Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Конституционного закона Республики Казахстан "О прокуратуре".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Конституционный закон Республики Казахстан
"О прокуратуре"
Настоящий Конституционный закон определяет компетенцию, организацию и порядок деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Назначение прокуратуры
Прокуратура от имени государства в установленных законом пределах и формах осуществляет высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.
Статья 2. Правовая основа деятельности органов прокуратуры
Правовую основу деятельности органов прокуратуры составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Конституционный закон, международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
Статья 3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
1. Прокуратура осуществляет свои полномочия на принципах законности, независимости от других государственных органов и должностных лиц, подотчетности лишь Президенту Республики Казахстан.
2. Запрещается какое-либо вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих функций и полномочий.
3. Прокуратура не вправе вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательства, организаций и государственных органов, назначать проверки их деятельности, запрашивать информацию либо документы по основаниям, не предусмотренным законом.
4. Прокуратура составляет единую централизованную систему органов прокуратуры на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному Прокурору.
Подчиненность прокуроров включает:
1) обязательность исполнения указаний вышестоящих прокуроров по вопросам организации и деятельности для нижестоящих прокуратур;
2) ответственность нижестоящих прокуроров перед вышестоящими прокурорами за выполнение служебных обязанностей;
3) осуществление вышестоящими прокурорами в необходимых случаях полномочий нижестоящих;
4) отмену, отзыв, приостановление или изменение актов нижестоящих прокуроров вышестоящими прокурорами;
5) разрешение вышестоящими прокурорами жалоб на решения, действия (бездействие), акты нижестоящих прокуроров.
5. Генеральным Прокурором могут быть установлены иные формы подчиненности нижестоящих прокуроров в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.
6. Органы прокуратуры действуют на принципе гласности, за исключением случаев, когда это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод человека и гражданина, защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
7. При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют функции иных государственных органов.
Статья 4. Цели и задачи прокуратуры
1. Прокуратура в целях защиты человека, его жизни, прав и свобод, как высших ценностей государства, обеспечения законности на территории Республики Казахстан осуществляет следующие задачи:
1) защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов юридических лиц, общества и государства;
2) выявление и устранение нарушений законности, причин и условий, им способствующих, а также их последствий;
3) координацию деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью;
4) иные задачи, определяемые законами и актами Президента Республики Казахстан.
Глава 2. СИСТЕМА И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Статья 5. Система органов прокуратуры
1. Единую централизованную систему органов прокуратуры образуют Генеральная прокуратура Республики Казахстан, подчиненные ей ведомства, организация образования, органы военной и транспортной прокуратуры, прокуратуры областей и приравненные к ним (прокуратуры городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан), районные и приравненные к ним (городские, межрайонные, а также специализированные прокуратуры).
2. Образование, реорганизация и упразднение ведомств, учреждений, организации образования прокуратуры, определение их статуса и компетенции, осуществляются в установленном законодательством порядке.
3. Для обеспечения деятельности органов прокуратуры могут быть образованы иные организации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
4. Органы прокуратуры имеют свои символы, описание которых утверждается Генеральным Прокурором Республики Казахстан.
Статья 6. Компетенция органов прокуратуры
Органы прокуратуры в пределах возложенных задач осуществляют:
1) в соответствии с настоящим Конституционным законом и иными законодательными актами высший надзор за законностью:
деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, учреждений, их должностных лиц, иных организаций, независимо от форм собственности, а также принимаемых ими актов и решений;
производства по делам об административных правонарушениях;
досудебного расследования, уголовного преследования, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности;
исполнительного производства;
судебных актов, вступивших в законную силу;
исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;
государственной правовой статистики и специальных учетов;
соблюдения международных обязательств Республики Казахстан;
2) представительство интересов государства в суде;
3) уголовное преследование;
4) международное сотрудничество в уголовно-правовой сфере, представление интересов государства в компетентных органах иностранных государств и международных организациях по вопросам уголовного преследования, в иностранных и международных судах (арбитражах) по вопросам, относящимся к компетенции прокуратуры, заключение международных договоров, согласование проектов международных договоров в уголовно-правовой сфере;
5) участие в нормотворческой деятельности;
6) подготовку и повышение профессионального уровня кадров правоохранительных органов, а также образовательную и научную деятельность;
7) иную компетенцию, определяемую законами и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 7. Генеральная прокуратура
1. Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный Прокурор.
2. Генеральная прокуратура:
1) организует и координирует деятельность органов прокуратуры в целях обеспечения эффективного выполнения функций органами прокуратуры;
2) анализирует практику надзора за применением законов, состоянием законности, в том числе с использованием сведений, содержащихся в информационных системах, интегрированных с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов;
3) совершенствует деятельность прокуратуры;
4) участвует в нормотворческой деятельности;
5) представляет интересы государства в компетентных органах иностранных государств и международных организациях по вопросам уголовного преследования, в иностранных и международных судах (арбитражах) по вопросам, относящимся к компетенции прокуратуры, заключает международные договоры, согласовывает проекты международных договоров в уголовно-правовой сфере;
6) взаимодействует с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, контрразведывательную деятельность, досудебное расследование, в том числе негласные следственные действия, в пределах, установленных законодательством;
7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 8. Генеральный Прокурор и его заместители
1. Генеральный Прокурор:
1) назначается на должность Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Парламента сроком на пять лет;
2) освобождается от должности Президентом Республики Казахстан;
3) подотчетен Президенту Республики Казахстан;
4) в течение срока своих полномочий не может быть задержан, подвергнут содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких и особо тяжких преступлений.
2. Генеральный Прокурор имеет первого заместителя и заместителей.
3. Первый заместитель и заместители Генерального Прокурора назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Генерального Прокурора.
