Об утверждении Положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания

Утративший силу

Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 21 апреля 1994 года N 415. Утратило силу - постановлением Правительства РК от 21 декабря 2004 г. N 1335 (P041335)

      Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемое Положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания.
      2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Казахской ССР от 28 сентября 1964 г. N 672 "О мерах по реализации постановления Совета Министров СССР от 31 июля 1964 года N 635 "О преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в специальные школы и специальные профессионально-технические училища".
      Премьер-министр
      Республики Казахстан

                                        Утверждено
                              постановлением Кабинета Министров
                                   Республики Казахстан
                                 от 21 апреля 1994 г. N 415

                           П О Л О Ж Е Н И Е
            о специальном учебно-воспитательном учреждении
             для детей и подростков, нуждающихся в особых
                          условиях воспитания

                         I. Общие положения
      1. Специальные общеобразовательные школы и специальные профессионально-технические училища для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, являются учебно-воспитательными учреждениями системы Министерства образования Республики Казахстан для детей и подростков, совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки преступления, освобожденных от уголовной ответственности.
      В специальные учебно-воспитательные учреждения не должны направляться дети и подростки с дефектами физического и умственного развития.
      В своей деятельности специальные учреждения руководствуются Законом Республики Казахстан "Об образовании", настоящим Положением и другими нормативными документами.
      Специальное учреждение призвано осуществлять работу по коррекции, социально-педагогической адаптации несовершеннолетних, их перевоспитанию и обучению, подготовке к активной трудовой деятельности, сознательному выбору профессии.
      Порядок создания, реорганизации и ликвидации специальных школ и специальных профессионально-технических училищ определяется Законом Республики Казахстан "Об образовании". Решение о создании, реорганизации и ликвидации специального учреждения принимается местными представительными и исполнительными органами.
      2. Особенности условий воспитания подростков и педагогического режима в специальном учреждении определяются:
      распорядком дня, системой учебной, воспитательной работы, обеспечивающими полезную занятость учащихся, включение их в производительный труд и организацией досуга;
      повышенной ответственностью учащихся за свое поведение и поступки;
      круглосуточным педагогическим наблюдением и контролем за учащимися;
      исключением возможности свободного выхода учащихся за пределы территории специального учреждения без соответствующего на то разрешения администрации.
      3. Специальное учреждение находится в ведении Министерства образования Республики Казахстан, областных, Алматинского городского управлений образования.
      Областные управления, городские, районные отделы образования, на территории деятельности которых расположено специальное учреждение, осуществляют ведомственный контроль, оказывают ему помощь в подборе квалифицированных кадров, постановке учебно-воспитательной работы и организационно-хозяйственной деятельности.
      4. Комиссии по делам несовершеннолетних местных представительных органов осуществляют государственный контроль за деятельностью специального учреждения и оказывают ему необходимую помощь.
      Надзор за исполнением законов Республики Казахстан в деятельности специального учреждения осуществляют органы прокуратуры.
      5. Специальное учреждение организуется раздельно для мальчиков (юношей) и девочек (девушек). Общее количество учащихся, как правило, не должно превышать 200 человек.
      Численность учащихся в учебном классе не должна превышать 20 человек, а в учебной группе по производственному обучению - 10 человек.
      На каждую группу учащихся в 20 человек предусматривается 2 воспитателя.
      6. В частичное возмещение расходов на содержание учащихся в специальных учреждениях с родителей взимается плата в установленном порядке. Родителям малообеспеченных и многодетных семей установленная плата может быть снижена, но не более чем на 50 процентов.
      Дети, не имеющие родителей, а также состоящие под опекой, находятся на полном государственном обеспечении.
      7. При специальном профессионально-техническом училище создается общеобразовательная школа.
      8. При специальном учреждении в установленном порядке создается здравпункт (медико-санитарная часть) и устанавливаются штаты медицинского персонала, необходимые для обеспечения дежурства среднего медицинского персонала в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни. Здравпункт работает под руководством специального учреждения и местных органов здравоохранения, осуществляющих снабжение специального учреждения медикаментами и оборудованием за счет средств специального учреждения.
      В необходимых случаях специальное учреждение использует помощь других медицинских учреждений.
      Лечебно-профилактическая и противоэпидемиологическая работа в специальном учреждении проводится в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об охране здоровья народа в Республике Казахстан".
      9. Для организации шефской работы и оказания специальному учреждению помощи в обучении, воспитании, содержании и организации трудового и производственного обучения может создаваться совет общественности из представителей местных органов власти, базового (шествующего) предприятия, профсоюзных, молодежных и других общественных организаций города, области. В состав совета входят также директор или его заместитель, представители педагогического коллектива, родители.

