О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 270 "Об утверждении Концепции развития сельских территорий Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2023 года № 539.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 270 "Об утверждении Концепции развития сельских территорий Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы" следующие изменения и дополнения:

      в Концепции развития сельских территорий Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы, утвержденной указанным постановлением:

      в разделе "2. Анализ текущей ситуации":

      дополнить после части седьмой частями восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой следующего содержания:

      "Кроме того, были реализованы отдельные программные документы в отношении приграничных территорий. В 2014 – 2020 годах был реализован комплекс мер по развитию приграничных районов Республики Казахстан на 2014 – 2020 годы.

      С 2017 года реализуется План мероприятий по развитию приграничных территорий Алматинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Туркестанской областей.

      Меры в рамках данных документов были направлены на решение вопросов развития экономики, инфраструктуры, туризма, приграничной торговли, создания рабочих мест, обустройства мест пересечения Государственной границы и другое.

      Вместе с тем как показывает анализ текущей ситуации, вопросы развития приграничных территорий сохраняют свою актуальность. Не полностью решены вопросы по состоянию автомобильных дорог, износу объектов социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Требуют решения вопросы обеспечения занятости жителей приграничных территорий, в том числе молодежи.";

      часть одиннадцатую дополнить подпунктом 9) следующего содержания:

      "9) стратегический сельский населенный пункт – сельский населенный пункт, расположенный на расстоянии до 25 км от Государственной границы Республики Казахстан.";

      дополнить подразделом "2.6-1. Развитие приграничных территорий" следующего содержания:

      "2.6-1. Развитие приграничных территорий

      В настоящее время 14 областей граничит с территориями Российской Федерации (далее – РФ), Китайской Народной Республики (далее – КНР), Узбекистана, Кыргызстана и Туркменистана.

      На приграничных территориях расположено 65 районов с численностью населения 3,4 млн человек.

      Непосредственно в приграничной полосе на расстоянии до 50 км от Государственной границы расположено 1283 приграничных СНП, в которых проживает 1,7 млн чел.

      Из 1283 приграничных СНП 213 является опорными, 518 – спутниковыми, 216 – стратегическими и 336 – прочими СНП.

      Кроме того, в приграничных зонах расположено 9 малых городов с населением 220,7 тыс. чел. (Жаркент, Зайсан, Сарыагаш, Шардара, Шемонаиха, Мамлютка, Булаев, Жетысай, Житикара).

      Уровень обеспеченности в некоторых сельских населенных пунктах на приграничных территориях объектами и услугами (благами) согласно системе региональных стандартов не превышает 50 %.

      С учетом географического расположения и экономического потенциала приграничные территории условно разделены на три типа:

      1) северные приграничные территории – районы, граничащие с РФ (районы в Актюбинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Атырауской, Западно-Казахстанской областях);

      2) восточные приграничные территории – районы, граничащие с КНР (районы в Алматинской, Восточно-Казахстанской областях и областях Жетісу и Абай);

      3) южные и юго-западные приграничные территории – регионы, граничащие с Кыргызстаном и Узбекистаном (районы в Жамбылской и Туркестанской областях), Узбекистаном и Туркменистаном (районы в Актюбинской, Мангистауской и Кызылординской областях).

      В целом за последние 3 года в 45 из 65 (69 %) приграничных районов Казахстана наблюдается сокращение численности населения. Основными причинами являются низкие доходы населения, неудовлетворительный уровень качества жизни людей, слабая транспортная доступность (в отдельных районах), а также недостаточная обеспеченность социальной и инженерно-дорожной инфраструктурой.

      Демографическая ситуация северных приграничных территорий за последние 3 года характеризуется сокращением численности населения (на 35,8 тыс. чел.), в том числе за счет сохранения отрицательных показателей миграции.

      Плотность населения в данных регионах в среднем не превышает 3,3 чел. на один кв.км и более чем в 2 раза ниже среднереспубликанского (среднее по РК – 7 чел. на один кв.км), что вызвано наличием больших территорий земель сельскохозяйственного назначения.

      Демографическая ситуация в восточных приграничных районах характеризуется сокращением численности населения за последние 3 года на 20,4 тыс. чел. за счет внутренней миграции в другие города и районы.

      Плотность населения в приграничных с КНР районах ниже среднего по стране и составляет в среднем 5,5 чел. на один кв. км (среднее по РК – 7 чел. на один кв. км). В отдельных отдаленных приграничных районах данный показатель составляет 0,6 чел. на кв.км.

