Об утверждении Комплексного плана "Программа повышения доходов населения до 2029 года"

Обновленный

Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2022 года № 218.

      Сноска. Заголовок - в редакции постановления Правительства РК от 28.03.2023 № 246.

      В целях стабилизации социально-экономической ситуации в стране Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый Комплексный план "Программа повышения доходов населения до 2029 года" (далее – Комплексный план).

      Сноска. Пункт 1 - в редакции постановления Правительства РК от 28.03.2023 № 246.

      2. Центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), а также иным организациям (по согласованию), ответственным за исполнение Комплексного плана:

      1) обеспечить своевременную реализацию мероприятий, предусмотренных Комплексным планом;

      2) на полугодовой основе до 5 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять информацию о ходе исполнения Комплексного плана в Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

      3. Министерству национальной экономики Республики Казахстан на полугодовой основе до 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе исполнения Комплексного плана.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Смаилов

  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 14 апреля 2022 года № 218

Комплексный план
"Программа повышения доходов населения до 2029 года"

      Сноска. Комплексный план - в редакции постановления Правительства РК от 28.03.2023 № 246.

      На сегодняшний день по вопросам фактического уровня бедности и безработицы наблюдается следующая ситуация.

      1. По состоянию на 3 квартал 2022 года, доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (уровень бедности) составил 5,3%.

      При этом в 13 регионах (Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская, Мангистауская, Южно-Казахстанская, Павлодарская, г. Астана, г. Алматы и г. Шымкент) наблюдается рост доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума c 2019 года.

      Так, в 9 регионах (Акмолинская, Жамбылская, Кызылординская, Мангистауская, Северо-Казахстанская, Туркестанская и Восточно-Казахстанская области, г. Алматы и г. Шымкент) показатель превышает среднереспубликанский уровень (5,2% и больше).

      2. В структуре ВВП наблюдается низкая доля оплаты труда работников – 30,1% за январь-сентябрь 2022 года по сравнению с другими странами (39,8% в России; 53% в США; 47,0% в ЕС).

      Это обусловлено наличием проблем, связанных с диспропорциями в оплате труда, наличием скрытой безработицы, и, как следствие, ростом работающих бедных (Казахстан – 32,7%, Азербайджан – 39,7%, Россия – 30,7%, Греция – 13,4%).

      3. Текущая ситуация доходов населения имеет негативную тенденцию. Несмотря на постоянную положительную динамику номинальных доходов с 39,2 тыс. тенге в 2010 году до 152,5 тыс. тенге в третьем квартале 2022 года, темпы роста реальных доходов населения снижаются (6,4% в 2019 году, 4,3% в 2020 году, 4,1% в 2021 году, 3,5% за январь-сентябрь 2022 года). Это связано с замедлением экономического роста (-2,5% в 2020 году, 4,3% в 2021 году, 2,7% за 11 месяцев 2022 года) и высоким инфляционным давлением (7,5% в 2020 году, 8,4% в 2021 году, 20,3% в декабре 2022 года), которое сохранится в 2023 году. При этом, следует особо отметить, что продовольственная инфляция в декабре 2022 года составила 25,3% и оказывает существенное влияние на платежеспособность населения.

      4. Сохраняется разрыв по ВРП между регионами. Например, если по уровню ВРП в 2010 году г. Алматы был в 8,7 раз больше Северо-Казахстанской области, то в 2022 году разрыв был уже в 10-кратном размере.

      По ВРП на душу населения разрыв в региональном неравенстве еще более существенен. Так, например, данный показатель в Атырауской области в 2022 г. был в 17 раз больше показателя по Туркестанской области.

      5. Несмотря на устойчивую положительную динамику реального дохода (за исключением 2015-2016 гг.) в девяти регионах (Туркестанская, Костанайская, Алматинская, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Жамбылская области и г. Шымкент) наблюдается проблема низких трудовых доходов, и, как следствие, высокая доля самозанятости.

      Вместе с тем, несмотря на относительно высокие трудовые доходы, в четырех регионах (Атырауская и Мангистауская области, г. Астана, г. Алматы) наблюдается проблема неустойчивости роста реальных доходов. В остальных четырех регионах (Карагандинская, Актюбинская, Западно-Казахстанская, Кызылординская области) наблюдается проблема отсутствия устойчивого роста реального дохода, низких трудовых доходов, высокой самозанятости и оттока населения.

      Главное отличие структуры доходов городских и сельских жителей – характер трудовой деятельности. Доходы городского населения на 65,6% складываются из доходов от работы по найму и на 7,4% из доходов от работы не по найму (т.е. от доходов от самостоятельной занятости и предпринимательской деятельности). Основные источники доходов жителей сельской местности на 60,8% состоят из доходов от работы по найму и на 13,7% из доходов от работы не по найму (данные за 3 квартал 2022 года). Таким образом, для сельской местности характерен более высокий удельный вес доходов от самостоятельной занятости, чем у городского населения.

      Также проблема бедности усугубляется следующими проблемами:

      Рост неравенства. Наблюдается рост неравенства и увеличение разрыва между средней и медианной заработной платой, который составляет 1,5 раза (в странах ОЭСР разрыв составляет 1,13).

