Об утверждении Комплексного плана первоочередных мер в сфере гражданской защиты на 2023 – 2027 годы

Обновленный

Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 июня 2023 года № 478.

      В соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными на заседании Оперативного штаба 5 сентября 2022 года, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый Комплексный план первоочередных мер в сфере гражданской защиты на 2023 – 2027 годы (далее – Комплексный план).

      2. Центральным и местным исполнительным органам обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Комплексным планом, и по итогам года, не позднее 25 января, представлять информацию о ходе их реализации в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      3. Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан по итогам года, не позднее 15 февраля, представлять в Аппарат Правительства Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Комплексного плана.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Смаилов

  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 15 июня 2023 года № 478

Комплексный план
первоочередных мер в сфере гражданской защиты
на 2023 – 2027 годы

      Введение

      Комплексный план первоочередных мер в сфере гражданской защиты на 2023 – 2027 годы (далее – Комплексный план) разработан в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными на заседании Оперативного штаба по ликвидации природного пожара в Костанайской области 5 сентября 2022 года.

      Комплексный план на среднесрочную перспективу предусматривает меры по комплексной защите населения, объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также повышению готовности к оперативному реагированию сил и средств гражданской защиты. Мероприятия позволят реализовать задачи министерств по чрезвычайным ситуациям (далее – МЧС), экологии и природных ресурсов (далее – МЭПР), местных исполнительных органов (природоохранные подразделения) по следующим направлениям:

      1. "Укрепление материально-технической базы";

      2. "Трудовые ресурсы и социальное обеспечение";

      3. "Строительство и реконструкция объектов МЧС".

      Обзорно-аналитическая информация о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, произошедших на территории Республики Казахстан, свидетельствует о росте количества чрезвычайных ситуаций природного характера: опасных гидрометеорологических и геологических явлений (2019 год – 45, 2020 год – 104, 2021 год – 130, 2022 год – 150); природных пожаров (2019 год – 700, 2020 год – 831, 2021 год – 870, 2022 год – 928).

      Государством, учитывая его важное экологическое, экономическое и социальное значение, наращивается лесной фонд страны, который за период 2019 – 2022 годы увеличился с 12 млн 938 тыс. га до 13 млн 635 тыс. га. При этом количество лесных пожаров за прошлый год по республике увеличилось на 50 случаев (с 751 до 801 случая).

      Анализ текущей ситуации

      1. Материально-техническое оснащение

      На вооружении подразделений МЧС имеется 3875 единиц автотехники различного функционального назначения, 119713 единиц оборудования и снаряжения, 33 воздушных судна.

      Порядка 500 единиц пожарной техники 70-90-х годов выпуска выработали эксплуатационный ресурс и подлежат списанию. За последние 5 лет приобретено только 305 пожарных автомобилей, при этом списана 621 единица техники.

      Материально-техническая оснащенность воинских частей гражданской обороны составляет 80 %, из которых 65 % требует обновления.

      С целью повышения уровня охвата обеспечением экстренной медицинской помощью аварийно-опасных участков республиканских дорог планируется дальнейшее расширение инфраструктуры трассовых медико-спасательных пунктов.

      Из 44 единиц медико-спасательного транспорта МЧС всего 11 оснащено медицинским оборудованием, соответственно, отсутствует возможность оказать экстренную медицинскую помощь в полном объеме, проводить отслеживание состояния здоровья пострадавшего на этапе эвакуации или транспортировки (из 40 единиц реанимобилей у 26 износ составляет 100 %, 14 единиц – 95 %). Отсутствует медико-спасательный транспорт, оснащенный аварийно-спасательным оборудованием для деблокировки пострадавших из поврежденного автотранспорта.

      Воздушные суда МЧС дислоцированы только в 14 крупных городах страны, что существенно сокращает возможность оперативного реагирования для оказания экстренной медицинской помощи, спасения пострадавших, решения специальных задач по переброске личного состава и оборудования к месту возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.

      На сегодняшний день на 63 действующих сейсмических станциях основная часть оборудования морально и физически устарела. Из-за отсутствия оборудования 6 сейсмических станций законсервировано, а 30 нуждается в модернизации. Материально-техническое оснащение составляет 25 % от нормы положенности.