      Одними из главных причин депопуляции территории приграничных с КНР районов являются упразднение в 1997 году отдельных приграничных районов (Нарынкольского, Катон-Карагайского, Маркакольского, Тарбагатайского, Маканчинского и др.) и перенос районных центров вглубь территории страны.

      Демографическая ситуация южных и юго-западных приграничных территорий за последние 3 года характеризуется увеличением численности населения на 21,7 тыс. чел., в том числе за счет высоких показателей рождаемости. Плотность населения составляет в среднем 34,5 чел. на один кв. км.

      Экономика всех приграничных территорий характеризуется недостаточным использованием природно-ресурсного и туристического потенциала, монопрофильностью структуры, слабой активностью субъектов малого и среднего предпринимательства в использовании трансграничных факторов, в целом слабой интеграцией с международной экономической системой.

      Одной из основных отраслей экономики приграничных территорий является сельское хозяйство, доля которого в структуре экономики составляет 31,6 % (по республике – 5,1 %). Площадь сельхозугодий приграничных территорий составляет 41,1 млн га, поголовье скота (КРС, лошади, верблюды, птица и т.д.) – 20,1 млн голов.

      За 2020 – 2022 годы объем промышленной продукции приграничных районов составил 16,2 трлн тенге (доля в общереспубликанском объеме – 31,4 %). При этом за 2022 год в 19 из 65 приграничных районов наблюдается отрицательная динамика данного показателя (по республике рост составил 1,1 %).

      Объем инвестиций в основной капитал приграничных районов увеличился с 1475,8 млрд тенге до 2048,3 млрд тенге или на 39 % (по республике рост составил – 23 %). Между тем по 11 из 65 приграничных районов зафиксировано снижение инвестиций на сумму 78 млрд тенге.

      Размер среднемесячной заработной платы составляет 229,3 тыс. тенге, что в 1,3 раза ниже республиканского значения (309,8 тыс. тенге). Уровень безработицы – в среднем 4,6 % (по республике – 4,9 %).

      Имеются проблемы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, такие как высокие транспортные и логистические расходы, неразвитость дорожной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей общие условия для осуществления предпринимательской деятельности.

      Несмотря на принимаемые государством меры в приграничных районах не в полной мере созданы условия для развития предприятий сельского хозяйства и промышленности. Количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2022 года составило 264,5 тыс. единиц или около 14 % от общего количества по стране, при этом по 3 приграничным районам наблюдается снижение (по республике рост составил 27 %).

      Практически во всех приграничных областях имеется потенциал развития туризма. Между тем, туристическая деятельность в приграничных территориях остается ориентированной преимущественно на внутренний туризм ввиду неразвитости туристских маршрутов и туристской инфраструктуры. Доходы от туристической отрасли не превышают 3 % в общей структуре экономики приграничных территорий.

      Большая удаленность ряда приграничных районов и неудовлетворительное состояние дорожной инфраструктуры являются главными причинами их слабой транспортной связанности с центрами экономического роста.

      Так, в приграничных районах доля автомобильных дорог местного значения, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в 2022 году составила более 6 тыс. км.

      9 приграничных районов не имеет круглогодичного автобусного сообщения с административными центрами областей.

      На протяжении последних трех лет в приграничных СНП количество людей в очереди за жильем сохраняется на уровне 50 тыс. человек.

      Требуют улучшения показатели жилищно-коммунальной инфраструктуры в приграничных районах страны. В ряде районов износ сетей водоснабжения превышает 70 %, электроснабжения – 60 %.

      На сегодня из 1283 приграничных СНП доступ к услугам водоснабжения имеет 1157 СНП или 90 %.

      Количество газифицированных приграничных СНП составляет 617 единиц или 48,1 %.

      Во многих приграничных СНП отмечается низкое качество услуг мобильной связи, сети Интернет и почты. Кроме того, доступность государственных услуг для населения ряда приграничных СНП осложняется из-за большой удаленности от районных центров.

      Отдельного внимания требуют вопросы развития инфраструктуры пограничных пунктов пропуска. Всего в приграничных районах организовано 52 автомобильных пункта пропуска. Отсутствие современной инфраструктуры пунктов пропуска и прилегающих к ним автомобильных дорог не позволяет в полной мере реализовать транзитный и туристический потенциал многих приграничных территорий.

