Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 13.07.2023 № 560 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 489 "Об утверждении методических рекомендаций по определению типовых функций государственных органов" следующие изменения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан "О правовых актах" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:";
Методические рекомендации по определению типовых функций государственных органов, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 23 января 2023 года |
|
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 489 |
Методические рекомендации по определению типовых функций государственных органов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации по определению типовых функций государственных органов (далее – методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан "О правовых актах" и предназначены для применения в нормотворческой деятельности при решении вопросов установления функций государственных органов на законодательном и подзаконном уровнях.
2. В законах должны устанавливаться функции государственных органов, составляющие основу их организации и деятельности, а также функции, реализация которых затрагивает важнейшие общественные отношения, указанные в пункте 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан:
1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;
2) режима собственности и иных вещных прав;
3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;
4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;
5) республиканского бюджета;
6) вопросов судоустройства и судопроизводства;
7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;
8) приватизации предприятий и их имущества;
9) охраны окружающей среды;
10) административно-территориального устройства Республики Казахстан;
11) обеспечения обороны и безопасности государства.
Все иные отношения регулируются подзаконными актами.
3. В законах содержатся функции Правительства Республики Казахстан по вопросам, требующим коллегиального решения, и которые носят межведомственный характер; общая компетенция центральных государственных органов на принятие нормативных правовых актов; функции местных представительных и исполнительных органов.
4. В законах устанавливаются основные положения в регулируемой сфере – цели, задачи, принципы, компетенции и полномочия регулирования соответствующей отрасли (сферы), а также основные понятия, сфера действия, объекты и субъекты правоотношений, их права и обязанности, меры правоограничительного характера, ответственность за нарушение законодательства, ограничения в регулируемой сфере, контроль за соблюдением законодательства, финансирование со стороны государства (гарантирование и поручительство займов, оказание мер государственной поддержки, субсидирование) и иные важнейшие положения.
5. Функции, обеспечивающие реализацию основных задач, а также связанные с внутренними процедурами деятельности государственных органов, их взаимодействиями между собой, направленные на детализацию и реализацию основных положений закона, определяются подзаконными актами.
На подзаконном уровне устанавливаются функции, осуществление которых не затрагивает общественные отношения, перечисленные в пункте 2 настоящих методических рекомендаций.
При этом функции государственного органа на подзаконном уровне должны устанавливаться в нормативных правовых актах, принимаемых Президентом, Правительством и вышестоящим центральным государственным органом по отношению к нему.
6. Типовые функции государственных органов разделяются на 2 группы:
1) типовые функции государственных органов, которые необходимо установить на уровне закона;
2) типовые функции государственных органов, которые необходимо установить на подзаконном уровне.
Перечень типовых функций государственных органов, установленных пунктом 8 настоящих методических рекомендаций, не является исчерпывающим.
Глава 2. Типовые функции государственных органов, устанавливаемые на уровне закона
7. На уровне закона рекомендуется устанавливать следующие функции государственных органов по:
1) установлению прав, обязанностей физических и юридических лиц, в том числе пределов их ограничений;
2) взаимодействию с физическими и негосударственными юридическими лицами;
3) обеспечению национальной, в том числе экономической, общественной безопасности, обороноспособности страны, защиты государственных секретов;
4) осуществлению административной процедуры (установление прав и обязанностей сторон в рамках административной процедуры);
5) формированию механизмов осуществления государственного контроля и надзора:
выявление, устранение причин и условий нарушений законодательства путем проверок и иных форм контроля на предмет соответствия деятельности физических и юридических лиц установленным законодательством требованиям;
принятие правовых мер воздействия по результатам проверок;
6) установлению требований к получателям разрешений и лицензиатам, условий выдачи разрешений, лицензий;
7) вопросам принудительного отчуждения имущества;
8) определению оснований и условий проведения обследования, осмотра в соответствующей сфере;
9) управлению государственным имуществом.
Глава 3. Типовые функции государственных органов, устанавливаемые на подзаконном уровне
8. На уровне подзаконных актов рекомендуется устанавливать следующие функции государственных органов по:
1) реализации государственной политики в соответствующей сфере;
2) определению порядка оказания государственных услуг;
3) организации утилизации, уничтожения определенных товаров, веществ, животных;
4) организации подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствующей области;
5) привлечению экспертов, консультантов;
6) утверждению нормативов (материальное обеспечение), норм потребности, квот, их распределению;
7) утверждению проектов, схем, расписания, расходов, возмещению затрат;
8) вопросам международного сотрудничества в соответствующей сфере;
9) выполнению государственного заказа в соответствующей сфере;
10) выработке и обеспечению мер поддержки в соответствующей отрасли;
11) регулированию вопросов по проведению испытаний, исследований, изысканий в соответствующей сфере;
12) регулированию вопросов по ведению реестров, регистров и кадастров, учета, оценки, анализа, мониторинга, базы и банка данных в соответствующей сфере;
13) осуществлению классификации, определению, присвоению категории, статуса, класса либо иной идентификации определенных предметов;
14) созданию информационных систем, систем связи и систем передачи данных, технических средств, а также систем защиты информации;
15) координации деятельности государственных органов, взаимодействию с государственными органами;
16) сдаче, приему в эксплуатацию объектов, проектов, их обеспечению;
17) разработке и утверждению типовых документов, различных планов, технических норм;
18) организационно-кадровым вопросам.
__________________________