Кабинет Министров Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемое Положение о разработке и постановке на производство новой техники для отраслей агропромышленного комплекса Республики Казахстан.
Премьер-министр
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Кабинета Министров
Республики Казахстан
от 23 марта 1993г. N 225
ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке и постановке на производство
новой техники для отраслей агропромышленного
комплекса Республики Казахстан
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки и постановки на производство машин и оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также инженерного обслуживания на предприятиях и в хозяйствах всех форм собственности агропромышленного комплекса Республики Казахстан. Данное Положение предназначено для государственного регулирования технической политики в отраслях агропромышленного комплекса и должно применяться совместно с ГОСТ 15.001-88 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения".
2. Контроль за выполнением настоящего Положения обеспечивается государственными заказчиками, представляющими интересы потребителей, и разработчиками новых образцов машин (авторский надзор).
3. Машины и оборудование, подлежащие разработке и постановке на производство, должны удовлетворять требованиям заказчиков, соответствовать мировым стандартам, быть конкурентоспособными на мировом рынке и обеспечивать возможность эффективного их применения потребителями.
4. Разработка и изготовление продукции осуществляются по договорам заказчиков с разработчиками и изготовителями.
5. Разногласия между заказчиками, разработчиками, изготовителями и потребителями техники разрешаются арбитражным судом.
6. Изменения и прекращение действия настоящего Положения устанавливаются Кабинетом Министров Республики Казахстан.
II.Порядок заказа на разработку
новой техники, функции заказчика
7. Заказ для государственных нужд на новую технику осуществляют Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, концерны и другие ведомства агропромышленного комплекса на конкурсной основе.
Инициативные разработки организаций всех форм собственности включаются в заказ для государственных нужд после обоснования необходимости производства предлагаемой новой техники в Межведомственном научно-техническом совете агропромышленного комплекса.
8. Заказ для государственных нужд оформляется в виде:
- государственных научно-технических программ по разработке зональных технологий и комплексов машин для производства растениеводческой и животноводческой продукции, утвержденных Межведомственным научно-техническим советом агропромышленного комплекса;
- государственных национальных научно-технических программ по разработке высокоэффективных экологически безопасных технологий и технических средств по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, применению нетрадиционных источников энергии;
- научно-технических программ сервисного обслуживания отраслей агропромышленного комплекса;
- программ инициативных разработок организаций всех форм собственности после их обоснования в Межведомственном научно-техническом совете агропромышленного комплекса.
Программы приобретают статус государственных после утверждения их Президентом Республики Казахстан.
9. Финансирование работ по созданию новой техники осуществляют заказчики на основании договоров. Сроки, порядок и объемы финансирования по каждому виду работ оговариваются договором (контрактом) между заказчиком, разработчиком и изготовителем.
10. Государственный заказчик совместно с Казахской академией сельскохозяйственных наук составляет техническое задание на разработку новой техники или делегирует это право, согласно договору, разработчику с последующим согласованием этого задания с заказчиком, Казахской академией сельскохозяйственных наук и другими указанными заказчиком организациями, проводит испытания опытных образцов на машиноиспытательных станциях, их приемку с выдачей рекомендаций о постановке на производство и согласование технических условий, осуществляет с разработчиком и производителем новой техники исследование рынка спроса на машины, согласовывает калькуляции и размеры начальных рыночных цен на машины, организует совместно с производителем консультационное обслуживание потребителей техники.
При инициативной разработке функций заказчика выполняет разработчик новой техники.
Не допускается включать в техническое задание требования, противоречащие стандартам и нормативным документам органов, осуществляющих надзор за соблюдением безопасности, охраны здоровья и природы.
При наличии у заказчика индивидуальных требований к разрабатываемой технике отличающихся от требований стандартов, но не снижающих эффективности ее применения в оговоренных условиях, ему следует получить заключение Главного управления по стандартизации и метрологии при Кабинете Министров Республики Казахстан (Казглавстандарт) о возможности разработки производства этой техники.
11. Создание и производство техники могут осуществляться по инициативе разработчика и изготовителя, которые самостоятельно определяют потребителя и объем производства. Реализация такой техники допустима только при наличии государственного сертификата в соответствии с Законом Республики Казахстан "О стандартизации и сертификации".
