О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 249 "Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2025 года № 271

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 249 "Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы" следующие изменения и дополнения:

      в разделе "2. Анализ текущей ситуации":

      в главе "2. Среднее образование":

      часть шестую изложить в следующей редакции:

      "Автономная организация образования "Назарбаев интеллектуальные школы" (далее – АОО "НИШ") продолжает трансляцию своего опыта в общеобразовательные школы страны.

      Трансляция опыта АОО "НИШ" осуществляется с комплекса мероприятий в рамках обновления содержания среднего образования совместно с Национальной академией образования им. Ы. Алтынсарина (далее – НАО им. Ы. Алтынсарина) путем разработки учебных программ по всем предметам, разработки методологии оценивания обучающихся, проведения курсов повышения квалификации педагогов и методического сопровождения школ из 17 областей и 3 городов республиканского значения страны.

      Опыт формирования профессиональных компетенций педагогов был внедрен через сеть из 2000 ведущих школ, занимающихся распространением успешных педагогических практик.

      Деятельность АОО "НИШ" по методической поддержке ведущих школ взята за основу в проектах по наращиванию и развитию потенциала опорных школ. Проекты направлены на профессиональный рост педагогов и трансформацию образовательной среды школ.";

      в главе "6. Статус педагога":

      часть семнадцатую изложить в следующей редакции:

      "В настоящее время в системе образования отсутствует республиканский кадровый резерв руководителей государственных организаций среднего образования. Целенаправленная подготовка будущих руководителей организаций среднего образования позволит сформировать у них необходимые управленческие навыки, стратегическое видение для обеспечения повышения эффективности управления организациями образования и улучшения качества образовательных услуг.

      В связи с этим с 2023 года Министерством просвещения совместно с АОО "НИШ" реализуется проект "1000 лидеров изменений в образовании", направленный на отбор и подготовку руководителей нового формата.

      Данный проект будет продолжен и обеспечит подготовку менеджеров нового поколения, лидеров изменений в образовании.";

      в разделе "5. Основные принципы и подходы":

      в направлении "3. Техническое и профессиональное образование – ключевое звено подготовки рабочих кадров":

      в параграфе "1. Обеспечение качественного и безбарьерного доступа технического и профессионального образования":

      часть вторую изложить в следующей редакции:

      "Для обеспечения качественного и безбарьерного доступа к ТиПО продолжится работа по полному охвату желающих выпускников 9-х классов бесплатным обучением в организациях ТиПО по востребованным специальностям через увеличение объема государственного заказа на подготовку кадров с ТиПО до 150 тыс. мест к 2026 году. Также будет увеличена целевая подготовка кадров по заявкам предприятий с обязательством трудоустройства (ежегодно более 10 тыс. абитуриентов), получением нескольких квалификаций в рамках одной образовательной программы. Помимо получения первой рабочей профессии будет рассмотрен вопрос необходимости бесплатного получения второй профессии, востребованной на рынке труда.

      С целью повышения качества подготовки кадров будет проработан вопрос увеличения норматива подушевого финансирования ТиПО в два раза. Также будет реализовано расширение источников финансирования и внедрена дифференцированная модель подушевого финансирования, предусматривающая стимулирующие выплаты на основе ключевых показателей деятельности организаций ТиПО. Данные меры направлены на модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, повышение эффективности образовательного процесса, а также усиление мотивации педагогических работников и обучающихся. Для поддержания сельских территорий, формирования кадрового потенциала в аулах и поддержки сельской молодежи будет налажена работа мобильных учебных центров ("обучение на колесах"). Работа центра предназначена для краткосрочной курсовой подготовки лиц, проживающих в сельских районах. Кроме того, эти центры будут обучать учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ в населенных пунктах, не имеющих колледжей.";

      часть двенадцатую изложить в следующей редакции:

      "Будет продолжена работа по расширению взаимодействия с WorldSkills International, WorldSkills Europe. Министерством просвещения Республики Казахстан будет определена подведомственная организация, осуществляющая научно-методологическое развитие системы технического и профессионального послесреднего образования в качестве национального оператора движения WorldSkills Kazakhstan, которая представит национальную сборную на международных чемпионатах, ассоциациях, организациях WorldSkills.";

      в параграфе "2. Модернизация содержания и повышение качества технического и профессионального образования":

      часть шестую изложить в следующей редакции:

