В соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными на заседании Оперативного штаба 5 сентября 2022 года, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Комплексный план первоочередных мер в сфере гражданской защиты на 2023 – 2027 годы (далее – Комплексный план).
2. Центральным и местным исполнительным органам обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Комплексным планом, и по итогам года, не позднее 25 января, представлять информацию о ходе их реализации в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
3. Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан по итогам года, не позднее 15 февраля, представлять в Аппарат Правительства Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Комплексного плана.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 июня 2023 года № 478 |
Комплексный план
первоочередных мер в сфере гражданской защиты
на 2023 – 2027 годы
Введение
Комплексный план первоочередных мер в сфере гражданской защиты на 2023 – 2027 годы (далее – Комплексный план) разработан в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными на заседании Оперативного штаба по ликвидации природного пожара в Костанайской области 5 сентября 2022 года.
Комплексный план на среднесрочную перспективу предусматривает меры по комплексной защите населения, объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также повышению готовности к оперативному реагированию сил и средств гражданской защиты. Мероприятия позволят реализовать задачи министерств по чрезвычайным ситуациям (далее – МЧС), экологии и природных ресурсов (далее – МЭПР), местных исполнительных органов (природоохранные подразделения) по следующим направлениям:
1. "Укрепление материально-технической базы";
2. "Трудовые ресурсы и социальное обеспечение";
3. "Строительство и реконструкция объектов МЧС".
Обзорно-аналитическая информация о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, произошедших на территории Республики Казахстан, свидетельствует о росте количества чрезвычайных ситуаций природного характера: опасных гидрометеорологических и геологических явлений (2019 год – 45, 2020 год – 104, 2021 год – 130, 2022 год – 150); природных пожаров (2019 год – 700, 2020 год – 831, 2021 год – 870, 2022 год – 928).
Государством, учитывая его важное экологическое, экономическое и социальное значение, наращивается лесной фонд страны, который за период 2019 – 2022 годы увеличился с 12 млн 938 тыс. га до 13 млн 635 тыс. га. При этом количество лесных пожаров за прошлый год по республике увеличилось на 50 случаев (с 751 до 801 случая).
Анализ текущей ситуации
1. Материально-техническое оснащение
На вооружении подразделений МЧС имеется 3875 единиц автотехники различного функционального назначения, 119713 единиц оборудования и снаряжения, 33 воздушных судна.
Порядка 500 единиц пожарной техники 70-90-х годов выпуска выработали эксплуатационный ресурс и подлежат списанию. За последние 5 лет приобретено только 305 пожарных автомобилей, при этом списана 621 единица техники.
Материально-техническая оснащенность воинских частей гражданской обороны составляет 80 %, из которых 65 % требует обновления.
С целью повышения уровня охвата обеспечением экстренной медицинской помощью аварийно-опасных участков республиканских дорог планируется дальнейшее расширение инфраструктуры трассовых медико-спасательных пунктов.
Из 44 единиц медико-спасательного транспорта МЧС всего 11 оснащено медицинским оборудованием, соответственно, отсутствует возможность оказать экстренную медицинскую помощь в полном объеме, проводить отслеживание состояния здоровья пострадавшего на этапе эвакуации или транспортировки (из 40 единиц реанимобилей у 26 износ составляет 100 %, 14 единиц – 95 %). Отсутствует медико-спасательный транспорт, оснащенный аварийно-спасательным оборудованием для деблокировки пострадавших из поврежденного автотранспорта.
Воздушные суда МЧС дислоцированы только в 14 крупных городах страны, что существенно сокращает возможность оперативного реагирования для оказания экстренной медицинской помощи, спасения пострадавших, решения специальных задач по переброске личного состава и оборудования к месту возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.
На сегодняшний день на 63 действующих сейсмических станциях основная часть оборудования морально и физически устарела. Из-за отсутствия оборудования 6 сейсмических станций законсервировано, а 30 нуждается в модернизации. Материально-техническое оснащение составляет 25 % от нормы положенности.
Охват населения страны техническими средствами оповещения составляет 40,9 % (1781 единица), на вооружении подразделений МЧС имеется 63 пульта управления с возможностью централизованного запуска 1615 сиренно-речевых устройств и трансляции звуковых сообщений. Мобильные комплексы оповещения населения применяются в 16 регионах страны из 20. Оснащенность цифровыми средствами связи достигает 40,2 % от общей потребности.
По данным МЭПР оснащенность противопожарной техникой и оборудованием лесных учреждений областей составляет 66,3 %. В соответствии с нормами положенности требуется 4695 единиц малых лесопожарных комплексов, в наличии имеется 6143 единицы, из которых 2763 единицы или 45 % отработало свой срок эксплуатации. Подлежат списанию 334 патрульные машины из имеющихся 957 единиц (35 %), из 6221 трактора – 2801 (45 %).
Наиболее слабо оснащены области: Атырауская – 24 %, Кызылординская – 33 %, Западно-Казахстанская – 47 %, Восточно-Казахстанская – 64 %.
При борьбе с лесными пожарами наблюдается недостаточное количество пожарных автомобилей и оборудования, из имеющихся 6186 пожарных автомобилей 4714 единиц (45 %), из 6189 единиц противопожарного, лесопосадочного прицепного и навесного оборудования 4725 единиц (75 %) подлежат списанию.
Низкое материально-техническое оснащение природоохранных учреждений, в частности, специальными транспортными средствами, пожарными автомобилями, тракторами с прицепным и навесным оборудованием, пожарно-наблюдательными вышками, отсутствие беспилотных аппаратов, роботизированной техники, систем раннего обнаружения лесных пожаров не позволяют в полной мере оперативно выявлять и приступать к тушению лесных пожаров в государственном лесном фонде.