      Охват населения страны техническими средствами оповещения составляет 40,9 % (1781 единица), на вооружении подразделений МЧС имеется 63 пульта управления с возможностью централизованного запуска 1615 сиренно-речевых устройств и трансляции звуковых сообщений. Мобильные комплексы оповещения населения применяются в 16 регионах страны из 20. Оснащенность цифровыми средствами связи достигает 40,2 % от общей потребности.

      По данным МЭПР оснащенность противопожарной техникой и оборудованием лесных учреждений областей составляет 66,3 %. В соответствии с нормами положенности требуется 4695 единиц малых лесопожарных комплексов, в наличии имеется 6143 единицы, из которых 2763 единицы или 45 % отработало свой срок эксплуатации. Подлежат списанию 334 патрульные машины из имеющихся 957 единиц (35 %), из 6221 трактора – 2801 (45 %).

      Наиболее слабо оснащены области: Атырауская – 24 %, Кызылординская – 33 %, Западно-Казахстанская – 47 %, Восточно-Казахстанская – 64 %.

      При борьбе с лесными пожарами наблюдается недостаточное количество пожарных автомобилей и оборудования, из имеющихся 6186 пожарных автомобилей 4714 единиц (45 %), из 6189 единиц противопожарного, лесопосадочного прицепного и навесного оборудования 4725 единиц (75 %) подлежат списанию.

      Низкое материально-техническое оснащение природоохранных учреждений, в частности, специальными транспортными средствами, пожарными автомобилями, тракторами с прицепным и навесным оборудованием, пожарно-наблюдательными вышками, отсутствие беспилотных аппаратов, роботизированной техники, систем раннего обнаружения лесных пожаров не позволяют в полной мере оперативно выявлять и приступать к тушению лесных пожаров в государственном лесном фонде.

      Проблемные вопросы:

      низкая материально-техническая оснащенность органов гражданской защиты, природоохранных и лесных учреждений;

      нехватка пожарно-наблюдательных вышек с установкой систем раннего обнаружения возгорания;

      недостаточность беспилотных летательных аппаратов, роботизированной техники;

      необходимость внедрения комплекса технических средств оповещения областей;

      нехватка специальной техники для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

      2. Трудовые ресурсы и социальное обеспечение

      Сотрудники органов гражданской защиты проходят службу и осуществляют свою деятельность в условиях повышенной физической и психологической нагрузки, сопряженной с постоянным риском для их жизни, здоровья, и находятся в круглосуточной боевой готовности.

      Для полноценного обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, проведения аварийно-спасательных и неотложных работ, повышения оперативного реагирования, оказания экстренной медицинской помощи необходимы увеличение штатной численности и предоставление социального пакета сотрудникам органов гражданской защиты.

      В соответствии с нормативами численности (приказы министерств внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, здравоохранения, индустрии и инфраструктурного развития) укомплектование трудовыми ресурсами за счет внутреннего перераспределения не представляется возможным ввиду недостаточной штатной численности действующих подразделений.

      Проблемные вопросы:

      отсутствие жилищных выплат;

      отсутствие подъемных пособий;

      текучесть кадров;

      отсутствие надбавок сотрудникам органов гражданской защиты и военнослужащим;

      недостаточная штатная численность.

      3. Строительство и реконструкция объектов МЧС

      Защиту территории страны от пожаров осуществляет 422 пожарных депо МЧС (из них 130 пожарных депо требует модернизации). Противопожарной защитой обеспечено 317 населенных пунктов, дополнительно требуется строительство 121 пожарного депо.

      Из 188 населенных пунктов (88 городов, 100 сел) с численностью населения от 10 тысяч человек и выше только в 150 имеется государственная противопожарная служба. Из 195 сельских населенных пунктов с численностью населения от 5 до 10 тысяч человек в 85 (44 %) государственная противопожарная служба отсутствует.

      Повышение доступности и качества туристских услуг, развитие мест туристского интереса, рост внешнего и внутреннего туристского потока способствуют формированию к нему безопасной инфраструктуры. Ввод в эксплуатацию новых спасательных станций на берегах озер и рек позволит своевременно обеспечить надлежащую безопасность постоянно проживающего населения, прибывающих в курортные зоны туристов и защиту курортных зон от чрезвычайных ситуаций.

