Об утверждении Комплексного плана по развитию сахарной отрасли в Республике Казахстан на 2022 – 2026 годы

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2022 года № 726

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый Комплексный план по развитию сахарной отрасли в Республике Казахстан на 2022 – 2026 годы (далее – Комплексный план).

      2. Центральным и местным исполнительным органам, иным организациям Республики Казахстан (по согласованию), ответственным за исполнение Комплексного плана:

      1) обеспечить надлежащее и своевременное исполнение Комплексного плана;

      2) ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию о ходе реализации Комплексного плана в Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан.

      3. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан один раз в полугодие до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять сводную информацию об исполнении Комплексного плана в Правительство Республики Казахстан.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан.

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан А. Смаилов

  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 22 сентября 2022 года № 726

Комплексный план по развитию сахарной отрасли в Республике Казахстан на 2022 – 2026 годы

Введение

      О ситуации на рынке сахара

      Внутреннее потребление сахара в Республике Казахстан в 2022 году оценивается на уровне 550 тыс. тонн.

      В настоящее время в республике действует 4 сахарных завода общей суточной мощностью 8,7 тыс. тонн по переработке сахарной свеклы и 2,4 тыс. тонн по тростниковому сырцу.

      В 2021 году обеспеченность внутреннего рынка сахаром за счет переработки отечественного сырья составила 7 % (35,7 тыс. тонн), за счет импорта тростникового сырца и готового сахара – 93 % (497 тыс. тонн).

      Традиционными поставщиками сахара на внутренний рынок Казахстана являются Российская Федерация и Республика Беларусь. В общем объеме импорта доля Российской Федерации составляет 88,3 %, Республики Беларусь – 11,5 %, других стран – 0,1 5%.

      Низкая обеспеченность внутреннего рынка отечественным производством связана с сокращением посевных площадей сахарной свеклы из-за высокой затратности и низкой рентабельности данной культуры по сравнению с другими, мелкотоварностью свекловодческих хозяйств, дефицитом водных ресурсов, изношенностью оросительных сетей, высокой стоимостью импортных семян сахарной свеклы и другими факторами.

      Несмотря на проведение частичной модернизации сахарных заводов, построенных в середине прошлого столетия, высокий износ технологических линий и оборудования не позволяет обеспечить увеличение объемов производимой продукции и конкурентоспособность цены. Кроме того, волатильность цен на сахар на мировом рынке, а также доминирование российского сахара на внутреннем рынке по более низкой цене на протяжении нескольких лет оказывает негативное влияние на отечественную сахарную отрасль.

      Указанные факторы привели к высокой импортозависимости внутреннего рынка сахара.

      Перспективы отрасли

      В стране имеются ключевые факторы для успешного развития отрасли: наличие орошаемых земель, увеличение емкости внутреннего рынка до 590 тыс. тонн в 2026 году за счет роста численности населения и расширения мощностей промышленных потребителей сахара, незагруженные мощности 4 действующих сахарных заводов, рабочая сила.

      В целях обеспечения продовольственной безопасности страны требуется комплексный подход по развитию сахарной отрасли, направленный на значительное сокращение импортозависимости и постепенный переход к самообеспечению.

      Комплексным планом предусматривается:

      обеспечение заводов сырьем путем ежегодного увеличения посевных площадей сахарной свеклы в среднем на 6,5 тыс. га и доведения до 38 тыс. га;

      инфраструктурное обеспечение путем строительства и реконструкции оросительных сетей, применения влагосберегающих технологий, введения в оборот свыше 10 тыс. га новых орошаемых земель, развития агротехнических услуг по выращиванию, уборке и транспортировке сахарной свеклы;

      модернизация действующих и строительство нового инновационного сахарного завода путем обновления технологического оборудования, расширения производственных мощностей по сырью с 8,7 тыс. тонн до 17,7 тыс. тонн в сутки;

      меры по защите внутреннего рынка путем установления минимального уровня контрольных цен и минимального уровня розничных/предельных цен на сахар для обеспечения конкурентоспособности отечественных заводов и исключения демпинга со стороны стран-импортеров сахара.