                II. Порядок приема, выпуска учащихся из
               специального учреждения и их трудоустройство

      10. В специальные учреждения на основании решения суда направляются несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 11 до 14 лет - в специальную общеобразовательную школу, от 14 до 16 лет - в специальное профессионально-техническое училище.
      11. Порядок оформления личных дел несовершеннолетних, направляемых в специальное учреждение, определяется инструкцией о порядке оформления личных дел несовершеннолетних, направляемых в специальное учреждение для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания.
      12. Прием в специальное учреждение производится в течение всего года директором учреждения, а в его отсутствие - лицом, его замещающим.
      Доставка несовершеннолетних подростков в специальное учреждение осуществляется в установленном порядке через приемники-распределители для несовершеннолетних системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
      13. Несовершеннолетние, поступающие в специльное учреждение, могут размещаться в карантинном отделении под наблюдением медицинских и педагогических работников на срок до 10 дней.
      Определение класса, в котором должны обучаться несовершеннолетние, производится на основании имеющихся документов об образовании, а при их отсутствии или спорных ситуациях - по результатам проверки их знаний. Зачисление оформляется приказом директора.
      14. Администрация специального учреждения должна в течение 10 дней со дня поступления несовершеннолетнего письменно известить об этом родителей или лиц, их заменяющих, и сообщить адрес специального учреждения.
      15. В случае самовольного ухода учащихся руководство специального учреждения немедленно информирует об этом отдел внутренних дел, на территории которого расположено учреждение, и вместе с последним принимает меры к его розыску и возвращению.
      16. Администрация специального учреждения немедленно информирует областные управления образования, внутренних дел и соответствующие министерства о чрезвычайных происшествиях, случаях массовых беспорядков, групповых самовольных уходов, преступлениях, совершенных учащимися, принимаемых мерах по их устранению.
      17. Несовершеннолетние находятся в специальном учреждении до исправления, но не более трех лет, и достижения возраста 15 лет - в специальной школе и 18 лет - в специальном профессионально-техническом училище.
      18. Вопрос целесообразности пребывания учащихся в специальном учреждении периодически, не реже одного раза в год, рассматривается судом по собственной инициативе, по представлению руководства школ и училищ, либо по ходатайству родителей или лиц, их заменяющих.
      19. Выпуск учащихся из специального учреждения производится по постановлению суда по месту нахождения специального учреждения на основании решения совета, утвержденного директором.
      Учащиеся, твердо вставшие на путь исправления, могут быть на указанном основании выпущены из специального учреждения досрочно, но не ранее, чем через 6 месяцев пребывания в учреждении.
      Перевод учащихся, в том числе и систематически нарушающих режим, из одного специального учреждения в другое допускается как исключение и только с разрешения Министерства образования Республики Казахстан по представлению администрации учреждения.
      20. Администрация специального учреждения обязана не позднее, чем за один месяц до предполагаемого выпуска учащегося уведомить органы внутренних дел и отдел образования по месту жительства подростка о принятии мер по дальнейшему его устройству и наблюдению за его поведением.
      21. Учащиеся, к моменту выпуска не достигшие 16-летнего, а выпускники-сироты, не достигшие 18-летнего возраста, к месту их дальнейшего проживания направляются в сопровождении родителей или лиц, их заменяющих, или сотрудников специального учреждения.
      22. Специальное учреждение обеспечивает выпускников вещевым имуществом по сезону, предметами хозяйственного обихода по установленным нормам, выдает на руки заработанные деньги.
      Выпускникам из числа сирот и оставшихся без попечения родителей оказывается материальная помощь.
      23. При выпуске учащихся-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специального учреждения сопровождающему выдаются для учащегося проездной билет, продукты питания на время следования к месту жительства и принадлежащие ему вещи, деньги, личные документы, свидетельство или справка об образовании и трудовой подготовке, характеристика.
      24. Администрация специального учреждения организует проверку прибытия учащегося к месту его жительства, в течение года ведет переписку с предприятиями, учебными заведениями, где работает или учится его бывший учащийся, а также с соответствующими органами внутренних дел о его работе, учебе и поведении. Органы внутренних дел сообщают учреждению о его прибытии, дальнейшей учебе и трудоустройстве.
      25. Выпускникам специального профессионально-технического училища выдаются по месту жительства паспорта в соответствии с действующим Положением о паспортной системе.

