалов центральных государственных и местных исполнительных органов из предшествующих государственной и местных систем координат во вновь принимаемые координатные системы отсчета выполняется владельцами пространственных данных и картографических материалов.
Статья 19. Пространственные данные
1. Пространственные данные состоят из базовых пространственных данных и тематических пространственных данных.
Базовыми пространственными данными является совокупность общедоступных стандартизированных пространственных данных как унифицированной основы для интеграции и совместного использования в геоинформационных системах.
К тематическим пространственным данным относятся пространственные данные, создаваемые субъектами в процессе научной, производственной или иной деятельности.
2. Базовые пространственные данные являются исходными данными для использования всеми производителями пространственных данных.
Статья 20. Передача информации об объектах местности
1. Метаданные пространственных данных и геосервисов, создаваемых за счет бюджетных средств, должны размещаться на государственном геопортале Национальной инфраструктуры пространственных данных.
2. Центральные государственные органы и местные исполнительные органы, являющиеся владельцами пространственных данных об объектах местности, подлежащих отображению на специальных, топографических картах и планах, передают копии картографических и геодезических материалов по запросам субъектов в сфере геодезии и картографии, выполняющих геодезические и картографические работы соответствующей территории за счет бюджетных средств, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 21. Национальный фонд пространственных данных Республики Казахстан
1. Национальный фонд пространственных данных Республики Казахстан представляет собой совокупность пространственных данных в цифровом и (или) аналоговом виде, имеющих общегосударственное, межотраслевое значение, специальное и (или) отраслевое значение и подлежащих учету, длительному хранению в целях их дальнейшего использования субъектами геодезической и картографической деятельности.
2. Национальный фонд пространственных данных находится в ведении уполномоченного органа и ведется государственным предприятием.
3. Фонд пространственных данных Министерства обороны Республики Казахстан находится в ведении Министерства обороны Республики Казахстан.
4. При ведении Национального фонда пространственных данных государственное предприятие осуществляет:
1) выдачу субъектам геодезической и картографической деятельности соответствующих сведений о геодезической и картографической изученности местности на участках планируемых работ, в том числе данных Национальной инфраструктуры пространственных данных;
2) прием и проверку пространственных данных, метаданных и их размещение на государственном геопортале Национальной инфраструктуры пространственных данных;
3) ведение дежурной справочной карты с отображением на ней геодезической и картографической изученности местности, трехмерных пространственных данных, а также изменений границ между административно- территориальными единицами и наименований географических объектов в цифровом и (или) бумажном виде, открытого и ограниченного пользования;
4) учет геодезических пунктов, контроль целостности сети постоянно действующих рефернцных станций;
5) выдачу субъектам геодезической и картографической деятельности сведений высокоточного спутникового позиционирования посредством постоянно действующих референцных станций государственных геодезических сетей;
6) ведение базы данных географических названий Республики Казахстан;
7) государственный учет, сбор, хранение и обеспечение сохранности материалов и данных, отнесенных к составу фонда;
8) ведение базы данных границ административно-территориальных единиц Республики Казахстан.
Центральные государственные органы и местные исполнительные органы обязаны представлять копии решений об изменении границ, переименовании административно-территориальных единиц и географических объектов в Национальный фонд пространственных данных.
5. Взаимодействие Национального фонда пространственных данных с субъектами геодезической и картографической деятельности и предоставление сведений осуществляются через информационную систему и (или) в бумажном виде.
6. Цифровые и (или) бумажные данные и материалы Национального фонда пространственных данных, отнесенные в установленном порядке к составу Национального архивного фонда Республики Казахстан, хранятся в соответствии с Законом Республики Казахстан "О национальном архивном фонде и архивах".
7. Цифровые и (или) аналоговые данные и материалы, полученные в результате геодезической и картографической деятельности за счет бюджетных средств и которые отнесены к составу Национального фонда пространственных данных Республики Казахстан, находятся в государственной собственности и не подлежат отчуждению, а также не могут быть вывезены на постоянное хранение в другие государства.
8. Правила формирования, сбора, хранения, использования и выдачи сведений Национального фонда пространственных данных Республики Казахстан утверждаются уполномоченным органом.
9. Цены на услуги по предоставлению данных и материалов Национального фонда пространственных данных Республики Казахстан устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с антимонопольным органом в порядке, предусмотренном Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Центральным государственным органам и местным исполнительным органам указанные услуги предоставляются бесплатно.
