Правительство Республики Казахстан постановляет:
Одобрить Доклад "О Программе действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы" и внести его в Парламент Республики Казахстан.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан
Одобрен
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 11 ноября 1999 года N 1684
Доклад
О Программе действий Правительства
Республики Казахстан
на 2000-2002 годы
От Правительства Республики Казахстан
Новое Правительство приступило к работе в преддверии нового тысячелетия. Это не просто календарный рубеж, это смена эпохи.
Она предопределяет надежды общества и людей на изменения к лучшему в нашей жизни.
Состояние общества, складывающаяся ситуация ожидания и надежды, а также экстраординарный характер задач, подлежащих решению, требуют отхода от традиционно-стандартных форм изложения Программы действий.
Наше общество ожидает четких и понятных ответов на простые в своей сути вопросы. Что происходит сегодня в экономике? Что надо делать? Как надо делать? Что следует ожидать в ближайшем будущем и на что можно рассчитывать в долгосрочной перспективе?
Правильно ответить на эти вопросы невозможно без объективного анализа ситуации и происходящих тенденций, а самое главное - точного определения ключевых причинно-следственных связей, которые в основном определяют развитие экономики.
В анализе и решениях должна быть и системность. В то же время важно понимать системность самой экономики и действия экономических законов.
Проблем в нашей жизни - огромное множество. Всех вопросов решить в одночасье невозможно. В мире нет государств, живущих без проблем. Большие и малые, непреодолимые и решаемые - они все же существуют.
Поэтому исключительно важно точно определить ключевые проблемы. Другими словами, формулирование приоритетов - вторая по важности задача после системности.
Экономические решения требуют и определенной последовательности и этапности, логики действий.
С чего начать? С решения социальных задач или с материального производства? Экономическая логика говорит в пользу второго, поскольку без подъема материального производства не решить основных задач. Вместе с тем, социальная ситуация по ряду направлений настолько остра, что требует срочной переориентации приоритетов, может быть вопреки логике и чистоте теории.
Наконец, в системе решений принципиальное значение имеет правильное соотношение целей и средств их достижения.
За предшествующие годы реформирование из средства превратилось в самоцель.
Человек со своими проблемами все более превращается в стороннего наблюдателя, в субъект, который используется при решении экономических задач.
Хотя, по сути именно человек является главным двигателем всех преобразований и их конечной целью.
Вопрос выбора приоритетов, целей и средств, главных звеньев в цепи решений зачастую является не чисто экономическим вопросом. Это проблема, которая уже обрела политический характер.
Естественно, что каждая общественная группа имеет свой взгляд на ее решение. Наличие множества различных взглядов и подходов вполне объяснимо.
Правительство должно учитывать весь спектр мнений общества. Делая свой выбор, оно обязано искать компромиссные решения на основе порой противоречивых позиций людей, в той или иной мере вовлеченных в экономическую дискуссию.
Поэтому мы намерены в большей мере опираться на принципы здравого смысла, стабильности и прозрачности.
Здравый смысл говорит, что экономику надо строить прежде всего для блага человека. Это означает, что вся политика должна исходить из необходимости решения ключевых человеческих проблем:
- чтобы была работа и за нее вовремя платили;
- чтобы вовремя платили пенсии и социальные пособия;
- чтобы было собственное жилье и в нем были тепло и свет;
- чтобы дети могли получать хорошее образование и питаться;
- чтобы здравоохранение обеспечивало качественное лечение людей;
- чтобы государственные органы не мешали заниматься предпринимательством;
- чтобы государство защищало людей от коррупции и преступности.
Вот собственно весь небольшой набор принципов нашей Программы. Эти принципы легли в основу настоящего Доклада.
Введение
Настоящий Доклад подготовлен в соответствии с подпунктом 2) статьи 67 Конституции Республики Казахстан.
В нем Правительство излагает свое видение текущей социально- экономической ситуации, ключевых тенденций и проблем, а также основных методов и средств их решения с учетом реализации долгосрочной стратегии развития страны.
Основные направления Доклада о Программе действий Правительства разработаны в соответствии со Стратегией развития Республики Казахстан, изложенной Президентом Республики Казахстан в Послании народу Казахстана 10 октября 1997 года - "Казахстан - 2030".
В своей оценке ситуации Правительство исходит из того, что финансово-экономический кризис пошел на убыль, и в экономике нашей страны появились признаки оживления.
В результате кризиса пострадали население и реальный сектор производства, обнажились диспропорции в экономике, системе государственных финансов и в воспроизводственных процессах.
Поэтому Правительство считает своей главной задачей преодолеть последствия кризиса и принять ключевые решения, направленные на исправление диспропорций таким образом, чтобы факты ухудшения социального самочувствия общества больше не повторялись.
Речь идет о том, чтобы, не ущемляя социально-экономические интересы народа, вывести экономику на траекторию устойчивого развития.
В своей макроэкономической политике Правительство намерено совместно с Национальным Банком вернуть экономику в ситуацию сравнительно низкого уровня инфляции. Необходимо ликвидировать отрицательное сальдо торгового баланса и жестко работать на снижение дефицитов платежного баланса и государственного бюджета.
Следует признать ненормальной ситуацию, когда экономика парализована неплатежами, а Правительство и местные исполнительные органы превратились в один из главных источников этой серьезной проблемы. Кроме того, в условиях хронических финансовых дефицитов значительная часть сбережений и накоплений, отдельные сегменты финансового рынка не работают на экономику.
Правительство считает, что курсовая и процентная политика Национального Банка должны строиться в расчете на всю экономику, в том числе и на реальный сектор производства.
Правительство намерено продолжить серьезные реформы в бюджетной политике, суть которых будет заключаться в:
- увеличении периода бюджетного планирования до 3-5 лет;
- переводе ныне существующих бюджетных отношений между центром и регионами в плоскость стабильных нормативных взаимоотношений;
- ускоренном развитии и расширении нормативной базы бюджетного планирования;
- развитии методологической базы бюджетного планирования и программирования;
- четком регламентировании бюджетного процесса;
- усилении прозрачности и коллегиальности при формировании бюджета.
Правительство намерено серьезно улучшить и налоговую политику, найти разумный баланс между пополнением доходной части бюджета и созданием более выгодных условий для производителя. Помимо внесения в Парламент в 2000 году нового Налогового кодекса, Правительство считает необходимым обеспечить стабильность налогового режима.
Правительство пойдет на дальнейшую либерализацию внешней торговли, изменяя ставки таможенных пошлин преимущественно в сторону их сокращения и снижения. Вместе с тем, будут жестко повышены требования в части антидемпинговых мер, защиты рынка акцизных товаров и ужесточения контроля за трансфертными ценами.
В реальном секторе производства помимо специфических отраслевых решений упор будет сделан на решении проблемы неплатежей, создании условий для переноса приоритетов банковского сектора в сферу производства, поиск инвесторов, содействие Правительства хозяйствующим субъектам (далее - предприятия) в поиске и организации рынков сбыта продукции.
В контексте усиления социальных факторов в политике и бюджетной децентрализации, необходимости усиления адресности социальной помощи Правительство намерено добиться разумного и стабильного баланса между экономической и социальной эффективностью.
В целях усиления адресности и прозрачности социальных выплат Правительство считает необходимым передать часть социальных программ от центральных исполнительных к местным государственным органам, не допуская снижения их объема и расширив права последних в определении перечня и приоритетов, исходя из местных особенностей. Кроме того, будет усилена адресность помощи, определяемая критерием черты бедности.
Правительство считает решение проблемы бедности и безработицы одной из наиболее острых задач нашего общества.
Одним из важных факторов, ведущих к улучшению дел в экономике, Правительство считает совершенствование законодательства и дальнейшее осуществление административной реформы.
1. Ключевые проблемы социально-экономического
развития
Несмотря на преодоление социально-экономического кризиса 1998-1999 годов, общая ситуация остается сложной. Экономика испытывает системные диспропорции и на сегодняшний день еще далека от рыночного образца.