      Имеется тенденция к неравномерному распределению доходов населения. Снижение реальных доходов домашних хозяйств затронуло группы населения с наименьшим уровнем дохода и почти не коснулось высокодоходных групп населения. Распределение дохода по доходным квинтильным группам показывает, что за счет увеличения доли совокупных доходов 5-й доходной группы (высокодоходное население) произошло уменьшение доли доходов 2-й, 3-й квинтильной группы, что означает наличие неравенства в относительном выражении в распределении доходов между доходными группами населения. В 3 квартале 2022 г. у 20% населения с наивысшими доходами (богатые 3,8 млн. человек) концентрировалось до 39% доходов (в 2010 г. – 37,94%), у 20% населения с наименьшими доходами (3,8 млн. бедных слоев населения) концентрировалось 9,91% дохода (в 2010 г. – 9,43%). Остальные 60% населения имеют в общей сложности 51,1% доходов.

      Рост работающих бедных (бедность среди наемных работников). Анализ структуры доходов населения показал, что доля трудовых доходов населения за последние 10 лет снизилась на 7,3 процентных пункта (с 71,3% в 2010 году до 64% в третьем квартале 2022 года), в то время как доля социальных трансфертов выросла на 7,2 процентных пункта. Следует отметить, что рост социальных трансфертов с 2015 года (на 5,9 процентных пункта до 22,5%) усиливает нагрузку на бюджет государства, что создает угрозы для потенциала покрытия всех потребностей.

      Высокая доля непроизводительной занятости. На сегодняшний день значительная часть занятого населения (4,9 млн. человек) занимается низкопроизводительным трудом и имеет низкие доходы. При этом 3 млн. наемных работников заняты в низкопроизводительных отраслях с низкими заработными платами. Это объясняется тем, что в экономике создаются рабочие места, для которых не требуются навыки высокого уровня, что влияет на производительность и оплату труда. Причина в слабом развитии обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичных предприятий (выпускающих продукцию высокого передела), которая имеет значительный потенциал в росте доходов. В этой связи, требуется повышение навыков рабочей силы для обеспечения занятости, в том числе через создание высокопроизводительных рабочих мест.

      Бедность среди самозанятых. Также значительное число граждан не могут получить достаточный доход от самозанятости. В 3 кв. 2022 года в Казахстане более 2,1 млн. человек самостоятельно занятого населения, 49,5% из которых зарабатывают менее 100 тыс. тенге в месяц, 3,4% получают доход ниже величины прожиточного минимума.

      Доминирование занятости в низкопроизводительных отраслях экономики. Рассматривая структуру занятости Казахстана, следует отметить, что в третьем квартале 2022 года 5,6 млн. человек или 64,1% занятого населения были заняты низкопроизводительным трудом. При этом 3,9 млн. наемных работников заняты в низкопроизводительных отраслях с низкими заработными платами.

      В целом отсутствие стабильного роста реального дохода, относительно низкие трудовые доходы, высокая самозанятость и отток населения являются рисками недостижения целей по росту реальных доходов в будущем.

      Настоящая Программа сфокусирована на казахстанском гражданине, на улучшении его благосостояния и качества жизни.

      В качестве основной цели ставится повышение уровня доходов граждан, в том числе, сельских жителей.

      Программа сфокусирована не только на прямом повышении заработных плат за счет бюджета и предприятий, но и на развитии человеческого капитала, повышении профессиональных навыков, увеличении производительности труда, а также на обеспечении солидарной ответственности средних и крупных предприятий, получающих меры государственной поддержки, по повышению заработных плат и обеспечению занятости.

      В целях повышения эффективности и адресности, внедряется механизм проактивного формата поддержки социально уязвимых слоев населения.

      Разработанные меры направлены на повышение уровня благосостояния и качества жизни в каждом регионе и для каждого гражданина, активизацию вовлечения частного сектора в социально-экономическое развитие страны, а также на улучшение мониторинга, увеличение прозрачности и ответственности государственных органов.

      С учетом вышеприведенного анализа разработан Комплексный план "Программа повышения доходов населения до 2029 года" (далее – Комплексный план).

      Реализация Комплексного плана охватывает мероприятия по следующим 5 направлениям:

      1) создание рабочих мест в реальном секторе экономики в рамках региональных карт занятости;

      2) повышение доходов сельского населения в рамках реализации проекта "Ауыл аманаты";

      3) системные меры, обеспечивающие повышение уровня доходов и меры государственной поддержки;

      4) обязательства по повышению заработных плат из бюджета;

      5) государственная социальная поддержка населению.

      Реализация Комплексного плана приведет к трудоустройству более 3,3 млн.человек, в том числе 2,3 млн. молодежи до 2029 года, увеличению доли оплаты труда в ВВП до 41,1% (с 30,1%), снижению уровня бедности до 5% (с 5,3%), безработицы до 4,6% (с 4,9%).

№ п/п

Наименование
мероприятий
Форма завершения Срок
исполнения
Ответственные исполнители Объем финансирования Источники финансирования
I. СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КАРТ ЗАНЯТОСТИ

Ожидаемые результаты:
Трудоустройство 947,7 тыс. человек, в том числе:
1) через реализацию мероприятий в рамках Системы государственного планирования – 107 тыс.; свободных вакансий в рамках электронной биржи труда – 320,4 тыс.; создания рабочих мест в рамках частных инициатив до городского и районного уровня – 341,8 тыс.; субсидируемых рабочих мест – 152 тыс.
2) через поддержку предпринимательских инициатив: обеспечение 9 тыс. грантов социально-уязвимым слоям населения; обеспечение 5,8 тыс. льготных микрокредитов для молодежи под 2,5 % годовых; обеспечение 11,7 тыс. кредитов в рамках реализации проекта "Ауыл Аманаты"

1

Обеспечение населения трудоустройством в рамках:
национальных проектов (в т.ч. "Комфортная школа", "Модернизация сельского здравоохранения");
свободных вакансий в рамках электронной биржи труда;
создания рабочих мест в рамках частных инициатив до городского и районного уровня;
субсидируемых рабочих мест.