      "Образовательные программы ТиПО будут синхронизированы с программами высшего образования для признания академических кредитов и сокращения срока обучения. Образовательные программы прикладного бакалавриата высших колледжей будут согласованы с профильными организациями высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО) для обеспечения перезачета академических кредитов и сокращения срока получения степени бакалавра в ОВПО. При этом уполномоченными государственными органами совместно с местными исполнительными органами будут приняты меры по развитию уровня послесреднего образования на основе международного опыта третичного образования с принятием соответствующих НПА.";

      в параграфе "3. Обновление условий и вовлечение работодателей в техническое и профессиональное образование":

      дополнить частью восьмой следующего содержания:

      "С целью обеспечения эффективного взаимодействия организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, а также предприятий местными исполнительными органами будет продолжено развитие территориальных кластеров, в том числе образовательно-производственных.";

      в направлении "6. Преумножение профессионального и культурного капитала педагогов":

      в параграфе "3. Непрерывное профессиональное развитие педагога":

      часть пятую изложить в следующей редакции:

      "Содержание программ курсов повышения квалификации педагогов будет включать оптимальное соотношение предметных, психолого-педагогических, социальных, цифровых и других компетенций, необходимых педагогу для реализации всех видов педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом "Педагог". Механизм трансляции опыта АОО "НИШ" будет осуществляться через развитие потенциала опорных организаций среднего образования. Системное и структурированное профессиональное развитие педагогов расширит доступ опорных организаций образования к широкому запасу профессиональных знаний, что позволит реализовать каскадный метод обучения педагогов прикрепленных школ.

      С 2025 по 2029 годы Министерством просвещения совместно с АОО "НИШ" методической поддержкой будет охвачено около 1800 школ страны. Особое внимание будет уделено малокомплектным школам в сельской местности, где доля прикрепленных к опорным организациям школ увеличится с 5 % до 45 % от общего числа малокомплектных школ страны. Данная работа в долгосрочной перспективе позволит сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами.";

      часть десятую изложить в следующей редакции:

      "Методическая работа в организациях образования тесно связана с профессиональным развитием педагога. В этой связи организациями, занимающимися повышением квалификации, продолжатся посткурсовая поддержка и методическое сопровождение организаций дошкольного и среднего образования. Посткурсовое сопровождение будет выстроено на основе "исследования урока", "исследования в действии", что позволит усилить профессиональное взаимодействие педагогов и фокус на росте академических достижений обучающихся разного уровня успеваемости. В результате методическая работа, направленная на качество образования воспитанников и обучающихся всех уровней, будет связана с качеством деятельности педагогов и обретет постоянный и непрерывный характер.

      По опыту АОО "НИШ" будет продолжена работа по развитию профессионального сообщества молодых педагогов, что позволит поддерживать мотивацию начинающих педагогов к непрерывному профессиональному развитию и укреплять в них уверенность в правильном выборе профессии.";

      в направлении "7. Обеспечение качества образования на системном уровне":

      в параграфе "2. Система внешнего обеспечения качества":

      часть двадцать четвертую изложить в следующей редакции:

      "Организации ТиПО на добровольной основе имеют право проходить процедуру оценки образовательных программ на соответствие международным профессиональным и (или) отраслевым требованиям (стандартам).";

      в разделе "6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты":

      в части первой:

      подпункт 4) изложить в следующей редакции:

      "4) оценка качества школьного образования по результатам теста PISA (по математике средний балл: PISA-2022 – 425 (уровень 2), PISA-2025 – 433 (уровень 2), PISA-2029 – 445 (уровень 2); по чтению средний балл: PISA-2022 – 386 (уровень 1а), PISA-2025 – 393 (уровень 1а), PISA-2029 – 406 (уровень 1а); по естествознанию средний балл: PISA-2022 – 423 (уровень 2), PISA-2025 – 430 (уровень 2), PISA-2029 – 445 (уровень 2).";

      подпункт 8) изложить в следующей редакции:

      "8) охват детей с ограниченными возможностями развития специальной психолого-педагогической поддержкой и ранней коррекцией (2023 год – 73 %, 2024 год – 85 %, 2025 год – 90 %, 2026 год – 95 %, 2027 год – 100 %, 2028 год – 100 %, 2029 год – 100 %);

      дополнить подпунктами 13-1) и 13-2) следующего содержания:

      "13-1) доля государственных общеобразовательных школ, охваченных методической поддержкой в рамках проекта по развитию потенциала опорных организаций образования (2025 год – 2,6 %, 2026 год – 3,9 %, 2027 год – 6,5 %, 2028 год – 10,5 %, 2029 год – 14 %);