Статья 9. Полномочия Генерального Прокурора
1. Генеральный Прокурор:
1) в пределах и формах, установленных законом, осуществляет высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан;
2) руководит деятельностью всей системы органов прокуратуры, организует и определяет ее основные приоритеты;
3) вносит предложения Президенту Республики Казахстан об утверждении положения о Генеральной прокуратуре, общей штатной численности органов прокуратуры;
4) в пределах лимита штатной численности органов прокуратуры, утвержденного Президентом Республики Казахстан, устанавливает штатную численность прокуроров и иных работников в органах прокуратуры, за исключением работников по трудовому договору;
5) вносит представление Президенту Республики Казахстан о назначении на должность и освобождения от должностей руководителей ведомств;
6) с согласия Президента Республики Казахстан назначает на должность и освобождает от должности руководителя организации образования, Главного военного прокурора, Главного транспортного прокурора, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров;
7) представляет к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Республики Казахстан прокуроров и иных работников, пенсионеров органов прокуратуры, награждает их ведомственными наградами;
8) отчитывается перед Президентом Республики Казахстан о состоянии законности в стране и деятельности органов прокуратуры;
9) является председателем Координационного совета Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью;
10) утверждает положения о координационных советах, образуемых при главных военной и транспортной прокуратурах, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах;
11) определяет в системе органов прокуратуры должностных лиц, которым делегирует свои полномочия, за исключением полномочий Генерального Прокурора, прямо предусмотренных законом и актами Президента Республики Казахстан;
12) образует коллегию и консультативно-совещательные органы Генеральной прокуратуры, определяет их состав и регламент работы;
13) утверждает структуры ведомств, организации образования, главных военной и транспортной прокуратур, прокуратур областей и приравненных к ним, районных и приравненных к ним прокуратур, а также государственных учреждений и иных подведомственных организаций, входящих в систему органов прокуратуры;
14) утверждает положение (устав) государственных учреждений и организации образования системы органов прокуратуры, за исключением положений, утверждаемых Президентом Республики Казахстан;
15) издает обязательные для исполнения всеми прокурорами и иными работниками системы органов прокуратуры приказы, распоряжения, утверждает положения, инструкции, регламенты и иные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры;
16) обращается в Конституционный Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 72 Конституции;
17) при наличии оснований опротестовывает судебные акты, вступившие в законную силу, противоречащие Конституции, законам Республики Казахстан;
18) обращается в Верховный Суд с предложением о даче разъяснения судам по вопросам судебной практики по гражданским, уголовным административным делам и делам об административных правонарушениях;
19) приостанавливает исполнение судебного акта в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан;
20) вносит представление для получения согласия на лишение неприкосновенности и привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования;
21) в предусмотренных законом случаях согласовывает нормативные правовые акты по вопросам оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности и негласных следственных действий;
22) принимает нормативные правовые акты по вопросам:
рассмотрения обращений и личного приема физических лиц и представителей юридических лиц в органах прокуратуры, в части, не урегулированной законодательством Республики Казахстан об административных процедурах и законодательством Республики Казахстан об административном судопроизводстве;
проведения проверок соблюдения законности, анализа состояния законности, оценки актов, вступивших в силу, осуществляемых органами прокуратуры;
организации досудебного расследования в органах прокуратуры;
применения норм уголовно-процессуального законодательства, законодательства об оперативно-розыскной деятельности;
государственной правовой статистики и специальных учетов;
формирования, доступа, использования, хранения, защиты и уничтожения сведений из системы информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов;
назначения на должности и освобождения от должностей прокуроров и иных работников системы органов прокуратуры, за исключением должностей, назначаемых Президентом Республики Казахстан и (или) по согласованию с ним, а также с Администрацией Президента Республики Казахстан;
выплаты денежного довольствия, пособий и прочих выплат;
определения порядка проведения межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, их координации и мониторинга;
определения порядка приема на обучение в организацию образования органов прокуратуры;
23) принимает другие нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Конституционным законом, иными законодательными актами и актами Президента Республики Казахстан;
24) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законами и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 10. Полномочия прокурора
1. Прокурор в соответствии со своей компетенцией вправе:
1) проводить проверку соблюдения законности, анализ состояния законности, оценку актов, вступивших в силу;
2) вносить в порядке, определяемом настоящим Конституционным законом и иными законами, а также Генеральным Прокурором акты прокуратуры;
3) опротестовывать противоречащие Конституции, законам и актам Президента правовые акты Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, учреждений и их должностных лиц;
4) опротестовывать противоречащие Конституции, законам и актам Президента акты организаций независимо от форм собственности, если данные акты касаются лиц, которые в силу физиологических особенностей, психических отклонений и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, несовершеннолетних лиц, а также неограниченного круга лиц;
5) требовать отмены мер запретительного или ограничительного характера, приостановления полностью или частично действия незаконного акта при наличии оснований и в порядке, предусмотренном законом;
6) назначать экспертизы, требовать от уполномоченных органов производства проверок по находящимся в органах прокуратуры материалам, обращениям и обязывать сообщать об их результатах;
7) по требованию прокурора органы, организации и должностные лица обязаны выделять специалистов для участия в проверке и даче заключения;
8) в порядке, предусмотренном законом привлекать к осуществлению проверок сотрудников других правоохранительных органов для обеспечения безопасности и надзорной деятельности;
9) вызывать и получать пояснения от должностных, физических лиц и представителей юридических лиц по вопросам проводимой проверки, анализа состояния законности, оценки актов, вступивших в силу, и рассматриваемого обращения;
10) с соблюдением установленного законом порядка истребовать и получать по вопросам проводимой проверки, анализа состояния законности, оценки актов, вступивших в силу, а также рассмотрения обращения, информацию, материалы и документы, а также гражданские, административные, уголовные дела, дела об административных правонарушениях, исполнительные производства;
11) в установленном законом порядке получать доступ к информации, сведениям и документам, уголовным, гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях, исполнительным производствам и иным материалам, а также к информационным системам и ресурсам правоохранительных и иных государственных органов и организаций с соблюдением требований по защите персональных данных и иной охраняемой законом тайны;
12) с соблюдением установленных законом требований применять технические средства фиксации в ходе осуществления надзорной деятельности;
