Правительство Республики Казахстан постановляет:
Одобрить прилагаемый Индикативный план социально-экономического
развития Республики Казахстан на 2000 год, разработанный Агентством
Республики Казахстан по экономическому планированию с участием центральных
исполнительных органов, ведомств Республики Казахстан, акимов областей,
городов Астаны и Алматы.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Одобрен
постановлением Правительства
Республики Казахстан
1 сентября 1999 года № 1287
Агентство Республики Казахстан
по экономическому планированию
Индикативный план социально-экономического развития
Республики Казахстан на 2000 год
Введение
Индикативный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2000 год разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года № 357-1 Z990357_ "О бюджетной системе" и постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 мая 1996 года № 596 P960596_ "О порядке разработки и реализации индикативных планов социально-экономического развития Республики Казахстан".
Разработка его осуществлялась с учетом намерений и предложений центральных и местных исполнительных органов по отдельным направлениям государственной социально-экономической политики.
Индикативный план социально-экономического развития Республики Казахстан направлен на решение задач и достижение целей, определенных в Стратегии развития Казахстана до 2030 года, стратегических планах развития Республики Казахстан на 1998-2000 годы и Программе действий Правительства республики на второе полугодие 1999 года и 2000 год.
Прогнозные показатели определены исходя из сложившихся в предыдущие годы тенденций социально-экономического развития страны и изменения конъюнктуры мирового рынка.
1. Анализ социально-экономического положения
страны в 1999 году
Состояние мировых товарных рынков
В настоящее время на мировых товарных рынках происходит стабилизация цен на нефть, нефтепродукты, черные и цветные металлы, доля которых в отечественной промышленности занимает большую часть экспорта.
В июле 1999 года среднемировая цена сырой нефти была на 70% выше, чем в декабре 1998 года и составила 19,1 доллара США за баррель. Одной из основных причин такого повышения явилось подписание в марте 1999 года картельного соглашения между членами ОПЕК о сокращении добычи нефти на 1,7 млн. баррелей в день.
Динамика цен на нефть в январе-июле 1999 года
(см. график на бумажном варианте)
На рынке цветных металлов в июле текущего года относительно декабря 1998 года цинк на мировом рынке подорожал на 15%, медь - на 14,6%, ферросплавы подешевели в среднем на 2,5%.
Динамика цен на металлы в январе-июле 1999 года
(см. график на бумажном варианте)
Прогноз конъюнктуры мировых товарных рынков нефти и металлов позволяет прогнозировать во втором полугодии 1999 года и в 2000 году стабилизацию спроса на продукцию казахстанского экспорта.
Промышленность
В промышленности Казахстана в первом полугодии 1999 года наблюдалась тенденция спада производства.
Промышленными предприятиями республики (включая малые, подсобные предприятия, сектор домашних хозяйств) по данным Агентства Республики Казахстан по статистике за январь-июль 1999 года произведено продукции в действующих ценах на 509,5 млрд. тенге, что составляет 97,2% к уровню соответствующего периода 1998 года.
За январь-июль 1999 года индекс физического объема к соответствующему периоду прошлого года составил 97,2%.
Индексы физического объема в целом по промышленности и по отраслям
за январь-июль 1999 года
(см. график на бумажном варианте)
В течение первого полугодия текущего года по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года наблюдается спад производства в целом по
промышленности и по отраслям.
В структуре промышленного производства республики по сравнению с 1998
годом возросла доля горнодобывающей промышленности за счет повышения
эффективности работы экспортоориентированных отраслей и снижения удельного
веса обрабатывающей промышленности, а также производства и распределения
электроэнергии, газа и воды.
Структура промышленности Республики Казахстан
______________________________________________________________________
!1997 год! 1998 год !1999 январь-июль!
---------------------------------------------------------------------!
Промышленность, всего в % ! 100 ! 100 ! 100 !
Горнодобывающая промышленность, ! 26,1 ! 24,3 ! 29,7 !
из них: ! ! ! !
Добыча угля и лигнита ! 3,3 ! 3,4 ! 2,0 !
Добыча сырой нефти и попутного ! ! ! !
газа ! 16,6 ! 14,9 ! 21,2 !
Добыча железной руды ! 2,3 ! 1,7 ! 1,0 !
Добыча руд цветных металлов ! 1,9 ! 1,9 ! 2,5 !
Обрабатывающая промышленность, ! 56,2 ! 56,2 ! 53,0 !
из них: ! ! ! !
Производство пищевых продуктов ! 16,5 ! 19,3 ! 15,6 !
Производство табачных изделий ! 1,6 ! 1,8 ! 1,6 !
Текстильная и швейная ! ! ! !
промышленность ! 1,8 ! 1,8 ! 1,6 !
Перегонка нефти ! 4,7 ! 3,7 ! 2,7 !
Химическая промышленность ! 2,1 ! 1,6 ! 1,4 !
Черная металлургия ! 6,3 ! 5,1 ! 6,5 !
Производство цветных металлов ! 11,5 ! 11,5 ! 13,8 !
Машиностроение ! 4,6 ! 3,6 ! 2,6 !
Производство и распределение ! 17,7 ! 19,5 ! 17,3 !
электроэнергии, газа и воды ! ! ! !
_____________________________________________________________________!
Инвестиции
За период с января по июль 1999 года инвестиционная активность
снизилась: инвестиции в основной капитал составили 83,7 млрд. тенге, что
на 3,4% меньше, чем за соответствующий период прошлого года.
Основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал в
январе-июле 1999 года являются собственные средства предприятий (57,7%
общего объема) и иностранные инвестиции (32,4% общего объема). На фоне
сокращения доли бюджетного финансирования, растет доля местного бюджета в
финансировании инвестиций в основной капитал.
Структура инвестиции в основной капитал по источникам
финансирования
______________________________________________________________________
Источники финансирования ! Январь-июль ! январь-июль ! январь-июль !
! 1998 год ! 1999 год ! 1999 год !
!в % к итогу ! в % к итогу ! млн. тенге !
--------------------------------------------------------------------!
Всего инвестиции в ! ! ! !
основной капитал, ! 100 ! 100 ! 82870 !
в том числе финансируемых ! ! ! !
за счет: ! ! ! !
средств предприятий ! 55,9 ! 57,7 ! 47817 !
бюджетных средств ! 16,8 ! 9,9 ! 8180 !
из них: ! ! ! !
республиканского бюджета ! 14,7 ! 7,9 ! 6495 !
местного бюджета ! 2,1 ! 2,0 ! 1685 !
внебюджетных фондов ! 5,4 ! - ! - !
иностранных инвестиций ! 21,9 ! 32,4 ! 26873 !
____________________________________________________________________!
Среди видов экономической деятельности наиболее привлекательными для инвесторов продолжают оставаться горнодобывающая и обрабатывающая промышленности (51,7% и 15,2% общего объема инвестиции соответственно). Остаются незначительными объемы средств, привлекаемых на развитие здравоохранения (0,8%) и сельского хозяйства (0,3%).
Среди 16 регионов 35% освоения инвестиций в основной капитал приходится на Атыраускую область. Высокие темпы инвестиций наблюдаются в областях, на территории которых расположены основные центры добывающей промышленности - Западно-Казахстанской (рост в 11,9 раз), Восточно-Казахстанской (рост в 1,7 раз), Актюбинской (в 1,6 раз) и Атырауской (в 1,2 раза).
Высока доля иностранных инвестиций в основной капитал Западно-Казахстанской (95%), Кызылординской (82%), Актюбинской (79%), Мангистауской (66%) и Алматинской (62%) областей.
Продолжается работа по стимулированию прямых инвестиций. За январь-июль 1999 года заключено 78 контрактов с инвесторами, в том числе 38 контрактов на привлечение прямых инвестиций в приоритетные секторы экономики и 40 контрактов на недропользование. По условиям контрактов инвесторы обязались вложить инвестиции на сумму 683,3 млн. дол. США.
Проведены очередное заседание Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, международный форум "Алматинский инвестиционный саммит", ряд конференций "Инвестиционные возможности Казахстана": в Дели, Варшаве, Будапеште, Праге, Вашингтоне, Зальцбурге, Петалинге (Малайзия) и Стамбуле.
На жилищное строительство в январе-июле 1999 года направлено 6,2 млрд. тенге, что на 25% меньше, чем за тот же период прошлого года. На долю индивидуальных застройщиков приходится 96% введенного жилья.
Сельское хозяйство
Стабилизация сельскохозяйственного производства, отмечавшаяся с первых месяцев текущего года, сохранилась в течение всего анализируемого периода. Так, объем валовой продукции сельского хозяйства за семь месяцев 1999 года по республике составил 87,6 млрд. тенге в текущих ценах, что больше аналогичного периода 1998 года на 4,1%, в том числе продукции растениеводства - на 15,3%, продукции животноводства - на 3,1%. Указанный прирост валовой продукции сельского хозяйства сложился за счет увеличения объемов производства (в стоимостном выражении) молока - на 2,2%, яиц - на 0,6%, продукции растениеводства - на 1,3%.