      "13-2) доля малокомплектных школ, прикрепленных к опорным организациям образования (2025 год – 5 %, 2026 год – 15 %, 2027 год – 25 %, 2028 год – 35 %, 2029 год – 45 %);";

      в Плане действий по реализации Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы, утвержденном указанным постановлением:

      в главе "2. Каждая школа – лучшая школа":

      целевой индикатор 4 изложить в следующей редакции:

      "Оценка качества школьного образования по результатам теста PISA (по математике средний балл: PISA-2022–425 (уровень 2), PISA-2025 – 433 (уровень 2), PISA-2029 – 445 (уровень 2); по чтению средний балл: PISA-2022 – 386 (уровень 1а), PISA-2025 – 393 (уровень 1а), PISA-2029 – 406 (уровень 1а); по естествознанию средний балл: PISA-2022 – 423 (уровень 2), PISA-2025 – 430 (уровень 2), PISA-2029 – 445 (уровень 2);

      целевой индикатор 8 изложить в следующей редакции:

      "охват детей с ограниченными возможностями развития специальной психолого-педагогической поддержкой и ранней коррекцией (2023 год – 73 %, 2024 год – 85 %, 2025 год – 90 %, 2026 год – 95 %, 2027 год – 100 %, 2028 год – 100 %, 2029 год – 100 %)";

      дополнить целевым индикатором 13-1 следующего содержания:

      "Целевой индикатор 13-1

      Доля государственных общеобразовательных школ, охваченных методической поддержкой в рамках проекта по развитию потенциала опорных организаций образования (2025 год – 2,6 %, 2026 год – 3,9 %, 2027 год – 6,5 %, 2028 год – 10,5 %, 2029 год – 14 %)";

      дополнить строками, порядковые номера 63-1, 63-2, 63-3 и 63-4, следующего содержания:

      "

63-1.

Организация курсов повышения квалификации для педагогов опорных школ

отчет в МП

Декабрь 2025 –2029 годов

АОО "НИШ" (по согласованию)

63-2.

Организация посткурсового сопровождения педагогов опорных школ

отчет в МП

Декабрь 2025 –2029 годов

АОО "НИШ" (по согласованию)

63-3.

Организация внешних процедур по оцениванию обучающихся

отчет в МП

Декабрь 2025 –2029 годов

АОО "НИШ" (по согласованию)

63-4.

Подготовка и направление в регионы методических рекомендаций для педагогов школ по использованию результатов мониторинга в учебном процессе

отчет в МП

Декабрь 2025 –2029 годов

АОО "НИШ" (по согласованию)

      ";

      дополнить целевым индикатором 13-2 следующего содержания:

      "Целевой индикатор 13-2

      Доля малокомплектных школ, прикрепленных к опорным организациям образования (2025 год – 5 %, 2026 год – 15 %, 2027 год – 25 %, 2028 год – 35 %, 2029 год – 45 %)";

      дополнить строкой, порядковый номер 63-5, следующего содержания:

      "

63-5.

Оказание методической поддержки при организации и проведении опорными школами обучающих мероприятий для педагогов прикрепленных школ

отчет в МП

декабрь
2025 –2029 годов

АОО "НИШ" (по согласованию)

      ";

      в главе "3. Техническое и профессиональное образование – ключевое звено подготовки рабочих кадров":

      строку, порядковый номер 95, изложить в следующей редакции:

      "

95.

Профилизация организаций ТиПО с учетом страновой региональной потребности в кадрах

постановления МИО

декабрь 2025 –2027 годов

МИО, МП, НАО "Talap" (по согласованию)

      ";

      в главе "7. Обеспечение качества образования на системном уровне":

      строку, порядковый номер 176, изложить в следующей редакции:

      "

176.

Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об образовании" по наделению уполномоченного органа в области образования компетенцией по утверждению правил ранжирования организаций ТиПО, послесреднего образования
 

законодательные поправки

декабрь 2025 года

МП,
НАО "Talap" (по согласованию)
 

      ";

      строку, порядковый номер 179, изложить в следующей редакции:

      "

179.

Взаимодействие с Лигой академической честности по развитию академической честности в организациях дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования

информация в МП

декабрь
2025 года

Лига академической честности (по согласованию),
МИО

      ".

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
О. Бектенов

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.