13) приостанавливать акты, действия должностных и иных лиц в рамках рассмотрения обращений, проведения проверок, в срок до трех рабочих дней, если они могут нанести вред жизни и здоровью человека, интересам общества и государства;
14) давать указания по вопросам досудебного расследования, оперативно-розыскной деятельности и негласных следственных действий, обязательные для исполнения руководителями и сотрудниками органов, осуществляющих досудебное расследование, оперативно-розыскную деятельность, негласные следственные действия;
15) проверять законность доставления, задержания лиц по подозрению в совершении уголовных правонарушений, лиц, совершивших административные правонарушения, а также порядка и условий содержания лиц, находящихся под стражей либо иным ограничением свободы;
16) проверять законность актов, отменять незаконные решения администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, влияющие на правовое положение лиц, содержащихся под стражей, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
17) рассматривать акты органов уголовно-исполнительной системы о переводе осужденных в другое учреждение;
18) рассматривать ходатайства органов расследования об избрании меры пресечения в отношении подозреваемых лиц;
19) приносить ходатайство в вышестоящий суд о пересмотре судебного акта, не вступившего в законную силу;
20) обращаться с ходатайством о принесении протеста на судебные акты, вступившие в законную силу, к вышестоящему прокурору в случаях, когда опротестование выходит за пределы его компетенции;
21) при осуществлении надзора инициировать проведение оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
22) при осуществлении надзора запрашивать и получать дела негласных следственных действий, оперативного учета, материалы, документы, ведомственные нормативные правовые акты, другие необходимые сведения, за исключением сведений о личности конфиденциальных помощников и штатных негласных сотрудников;
23) в случаях, установленных законом, санкционировать проведение оперативно-розыскных и контрразведывательных мероприятий, проводить проверки законности осуществления специальных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на сети связи;
24) при осуществлении надзора привлекать специалистов органов прокуратуры и иных специалистов с использованием специальных технических средств, в целях выявления и пресечения нарушений законности в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности;
25) требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранений нарушений законности;
26) возбуждать и прекращать производство по делу об административном правонарушении;
27) проверять законность выписки и приведения в исполнение исполнительных документов;
28) координировать деятельность по международному сотрудничеству в уголовно-правовой сфере по вопросам возврата из-за рубежа доходов, полученных преступным путем, в том числе по представлению интересов государства вне уголовного процесса;
29) исполнять международные договоры о выдаче лиц, оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам, о передаче осужденных либо лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), а также связанные с ними правовые акты, согласовывать иные международные договоры, относящиеся к компетенции органов прокуратуры;
30) представлять интересы государства в компетентных органах иностранных государств и международных организациях по вопросам уголовного преследования, в иностранных и международных судах (арбитражах) по вопросам, относящимся к компетенции прокуратуры;
31) выполнять иные действия, предусмотренные настоящим Конституционным законом и иными законами.
2. Прокурор обязан:
1) соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан;
2) защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы юридических лиц, общества и государства, с принятием мер по устранению нарушений законности;
3) не допускать действий (бездействия) и принятия актов прокуратуры, создающих необоснованные препятствия для реализации прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, общества и государства;
4) обеспечивать сохранность документов, сведений и иной информации, полученных в ходе осуществления своей деятельности, с соблюдением требований законодательства о государственных секретах и иной охраняемой законом тайны;
5) в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законом производить досудебное расследование;
6) осуществлять уголовное преследование;
7) рассматривать ходатайства о несогласии с судебными актами, вступившими в законную силу, в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством;
8) проверять соблюдение законности при приеме и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях;
9) прекращать незаконные оперативно-розыскные мероприятия и негласные следственные действия;
10) незамедлительно освобождать лиц, незаконно задержанных и находящихся в служебных помещениях правоохранительных и специальных государственных органов и иных местах, ограничивающих их личную свободу, гауптвахтах, учреждениях, исполняющих меры принудительного характера, специальных учреждениях и учреждениях уголовно-исполнительной системы;
11) отменять незаконные постановления и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование, оперативно-розыскную деятельность;
12) выполнять иные обязанности, предусмотренные законами.
Статья 11. Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры
1. Комитет по правовой статистике и специальным учетам является ведомством Генеральной прокуратуры, осуществляющим функции и полномочия государственного органа.
2. Комитет по правовой статистике и специальным учетам осуществляет:
1) формирование государственной правовой статистики и ведение специальных учетов;
2) надзор за целостностью, объективностью, достоверностью, достаточностью сведений государственной правовой статистики и специальных учетов, предоставляемых субъектами правовой статистики и специальных учетов, а также определяет методику сбора, регистрации, обработки, накопления, свода и хранения информации в данной сфере;
3) внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессы расследования уголовных дел, производства по делам об административных правонарушениях, учета и регистрации актов о назначении проверок;
4) иные функции и полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
3. Комитет по правовой статистике и специальным учетам имеет департаменты по правовой статистике и специальным учетам областей, городов республиканского значения и столицы, военный и транспортный департаменты по правовой статистике и специальным учетам и возглавляется Председателем.
4. Правовая основа и принципы осуществления государственной правовой статистики, ведения специальных учетов и надзора в данной сфере определяются настоящим Конституционным законом и иным законодательством Республики Казахстан.
Статья 12. Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре
1. Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре, является организацией образования органов прокуратуры и осуществляет:
1) организацию и проведение первоначальной профессиональной подготовки лиц, впервые поступающих на службу в правоохранительные органы Республики Казахстан, за исключением сотрудников органов внутренних дел и гражданской защиты;
2) профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов, в том числе состоящих в Президентском резерве руководства правоохранительных органов Республики Казахстан;
3) координацию и проведение межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности;
4) реализацию программы послевузовского образования;
5) взаимодействие с иностранными и международными организациями по вопросам переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов, проведения научных исследований и обмена опытом в сфере правоохранительной деятельности;
6) иные виды деятельности, предусмотренные законами и актами Президента Республики Казахстан.