10. Субъекты, осуществляющие геодезическую и картографическую деятельность за счет бюджетных средств, обязаны безвозмездно предоставлять один экземпляр копий созданных ими данных и материалов в Национальный фонд пространственных данных Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан об авторском праве и смежных правах.
Перечень данных и материалов, порядок их предоставления в Национальный фонд пространственных данных Республики Казахстан устанавливаются в правилах формирования, сбора, хранения, использования и выдачи данных Национального фонда пространственных данные Республики Казахстан.
11. Центральные государственные органы и местные исполнительные органы обязаны предоставлять пространственные данные, включаемые в состав Национальной инфраструктуры пространственных данных, созданные за счет бюджетных средств, в Национальный фонд пространственных данных.
Порядок их предоставления в Национальный фонд пространственных данных Республики Казахстан устанавливается в правилах предоставления пространственных данных в Национальную инфраструктуру пространственных данных.
12. Работа с данными и материалами Национального фонда пространственных данных Республики Казахстан, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, осуществляется с соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере защиты государственных секретов.
13. Пользователи картографической и геодезической продукции Национального фонда пространственных данных Республики Казахстан обязаны обеспечивать сохранность полученных материалов и данных, составляющих государственные секреты, не разглашать содержащиеся в указанных материалах сведения и возвращать их в сроки, установленные уполномоченным органом.
Статья 22. Национальная инфраструктура пространственных данных
1. Национальная инфраструктура пространственных данных включает в себя:
1) нормативные правовые акты и нормативные технические документы, стандарты, устанавливающие общие правила создания, сбора, хранения, идентификации, предоставления и распространения базовых и тематических пространственных данных, в том числе с использованием информационных систем;
2) государственные геодезические сети, к которым относятся фундаментальная астрономо-геодезическая сеть, высокоточная геодезическая сеть, спутниковая геодезическая сеть, нивелирные сети всех классов, фундаментальная и первого класса гравиметрические сети, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение оборонных, научно-исследовательских и иных задач;
3) наборы пространственных данных;
4) метаданные на наборы пространственных данных и на сервисы для этих наборов;
5) информационную систему государственного геодезического обеспечения, обеспечивающую доступ к данным постоянно действующих референцных станций для субъектов геодезической и картографической деятельности;
6) единую цифровую картографическую основу;
7) государственный геопортал Национальной инфраструктуры пространственных данных.
2. Национальная инфраструктура пространственных данных формируется с учетом требований обеспечения интероперабельности (взаимосовместимости) наборов пространственных данных посредством применения единых форматов обмена и предоставления наборов пространственных данных в соответствии с правилами предоставления пространственных данных в Национальную инфраструктуру пространственных данных.
Статья 23. Наборы пространственных данных
1. Наборы пространственных данных включаются в Национальную инфраструктуру пространственных данных в установленном законодательством порядке.
2. Доступ к наборам пространственных данных обеспечивается посредством геосервисов либо путем передачи пространственных данных пользователю в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан. К каждому набору пространственных данных и сервисам для этих наборов обязательно прилагаются метаданные.
3. Наборы базовых пространственных данных и наборы тематических пространственных данных, формируемые за счет бюджетных средств, являются основополагающими компонентами Национальной инфраструктуры пространственных данных.
4. Наборы тематических пространственных данных создаются и обновляются с учетом наборов базовых пространственных данных.
Наборы тематических пространственных данных, включаемые в Национальную инфраструктуру пространственных данных, формируются из сведений республиканских и региональных (территориальных) государственных информационных ресурсов, состава государственных кадастров, регистров, реестров, баз данных, в том числе государственных географических информационных систем и ресурсов, государственных географических информационных систем и ресурсов специального назначения в составе общедоступных сведений и содержат информацию тематической направленности, создаваемую при реализации центральными государственными органами и местными исполнительными органами своих полномочий.
5. Наборы базовых и тематических пространственных данных, включенные в Национальную инфраструктуру пространственных данных, являются обязательными к использованию при создании и (или) обновлении географических информационных систем и ресурсов.