информация в Правительство Республики Казахстан

декабрь
2023 года
 

МТСЗН, МНЭ, МФ, МИИР, МСХ, МКС, МП, МНВО, МЭ, МТИ, МЦРИАП, МЭПР, МЗ, акиматы областей, городов Астана, Алматы и Шымкент

в рамках средств предусмотренных в национальных проектах

в рамках национальных проектов

2

Обеспечение поддержки предпринимательских инициатив (гранты социально-уязвимым слоям населения, льготные микрокредиты для молодежи под 2,5 % годовых; кредиты в сельской местности в рамках проекта "Ауыл Аманаты")

информация в Правительство Республики Казахстан

декабрь
2023 года
 

МТСЗН, МСХ, акиматы областей, городов Астана, Алматы и Шымкент

в рамках средств предусмотренных в национальных проектах

в рамках национальных проектов

II. ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "АУЫЛ АМАНАТЫ"

Ожидаемые результаты:
улучшение благосостояния населения в сельской местности

3

Повышение трудовых доходов в сельской местности в рамках реализации проекта "Ауыл аманаты". Этапы реализации:
1) отбор сельских округов для кредитования в очередном финансовом году и их скрининг;
2) микрокредитование ЛПХ сельских округов;
3) формирование для прокредитованных ЛПХ в сельских округах сервисно-сбытовых кооперативов;
4) обеспечение в лизинг техникой и оборудованием кооперативов, созданных в сельских округах;
5) формирование типовых технологических карт и рекомендаций для кооперативов и ЛПХ;
6) обучение агрокомпетенциям прокредитованных ЛПХ и управляющих кооперативами;
7) обучение агрокомпетенциям предпринимателей
8) разработка цифровой платформы, позволяющей с помощью ЭЦП автоматизировать процессы приема и рассмотрения кредитных заявок;
9) внесение изменений в нормативные правовые акты (Бюджетный кодекс, Земельный кодекс, Закон Республики Казахстан "О государственном имуществе, ППРК от
28 декабря 2015 года
№ 1095) в целях устранения барьеров в реализации проекта
10) создание республиканского проектного офиса и региональных проектных офисов, с закреплением руководителей региональных проектных офисов на уровне не ниже заместителя первого руководителя Социально-предпринимательской корпорации соответствующего региона

информация в Правительство Республики Казахстан
договор о предоставлении микрокредита
информация в Правительство Республики Казахстан
договор о предоставлении техники и оборудования в лизинг
информация в Правительство Республики Казахстан
договор о государственных закупках работ и услуг на обучение
договор о государственных закупках работ и услуг на обучение
акт ввод ввода в эксплуатацию цифровой платформы
нормативные правовые акты
информация в Правительство Республики Казахстан

декабрь
2023-2029 годов
декабрь
2023-2029 годов
декабрь
2023-2029 годов
декабрь
2023-2029 годов
декабрь
2023 года
декабрь
2023-2029 годов
декабрь 2023 года
декабрь
2023 года
декабрь
2023 года
апрель
2023 года

1) акиматы областей, МСХ, партия "AMANAT" (по согласованию)
2) акиматы областей, МСХ, МФ
3) акиматы областей
4) акиматы областей, МСХ, МФ
5) МСХ, НАО "НАНОЦ" (по согласованию), партия "AMANAT" (по согласованию), акиматы областей
6) МСХ, НАО "НАНОЦ" (по согласованию), партия "AMANAT" (по согласованию), акиматы областей
7) МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию), партия "AMANAT" (по согласованию)
8) МЦРИАП, МСХ
9) МСХ, МНЭ, МТСЗН, МФ, АЗРК, МЮ, акиматы областей
10) партия "AMANAT" (по согласованию), МСХ, МТСЗН, акиматы областей

в рамках средств предусмотренных в РБ, МБ
137 млн. тенге

в рамках текущих средств
в рамках средств предусмотренных в РБ

III. СИСТЕМНЫЕ МЕРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ДОХОДОВ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Ожидаемые результаты:
1) обеспечение заработных плат на предприятиях, получивших финансовые меры государственной поддержки, на уровне не ниже среднеотраслевого через выполнение встречных обязательств перед государством;
2) определение порядка увеличения минимальной заработной платы с потенциальным охватом порядка 2 млн человек;
3) рост доходов группы людей, получающих пенсии, пособия и иные социальные выплаты и увеличение покупательной способности населения через пересмотр методики расчета величины прожиточного минимума в сторону увеличения;
4) создание 23 тыс. рабочих мест через финансовую поддержку экспортоориентированных предприятий обрабатывающей промышленности;
5) модернизация производственных мощностей ежегодно не менее 7 предприятий; повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника согласно прогнозу социально-экономического развития РК МНЭ; увеличение объема экспорта на 10 % предприятий, получивших промышленный грант;
6) привлечение 800 млрд. тенге инвестиций и создание более 7 тыс. рабочих мест путем ввода в эксплуатацию не менее 100 проектов в обрабатывающей промышленности;
7) реализация социальных инвестиционных проектов крупными нефтегазовыми компаниями ТШО, КПО, НКОК;
8) создание порядка 12 тыс. новых рабочих мест субъектами МСП (ежегодно) путем субсидирования части ставки вознаграждения и гарантирования по кредитам;
9) повышение эффективности мер государственной поддержки, обеспечение доступности к льготному финансированию субъектов МСП и повышение самостоятельности регионов в развитии СМСП через поддержку развития креативных индустрий

4

Повышение доходов населения и наемных работников и обеспечение занятости через выполнение встречных обязательств бизнеса перед государством:
1) увеличение доли фонда оплаты труда
2) создание новых и сохранение текущих рабочих мест

договор о предоставлении мер государственной поддержки

декабрь
2023 – 2029 годов
 

МНЭ, МИИР, МСХ, МТСЗН, МТИ, МКС, МЦРИАП, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "КЦИЭ "QazIndustry" (по согласованию)

не требуется

не требуется

5

Разработка методологических подходов по определению уровня минимальной заработной платы

проект нормативного правового акта

декабрь 2023 года

МТСЗН, МНЭ, МФ

не требуется

не требуется

6

Выработка предложений по пересмотру методики расчета величины прожиточного минимума в сторону увеличения

проект нормативного правового акта

декабрь 2023 года

МТСЗН, МНЭ, МФ, МЗ

не требуется

не требуется

7

Создание рабочих мест в предприятиях обрабатывающей промышленности путем:
1) финансовой поддержки экспортоориентированных предприятий обрабатывающей промышленности
2) развития высокопроизводительных рабочих мест с более высокими доходами за счет стимулирования модернизации предприятий обрабатывающей промышленности через:
а) предоставление промышленных грантов;

б) ввод в эксплуатацию не менее 100 проектов в обрабатывающей промышленности;
3) реализация социальных инвестиционных проектов крупными нефтегазовыми компаниями ТШО, КПО, НКОК

договор о предоставлении финансовой поддержки
договор о предоставлении промышленных грантов
акт приема в эксплуатацию
информация в Правительство Республики Казахстан

декабрь
2023 – 2029 годов
декабрь
2023 – 2029 годов
ежегодно
декабрь
2023 – 2029 годов

МИИР, МНЭ, МФ, МСХ, АО "БРК" (по согласованию),
АО "Фонд развития промышленности" (по согласованию)
МИИР, АО "КЦИЭ "QazIndustry" (по согласованию)
МИИР, МСХ, МЭ
акиматы областей, городов Астана, Алматы и Шымкент, МЭ, МНЭ, МФ, МИИР, АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), АО
"НК "КазМунайГаз, АО "НК "QazaqGaz", предприятия отрасли

в 2023 году – 155 млрд. тенге;
в 2023 году - 1,6 млрд. тенге
не требуется
в рамках инвестиционных программ недропользователей
 

 
в рамках средств предусмотренных в РБ
в рамках средств предусмотренных в РБ
не требуется
за счет средств недропользователей

8

Стимулирование предпринимательских инициатив:
1)      путем оказания государственной поддержки в виде субсидирования части ставки вознаграждения и гарантирования по кредитам;
2) внедрение инструментов государственной поддержки развития креативных индустрий

договор о предоставлении государственной поддержки
информация в Правительство Республики Казахстан

декабрь
2023 – 2024 годов
декабрь
2023-2025 годов

МНЭ, МФ, МСХ,
АО "НУХ
"Байтерек" (по согласованию), НПП "Атамекен"
(по согласованию), АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" (по согласованию), акиматы областей, городов Астана, Алматы и Шымкент
МКС, МНЭ, АО "Qazaqstan Investment Corporation" (по согласованию), акиматы областей, городов Астана, Алматы и Шымкент

не требуется
в рамках средств предусмотренных в МБ

не требуется;
за счет средств МБ

IV. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ ИЗ БЮДЖЕТА

Ожидаемые результаты:
1) увеличение средней заработной платы врачей, среднего медицинского персонала, спортивных судей, ученых, религиоведов, исламоведов, психологов, теологов, производственного персонала подведомственных организаций МИОР (работникам государственных СМИ: АО "Агентство "Хабар", АО "РТРК "Казахстан", ТОО "Қазақ газеттері", АО "QAZCONTENT"), основного персонала ГУ "Казселезащита" и спасателей служб пожаротушения и аварийно-спасательных работ, сотрудников органов государственной противопожарной службы, сотрудников органов гражданской защиты, работников Центра медицины катастроф;
2) развитие кадрового потенциала в коммунальной сфере за счет увеличения фонда заработной платы производственного персонала, учитываемого в тарифных сметах субъектов естественных монополий, приведение заработной платы данных субъектов до уровня среднеотраслевой заработной платы работников сфер электроэнергетики, теплоэнергетики, водоснабжения, водоотведения и газоснабжения;

9

Увеличение средней заработной платы гражданских служащих согласно стратегическим документам развития соответствующих отраслей

информация в Правительство Республики Казахстан

декабрь
2023-2029 годов

МТСЗН, МЗ, МКС, МНВО, МИОР, МЧС, МЮ,
заинтересованные государственные органы, акиматы областей, городов Астана, Алматы и Шымкент