2. Ректор Академии правоохранительных органов:
1) руководит деятельностью Академии правоохранительных органов;
2) издает приказы, распоряжения и другие организационно-распорядительные акты, обязательные для обучающихся, подчиненных сотрудников и иных работников Академии правоохранительных органов;
3) создает коллегиальные и консультативно-совещательные органы Академии правоохранительных органов;
4) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законами и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 13. Органы военной прокуратуры
1. Главная военная прокуратура Генеральной прокуратуры, региональные и гарнизонные военные прокуратуры входят в систему органов прокуратуры Республики Казахстан и подчиняются Генеральному Прокурору.
2. Органы военной прокуратуры возглавляет Главный военный прокурор.
3. Главный военный прокурор:
1) руководит деятельностью органов военной прокуратуры;
2) издает приказы, распоряжения, обязательные для всех подчиненных сотрудников и работников;
3) возглавляет Координационный совет военных органов управления и уголовного преследования по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;
4) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законами и актами Президента Республики Казахстан.
4. Военные прокуроры регионов и гарнизонов:
1) руководят деятельностью прокуратуры региона и гарнизона;
2) издают распоряжения, обязательные для всех подчиненных сотрудников и работников;
3) осуществляют иные полномочия, предоставленные им законами и актами Президента Республики Казахстан.
5. Органы военной прокуратуры осуществляют надзор за законностью в деятельности:
1) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
2) иных государственных органов, учреждений и организаций в сфере обороны и военной безопасности государства.
Статья 14. Органы транспортной прокуратуры
1. Главная транспортная прокуратура Генеральной прокуратуры, региональные транспортные прокуратуры входят в систему органов прокуратуры Республики Казахстан и подчиняются Генеральному Прокурору.
2. Главный транспортный прокурор:
1) руководит деятельностью органов транспортной прокуратуры;
2) издает приказы, распоряжения, обязательные для всех подчиненных сотрудников и работников;
3) возглавляет Координационный совет по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью на транспорте;
4) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законами и актами Президента Республики Казахстан.
3. Региональные транспортные прокуроры:
1) руководят деятельностью региональных транспортных прокуратур;
2) издают распоряжения, обязательные для всех подчиненных сотрудников и работников;
3) осуществляют иные полномочия, предоставленные им законами и актами Президента Республики Казахстан.
4. Органы транспортной прокуратуры осуществляют надзор за законностью:
1) деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций в сфере железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного, городского рельсового и магистрального трубопроводного транспорта, космической деятельности и таможенного регулирования;
2) действий (бездействий) должностных и иных лиц, а также принимаемых ими актов и решений в сфере железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного, городского рельсового и магистрального трубопроводного транспорта, космической деятельности и таможенного регулирования;
3) в иных сферах в отношении объектов транспорта и транспортной инфраструктуры.
Статья 15. Областные и приравненные к ним прокуроры и прокуратуры
1. Прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами.
2. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры:
1) руководят деятельностью областных и приравненных к ним прокуратур;
2) издают приказы, распоряжения, обязательные для всех подчиненных сотрудников и работников;
3) образуют коллегию прокуратуры, определяют регламент ее работы и статус членов коллегии;
4) возглавляют соответствующие координационные советы по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью;
5) осуществляют иные полномочия, предоставленные им законами и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 16. Районные и иные приравненные к ним прокуроры и прокуратуры
1.Районные и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми Генеральным Прокурором.
2. Районные и приравненные к ним прокуроры:
1) руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур;
2) издают распоряжения, обязательные для всех подчиненных сотрудников и работников;
3) осуществляют иные полномочия, предоставленные им законами и актами Президента Республики Казахстан.
Глава 3. ПРЕДЕЛЫ И ФОРМЫ ВЫСШЕГО НАДЗОРА. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА В СУДЕ. УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ. РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА.
Статья 17. Пределы и формы высшего надзора
1. Высший надзор от имени Республики Казахстан осуществляется посредством проведения проверки, анализа состояния законности, оценки актов, вступивших в силу.
2. Порядок назначения и проведения проверок соблюдения законности, анализа состояния законности, а также оценки актов, вступивших в силу, определяется настоящим Конституционным законом, законодательными актами и актами Генерального Прокурора.
3. Высший надзор в сфере контрразведывательной деятельности и обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов осуществляется с учетом особенностей законодательства о контрразведывательной деятельности и законодательства по вопросам обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов.
Статья 18. Проверка соблюдения законности
1. Проверка соблюдения законности назначается на основании поручений:
1) Президента Республики Казахстан;
2) Генерального Прокурора.
2. Решения заместителей Генерального Прокурора, прокуроров областей и приравненных к ним, прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров о назначении и проведении проверки принимаются для защиты прав, свободы и законных интересов:
1) лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту;
2) неограниченного круга лиц;
3) лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан.
4) субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
3. Проверки субъектов частного предпринимательства проводятся по поручению Президента Республики Казахстан, Генерального Прокурора либо по согласованию с ними.
4. О проведении проверки выносится постановление, которое регистрируется в уполномоченном государственном органе по правовой статистике и специальным учетам.
Проверка соблюдения законности проводится в течение не более тридцати рабочих дней.
При необходимости истребования дополнительных материалов, а также в связи со значительным объемом проверки срок ее проведения в исключительных случаях может быть продлен не более чем на тридцать рабочих дней.
Проверка может быть приостановлена в случаях назначения экспертизы, а также при необходимости получения сведений и документов от иностранных государств – до их получения, а также в иных случаях, препятствующих проведению проверки.
Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.