В текущем году в целом по республике предполагается высокая урожайность зерновых, так как более 75% неубранных площадей этих культур имеют хорошее состояние посевов и около 25% - удовлетворительное. В соответствующем периоде 1998 года на начало августа только четверть посевов имела хорошую оценку, остальные - удовлетворительную и плохую. Увеличение валового сбора зерновых ожидается в половине областей, при этом больше в тех регионах, где в прошлом году из-за засухи был допущен существенный недобор. На начало августа уборку зерновых вели все южные области, где зерновые убраны с 580,6 тыс. га (23,3%) подлежащих уборке площадей. По оценке текущего года ожидается валовой сбор зерна в объеме 10,2 млн. тонн.
В текущем году за счет своевременно проведенных агротехнических
мероприятий ожидается повышение урожайности и рост валового сбора
картофеля на 12,4% больше, чем в прошлом году, овощей - на 2%, сахарной
свеклы - на 55,8%, в Южно-Казахстанской области сбор хлопка-сырца - на
36,3%.
За семь месяцев 1999 года по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года во всех категориях хозяйств получен прирост производства
всех видов продукции животноводства, кроме мяса в живом весе:
______________________________________________________________________
! Единица !1998 год! 1999 год! 1999 год !
!измерения !январь- !январь- !в % к 1998!
! !июль !июль ! !
---------------------------------------------------------------------!
Мясо всех видов в живом весе! тыс. тонн! 533 ! 532,3 ! 99,9 !
Молоко ! тыс. тонн! 1999,2 ! 2100,3 ! 105 !
Яйца ! млн. штук! 850,2 ! 935,5 ! 110 !
_____________________________________________________________________!
Оценка производства основных видов сельскохозяйственной продукции
приведена в следующей таблице:
______________________________________________________________________
!1998 год! 1999 год !1999 год!1999 год!
! отчет ! !прогноз !оценка в!
! ! !в % к !% к 1998!
! ! !1998 !году !
! ! !году ! !
! !----------------!--------!--------!
! !прогноз!оценка в! ! !
! ! !ценах и ! ! !
! ! !условиях! ! !
! ! !1998 г. ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Валовая продукция ! ! ! ! ! !
сельского хозяйства, ! ! ! ! ! !
млрд.тенге ! 246,1 ! 283 ! 276 ! 115,0 ! 112,1 !
в том числе: ! ! ! ! ! !
продукция растениеводства! 101,9 ! 163,7 ! 133,4 ! 160,6 ! 130,9 !
продукция животноводства ! 144,2 ! 119,3 ! 142,6 ! 82,7 ! 98,9 !
Зерно (в весе после ! ! ! ! ! !
доработки), тыс.тонн !6395,5 ! 10000 ! 9660 ! 156,3 ! 151,0 !
в том числе: ! ! ! ! ! !
пшеница, тыс. тонн !4746,3 ! 7300 ! 7400 ! 153,8 ! 155,9 !
Хлопок-сырец, тыс.тонн ! 161,6 ! 220 ! 220 ! 136,1 ! 136,1 !
Сахарная свекла ! ! ! ! ! !
(фабричная), тыс.тонн ! 224,9 ! 260 ! 260 ! 115,6 ! 115,6 !
Семена масличных культур,! ! ! ! ! !
тыс.тонн ! 132,1 ! 214 ! 150 ! 162,0 ! 113,6 !
Картофель, тыс. тонн !1262,9 ! 1725 ! 1420 ! 136,6 ! 112,4 !
Овощи, тыс. тонн !1079,2 ! 1100 ! 1100 ! 102,0 ! 102,0 !
Скот и птица (в убойном ! ! ! ! ! !
весе), тыс.тонн ! 641,5 ! 550 ! 560 ! 85,7 ! 87,3 !
Молоко, тыс.тонн !3394,3 ! 3200 ! 3400 ! 94,3 ! 100,2 !
Яйца, млн. штук !1388,4 ! 1400 ! 1500 ! 100,8 ! 108,0 !
Шерсть (в физическом ! ! ! ! ! !
весе), тыс.тонн ! 25,2 ! 26,5 ! 23 ! 105,2 ! 91,3 !
Каракуль и смушки, тыс. ! ! ! ! ! !
тонн ! 214,3 ! 205 ! 130 ! 95,7 ! 60,7 !
Кожевенное сырье:крупное,! ! ! ! ! !
тыс.штук !2303,3 ! 1900 ! 1900 ! 82,5 ! 82,5 !
мелкое, тыс.штук !5350,7 ! 5100 ! 4750 ! 95,3 ! 88,8 !
свиное, тыс.штук ! 116,7 ! 200 ! 200 ! 171,4 ! 171,4 !
_____________________________________________________________________!
Социальная сфера
В 1998 году среднемесячная заработная плата составила 9682 тенге. При этом имела место значительная дифференциация по видам экономической деятельности от 3591 тенге в сельском хозяйстве и до 19517 в горнодобывающей промышленности.
В январе-июне 1999 года по расчетным данным номинальная среднемесячная заработная плата составила 10021 тенге.
В 1999 году среднемесячная заработная плата прогнозируется на уровне 10500 тенге. При этом номинальный размер заработной платы по сравнению с предыдущим годом возрастет на 8,4%, реальная среднемесячная заработная плата на 1,3%.
Минимальный размер заработной платы в прошлом году составил 2395 тенге, в 1999 году ожидается 2605 тенге.
Всего с начала года по состоянию на 1 августа в Государственный центр по выплате пенсий поступило денежных средств на сумму 76952 млн.тенге. Из них на выплату пенсий и пособий направлено 62177,5 млн.тенге, включая пенсионеров, проживающих в домах-интернатах.
Из суммы поступивших средств по 10-процентным пенсионным взносам перечислено 13002,5 млн.тенге, из них в негосударственные накопительные пенсионные фонды - 4764,2 млн.тенге и в государственные накопительные пенсионные фонды - 8238,3 млн.тенге.
По оперативным данным областных финансовых управлений задолженность по заработной плате и взносам работодателей по состоянию на 1 августа 1999 года в бюджетных организациях, финансируемых из местных бюджетов, составила 4392,4 млн.тенге.
Образование
Деятельность организаций образования, местных исполнительных органов
в текущем году была направлена на обеспечение полного охвата детей
школьного возраста всеобщим обязательным средним образованием, реализацию
Законов Республики Казахстан
"Об образовании" и
"О языках
в Республике Казахстан", информатизацию системы среднего образования,
внедрение учебников нового поколения.
Развитие сети государственных школ видно из следующей таблицы:
Государственные школы
______________________________________________________________________
!1998 год! 1999 год !1999 год !1999 год !
! ! !(прогноз) !(оценка) !
! ! !в % к 1998!в % к 1998!
! ! !году !году !
----------------------------------------------------------------------!
! !прог-!оцен- ! ! !
! !ноз !ка ! ! !
----------------------------------------------------------------------!
Количество государственных! ! ! ! ! !
школ - всего (единиц) !8143 !8300 ! 8156 ! 101,9 ! 100,2 !
в том числе: ! ! ! ! ! !
Дневные ! ! ! ! ! !
общеобразовательные !8007 !8155 ! 8024 ! 101,8 ! 100,2 !
Вечерние ! 37 !41 ! 34 ! 110,8 ! 91,9 !
специальные коррекционные ! 99 !103 ! 98 ! 104 ! 99 !
Кроме того, ! ! ! ! ! !
профессионально- ! ! ! ! ! !
технические школы ! 304 !281 ! 274 ! 92,4 ! 90,1 !
______________________________________________________________________!
Выделенные в первом полугодии 1999 года 197 млн. тенге из республиканского бюджета на компьютеризацию системы среднего образования направлены на погашение кредиторской задолженности за поставку и установку компьютеров в 1998 году в 450 школах республики.
В связи с принятием Закона Республики Казахстан "Об образовании" проводится работа по его реализации и совершенствованию нормативной базы системы образования. Так, в целях упорядочения процесса формирования студенческого контингента государственных высших учебных заведений, обеспечения равных возможностей доступа к государственному высшему образованию для всех слоев населения Правительством приняты постановления P990464_ "О новой модели формирования студенческого контингента государственных высших учебных заведений в Республике Казахстан" и P990698_ "Об утверждении государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием на 1999-2000 учебный год".
Здравоохранение
В области охраны здоровья народа проводились мероприятия по обеспечению гарантий прав граждан путем совершенствования деятельности государственных организаций и развития частной системы здравоохранения, внедрения государственных минимальных стандартов, переориентации отрасли от дорогостоящей стационарной помощи к менее затратному амбулаторно-поликлиническому обслуживанию населения.