Тяжелые социальные последствия проводимых преобразований и прошедшего внешнего кризиса спровоцировали глубокое разочарование населения в отношении курса на построение либерально-рыночной экономики.
1.1. Макроэкономика
Накопленные макроэкономические противоречия обусловили необходимость их разрешения через девальвацию тенге в апреле 1999 года.
Несмотря на улучшение макроситуации, основные диспропорции еще не преодолены. Экономика находится в неравновесном состоянии, страна имеет отрицательное сальдо платежного баланса.
Государственный бюджет имеет еще очень большой дефицит, и страна испытывает серьезные трудности с финансированием. Республиканский и местный бюджеты накопили огромные обязательства.
Несмотря на трехкратное снижение ставки рефинансирования Национального Банка до уровня 18%, она остается еще высокой ввиду инфляции, а кредиты - труднодоступными для товаропроизводителей.
Рентабельность реального сектора в стране ниже рентабельности торгового и финансового секторов.
Несмотря на повышение уровня монетизации экономики, он по-прежнему остается низким.
Экономика и, прежде всего, реальный сектор испытывают недостаток платежных средств. Неплатежи продолжают сковывать экономическое оживление.
Ввиду недостаточности платежных средств и девальвационных ожиданий продолжается долларизация экономики.
Имеющие место ограничения на внешнюю торговлю, обязательная 50-процентная продажа валютной выручки не позволяют с уверенностью говорить о равновесном установлении курса тенге.
Сложившаяся система накоплений и сбережений не работает на экономику. Они либо замораживаются в иностранную валюту, либо обслуживают нелегальные операции, либо вывозятся за границу.
Утечка капитала из страны в условиях его острой нехватки характеризует разбалансированность и непривлекательность экономики, отсутствие политики, направленной на предотвращение этих процессов.
1.2. Государственный бюджет
Мировой финансово-экономический кризис обнажил диспропорции, накопленные в системе государственного бюджета.
Показав, что средства от приватизации являются лишь временным бюджетным ресурсом, он вскрыл масштабы угрозы, которая влечет за собой бюджетный дефицит. Страна вынуждена идти на очень дорогие и короткие заимствования, продажу своих стратегических активов, проедание своего будущего и диспропорции в финансовой системе.
Собираемость доходов остается на низком уровне, при этом налоговый пресс на отдельных участках является облегченным, на других - избыточным.
Расходная часть обременена выплатами по государственному внутреннему и внешнему долгам, расходами на пенсионные выплаты. Такие диспропорции не позволяют полнокровно финансировать реализацию других важнейших государственных функций.
Сформированная система субсидий и изъятий носит во многом субъективный характер, не позволяет задействовать интересы регионов в экономическом развитии и мобилизации дополнительных ресурсов, лишает их возможности перспективного планирования своей деятельности, порождает иждивенческие настроения.
Требует совершенствования и сам процесс бюджетного планирования, для которого характерны спешность, недостаточная регламентированность, низкий уровень прозрачности и субъективизм.
1.3. Налоговая политика
Налоговая политика пока не решает в полном объеме стоящие перед ней две важнейшие задачи: обеспечение минимально необходимых государственных потребностей в условиях снижаемого дефицита государственного бюджета и создание необходимых условий для экономического роста.
Несмотря на позитивную динамику, налоговое администрирование, работа таможенных органов требует дальнейшего совершенствования.
Явно занижены возможности платежей в госбюджет сферы обращения, прежде всего торговли и услуг.
Неравномерно распределена налоговая нагрузка и в реальном секторе. Если проанализировать коэффициент налоговой нагрузки, то по основным крупным предприятиям - экспортерам нарушен баланс интересов государства и этих предприятий в пользу последних.
Наспех проведенная приватизация вывела самых крупных налогоплательщиков из поля налогового законодательства Республики Казахстан в плоскость контрактных условий.
Продолжается практика продажи экспортной продукции по заниженным ценам, также как и искусственного завышения себестоимости продукции через дорогие кредиты и покупку по завышенным ценам дорогого сырья и материалов.
Действующая налоговая система в совокупности с бюрократическим произволом угнетающе действует на малый бизнес, его формирование и развитие.
Остается несовершенной действующая система учета и отчетности, определения и нормирования элементов затрат, в результате чего нарушается воспроизводственная политика, а также происходит снижение сумм налогов с дохода и имущества юридических лиц.
Имеются дополнительные резервы по сбору акцизов.
Серьезной проблемой остается нестабильность и несовершенство налогового законодательства. Постоянно вносимые изменения не дают возможности для нормальной работы инвесторов и предпринимательских кругов.
Нечеткость формулировок, несовершенство и обилие налоговых инструкций создают предпосылки для постоянных споров и реального доминирования налоговой инструкции над законом.
1.4. Реальный сектор
Яркая доминанта общественного мнения состоит в том, что реальный сектор постоянно является "пасынком" и находится на задворках экономической политики.
Менеджеры предприятий в первую очередь ощущают на себе сбои в макроэкономической политике, нестабильности нормативных правовых актов, зигзаги во внешнеторговой политике, перманентный разрыв во взаимоотношениях с банками и губительность неплатежей.
Проблемой для реального сектора остается таможенно-тарифная политика, несовершенство налогового законодательства, еще имеющее место двойное налогообложение, высокий уровень НДС и принципы его изъятия.
Производство нуждается в ясной и стабильной политике тарифов транспортных и энергетических монополий, поддержке Правительства в части организации рынков сбыта своей продукции.
Не может не тревожить усиливающаяся сырьевая ориентация промышленности, техническая и технологическая отсталость производства, износ основных средств.
Одной из ключевых проблем, требующей срочного решения, является доступ к недорогим кредитам, в том числе на инвестиционные цели. Ситуация, когда процентные ставки уже па протяжении длительного времени являются высокими, становится опасной.
Самое главное: реальный сектор требует изменений в государственной идеологии и политике по отношению к нему.
Серьезные проблемы сохраняются в аграрном секторе. Несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги, финансовое положение сельских товаропроизводителей остается предметом глубокой обеспокоенности общества. Не доведено до логического конца реформирование сельхозпредприятий. Обострились проблемы противодействия вредителям, болезням животных и растений. Снижается уровень агрокультуры. К высокой степени износа подошел машинно-тракторный парк. В депрессии находится производственная н социальная инфраструктура села. Обострился весь комплекс социальных проблем на селе, и прежде всего бедности и безработицы.
Сложной остается ситуация в транспортно-коммуникационном комплексе, прежде всего, в авиации и автодорожном хозяйстве.
Отрасль гражданской авиации находится в состоянии диспропорции, связанной с неразумным раздроблением единой системы, применением либеральных подходов к авиационному рынку, износом летного парка и неадекватной нормативной правовой базой.
Железнодорожная отрасль отягощена второстепенными затратами и недемонополизированностью. В ней не наведена должная финансовая дисциплина: большое место занимают бартерные и наличноденежные операции, нет достаточной жесткости и снижении финансовых требований и обязательств. Сама отрасль нуждается в модернизации и обновлении подвижного состава, новых подходах к ремонту путей, ясной тарифной политике на перспективу.
Ввиду явно недостаточного финансирования и слабой реформированности неудовлетворительная ситуация сложилась в дорожной отрасли.
1.5. Социальная сфера
Вся социальная сфера и система социальной защиты населения требуют к себе самого пристального внимания со стороны Правительства. Несмотря на многочисленные бюджетные сокращения, не снижается острота проблемы задолженностей со стороны Правительства и местных исполнительных органов. Социальная защита страдает отсутствием системности, множественностью и зацентрализованностью, недостаточной адресностью и непрозрачностью.
Государство продолжает нести бюджетную нагрузку и там, где ее по силам взять на себя частному сектору.
Непрерывные изменения в принципах финансирования и его недостаточность поставили в тяжелое положение систему здравоохранения.
Ввиду низкого уровня информационной работы проводящиеся здесь реформы во многом остаются непонятными как населению, так и специалистам.
Требуется наведение порядка и укрепление реформ в системе высшего образования.