Порядок регистрации постановлений о назначении проверок и сроки их проведения не распространяются на проверки, проводимые в рамках уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства об исполнительном производстве, административных правонарушениях, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности.
5. При осуществлении проверки прокурор не вправе:
1) требовать предоставления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки;
2) превышать установленные сроки проведения проверки;
3) препятствовать нормальному функционированию проверяемого субъекта, за исключением случаев, угрожающих возникновением необратимых последствий для жизни, здоровья людей, законности и общественному порядку, социально-экономической стабильности в регионе, конституционному строю и национальной безопасности Республики Казахстан.
Статья 19. Права и обязанности проверяемых субъектов
1. Проверяемые субъекты либо их уполномоченные представители при осуществлении прокурорами проверки вправе:
1) не допускать лиц, прибывших для проведения проверки на объект, в случаях:
не предоставления проверяемому субъекту постановления о назначении проверки;
проведения проверки без регистрации в органах правовой статистики и специальных учетов, когда такая регистрация обязательна;
истечения сроков, указанных в пункте 4 статьи 18 настоящего Конституционного закона;
проведения проверки лицами, не указанными в постановлении о назначении проверки;
отсутствия документа, подтверждающего разрешение о допуске к государственным секретам, когда это предусмотрено законодательством;
2) не предоставлять сведения и документы:
не относящиеся к предмету проводимой проверки или периоду, указанному в постановлении о назначении проверки;
содержащие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну при отсутствии соответствующего допуска или документа, дающего право на ознакомление с такими сведениями и документами;
3) обжаловать постановление о назначении проверки, а также действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры в порядке, установленном законом.
2. Проверяемые субъекты либо их уполномоченные представители при проведении прокурорами проверок обязаны:
1) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц органов прокуратуры на территорию и в помещения проверяемого субъекта.
Доступ должностных лиц органов прокуратуры на территорию и в помещения режимных объектов обеспечивается с учетом требований о пропускном и внутриобъектном режимах, установленных в проверяемой организации;
2) с соблюдением требований по охране государственных секретов или иной охраняемой законом тайны предоставлять должностным лицам органов прокуратуры документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к справке о результатах проверки;
3) ознакомиться и получить под роспись постановление о назначении проверки и справку о ее результатах;
4) в соответствии с требованиями о безопасности и охране труда обеспечить необходимые условия для лиц, осуществляющих проверку.
Статья 20. Анализ состояния законности
Анализ состояния законности проводится без посещения прокурорами субъектов (объектов) путем изучения статистических данных, сведений государственных и международных организаций, средств массовой информации, материалов гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, а также иных источников информации.
Результаты анализа состояния законности оформляются в виде справки. По результатам анализа состояния законности принимаются меры прокурорского надзора либо реагирования в соответствии с настоящим Законом.
Статья 21. Оценка актов, вступивших в силу
1. Прокуратура проводит оценку актов, вступивших в силу, путем изучения:
1) актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, учреждений, субъектов квазигосударственного сектора и их должностных лиц;
2) актов и решений иных организаций, независимо от формы собственности, если данные акты и решения касаются лиц, которые в силу физиологических особенностей, психических отклонений и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, несовершеннолетних лиц, а также неограниченного круга лиц либо носят публичный характер;
3) приговоров, решений, постановлений и иных актов суда (судьи), а также уголовных, гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях.
2. Оценка судебных актов, вступивших в законную силу, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, административном судопроизводстве.
Статья 22. Представительство интересов государства в суде
1. Органы прокуратуры представляют интересы государства в суде на основании и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, законодательством об административном судопроизводстве.
2. Органы прокуратуры вправе обратиться в суд с иском (заявлением), если этого требует защита прав человека и гражданина, который самостоятельно не может осуществлять их защиту, а также для защиты охраняемых законом интересов общества или государства.
3. Основания и порядок принесения ходатайства о пересмотре судебных актов, не вступивших в законную силу, определяются уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, административным процедурно-процессуальным законодательством.
Статья 23. Уголовное преследование
Прокуратура от имени государства осуществляет уголовное преследование в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным законодательством.
Статья 24. Рассмотрение обращений
1. Органы прокуратуры рассматривают обращения:
1) для защиты прав и законных интересов человека и гражданина, если он в силу физиологических особенностей, психических отклонений и иных обстоятельств не может самостоятельно осуществлять защиту своих прав, несовершеннолетних лиц, а также неограниченного круга лиц;
2) для защиты прав и законных интересов человека и гражданина, общества или государства, если защита этих интересов должным образом не обеспечивается уполномоченным органом, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия либо в случаях отсутствия такого органа;
3) для защиты прав и законных интересов субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны государственных, местных представительных и исполнительных органов, учреждений, органов местного самоуправления, субъектов квазигосударственного сектора и их должностных лиц;
4) в целях предотвращения угрозы конституционному строю и национальной безопасности Республики Казахстан;
5) по фактам нарушений законности, не устранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека;
6) по поручениям Президента Республики Казахстан;
7) по поручениям Генерального Прокурора.
2. Срок рассмотрения обращения составляет пятнадцать рабочих дней со дня его поступления в органы прокуратуры, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
3. В тех случаях, когда необходимо установление фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения обращения, а также получение информации из других государственных органов, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, срок рассмотрения обращения продлевается мотивированным решением руководителя органа прокуратуры либо его заместителем на разумный срок, но не более чем до двух месяцев.
В случае назначения проверки по обращению, сроки рассмотрения определяются с учетом срока ее проведения. Заявителю направляется промежуточный ответ. Окончательный ответ сообщается заявителю по результатам проверки в течение десяти рабочих дней после ее окончания.
4. О продлении срока рассмотрения обращения сообщается заявителю в течение трех рабочих дней со дня продления срока.
5. Анонимные обращения в органах прокуратуры рассмотрению не подлежат, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных уголовных правонарушениях либо об угрозе национальной или общественной безопасности.