В ходе решения этих проблем количество больничных организаций в республике сократилось на 12,5%, а самостоятельных амбулаторно-поликлинических организаций возросло на 42,5%. В текущем году создано 819 врачебных амбулаторий с правом юридического лица, 127 консультативно-диагностических поликлиник, восстановлено 80 фельдшерско-акушерских пунктов, 35 сельских врачебных амбулаторий.
Продолжается работа по реализации Государственной программы "Здоровье народа". Первый этап выполнения Государственной программы сопровождается определенными позитивными сдвигами в демографической и медико-социальной ситуации. Впервые за последнее десятилетие наметилась тенденция к снижению показателей общей смертности населения на 2,7%, отмечаемая во всех регионах республики и инфекционной заболеваемости. Повсеместно внедрялась современная методика выявления и лечения туберкулеза, рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения. Достигнут 95-процентный охват детей прививками против всех основных инфекций. Ведется ежемесячный мониторинг привитости детей. Осуществляется эпидемиологический анализ болезней, передающихся половым путем, и мероприятия по их профилактике. Активизировалась работа по пропаганде здорового образа жизни. Проводится определенная работа по реабилитации инвалидов.
Миграционная политика
Квотой иммиграции на 1999 год предусмотрено переселение 500 семей. По состоянию на 1 июля текущего года организованно переселены 106 семей (479 человек) беженцев-репатриантов, выходцев из Афганистана, нелегально находившихся на территории Пакистана. Самостоятельно переселились 983 семьи.
Однако вопрос обеспечения репатриантов жильем является самой больной и не решенной проблемой. По данным областных управлений и отделов по миграции и демографии, городов Алматы и Астаны не получили квартиры и состоят в очереди 6298 семей.
Государственная молодежная политика
Государственная молодежная политика была направлена на поддержку и развитие молодежных общественных инициатив. В настоящее время в республике зарегистрировано 115 общественных молодежных объединений.
Разработан проект Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан.
Проводится научно-исследовательский эксперимент "Проведение динамического наблюдения и изучения физического и нервно-психического состояния молодежи призывного и допризывного возраста".
Физическая культура и спорт
В республике проводится определенная работа по развитию детско-юношеского спорта, подготовке спортивного резерва, активизирована работа по сдаче Президентских тестов физической подготовленности населения Республики Казахстан, принимаются меры по развитию народных игр и национальных видов спорта.
Во всех физкультурно-спортивных организациях республики проводится работа по пропаганде здорового образа жизни, прорабатываются вопросы открытия с 1 сентября текущего года школ-интернатов для одаренных в спорте детей в Мангистауской, Атырауской, Акмолинской и Актюбинской областях, продолжается работа по созданию клубных команд по игровым видам спорта.
Культура
В 1999 году в целом по республике сеть государственных организаций культуры составляла 4223 объекта, в том числе 47, финансируемых на республиканском уровне, и 4177, относящихся к коммунальной собственности и содержащихся за счет местного бюджета. Доля финансирования мероприятий и объектов на республиканском уровне в 1999 году составила примерно 0,05% ВВП.
Сеть инфраструктуры культуры сократилась по сравнению с 1998 годом на 747 единиц, в том числе библиотек - на 527, культурно-досуговых учреждений - на 208, кинотеатров - на 10.
Количество музеев, театров и концертных организаций сохранено на
уровне 1998 года и составило, соответственно 88, 40 и 25 единиц.
Прогнозная оценка итогов 1999 года
В 1999 году Правительством будут продолжены действия по углублению
преобразовании в реальном и социальном секторах, совершенствованию
деятельности государственных органов управления, повышению уровня
законодательного обеспечения реформ.
По предварительной оценке социально-экономическое развитие Республики
Казахстан в 1999 году можно охарактеризовать следующими основными
макроэкономическими показателями
______________________________________________________________________
! 1998 год ! 1999 год !
! отчет ! оценка !
--------------------------------------------------------------------!
Валовой внутренний продукт (ВВП), млрд.тенге ! 1747,7 ! 1824,1 !
в реальном выражении, % ! 97,5 ! 98,5 !
ВВП на душу населения, тыс.тенге ! 111,7 ! 122 !
Индекс потребительских цен, %: ! ! !
Декабрь к декабрю ! 1,9 ! 16,8 !
в среднем за год ! 7,1 ! 7,1 !
Курс тенге по отношению к доллару США ! 78,3 ! 119,1 !
в среднем эа год ! ! !
Доходы государственного бюджета, млрд. тенге ! 309,5 ! 429,6 !
в % к ВВП ! 17,7 ! 23,6 !
Дефицит государственного бюджета, млрд. тенге! 70,1 ! 66,1 !
в % к ВВП ! 4,1 ! 3,6 !
Объем промышленной продукции (работ, услуг), ! 801,5 ! 902 !
млрд. тенге ! ! !
в реальном выражении, % ! 97,9 ! 98,8 !
Объем валовой продукции сельского хозяйства, ! 246,1 ! 293 !
млрд. тенге ! ! !
в реальном выражении, % ! 81,8 ! 112,1 !
Экспорт, млн. долл. США ! 5839 ! 5185 !
Импорт, млн. долл. США ! 6589 ! 5250 !
Инвестиции в основной капитал, млрд. тенге ! 173,3 ! 175,9!
____________________________________________________________________!
2. О ходе исполнения индикативного плана
социально-экономического развития
Республики Казахстан за 1999 год
Исполнение Индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан происходило в условиях последствий мирового финансового кризиса и ухудшения конъюнктуры мирового рынка на продукцию традиционного казахстанского экспорта.
На ходе его реализации сказались спад промышленного производства в базовых отраслях промышленности, снижение объемов освоения инвестиции, увеличение отрицательного сальдо по внешнеторговым операциям, снижение конкурентоспособности казахстанских товаров и сокращение притока в республику иностранного капитала.
В целях изменения сложившейся ситуации Правительством в рамках Индикативного плана был принят План мероприятий по реализации Программы действий Правительства на 1998-2000 годы (постановления Правительства от 19 февраля 1998 года № 119 и от 5 февраля 1999 года № 86), в соответствии с которым в 1999 году было предусмотрено к реализации 334 задания, по ним выполнено 142 мероприятия.
Всего в соответствии с Планом мероприятий Программы действий Правительства за 7 месяцев текущего года приняты 18 законов, подписано 3 указа Президента Республики Казахстан, утверждено 88 постановлений Правительства, утверждены 15 программных документов, 53 ведомственных акта, представлены Правительству более 80 информационно-аналитических материалов.
В связи с дальнейшим ухудшением экономической ситуации, вызванным радикальными изменениями, произошедшими в развитии мировой экономики, непосредственно отразившимися на социально-экономическом и, прежде всего, финансовом положении страны, в соответствии с протоколом совещания у Президента от 9.06.99 г. № 01-9/7 и распоряжением Премьер-Министра от 23.06.99 г. № 88 R990088_ Правительством разработана Программа действий Правительства на второе полугодие 1999 года и 2000 год и, соответственно, План мероприятий по ее реализации.
Правительством приняты срочные меры по уточнению бюджета, осуществлена взаимоувязка государственных программ и соответственно определены реально выполнимые, необходимые для стабилизации экономической ситуации мероприятия. В рамках данного Плана предусматривается до конца года выполнение 146 заданий.
Предусмотренные мероприятия позволят сохранить стабильный уровень макроэкономических показателей, обеспечить поддержку отечественных товаропроизводителей, улучшить налоговое администрирование, увеличить сбор налогов, более полно финансировать мероприятия, предусмотренные бюджетом, осуществить реформу в социальной сфере, в первую очередь - здравоохранении, образовании и пенсионном обеспечении.
3. Цели и задачи государственной социально-
экономической политики Республики Казахстан
на 2000 год
В 2000 году Правительству предстоит решать следующие основные задачи социально-экономического развития страны:
корректировка макроэкономической политики, в том числе налоговой, бюджетной, денежно-кредитной, направленной на скорейшее преодоление кризиса и обеспечение экономического роста;
перенос реформ на уровень микроэкономики;
выравнивание регионов по уровню бюджетных расходов на одного жителя и постепенный переход к стабильным фискальным отношениям между центром и регионами;
реализация программы приватизации государственной собственности и эффективное управление оставшимися активами государства;
переход на формирование бюджетов всех уровней на основе приоритетных программ;
активизация привлечения незанятого населения к проведению общественных работ;
повышение роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;
совершенствование нормативной правовой базы функционирования накопительных пенсионных фондов, в целях дальнейшего обеспечения сохранности пенсионных накоплений;
активная демонополизация и реструктуризация естественных монополистов;
реформа здравоохранения и образования;
обеспечение устойчивости банковской системы страны и создание привлекательных условий для расширения кредитования казахстанскими банками субъектов реального сектора.