      Курсанты, обучающиеся в Академии гражданской защиты МЧС, проживают в приспособленном здании общежития 1979 года постройки, не соответствующем санитарным нормам. Техническое состояние здания не позволяет полноценно разместить курсантов и наладить образовательный процесс.

      Проблемные вопросы:

      неразвитая инфраструктура противопожарной защиты и спасательных станций;

      несоответствие санитарным нормам объектов Академии гражданской защиты (износ – 100 %);

      недостаточность инфраструктуры трассовых медико-спасательных пунктов на наиболее аварийно-опасных участках республиканских дорог;

      отсутствие реновации объектов МЧС.

      Ожидаемые результаты:

      Сноска. Раздел с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 09.08.2024 № 641.

      Материально-техническое оснащение

      Оснащенность новейшей техникой, оборудованием, снаряжением, приобретение и использование беспилотных летательных аппаратов, роботизированных систем. Повышение экстренного и оперативного реагирования на все виды чрезвычайных ситуаций. Ранее обнаружение возгораний, уменьшение площади лесных пожаров, случаев незаконных рубок леса и как следствие снижение наносимого ущерба окружающей среде.

      Трудовые ресурсы и социальное обеспечение

      Внедрение дифференцированного поэтапного подхода по введению штатной численности и меры социальной защиты сотрудников органов гражданской защиты, военнослужащих МЧС.

      Строительство и реконструкция объектов МЧС

      Снижение угроз от чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности населения, объектов и территорий страны за счет строительства новых комплексов пожарных депо и водно-спасательных станций. Принимаемые меры позволят повысить уровень оказания экстренной медицинской помощи, своевременно провести аварийно-спасательные и неотложные работы.

      Введение объектов образовательной инфраструктуры, соответствующих современным санитарным нормам, благоприятно скажется на уровне подготовки спасателей и пожарных, тренировке навыков проведения аварийно-спасательных и неотложных работ.

№ п/п Наименование Форма завершения Срок исполнения Ответственные исполнители Объем финансирования (тыс.тенге) Источники финансирования

1

2

3

4

5

6

7

Ожидаемые результаты:
1) повышение уровня защищенности государственного лесного фонда от лесных пожаров на 40 %;
2) увеличение количества населенных пунктов, защищаемых подразделениями органов гражданской защиты (с 317 до 323), – от 82 % до 84 %;
3) снижение времени реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера с 15 мин до 13 мин;
4) увеличение зоны покрытия авиационной техникой (от 33 до 44 единиц) от 38,8 % до 51,8 %;
5) увеличение количества транспортных средств (с 3345 до 4274 единиц) от 66,8 до 85,3 %;
6) увеличение оснащенности оборудованием и снаряжением (от 216386 до 334433 единиц) от 44,4 % до 68,7 %;
7) доведение материально-технического оснащения природоохранных и лесных учреждений лесного хозяйства и животного мира до 100 %;
8) доведение охвата природоохранных учреждений системой раннего обнаружения лесных пожаров до 15 %;
9) увеличение охвата населения оповещением посредством внедрения современных технических средств информирования и оповещения (от 1714 до 4339 единиц) от 19 % до 49 %.

Укрепление материально-технической базы

1

Приобретение транспортных средств и специальной инженерной техники для выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

акт приема-передачи

2023 год

МЧС, МНЭ

9 714 120

РБ

2024 год

37 854 371

2025 год

23 033 154

2026 год

22 599 721

2027 год

19 241 194

2

Приобретение оборудования для защиты населения, предупреждения (в том числе обследование и мониторинг) и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

акт приема-передачи

2023 год

МЧС, МНЭ

377 700

РБ

2024 год

10 896 999

2025 год

10 064 549

2026 год

9 665 238

2027 год

6 730 099

3

Приобретение снаряжения для выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе беспилотных летательных аппаратов, роботизированной техники

акт приема- передачи

2023 год

МЧС, МНЭ

1 719 200

РБ

2024 год

3 488 307

2025 год

4 098 466

2026 год

2 884 654

2027 год

3 600 334

4

Приобретение авиационной техники для выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе используя механизм финансового лизинга

акт приема-передачи

2024 год

МЧС, МПС, МНЭ

110 881 076

РБ

2025 год

19 361 552

2026 год

19 361 552

2027 год

57 999 380

5

Материально-техническое обеспечение природоохранных учреждений (приобретение специальных транспортных средств и приспособлений, пожарно-наблюдательных вышек с установкой систем раннего обнаружения пожаров)
 