Как чрезвычайно острая оценивается ситуация с бедностью и безработицей. Реальная безработица в стране достигла 11-13% от активного населения. Неверный учет масштабов таких проблем как, бедность, не позволяет проводить правильную политику и формировать соответствующие приоритеты.
Важнейшей проблемой общества остается укрепление семьи и улучшение положения женщин в обществе.
Ухудшение социальной ситуации приводит к нарастанию социальной напряженности, усиливает угрозу распространения религиозного и иных видов экстремизма, втягиванию бедной и безработной молодежи в криминальную среду.
По-прежнему остается сложной экологическая ситуация, во многом определяющая повышенный уровень заболеваемости в стране.
Крайне серьезной проблемой остается обеспеченность населения питьевой водой.
1.6. Финансовый сектор
Требует дальнейшего развития и совершенствования финансовый сектор страны, который еще слабо работает на экономику и социальную сферу.
В настоящее время финансовая система Казахстана, в которой преобладают коммерческие банки, больше ориентирована на краткосрочное кредитование крупных клиентов, что не позволяет государству в полной мере реализовывать государственную политику кредитования реального сектора.
Неоправданно занижена роль экспортно-импортного банка. Не отвечает интересам государства перевод ряда государственных финансовых потоков в систему коммерческих банков.
В последние годы рынок страховых услуг функционировал, оторвавшись от других сегментов финансового рынка.
Необходимы дополнительные импульсы и для развития накопительной пенсионной системы, использования ее средств на нужды экономики и социального развития.
Нельзя больше мириться со слабым использованием накоплений и сбережений населения, низким уровнем внедрения новых инструментов и механизмов привлечения и использования этих средств.
Требует своего решения проблема безрискового вложения средств накопительной пенсионной системы в экономику страны.
1.7. Государственное управление
Изменение ситуации в лучшую сторону во многом зависит от эффективности системы государственного управления, формирования его оптимальной структуры, продолжения реформы государственной службы.
Становится очевидной необходимость повышения уровня исполнительской дисциплины, а также формирование коллективного стиля работы Правительства.
Необходимы серьезные меры по борьбе с коррупцией, ликвидации аффилированности государственных служащих с коммерческими структурами.
Не отвечает требованиям дня патриотизм, профессионализм и компетентность государственных служащих, уровень соблюдения ими норм этики.
Требуется освобождение Правительства от несвойственных ему функций, передача части государственных функций в регионы.
1.8. Законодательство
Наработанное в течение последних лет рыночное законодательство начинает отставать от динамики социально-экономических изменений. Вместе с тем, остается еще достаточно широким поле деятельности, требующее своего нормативно-правового обеспечения.
Правительство все чаще сталкивается с противоречиями между экономической целесообразностью и нормами действующего законодательства.
Все это требует более системной и осмысленной работы над совершенствованием законодательства, перспективного планирования законотворческой деятельности.
Недостаточной является практика обсуждения законопроектов в средствах массовой информации.
Остаются проблемными вопросы несоответствия законам ведомственных нормативных правовых актов, их низкий уровень прозрачности и доступности населению.
2. Приоритеты
Формирование приоритетов является достаточно сложной и ответственной задачей как в силу наличия различных по своему характеру проблем (приоритеты по времени, приоритеты по субъектам рынка и т.д.), так и в результате имеющейся заданности действий Правительства на предстоящую перспективу.
Исходя из принципа последовательности действий, Правительство определяет следующие приоритеты:
- решение проблемы бюджетных задолженностей Правительства и местных государственных органов по социальным выплатам;
- обеспечение систем жизнедеятельности в зимние периоды;
- формирование и начало реализации сбалансированной политики системных изменений;
- утверждение Программы действий Правительства;
- разработка механизмов индустриальной и аграрной политики;
- формирование механизмов социальной политики;
- формирование перспективного государственного плана,
государственного бюджета и плана законопроектных работ;
- обсуждение и внесение в Парламент проектов нового Налогового
кодекса и Государственного бюджета.
Указанные меры Правительство начало проводить с начала своей
деятельности и продолжит их в 2000 году, осуществляя в дальнейшем
свою работу по сформированным планам и программам.
В контексте главных рыночных субъектов (агентов рынка) Правительство
объявляет следующие приоритеты:
- государственный бюджет;
- реальный сектор;
- социальная сфера;
- финансовый сектор.
В качестве ключевых элементов социально-экономической политики
Правительство рассматривает следующие:
- макроэкономическая политика;
- налогово-бюджетная политика;
- агроиндустриальная политика;
- социальная политика;
- микроэкономическая политика;
- денежно-кредитная политика;
- региональная политика.
С точки зрения решения наиболее острых социально-экономических
проблем Правительство считает необходимым остановить свой выбор на
следующих приоритетах:
- социальные выплаты;
- борьба с бедностью и безработицей;
- решение проблемы неплатежей;
- финансирование здравоохранения и продолжение реформ в этой области;
- обеспечение населения электроэнергией и теплом;
- борьба с преступностью, в первую очередь с ее организованными
формами, коррупцией и наркоманией.
3. Цели и задачи
Главной задачей на предстоящий период Правительство видит ликвидацию
диспропорций и несбалансированности социально-экономических процессов, не
допуская ухудшения основных социальных параметров.
Правительство намерено обеспечить в 2002 году рост валового
внутреннего продукта на 10-11% к уровню 1999 года.
Правительство ставит своими целями в 2002 году:
- довести уровень инфляции до 4-5%;
- добиться снижения дефицита государственного бюджета до 1,2% от ВВП;
- выйти на положительное сальдо торгового баланса;
- снизить уровень безработицы с 13 до 8% от активно занятого
населения;
- повысить реальные доходы населения;
- снизить уровень бедности.
Для достижения поставленных целей Правительство совместно с
Национальным Банком намерено осуществить решение следующих задач:
в области денежно-кредитной политики:
- отмена обязательной продажи 50% валютной выручки экспортеров
продукции;
- формирование равновесного курса национальной валюты;
- поддержание ставки рефинансирования Национального Банка
положительной в реальном исчислении;
- отмена сбора на продажу валюты с физических лиц;
- значительное повышение роли экспортно-импортного банка как банка
развития;
- внедрение вексельного обращения;
- доведение вкладов населения в банках второго уровня до 170
млрд. тенге, в том числе через внедрение механизмов коллективного
страхования депозитов и развитие почтово-сберегательной системы;
- ускоренное формирование и развитие страхового рынка;
- перевод ряда социальных программ на принципы страхования;
в области бюджетной политики:
- перевод бюджетных взаимоотношений центра и регионов на принципы
среднесрочных стабильных нормативов;
- осуществление перспективного бюджетного планирования;
- управление государственными расходами на основе расширения
и развития нормативной правовой базы;
- ужесточение стратегии внешнего заимствования;
- регламентация бюджетного процесса, усиление его транспарентности и
коллегиальности;
- ужесточение подходов к возврату бюджетных средств конечными
заемщиками;
в области налоговой политики:
- увеличение поступлений от подакцизной продукции, разработка и
внедрение специальных программ;
- ускоренная автоматизация работы таможенных и налоговых органов;
- перевод сферы торговли и услуг, других секторов, имеющих дело
с наличностью, малого бизнеса на принципы фиксированных налоговых платежей;
- публичное порицание, в том числе через СМИ недобросовестных
налогоплательщиков, опубликование фамилий руководителей местных налоговых
и таможенных органов, не обеспечивающих выполнение плановых заданий;
- выработка политики жесткого регламентирования состава затрат;
- формирование реестра несостоятельных предприятий;
- облегчение общего налогового бремени;
в реальном секторе экономики:
- решение проблемы неплатежей;
- поэтапное погашение обязательств Правительства и местных
исполнительных органов перед реальным сектором;
- дальнейшая либерализация внешней торговли;
- решение проблем двойного налогообложения;
- активное содействие Правительства производителям в сбыте продукции;
- сокращение доли бартерных и наличноденежных операций;
- упрощение процедур банкротства;
- приоритеты отечественному производителю при организации подрядов и
займов;
- поддержка общественных акций по приобретению населением и
производителями отечественной продукции;
в области социальной зашиты:
- постоянный мониторинг уровня бедности и безработицы;
- развитие программ микрокредитования;
- совершенствование механизмов предоставления преференций
работодателям в целях создания дополнительных рабочих мест;
- лимитирование ввоза иностранной рабочей силы;
- оживление бездействующих предприятий;
- передача ряда социальных программ с республиканского уровня
на местный и развитие страхового рынка;
- применение критерия черты бедности как основного критерия выплаты
социальных пособий;
- совершенствование механизмов пенсионной реформы.
