Об утверждении Программы финансирования проектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2024 – 2029 годы

Обновленный

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2024 года № 607.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Программу финансирования проектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2024 – 2029 годы.

      2. Министерству национальной экономики Республики Казахстан заключить с акционерным обществом "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", в том числе компаниями, входящими в группу холдинга (далее – финансирующие организации), соответствующее соглашение об утверждении с установленной периодичностью тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, покрывающих кредитные обязательства субъектов естественных монополий (в течение всего срока займа).

      3. Финансирующим организациям (по согласованию) осуществлять финансирование проектов субъектов естественных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства независимо от влияния на финансово-хозяйственную деятельность финансирующих организаций.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
О. Бектенов

  Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 25 июля 2024 года № 607

Программа финансирования проектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2024 – 2029 годы

      Содержание

      1. Паспорт Программы.

      2. Введение.

      3. Анализ текущей ситуации.

      4. Цель, задача, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы.

      5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры.

      6. Необходимые ресурсы.

Раздел 1. Паспорт Программы

Наименование

Программа финансирования проектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2024 – 2029 годы (далее – Программа)

Основание для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 26 ноября 2022 года № 2 "О мерах по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан "Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда";
постановление Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года № 736 "Об утверждении Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2029 годы"

Ответственный за разработку

Министерство национальной экономики Республики Казахстан (далее – МНЭ)

Государственные органы и организации, ответственные за реализацию Программы

Центральные государственные органы, акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (далее – холдинг), в том числе компании, входящие в группу холдинга (по согласованию)

Цель

Строительство и модернизация (реконструкция, капитальный ремонт) инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии, в рамках инвестиционных программ субъектов естественных монополий (далее – СЕМ)

Задача

Повышение уровня развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры в стране путем финансирования строительства и модернизации (реконструкции, капитального ремонта) инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии

Срок реализации

2024 – 2029 годы

Целевые индикаторы

Достижение следующих целевых индикаторов:
снижение показателя износа инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии, ежегодно в среднем на 2-3 % в зависимости от СЕМ и регулируемых услуг

Источники и объемы финансирования

Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета (далее – РБ) и средств финансирующих организаций

      Примечание:

      Выполнение целевых индикаторов Программы будет зависеть от объемов финансирования Программы на соответствующие финансовые годы и количества профинансированных СЕМ.

Раздел 2. Введение

      Согласно Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2029 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года № 736, будут приняты меры, направленные на обновление и наращивание жилищного фонда, модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры. Внедряемые интеллектуальные системы и цифровые технологии будут направлены на удовлетворение основных ожиданий и интересов населения страны и способствовать повышению равного доступа к базовым услугам жизнедеятельности.

      В настоящих реалиях особую важность приобретает консолидация усилий государственных органов, а также средств РБ, международных финансовых организаций и финансовых организаций Республики Казахстан для четкой приоритизации и оптимального распределения ресурсов в целях финансирования проектов жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ).

      В целях создания комфортных условий жизнедеятельности населения необходима реализация комплекса мер по модернизации и развитию коммунального сектора, в первую очередь, систем энергоснабжения (тепло-, электроснабжения).

      В результате реализации Программы ожидаются:

      снижение показателя износа инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии, ежегодно в среднем на 2-3 % в зависимости от СЕМ и регулируемых услуг;

      снижение давления на конечные тарифы регулируемых коммунальных услуг путем перераспределения привлекаемых инвестиционных средств на долгосрочный период.

Раздел 3. Анализ текущей ситуации

      Сфера ЖКХ представляет собой два основных взаимосвязанных элемента:

      1) коммунальный сектор, включающий в себя системы, обеспечивающие водо-, газо-, тепло-, электроснабжение и водоотведение, благоустройство и содержание объектов общего пользования и территории населенных пунктов;

      2) жилищный сектор, включающий в себя многоэтажные жилые дома и индивидуальные домостроения, являющиеся основными потребителями коммунальных услуг.