Проблемные вопросы:
низкая материально-техническая оснащенность органов гражданской защиты, природоохранных и лесных учреждений;
нехватка пожарно-наблюдательных вышек с установкой систем раннего обнаружения возгорания;
недостаточность беспилотных летательных аппаратов, роботизированной техники;
необходимость внедрения комплекса технических средств оповещения областей;
нехватка специальной техники для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
2. Трудовые ресурсы и социальное обеспечение
Сотрудники органов гражданской защиты проходят службу и осуществляют свою деятельность в условиях повышенной физической и психологической нагрузки, сопряженной с постоянным риском для их жизни, здоровья, и находятся в круглосуточной боевой готовности.
Для полноценного обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, проведения аварийно-спасательных и неотложных работ, повышения оперативного реагирования, оказания экстренной медицинской помощи необходимы увеличение штатной численности и предоставление социального пакета сотрудникам органов гражданской защиты.
В соответствии с нормативами численности (приказы министерств внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, здравоохранения, индустрии и инфраструктурного развития) укомплектование трудовыми ресурсами за счет внутреннего перераспределения не представляется возможным ввиду недостаточной штатной численности действующих подразделений.
Проблемные вопросы:
отсутствие жилищных выплат;
отсутствие подъемных пособий;
текучесть кадров;
отсутствие надбавок сотрудникам органов гражданской защиты и военнослужащим;
недостаточная штатная численность.
3. Строительство и реконструкция объектов МЧС
Защиту территории страны от пожаров осуществляет 422 пожарных депо МЧС (из них 130 пожарных депо требует модернизации). Противопожарной защитой обеспечено 317 населенных пунктов, дополнительно требуется строительство 121 пожарного депо.
Из 188 населенных пунктов (88 городов, 100 сел) с численностью населения от 10 тысяч человек и выше только в 150 имеется государственная противопожарная служба. Из 195 сельских населенных пунктов с численностью населения от 5 до 10 тысяч человек в 85 (44 %) государственная противопожарная служба отсутствует.
Повышение доступности и качества туристских услуг, развитие мест туристского интереса, рост внешнего и внутреннего туристского потока способствуют формированию к нему безопасной инфраструктуры. Ввод в эксплуатацию новых спасательных станций на берегах озер и рек позволит своевременно обеспечить надлежащую безопасность постоянно проживающего населения, прибывающих в курортные зоны туристов и защиту курортных зон от чрезвычайных ситуаций.
Курсанты, обучающиеся в Академии гражданской защиты МЧС, проживают в приспособленном здании общежития 1979 года постройки, не соответствующем санитарным нормам. Техническое состояние здания не позволяет полноценно разместить курсантов и наладить образовательный процесс.
Проблемные вопросы:
неразвитая инфраструктура противопожарной защиты и спасательных станций;
несоответствие санитарным нормам объектов Академии гражданской защиты (износ – 100 %);
недостаточность инфраструктуры трассовых медико-спасательных пунктов на наиболее аварийно-опасных участках республиканских дорог;
отсутствие реновации объектов МЧС.
Ожидаемые результаты:
Сноска. Раздел с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 09.08.2024 № 641.Материально-техническое оснащение
Оснащенность новейшей техникой, оборудованием, снаряжением, приобретение и использование беспилотных летательных аппаратов, роботизированных систем. Повышение экстренного и оперативного реагирования на все виды чрезвычайных ситуаций. Ранее обнаружение возгораний, уменьшение площади лесных пожаров, случаев незаконных рубок леса и как следствие снижение наносимого ущерба окружающей среде.
Трудовые ресурсы и социальное обеспечение
Внедрение дифференцированного поэтапного подхода по введению штатной численности и меры социальной защиты сотрудников органов гражданской защиты, военнослужащих МЧС.
Строительство и реконструкция объектов МЧС
Снижение угроз от чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности населения, объектов и территорий страны за счет строительства новых комплексов пожарных депо и водно-спасательных станций. Принимаемые меры позволят повысить уровень оказания экстренной медицинской помощи, своевременно провести аварийно-спасательные и неотложные работы.
Введение объектов образовательной инфраструктуры, соответствующих современным санитарным нормам, благоприятно скажется на уровне подготовки спасателей и пожарных, тренировке навыков проведения аварийно-спасательных и неотложных работ.
Примечания:
* объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, будут уточняться при формировании и уточнении республиканского бюджета на соответствующий плановый период с учетом прогнозных параметров социально-экономического развития страны и возможностей доходной части республиканского бюджета. При этом расходы могут корректироваться исходя из актуальных расчетов, приоритетов и стоимостей предлагаемых мероприятий на соответствующие годы.
Объемы финансирования, тысяч тенге
Источник финансирования | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | Итого |
Республиканский бюджет | 29306135 | 201701415 |
138929 | 134714300 | 126106802 | 630758414 |
Всего | 29306135 | 201 701415 |
138929 | 134714300 | 126106802 | 630758414 |
Расшифровка аббревиатур:
МЗ | - Министерство здравоохранения Республики Казахстан |
МТСЗН | - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
МИО | - местные исполнительные органы |
МПС | - Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан |
НПА | - нормативный правовой акт |
РБ | - республиканский бюджет |
МЧС | - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан |
МНЭ | - Министерство национальной экономики Республики Казахстан |
МЭПР | - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан |