В целях обеспечения взаимодействия министерств и ведомств в вопросах получения необходимой информации и управления развитием товарных рынков Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок мониторинга и управления развитием товарных рынков.
2. Министерству экономики, Министерству иностранных дел, Министерству сельского хозяйства, Министерству промышленности и торговли, Министерству нефтяной и газовой промышленности, Министерству энергетики и угольной промышленности Республики Казахстан, государственным акционерным компаниям обеспечить создание и функционирование системы мониторинга и управления развитием товарных рынков в соответствии с Порядком мониторинга и управления развитием товарных рынков.
Министерству иностранных дел Республики Казахстан обеспечить участие Посольств в мониторинге мировых товарных рынков.
3. Министерству экономики, Министерству промышленности и торговли Республики Казахстан внести обоснованное предложение о целесообразности создания в Казахстане специализированной хозрасчетной организации по конъюнктуре товарных рынков.
Первый заместитель
Премьер-Министра
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 31 октября 1996 г. N 1323
ПОРЯДОК
мониторинга и управления развитием
товарных рынков
1. Общие положения и понятия
1. Настоящий Порядок определяет содержание работы по проведению мониторинга и управлению развитием товарных рынков.
2. Товарный рынок - это система товарно-денежных отношений, включающая в себя широкий спектр политических, экономических, научно-технических, социальных и других факторов, влияющих на производство и реализацию товаров. Товарный рынок подразделяется: на потребительский и промышленный.
3. Мониторинг товарных рынков - это систематический сбор и анализ данных в стране и за рубежом о промышленных и потребительских рынках товаров.
4. Мониторинг товарных рынков осуществляется в целях получения необходимой информации для выработки эффективной экономической политики и управления развитием товарных рынков.
5. Управление товарными рынками - это государственное регулирование развития товарных рынков, реализуемое через валютно-финансовую, структурно-инвестиционную, ценовую, антимонопольную, научно-техническую, внешнеэкономическую, региональную и промышленную политику посредством целевых программ, налогов, таможенных тарифов, нетарифных мер, субсидий, кредитов, гарантий, информационно-маркетингового обеспечения.
2. Система мониторинга товарных рынков
6. Система мониторинга важнейших товарных рынков включает в себя комплекс наблюдений и исследований за сложившейся на этих рынках экономической ситуацией, включая динамику производства, спроса и предложения, экспорта и импорта, ценообразования и сопоставление уровней цен в странах-экспортерах и импортерах, условия продажи и приобретения, конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, уровень действенности таможенной защиты, международную торговую политику и меры государственного регулирования, субсидирования производства и экспорта товаров ведущими странами-производителями и экспортерами.
7. Мониторинг осуществляется по перечню важнейших товарных рынков, утвержденному распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 8 апреля 1996 г. N 153. R960153_
В зависимости от экономической ситуации Минэкономики по согласованию с Национальным статистическим агентством Республики Казахстан и заинтересованными министерствами и ведомствами вносит в него изменения и дополнения.
8. Мониторинг товарных рынков состоит из мониторинга мировых и внутреннего рынков.
9. Мониторинг мировых товарных рынков включает в себя:
сбор и исследование информации по важнейшим международным товарным рынкам, включая динамику производства, экспорта, импорта, запасов, цен;
анализ тенденций и прогноз развития по определенному товарному рынку и в целом;
исследование рыночных условий развитых стран;
исследование государственной политики ведущих стран-производителей, экспортеров и импортеров относительно товарных рынков;
изучение мер по защите товаропроизводителей, степени вмешательства государства в размещение производительных сил;
подготовку заключений о степени либерализации мировых товарных рынков, доступности для товаропроизводителей других стран.
10. Мониторинг мировых товарных рынков осуществляется Минпромторгом, МИДом, которые в соответствии с Методикой, разрабатываемой и утверждаемой Минэкономики, обеспечивают регулярную подготовку сведений по перечню, определенному в пункте 9 настоящего Порядка, и представление их в Минэкономики.
Минэкономики в целях обеспечения дополнительных каналов получения необходимой информации для мониторинга мировых товарных рынков заключает соглашение о представлении их с международными информационными организациями, привлекает к этой работе Торгово-промышленную палату, товарные биржи.
11. Мониторинг внутренних товарных рынков включает:
сбор информации о производстве, экспорте, импорте, запасах и потреблении важнейших видов продукции в Казахстане;
анализ тенденций и прогноз развития по определенному товарному рынку и в целом;
анализ емкости товарных рынков, ценообразования и конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках;
сведения о перспективах развития, инвестициях;
изучение каналов товародвижения;
исследование экономических условий функционирования товарных рынков, внутренних законодательных, правительственных и ведомственных нормативных актов, уровня действенности таможенной защиты.
12. Мониторинг внутренних важнейших товарных рынков осуществляется Минэкономики, Национальным статистическим агентством, Антимонопольным комитетом, отраслевыми министерствами и ведомствами совместно с предприятиями-товаропроизводителями в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке аналитических материалов о состоянии рынков важнейших видов продукции, утвержденными распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 17 сентября 1996 г. N 440. R960440_
13. Информация мониторинга мировых и внутреннего товарных рынков, осуществляемых государственными органами республики, в основном используется как служебная, но, при необходимости, может публиковаться в средствах массовой информации, а также предоставляться заинтересованным лицам и организациям на коммерческой основе.
3. Управление развитием товарных рынков
14. Управление развитием товарных рынков осуществляется в целях обеспечения свободной реализации товаров на внутреннем рынке, наиболее полного удовлетворения в них платежеспособного спроса хозяйствующих субъектов и населения страны, развития и эффективной интеграции отечественного товаропроизводства в мировые товарные рынки.