      Меры государственной поддержки отрасли

      На реализацию мероприятий Комплексного плана по развитию сахарной отрасли в Республике Казахстан на 2022 – 2026 годы (далее – Комплексный план) потребность в привлечении частных инвестиций на развитие сырьевой базы (приобретение семян, удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, проведение весенне-полевых работ) составляет порядка 297 млрд тенге до 2026 года, объем бюджетных субсидий – 129 млрд тенге.

      Потребность в инвестициях на основные и оборотные средства с учетом модернизации действующих заводов и строительства нового завода составит порядка 200 млрд тенге, объем бюджетных субсидий – 40 млрд тенге.

      Меры государственной поддержки будут оказываться в рамках средств, предусмотренных в национальном проекте по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 - 2025 годы, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 732, с привлечением средств финансовых институтов (АО "НУХ "Байтерек", АО "Фонд развития предпринимательства "Даму"), финансирование мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов, развитию оросительных сетей – в рамках национального проекта "Зеленый Казахстан", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 731.

      Для предоставления налоговых преференций будут внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс Республики Казахстан, осуществлено нормативное обеспечение мероприятий по возмещению производителям сырья части затрат на приобретение семян и выращивание сахарной свеклы за счет повышения нормативов субсидирования.

      Ожидаемые результаты

      Реализация Комплексного плана позволит в ближайшие 5 лет довести объемы производства сахара из отечественного сырья до 250 тыс. тонн. При этом к 2026 году по сравнению с 2021 годом доля импорта снизится с 58 % до 17 %, обеспеченность за счет переработки отечественного сырья повысится с 7 % до 43 %.

№ п/п Наименование мероприятия Форма завершения Срок
исполнения
Ответственные исполнители Объем финансирования Источники финансирования
1 2 3 4 5 6 7

Ожидаемые результаты:
1) расширение посевных площадей сахарной свеклы до 38 тыс. га;
2) увеличение валового сбора сахарной свеклы до 1800 тыс. тонн;
3) увеличение производства сахара из отечественного сырья до 250 тыс. тонн;
4) увеличение обеспеченности сахаром за счет переработки отечественного сырья с 7 % до 43 %;
5) снижение доли импорта сахара белого с 58 % до 17 %.

1. Обеспечение производителей сахара отечественным сырьем

1

Проведение комплексного анализа земель сельскохозяйственного назначения и составление реестров неиспользуемых земельных участков в свеклосеющих районах с последующим предоставлением земельных участков действующим и планируемым новым сахарным заводам, а также СХТП согласно требованиям земельного законодательства

информация в Правительство Республики Казахстан
 

ежегодно,
2022 – 2024 годы

МСХ, акиматы Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской,
Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской областей и области Жетісу

не требуется
 

-
 

2

Проведение комплексного анализа прилегающей к сельскохозяйственным землям оросительной инфраструктуры (каналы, арыки, водохранилища и прочее) на предмет технического состояния и обеспечение дальнейшей работы по строительству (реконструкции)

информация в Правительство Республики Казахстан
 

2-квартал
2023 года

МСХ, МЭГПР, акиматы Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской областей и области Жетісу

не требуется
 

-
 

3

Утверждение плана-графика по годам по созданию кооперативов с сахарными заводами и СХТП, с учетом потребностей действующих и планируемых новых сахарных заводов

информация в МСХ
 

2-квартал
2023 года

акиматы Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской областей и области Жетісу

не требуется
 

-
 

4

Увеличение посевных площадей сахарной свеклы:
2023 год – 16,7 тыс. га (Алматинская – 0,2 тыс. га,
Жетісу – 8,1 тыс. га, Жамбылская -8,4 тыс. га);
2024 год – 25,6 тыс. га (Алматинская – 0,2 тыс. га, Жетісу – 10,7 тыс. га, Жамбылская – 14,7 тыс. га);
2025 год – 31,8 тыс. га (Алматинская – 0,2 тыс. га, Жетісу – 12,2 тыс. га, Жамбылская – 19,4 тыс. га);
2026 год – 38 тыс. га (Алматинская –0,2 тыс. га, Жетісу – 15 тыс. га, Жамбылская – 22,8 тыс. га)

информация в МСХ

ежегодно,
2023 – 2026 годы

акиматы Алматинской, Жамбылской областей и области Жетісу

в рамках лимитов трансфертов общего характера
 

в рамках средств, предусмотренных в нацпроекте АПК до 2025 года, 2026 год – в рамках уточнения бюджета
 