акт приема-передачи

2023 год

МЭПР, МНЭ

13 373 668

РБ

2024 год

9 113 299

2025 год

8 680 367

2026 год

8 987 630

2027 год

8 202 451

акт приема-передачи

2023 год

МИО

-

РБ

2024 год

7 578 584

2025 год

6 332 916

2026 год

3 972 582

2027 год

2 314 255

Трудовые ресурсы и социальное обеспечение

6

Осуществление жилищных выплат сотрудникам органов гражданской защиты, которым присвоены специальные звания, с учетом подходов, выработанных межведомственной рабочей группой, созданной распоряжением Премьер-Министра от 10 февраля 2023 года № 27

осуществление выплат согласно НПА

2023 год

МЧС, МНЭ

-

РБ

2024 год

11 440 084

2025 год

22 880 167

2026 год

22 880 167

2027 год

22 860 167

7

Выплата подъемных пособий сотрудникам органов гражданской защиты, которым присвоены специальные звания, при перемещении по службе, связанном с переездом в другую местность, а также возмещение затрат за перевозку собственного имущества

осуществление выплат согласно НПА

2023 год

МЧС, МНЭ

117 132

РБ

2024 год

117 619

2025 год

118 016

2026 год

118 016

2027 год

118 016

8

Льготное исчисление срока службы сотрудников органов гражданской защиты, которым присвоены специальные звания, и военнослужащих при выполнении задач в период действия военного или чрезвычайного положения, проведении антитеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, а также в местности, где объявлена чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера, в размере трехкратного денежного содержания и исчисление стажа из расчета один день за три

льготное исчисление согласно НПА

2023 год

МЧС, МНЭ

756 152

РБ

2024 год

756 152

2025 год

767 111

2026 год

767 111

2027 год

767 111

9

Введение доплаты спасателям за работу, связанную с рисками угрозы причинения вреда здоровью и жизни, – 70 % от должностного оклада

осуществление выплат согласно НПА

2023 год

МЧС, МТСЗН, МНЭ, МЗ

2 047 874

РБ

2024 год

2 438 543

2025 год

2 905 794

2026 год

2 905 794

2027 год

2 905 794

10

Проработка вопроса увеличения штатной численности для вновь вводимых в эксплуатацию объектов и укомплектования малочисленных пожарных частей

предложения в Аппарат Правительства Республики Казахстан

2023 – 2024 годы

МЧС, МНЭ

-

-

Строительство и реконструкция объектов МЧС

11

1) Строительство объектов:
модульных и типовых пожарных депо;
модульных зданий оперативно-спасательных подразделений;
объектов Академии гражданской защиты;
селезащитных сооружений;
2) создание трассовых медико-спасательных пунктов;
3) реконструкция объектов МЧС

акт ввода в эксплуатацию

2023 год

МЧС, МНЭ

61 580

РБ

2024 год

7 092 647

2025 год

40 683 211

2026 год

40 560 081

2027 год

1 368 001

12

Капитальный ремонт объектов МЧС

акт ввода в эксплуатацию

2023 год

МЧС

1 138 709

РБ

2024 год

43 733

2025 год

4 459

2026 год

11 754

2027 год

-

      Примечания:

      * объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, будут уточняться при формировании и уточнении республиканского бюджета на соответствующий плановый период с учетом прогнозных параметров социально-экономического развития страны и возможностей доходной части республиканского бюджета. При этом расходы могут корректироваться исходя из актуальных расчетов, приоритетов и стоимостей предлагаемых мероприятий на соответствующие годы.

      Объемы финансирования, тысяч тенге

Источник финансирования

2023

2024

2025

2026

2027

Итого

Республиканский бюджет

29306135

201701415

138929
762

134714300

126106802

630758414

Всего

29306135

201 701415

138929
762

134714300

126106802

630758414


      Расшифровка аббревиатур:

МЗ

- Министерство здравоохранения Республики Казахстан

МТСЗН

- Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

МИО

- местные исполнительные органы

МПС

- Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан

НПА

- нормативный правовой акт

РБ

- республиканский бюджет

МЧС

- Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

МНЭ

- Министерство национальной экономики Республики Казахстан

МЭПР

- Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.