599,1 млрд тенге, в том числе:
в 2023 году – 199,7 млрд. тенге;
в 2024 году – 199,7 млрд. тенге;
в 2025 году – 199,7 млрд. тенге
326,7 млрд. тенге, в том числе:
в 2023 году – 108,9 млрд. тенге;
в 2024 году – 108,9 млрд. тенге;
в 2025 году – 108,9 млрд. тенге
551,4 млрд. тенге, в том числе:
в 2023 году – 183,8 млрд. тенге;
в 2024 году – 183,8 млрд. тенге;
в 2025 году – 183,8 млрд. тенге
347,4 млрд. тенге, в том числе:
в 2023 году – 115,8 млрд. тенге;
в 2024 году – 115,8 млрд. тенге;
в 2025 году – 115,8 млрд. тенге
в 2023 году – 1,9 млрд. тенге;
в 2024 году – 2,9 млрд. тенге
в 2023 году – 2,5 млрд. тенге;
в 2024 году – 2,5 млрд. тенге;
1 389 781 тыс. тенге, в том числе:
в 2023 году – 319 769 тыс. тенге;
в 2024 году – 452 528 тыс. тенге;
в 2025 году – 617 484 тыс. тенге;
10,7 млрд тенге, в том числе:
в 2023 году – 2,1 млрд теңге;
в 2024 году – 3,6 млрд тенге;
в 2025 году – 5 млрд тенге
7 392 211 тыс. тенге, в том числе:
в 2023 году – 2 047 874 тыс. тенге;
в 2024 году – 2 438 543 тыс. тенге;
в 2025 году – 2 905 794 тыс. тенге;

МЗ на увеличение средней заработной платы врачей:
в рамках средств РБ;
за счет средств ОСМС
МЗ на увеличение средней заработной платы среднего медицинского персонала
в рамках средств РБ;
за счет средств ОСМС;
МКС на увеличение средней заработной платы спортивных судей в рамках средств РБ;
МНВО на повышение заработных плат ученых в рамках средств РБ;
МИОР на увеличение средней заработной платы религиоведов, исламоведов, психологов, теологов в рамках средств МБ;
МИОР на увеличение заработных плат производственного персонала подведомственных организаций (работникам государственных СМИ: АО "Агентство "Хабар", АО "РТРК "Казахстан", ТОО "Қазақ газеттері", АО "QAZCONTENT") в рамках средств РБ;
МЧС на увеличение заработной платы гражданским служащим (спасателям) в рамках средств РБ;
 

10

Увеличение средней заработной платы производственного персонала субъектов естественных монополий в коммунальной сфере (электроэнергетика, теплоэнергетика, водоснабжение, водоотведение и газоснабжение)

информация в Правительство Республики Казахстан

декабрь
2023 года
 

МНЭ, МЭ, МИИР, МЭПР, МТСЗН
 

не требуется

не требуется

V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЮ

Ожидаемые результаты:
1) внедрение механизма регулирования новых форм занятости, в том числе осуществляемых на основе интернет-платформ, в целях соблюдения прав и законных интересов лиц, занятых посредством интернет-платформ;
2) проактивное применение инструментов социальной поддержки в целях снижения доли семей неохваченных мерами социальной поддержки и увеличения уровня среднедушевого дохода семей;
3) внедрение проактивного формата оказания и предоставления мер социальной поддержки населению через унифицированный сервис "социальный кошелек" в целях эффективного и прозрачного предоставления финансовых и нефинансовых мер социальной поддержки гражданам, повышения доходов семей (за счет предоставления скидок и социальных бонусов на СЗПТ через "социальный кошелек" - до 10-15 %);
4) реализация системных мер социального партнерства по вопросам регулирования трудовых отношений в целях соблюдения прав и законных интересов работников;
5) независимая сертификация порядка 100 человек и их последующее трудоустройство через запуск пилота отраслевой сертификации по профессиям, определенным социальными партнерами;
6) охват до 10 тыс. учащихся ТиПО (договора с предприятиями) подготовкой в предприятиях в соответствии с потребностями реального сектора;
7) ежегодная стажировка до 500 специалистов на зарубежных заводах и организациях и повышение квалификации инженерно-технических работников;

11

Разработка механизма регулирования (включая вопросы социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, налогообложения) новых форм занятости, в том числе осуществляемых на основе интернет-платформ

проект нормативного правового акта

декабрь
2023 года

МТСЗН, МЦРИАП, МНЭ, МТИ, МФ, МИИР

не требуется

не требуется

12

Проактивное применение инструментов социальной поддержки в отношении семей с доходами ниже черты бедности

смс-уведомления претендентам на получение социальной помощи

декабрь
2023-2029 годов

МТСЗН, МЦРИАП, МНЭ
 

в рамках средств предусмотренных в РБ, МБ

за счет средств РБ, МБ
 

13

Внедрение проактивного формата оказания и предоставления мер социальной поддержки населению путем зачисления их на "социальный кошелек"

запуск государствен-ных услуг через мобильное приложение электронного правительства eGov mobile

декабрь
2023 – 2024 годов

МЦРИАП, МТИ, МП, МНВО, МФ, МНЭ, акиматы областей, городов Астана, Алматы и Шымкент

не требуется

не требуется

14

Реализация системных мер социального партнерства по вопросам регулирования трудовых отношений в рамках отраслевых и региональных соглашений в части выполнения обязательств сторон по принятию мер, направленных на обеспечение занятости, а также установлению:
минимальных тарифных ставок (окладов) в отрасли;
предельных значений межразрядных коэффициентов;
единого порядка установления доплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда

отраслевые и региональные соглашения

ежегодно

МТСЗН, заинтересованные государственные органы, акиматы областей, городов Астана, Алматы и Шымкент республиканские объединения профсоюзов (по согласованию), республиканские объединения работодателей (по согласованию)

не требуется

не требуется

15

Повышение доходов производственного персонала путем развития профессиональных навыков через:
1) Запуск пилота отраслевой сертификации по профессиям, определенным социальными партнерами
2) Подготовку кадров в организациях ТиПО в соответствии с потребностями реального сектора: целевая подготовка кадров по заявкам предприятий
3) Стажировку отечественного инженерно-технического персонала предприятий обрабатывающей промышленности на зарубежных заводах и организациях