           III. Организация учебно-воспитательного процесса

      26. Учебно-воспитательная работа в специальном учреждении осуществляется по учебным планам и программам общеобразовательной школы, утвержденным Министерством образования Республики Казахстан.
      27. Обучение и воспитание учащихся специального учреждения проводятся дифференцированно с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, с обязательным разнопрофильным производительным и общественно полезным трудом, широкой и разнообразной сетью кружковой и спортивной работы.
      28. Для учащихся с большой педагогической запущенностью применяется программа выравнивания знаний, утвержденная советом учреждения. Занятия по самоподготовке проводятся под руководством педагогов в специально отведенные в распорядке дня часы.
      29. Отвлечение учащихся специального учреждения от занятий на сельскохозяйственные и другие работы, различного рода мероприятия, не связанные с учебным процессом, запрещается.
      30. Трудовое обучение и воспитание в специальном учреждении являются одним из ведущих средств перевоспитания детей и подростков. Они осуществляются в учебно-производственных мастерских и учебно-опытном сельском хозяйстве с учетом возраста и физического развития детей в пределах от 2 до 4 часов в день.
      31. В процессе производственного обучения учащиеся могут выполнять производственные заказы, отвечающие требованиям учебных программ.
      32. Производственная практика учащихся специальных учреждений организуется в соответствии с положениями о производственной практике учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, утвержденными Министерством образования Республики Казахстан.
      Производственную практику учащиеся проходят в учебно-производственных мастерских специального учреждения, а в отдельных случаях - непосредственно на предприятиях.
      33. Предприятия, организации, на которых проходят производственную практику учащиеся спецучреждения, создают условия, необходимые для учащихся:
      выделяют необходимое количество мест, обеспечивают учащихся объемами работ, отвечающими требованиям учебных программ, создают безопасные условия для работы на производстве;
      выдают учащимся на период производственной практики спецодежду и обувь, индивидуальные средства защиты и спецпитание по нормам, установленным для рабочих соответствующих профессий;
      обеспечивают за свой счет или своими транспортными средствами доставку учащихся к месту производственной практики и обратно.
      34. За продукцию, изготовленную учащимися в процессе производственного обучения, а также за работу, выполненную в период производственной практики, учащимся начисляются денежные суммы, выплата которых производится в установленном порядке.
      35. По окончании курса профессионального обучения учащиеся сдают квалификационные экзамены в порядке, установленном Министерством образования Республики Казахстан.
      Учащимся, сдавшим выпускные квалификационные экзамены, присваивается производственная квалификация и выдается аттестат установленного образца.
      36. Учащиеся специального учреждения, окончившие десятый (одиннадцатый) класс школы, получают соответствующие свидетельство или аттестат об образовании, которые хранятся в личных делах и выдаются им на руки под расписку при выпуске из училища. Остальным учащимся при выпуске из спецучреждения выдаются справки об обучении в том или ином классе с указанием оценок по всем предметам.
      37. В специальном учреждении устанавливаются следующие меры поощрения:
      - объявление благодарности устно или в приказе, который вкладывается в личное дело воспитанника;
      - досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
      - награждение грамотой, подарком, премией;
      - занесение на Доску почета или в книгу "Лучшие учащиеся школы";
      - телефонный разговор с родителями, родственниками;
      - разрешение на выход за пределы специального учреждения на срок до 6 часов без сопровождения взрослых;
      - сообщение родителям или по месту прежней учебы о хорошем поведении учащегося и его успехах в учебе и труде;
      - разрешение посещать в период каникул на кратковременные сроки (до 7 суток), а в летний период на срок до одного месяца родителей и лиц, из заменяющих;
      - присуждение лучшему коллективу учащихся (классу, группе) вымпела, грамоты и др.;
      - присвоение звания "Лучший по профессии", "Лучший учащийся школы" и др.
      Лучшие учащиеся или группы учащихся по решению методического (педагогического) совета, актива самоуправления учреждения могут быть поощрены туристическими поездками по родному краю, стране, посещением театров и др.
      38. За нарушение режима и правил поведения к учащимся могут применяться следующие меры взыскания:
      - предупреждение;
      - объявление выговора устно или в приказе директора специального учреждения перед строем учащихся;
      - обсуждение на общем собрании учащихся, группы, класса, на методическом (педагогическом) совете специального учреждения;
      - внеочередное дежурство по уборке помещений и территории специального учреждения (за исключением мест общественного пользования) в свободное от учебы время до отхода ко сну (не более одного часа);
      - запрещение свободного выхода за пределы специального учреждения в течение одного месяца.
      Применение мер взыскания, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
      39. Правом объявления учащимся устной благодарности, предупреждения или устного выговора пользуются директор специального учреждения, его заместители, учителя и воспитатели.
      Другие перечисленные в пунктах 37 и 38 меры поощрения и взыскания могут применяться директором школы либо его заместителями.
      40. Администрация специального учреждения имеет право предоставлять кратковременный отпуск учащимся сроком до 7 суток (не считая дороги) в случае смерти, тяжелой болезни родителей или лиц, их заменяющих, близких родственников.
      41. Директор специального учреждения, его заместители, учителя, воспитатели поддерживают систематическую связь с родителями учащихся или лицами, их заменяющими, путем переписки, личных бесед, проведения родительских собраний.
      Посещение учащихся родителями или лицами, их заменяющими, допускается в установленное время и с разрешения администрации специального учреждения.
      42. Учащимся разрешается переписка, получение передач, посылок, бандеролей (с соблюдением перечня разрешенных вещей и продуктов), денежных переводов в установленном порядке.
      Расходование учащимися денежных средств допускается по разрешению и под контролем воспитателя спецучреждения.
      43. При наличии данных о нахождении у учащихся предметов, запрещенных к хранению, администрация учреждения имеет право производить проверку вещей учащегося, поступающих посылок, бандеролей, передач.
      44. В период субботников, генеральных уборок, работ по самообслуживанию на территории специального учреждения запрещено использовать учащихся для уборки мест, опасных для здоровья воспитанников, а также мест общественного пользования.