Подраздел 1. Оценка текущего состояния теплоснабжения

      С 2019 по 2022 годы длина тепловых сетей в республике возросла на 300 километров, достигнув 13,9 тыс. километров с предыдущих 13,6 тыс. километров. Процент тепловых сетей, нуждающихся в ремонте, уменьшился за этот период с 61 % до 54 %.

      Теплоснабжение осуществляется через централизованные и локальные системы, опирающиеся на теплоэлектроцентрали и котельные. По состоянию на 2022 год в стране насчитывалось 2865 источников теплоснабжения, включая 798 автономных. Общая мощность всех тепловых источников на 1 января 2023 года составила 37566,7 гигакалорий в час. Выработка тепловой энергии в 2022 году достигла 95,6 млн гигакалорий с основной долей от ТЭЦ (55,9 млн гигакалорий) и котельных (32,6 млн гигакалорий).

      К тепловым сетям подключены 1734299 абонентов, из которых большинство – бытовые потребители (1596910 абонентов). В рамках кредитования и субсидирования с 2019 по 2022 годы было реализовано 60 проектов по строительству и реконструкции 220,7 километра теплоснабжающих сетей, что позволило снизить количество аварий на 14 %.

Подраздел 2. Оценка текущего состояния электроснабжения

      Установленная мощность электростанций единой энергетической системы Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2024 года составила 4 641,9 мегаватт, располагаемая мощность – 20 428,1 мегаватт.

      Производство электроэнергии в стране осуществляет 222 электрические станции различных форм собственности. Выработано электроэнергии в 2022 году 115 млрд киловатт-час. Производство составило 112,8 млрд киловатт-час, импорт электрической энергии из сопредельных стран – 3,4 млрд киловатт-час, экспорт – 1,4 млрд киловатт-час.

      В электроснабжении обеспеченность счетчиками электроэнергии достигает 100 %, однако большая часть этих приборов учета устарела и не соответствует современным требованиям к энергоэффективности. Старые индукционные счетчики не способны учитывать потребление современных электроприборов, работающих на низких токах, из-за чего возникают коммерческие потери. Особенно это критично при низких температурах, характерных для большинства регионов страны, где индукционные приборы демонстрируют высокую погрешность. Кроме того, изношенные устройства могут самопроизвольно учитывать потребление, увеличивая показания без фактического потребления энергии.

      На данный момент индукционные счетчики все еще занесены в государственный реестр измерительных средств и принимаются для поверки, что позволяет продолжать их использование. Однако существует потребность в поэтапном изъятии этих моделей из эксплуатации и замене их на более современные приборы учета с возможностью дистанционного снятия показаний, что улучшит точность учета и повысит эффективность системы электроснабжения.

      Основными проблемами наращивания и своевременного обновления коммунальной инфраструктуры являются:

      высокая потребность в финансовых ресурсах, необходимых для модернизации коммунальной инфраструктуры;

      непривлекательность для инвесторов систем и объектов коммунальной инфраструктуры в малых и средних городах с небольшим количеством потребителей;

      отсутствие квалифицированных кадров, достоверной информации по протяженности и состоянию сетей коммунальной инфраструктуры в разрезе регионов;

      низкая степень внедрения новых технологий в сфере ЖКХ;

      низкая степень информированности жителей о преимуществах новых технологий, систем учета потребления ресурсов.

Раздел 4. Цель, задача, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

      Целью Программы является финансирование строительства и модернизации (реконструкция, капитальный ремонт) инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии СЕМ.

      Достижение данной цели будет измеряться следующими целевыми индикаторами:


п/п

Целевые индикаторы

Ед. изм.

Источник
информации

Действующий

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1

Снижение среднего показателя износа инженерных сетей теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии

%

МНЭ

56

51

48

45

42

40

2

Снижение среднего показателя износа инженерных сетей электроснабжения

%

МНЭ

62

60

57

55

53

50

      Примечание:

      За базовый год считается 2025 год (1 год) и достижение индикаторов определяется от объемов финансирования на соответствующие финансовые годы от количества профинансированных СЕМ.