6. Рассмотрение обращений прекращается, если в повторных обращениях не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, а по материалам предыдущего обращения заявителю в установленном порядке давались ответы.
7. Требования настоящей статьи не распространяются на обращения, порядок рассмотрения которых установлен уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, в сферах контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Статья 25. Досудебное урегулирование жалоб на решения, акты прокуратуры и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры
1. Жалоба на решения, акты прокуратуры либо действия (бездействие) прокурора подается в органы прокуратуры не позднее трех месяцев со дня принятия решения или совершения действия (бездействия) и рассматривается вышестоящим прокурором.
Срок рассмотрения такой жалобы составляет двадцать рабочих дней.
В случае пропуска по уважительной причине срока для обжалования, этот срок по ходатайству лица, подавшего жалобу, может быть восстановлен органом прокуратуры, рассматривающим жалобу, в случае, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
2. Результаты рассмотрения жалобы в досудебном порядке являются основанием для обжалования решения и действия (бездействия) прокурора в суд в порядке, предусмотренном Административным процедурно-процессуальным кодексом.
3. Требования пункта 1 настоящей статьи не распространяются на жалобы, порядок рассмотрения которых установлен уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, в сферах контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Статья 26. Правовые гарантии деятельности прокурора
1. Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения влечет ответственность, установленную законами.
2. Требования и запросы прокурора в рамках проводимой проверки, анализа состояния законности, оценки актов, вступивших в силу, рассматриваемых обращений и осуществлении иных своих полномочий обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, в том числе государственными органами, учреждениями, организациями, независимо от формы собственности и их должностными лицами.
3. По вопросам проводимой проверки, анализа состояния законности, оценки актов, вступивших в силу, и рассматриваемых обращений органы, учреждения, организации и должностные лица обязаны по требованию прокурора с соблюдением установленных законом требований к разглашению государственных секретов, сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, предоставить в установленный прокурором срок, но не менее трех рабочих дней, необходимую информацию, документы и иные материалы.
Прокурор несет установленную законом ответственность за разглашение государственных секретов, сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну.
4. В необходимых случаях, в целях предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья человека, субъектов частного предпринимательства, интересов общества и государства, массового нарушения законности и правопорядка, угрозы социально-экономической стабильности региона либо безопасности Республики Казахстан, запрашиваемая информация, документы и иные материалы предоставляются незамедлительно.
5. Прокурор не дает каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве материалов, актов, судебных дел и обращений. Предоставление материалов кому-либо для ознакомления осуществляется только в случаях, предусмотренных законодательством.
Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора, в производстве которого они находятся.
6. В рамках проводимой проверки, оценки актов, вступивших в силу, рассматриваемых обращений по требованию прокурора в установленное им время физические и должностные лица, а также иные представители органов, учреждений и организаций независимо от формы собственности обязаны явиться для дачи объяснений.
7. Вызов в органы прокуратуры производится в сроки достаточные для своевременной явки, за исключением случаев возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера, кризисных ситуаций или непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, путем направления уведомления (извещения).
8. Уведомление (извещение) направляется телефонограммой, текстовым сообщением по абонентскому номеру сотовой связи или по электронному адресу, телеграммой или заказным письмом с уведомлением о его вручении либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию извещения или вызова.
9. О причинах, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, вызываемое лицо обязано уведомить вызывающего прокурора заблаговременно.
10. В случае неявки без уважительных причин физические и должностные лица, а также иные представители органов, учреждений и организаций независимо от формы собственности могут быть по мотивированному постановлению Генерального Прокурора, его заместителей, областных и приравненных к ним прокуроров, их заместителей, районных и приравненных к ним прокуроров подвергнуты приводу (принудительному доставлению).
11. Постановление прокурора о приводе исполняется органом внутренних дел.
12. Привод не может производиться в ночное время.
13. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет и лица, не достигшие восемнадцати лет, без уведомления их законного представителя, беременные женщины, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.
14. Неисполнение законных требований прокурора либо неявка по требованию прокурора без уважительных причин влекут ответственность, предусмотренную законами.
Статья 27. Ответственность органов прокуратуры
1. Сотрудники прокуратуры при осуществлении своей деятельности несут ответственность, установленную законом.
2. Ущерб, причиненный действиями сотрудников и работников органов прокуратуры, возмещается в порядке, предусмотренном законодательством.
Глава 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ ПО КООРДИНАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ. КОЛЛЕГИИ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ. УЧАСТИЕ В НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Статья 28. Координация деятельности по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью
1. Координация деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью осуществляется органами прокуратуры в целях обеспечения взаимодействия этих органов, взаимного обмена информацией и согласованности их действий при реализации общих задач. Указанная деятельность осуществляется органами прокуратуры в рамках постоянно действующих координационных советов, образуемых при Генеральной прокуратуре, главных военной и транспортной прокуратурах, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах.
2. Решения координационных советов реализуются государственными органами-участниками путем издания совместных, ведомственных правовых актов и (или) осуществления соответствующих мероприятий.
3. Положение о Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью утверждается Президентом Республики Казахстан.
Статья 29. Взаимодействие прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина
1. В целях защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов юридических лиц, общества и государства, прокуратура взаимодействует:
1) с государственными, местными представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и их должностными лицами, субъектами квазигосударственного сектора и иными организациями независимо от формы собственности;
2) с Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан и оказывает содействие его деятельности.
2. Взаимодействие органов прокуратуры с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в рамках уголовно-правового сотрудничества, а также в рамках представления интересов государства по вопросам возврата доходов, полученных преступным путем, вне уголовного процесса.
Статья 30. Коллегии в органах прокуратуры
1. В системе органов прокуратуры образуются коллегии.
2. Регламент работы коллегии, ее состав определяются первыми руководителями органов прокуратуры.