Предусматривается создание условий для привлечения инвестиций в экономику с целью обеспечения развития отраслей агропромышленного комплекса, проведения политики импортозамещения и защиты отечественных производителей от недобросовестной конкуренции, расширения номенклатуры и увеличения экспорта продукции на мировые рынки, а также повышения степени адресности социальной помощи.
В целях достижения благоприятных макроэкономических условий для устойчивого экономического роста Правительство и Национальный Банк Республики Казахстан намерены усилить методы денежно-кредитного, бюджетного и налогового регулирования экономики. В этих условиях основной задачей Правительства станет сохранение сбалансированности важнейших макроэкономических параметров - обменного курса тенге, инфляции, уровней дефицита государственного бюджета и дефицита платежного баланса страны.
Будут предприняты меры по оздоровлению реального сектора. К концу 2000 года предполагается завершить основные структурные преобразования в экономике, продолжится рост доли частного сектора в ВВП, будут заложены основы для последующей диверсификации производства.
Вышеизложенные мероприятия направлены на реализацию целей и задач,
изложенных в Программе действий Правительства Республики Казахстан на
второе полугодие 1999 года и 2000 год.
В 2000 году по сравнению с 1999 годом планируется достичь следующих
целевых индикаторов:
______________________________________________________________________
! 1999 год ! 2000 год!
!оценка ! прогноз !
---------------------------------------------------------------------!
ВВП, млрд. тенге ! 1824,1 ! 2128 !
Реальное изменение ВВП, в % к предыдущему году! 98,5 ! 101,0 !
ВВП на душу населения, тыс. тенге ! 122 ! 142,3 !
Реальный рост доходов населения, % ! 101,5 ! 101,4 !
Минимальный прожиточный уровень, тенге ! 3716 ! 3979 !
Экспорт в % к предыдущему году ! 88,8 ! 101,3 !
Импорт в % к предыдущему году ! 79,7 ! 100,0 !
_____________________________________________________________________!
_____________________________________________________________________
! 1999 год ! 2000 год!
! оценка ! прогноз !
---------------------------------------------------------------------!
Индекс потребительских цен в среднем за год ! 7,1 ! 15,0 !
Курс тенге к доллару США, в среднем за год ! 119,1 ! 157 !
Доходы государственного бюджета, млрд. тенге ! 429,6 ! 479,2 !
в % к ВВП ! 23,6 ! 22,5 !
Дефицит бюджета, млрд. тенге ! 66,1 ! 63,8 !
в % к ВВП ! 3,6 ! 3,0 !
Объем промышленной продукции (работ, услуг), ! 902 ! 1038 !
млрд. тенге ! ! !
в реальном выражении, % ! 98,8 ! 103,0 !
Объем валовой продукции сельского хозяйства, ! 293 ! 319,6 !
млрд. тенге ! ! !
в реальном выражении, % ! 112,1 ! 105,4 !
Инвестиции в основном капитал, млрд. тенге ! 175,9 ! 188,5 !
_____________________________________________________________________!
4. Основные направления государственной
социально-экономической политики
Республики Казахстан на 2000 год
4.1. Макроэкономический аспект
Денежно-кредитная политика
В целях нейтрализации последствии мирового финансового кризиса и возобновления роста производства денежно-кредитная политика в период до 2000 года будет нацелена на сдерживание инфляции, обеспечение относительной устойчивости обменного курса и сохранение устойчивости финансовой системы. Основными условиями ее успешной реализации должно стать развитие и углубление финансовых рынков, дальнейшее повышение надежности банковской системы, улучшение состояния платежного баланса страны.
Национальный Банк Республики Казахстан будет отслеживать динамику номинальных и реальных процентных ставок, номинального и реального валютного курса, мировых цен на товары, являющиеся статьями экспорта и импорта, доходности различных финансовых инструментов.
В течение 1999-2000 года Национальный Банк намерен придерживаться режима свободно плавающего обменного курса тенге. Такой режим предполагает отсутствие целевого показателя обменного курса. Валютные интервенции не планируются, хотя, по мере необходимости, будут осуществляться операции по купле и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке страны для сглаживания краткосрочных дисбалансов спроса и предложения, пополнения золотовалютных активов и защиты тенге от массированных спекуляций.
Будет продолжена работа по дальнейшему укреплению и консолидации банковской системы, повышению уровня капитализации и финансовой устойчивости банков путем приближения их работы к международным стандартам банковской деятельности и применения новых инструментов банковского надзора.
Особое внимание будет уделено развитию банками различных форм надежного размещения депозитов населения и созданию межбанковской системы коллективного страхования. Это будет стимулировать привлечение сбережений населения, инвестирование и кредитование банками второго уровня отечественного производства товаров и услуг, укрепление инвестиционной активности в республике.
По предварительным оценкам Национального Банка Казахстана ожидается:
дефицит текущего счета платежного баланса Казахстана в 1999 году на уровне 3,5 % от ВВП, в 2000 году - на уровне 2,2 % от ВВП;
валовые золотовалютные активы Национального Банка к концу 1999 года -
1,7 млрд. долл. США, к концу 2000 года - 1,6 млрд.долл.США или в размере
не менее трехмесячного объема импорта страны;
расширение денежной базы в 1999 году на 20,1% до 98 млрд.тенге, в 2000
году - на 12,8% до 110 млрд.тенге;
рост денежной массы в 1999 году на 21,6 % до 181 млрд.тенге, в 2000
году - на 16,1% до 210 млрд.тенге;
ставка рефинансирования Национального Банка снизится к концу 2000
года до уровня 12-15% годовых.
Налогово-бюджетная политика
В предстоящий период Правительство Республики Казахстан намерено проводить последовательную налоговую и бюджетную политику в тесной взаимосвязи с другими направлениями экономической политики, отвечающую основным принципам, целям и приоритетам стратегии экономического роста страны.
Бюджетная политика
Бюджетная политика будет направлена на достижение реалистичного уровня государственных обязательств и стимулирование развития реального сектора экономики, жесткое ограничение государственных расходов с целью сохранения управляемого дефицита бюджета в условиях оздоровления реального сектора экономики.
С целью повышения эффективности распределения и использования средств государственного бюджета продолжится работа по внедрению методов бюджетного программирования, совершенствованию бюджетного процесса и законодательства в сфере государственных финансов. Продолжится реформа межбюджетных отношений.
Будут приняты меры по повышению роли и усилению ответственности центральных и местных органов исполнительной власти. Будет продолжена реформа государственной службы с разделением полномочий между центральными и местными исполнительными органами власти.
Основными приоритетами расходования средств государственного бюджета по-прежнему будут выполнение обязательств по обслуживанию государственного долга, рациональное обеспечение расходов социального характера и выполнение программы государственных инвестиций. Особое внимание будет уделено системе контроля за расходами средств государственного бюджета.
В целях покрытия дефицита бюджета Правительство Республики Казахстан будет продолжать использовать неинфляционные источники финансирования. Усилится работа по выработке оптимальной стратегии внешнего заимствования и совершенствованию самой системы управления государственным долгом.
Будет проводиться работа по урегулированию проблемы просроченной кредиторской задолженности и созданию механизма четкого исполнения долговых обязательств.
Особое внимание будет уделено совершенствованию нормативной правовой базы системы государственных закупок. При этом все государственные закупки будут производиться на тендерной основе только у местных производителей, за исключением тех товаров и услуг, которые в настоящее время в Казахстане не производятся.
В вопросе приватизации государственной собственности Правительство будет руководствоваться следующими основными задачами:
продажа государственных пакетов акций "голубых фишек" и крупных объектов приватизации, обеспечивающая максимальные поступления средств в республиканский бюджет и приход эффективных собственников;
завершение приватизации предприятий "второго эшелона";
приватизация объектов, ранее переданных в доверительное управление.
Налоговая политика
Приоритетными направлениями налоговой политики Правительства Республики Казахстан на предстоящий период являются:
совершенствование фискальной политики через внесение изменений и дополнений в действующее законодательство;
внедрение электронной системы мониторинга крупных налогоплательщиков как республиканского, так и регионального значения;
создание условий для роста официальной экономики, особенно в сфере малого бизнеса, посредством реализации принципов перехода на патентные механизмы;
обеспечение полноты поступления акцизов и усиления борьбы с нелегальным производством и оборотом подакцизных товаров;
принятие мер по снижению недоимки в государственный бюджет, усиление работы с должниками в бюджет;
внедрение автоматизированных и телекоммуникационных систем функционирования налоговых и таможенных органов.