5

Импорт семян сахарной свеклы сахарными заводами напрямую у производителя семян или дистрибьютора за счет средств сахарного завода для реализации СХТП под будущий урожай сахарной свеклы

информация в МСХ

ежегодно,
2022 – 2023 годы

акиматы Алматинской, Жамбылской областей и области Жетісу

не требуется

-

6

Выведение новых сортов семян сахарной свеклы

годовой отчет в МСХ

ежегодно,
2024 – 2026 годы

МСХ, НАО "НАНОЦ"
 

в рамках конкурсных процедур согласно Закону Республики Казахстан
"О науке"

в рамках средств, предусмотренных в нацпроекте АПК
 

7

Расширение площадей под водосберегающие технологии с доведением до 99,1 тыс. га к 2026 году, в том числе:
Алматинская:
2022 год – 18,1 тыс. га;
2023 год – 1,9 тыс. га;
2024 год – 1,3 тыс. га;
2025 год – 1,4 тыс. га;
Жамбылская:
2022 год – 50,3 тыс. га;
2023 год – 2,9 тыс. га;
2024 год – 6,7 тыс. га;
2025 год – 7,5 тыс. га;
Жетісу:
2022 год – 3,3 тыс. га;
2023 год – 3,2 тыс. га;
2024 год – 1,3 тыс. га;
2025 год – 1,2 тыс. га.

информация в МСХ

ежегодно,
2022 – 2026 годы

акиматы Алматинской, Жамбылской областей и области Жетісу, АО "НУХ "Байтерек"
(по согласованию)

в рамках лимитов трансфертов общего характера

в рамках средств, предусмотренных в нацпроекте АПК
 

2. Инфраструктурное обеспечение производства сахарной свеклы

8

Максимальное использование потенциала подземных вод для обеспечения субъектов АПК поливной водой путем:
доразведки месторождений подземных вод с целью переоценки запасов для использования в орошении;
продления сроков протоколов Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых в сторону увеличения;
расширения функций действующих коммунальных предприятий в части бурения скважин для использования в орошении

информация в МСХ

2-квартал
2023 года

МЭГПР, акиматы Алматинской, Жамбылской областей и области Жетісу

не требуется

-

9

Рациональное использование водных ресурсов и сокращение потери воды до 6 тыс. га к 2025 году за счет реконструкции оросительных сетей Аксуского района области Жетісу

информация в МСХ

ежегодно,
2023 – 2025 годы

МЭГПР, акимат области Жетісу

6,9 млрд тенге

в рамках средств Исламского Банка Развития

10

Рациональное использование водных ресурсов и сокращение потери воды до 13,5 тыс. га к 2025 году за счет реконструкции оросительных сетей Коксуского района области Жетісу

информация в МСХ

ежегодно,
2024 – 2025 годы

МЭГПР, акимат области Жетісу

8 млрд тенге

11

Проработка вопроса финансирования реконструкции оросительных сетей Алакольского района области Жетісу

информация в МСХ
 

2-квартал
2023 года

МЭГПР, акимат области Жетісу

не требуется

-

12

Рациональное использование водных ресурсов и сокращение потери воды до 6 тыс. га к 2025 году за счет строительства Кызылагашского массива орошения в Аксуском районе области Жетісу

информация в МСХ

ежегодно,
2022 – 2025 годы

МЭГПР, акимат области Жетісу

8,96 млрд тенге
 

в рамках средств нацпроекта "Зеленый Казахстан"
 

13

Рациональное использование водных ресурсов и повышение водообеспечения 26,7 тыс. га орошаемых земель за счет реализации проектов по строительству водохранилищ в Жамбылской области:
1. "Акмола"
2. "Ргайты"
3. "Калгуты"

информация в МСХ

ежегодно,
2022 – 2025 годы

МЭГПР, МФ,
акимат Жамбылской области

5,811 млрд тенге
8,384 млрд тенге
11,377 млрд тенге

в рамках средств нацпроекта "Зеленый Казахстан"
 

14

Повышение водообеспечения 6 тыс. га орошаемых земель за счет реализации проектов по реконструкции водохранилищ в Жамбылской области:
1. "Терис-Ащыбулак"
2. "Караконыз"
3. "Ынталы"