15. Исходя из указанных целей, исполнительные органы Республики Казахстан обеспечивают или содействуют решению следующих задач:
формирования высокоэффективных производств, конкурентоспособных на внутреннем и мировых рынках;
защиты национальных товарных рынков от негативного воздействия внешних рынков, недобросовестной конкуренции;
демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Казахстана, предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках, противодействия созданию или сохранению монопольных структур;
координации ценовой политики производителей и экспортеров;
устранения административно-региональных барьеров в развитии внутренних товарных рынков;
определения приоритетов и стимулирования производства социально и экономически значимых товаров;
обеспечения экономической безопасности, продовольственной и энергетической независимости страны;
эффективного регулирования сбыта и продвижения отечественной продукции на мировые товарные рынки.
16. Государственное управление развитием товарных рынков, защита внутреннего рынка осуществляется посредством системы экономических регуляторов и административных мер, которая включает в себя:
разработку и осуществление государственных целевых программ;
прогнозирование развития товарных рынков;
направление централизованных инвестиций и привлечение внешних займов для развития приоритетных и социально значимых производств;
стимулирование развития отечественного товаропроизводства и повышение его экспортного потенциала посредством ускоренной аммортизации, льготного налогообложения и приоритетного кредитования;
таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности;
проведение расследований и введение защитных мер в отношении импорта товаров;
технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования, контроль качества ввозимых товаров;
информационное обеспечение хозяйствующих субъектов республики посредством создания системы внешнеторговой информации и информационно-консультационных служб;
обеспечение функционирования систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
проведение рекламных мероприятий и кампаний по развитию экспорта товаров.
17. Управление развитием товарных рынков Казахстана осуществляется через республиканские и региональные государственные органы, на которые возлагаются следующие функции:
координация и контроль действий, реализация государственной политики, взаимодействие с юридическими и физическими лицами на рынке;
содействие развитию производства конкурентоспособной продукции посредством привлечения зарубежных технологий, ноу-хау, инвестиций;
сбор и распространение информации по товарным рынкам согласно пунктам 6-15 раздела 2 настоящего Порядка;
исследование и формирование эффективной системы экспорта;
защита интересов производителей и экспортеров страны на мировых рынках;
проведение исследования существующих экономических условий, выработка экономической политики международной торговли и подготовка рекомендаций Правительству по управлению развитием товарных рынков, защите экономических интересов Казахстана и его хозяйствующих субъектов, подготовка предложений и консультирование Правительства по вопросам улучшения экспортного климата, экспортной инфраструктуры, упрощения процедур экспорта;
разработка программ и планов национального экспортного развития и обеспечения их выполнения;
налаживание постоянных связей с международными, региональными и национальными организациями по продвижению товаров;
содействие формированию и развитию независимых, негосударственных, некоммерческих объединений производителей-экспортеров;
организация структур по предоставлению хозяйствующим субъектам консалтинговых и трейдинговых услуг в маркетинге новой продукции, выхода на новые рынки, в оценке мировых и внутренних рынков;
организация и привлечение экспортеров к участию в торговых ярмарках, выставках, встречах торговых делегаций;
контроль экспорта и импорта, выработка мер предотвращения недобросовестной конкуренции, торговых злоупотреблений и защитных мер во внешней торговле;
создание разветвленной сети поддержки торговых мероприятий за рубежом (торгпредства, торговые дома, торговые агенты, отраслевые офисы, агентства, демонстрационные залы);
участие в международных товарных организациях и исследовательских группах по сырьевым товарам.
18. В качестве индикаторов развития отечественных товарных рынков используются:
динамика производства, экспорта и импорта;
динамика объемов и структуры продаж и приобретения продукции;
динамика объемов и структуры затрат на производство единицы продукции;
динамика внутренних и мировых цен, их соотношений;
повышение потребительских свойств конкретного товара.
Указанные показатели используются для оценки и прогнозирования развития товарных рынков, анализа эффективности применяемых мер государственного их регулирования.
4. Взаимодействие министерств и ведомств
в обеспечении мониторинга и управления
развитием товарных рынков
19. Координирующим органом по организации мониторинга, методологического его обеспечения является Министерство экономики Республики Казахстан.
20. Минэкономики обеспечивает разработку согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждение методических рекомендаций по мониторингу внутреннего и мировых товарных рынков.
21. Министерства и ведомства республики в установленные Минэкономики сроки обеспечивают сбор, анализ информации, включенной в мониторинг внутреннего и мировых товарных рынков, подготовку предложений по совершенствованию их государственного управления и регулирования, представление материалов мониторинга и предложений в Минэкономики.
22. Минэкономики обобщает представленные аналитические записки и прогноз развития по конкретным товарным рынкам, направляет их в Правительство Республики Казахстан, заинтересованным министерствам и ведомствам, акимам областей и городов, публикует в массовой печати.
23. Наиболее актуальные материалы мониторинга товарных рынков и соответствующие предложения по корректировке экономической политики, изменению и дополнению системы экономических регуляторов и мер административного воздействия на товарные рынки ежеквартально включаются в доклад итогов социально-экономического развития страны, подготавливаемый Минэкономики, и в проект постановления Правительства Республики Казахстан по этому вопросу.
24. Минэкономики, в случае необходимости, формирует рабочие группы по конкретным товарным рынкам из числа компетентных специалистов заинтересованных министерств, ведомств, научных организаций и предприятий.
25. Рабочая группа по организации мониторинга и управления развитием товарных рынков ежеквартально рассматривает подготовленные министерствами и ведомствами сведения, оценки, вырабатывает и принимает меры по повышению их эффективности и совершенствованию.