Инвестиционная деятельность
Правительством предусматривается увеличение притока прямых инвестиций и рациональное использование государственных инвестиций.
Основными направлениями деятельности на предстоящий период будет совершенствование системы государственной поддержки прямых инвестиций, направленной на улучшение стимулирования прямых инвестиций в приоритетные сектора экономики, содействие прямым инвестициям в сфере недропользования, защита законных прав инвесторов, разработка механизма гарантий покрытия регулятивного и политического рисков совместно с международными организациями.
В области государственных инвестиций Правительство республики намерено повысить и упорядочить требования к подготовке, анализу и отбору проектов.
Основная задача в области государственного инвестирования - добиться рационального и эффективного инвестирования ограниченных государственных и привлекаемых государством средств в приоритетные сектора экономики.
Будет продолжено строительство объектов, имеющих большое значение для совершенствования инфраструктуры Казахстана:
реконструкция морского порта в г. Актау;
строительство моста через реку Иртыш в г. Семипалатинске;
строительство международного аэропорта в г. Астане;
развитие мощностей железнодорожной станции Дружба ;
реабилитация ряда автомобильных дорог (Гульшат-Акчатау, Алматы- Георгиевка, Караганда-Астана, Акчатау-Караганда и др.);
реконструкция групповых магистральных водопроводов;
получит дальнейшее развитие социальная сфера и инфраструктура города Астаны.
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по прогнозным расчетам в будущем году по отношению к текущему возрастут на 7,2%, при сокращении бюджетных источников финансирования.
Ввод в действие объектов социальной сферы и важнейших производственных мощностей составит: жилья - 1193 тыс. кв. метров; школ - 3060 ученических мест; газопроводов - 73 км; железных дорог - 40 км; автомобильных дорог с твердым покрытием - 67 км; групповых магистральных водопроводов - 207 км, турбин - 47 Мвт.
Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеэкономическая политика предстоящего периода будет направлена на провозглашение национальной идеи поддержки отечественных товаропроизводителей, их защиты и содействия продвижению казахстанских товаров и услуг на внешние мировые рынки.
В предстоящий период Правительство намерено развивать дальнейшую интеграцию в рамках Таможенного союза, Центральноазиатского Экономического Союза и Содружества Независимых Государств.
Будет продолжена работа по сотрудничеству с международными организациями и иностранными государствами для софинансирования структурных реформ, участия Казахстана, как полноправного члена, в различных международных торгово-экономических союзах с целью завоевания достойного потенциала страны авторитета.
Экспорт
В предстоящий период предусматривается развитие экспортоориентированных производств, увеличение объемов реализации традиционных товаров за счет продвижения их на новые рынки, повышение экономической эффективности и улучшение структуры экспорта.
Будут заложены основы формирования механизмов кредитования и страхования экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.
С целью недопущения демпинга товаров на внешнем рынке и занижения контрактных цен будет осуществляться ценовой мониторинг экспорта товаров. Предполагается также приблизить национальные стандарты Республики Казахстан к международным.
В целях обеспечения условий равноправного партнерства в мировой торговле усилится работа по подготовке вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это позволит предотвратить дискриминацию интересов Казахстана во внешней торговле, обеспечить свободный доступ на рынки других стран и получить торговые преференции от стран в рамках всеобщей системы преференций.
Прогноз показателей внешнеторгового оборота на 2000 год основан на
тенденции стабилизации и определенном росте, в основном в секторе
экспортоориентированных отраслей экономики.
Главными статьями Казахстанского экспорта останутся нефть,
ферросплавы, прокат черных металлов, медь рафинированная, цинк
необработанный.
Прогноз основных видов экспортной продукции
млн.долл.
______________________________________________________________________
!1998 год! 1999 год ! 2000 год !
!отчет ! оценка ! прогноз !
---------------------------------------------------------------------!
Экспорт, всего ! 5839 ! 5185 ! 5250 !
Нефть и газовый конденсат ! 1650,5! 1800 ! 2100 !
Нефтепродукты ! 51,7! 26 ! 30 !
Уголь ! 323,2! 170 ! 180 !
Прокат черных металлов, включая жесть! ! ! !
белую ! 515,9! 550 ! 600 !
Драгоценные металлы ! 229,2! 180 ! 220 !
Медь рафинированная и сплавы ! 507,9! 460 ! 460 !
Цинк необработанный ! 181,6! 163 ! 174 !
Руды железные ! 177,7! 36 ! 122 !
Оксид и гидрооксид алюминия ! 80,1! 140 ! 140 !
Ферросплавы ! 224 ! 250 ! 250 !
Хлопок волокно ! 51,9! 45 ! 50 !
Пшеница и меслин ! 259 ! 168 ! 200 !
_____________________________________________________________________!
Импорт
В предстоящий период в целях регулирования импорта предполагается:
введение тарифных и нетарифных мер регулирования импорта товаров, наносящих ущерб отечественным производителям и производимых в республике в достаточном количестве;
введение временных антидемпинговых, компенсационных и защитных мер;
совершенствование информационной, нормативной базы внутренней и внешней торговли;
в целях сокращения импорта товаров из развивающихся стран пересмотреть схему предоставления преференций развивающимся странам.
Поддержка отечественных организаций мерами внешнеторговой политики
будет осуществляться посредством стимулирования ввоза
высокотехнологических инвестиционных товаров.
Результатом регулирования импорта должна стать рационализация его
товарной структуры, которая позволит стимулировать промышленную
реструктуризацию экономики и защитить отечественный рынок от
недоброкачественной продукции.
Реализация намеченных мер будет способствовать сокращению дефицита
торгового баланса.
Прогноз основных видов импортируемой продукции
млн.долл.
______________________________________________________________________
! 1998 год ! 1999 год ! 2000 год !
! отчет ! оценка ! прогноз !
---------------------------------------------------------------------!
Импорт, всего ! 6589 ! 5250 ! 5250 !
Электроэнергия ! 81,7 ! 79 ! 68 !
Газ природный ! 112,7 ! 147 ! 147 !
Кокс и полукокс ! 43,3 ! 38 ! 36 !
Нефтепродукты ! 184,7 ! 80 ! 120 !
Мясо и субпродукты ! 33,5 ! 24 ! 21 !
Масла растительные ! 30,2 ! 30 ! 27 !
Сахар ! 90,7 ! 100 ! 100 !
Кондитерские изделия ! 34 ! 23 ! 22 !
Алкогольные напитки ! 24,8 ! 10 ! 8 !
Табак и табачные изделия ! 40,9 ! 25 ! 23 !
Медикаменты ! 67,7 ! 55 ! 60 !
Шины ! 29 ! 30 ! 30 !
Автомобили легковые ! 125,8 ! 230 ! 180 !
Автомобили грузовые ! 31,3 ! 27 ! 30 !
Мебель ! 61,5 ! 50 ! 48 !
Машины и оборудование !1020,1 ! 900 ! 1000 !
_____________________________________________________________________!
Ценовая и антимонопольная политика
Развитие конкуренции и проведение жесткой антимонопольной политики на предстоящий период рассматривается как один из важнейших факторов стабилизации цен и повышения качества товаров и услуг.
Для дальнейшего совершенствования регулирования деятельности естественных монополий в 2000 году будут решаться следующие вопросы:
обеспечение прозрачности экономической деятельности субъектов естественной монополии, ежегодная публикация балансов и результатов проведенных по ним аудиторских проверок;
ограничение монополистической деятельности и защита интересов и прав потребителей;
установление справедливых цен (тарифов) на услуги субъектов естественной монополии, обеспечивающих покрытие затрат и получение справедливой ставки прибыли;
соблюдение межотраслевых, внутриотраслевых и региональных ценовых приоритетов и балансов;
оптимизация затрат, улучшение сбора платежей за оказанные услуги, сокращение потерь, улучшение использования капитала, внедрение новых технологий.
Правительство также намерено активизировать работу на решение следующих задач:
определение состояния конкуренции на товарном рынке;
проведение структурной реорганизации организаций в сфере естественных монополий;
не допускать слияния групповых интересов на товарных и финансовых рынках, приводящих к созданию новых монополий;
предотвращение вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность субъектов, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;
закрепление организационных и правовых основ защиты конкуренции на рынке финансовых услуг.
Будет поощряться реализация инвестиционных программ, направленных на снижение текущих затрат на производство, повышение эффективности и качества предоставляемых услуг.
Развитие рынка ценных бумаг
В 2000 году будет продолжена работа по выполнению Программы развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 1999-2000 годы, направленной на обеспечение развития казахстанского рынка ценных бумаг в качестве механизма мобилизации и перераспределения внутренних сбережений и средств потенциальных иностранных инвесторов с созданием необходимых условий для привлечения портфельных инвестиций в реальную экономику.