      В сферах образования и здравоохранения сохраняются проблемы дефицита квалифицированных кадров, низкий уровень материально-технической базы и качества оказываемых услуг. По данным за 2022 год 374 и 256 приграничных СНП не обеспечено объектами образования и здравоохранения, соответственно. В аварийном состоянии находится 31 объект.

      Аналогичная ситуация и в сфере культуры и спорта. В настоящее время 671 СНП не обеспечен спортивными объектами, 715 СНП – объектами культуры, 33 объекта культуры и спорта находится в аварийном состоянии.";

      раздел "3. Обзор международного опыта" дополнить частями тридцать шестой, тридцать седьмой, тридцать восьмой, тридцать девятой, сороковой, сорок первой, сорок второй, сорок третьей, сорок четвертой, сорок пятой, сорок шестой, сорок седьмой, сорок восьмой, сорок девятой, пятидесятой, пятьдесят первой и пятьдесят второй следующего содержания:

      "Многие страны принимают стратегические и программные документы, направленные на развитие и реализацию географического потенциала приграничных территорий. Приграничное местоположение и специфические особенности приграничных территорий при определенных условиях могут дать импульс развитию даже неперспективным регионам. Наибольшего успеха в этом направлении достигли страны Европейского Союза (далее – ЕС), Мексика, Китай, РФ и другие страны.

      Большой интерес для изучения представляет опыт стран ЕС в развитии периферийных приграничных территорий. Действует программа европейского трансграничного сотрудничества Interreg. Повышение качества жизни жителей приграничных районов достигается за счет инвестирования в инновации, систему здравоохранения, образования, создания рабочих мест и повышения мобильности населения.

      В части развития трансграничных маршрутов для повышения мобильности населения практический интерес представляет опыт взаимодействия провинции Северный Рейн-Вестфалия (Германия) и Маастрихт (Нидерланды). В целях развития интеграции между регионами бы принят ряд инициатив, в том числе по развитию железнодорожного, автомобильного транспорта, трансграничных туристических маршрутов, цифровизации и внедрению умных технологий. В результате принятых мер регион превратился из депрессивной периферии в один из процветающих районов Европейского Союза.     

      В Чешской Республике и Польше программа сотрудничества Interreg направлена на поддержку занятости и реализацию потенциала туристической отрасли. В рамках программы в приоритетном порядке финансируются проекты по совместному управлению рисками, использованию природно-ресурсного и туристического потенциала для поддержки занятости, развитию системы образования и повышению квалификации сельчан, и сотрудничеству между учреждениями и сообществами.

      В Мексике и США для решения экологических проблем приграничных территорий действует совместная программа "Граница 2025".

      Основными целями программы являются сокращение загрязнения воздуха, улучшение качества воды, содействие устойчивому управлению материалами и отходами, а также очистке территорий, улучшение совместной готовности и реагирование на опасные экологические и чрезвычайные ситуации.

      Меры по уменьшению загрязнения воздуха включают совместные меры по созданию сетей мониторинга воздуха, повышению качества и обмена данными о выбросах, сокращению выбросов транспортных средств, развертыванию стратегии и технологии для сокращения выбросов загрязняющих веществ, а также борьбе с изменением климата.

      Целесообразными для применения в Казахстане являются меры Программы по улучшению качества воды. В частности, решение проблем управления пограничными водами включает мероприятия по строительству очистных сооружений в бассейне реки Тихуана, улучшению инфраструктуры питьевой воды и очистки сточных вод, улучшению эксплуатации и технического обслуживания инфраструктуры водоснабжения и водоотведения.

      Сотрудничество в области содействия устойчивому управлению материалами и отходами, а также очистке территорий направлено на обмен опытом, разработку методов по управлению отходами, развитие знаний по работе полигонов твердых бытовых отходов, а также уменьшение загрязнения морской среды.

      Меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций включают обновление совместных планов, подготовку персонала аварийно-спасательных служб и другое.

      В КНР с 2000 года реализуется политика возрождения приграничных районов и улучшения жизни их жителей (RBAERL –RevitalizeBorderAreasandEnrichResidents'LivesPolicy). Инициатива была нацелена на повышение благосостояния населения, развитие приграничных территорий, укрепление добрососедства с другими странами.

      С начала реализации политика RBAERL охватила 136 приграничных округов, расположенных в приграничных регионах страны. Предусмотренные меры включали инвестиции в инфраструктуру, поддержку предпринимательства, повышение доступности образовательных и медицинских услуг.