III. Финансирование разработки и стимулирование
производства новой техники
12. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новой техники осуществляется:
- по заказу для государственных нужд на реализацию комплексов машин для отраслей агропромышленного комплекса и государственных научно-технических программ по разработке новых высокоэффективных технологий и техники - за счет госбюджета в установленном порядке;
- по отраслевым научно-техническим программам - из внебюджетных фондов финансирования ведомственных и межведомственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции, формируемых министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями, ассоциациями;
- по инициативным разработкам - из собственных средств разработчиков и изготовителей или из госбюджета в установленном порядке в случаях, предусмотренных в п.8 настоящего Положения.
13. Заказ для государственных нужд и финансирование работ по созданию новой техники выполняются на основании договора (контракта) между заказчиком, разработчиком и изготовителем. Инициативные разработки, не включенные в госзаказ, выполняются по договору между разработчиком и изготовителем.
14. Стимулирование производства техники, создаваемой по заказу для государственных нужд при условиях, предусмотренных в п.8 настоящего Положения, может обеспечиваться правительственными решениями путем:
- льготного кредитования предприятий-изготовителей на период освоения производства;
- государственной поддержки в виде льготного кредитования на формирование системы фирменного сервиса;
- присуждения государственных и иных премий за создание и производство новой техники или комплекса машин.
IV. Научное обеспечение и разработка
конструкторской документации
15. Научное обеспечение разработки новой техники для отраслей агропромышленного комплекса осуществляют Казахская академия сельскохозяйственных наук и другие государственные и иные структуры республики силами входящих в их состав научно-исследовательских учреждений.
16. Научно-технической продукцией научных организаций являются:
- высокоэффективные ресурсосберегающие и природоохранные машинные зональные технологии и комплексы машин для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, оказания инженерных услуг;
- исходные требования на разработку принципиально новых и совершенствование существующих технических средств, увеличивающих производительность труда, продуктивность земли, животных, обеспечивающих экономию энергетических и других ресурсов, повышающих качество продукции и снижающих ее потери, отвечающих требованиям охраны труда, противопожарной безопасности, сохранению экологии;
- техническая документация на опытный образец и для серийного производства новой техники;
- нормативно-техническая документация по сервисному обслуживанию техники;
- прогнозы тенденций развития технических систем и спроса потребителей на технику для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
17. Научно-техническая продукция по обоснованию параметров новых машин в виде отчета и актов производственной апробации после утверждения исходных требований заказчиком передается для реализации разработчикам (научно-техническому центру корпорации "Казавтосельхозмаш", конструкторским бюро, машиностроительным предприятиям, объединениям, ассоциированным структурам машиностроения, включая отрасли оборонной промышленности на базе конверсии ее производства).
18. Разработка конструкторской документации осуществляется:
- специализированными конструкторскими бюро научно-технического центра корпорации "Казавтосельхозмаш";
- специализированными конструкторскими бюро машиностроительных предприятий сельскохозяйственного профиля;
- конструкторскими бюро научных организаций Казахской академии сельскохозяйственных наук;
- конструкторскими подразделениями научных организаций системы агропромышленного комплекса по сертификату, выдаваемому на основе апробации их квалификации Министерством промышленности, Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан и Казахской академией сельскохозяйственных наук;
- конструкторскими организациями конверсируемых предприятий оборонного комплекса Республики Казахстан;
- конструкторскими бюро машиностроительных предприятий республики, в том числе взятых в аренду, приватизированных и иных форм собственности.
19. При создании новой техники используются, как правило, результаты научно-исследовательских разработок, при этом за научной организацией и конкретными ее исполнителями сохраняются авторские права и авторские стимулы, между научной организацией, конструкторским бюро и изготовителем заключается договор, в котором уточняются указанные положения.
20. Технические условия на изготовление изделия, рекомендованного к серийному производству, утверждает заказчик или инициативный разработчик и согласовывает с Казахской академией сельскохозяйственных наук, ведомство-изготовитель и Казглавстандарт.