информация в МСХ

ежегодно,
2022 – 2025 годы

МЭГПР, МФ,
акимат Жамбылской области

1,485 млрд тенге
1,695млрд тенге
0,702 млрд тенге

в рамках средств нацпроекта
"Зеленый Казахстан"
 

15

Введение в оборот 10,7 тыс. га новых орошаемых земель за счет реализации проекта по строительству Покатиловского водохранилища в Саркандском районе области Жетісу:
разработка ПСД;
проработка вопроса финансирования строительства Покатиловского водохранилища после утверждения ПСД

информация в МСХ

ежегодно,
2023 – 2026 годы

МЭГПР, МФ, акимат области Жетісу

разработка ПСД – 821 млн тенге
не требуется
 

собственные средства инвестора
 

16

Проработка вопроса реализации инвестиционных проектов с уточнением объемов и источников финансирования по:
строительству гидропоста "Жасоркен" в Жамбылской области;
реконструкции оросительных сетей Ескельдинского и Саркандского районов области Жетісу;
строительству оросительных сетей в Жанаминском сельском округе
Алакольского района области Жетісу;
разработки ПСД и строительства Басканского массива орошения оросительной системы в Саркандском и Аксуском районах области Жетісу

информация в МСХ

2-квартал
2023 года

МЭГПР, МФ, акиматы Жамбылской области и области Жетісу

не требуется

-

17

Создание сервисно-заготовительных центров на базе крестьянских хозяйств (кооперативов) с целью оказания агротехнических услуг по выращиванию, уборке и транспортировке сахарной свеклы

информация в МСХ

ежегодно,
2022 – 2024 годы
 

акиматы Жамбылской области и области Жетісу

не требуется

-
 

18

Проработка вопроса финансирования строительства железнодорожных путей для развития ТОО "Аксу кант" и прилегающих территорий, в том числе в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 - 2025 годы
 

информация в Правительство Республики Казахстан
 

1-квартал
2023 года

МСХ, МНЭ, МФ, МИИР,
акимат области Жетісу

не требуется

-

19

Проработка вопроса финансирования газификации ТОО "Аксу кант" в рамках программы газификации области Жетісу (согласно действующему меморандуму между инвестором и акиматом области Жетісу)

информация в Правительство Республики Казахстан

1-квартал
2023 года

МСХ, МЭ, МНЭ,
акимат области Жетісу

не требуется

-

20

Выработка мер по развитию транспортно-логистической системы, обеспечивающей эффективное функционирование цепочки поставок сырья и готовой продукции

информация в Правительство Республики Казахстан

1-квартал
2023 года

МСХ, МИИР, МТИ, МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию)
 

не требуется

-

3. Модернизация и запуск новых перерабатывающих мощностей

21

Предоставление планов по модернизации сахарных заводов

информация в МСХ

4-квартал
2022 года

акиматы Жамбылской области и области Жетісу

не требуется

-

22

Модернизация сахарных заводов по расширению производственных мощностей и линии по переработке побочной продукции для улучшения качества производимой продукции и снижения потерь при производстве, в том числе в соответствии с нормами национальных стандартов по энергоэффективности, ресурсосбережению

акт выполненных работ

ежегодно,
2024 – 2025 годы
 

МСХ, акиматы Жамбылской области и области Жетісу, МИИР, МТИ,
АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию),
ФРП (по согласованию)

согласно стоимости ПСД

в рамках средств, предусмотренных в нацпроекте АПК, собственные средства инвестора
 

23

Определение источников финансирования инвестиционного проекта по строительству сахарного завода

информация в Правительство Республики Казахстан

1-квартал
2023 года
 

МСХ, акиматы областей, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию)
 

не требуется

-
 

24

Реализация проекта по строительству нового сахарного завода

информация в Правительство Республики Казахстан

ежегодно,
2022 – 2025 годы

МСХ, акимат Павлодарской области, МФ, МНЭ, МИД,
АО "НУХ "Байтерек"
(по согласованию)

согласно стоимости ПСД

собственные и заемные средства инвестора
 

4. Защита и государственная поддержка отечественных производителей сахара

25

Внесение изменений в Правила субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениеводства в части:
изменения нормативов субсидирования за объемы сахарной свеклы, сданной на сахарный завод;
изменения нормативов субсидирования семеноводства с учетом роста цен на семена и гибриды.