      В Индии действует Программа развития приграничных территорий (BorderAreaDevelopmentProgramme), направленная на удовлетворение особых потребностей в развитии и благополучие людей, живущих в отдаленных и труднодоступных районах вблизи международной границы. Программа также нацелена на интеграцию отдаленных приграничных территорий с внутренними районами за счет развития необходимой инфраструктуры. Акцент делается на реализации проектов по развитию базовой инфраструктуры, инфраструктуры здравоохранения, образования, сельского хозяйства и водных ресурсов, обеспечению доступа к финансовым услугам и развитию навыков.

      Программа охватывает 396 кварталов 111 приграничных округов в 16 штатах и 2 союзных территориях. Кроме того, программа охватывает села, поселки и городские районы, расположенные в пределах 10 км от международной границы.

      В РФ действует Концепция развития приграничных территорий субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

      В документе основной акцент сделан на следующих направлениях:

      определение особого статуса территорий приграничных муниципальных образований;

      создание условий для закрепления и привлечения населения;

      создание условий для развития инфраструктуры в приграничных населенных пунктах и повышение качества услуг в социальной сфере;

      развитие системы защиты от чрезвычайных ситуаций приграничных населенных пунктов;

      создание условий для развития экономики;

      устойчивое развитие сельскохозяйственного производства;

      реализация туристического потенциала;

      развитие приграничного сотрудничества;

      развитие пограничной инфраструктуры, а также транспортных коридоров.

      В рамках Концепции для населения дальневосточных приграничных территорий предусмотрены такие меры поддержки, как предоставление доступного жилья, единовременные пособия и покрытие транспортных расходов для молодых специалистов, материнский (семейный) капитал при рождении (усыновлении) 3-го и последующих детей, бесплатное предоставление земельных участков для строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства и другие.";

      В разделе "4. Видение развития сельских территорий в Республике Казахстан":

      Дополнить частью тринадцатой следующего содержания:

      "В рамках ее реализации будут также приняты меры по развитию приграничных территорий, направленные на снижение оттока населения, создание комфортных условий для жизни, придание нового импульса их экономическому развитию, в том числе решение жилищно-бытовых вопросов, включая повышение ценовой доступности жилья.";

      подраздел "Основные принципы и подходы развития сельских территорий" дополнить частью следующего содержания:

      "Реализация политики развития приграничных территорий также основана на данных принципах.";

      в подразделе "Подход 1. Сокращение диспропорций в предоставлении базовых услуг за счет развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры" части четырнадцатую и пятнадцатую исключить;

      в подразделе "Подход 3. Институциональное обеспечение развития сельских территорий":

      части третью, четвертую, пятую, шестую и седьмую исключить;

      часть восьмую изложить в следующей редакции:

      "В рамках расширения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления на IV уровень бюджета будут переданы дополнительные виды налогов и платежей (плата за пользование водными ресурсами; лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности; плата за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности (по хранению и реализации алкогольной продукции).";

      дополнить частью девятой следующего содержания:

      "Кроме того, будет рассмотрен вопрос наделения акимов сельских округов дополнительными функциями и полномочиями.";

      часть двадцать вторую исключить;

      дополнить подразделом "Подход 4. Развитие приграничных территорий" следующего содержания:

      "Подход 4. Развитие приграничных территорий

      В целом меры по развитию приграничных территорий будут направлены на создание условий для развития конкурентных преимуществ в сферах сельского хозяйства, промышленности, реализации туристского и транспортно-логистического потенциала, развития малого и среднего предпринимательства, дорожной, социальной и инженерной инфраструктуры, улучшения демографической ситуации и развития человеческого капитала.

      С учетом особенностей и потенциала развития приграничных территорий меры государственной поддержки будут направлены:

      по регионам северных приграничных территорий – на стимулирование миграции населения из южных и юго-западных трудоизбыточных регионов страны, строительство доступного жилья и инженерной инфраструктуры, повышение производительности сельского хозяйства, пересмотр системы оплаты труда и другое;

      по регионам восточных приграничных территорий – на дальнейшее развитие административно-территориального устройства, реализацию туристского и транспортно-логистического потенциала, развитие малого и среднего предпринимательства, создание малых индустриальных зон, пересмотр системы оплаты труда и другое;

      по регионам южных и юго-западных приграничных территорий – на развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных (потребительских) кооперативов, развитие человеческого капитала через модернизацию социальной инфраструктуры.