4. Основные направления социально-экономической политики
4.1. Макроэкономика
Предшествующий кризисный период был, прежде всего, периодом глубокого макроэкономического кризиса, спровоцированного резким ухудшением конъюнктуры мировых рынков и завышенным реальным курсом тенге на фоне проведения глубоких девальваций валюты в соседних государствах СНГ.
Вследствие этого подавляющая часть производимых в Казахстане товаров оказалась неконкурентоспособной по цене в сравнении с товарами зарубежного производства. Произошедшее вслед за этим сужение внешних и внутренних рынков сбыта для отечественных товаропроизводителей стало одним из факторов экономического кризиса. Это привело, в свою очередь, к формированию высокого уровня безработицы, усилению бюджетного кризиса в связи со снижением поступлений от налогообложения доходов предприятий и населения при более медленном сокращении расходной части бюджета, потере предприятиями оборотных средств.
В результате резкого увеличения процентной ставки Нацбанка и ухудшения положения предприятий банковский сектор оказался отрезанным от реального.
Причина потери рынков в период кризиса была не только в отставании в уровне менеджмента и технологической оснащенности (только этим нельзя объяснить неконкурентоспособность отечественной аграрной продукции, цемента, нефти и нефтепродуктов и т.д. в сравнении с российскими или узбекскими аналогами), но и в ценовой неконкурентоспособности товаров казахстанского производства, определяемого завышенностью курса тенге по отношению к валютам стран СНГ (на уровне статистики это видно по нарастающему дефициту торгового баланса в торговле со странами СНГ; на уровне наблюдений - по ассортименту товаров в оптовой и розничной торговле: иностранные продовольственные и непродовольственные товары близки к тому, чтобы доминировать даже на тех сегментах казахстанского рынка, на которые сориентированы и внутренние предприятия).
Поэтому главный вектор системных антикризисных действий (по всему комплексу кризисных явлений, в том числе неплатежам, недостаточным уровнем налоговых поступлений и т.д.) должен быть сведен к одному - к расширению внешних и внутренних рынков сбыта для казахстанских товаров.
Необходимо срочно запустить как можно больше производственных предприятий. Здесь - начало начал. Этому в том числе должна способствовать курсовая политика, создающая условия для ограничения казахстанского рынка импортным товарам (отпадет необходимость в громоздкой и низкоэффективной системе тарифных и нетарифных мер по защите внутреннего рынка) и в то же время - более широкому открытию рынков соседних государств. На этих рынках новые платежеспособные ниши смогут найти большинство малых и средних производственных предприятий Казахстана, в настоящее время либо простаивающих, либо безуспешно конкурирующих с иностранной продукцией на внутреннем рынке.
В остальном экономическая политика государства должна сконцентрироваться на всемерной поддержке производственного роста: через стабильный реальный обменный курс, через твердую национальную валюту, низкий уровень инфляции и процентных ставок, государственную поддержку производственных предприятий.
Рост объемов производства - это главная задача нашей экономики. Ее успешное решение обеспечит занятость, доходы, рост уровня потребления, дальнейшее увеличение спроса и производства, увеличение доходов бюджета, снижение государственного долга. Производственный рост оздоровит бюджетную ситуацию, он создаст более благоприятные возможности и для проведения реформы налоговой системы, которая в настоящее время зачастую подавляет деловую активность в Казахстане и препятствует росту инвестиции.
Необходимо создать ситуацию, когда благополучие банков будет напрямую зависеть от благополучия предприятий реального сектора, а не от спекулятивных операций на валютном рынке и рынке государственных ценных бумаг.
Воссоединение реального и финансового секторов невозможно только через курсовую политику, рост производства и резкое сокращение бюджетного дефицита.
Необходимы дополнительные меры по укреплению финансового сектора. Ключевое значение при этом будет иметь дальнейшее развитие страхового рынка и рынка ценных бумаг, накопительной пенсионной системы, а также стимулирование привлечения сбережений населения.
Важную роль будет играть и серьезное улучшение инвестиционного климата, для чего необходимо ясное и стабильное законодательство, действенные результаты борьбы с коррупцией и преступностью, четкое понимание целей и приоритетов промышленного развития.
4.2. Государственный бюджет
Дальнейшее реформирование государственного бюджета и самого бюджетного планирования является одним из главных рычагов успешного осуществления всего комплекса мер системных изменений экономики.
В числе мер, которые Правительство намерено осуществить в предстоящий период, следующие.
4.2.1. Окончательный переход к бюджетному программированию
В настоящее время структура расходов бюджета основана в большей мере на финансировании организаций, а не программ: в основном термин "программа" применяется как техническое определение бюджетной классификации.
Несмотря на значительные улучшения, существующий бюджет во многом еще непрозрачен и не отражает приоритетов развития страны.
Полное внедрение методов бюджетного программирования позволит устранить эти недостатки.
В этих целях Правительство намерено предпринять следующие меры:
- формировать расходную часть бюджета на основе потребностей в финансировании принятых программ, с указанием конкретно определенных целей;
- определить ответственность конкретных центральных исполнительных органов, организаций за результаты реализации программ;
- разработать критерии оценки деятельности центральных и местных исполнительных органов по выполнению программ;
- увязать использование бюджетных средств на планируемый год с долгосрочными целями социально-экономического развития.
Проект бюджета будет включать отчет об исполнении бюджета прошлого года, оценку состояния текущего года и непосредственно сам проект.
4.2.2. Распределение функций государственного
управления и бюджетных полномочий
Одной из ключевых задач в сфере совершенствования бюджетного планирования является установление соответствия функций различных уровней государственного управления с бюджетным финансированием. Так, при осуществлении программ, выполняемых совместно Правительством и местными государственными органами, следует предусмотреть компенсацию местному бюджету в виде соответствующих финансовых ресурсов.
Существующая система уравнительного распределения налогов и прочих доходов между бюджетами различного уровня и система бюджетных изъятий из доходов местных бюджетов в республиканский, и соответственно, бюджетных изъятий из доходов районных (городов областного значения) бюджетов в областные, свидетельствует о неэффективном перераспределении финансовых ресурсов государства.
У недотационных бюджетов отсутствует мотивация к увеличению собираемости налогов и других обязательных платежей в бюджет. Фактически величина субвенции зависит от поступления бюджетных изъятий, что не соответствует целям горизонтального выравнивания. Сами бюджетные изъятия, утверждаемые в абсолютных цифрах, являются по сути жесткими директивными планами.
Решением проблемы может стать планирование местных бюджетов на основе стабильных (сроком на три-пять лет) нормативов отчислений по основным видам налогов (например, подоходный налог с юридических и физических лиц) с дифференцированным подходом к каждому региону. Для этого необходим тщательный анализ социально-экономического положения регионов, а также исполнения республиканского и местных бюджетов за ряд лет.
4.2.3. Введение критериев определения величины
трансфертов (субвенции)
В связи с неравномерностью экономического развития и особенностями регионов большое значение приобретает механизм выделения выравнивающих трансфертов областям (на местном уровне районам и городам областного значения). Для более объективного подхода к решению данной проблемы целесообразно введение в практику бюджетного планирования социальных и финансовых нормативов вместо существующего норматива расходов на душу населения. Эти нормативы должны быть дифференцированы по регионам с учетом таких объективных факторов, как численность, плотность, половозрастная структура населения, природные ресурсы, состояние инфраструктуры, географическое расположение регионов и др.
Все это будет требовать разработки специальной методологии, чему Правительство намерено уделить особое внимание.