           IV. Управление специальным учреждением
      45. Управление специальным учреждением осуществляется на принципах единоначалия и коллегиальности. Непосредственное руководство образовательным процессом и текущей деятельностью специального учреждения осуществляет директор, который в соответствии с требованиями тарифно-квалификационной характеристики назначается и освобождается управлениями (департаментами) образования областей и г. Алматы.
      46. Общее управление специальным учреждением осуществляет выборный орган - совет, в состав которого входят представители педагогических работников, учащихся 5-11 классов, родителей (лиц, их заменяющих) и общественности. Порядок выбора совета и его работы определяется уставом учреждения.
      47. Административные, педагогические и другие работники специального учреждения назначаются директором по согласованию с советом и профсоюзным комитетом в соответствии с требованиями должностных тарифно-квалификационных характеристик.
      48. Помощник директора специального учреждения по режиму, старший дежурный по режиму и дежурный по режиму назначаются директором специального учреждения из числа лиц, имеющих педагогическое или юридическое образование и опыт работы с детьми.
      Численность старших дежурных и дежурных по режиму определяется из расчета 10 процентов от количества учащихся.
      49. Старший воспитатель назначается директором специального учреждения на каждые 4 класса (воспитательные группы) из числа лиц с высшим педагогическим образованием, зарекомендовавших себя умелыми руководителями детского коллектива.
      50. Мастер по труду или мастер производственного обучения должен иметь высшее или среднее специальное образование, высокую производственную квалификацию и опыт работы по соответствующей профессии.
      51. Заведующий здравпунктом и медицинский персонал специального учреждения согласно штатному расписанию назначаются директором учреждения по согласованию с отделом здравоохранения района, города.
      52. Психолог назначается директором специального учреждения из числа лиц, имеющих высшее образование, получивших общую психологическую и специальную подготовку по детской возрастной и педагогической психологии, психодиагностике и психокоррекции.
      53. На основе настоящего Положения, Закона Республики Казахстан "Об образовании" и других нормативных документов специальное учреждение разрабатывает свой устав, в котором определяются права и обязанности членов коллектива, полномочия совета, а также иные вопросы, не противоречащие действующему законодательству и необходимые для осуществления деятельности специального учреждения.