      Для повышения привлекательности приграничных территорий крайне важно обеспечить развитие сферы экономики и создание новых рабочих мест.

      Это включает в себя мероприятия по стимулированию и поддержке развития сельскохозяйственного производства, новых производств, международного туризма, трансграничных транспортных коридоров и развитию приграничного сотрудничества.

      Будут разработаны дополнительные меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в приграничных территориях.

      В частности, будет рассмотрена возможность приоритетной поддержки проектов, реализуемых в приграничных СНП. В рамках инструментов поддержки развития предпринимательства будут предусмотрены фиксированные квоты при распределении бюджетных средств на микрокредитование и гарантирование проектов.

      Кроме этого, будет выделяться грантовое финансирование начинающим предпринимателям на реализацию проектов, способствующих кластеризации (созданию сети взаимосвязанных предприятий в смежных секторах и подсекторах – туризм, сельское хозяйство и др.) экономики приграничных районов.

      В целях повышения доступности кредитных ресурсов для предпринимателей будет разработан комплекс мероприятий по расширению присутствия институтов развития и финансовых институтов в приграничных районах.

      Перспективным инструментом финансирования инвестиционных проектов является государственная поддержка создания и развития инфраструктуры индустриальных и промышленных зон.

      Благоприятными территориями для таких проектов могут стать приграничные малые города, где имеется доступ к рабочей силе, рынкам сбыта, а также инженерно-коммуникационной инфраструктуре. Перспективными направлениями деятельности для таких зон являются транспорт и логистика, производство продуктов питания и переработка сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов и другое.

      В рамках реализации Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021–2030 годы будут предусмотрены дополнительные меры государственной поддержки, направленные на модернизацию и развитие агропромышленного сектора приграничных территорий.

      Будет продолжена реализация проекта "Ауыл – Ел бесігі" по развитию инфраструктуры приграничных СНП, что позволит значительно улучшить качество жизни в приграничных территориях. В рамках проекта предусматриваются мероприятия по финансированию строительства и реконструкции объектов социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, соцобеспечение), инженерной и дорожной инфраструктуры.

      Обеспечение потребности жителей приграничных СНП в объектах инженерной и социальной инфраструктуры будет осуществляться за счет смещения приоритетов в сторону увеличения расходов, предусмотренных отраслевыми программными документами в сфере развития инфраструктуры и повышения качества государственных услуг в приграничных СНП.

      Будут приняты меры по развитию жилищно-коммунальной инфраструктуры. В частности, будет продолжена работа по строительству и реконструкции сетей водо-, электро-, тепло- и газоснабжения, в результате которой планируется снизить показатели износа сетей на 3-5 % ежегодно.

      126 приграничных СНП, не имеющих доступа к услугам водоснабжения, будет охвачено мерами по обеспечению водой. Кроме того, будут проведены мероприятия по развитию и обустройству 52 пограничных автомобильных пунктов пропуска, а также строительству, реконструкции и ремонту дорог республиканского и местного значения.

      При этом будет рассмотрен вопрос установления адресной помощи для снижения расходов по электроэнергии для лиц, проживающих в приграничных населенных пунктах со сложными природно-климатическими условиями.

      Особое внимание будет уделено развитию транспортной инфраструктуры. В целях повышения транспортной доступности приграничных СНП продолжится реализация проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог местного значения.

      Уполномоченным органом в сфере индустриально-инновационного развития будет принят комплекс мер по улучшению инфраструктурной связанности приграничных СНП с районными и областными центрами областей.

      В целях обеспечения жильем постоянно проживающего в приграничных СНП населения будет использован механизм субсидирования затрат работодателей, построивших жилье для своих работников, а также строительства местными исполнительными органами и выкупа арендного жилья у частных застройщиков.

      Продолжится работа по подведению инженерно-коммуникационной инфраструктуры к неосвоенным новым земельным участкам под индивидуальное жилищное строительство в приграничных СНП.

      Уполномоченным органом в сфере индустриально-инновационного развития совместно с АО "Жилищный строительный сберегательный банк "Отбасы банк" будут разработаны и внедрены новые механизмы по повышению доступности жилья в приграничных районах страны.

      В целях снижения миграционного оттока населения и привлечения трудовых мигрантов из трудоизбыточных регионов в приграничных населенных пунктах трудодефицитных областей будет рассмотрена возможность предоставления земельных участков в безвозмездное пользование с последующим их предоставлением в собственность.