В целях обеспечения эффективной защиты прав и охраняемых законом интересов инвесторов предусматривается усиление роли Национальной комиссии по ценным бумагам.
Одним из важнейших мероприятий данного направления станет разработка проекта Закона "О защите прав и охраняемых законом интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
4.2. Развитие реального сектора
Промышленность
Основной целью экономического развития промышленности в 2000 году будет создание реальных предпосылок для ее восстановления и развития, увеличения производства продукции (работ, услуг) путем:
развития предприятий агропромышленного комплекса, отраслей, обеспечивающих потребности внутреннего рынка в товарах повседневного спроса, а также технологического оборудования для нефтедобывающих и горно-металлургических предприятий страны;
стимулирования развития экспортного потенциала, базирующегося на добыче и переработке углеводородного и минерального сырья, освоения выпуска конкурентоспособной продукции производственно-технического назначения.
Основными направлениями промышленной политики Правительства станут реализация комплекса мер по защите отечественных производителей, повышение ответственности управляющих компаний за восстановление и стабилизацию производства, создание системы стандартов мирового уровня, реализация мер по максимальному выравниванию цен предприятий-экспортеров с ценами мирового рынка.
Для реализации поставленных задач будет предпринят следующий комплекс мер.
Начнется разработка системы стандартов, соответствующих мировому уровню и обеспечивающих соответствие казахстанской продукции требованиям мирового рынка, а также системы сертификации и контроля импортируемых товаров.
Для рационального использования сырья и вовлечения в переработку отходов и техногенных месторождений будет создана система кадастров на основе цифровых геоинформационных систем.
Будет усовершенствована законодательная база по привлечению прямых инвестиций в импортозамещающие производства, а также в развитие отраслей, связанных с сельским хозяйством. Предстоит обеспечить стабильность нормативной базы и упростить процедуры согласования и реализации инвестиционных проектов.
Правительство намерено усилить надзор за выполнением условий приватизационных контрактов и контрактов по передаче предприятий в управление иностранным и отечественным фирмам, а также разработать модельное соглашение с управляющими компаниями по проведению согласованной
и взаимовыгодной политики развития системы предприятий, обеспечивающих
технологический процесс в нефтедобывающем, энергетическом и
горно-металлургическом секторах промышленности Казахстана.
Основной объем произведенной продукции по-прежнему будет приходиться
на долю крупных и средних предприятий.
Прогноз производства основных видов промышленной продукции
______________________________________________________________________
!1998 год !1999 год ! 2000 год !
! отчет ! оценка ! прогноз !
---------------------------------------------------------------------!
Уголь, млн.тонн ! 68,1 ! 53 ! 60 !
Нефть и газовый конденсат, млн. тонн ! 25,9 ! 28,7 ! 31 !
Газ естественный, млрд.куб.м ! 8,2 ! 9,6 ! 10 !
Железная руда (товарная), тыс. тонн !9301,6 ! 6172 ! 8000 !
Медная руда. тыс. тонн !31043 ! 33750 ! 36280 !
Хромитовая руда, тыс. тонн ! 1603 ! 1930 ! 2040 !
Свинцово-цинковая руда. тыс. тонн ! 5059 ! 5100 ! 5200 !
Медно-цинковая руда, тыс. тонн !3320,8 ! 3400 ! 3800 !
Бокситы, тыс. тонн !3436,8 ! 3670 ! 3600 !
Марганцевый концентрат, тыс. тонн ! 348,9 ! 400 ! 420 !
Плоский прокат из железа или стали, ! ! ! !
в том числе лист и жесть с покрытием, !2556,5 ! 3100 ! 3400 !
тыс. тонн ! ! ! !
Ферросплавы, тыс. тонн ! 726 ! 822 ! 1000 !
Глинозем, тыс.тонн !1085,2 ! 1100 ! 1100 !
Медь рафинированная, тыс. тонн ! 324,8 ! 348 ! 360 !
Свинец, включая вторичный, тыс. тонн ! 91,5 ! 100 ! 110 !
Цинк, тыс. тонн ! 241,5 ! 248 ! 252 !
Электроэнергия, млн. кВт/час ! 49847 ! 48000 ! 50000 !
_____________________________________________________________________!
Научно-технологическая политика
Научно-технологическая политика является неотъемлемой частью общей социально-экономической политики, основные механизмы реализации которой заложены в Концепции государственной научно-технологической политики Республики Казахстан.
Приоритетные направления науки и техники ориентированы на достижение практических результатов:
создание и внедрение быстроокупаемых разработок, способствующих увеличению экспортной продукции и развитию наукоемких производств;
комплексное использование минерального сырья на основе ресурсосберегающих технологий в горно-металлургическом комплексе;
использование методов биотехнологии и генной инженерии в медицине, сельском хозяйстве и промышленности;
создание информационных и телекоммуникационных систем;
создание высокоэффективных технологий, машин и оборудования;
разработка научных основ экономической реформы;
разработка методов ускоренного создания высокопродуктивных пород сельскохозяйственных животных;
создание новых материалов, химических продуктов;
рациональное природопользование;
проблемы развития энергетики;
проблемы разведки, добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья.
На основе Концепций каждой приоритетной отрасли экономики разработаны Концепции республиканских целевых научно-технических программ (РЦНТП).
Сельское хозяйство
Основными направлениями деятельности Правительства в аграрном секторе на предстоящий период станут:
формирование реальных и эффективных собственников, создание условий для их кооперирования и добровольного объединения;
совершенствование системы управления отраслью и развитие рыночной инфраструктуры, системы сбыта продукции, сельскохозяйственного маркетинга;
развитие перерабатывающих производств в агропромышленном секторе;
совершенствование финансово-кредитной политики на селе и государственная поддержка отрасли.
Правительство намерено активизировать социальную политику на селе, повысить полномочия и ответственность сельских акимов в решении социально-экономических проблем села.
Будут приняты меры по совершенствованию системы микрокредитования и изысканию новых источников для его развития и на этой основе - по стимулированию роста занятости сельского населения.
Продолжится работа по своевременному и полному выделению бюджетных
ассигнований для финансирования сельского хозяйства,
социально-экономическому развитию отдаленных сельских районов, а также
районов с депрессивной экономикой, совершенствованию системы обучения,
подготовки и консультирования сельских и районных акимов, а также фермеров
и других частных собственников на селе по работе в рыночных условиях.
Прогноз производства сельскохозяйственной продукции
______________________________________________________________________
!1998 год!1999 год!2000 год!1999 г.!2000г.!
!отчет ! оценка !прогноз !в % к !в % к !
! ! ! !1998 г.!1999г.!
---------------------------------------------------------------------!
Валовая продукция сельского! ! ! ! ! !
хозяйства, млрд. тенге ! 246,1 ! 276 ! 308,9 ! 112,1 ! 105,4!
в т.ч. продукция ! ! ! ! ! !
растениеводства ! 101,9 ! 133,4 ! 149,7 ! 130,9 ! 108,1!
продукция животноводства ! 144,2 ! 142,6 ! 159,2 ! 98,9 ! 103,0!
Зерно (в весе после ! ! ! ! ! !
доработки), тыс. тонн !6395,5 ! 9660 ! 10000 ! 151,0 ! 103,5!
в т.ч. пшеница, тыс.тонн !4746,3 ! 7400 ! 7500 ! 155,9 ! 101,4!
Хлопок-сырец, тыс.тонн ! 161,6 ! 220 ! 230 ! 136,1 ! 104,5!
Сахарная свекла ! ! ! ! ! !
(фабричная), тыс.тонн ! 224,9 ! 260 ! 280 ! 115,6 ! 107,7!
Семена масличных культур, ! ! ! ! ! !
тыс.тонн ! 132,1 ! 150 ! 160 ! 113,6 ! 106,7!
Картофель, тыс.тонн !1262,9 ! 1420 ! 1420 ! 112,4 ! 100,0!
Овощи, тыс.тонн !1079,2 ! 1100 ! 1200 ! 101,9 ! 109,1!
Скот и птица (в убойном ! ! ! ! ! !
весе), тыс.тонн !641,5 ! 560 ! 570 ! 87,3 ! 101,8!
Молоко, тыс.тонн !3394,3 ! 3400 ! 3500 ! 100,2! 102,9!
Яйца, млн. штук !1388,4 ! 1500 ! 1600 ! 108,0! 106,7!
Шерсть (в физическом весе),! ! ! ! ! !
тыс.тонн ! 25,2 ! 23 ! 25,7 ! 91,3! 111,7!
Каракуль и смушки, тыс. ! ! ! ! ! !
штук ! 214,3 ! 130 ! 115 ! 60,7! 88,5 !
Кожевенное сырье: ! ! ! ! ! !
крупное, тыс.штук !2303,3 ! 1900 ! 1900 ! 82,5! 100,0!