приказ
МСХ

2-квартал
2023 года
 

МСХ, акиматы Алматинской, Жамбылской областей и области Жетісу

в рамках лимитов трансфертов общего характера

в рамках средств, предусмотренных в нацпроекте АПК

26

Проработка вопроса предоставления сахарным заводам финансовых средств по сниженной льготной кредитной и лизинговой ставке вознаграждения на пополнение основных и оборотных средств, в том числе для закупа тростникового сахара-сырца и сахарной свеклы

информация в Правительство Республики Казахстан

1-квартал
2023 года

МСХ, МНЭ, МИИР, МФ,
АО "НУХ "Байтерек"
(по согласованию),
АО "НК "Продкорпорация" (по согласованию)

не требуется

-

27

Проработка вопроса по возмещению части затрат сахарным заводам на транспортировку сахарной свеклы и сырца, сахара белого и основных производственных материалов железнодорожным и автомобильным транспортом внутри страны

информация в Правительство Республики Казахстан

1-квартал
2023 года

МСХ, МНЭ, МИИР, МФ

не требуется

-
 

28

Внесение изменений в Налоговый кодекс в части продления срока действия предоставления 70 % льготы по НДС при производстве свекловичного сахара и дополнение перечня тростниковым сахаром

проект Закона Республики Казахстан

1-квартал
2023 года

МНЭ, МСХ, МФ, НПП "Атамекен" (по согласованию)
 

не требуется

-
 

29

Внесение изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 14 января 2016 года № 13 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инвестиций" в части включения направления по производству сахара в перечень видов деятельности для заключения Соглашения об инвестициях

постановление Правительства Республики Казахстан

1-квартал
2023 года

МСХ, МИД, МНЭ, МФ

не требуется

-

5. Меры по сдерживанию и стабилизации цен

30

Выработка мер по стабилизации и защите внутреннего рынка, в том числе путем проработки вопросов:
применения минимального уровня цен на импорт сахара белого;
установления минимального уровня розничных (предельных) цен на сахар
 

информация в Правительство Республики Казахстан

1-квартал
2023 года

МТИ, МСХ, МФ, МНЭ

не требуется

-

31

Формирование запаса сахара в стабилизационных фондах в объеме, обеспечивающем месячную внутреннюю потребность регионов
 

информация
в МСХ

ежегодно,
2022 – 2023 годы

акиматы
областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента

не требуется

-

32

Предоставление льготных кредитов в рамках "оборотной схемы" сахарным заводам с установлением встречных требований по сдерживанию цен на сахар по фиксированной цене

информация в МСХ

4-квартал 2022 года

акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента

в рамках перераспределения средств стабилизационных фондов и "оборотной схемы"

МБ(в рамках средств стабилизационных фондов и "оборотной схемы")

33

Выработка мер, направленных на снятие торговых барьеров по импорту зарубежного сырья и продвижению экспорта после обеспечения внутренних потребностей

информация в Правительство Республики Казахстан

2-квартал
2023 года

МТИ, МСХ

не требуется

-


Примечание: расшифровка аббревиатур:






АО "НК "Продкорпорация"

акционерное общество "Национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация"

АПК

агропромышленный комплекс

нацпроект АПК

национальный проект по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на
2021 – 2025 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 732

НПП "Атамекен"

Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен"

МСХ

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

СХТП

сельскохозяйственный товаропроизводитель

АО "НУХ "Байтерек"

акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек"

нацпроект "Зеленый Казахстан"

национальный проект "Зеленый Казахстан", утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 731

МБ

местный бюджет

ПСД

проектно-сметная документация

МИИР

Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

ФРП

акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму"

МФ

Министерство финансов Республики Казахстан

НДС

налог на добавленную стоимость

МТИ

Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан

МИД

Министерство иностранных дел Республики Казахстан

ТЭО

технико-экономическое обоснование

НАО "НАНОЦ"

некоммерческое акционерное общество "Национальный аграрный научно-образовательный центр"

МНЭ

Министерство национальной экономики Республики Казахстан

МЭГПР

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан

МЭ

Министерство энергетики Республики Казахстан


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.