      При этом в целях улучшения демографической ситуации в приграничных территориях трудодефицитных областей будут выработаны предложения по пересмотру перечня регионов расселения кандасов (с исключением из перечня Акмолинской, Атырауской, Западно-Казахстанской областей) и перечня регионов прибытия для переселенцев (с исключением из перечня областей, не являющихся приграничными) в сторону сокращения.

      Будет проработан вопрос внедрения до 50 % сельской надбавки к окладу по востребованным специальностям бюджетных организаций за работу в отдаленных северных и восточных приграничных сельских округах трудодефицитных областей.

      Для жителей отдаленных приграничных сельских округов с экстремальными природно-климатическими условиями (отопительный сезон 9 месяцев), осуществляющих трудовую деятельность по востребованным специальностям в бюджетных организациях, будет рассмотрена возможность по их социальному и трудовому обеспечению.

      Развитие социальной инфраструктуры приграничных СНП будет направлено на модернизацию материально-технической базы объектов образования, медицинских учреждений, спортивных объектов и учреждений культуры.

      В приграничных СНП будет построено более 1,4 тыс. объектов в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта.

      Приграничные СНП будут обеспечены отечественными телеканалами цифрового эфирного теле- и радиовещания, а также широкополосным доступом к сети Интернет.

      В приграничных малочисленных сельских населенных пунктах будет обеспечена поддержка существующей инфраструктуры и базовых услуг.

      Отдельное внимание будет уделено повышению административно-территориальной значимости приграничных районов. Преимущественно это коснется вопросов восстановления статуса бывших сельских районов, граничащих с КНР (Катон-Карагайский, Большенарымский, Курчумский, Маркакольский, Маканчинский и другие).

      В рамках Концепции развития туристической отрасли Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы будут реализованы меры по созданию и развитию инфраструктуры туризма, логистики. В целях повышения транспортной доступности туристических объектов будут реконструирован ряд республиканских автомобильных дорог и увеличен парк железнодорожных вагонов.

      В приграничных регионах будут разработаны дорожные карты развития туризма.

      Кроме того, будут реализованы меры, направленные на обеспечение благоприятного климата, повышение качества сервиса и развитие цифровизации.";

      раздел "5. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты к 2027 году" изложить в следующей редакции:

      "Целевые индикаторы:

      1. Доля сельского населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, – 5,8 % (3-квартал 2022 года – 7,3 %).

      2. Уровень безработицы в сельской местности – 4,2 % (4-квартал 2022 года – 4,9 %).

      3. Обеспеченность сельских населенных пунктов услугами водоснабжения – 100 % (2022 год – 94,5 %).

      4. Доля пользователей сети Интернет в сельской местности – 97 % (2022 год – 91,7 %).

      5. Доведение доли местных дорог (областного и районного значения) до нормативного состояния – 95 % (2022 год – 86 %).

      6. Численность населения приграничных районов – 4,0 млн чел. (2022 год – 3,4 млн чел.).

      7. Рост инвестиций в основной капитал приграничных районов – 80 % (2022 год – 27 %).

      8. Создание постоянных рабочих мест в приграничных районах – 54 тыс. чел. (2022 год – 44,5 тыс. чел.).

      Достижение установленных индикаторов устойчивого развития сельских территорий будет обеспечиваться посредством постоянного мониторинга и закрепления персональной ответственности руководителей местных исполнительных органов в рамках системы проектного управления.

      Ожидаемые результаты по итогам 2027 года:

      модернизация инфраструктуры 3,5 тыс. сельских населенных пунктов с потенциалом развития (90 % сельского населения страны);

      систематизация комплекса мер, направленных на поддержку и развитие сельских территорий;

      ожидаемая продолжительность жизни – 73,5 лет (2021 год – 70,8 лет).

      В сельской местности будет осуществлен ввод 655 объектов здравоохранения, 183 школ и 100 спортивных сооружений.

      Будет построено и отремонтировано 650 объектов культуры.

      В приграничных районах снизится миграционный отток населения, будет обеспечен рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, созданы условия для реализации туристического потенциала приграничных территорий.