3. На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности органов прокуратуры, а также иные вопросы, связанные с выявленными нарушениями законности, требующие, по усмотрению Генерального Прокурора, первых руководителей органов прокуратуры, коллегиального рассмотрения с участием заинтересованных лиц.
4. Решения коллегии принимаются большинством голосов от общего числа ее членов и являются обязательными для подчиненных сотрудников и работников органов прокуратуры.
Статья 31. Участие в нормотворческой деятельности
Органы прокуратуры в целях обеспечения законности:
1) в пределах своей компетенции вносят уполномоченным и иным государственным органам предложения о совершенствовании действующего законодательства на предмет его соответствия новым потребностям правового регулирования общественных отношений;
2) согласовывают проекты нормативных правовых актов, затрагивающих компетенцию и функции прокуратуры;
3) выполняют иные функции в нормотворческой деятельности, предусмотренные законом и актами Президента Республики Казахстан.
Глава 5. АКТЫ ПРОКУРАТУРЫ
Статья 32. Система актов прокуратуры
1. Систему актов прокуратуры составляют:
1) акты прокурорского надзора: протест, санкция, указание, представление, постановление;
2) акты прокурорского реагирования: ходатайство, заявление (иск), обращение, разъяснение о недопустимости нарушений закона;
3) акты, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры: приказы, распоряжения, положения, инструкции, регламенты и другие.
2. Акты прокуратуры, внесенные на основании, в порядке и пределах установленных настоящим Конституционным законом, обязательны для рассмотрения, исполнения органами, организациями и должностными лицами, которым они адресованы.
3. Нерассмотрение, а равно ненадлежащее рассмотрение, неисполнение актов прокуратуры либо невыполнение законных требований прокурора влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
4. После внесения актов прокурорского надзора и реагирования сроки для привлечения лиц, совершивших нарушения, указанные в акте, приостанавливаются со дня направления акта.
1. Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции, законам, ратифицированным Республикой международным договорам и актам Президента Республики Казахстан, акты, вступившие в законную силу, решения и действия (бездействия) государственных органов, учреждений, организаций, должностных и иных уполномоченных лиц.
2. Протест приносится в орган, учреждение, должностному или иному уполномоченному лицу, принявшему незаконный акт, решение, или в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу. В таком же порядке опротестовываются незаконные действия (бездействия) органа, учреждения, должностного или иного уполномоченного лица.
3. Протест прокурора подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в течение десяти календарных дней.
Прокурор вправе установить иной срок рассмотрения протеста, обусловленный необходимостью подготовки и принятия по нему решения, но не менее трех рабочих дней.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его либо вышестоящим прокурором.
Орган или должностное лицо обязаны известить прокурора о времени и месте рассмотрения протеста.
4. В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведения его в соответствие с Конституцией, законами, актами Президента Республики Казахстан и ратифицированными Республикой международными договорами, нормативными правовыми актами, а также прекращения незаконного действия (бездействия) должностного лица и восстановления нарушенного права.
5. До принятия решения по протесту Генеральный Прокурор, заместители Генерального Прокурора, главные военный и транспортные прокуроры, областные и приравненные к ним прокуроры, районные и приравненные к ним специализированные прокуроры вправе приостановить исполнение опротестованного правового акта либо действия (бездействия).
6. Опротестованию прокурорами не подлежат законодательные акты, акты Президента Республики Казахстан, Администрации Президента Республики Казахстан, Конституционного Суда Республики Казахстан, Высшей аудиторской палаты (по итогам проведенных проверок).
7. Основания, порядок, сроки принесения протестов на вступившие в законную силу судебные акты, а также приостановления их исполнения определяются уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, административном судопроизводстве.
1. Прокурор, в установленных законом случаях дает санкцию (согласие) на совершение отдельных действий правоограничительного характера, получение сведений, содержащих охраняемую законом тайну.
2. Санкция (согласие) либо отказ в ее (его) даче оформляется прокурором резолюцией и подписью на постановлении должностного лица после изучения материалов, на основании которых испрашивается санкция (согласие).
В случае отказа в даче санкции (согласия) указываются его причины и основания.
3. Санкция (согласие) на действия, указанные в настоящей статье, за исключением оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий и негласных следственных действий, связанных с получением сведений, содержащих охраняемую законом тайну, также может быть удостоверена посредством электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством об электронном документе и электронной цифровой подписи.
1. Прокурор дает письменные указания по вопросам:
1) досудебного расследования;
2) оперативно-розыскной деятельности и негласных следственных действий;
3) проведения дополнительной проверки по делу об административном правонарушении;
4) исполнительного производства;
5) исполнения наказаний;
6) проводимых по требованию прокуратуры проверок;
7) государственной правовой статистики и специальных учетов;
8) в иных случаях, установленных законом.
2. Указания прокурора, данные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения.
1. Прокурор в пределах своей компетенции вносит представление:
1) об устранении нарушений законности;
2) об устранении причин и условий, способствующих совершению уголовных и иных правонарушений;
3) по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан;
4) в иных случаях, установленных законом.
2. Представление подлежит рассмотрению с принятием мер по устранению указанных в нем нарушений законности должностным лицом или органом в течение тридцати календарных дней, а в случаях, если могут наступить необратимые последствия для жизни и здоровья человека и гражданина, безопасности государства – в срок, установленный прокурором.
Прокурор вправе участвовать при рассмотрении представления. О времени и месте рассмотрения представления прокурор должен быть уведомлен государственным органом или должностным лицом не позднее трех рабочих дней до дня рассмотрения представления.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщается в прокуратуру в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения представления.