V. Проведение испытаний
21. Опытные образцы машин, разработанных по заказу для государственных нужд, подвергаются предварительным и приемочным испытаниям.
При предварительных испытаниях проверяется соответствие машины требованиям технического задания. На этапе предварительных испытаний разработчик должен провести полную отработку конструкции совместно с оснащенными службами машиноиспытательных станций (наличие приборного оснащения, стендов, испытательного оборудования, нормативно-технической документации), имея конечную цель - ускорение процессов внедрения разработки в производство. В целью сокращения сроков испытания допускается совмещение предварительных и приемочных испытаний с использованием полученных ранее материалов.
Опытные образцы подвергаются приемочным испытаниям с целью определения соответствия требованиям технического задания и возможности постановки на серийное производство.
Приемочные испытания проводятся в соответствии с действующими стандартами или типовыми программами и методиками испытаний. При их отсутствии или недостаточной полноте испытания проводятся по программе и методике, подготовленным разработчиком и согласованным с заказчиком.
При согласии заказчика на приемочные испытания вместо опытных могут быть представлены экспериментальные образцы машин. Одновременно с машиной представляется соответствующая нормативно-техническая документация.
22. Приемочные испытания проводятся государственными машиноиспытательными станциями Республики Казахстан.
В приемочных испытаниях принимают участие разработчик и органы, осуществляющие надзор за безопасностью труда, охраной здоровья и природы.
23. Опытные образцы, представленные на испытания, являются собственностью разработчика, машиноиспытательными станциями не оплачиваются, а после завершения испытаний возвращаются разработчику.
24. Качественные показатели выполнения технологического процесса новой техникой, в случае их зависимости от зональных почвенно-климатических условий, оцениваются совместно машиноиспытательными станциями и зональными научными технологическими центрами системы Казахской академии сельскохозяйственных наук (технологические научные учреждения, областные опытные сельскохозяйственные станции).
25. Государственные машиноиспытательные станции и зональные технологические центры по результатам испытаний выдают рекомендации государственному заказчику техники для принятия решения о постановке ее на производство.
26. Государственные испытания модернизированной техники проводятся по решению государственного заказчика.
27. Решение о постановке техники, созданной по заказу для государственных нужд, на производство принимается государственной комиссией, создаваемой государственным заказчиком (с включением в ее состав представителей разработчика, изготовителя и машиноиспытательной станции). В отдельных случаях решение о постановке машин и оборудования на производство принимается Межведомственным научно-техническим советом агропромышленного комплекса. При необходимости к работе государственной комиссии могут быть привлечены эксперты сторонних организаций, а также органы, осуществляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы.
28. Государственной комиссии разработчик представляет техническое задание на разработку, проект технических условий на изготовление, конструкторские и технологические документы, требующие совместного рассмотрения, протоколы государственных испытаний и другие материалы, подтверждающие соответствие разработанной продукции этим документам, удовлетворяющие ее технический уровень.
29. По результатам рассмотрения представленных материалов государственной комиссией составляется соответствующий акт. Утверждение акта председателем комиссии означает окончание разработки, прекращение действия технического задания, согласование представленных нормативно-технических и эксплуатационных документов, а также разрешение на производство продукции.
При отрицательной оценке результатов разработки в целом в акте указываются направления дальнейших работ и условия представления их результатов или нецелесообразность продолжения работ.
30. Решение о производстве техники, созданной по инициативе разработчика или изготовителя, принимается ими самостоятельно после сертификационных испытаний в соответствии с Законом Республики Казахстан "О стандартизации и сертификации".
VI. Основные положения системы подготовки
и освоения производства
31. Подготовка производства техники, создаваемой по заказу для государственных нужд, как правило, начинается параллельно с разработкой технической документации и изготовлением опытных образцов.
В других случаях освоение производства такой техники проводится в процессе изготовления установочной серии (первой промышленной партии). При этом выполняются мероприятия по отработке технологий и и подготовке персонала к выпуску продукции со стабильными параметрами в заданном объеме.
32. Завершение подготовки производства оформляется протоколом (актом) квалификационных испытаний образцов установочной серии (первой промышленной партии).