4.2.4. Введение среднесрочного бюджетного
планирования
Становится очевидным необходимость увеличения горизонта бюджетного планирования как инструмента эффективного использования бюджетных средств, соотнесения затрат и результатов, распределения программ по годам исполнения, управления заимствованиями и государственным долгом, укрепления дисциплины госаппарата и создания климата стабильности, устойчивости и преемственности.
Правительство намерено в предстоящий период постепенно перейти к составлению годового бюджета с прогнозом сроком до пяти лет.
В этих целях будет разработана соответствующая методическая и нормативная база, которая должна совершенствоваться и развиваться по мере накопления опыта.
4.2.5. Введение среднесрочного планирования на
местном уровне
В целях приведения в соответствие развития регионов с обшей стратегией развития страны Правительство намерено перейти к среднесрочному планированию социально-экономического развития областей. В этой связи на местном уровне будут разрабатываться основные показатели бюджета на среднесрочный период.
4.2.6. Регламентация процесса бюджетного планирования
Опыт последних лет отчетливо показывает, что быстротечное и неколлегиальное формирование государственного бюджета обрекает его на нереальность исполнения, ведет к коллизиям внутри Правительства, между Правительством и местными исполнительными органами, между Правительством и Парламентом, открывает широкий простор субъективизму.
Необходимо начинать процесс бюджетного планирования как можно раньше, четко оговаривая процедуры: кто, когда и какие принимает решения, как идут процедуры согласования и разрешения противоречий.
Наличие перспективного бюджета во многом облегчит формирование бюджета на последующие годы.
С самого начала в процесс формирования бюджета должны быть вовлечены центральные и местные исполнительные органы, комитеты Парламента, что на финише согласования и утверждения бюджета позволит снять многие коллизии. Правительство намерено приступить к разработке бюджета 2001 года не позднее марта 2000 года, сформировав к этому времени необходимую методологическую, нормативную и регламентную основу.
4.3. Налоговая политика
Главная задача Правительства - найти разумный баланс между необходимостью пополнения доходной части бюджета и созданием условий для экономического роста.
В этих целях Правительство намерено найти и вскрыть резервы по сбору налогов и в то же время содействовать экономическому росту посредством расширения налогового поля.
Никто не сомневается, что резервы есть. Они есть как в индустриальном секторе, так и в сфере торговли и услуг, в сфере управления и распоряжения государственной собственностью, во внешнеэкономической деятельности, в сфере регулирования имущественных отношений, а также на рынке подакцизных товаров.
Особое внимание Правительство будет уделять сфере обращения. Основной акцент в фискальной политике делался на налогообложении производства товаров, усилении механизмов авансирования бюджета предприятиями производственной сферы, в то время как сфера торговли и сфера услуг в масштабе всей экономики показывают в отчетных балансах и налоговых декларациях сплошные убытки. По самым минимальным оценкам масштабы неофициальной экономики составляют около 25 процентов от ВВП или около 500 млрд. тенге. Сегодня государство пока не получает ничего от неофициальной экономики. Но если Правительство создаст условия для легализации этой части экономики (пусть они заплатят хотя бы 5% от доходов), это выльется в крупную сумму - около 25 млрд. тенге.
Основная часть неофициальной экономики - это сфера торговли и сфера услуг, где функционирует в основном малый и средний бизнес. Перед Правительством будет стоять непростая задача - найти баланс между улучшением качества налогового администрирования и улучшением условий для развития малого и среднего бизнеса. Для этого будут разработаны и приняты к реализации методики установления фиксированных форм налогообложения субъектов малого бизнеса.
В целях снижения налогового давления на производителя Правительство намерено глубоко изучить возможность снижения ставки НДС.
Необходимо использовать резервы и по крупным предприятиям, особенно предприятиям, ориентированным на экспорт: объем налоговых поступлений от экспорта, если сравнить его с объемом реализации продукции является недостаточным.
Правительство не ставит своей задачей ухудшать налоговый режим. Вместе с тем, если эти предприятия будут продавать свою продукцию по ценам, более близким к мировым, не будут завышать себестоимость через поставки самим себе дорогого сырья, материалов, оборудования, то объемы налоговых отчислений будут гораздо выше.
Поэтому создание хорошо действующего механизма контроля за трансфертными ценами экспортных потоков, создание широко разветвленной системы учета и контроля цен по основным группам товаров - важная задача соответствующих государственных органов. Правительство будет усиливать работу по реализации и эффективному применению системы электронного мониторинга.
Как уже отмечалось, важным резервом пополнения доходов бюджета является совершенствование имущественных отношений. Основная проблема заключается в реальном отражении стоимости имущества как объекта налогообложения. То же самое касается оценки стоимости земли.
Важно дать реальную оценку объема налоговых отчислений, полученных от использования земли. Низкий уровень налогообложения земли не создает стимулов к ее рациональному и эффективному использованию. В то же время к этому вопросу следует подходить гибко, с учетом региональных особенностей.
Резервы по сбору имущественных налогов кроются также в создании экономически выгодных условий для реального учета собственности без подрыва интересов государственного бюджета.
Хорошая динамика по сбору акцизов на алкогольную продукцию говорит о том, что принятые законы находятся в режиме жесткого исполнения. Аналогичную программу действии Правительство намерено в ближайшее время принять в отношении государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов. В рамках программы будут заложены механизмы, сдерживающие скачкообразный рост цен на бензин, дизельное топливо, и позволяющие сделать более правильным сбор акцизов на бензин и дизельное топливо, перенося акцент с заводов на розничную сеть.
Несомненно, есть резервы в улучшении качества налогового и таможенного администрирования. Главное направление - автоматизация аналитических и информационных процессов, снижение субъективных факторов путем совершенствования налогового и таможенного законодательства.
Очень важен баланс прав и обязанностей фискальных органов и хозяйствующих субъектов. Защищая права налогоплательщиков, нельзя лишать налоговые органы необходимых инструментов для выполнения ими обязанностей. С другой стороны, необходимо усилить защиту тайны вкладов в коммерческих банках. Необходимо ограничить право государственных органов получать сведения, составляющие банковскую тайну.
В целом назрела необходимость совершенствования налогового законодательства. Эта работа будет продолжена в рамках разработки нового Налогового кодекса в 2000 году. Основная структура налогов не претерпит существенных изменений, главный акцент будет сделан на административных, процессуальных нормах налогового законодательства.
4.4. Реальный сектор
4.4.1. Промышленность
Правительство планирует создать условия для развития предприятий как зкспортоориентированных, так и обеспечивающих потребности внутреннего рынка.
Развитие экспорта будет обеспечиваться за счет проведения государственной политики, направленной на продвижение казахстанских товаров на новые рынки, путем заключения межгосударственных соглашений по торговому сотрудничеству, совершенствования торговых режимов, преодоления антидемпинговых барьеров, вхождения Казахстана в международные торговые союзы, включая ВТО, привлечения инвесторов для организации новых для Казахстана экспортоориентированных производств.
Развитие отраслей, обеспечивающих потребности внутреннего рынка, будет осуществляться за счет создания условий для обеспечения платежеспособности казахстанских потребителей. Это предполагает поддержку отечественных товаропроизводителей, защиту рынка от недобросовестной конкуренции, внедрение научно-технических достижений для повышения конкурентоспособности казахстанской продукции. Для инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции, необходимо создать привлекательные условия.
Особое внимание будет уделено развитию агропромышленного комплекса, обеспечивающего рост платежеспособности населения страны и рост производства в смежных отраслях экономики.
Планируется оказание государственной поддержки предприятиям, которые экономически целесообразно реанимировать. По отношению к бесперспективным производствам будут применяться механизмы ускоренного банкротства и перепрофилирования их основной деятельности на выпуск продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. При проведении этой работы будет использован банк технических возможностей Казахстана, что позволит с относительно низкими затратами выйти на выпуск конкурентоспособной продукции.
Эти проекты будут реализовываться в рамках государственной Инновационной политики.