мелкое, тыс.штук !5350,7 ! 4750 ! 5000 ! 88,8! 105,3!
свиное, тыс.штук ! 116,7 ! 200 ! 200 ! 171,4! 100,0!
_____________________________________________________________________!
Транспортно-коммуникационный комплекс
Основными задачами развития транспортно-коммуникационного комплекса республики является удовлетворение транспортных и информационных потребностей экономики и общества при снижении составляющей в себестоимости отечественной продукции.
Одним из важнейших направлений работы станет развитие и совершенствование законодательной базы для перевозчиков и операторов на транспортно-коммуникационном рынке страны. В отрасли будет продолжена политика реструктуризации, предполагающая сужение сферы деятельности естественных монополистов и передачу отдельных функций частному сектору.
Правительство намерено активизировать работу по решению следующих задач:
модернизация и развитие существующих транспортно-коммуникационных сетей;
внедрение передовых технологий перевозок, качественное обновление подвижного состава транспорта;
внедрение современных информационных систем управления;
внедрение программы демонополизации железнодорожного транспорта;
строительство Национальной Информационной Супермагистрали на базе волоконно-оптических линий связи с использованием технологии цифровых систем передач SDN;
строительство Международных Центров Коммутации и замена аналоговых АМТС;
создание национальной сети передач данных;
привлечение иностранных и отечественных инвестиций для продвижения казахстанского туристического продукта на мировой рынок;
объединение и укрупнение региональных авиакомпаний, развитие трех международных аэропортов;
техническое перевооружение в области аэронавигационного обслуживания.
Жилищное строительство
В предстоящем периоде Правительство Республики Казахстан намерено обеспечить рациональное решение задач по проектированию и строительству наиболее значимых объектов промышленности, объектов здравоохранения, отдыха и туризма.
Будет последовательно проводиться работа по формированию и ведению на всей территории страны государственного градостроительного кадастра.
Правительство Республики Казахстан планирует развивать новые методы ипотечного кредитования населения и коммерческих застройщиков, в том числе предоставление жилья в долгосрочную аренду с правом выкупа.
В 2000 году будет принята концепция создания системы внебюджетных источников жилищного строительства.
Так, в предстоящий период планируется ввести в действие жилых домов за счет всех источников финансирования в объеме 1193 тыс. кв. метров или 15233 млн. тенге, что составляет 103,7% к 1999 году, при этом за счет средств населения будет построено 920 тыс. кв. метров жилья или 5900 млн. тенге, что составляет 77% от общего объема ввода жилья.
Предполагается особое внимание уделить развитию конкурентного рынка жилья.
Будет вестись работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, где планируется приступить к переводу коммунальной теплоэнергетики на автономные системы отопления, а также к дальнейшему внедрению приборов учета воды и теплоносителей.
Малое предпринимательство
На предстоящий период программой развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан предусмотрено обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства, увеличение его доли в приоритетных секторах экономики, рост числа новых рабочих мест, создание реальной конкурентной среды, формирование массового слоя собственников, как основы среднего класса общества.
Для реализация целей программы предусматривается решить следующие задачи:
формирование и развитие эффективных институтов рыночной инфраструктуры;
отработка механизмов доступа частного сектора к кредитным ресурсам;
организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса;
совершенствование нормативных правовых актов в сфере защиты и развития малого предпринимательства;
поддержка и развитие малого бизнеса в производственной, финансовой, инновационной и других сферах;
усиление роли неправительственных организаций в вопросах поддержки и защиты малого предпринимательства.
В целях поддержки и развития малого бизнеса фискальными органами разработан проект Положения об упрощенном режиме налогообложения для юридических лиц-субъектов малого предпринимательства.
В результате практической реализации основных мероприятий вышеуказанной Программы к концу 2000 года ожидается рост числа субъектов малого предпринимательства, увеличение рабочих мест, численности занятых в сфере малого бизнеса и доли субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте, производимом в стране.
4.3. Социальная защита населения
В республике будет совершенствоваться система оказания адресной социальной помощи в регионах путем обеспечения дифференцированного подхода к каждой конкретной семье в зависимости от степени бедности.
Правительство примет меры по относительному снижению затрат на солидарную пенсионную систему и корректировке пенсионной реформы.
Планируется работа по дальнейшему совершенствованию правового регулирования пенсионной системы, по совершенствованию нормативной правовой базы функционирования накопительных пенсионных фондов в целях дальнейшего обеспечения сохранности пенсионных накоплений.
Планируется принятие программы реабилитации инвалидов, оказание социальной и коррекционной педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями, решение проблем, связанных с воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой детей с недостатками в умственном и физическом развитии и интеграции их в общество.
Предстоит большая работа по созданию территориальных центров
социальной адаптации и трудовой реабилитации для лиц, возвратившихся из
мест лишения свободы и лиц без определенного места жительства.
Для обеспечения социальной защиты граждан по сохранению жизни и
здоровья работающих на производстве будет разработан механизм
паспортизации рабочих мест производственных объектов организаций.
Прогноз основных показателей по социальной защите населения
______________________________________________________________________
! 1998 год ! 1999 год !2000 год!
! отчет ! оценка !прогноз !
----------------------------------------------------------------------!
Среднегодовая численность ! 1985,8 ! 2027,9 ! 1966,3!
пенсионеров, тыс. чел. ! ! ! !
Минимальный размер заработной ! 2395 ! 2605 ! 2680 !
платы, тенге ! ! ! !
Минимальный размер пенсий, тенге ! 3000 ! 3000 ! 3500 !
______________________________________________________________________!
Обеспечение занятости
Продолжится работа по сокращению безработицы путем максимальной организации общественных работ, поддержке и созданию условий для развития предпринимательства и самозанятости, участию в программах по созданию новых рабочих мест через выдачу кредитов и микрокредитов наряду с профессиональной подготовкой и переподготовкой, созданием и поддержкой информационной базы, способствующей перераспределению трудовых ресурсов между регионами.
Продолжится процесс легализации так называемой "скрытой" безработицы. В целом по республике по предварительным данным ожидается уровень безработицы в пределах 5,7 % от экономически активного населения.
Особую актуальность на рынке труда приобретет занятость населения в аграрном секторе экономики.
Предстоит решить вопросы занятости и трудоустройства молодежи и, в частности, выпускников школ и других образовательных организаций.
Необходимо будет решить проблемы трудоустройства примерно одной тысячи человек репатриантов.
Значительно расширятся полномочия и ответственность местных исполнительных органов в решении вопросов занятости.
Образование
В системе среднего и профессионального образования на основе нового Закона Республики Казахстан Z990389_ "Об образовании" в 2000 году будет продолжена работа, направленная на обеспечение конституционного права граждан на бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, полный охват обучением детей школьного возраста, для чего будут:
приняты все нормативные документы по реализации Закона "Об образовании";
реализованы программы по выпуску нового поколения учебников, информатизации системы среднего образования и работе с одаренными детьми;
введена розничная продажа учебников, при этом обеспечение учебниками детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также пополнение 10-процентного книжного фонда школьных библиотек за счет бюджетных средств;
осуществлены меры по внедрению государственных общеобязательных стандартов образования;
осуществлена децентрализация управления отраслью, имея в виду значительное расширение прав директоров школ;
пересмотрен порядок финансирования системы.
В системе высшего образования на основе нового Закона "Об образовании" и национальной модели образования будет:
разработан и внедрен новый порядок формирования студенческого контингента вузов, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности;
внедрена система государственных грантов и кредитов для подготовки кадров с высшим образованием, а также система личных образовательных кредитов для получения профессионального образования;
проведена оценка реальной потребности страны в специалистах с высшим, средним специальным и профессиональным образованием;
введена система рейтингов вузов по уровню их соответствия международным стандартам образования;
продолжен эксперимент по приватизации объектов образования коллективами этих организаций.
Здравоохранение
В целях улучшения состояния здоровья граждан предполагается обеспечить оказание бесплатного гарантированного объема медицинской помощи за счет республиканского и местных бюджетов в рамках государственного заказа, утвержденного Правительством Республики Казахстан.
Совершенствование системы медицинского обслуживания населения предусматривает создание конкурентной среды путем внедрения программы перевода отрасли здравоохранения из государственного в частный сектор. Расходы государственного бюджета будут сосредоточены на реализации специальных программ, а также на содержании учреждений по оказанию экстренной лечебной помощи, центров переливания крови, профилактике и лечении психических, онкологических, инфекционных заболеваний, а также беременных женщин, детей до 1 года, ВИЧ-инфицированных, участников и инвалидов войны и лиц к ним приравненных.
Обеспечение финансовой устойчивости системы здравоохранения будет осуществляться путем проведения тендеров на выполнение государственных заказов в области здравоохранения среди лечебно-профилактических организаций, независимо от формы собственности, жесткого контроля исполнения заказа, а также исключения посреднических функций Центра по оплате медицинских услуг.