соглашение о взаимном сотрудничестве
информация в Правительство Республики Казахстан
внесение изменений и дополнений в приказ Министра индустрии и инфраструк-турного развития РК от 1 июня 2022 года № 308 "Об утверждении Правил предоставления мер государствен-ного стимулирова-ния промышлен-ности, направленных на повышение производитель-ности труда субъектов промышленно-инновационной деятельности"

июль
2023 года
масштабирова-ние с
2024 года
декабрь 2023 – 2029 годов
декабрь
2023 – 2029 годов

МТСЗН, МП, МНВО, Атырауская область
МТСЗН, НПП "Атамекен" (по согласованию), Центры признания профессиональных квалификаций
МП, заинтересованные государственные органы, акиматы областей, городов Астана, Алматы и Шымкент
МИИР, МФ, МНЭ, МНВО, НПП "Атамекен" (по согласованию), АО КЦИЭ "QazIndustry" (по согласованию)

не требуется
в рамках средств предусмотренных в МБ
ежегодно 4,2 млрд тенге, из них:
РБ – 2,1 млрд тенге (50 %);
собственных средств предприятий – 2,1 млрд тенге (50 %);
при этом на каждого специалиста - 18000 долл. США (2000 долл. США – перелет, 16000 долл. США – проживание на 6 месяцев).
 

 
не требуется
за счет средств МБ
частные инвестиции
за счет средств РБ и собственных средств предприятий

ОРГАНИЗАЦИЯ И МОНИТОРИНГ ИСПОЛНЕНИЯ
КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА "ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ДО 2029 ГОДА"

Ожидаемые результаты:
1) качественная реализация Комплексного плана "Программа повышения доходов населения до 2029 года"

16

Проведение анализа достижения KPI по Комплексному плану "Программа повышения доходов населения до 2029 года"

информация в Администрацию Президента Республики Казахстан

ежегодно до конца мая года, следующего за отчетным
 

МНЭ, МТСЗН, МИИР, МЭ, МСХ, МЗ, МП, МНВО, МТИ, МЦРИАП, МКС, МИОР, АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), АО "БРК" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

не требуется

не требуется


Реализация вышеуказанных мер позволит обеспечить планомерное достижение следующих

целевых индикаторов:


Значение

Ответственный

факт

оценка

план

план

план

план

план

план

план

план

2021

2022

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

KPI по повышению доходов населения

Доля оплаты труда в ВВП, %

33,1

30,1

32,6

34,5

36,4

38,5

39,3

40,0

40,6

41,1

Правительство РК

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

22,6

23,3

24,7

26,1

27,6

29,2

29,8

30,3

30,8

31,2

МСХ, МЭПР

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

21,8

17

19,7

20,9

22

23,3

23,8

24,2

24,6

24,9

МЭ, МИИР, МЦРИАП

Обрабатывающая промышленность

27

27,3

27,7

29,3

30,9

32,7

33,4

34,0

34,5

34,9

МИИР, МСХ, МЭ

Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом

43,1

38,4

45,1

47,8

50,4

53,3

54,4

55,3

56,2

56,9

МЭ

Водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

55,7

52,9

56,9

60,2

63,5

67,2

68,5

69,8

70,9

71,7

МИИР

Строительство

42,5

39,1

46,1

48,8

51,5

54,5

55,6

56,6

57,5

58,2

МИИР

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

34,5

31,9

35,2

37,3

39,3

41,6

42,4

43,2

43,9

44,4

МТИ

Транспорт и складирование

27,8

39,8

29,1

30,8

32,5

34,4

35,1

35,7

36,3

36,7

МИИР

Предоставление услуг по проживанию и питанию

36,9

42,2

40,3

42,7

45

47,6

48,6

49,4

50,2

50,8

МКС

Информация и связь

39,3

47,8

40,4

42,7

45,1

47,7

48,7

49,5

50,3

50,9

МИОР, МЦРИАП

Операции с недвижимым имуществом

7

8,8

7,5

7,9

8,3

8,8

9,0

9,1

9,3

9,4

МИИР

Профессиональная, научная и техническая деятельность

38,8

48,9

47,7

50,4

53,2

56,3

57,4

58,5

59,4

60,1

МИИР, МП, МНВО, ЦГО

Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания

50,8

55,1

57,6

61

64,3

68,1

69,5

70,7

71,8

72,7

МНЭ, ЦГО

Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение

77,5

77,8

77,2

81,7

86,2

91,1

92,9

94,6

96,1

97,3

АДГС

Образование

73

81,7

77,3

78

79,2

81,1

82,7

84,2

85,6

86,6

МП, МНВО

Здравоохранение и социальное обслуживание населения

58

63,8

63,3

67

70,7

74,8

76,3

77,7

78,9

79,9

МЗ, МТСЗН

Искусство, развлечения и отдых

52,9

55,8

61,8

65,4

69

73

74,5

75,8

77,0

77,9

МКС

Предоставление прочих видов услуг

27,2

22,5

35,4

37,5

39,5

41,8

42,6

43,4

44,1

44,6

МНЭ, МТСЗН

Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу; деятельность домашних хозяйств по производству товаров и услуг для собственного потребления