1. Прокурор выносит постановление:
1) в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях;
2) о возбуждения дисциплинарного производства;
3) о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
4) о прекращении оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий;
5) о приостановлении действия правового акта;
6) о проведении проверки;
7) об отмене действий и мер запретительного либо ограничительного характера, необоснованно осуществляемых государственными, местными представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления, их организациями, субъектами квазигосударственного сектора, а также их должностными и иными лицами;
8) об отмене дисциплинарных взысканий и поощрений, налагаемых органами уголовно-исполнительной системы в отношении лиц, содержащихся под стражей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также подучетных служб пробации;
9) о приостановлении до трех рабочих дней акта или действия должностного и иного лица до завершения проверки либо рассмотрения обращения;
10) об отмене незаконных актов судебных исполнителей;
11) о принудительном исполнении акта прокурорского надзора;
12) в иных случаях, предусмотренных законами.
2. Постановление прокурора подлежит обязательному исполнению в установленные им сроки. Обжалование постановления не приостанавливает его действия.
Ходатайство о пересмотре судебных актов, не вступивших в законную силу, вносится прокурором в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, административном судопроизводстве.
1. Прокурор вправе обратиться с заявлением (иск) в суд в порядке и на основаниях, установленных законом.
2. При отклонении актов прокурорского надзора либо оставлении их без рассмотрения прокурор обращается с заявлением в суд о признании актов, решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц незаконными.
Генеральный Прокурор и его заместители, Главные военный и транспортный прокуроры, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, районные и иные приравненные к ним прокуроры вправе выступить с обращением к должностным лицам, государственным органам, физическим и юридическим лицам в целях обеспечения законности и общественной безопасности, предупреждения правонарушений, а также защиты прав и свобод человека и гражданина.
Обращение распространяется с использованием средств массовой информации или иным публичным способом.
Статья 41. Разъяснение о недопустимости нарушений закона
В целях предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор разъясняет в письменной, устной либо публичной форме физическим лицам и представителям юридических лиц о недопустимости нарушений закона и предупреждает их об установленной законом ответственности.
Статья 42. Опубликование актов прокуратуры
1. Нормативные правовые акты Генерального Прокурора, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан подлежат официальному опубликованию с соблюдением требований законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
2. Для обеспечения гласности своей деятельности органы прокуратуры могут публиковать в средствах массовой информации акты прокуратуры на незаконные действия (бездействия) и решения органов и должностных лиц, нарушающие конституционные и иные охраняемые законом права человека и гражданина, интересы юридических лиц и государства.
Статья 43. Обжалование действий (бездействия) и актов надзора прокурора
1. Действия (бездействие) и акты прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд в случаях и порядке, установленном настоящим Конституционным законом и иными законами.
2. Обжалование актов и действий (бездействия) прокурора не приостанавливает их исполнения.
Суд либо вышестоящий прокурор до вынесения решения по жалобе на акты прокурора или действия (бездействия) вправе приостановить их исполнение.
3. Вышестоящий прокурор по жалобе физических и (или) юридических лиц либо по своей инициативе может отменить, отозвать, приостановить или изменить акты нижестоящего прокурора.
Глава 6. КАДРЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Статья 44. Состав кадров органов прокуратуры
1. Кадры органов прокуратуры составляют прокуроры и иные работники.
2. Прокурор – гражданин Республики Казахстан, состоящий на службе в системе органов прокуратуры, которому присвоен классный чин или воинское звание офицерского состава.
3. К иным работникам органов прокуратуры относятся административные государственные служащие, военнослужащие рядового и сержантского состава, гражданские служащие и работники по трудовому договору.
4. Перечень должностей системы органов прокуратуры, которым присваиваются классные чины или воинские звания, а также соответствующие им предельные классные чины или воинские звания утверждаются Президентом Республики Казахстан.
5. Прокуроры проходят службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан о правоохранительной службе с особенностями, предусмотренными настоящим Конституционным законом.
6. Прокуроры органов военной прокуратуры, военнослужащие рядового и сержантского состава проходят службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан о воинской службе с особенностями, предусмотренными настоящим Конституционным законом, обладают статусом, пользуются правами и льготами, установленными для военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан.
7. Административные государственные служащие органов прокуратуры осуществляют деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе.
8. Военнообязанные прокуроры состоят на специальном учете в органах прокуратуры.
Статья 45. Финансовое обеспечение органов прокуратуры
1. Финансовое обеспечение системы органов прокуратуры осуществляется за счет бюджетных средств.
2. Органы прокуратуры могут иметь соответствующие счета в органах казначейства.
Статья 46. Материальное и социальное обеспечение сотрудников органов прокуратуры
1. Оплата труда прокуроров и иных работников органов прокуратуры устанавливается на основании единой системы оплаты труда работников органов, содержащихся за счет бюджета, утверждаемой в порядке, установленном подпунктом 9-1) статьи 66 Конституции Республики Казахстан.
2. Пенсионное обеспечение сотрудников органов прокуратуры, выплата государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца осуществляются в соответствии с законодательством.
3. Пенсионеры органов прокуратуры, уволенные из органов прокуратуры с правом на получение пенсионных выплат за выслугу лет, а также прокуроры, получившие увечье (ранение, травму, контузию) при исполнении служебных обязанностей и признанные негодными к службе, имеют право ношения форменной одежды на торжественных мероприятиях и официальных приемах.
Статья 47. Служебные удостоверения и печать
1. Генеральному Прокурору, заместителям Генерального Прокурора, председателю Комитета по правовой статистике и специальным учетам служебные удостоверения установленного образца выдаются Администрацией Президента Республики Казахстан.
2. Генеральный Прокурор, руководители органов прокуратуры выдают служебные удостоверения установленного образца подчиненным сотрудникам.
3. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность прокурора, его классный чин или воинское звание, должность, право на ношение и хранение огнестрельного и иного оружия.
4. Органы прокуратуры имеют печати с изображением Государственного Герба Республики Казахстан и своим наименованием на государственном и других языках.
Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 48. Порядок введения в действие настоящего Конституционного закона
1. Настоящий Конституционный закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 года "О прокуратуре".
Президент Республики Казахстан |