Раздел 5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры

      Сноска. Раздел 5 – в редакции постановления Правительства РК от 24.10.2024 № 882.

      Программа будет реализовываться в направлении модернизации и развития жилищно-коммунального сектора, а именно инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии СЕМ.

      Финансирование проектов в сфере строительства и модернизации (реконструкция, капитальный ремонт) инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии СЕМ, будет осуществляться, помимо собственных средств СЕМ, за счет средств финансирующих организаций и средств РБ в пропорции 60/40.

      Вместе с тем за счет бюджетного кредитования финансируются расходы, направленные на строительство и модернизацию (реконструкция и капитальный ремонт).

      При этом финансирование указанных проектов СЕМ будет осуществляться с использованием следующих механизмов:

      прямое кредитование финансирующими организациями СЕМ;

      финансирование СЕМ за счет выпуска местными исполнительными органами государственных ценных бумаг.

Подраздел 3. Прямое кредитование субъектов естественных монополий финансирующими организациями осуществляется на следующих основных условиях:

1

Финансирующие организации

Холдинг, в том числе компании, входящие в группу холдинга

2

Заемщик (-и)

Юридические лица, показатель износа инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованность при производстве тепловой энергии которых составляет более 55 %:
государственные предприятия (далее – государственные заемщики);
акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью (далее – негосударственные заемщики)

3

Основные критерии отбора инвестиционных проектов СЕМ

Приоритетным условием финансирования инвестиционного проекта СЕМ является показатель износа инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии, более 55 % (на основании информации МНЭ);
технологическая и техническая обоснованность проектных решений;
наличие подтверждающего документа по инвестиционной программе о запланированном ежегодном приросте тарифа на услуги ЖКХ заемщика с учетом привлеченных объемов средств в рамках Программы и обязательств.
При этом в данном документе должны быть предусмотрены обязательства государственного органа о включении необходимых затрат на компенсацию основного долга с учетом вознаграждений в размер тарифа на услуги ЖКХ при условии проведения со стороны финансирующей организации реструктуризации займа заемщика, связанной с отсутствием возможности их обслуживания.
Отсутствие свыше 90 (девяносто) дней непогашенной задолженности по привлеченным у третьих лиц займам или платежам в бюджет на момент подачи заявки на предоставление финансирования

4

Сумма займа

Определяется индивидуально по каждому заемщику по результатам экспертизы финансирующей организации, при этом минимальная сумма займа составляет 1000000000 (один миллиард) тенге

5

Срок финансирования

не более 18 лет

6

Период доступности суммы займа для заемщика

5 лет (до 2029 года включительно)

7

Срок каждого займа в рамках финансирования

13 лет

8

Валюта займа

Тенге

9

Льготный период по займу

По оплате основного долга и вознаграждения – в соответствии с условиями соответствующего договора, но не более 24 (двадцать четыре) месяцев с даты подписания договора банковского займа

10

Размер собственного участия заемщика

Негосударственные заемщики – от 10 % от стоимости проекта;
государственные заемщики – от 0 % от стоимости проекта

11

Ставка вознаграждения для заемщика

Не более 11,19 % (одиннадцать целых, девятнадцать сотых) годовых

12

Расходы финансирующих организаций в рамках проекта

Возмещению со стороны заемщика подлежат расходы, связанные с привлечением финансирующей организацией эксперта (финансово-технический консультант) на период проведения строительства и модернизации (реконструкция, капитальный ремонт).
При этом заемщиком могут быть самостоятельно привлечены и оплачены услуги указанных экспертов

13

Комиссии (за кредитование, изменение условий финансирования)

Не применяются.
При этом в случае оплаты финансирующей организацией услуг эксперта (финансово-технический консультант) на период проведения строительства и модернизации (реконструкция, капитальный ремонт) расходы оплачиваются заемщиком финансирующей организации в виде комиссии.
В случаях самостоятельного привлечения и оплаты заемщиком услуг указанных экспертов комиссия не взимается