51,7

51,2

57,0

60,3

63,7

67,3

68,6

69,9

71,0

71,9

МТСЗН

Доля доходов от трудовой деятельности в общих доходах, %

70,1

73,5

73,1

76,2

79,1

82,0

83,6

85,0

86,0

86,7

Правительство РК

Область Абай

-

65,2

-

65,7

69,7

70,9

72,3

73,5

74,4

75,0

акимат области Абай

Акмолинская область

67,9

69,7

69,4

75

76,8

80,2

81,8

83,1

84,1

84,8

акимат Акмолинской области

Актюбинская область

75,4

78,3

73,65

78

80,25

85,2

86,9

88,3

89,4

90,1

акимат Актюбинской области

Алматинская область

67,9

75,3

72,3

77,1

78,5

81,1

82,7

84,0

85,1

85,7

акимат Алматинской области

Атырауская область

75,8

79

80,3

84,4

85,7

85,7

87,4

88,8

89,9

90,6

акимат Атырауской области

Западно-Казахстанская область

70,8

75,4

73,3

76,5

80,8

81,9

83,5

84,9

85,9

86,6

акимат Западно-Казахстанской области

Жамбылская область

70,7

75,3

73,2

74,9

79,8

81,5

83,1

84,5

85,5

86,2

акимат Жамбылской области

Область Жетісу

-

70,6

-

72,3

73,6

76,0

77,5

78,8

79,7

80,3

акимат области Жетісу

Карагандинская область

71

73

67,9

75

77,2

82,5

84,2

85,5

86,5

87,2

акимат Карагандинской области

Костанайская область

69,4

71,6

70,4

75

77,3

82,4

84,0

85,4

86,4

87,1

акимат Костанайской области

Кызылординская область

69,3

70,9

71,4

73,9

77,2

80,6

82,2

83,5

84,5

85,2

акимат Кызылординской области

Мангистауская область

80,8

81,7

79,5

81,6

85,2

87,7

89,5

90,9

92,0

92,7

акимат Мангистауской области

Павлодарская область

74,8

77

71,9

78,5

83,5

85,3

87,0

88,4

89,5

90,2

акимат Павлодарской области

Северо-Казахстанская область

57,4

66,1

61

58,5

64,5

70,7

72,1

73,3

74,1

74,7

акимат Северо-Казахстанской области

Туркестанская область

69,7

75,1

77,4

75,5

81,2

83,9

85,6

86,9

88,0

88,7

акимат Туркестанской области

Область Ұлытау

-

76,7

-

78,8

81,1

86,7

88,4

89,8

90,9

91,7

акимат области Ұлытау

Восточно-Казахстанская область

60,7

66,3

64,4

66,8

70,9

72,1

73,5

74,7

75,6

76,2

акимат Восточно-Казахстанской области

г. Астана

74,3

77,4

78

80,4

83,9

85,3

87,0

88,4

89,5

90,2

акимат г. Астана

г. Алматы

68

70,6

74,2

75,3

77,5

78,8

80,4

81,7

82,6

83,3

акимат г. Алматы

г. Шымкент

73,7

73,8

76,9

81,1

81,4

83,7

85,4

86,7

87,8

88,5

акимат г. Шымкент

KPI по трудоустройству

Количество трудоустроенных, тыс.

968,8

981,5

-

450

450

480

480

480

480

480

Правительство РК

из них молодежи, тыс.