Правительство планирует выработать новую государственную политику в области регулирования цен и тарифов естественных монополий. Ставится задача отойти от практики предоставления отдельным компаниям скидок по тарифам, создать систему, обеспечивающую рентабельную работу, как потребителей услуг, так и самих монополистов. Без решения этой проблемы невозможно обеспечить финансовую стабильность в стране, так как долги в основном генерируются во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов с монопольными структурами и государственным бюджетом.
Будут приняты меры по решению проблемы ликвидации взаимной задолженности. В этих целях Национальный Банк Республики Казахстан введет рефинансирование банков второго уровня на основе переучета коммерческих векселей. Переучету будут подлежать коммерческие векселя первоклассных эмитентов, т.е. содержащих не менее двух передаточных надписей лиц с устойчивым финансовым положением, имеющих аваль за плательщика или другого обязанного по векселю лица, а также отвечающих другим требованиям.
Кроме того, Правительство приступило к внедрению клиринговых расчетов, прошедших успешную апробацию в Северо-Казахстанской области.
Правительство намерено окончательно определиться со схемой экспортных газо- и нефтепроводов и приступить к проектированию и строительству их отдельных участков.
Пуск КТК в 2001 году позволит увеличить добычу нефти на Тенгизском месторождении. Строительство нефтепровода Кенкияк - Атырау, расширение пропускной способности нефтепровода Атырау - Самара до 15 млн. тонн в год также позволит увеличить экспортные возможности республики. В основном прирост добычи произойдет за счет Тенгизского и Карачаганакского месторождений, ввода ряда месторождений в Актюбинской области, а также месторождения Северные Бузачи.
Ввод новых объектов в нефтегазовой промышленности позволит ежегодно повышать уровень занятости в отрасли на 5-6 тысяч человек.
Правительство намерено принять меры по стабилизации добычи энергетического угля в Экибастузском бассейне и расширению его рынков сбыта.
Будет продолжено развитие малых угольных месторождений регионального значения для удовлетворения местных коммунально-бытовых нужд.
В целях дальнейшего реформирования сектора электроэнергетики в 2000-2002 годах намечено осуществить:
- внедрение тарифной политики, направленной на снижение зависимости величины тарифа от дальности электропередачи, что будет способствовать снижению цен на поставляемую конечным потребителям электроэнергию;
- обеспечение прозрачности рыночного механизма и совершенствование организации торговли электроэнергией на оптовом и региональных розничных рынках.
В горно-металлургической промышленности Правительство намерено ужесточить контроль над использованием недр, подготовкой запасов к эксплуатации, выполнением обязательств управляющими компаниями по инвестированию горных работ, внедрением новых технологий по добыче руды и производству металлов, а также организации производства продукции более высокого уровня готовности.
Создание Восточно-Казахстанского медного комплекса позволит в ближайшие годы восстановить загрузку мощностей Иртышского медеплавильного завода, запустить простаивающие производства и создать в данном регионе около 2000 рабочих мест.
Планируется реализовать комплекс мероприятий по увеличению производства золота и серебра. Национальный Банк планирует использовать механизм рефинансирования банков, кредитующих золотодобывающие предприятия.
Для дальнейшего развития урановой промышленности будут реализованы мероприятия, связанные с кооперацией с предприятиями России по восстановлению ядерно-топливного цикла. За счет совместных с Россией научных разработок планируется внедрить современные технологии для получения новых видов урановой продукции.
Правительство предусматривает приоритетное развитие химической и нефтехимической промышленности, что позволит обеспечить рабочими местами 25-30 тысяч человек.
В рамках поддержки отечественных товаропроизводителей Правительство проводит комплекс мер по привлечению инвестиций, кредитных линий иностранных банков для инвестирования базовых предприятий легкой промышленности. В их числе хлопчатобумажные предприятия ТОО "Адал" в г. Шымкенте, АО "АХБК - ОЗАТ" в г. Алматы, камвольно-суконные: АО "Каргалы" в Алматинской области и ТОО "Костанайская текстильная компания" в г. Костанае, производство смесовых синтетических тканей ТОО "КШТ" в г. Усть-Каменогорске.
Это позволит создать необходимую сырьевую базу для развития швейных и трикотажных производств.
К концу 2002 года подъем производства продукции легкой промышленности возможно увеличить в 4 раза и довести численность работающих до 70 тысяч человек.
Правительство будет уделять внимание производству оборудования и комплектующих изделий для предприятий нефтегазовой и энергетической отраслей на отечественных машиностроительных предприятиях. Размещение заказов на этих предприятиях позволит увеличить численность рабочих до 10 тысяч человек.
В промышленности Республики Казахстан за три года предполагается создать до 100 тысяч рабочих мест.
Внешнеторговую политику в 2000-2002 годах планируется строить на основе улучшения платежного и торгового балансов страны.
Правительство активизирует пропаганду казахстанской продукции. Эта работа будет осуществляться путем организации тематических выставок, а также демонстрации товаров и техники на действующих производствах.
Будет проводиться дальнейшая детализация ставок импортных таможенных пошлин в соответствии с принципом их эскалации: установление минимальных ставок на ввоз сырья, средних - на полуфабрикаты и более высоких - на готовые изделия.
Правительство примет меры по расширению географии поставок казахстанской продукции посредством строительства новых транспортных путей, поиску своего места на мировом рынке углеводородного сырья, цветных и черных металлов, зерна, шерсти, минеральных удобрений и других товаров.
С целью недопущения демпинга товаров на внешнем рынке и занижения контрактных цен будут разработаны меры косвенного регулирования экспорта товаров. Предполагается приблизить национальные стандарты Республики Казахстан к международным.
Правительство намерено развивать дальнейшую интеграцию в рамках Таможенного союза, Центральноазиатского сообщества и Содружества Независимых Государств.
Стратегический курс внешнеторговой политики со странами Таможенного союза будет направлен на реализацию Договора о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства, позволяющего структурно перестроить экономику в интересах эффективного функционирования общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда.
4.4.2. Агропромышленный комплекс
Правительство Республики Казахстан намерено осуществить комплекс мер, направленных на повышение эффективности развития сельскохозяйственного сектора, и на этой основе проводить политику стимулирования экспорта.
Государственная политика в сельскохозяйственном секторе будет строиться на поддержке отраслей, производящих конкурентоспособную продукцию. Правительством предусматривается разработка программы региональной сельскохозяйственной специализации с целью повышения эффективности сельскохозяйственного производства и формирования устойчивых в финансовом плане сельхозтоваропроизводителей.
Основными направлениями деятельности Правительства в области сельского хозяйства будет работа по развитию рыночных отношений на селе:
- стимулирование производства только конкурентоспособных отраслей;
- расширение емкости внутреннего и внешнего рынков сбыта отечественной сельхозпродукции;
- финансовое оздоровление сельской экономики;
- развитие лизинговых отношений.
В целях преодоления диспаритета, демпинга цен продукции мелких товаропроизводителей, Правительство будет осуществлять государственный закуп продовольственного зерна с установлением минимальной цены. Закупленное зерно будет использоваться в качестве государственных экспортных ресурсов для осуществления агрессивной внешнеторговой политики, что позволит, расширяя внутренний рынок зерна, сформировать устойчивые партнерские отношения на внешних рынках.
Зерно - стратегический продукт, определяющий продовольственную безопасность страны. Поэтому будет введена система лицензирования деятельности элеваторов, а также мониторинг движения зерна. В целях обеспечения продовольственной безопасности страны Правительством будут созданы государственный резерв продовольственного зерна и государственные ресурсы семенного зерна на случай чрезвычайных обстоятельств.
В целях решения задач сохранения генофонда в аграрном секторе, защиты от болезней животных и растений будут реализовываться Программы субсидирования элитного семеноводства и племенного животноводства, защиты растений от массовых вредителей и болезней, диагностики заболеваний животных и противоэпизоотии, борьбы с сельскохозяйственными вредителями.
Задача технической политики Правительства на ближайшие годы заключается в обновлении на 10% парка зерноуборочной техники, унификации системы ее сервисного обслуживания.
Правительство будет привлекать средства внешних займов на программы кредитования для решения приоритетных задач.