14

Обеспечение по исполнению обязательств заемщика

Гарантия социально-предпринимательской корпорации, осуществляющей деятельность в соответствующем регионе (по государственным заемщикам);
гарантии акционеров/участников и конечных бенефициаров заемщика (по негосударственным заемщикам);
денежные средства, поступающие в рамках соглашения о контроле за совершением расходных операций заемщика, на счет заемщика в банке-агенте;
иное обеспечение в виде движимого/недвижимого имущества

15

Обязательства со стороны заемщика

Заключение между финансирующей организацией, заемщиком и банком-агентом соглашения о контроле за совершением расходных операций заемщика, содержащее следующие условия, но не ограничиваясь указанным: обязательство банка-агента поддерживать неснижаемый остаток на специальном текущем счете заемщика на сумму ежегодного погашения (основной долг, вознаграждение, комиссия) обязательств заемщика перед финансирующими организациями до истечения срока действия договора о предоставлении кредитного инструмента;
заключение договоров гарантии с акционерами/участниками и конечными бенефициарами негосударственного заемщика;
заключение соглашения между финансирующей организацией, заемщиком, акционерами/участниками заемщика о финансировании финансирующей организацией строительства и модернизации (реконструкция, капитальный ремонт) инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии, остальные работы должны быть профинансированы акционерами/участниками заемщика (по негосударственным заемщикам);
предоставление финансирующей организации на ежегодной основе информации о годовом проценте исполнения со стороны потребителей обязательств по оплате услуг ЖКХ;
в заключаемых договорах с подрядными организациями по проведению работ по строительству и модернизации (реконструкция, капитальный ремонт) инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии, предусмотрение обязательств подрядных организаций о необходимости предоставления в пользу заемщиков банковской гарантии исполнения обязательств

16

Обязательства со стороны МНЭ

Предоставление финансирующей организации решения (с установленной периодичностью) по каждому заемщику об утверждении размера тарифов на услуги ЖКХ, покрывающего обязательства заемщика (в течение всего срока займа заемщика)

17

Мониторинг

Мониторинг проектов осуществляется в соответствии с внутренними актами финансирующей организации

Подраздел 4. Финансирование субъектов естественных монополий за счет выпуска местными исполнительными органами государственных ценных бумаг (облигации) осуществляется на следующих основных условиях:

      Сноска. Раздел 5 дополнен подразделом 4 в соответствии с постановлением Правительства РК от 24.10.2024 № 882.

1

Эмитент

Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы

2

Инвестор

Холдинг, в том числе компании, входящие в группу холдинга

3

Срок действия облигационной программы

не более 18 лет

4

Срок обращения облигаций

не более 13 лет

5

Период выпуска облигаций

5 лет (до 2029 года включительно)

6

Ставка вознаграждения по купону

не более 9,19 (девять целых, девятнадцать сотых) % годовых

7

Погашение основного долга в рамках выпущенных облигаций

полугодовыми платежами, начиная с третьего года с даты начала обращения облигаций

8

Периодичность оплаты вознаграждения по купону

полугодовые платежи

9

Заемщик (-и)

Юридические лица, показатель износа инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии которых составляет более 55%:
государственные заемщики;
негосударственные заемщики

10

Кредитные договоры

Договоры, заключаемые между эмитентом и (или) иными лицами, определенными в соответствии с бюджетным законодательством, и заемщиком в целях реализации инвестиционного проекта заемщика в рамках Программы.
Основные и иные условия кредитования заемщиков будут определяться в кредитных договорах

11

Валюта займа

тенге


Раздел 6. Необходимые ресурсы

      Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств РБ и средств финансирующих организаций.

      Объемы финансирования Программы составляют:

      млрд тенге


2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

Всего

РБ

20

20

20

20

20

20

120

Средства финансирующих организаций

30

30

30

30

30

30

180

Всего

50

50

50

50

50

50

300

      Примечание:

      Объем средств будет уточняться в соответствии с РБ на соответствующий финансовый год.

      ________________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.