-

-

-

200

240

280

325

415

420

420

Правительство РК

KPI по снижению бедности

Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, %

5,2

5,3

5,4

5,5

5,4

5,3

5,2

5,0

5,0

5,0

Правительство РК

Область Абай

-

6,2

-

7,0

7,0

7,0

6,9

6,9

6,8

6,7

акимат области Абай

Акмолинская область

6,4

6,7

5,6

6,0

5,9

5,8

5,7

5,5

5,4

5,4

акимат Акмолинской области

Актюбинская область

3,7

4,5

3,8

4,1

4,0

3,9

3,8

3,6

3,6

3,5

акимат Актюбинской области

Алматинская область

4,2

3,8

3,7

4,4

4,3

4,2

4,1

4,0

3,9

3,9

акимат Алматинской области

Атырауская область

3,3

3,5

5,4

3,6

3,5

3,4

3,3

3,1

3,1

3,1

акимат Атырауской области

Западно-Казахстанская область

4,4

4,1

5,2

4,5

4,4

4,3

4,2

4,1

4,0

4,0

акимат Западно-Казахстанской области

Жамбылская область

5,3

5,1

6,4

5,7

5,6

5,5

5,4

5,3

5,3

5,3

акимат Жамбылской области

Область Жетісу

-

5,3

-

7,0

7,0

7,0

6,9

6,9

6,8

6,7

акимат области Жетісу

Карагандинская область

3,2

3,5

2,3

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,4

2,4

акимат Карагандинской области

Костанайская область

3,4

5,1

6,0

4,2

4,1

4,0

3,9

3,7

3,6

3,6

акимат Костанайской области

Кызылординская область

5,5

4,9

5,4

5,5

5,4

5,3

5,2

4,8

4,7

4,7

акимат Кызылординской области

Мангистауская область

8,6

8,8

5,7

8,8

8,7

8,6

8,5

8,4

8,3

8,1

акимат Мангистауской области

Павлодарская область

3,9

4,1

3,7

4,2

4,1

4,0

3,9

3,7

3,6

3,6

акимат Павлодарской области

Северо-Казахстанская область

5,5

5,9

6

5,6

5,5

5,4

5,3

5,1

5,0

4,9

акимат Северо-Казахстанской области

Туркестанская область

9,8

9,1

12,4

10,7

10,6

10,5

10,4

10,2

10,2

10,1

акимат Туркестанской области

Область Ұлытау

-

2,0

-

2,0

2,0

2,0

1,9

1,9

1,8

1,7

акимат области Ұлытау

Восточно-Казахстанская область

5,5

5,1

5,3

3,5

3,5

3,5

3,4

3,4

3,3

3,3

акимат Восточно-Казахстанской области

г. Астана

2,2

2,2

1,9

2,5

2,4

2,3

2,2

2,0

2,0

2,0

акимат г. Астана

г. Алматы

5,2

4,5

4,8

5,1

5,0

4,9

4,8

4,6

4,6

4,6

акимат г. Алматы

г. Шымкент

5,5

7,2

2,8

6,5

6,4

6,3

6,2

6,0

5,9

5,9

акимат г. Шымкент

Уровень безработицы, %

4,9

4,9

5,0

4,9

4,8

4,7

4,7

4,7

4,6

4,6

Правительство РК

Область Абай

-

4,9

-

4,8

4,8

4,7

4,7

4,7

4,6

4,6

акимат области Абай

Акмолинская область

4,9

4,8

4,9

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,7

4,7

акимат Акмолинской области

Актюбинская область

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,7

4,7

акимат Актюбинской области

Алматинская область

4,8

4,7

4,8

4,8

4,8

4,7

4,7

4,7

4,6

4,6

акимат Алматинской области

Атырауская область

4,9

4,8

5,0

4,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,8

4,8

акимат Атырауской области

Западно-Казахстанская область

4,9

5

5,0

4,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,8

4,8

акимат Западно-Казахстанской области

Жамбылская область

4,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,8

4,8

акимат Жамбылской области

Область Жетісу

-

4,7

-

4,7

4,6

4,5

4,5

4,5

4,4

4,4

акимат области Жетісу

Карагандинская область

4,5

4,3

4,6

4,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,8

4,8

акимат Карагандинской области

Костанайская область

4,8

4,8

5,0

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,7

4,7

акимат Костанайской области

Кызылординская область

4,9

5

4,9

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,7

4,7

акимат Кызылординской области

Мангистауская область

4,9

5,3

5,1

4,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,8

4,8

акимат Мангистауской области

Павлодарская область

4,8

4,7

4,9

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,7

4,7

акимат Павлодарской области

Северо-Казахстанская область

4,9

4,8

5,0

4,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,8

4,8

акимат Северо-Казахстанской области

Туркестанская область

5,1

5,3

5,2

4,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,8

4,8

акимат Туркестанской области

Область Ұлытау

-

4,1

-

4,1

4

3,9

3,9

3,9

3,8

3,8

акимат области Ұлытау

Восточно-Казахстанская область

4,8

4,8

4,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,8

4,8

акимат Восточно-Казахстанской области

г. Астана

4,6

4,5

4,7

4,8

4,8

4,6

4,6

4,6

4,5

4,5

акимат г. Астана

г. Алматы

5,2

5

5,3

4,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,8

4,8

акимат г. Алматы

г. Шымкент

5

5

5,2

4,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,8

4,8

акимат г. Шымкент


      Примечание: расшифровка аббревиатур:

АЗРК


Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан

АО "БРК"


Акционерное общество "Банк Развития Казахстана"

АО "НК "КазМунайГаз"


Акционерное общество "Национальная компания "КазМунайГаз"

АО "КЦИЭ "QazIndustry"


Акционерное общество "Казахстанский центр индустрии и экспорта "QazIndustry"

АО "НК "QazaqGaz"


Акционерное общество "Национальная компания "QazaqGaz"

НУХ "АО "Байтерек"


Акционерное "Национальный управляющий холдинг "Байтерек"

АО "Отбасы банк"


Акционерное общество "Отбасы банк"

АО "ФНБ "Самрук-Қазына"


Акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына"

АО "Фонд развития предпринимательства "Даму"


Акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму"

ВВП


валовой внутренний продукт

ВРП


валовой региональный продукт

ГУ "Казселезащита"


Государственное учреждение "Казселезащита"

КПО


филиал "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В."

KPI


key performance indicators

ЛПХ


личное подсобное хозяйство

МБ


местный бюджет

МЗ


Министерство здравоохранения Республики Казахстан

МИИР


Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

МКС


Министерство культуры и спорта Республики Казахстан

млрд


миллиард

млн


миллион

МНВО


Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан

МНЭ


Министерство национальной экономики Республики Казахстан

НАО "НАНОЦ"


некомерческое акционерное общество "Национальный аграрный научно-образовательный центр"

МП


Министерство просвещения Республики Казахстан

МСП


малые и средние предприятия

МТИ


Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан

МТСЗН


Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

МФ


Министерство финансов Республики Казахстан

МЦРИАП


Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

МЧС


Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

МЭ


Министерство энергетики Республики Казахстан

МЭПР


Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан

МЮ


Министерство юстиции Республики Казахстан

НКОК


филиал "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В."

ОЭСР


Организация экономического сотрудничества и развития

НПП "Атамекен"


Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен"

ППРК


Постановление Правительства Республики Казахстан

РБ


республиканский бюджет

РК


Республики Казахстан

СЗПТ


социально значимые продовольственные товары

СМСП


субъекты малого и среднего предпринимательства

ТиПО


техническое и профессиональное образование

ТШО


Товарищество с ограниченной ответственностью "Тенгизшевройл"

тыс.


тысяч

ЦОН


центр обслуживания населения

ЭЦП


электронная цифровая подпись


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.