Существенный прорыв в развитии рыночных отношений на селе должно обеспечить вовлечение земли в хозяйственный оборот. Импульс этому процессу придаст законодательное закрепление прав постоянного и долгосрочного землепользования, их оценка и котировка, включение прав на землепользование в конкурсную массу при банкротстве сельхозсубъектов.
Правительство намерено обсудить с общественностью вопросы внедрения частной собственности на землю.
Развитие сельскохозяйственного сектора окажет мультипликативное воздействие на смежные отрасли. Будут разработаны программы производства сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, перерабатывающей промышленности.
Будет создана единая информационно-маркетинговая система сельскохозяйственной информации, пользователи которой получат доступ на региональные и внешние рынки сельхозпродукции.
Для решения социальных проблем населения депрессивных районов Правительство развернет программы микрокредитования, включая средства грантов и займов международных финансовых организаций.
Аграрная политика Правительства в отношении регионов будет строиться исходя из принципа целесообразности и эффективности производства тех или иных видов сельхозпродукции. К приоритетным отраслям, которым будет оказываться государственная поддержка, относятся: зерновое производство (Северо-Казахстанская, Костанайская, Акмолинская области, Иртышский район Павлодарской области, северные районы Актюбинской области и Кызылординская область по рису), производство масличных культур (Восточно-Казахстанская область), хлопководство (Южно-Казахстанская область).
Обеспечение продуктами сельскохозяйственного производства населения регионов будет осуществляться в соответствии с местными региональными программами.
4.4.3. Транспортно-коммуникационный комплекс
Значительная протяженность территории страны и высокие затраты на содержание и эксплуатацию транспортной инфраструктуры значительно повышают себестоимость основной части продукции, произведенной в стране.
Поэтому проблема сокращения затрат транспортно-коммуникационного комплекса и удешевления тарифов на его услуги является критически важной для жизнеспособности экономики Казахстана в целом.
Эти проблемы будут решены путем радикальных структурных реформ.
В целях совершенствования системы управления в сфере железнодорожного транспорта будет проведена демонополизация РГП "Казакстан темiр жолы". Предусматривается его реструктуризация и техническое перевооружение, что, в свою очередь, приведет к значительному сокращению производственных мощностей и площадей, задействованных в основной деятельности РГП.
Для оптимизации эксплуатационной деятельности и технического перевооружения будут изменены условия эксплуатации основных средств, организовано собственное производство запасных частей и комплектующих, внедрение ресурсосберегающих технологий, что обеспечит экономию эксплуатационных средств до 10%.
Предусматривается строительство новых железнодорожных линий: Аксу - Конечная, Донское - Краснооктябрьский рудник.
Правительство осознает, что ситуация с эксплуатацией и содержанием автомобильных дорог критически ухудшилась. В бюджете 2000 года заложен значительный рост средств, направляемых в эту отрасль, по сравнению с 1999 годом. Будет обеспечено поэтапное увеличение средств по данной статье расходов и приняты меры по усовершенствованию системы управления и финансирования автодорожной отрасли, и с улучшением ситуации Правительство рассмотрит возможность поиска дополнительных источников финансирования строительства автодорог.
Планируется привлечение средств японского займа на улучшение сети автомобильных дорог в Западном Казахстане для реабилитации приоритетных участков: Атырау - Уральск - 492 км; Актобе - Карабутак - 274 км; Карабутак - граница Костанайской области - 231 км.
В сфере воздушного транспорта планируется продолжить замену устаревшего самолетного парка за счет лизинга и закупки самолетов высокого класса с целью расширения сферы услуг и завоевания новых рынков.
Правительство считает необходимым консолидировать отрасль гражданской авиации под жестким государственным управлением, с целью формирования сильного Национального Перевозчика, конкурентоспособного и ориентированного преимущественно на внешние рынки, включая рынки Центральной Азии и СНГ.
Назрела необходимость в реконструкции и строительстве аэропортов в целях их соответствия мировым стандартам. Предстоит провести реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта Атырау. Будет продолжено строительство международного аэропорта в городе Астане и начато строительство нового пассажирского терминала в Алматинском аэропорту.
Главными приоритетными направлениями деятельности в отрасли водного транспорта станет обеспечение дальнейшего развития инфраструктуры порта Актау, увеличение объемов перевалки экспортно-импортных грузов, поддержание в судоходном состоянии водных путей и шлюзов, приобретение судов класса "река-море" для организации морского судоходства в Каспийском регионе.
Развитие информационной инфраструктуры Республики Казахстан предусматривает общегосударственную политику оптимизации эксплуатационных и инвестиционных затрат, создание к 2003 году Национальной Информационной Супермагистрали, связывающей все областные центры, крупные населенные пункты, районные центры, общей протяженностью 9 тыс. км. Планируется модернизация коммутационного оборудования, магистральной сети, продолжится формирование спутниковой связи для организации магистральных и зоновых линий связи.
Будет завершено строительство западного участка Трансазиатскоевропейской волоконно-оптической линии связи, что позволит увеличить транзитный трафик Центральной и Юго-Восточной Азии через территорию Казахстана. Будут продолжены работы по строительству свыше 2500 км участка линии "Шелкового пути". Введение в действие данной магистрали, общей протяженностью 9000 км, позволит обеспечить цифровую связь с Россией, Украиной, Европой, странами Юго-Восточной и Центральной Азии.
В целях создания современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры почты, развития национальной почтовой сети будет модернизирована почтовая связь Республики Казахстан за счет привлечения инвестиций, что в сочетании с расширением сферы ее деятельности и реорганизацией позволит вывести почтовую отрасль на современный уровень с широким спектром предлагаемых услуг.
4.5. Социальная сфера
Правительство будет усиливать социальную направленность проводимых реформ, активизируя свою деятельность в этой сфере на осуществлении мер по сокращению безработицы и борьбе с бедностью.
Для решения проблем занятости населения требуется принятие срочных мер. Помимо решения задач по оживлению реального сектора и создания тем самым дополнительных рабочих мест, Правительство намерено активизировать малое предпринимательство в стране. При содействии местных исполнительных и представительных органов и банков второго уровня на базе пустующих помещений будут организовываться мини-центры малого бизнеса по производству и реализации товаров народного потребления.
Кроме того, планируется:
развитие и совершенствование системы микрокредитования;
выработка механизма предоставления преференций для работодателей в целях создания рабочих мест и организации общественных работ;
формирование дополнительных рабочих мест для местного населения при разработке инвестиционных программ;
установление квот при ввозе иностранной рабочей силы;
содействие безработным в переквалификации.
В качестве важной задачи Правительство видит легализацию трудовых отношений, что позволит увеличить поступление налогов. В этой связи принятие Закона "О труде" будет важным рычагом для создания новых рабочих мест и развития рынка труда.
Для поддержки пенсионеров и других социально уязвимых слоев населения Правительство намерено поэтапно погасить задолженность и выйти в режим своевременной выплаты пенсий и пособий, а также ежегодно повышать минимальный размер пенсий.
В процессе развития пенсионной реформы Правительство будет осуществлять постоянное совершенствование нормативной правовой базы пенсионного обеспечения, модернизацию систем учета пенсионных активов, переход к идентифицированным кодам для всех граждан Казахстана на базе существующих социальных индивидуальных кодов.
Большое внимание следует уделять осуществлению информационной работы с населением и юридическими лицами по вопросам дальнейшего развития пенсионной реформы и, прежде всего, разъяснения преимуществ негосударственной накопительной системы.
Будет продолжено совершенствование государственного регулирования деятельности всех участников накопительной пенсионной системы для обеспечения защиты прав и интересов получателей пенсионных выплат. В этом направлении предусматривается создание современных информационных систем, позволяющих осуществлять оперативный мониторинг размещения пенсионных активов накопительных пенсионных фондов и обеспечивать контроль за их сохранностью.
Действия Правительства будут направлены на усиление государственной адресной социальной помощи малоимущим. Главные задачи здесь видятся в создании системы и механизма финансового контроля за оказанием социальной помощи самым бедным.