33. Решение о готовности предприятия к производству новой техники принимается им самостоятельно при наличии сертификата и решения приемочной комиссии по изделиям заказа для государственных нужд.
34. Предприятия, независимо от форм собственности, выпускающие машины и оборудование для отраслей агропромышленного комплекса по конструкторской документации, разработанной по заказу для государственных нужд, отчисляют научной организации и разработчикам конструкторской документации денежные средства согласно заключенному между ними договору (п.19).
VII. Порядок образования начальной рыночной цены
на новую технику
35. Основой ценообразования на технику является соблюдение паритета цен промышленной продукции, поставляемой в агропромышленный комплекс, и сельскохозяйственной продукции, производимой с ее применением, путем выравнивания уровня рентабельности этих производств.
Выравнивание уровня рентабельности этих видов продукции осуществляется системой государственного налогообложения прибыли (рентабельности), установлением квот уровня рентабельности, не облагаемого налога или льготного налогообложения, прямых дотаций государства производителю или потребителю машин.
36. Предложения Кабинету Министров Республики Казахстан о применении льгот и их размерах предоставляются государственным заказчиком техники, предприятиями-изготовителями и их органами управления.
VIII. Маркетинг
37. Маркетинг осуществляется на всех стадиях создания и использования техники:
- до начала и в процессе проведения научно-исследовательских работ - научно-исследовательскими учреждениями с целью прогнозирования спроса;
- в процессе проведения опытно-конструкторских работ - разработчиком для определения типажа параметров и допустимой сложности (цены) изделия;
- в период испытаний - на машиноиспытательных станциях и в зональных научных технологических центрах с целью формирования реальной потребности новых машин и оборудования по зонам;
- перед освоением и в процессе серийного производства - заводом-изготовителем для определения объема годового выпуска и возможной цены на изделия, а также направлений модернизации техники и продолжительности производства и сроков замены на новое поколение или новый вид продукции.
38. Маркетинг на технику, создаваемую по заказу для государственных нужд, на стадиях научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ проводится за счет госбюджета в установленном порядке, на стадии освоения и серийного производства - за счет средств внебюджетных фондов или средств изготовителя.
IХ. Сервисное обслуживание техники
39. Предприятия-изготовители новой техники обязаны организовать сервис своих машин, создавая фирменные структуры, дилерские предприятия и иные призаводские структуры различной формы собственности.
40. Предприятия-производители техники могут делегировать свои обязанности в части сервиса машин вышестоящим структурам машиностроения (Министерство промышленности Республики Казахстан, корпорация "Казавтосельхозмаш", компания "Казагрореммаш-холдинг", РО "Казагропромтехника" и др.) для организации различных сервисных структур, основанных на частной, коллективной или государственной формах собственности, для определения перечня структуры услуг, методики расчетов, начальных договорных стоимостей (тарифов) услуг, размещения сервисных структур на различных уровнях, придавая первоочередное внимание созданию надежного сервиса, непосредственно приближенного к потребителю.
41. Предприятия-производители техники или их объединения обязаны гарантировать изготовление и поставку обслуживающим структурам агропромышленного комплекса необходимого количества и качества запасных частей, узлов, агрегатов.
Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан контролирует исполнение этого положения, участвуя в формировании начальной цены на них, вносит в Кабинет Министров Республики Казахстан необходимые предложения по стимулированию предприятий и введению санкций с учетом уровня насыщения рынка запасных частей, агрегатов.
Х. Система подготовки и переподготовки кадров для
освоения прогрессивных машинных технологий
и новой техники
42. Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан и Казахская академия сельскохозяйственных наук вместе с производителями техники организуют консультационное обслуживание сельских товаропроизводителей, осуществляют подготовку кадров в части их обучения работе с новой техникой и новыми машинными технологиями, на базе существующих учебных заведений (вузы, техникумы, училища), а также создаваемых негосударственных консультационных, учебных организаций с частной и коллективной формами собственности.
43. Первоочередное внимание придается созданию на базе зональных технологических научных организаций и областных сельскохозяйственных станций консультационно-учебных формирований, непосредственно примыкающих к товаропроизводительным структурам - фермерам, кооперативам, колхозам, совхозам, перерабатывающим предприятиям.