6. Наборы базовых и тематических пространственных данных, сформированные из сведений иных информационных источников, создаваемых без привлечения бюджетных средств, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц, могут включаться в состав Национальной инфраструктуры пространственных данных по заявкам владельцев таких наборов, предоставляемых Национальному фонду пространственных данных.
7. Ответственность за достоверность, полноту, точность и актуальность наборов пространственных данных, включенных в Национальную инфраструктуру пространственных данных, несет их собственник.
Статья 24. Метаданные наборов пространственных данных
1. Метаданные формируются на наборы пространственных данных, включенные в состав Национальной инфраструктуры пространственных данных и сервисы для этих наборов.
2. Требования к метаданным наборов пространственных данных, включаемых в состав Национальной инфраструктуры пространственных данных, порядок создания (обновления) и предоставления метаданных в Национальный фонд пространственных данных определяются уполномоченным органом.
3. Размещение метаданных на государственном геопортале Национальной инфраструктуры пространственных данных и доступ к ним обеспечивает Национальный фонд пространственных данных.
4. Ответственность за достоверность, полноту и актуальность метаданных несет собственник наборов пространственных данных, на которые созданы эти метаданные.
Статья 25. Государственный геопортал Национальной инфраструктуры пространственных данных
1. Ведение, программно-техническое сопровождение и модернизацию комплекса программно-технических средств государственного геопортала Национальной инфраструктуры пространственных данных обеспечивает уполномоченный орган.
2. Собственники наборов пространственных данных, включенных в состав Национальной инфраструктуры пространственных данных, обязаны разместить наборы пространственных данных с помощью сервисов и иных доступных способов, не противоречащих законодательству, на своих порталах (веб-сайтах), а также обеспечить к ним доступ пользователей и Национального фонда пространственных данных. В случае отсутствия у собственника своего портала (веб-сайта), он вправе обратиться в уполномоченный орган для размещения сформированных им наборов пространственных данных и выполнения других действий с этими наборами.
Статья 26. Геосервисы и сетевые сервисы
В составе геопорталов создаются и обслуживаются следующие сервисы пространственных данных:
1) сервисы поиска, которые обеспечивают выявление пространственных данных и сервисов пространственных данных в информационных сетях;
2) сервисы просмотра пространственных данных, информации о характеристиках пространственных объектов и содержании метаданных;
3) сервисы доступа, которые обеспечивают непосредственный доступ к пространственным данным или получение их копий;
4) сервисы координатных операций, которые обеспечивают трансформацию и преобразование координат пространственных данных из одной системы координат или картографической проекции в другую;
5) сервисы трансформирования данных, которые скомбинированы (интероперабельны) с другими сервисами таким образом, чтобы геосервисы и сетевые сервисы могли эксплуатироваться в соответствии с настоящим Законом.
Статья 27. Единая цифровая картографическая основа
1. Уполномоченный орган обеспечивает создание и обновление единой цифровой картографической основы.
2. Требования к единой цифровой картографической основе устанавливаются уполномоченным органом.
3. Единая цифровая картографическая основа предоставляется центральным государственным органам, местным исполнительным органам, юридическим и физическим лицам посредством объектов информатизации.
4. Единая цифровая картографическая основа является обязательной картографической основой всех государственных информационных систем, включая их кадастры, географических информационных систем, ресурсов, геопорталов, геосервисов.
5. В целях обновления сведений единой цифровой картографической основы также могут использоваться сведения, содержащиеся во всех государственных информационных системах, включая их кадастры, географических информационных систем, ресурсов, геопорталов, геосервисов.
6. Порядок взаимодействия государственной информационной системы ведения единой цифровой картографической основы с государственными информационными системами, включая их кадастры, географические информационные системы, ресурсы, геопорталы, геосервисы в целях обновления сведений единой цифровой картографической основы устанавливается в порядке, определяемом уполномоченным органом.
Статья 28. Авторское право на картографическую продукцию
Авторское право на картографическую продукцию, относящуюся к сфере геодезии и картографии, и отношения, возникающие в связи с ним, регулируются законодательством Республики Казахстан об авторском праве и смежных правах.
Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере геодезии и картографии
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в сфере геодезии и картографии, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Глава 4. Геодезический и картографический контроль
Статья 30. Государственный контроль в сфере геодезии и картографии
1. Государственный контроль за геодезической и картографической деятельностью в Республике Казахстан осуществляется в целях обеспечения соблюдения субъектами геодезической и картографической деятельности законодательства Республики Казахстан в сфере геодезии и картографии в форме проверки и профилактического контроля уполномоченным органом и местными исполнительными органами столицы, городов республиканского значения, городов областного значения, а также районов областей в пределах своей компетенции в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
2. Уполномоченный орган организует и проводит государственный контроль за:
1) соблюдением требований нормативных технических документов к выполнению геодезических и картографических работ и их результатам;
2) отображением Государственной границы на картографических материалах;
3) соблюдением установленных законодательством Республики Казахстан о наименованиях географических объектов правил употребления наименований географических объектов в документах, картографических и иных изданиях;
4) своевременным предоставлением одного экземпляра копий материалов и метаданных, созданных за счет бюджетных средств, в Национальный фонд пространственных данных Республики Казахстан;
5) соблюдением порядка учета, хранения, использовании и реализации геодезических, картографических, аэрокосмосъемочных материалов и данных, полученных за счет бюджетных средств.
3. Местные исполнительные органы столицы, городов республиканского значения, городов областного значения, а также районов областей осуществляют контроль за обеспечением сохранности геодезических пунктов.
Статья 31. Порядок проведения профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля
1. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится уполномоченным органом, местными исполнительными органами городов республиканского значения, столицы, городов областного значения, районов областей, в отношении субъектов контроля, которыми являются физические и юридические лица, осуществляющие геодезическую и картографическую деятельность.
2. Целями профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются своевременное пресечение нарушений установленных требований к субъектам, осуществляющим производство геодезических и (или) картографических работ, предоставление субъектам контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных уполномоченным органом, по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, и снижение административной нагрузки на них.
3. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится путем анализа и сбора материалов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в том числе из Национального фонда пространственных данных Республики Казахстан.
В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, должностные лица уполномоченного органа, местных исполнительных органов столицы, городов республиканского значения, городов областного значения, районов областей осуществляющих профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля, в течение десяти рабочих дней со дня выявления нарушений направляют уведомление субъекту контроля без возбуждения дела об административном правонарушении в случае наличия нарушения, но с обязательным разъяснением субъекту контроля порядка его устранения.
Уведомление вручается нарочно или направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо посредством электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, по адресу электронной почты субъекта контроля, если такой адрес ранее был предоставлен субъектом в орган контроля и надзора, или посредством текстовых сообщений по каналам сотовой связи, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения, или иным доступным способом.
4. Субъект контроля, получивший уведомление по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, обязан в течение десяти календарных дней со дня, следующего за днем его получения, представить в уполномоченный орган, местные исполнительные органы столицы, городов республиканского значения, городов областного значения, районов областей информацию по устранению нарушений законодательства Республики Казахстан с указанием конкретных сроков их исполнения.
За пятнадцать календарных дней до истечения указанного срока субъект контроля обязан представить в уполномоченный орган, местные исполнительные органы столицы, городов республиканского значения, городов областного значения, районов областей информацию об исполнении мероприятий по устранению нарушений.
5. Неустранение в установленный срок нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, а равно непредставление в срок плана мероприятий по устранению нарушений влекут назначение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля путем включения в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
6. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится не чаще двух раз в год.
Статья 32. Охрана пунктов государственных геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей
1. Пункты государственных геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей, наземные знаки и центры этих пунктов являются государственной собственностью и находятся под охраной государства.
Снос или перезакладка (перенос) геодезических пунктов проводятся в порядке, определяемом уполномоченным органом.
2. Предоставление земельных участков для размещения на них геодезических пунктов осуществляется в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.
3. Собственники и землепользователи земельных участков, на территории которых размещены геодезические пункты, обязаны:
1) сообщать в уполномоченный орган о случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов в порядке, определяемом уполномоченным органом;
2) предоставлять возможность подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ.
4. Субъекты геодезической и картографической деятельности при выполнении геодезических и картографических работ обязаны обеспечить сохранность геодезических пунктов.
5. Уничтожение или повреждение геодезических, нивелирных и гравиметрических пунктов, дифференциальных станций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Возмещение вреда, причиненного пунктам государственных геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей, осуществляется лицами, причинившими вред, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 33. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 3 июля 2002 года "О геодезии и картографии".
Президент Республики Казахстан |