Совершенствование системы управления здравоохранением включает в себя:
децентрализацию с максимальной передачей полномочий регионам и непосредственно поставщикам медицинских услуг;
интеграцию усилий различных ведомств в выполнении программ охраны здоровья населения;
централизацию ряда управленческих функций, таких как определение политики отрасли, стратегическое планирование и мониторинг, контроль через стандартизацию, наука, образование и кадровая политика;
содействие созданию широкой сети частных семейных врачебных амбулаторий, обеспечивающих потребности населения в лечебной помощи.
Демография и миграция
Для преодоления отрицательных тенденций в демографических и миграционных процессах предполагается разработка и принятие нового Закона Республики Казахстан "О беженцах", а также внесение изменений в Закон Z970204_ "О миграции населения".
В целях организации переселения и обустройства семей репатриантов (оралман), изъявивших желание возвратиться на свою историческую родину будет установлена обоснованная квота на 2000 год.
На уровне акиматов регионов необходимо решить проблему обеспечения репатриантов жильем, а также ликвидировать задолженность за прошлые годы.
Охрана окружающей среды и природопользование
Целью государственной экологической политики является снижение темпов ухудшения состояния окружающей среды.
Будет сформирована система экологического просвещения, создана эффективная система управления охраной окружающей среды на республиканском и местном уровнях. Правительство Республики Казахстан намерено усовершенствовать механизмы финансирования охраны окружающей среды, расширить участие государства в международной экологической политике, создать условия для перехода к экологически безопасным технологиям.
Правительством страны будут подготовлены основополагающие законодательные акты в области охраны окружающей среды, будут созданы программы изучения и воспроизводства природных ресурсов, экологического районирования, создания системы государственных кадастров, развития сети особо охраняемых природных территорий и объектов экологического туризма, проведения экологического аудита промышленных предприятий, внедрения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
Государственная молодежная политика
Государственная молодежная политика страны будет направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
В целях развития и поддержки позитивных общественных молодежных инициатив планируется проведение конкурса молодежных проектов, республиканских и международных семинаров по молодежным проблемам.
Мероприятия по реализации государственной молодежной политики направлены на формирование у молодежи чувства патриотизма, ее нравственное и духовное развитие, создание условий для реализации социально-экономических потребностей молодых граждан, их интеллектуального и физического развития. Активное включение молодежи в общественно-политические процессы является гарантом успешного реформирования общества.
Будут решаться проблемы занятости молодежи не только с учетом текущих потребностей в рабочей силе, но и перспективных задач. Предполагается создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи, квотирование рабочих мест для молодежи, активное содействие в организации собственного дела, малого бизнеса, опережающее профессиональное обучение молодежи, находящейся под риском увольнения.
Культура
Предстоит формирование в условиях многонационального Казахстана единого культурно-информационного пространства, как условия для реализации духовного потенциала и критерия для мирового признания нации, равноправного вхождения ее в мировое сообщество.
В этих целях предстоит:
сохранение и развитие казахской национальной культуры;
развитие культур народов и этносов, представляющих Республику
Казахстан;
углубление интеграции Республики Казахстан в мировое культурное
пространство.
Несмотря на существенное сокращение бюджетного финансирования,
основой развития системы культуры на 2000 год будет сохранение сети
существующих объектов.
____________________________________________________________________
!1998 год! 1999 год! 2000 год !
! отчет ! оценка ! прогноз !
--------------------------------------------------------------------!
Количество учреждений и предприятий ! 43 ! 47 ! 48 !
культуры, всего ! ! ! !
в том числе: ! ! ! !
Историко-культурные заповедники ! 7 ! 7 ! 7 !
Музеи ! 6 ! 7 ! 8 !
Библиотеки ! 4 ! 5 ! 5 !
Театрально-зрелищные предприятия ! 18 ! 18 ! 18 !
Киноорганизации ! 3 ! 3 ! 3 !
Научно-исследовательский институт ! 1 ! 1 ! 1 !
Прочие ! 4 ! 6 ! 6 !
____________________________________________________________________!
В целях дальнейшего развития социально-культурной среды новой столицы будет создан Национальный музей Республики Казахстан в городе Астане.
Физическая культура и спорт
Деятельность организаций физической культуры и спорта будет направлена на пропаганду здорового образа жизни, привлечение детей и подростков к занятиям в спортивных секциях, подготовку спортивного резерва и спортсменов международного класса, участие спортсменов Республики Казахстан в ХХVII летних Олимпийских играх 2000 года в городе Сиднее (Австралия).
В свете реализации Государственной программы развития массового спорта в Республике Казахстан на 1996-2000 год предполагается:
утверждение в обществе здорового образа жизни, привлечение населения республики к систематическим занятиям физическими упражнениями с целью сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;
оказание содействия в организации и дальнейшем развитии добровольных физкультурно-спортивных обществ и клубов;
осуществление необходимых организационных мер по массовому привлечению работников государственных органов и их подведомственных организаций к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях;
развитие детско-юношеского спорта, повышение занятости детей и подростков в спортивных секциях и клубах с целью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
расширение (восстановление) сети детско-юношеских спортивных школ;
создание школ-интернатов для одаренных в спорте детей во всех областных центрах и отдельных городах республики, имеющих соответствующую спортивную базу и квалифицированные тренерско-преподавательские кадры;
развитие и укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта, обеспечение ее доступности для занимающихся.
4.4. Региональная политика
Региональная политика государства в 2000 году будет ориентирована на выполнение Программы действий Правительства Республики Казахстан на второе полугодие 1999 года и 2000 год, которая предусматривает постепенный перенос центра тяжести реформ на уровень регионов на основе эффективного взаимодействия центральных и местных органов управления и развития принципов территориального самоуправления.
Усиление полномочий и повышение ответственности регионов в осуществлении экономической реформы получит свое правовое закрепление в законах Республики Казахстан. Практическая реализация Законов "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" и "О местном самоуправлении в Республике Казахстан" позволит осуществить передачу большей части текущих функций от центральных органов на региональный уровень и наделить акимов широкими полномочиями в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития регионов.
Региональная политика будет направлена на решение следующих задач:
продолжение политики перехода к стабильным размерам бюджетных субвенций и бюджетных изъятий для постепенного перехода к единому нормативу расходов местных бюджетов в расчете на душу населения;
усиление региональной специализации и повышение ответственности регионов за привлечение инвестиций, модернизацию и новое строительство;
мониторинг социально-экономической ситуации в регионах с использованием системы рейтинговой оценки развития регионов на основе ряда ключевых параметров;
экономическое оздоровление группы депрессивных сельских районов, требующих первоочередной государственной поддержки путем реализации специальных мероприятий, обеспечивающих решение накопившихся проблем;
поддержка сельского хозяйства путем закупа зерна по твердым "справедливым" ценам.
5. Организация исполнения Индикативного плана
Реализация Индикативного плана будет происходить во всех секторах экономики Республики Казахстан в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на второе полугодие 1999 года и 2000 год, которым предусмотрено исполнение 476 мероприятий в рамках реализации Стратегии "Казахстан - 2030" и задач, вытекающих из курса развития реформ, определенных Президентом Республики Казахстан на совещании от 9 июня 1999 года.
По Плану предусматривается принятие 11 законов, 5 указов Президента Республики Казахстан, 86 постановлений Правительства, а также по 52 заданиям принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правового регулирования банковской системы, страхового рынка, пенсионной системы, налогового законодательства, деятельности кредитных товариществ, налогового и таможенного режимов.
Центральными и местными исполнительными органами продолжится реализация 14 программ, в том числе программ приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом, развития рынка ценных бумаг на 1999-2000 годы, привлечения прямых инвестиций на 1999-2000 годы, "Здоровье народа", борьбы с туберкулезом, развития электроэнергетики.
Предусматривается разработка более 30 программных документов, в том числе среднесрочной программы экономического роста, программ развития химической и легкой промышленности, машиностроительного комплекса, демонополизации РГП "Казахстан темiр жолы" и АО "Казахтелеком", Государственной программы "Питьевые воды", Республиканской программы занятости на 1999-2000 годы, формирования транспортно-коммуникационной инфраструктуры, децентрализации государственных функций, а также пилотных программ для территории, подверженных экологическому риску.
По итогам реализации выполнения Плана мероприятий организован
ежемесячный мониторинг на основании информации центральных и местных
исполнительных органов.
Контроль за реализацией Индикативного плана возложен на Агентство
Республики Казахстан по экономическому планированию, которое ежеквартально
будет информировать Правительство о социально-экономическом развитии
Республики Казахстан.
(Специалисты: Склярова И.В.,
Кушенова Д.С.)