      Мероприятия по реализации Концепции будут осуществлены в соответствии с Планом действий по реализации Концепции развития сельских территорий Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы согласно приложению к настоящей Концепции.";

      в Плане действий по реализации Концепции развития сельских территорий Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы:

      пункты 11, 12 и 47 исключить;

      дополнить разделом 4 следующего содержания:

      "4. Развитие приграничных территорий

4. Развитие приграничных территорий

Целевые индикаторы
Численность населения приграничных районов к 2027 году – 4,0 млн чел. (2023 год – 3,45 млн чел., 2024 год – 3,56 млн чел., 2025 год – 3,65 млн чел., 2026 год – 3,79 млн чел.).
Рост инвестиций в основной капитал приграничных районов к 2027 году – 80 %
(2023 год – 37 %, 2024 год – 48 %, 2025 год – 59 %, 2026 год – 70 %).

50.

Строительство, реконструкция и ремонт социальной, инженерной инфраструктуры, а также обеспечение жильем и земельными участками в приграничных районах

акты ввода в эксплуатацию,
отчет в МНЭ

декабрь
2023-2027 годов

акиматы областей, МИИР

51.

Строительство, реконструкция и ремонт дорог республиканского и местного значения

акты ввода в эксплуатацию, отчет в МНЭ

декабрь
2023-2027 годов

МИИР, акиматы приграничных областей

52.

Предоставление грантов жителям приграничных населенных пунктов на поддержку бизнес-инициатив, в том числе в сфере сельского хозяйства

отчет
в МНЭ

декабрь
2023-2027 годов

МНЭ, НПП РК "Атамекен"
(по согласованию), акиматы приграничных областей

53.

Принятие комплекса мер по созданию условий для развития туризма и трансграничных туристических маршрутов

Дорожная карта

август 2023 года

МКС, МНЭ, акиматы приграничных областей

54.

Проработка вопроса введения надбавки к заработной плате жителям отдаленных приграничных сельских округов и особых норм подсчета трудового стажа для жителей отдаленных приграничных районов с экстремальными природно-климатическими условиями

отчет в Правительство
Республики Казахстан

август 2023 года

МТСЗН, МНЭ, МФ, акиматы областей

55.

Обеспечение качественным Интернетом и сотовой связью в приграничных населенных пунктах

акты ввода в эксплуатацию

декабрь
2023-2027 годов

МЦРИАП, акиматы областей

56.

Реализация мероприятий по развитию и обустройству инфраструктуры пунктов пропусков

акты ввода в эксплуатацию,
отчет в МНЭ

декабрь
2023-2027 годов

акиматы областей
 

57.

Проведение модернизации и технического оснащения в автомобильных пунктах пропуска на казахстанско-китайской, казахстанско-узбекской и казахстанско-туркменской границах

отчет
в МНЭ

февраль
2024-2027 годов

МФ, МИИР, ПС КНБ
(по согласованию), акиматы области Абай, Восточно-Казахстанской, Алматинской, Туркестанской, Мангистауской областей

58.

Проработка вопроса установления фиксированных квот для приграничных населенных пунктов при распределении бюджетных средств и расширения присутствия институтов развития и финансовых институтов в приграничных районах

отчет
в МНЭ

декабрь
2023-2027 годов

МНЭ, НПП РК "Атамекен"
(по согласованию), акиматы приграничных областей

59.

Проработка вопроса переселения жителей из трудоизбыточных регионов в приграничные населенные пункты с предложением пересмотра перечня регионов расселения кандасов

отчет в Правительство
Республики Казахстан

август 2023 года

МТСЗН, МНЭ, МФ, акиматы областей

      ";

      "Примечание" изложить в следующей редакции:

      "Примечание: расшифровка аббревиатур:

      ФУРСТ – фонд устойчивого развития сельских территорий

      МИОР – Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан

      НПП РК "Атамекен" – Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен"

      МСХ – Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

      АО "ФРП "Даму" – акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму"

      МТСЗН – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

      МИО – местные исполнительные органы

      МИИР – Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

      АО "Казпочта" – акционерное общество "Казпочта"

      МФ – Министерство финансов Республики Казахстан

      МКС – Министерство культуры и спорта Республики Казахстан

      МП – Министерство просвещения Республики Казахстан

      МТИ – Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан

      МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

      ПС КНБ – Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан

      МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан

      МЦРИАП – Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

      МВД – Министерство внутренних дел Республики Казахстан

      АО "ИЭИ" – акционерное общество "Институт экономических исследований"

      МЭ – Министерство энергетики Республики Казахстан

      МЭПР – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан.".

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Смаилов

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.