             V. Финансовая и материально-техническая база
      54. Финансовые средства специального учреждения складываются из бюджетных ассигнований и собственных средств, формируемых из других источников.
      55. Областные органы управления образованием могут устанавливать повышенные нормативы, исходя из региональных потребностей и условий, и выделять соответственно этим нормативам дополнительные ассигнования на специальные учреждения.
      56. Собственные средства специального учреждения складываются из следующих источников:
      - доходов от хозяйственной деятельности, оказания платных услуг;
      - добровольных взносов государственных, общественных, кооперативных и иных организаций, цехов, производственных бригад, родителей и других граждан;
      - целевых вложений министерств, ведомств, базовых предприятий, государственных учреждений, общественных и кооперативных организаций;
      - банковских кредитов и других поступлений.
      Специальным учреждением могут оказываться платные услуги населению по ценам и тарифам, утвержденным в установленном порядке, а при отсутствии таких цен и тарифов - по договорным ценам.
      Местные представительные и исполнительные органы могут включать в отчеты о выполнении государственных заказов по реализации платных услуг объемы услуг, оказываемых специальными учреждениями.
      Установление вышестоящими органами плановых заданий специальному учреждению по развитию платных услуг в какой бы то ни было форме не допускается.
      57. Финансовые средства перечисляются и хранятся на счетах в отделении банка Республики Казахстан.
      58. Порядок ведения бухгалтерского и статистического учета в специальном учреждении определяется действующим законодательством.
      59. Оплата труда работников специального учреждения и их материальное стимулирование осуществляется в установленном порядке.
      60. Специальным учреждениям, находящимся на бюджетном финансировании, предоставлено право самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда, определять размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты без учета соотношения численности работников различных категорий в пределах выделенных бюджетных ассигнований на оплату труда.
      Кроме того, руководителям учреждений предоставлено право по согласованию с профсоюзными комитетами утверждать положение о премировании работников этих учреждений.
      Показатели, размеры и сроки премирования руководящих работников устанавливаются вышестоящим органом управления по согласованию с соответствующим профсоюзным комитетом.
      61. Специальное учреждение располагается в населенном пункте, имеющем надлежащие транспортные и телефонные связи.
      Территория специального учреждения, как правило, должна иметь ограждение, препятствующее свободному выходу учащихся за пределы спецучреждения.
      62. Специальное учреждение должно иметь комплекс зданий и сооружений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс: оборудованные по установленным нормативам учебные и жилые помещения для учащихся, помещение для здравпункта и карантинного отделения, пищеблок, клуб, спортивный городок, учебно-производственные мастерские, учебно-опытное сельское или садоводческое хозяйство.
      63. Специальное учреждение в установленном порядке обеспечивается необходимым специальным легковым, грузовым транспортом, автобусами для перевозки учащихся, горюче-смазочными материалами с целевым направлением в соответствии с потребностями.
      64. Учащиеся обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, другими предметами вещевого довольствия и коммунально-бытовыми услугами согласно нормам обеспечения учащихся школ-интернатов общего типа.
      Директору специального учреждения по согласованию с советом предоставляется право вносить частичные изменения в перечень предметов одежды и обуви, предусмотренный действующими нормами, в пределах стоимости полного комплекта обмундирования на одного воспитанника.
      65. Учащимся спецучреждения выплачивается 100 процентов заработанных ими сумм.
      Зарабатанные деньги перечисляются на лицевой счет учащихся и могут быть выданы по мере необходимости в установленном порядке.
      66. Педагогические работники, воспитанники в соответствии с законодательством несут имущественную ответственность за порчу зданий и сооружений, учебного оборудования, инвентаря и другого имущества школы.
      67. Специальное учреждение представляет статистическую отчетность по формам, утвержденным Государственным комитетом Республики Казахстан по статистике и анализу.
      68. Специальное учреждение, являясь юридическим лицом, имеет печать, штамп, а также вывеску установленного образца.
      69. Документация специального учреждения ведется в соответствии с типовой инструкцией, утвержденной Министерством образования Республики Казахстан.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.