В соответствии с недавно принятым Законом Республики Казахстан "О прожиточном минимуме" определена черта бедности и в соответствии с ней - категория граждан, которым будет оказываться социальная помощь. В ближайшее время в Парламент будет внесен проект Закона Республики Казахстан "О государственной адресной социальной помощи", что позволит создать законодательную основу для определения механизма оказания социальной помощи бедным, условий и сроков предоставления пособий по бедности.
Борьба с бедностью будет одним из основных показателей оценки работы акимов.
Предлагается разработать и утвердить с поэтапным введением в действие Программу реабилитации инвалидов, направленную на интеграцию инвалидов в общество, на восстановление утраченных функциональных ограничений, развитие службы социальной помощи на дому.
Будет начато создание центров социальной адаптации и реабилитации, а также пунктов, предоставляющих питание и необходимую медицинскую помощь для нуждающихся.
Для обеспечения профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов будет расширена трудотерапия инвалидов в лечебно-производственных мастерских при психоневрологических и наркологических больницах и диспансерах. Кроме того, Правительство намерено совершенствовать систему медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, определяемой на основе медико-социальной экспертизы.
В целях дальнейшего развития протезно-ортопедической отрасли будут предприняты меры по выпуску протезно-ортопедических изделий по более новым и усовершенствованным технологиям.
Будет проведена работа по организации производства по выпуску инвалидных детских и взрослых кресел-колясок, средств малой механизации и реабилитации для инвалидов, престарелых и больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, используемых в домах-интернатах, санаториях, больницах, а также в домашних условиях.
В здравоохранении будет продолжена реализация Государственной программы "Здоровье народа", совершенствоваться система оплаты медицинских услуг, финансирование и реструктуризация отрасли в целях формирования рынка медицинских услуг и сохранения доступности здравоохранения для широких слоев населения.
Правительство намерено усовершенствовать систему оплаты медицинских услуг, осуществить переход на подушевое финансирование первичной медико-санитарной помощи, что предполагает в 2000 году учет и внедрение географических и половозрастных коэффициентов.
Будет начата разработка нормативных правовых актов по внедрению новой модели индивидуального медицинского страхования, с учетом общепризнанных принципов и стандартов обязательного медицинского страхования.
В 2001 году предполагается внедрение частичного фондодержания по всему Казахстану, что должно привести к развитию института семейной медицины и переходу от стационарного к эффективному амбулаторному принципу лечения, свободному выбору врача по всей стране и внедрение новой модели обязательного медицинского страхования.
Учитывая значимость отрасли здравоохранения, Правительство намерено действовать в направлении ее организационного укрепления.
Необходимо дальнейшее развитие негосударственного сектора здравоохранения, поэтапной приватизации лечебно-профилактических учреждений, что предполагает довести долю частного сектора здравоохранения в 2000 году до 25%, в 2001-2002 годах до 35%.
Будет усилено финансирование особо важных программ здравоохранения и исследований в области медицины. С учетом возможностей бюджета предполагается в 2001 году дополнительное финансирование таких программ как "Диабет", "БППП", в 2002 году - программы "Наркомания".
Особое внимание будет уделяться вопросам внедрения новых медицинских технологий в области диагностики заболеваний.
Правительство намерено провести совершенствование нормативной правовой базы санитарно-эпидемиологической службы, ее адаптацию к международным стандартам, внедрение и развитие новой системы инфекционного контроля в лечебно-профилактических учреждениях.
Будут приняты меры по усилению работы по профилактике и снижению инфекционной заболеваемости, подготовке и сертификации республики, как территории свободной от полиомиелита.
Правительство намерено приступить к реализации Государственной программы фармацевтической и медицинской промышленности Республики Казахстан, что позволит увеличить количество выпускаемой продукции от 300 наименований в 2000 году до 500 в 2002 году.
Правительство намерено усилить внимание к строительству жилья.
Предполагается принятие комплекса мер по стимулированию развития жилищного строительства в республике, в частности, развития форм и методов ипотечного кредитования, привлечения инвестиций и средств населения в отрасль, принятия необходимых нормативных правовых актов.
Совместно с Национальным Банком будут приняты нормативные правовые акты, направленные на активизацию привлечения средств банков второго уровня в ипотечное кредитование жилищного строительства.
С целью активизации привлечения средств населения будет разработан Закон Республики Казахстан "О строительных сбережениях", предусматривающий накопление населением части средств, необходимых на строительство, и получение всей суммы на условиях льготного и долгосрочного ипотечного кредитования.
Правительство считает необходимым принять меры по безвозмездной передаче застройщикам незавершенных строительством объектов жилищного строительства, финансировавшихся за счет бюджетных средств.
В сфере образования Правительство будет опираться на принципы доступности, качества и непрерывности образовательного процесса для каждого человека.
Предполагается добиться обязательного и полного охвата детей предшкольной подготовкой и общим средним образованием. В этих целях будет развернута работа Фондов всеобуча во всех школах, решены вопросы обеспечения горячим питанием детей, при необходимости подвоза школьников до мест обучения.
Приоритетная поддержка будет оказана сельским малокомплектным школам, дошкольным и внешкольным организациям образования.
Повысится воспитательная функция образования, направленная на формирование здорового образа жизни учащейся и студенческой молодежи, духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности.
Будут активнее внедряться новые технологии в образовательном процессе. Предстоит завершить компьютеризацию школ, перейти на учебники нового поколения для 1-11 классов, сформировать систему выявления и поддержки наиболее одаренных детей.
Предполагается разработать и внедрить государственные стандарты для всех уровней образования, создать необходимые условия для свободного выбора учащимися дополнительных предметов обучения по профессиональным интересам, усилить меры по профессиональной ориентации учащихся и студентов.
Особой заботой Правительства будут охвачены дети-сироты, инвалиды, дети с ослабленным здоровьем и из малоимущих и малообеспеченных семей. Для них будут предоставляться квоты при поступлении в вузы, организованы специальные условия для дистанционного обучения.
В соответствии с требованиями Закона "Об образовании" дальнейшее развитие получит негосударственный сектор образования.
В целях наведения порядка в вопросах аттестации и лицензирования будут усилены требования и ужесточены меры по отношению к организациям образования, не обеспечивающим представления качественных образовательных услуг и не соблюдающих государственные стандарты образования.
Правительство будет уделять большое внимание улучшению положения женщин в обществе, укреплению семьи и развитию женского предпринимательства. На развитие женского предпринимательства уже выделено более 3 млн. долларов США в виде льготных кредитов.
Правительство будет обеспечивать сохранность, доступность и активное приобщение населения к историко-культурным и духовным ценностям развивать отечественный рынок продукции и услуг социально-культурной сферы; расширять и углублять международное и межрегиональное культурное сотрудничество.
Будет оказываться поддержка в сохранении и развитии казахской национальной культуры и языка, а также культуры и языков народов, населяющих Республику Казахстан.
Правительство намерено осуществить меры, направленные на стабилизацию качества окружающей среды.
Будет создана эффективная система управления природопользованием, недропользованием и охраной окружающей среды на республиканском и местном уровнях, сформирована система экологического просвещения. Правительство намерено усовершенствовать механизмы финансирования охраны окружающей среды, оптимизировать системы природопользования, расширить участие государства в международном экологическом сотрудничестве, создать условия для перехода к экологически безопасным технологиям, повысить уровень использования отходов.
Будут предприняты усилия по разработке и началу реализации проекта по сохранению биологического разнообразия животного и растительного мира Казахстана.
Правительством будет продолжена подготовка основополагающих законодательных актов в области охраны окружающей среды, природопользования, недропользования.
Будут реализовываться программы изучения и сбалансированного использования природно-ресурсного потенциала, экологического районирования, создания системы государственных кадастров, развития сети особо охраняемых природных территорий и объектов экологического туризма, проведения экологического аудита промышленных предприятий, внедрения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
В сфере физической культуры и спорта будет продолжена работа по пропаганде принципов здорового образа жизни и оказана государственная поддержка участникам летних Олимпийских игр 2000 года в Сиднее (Австралия) и зимних Олимпийских играх 2002 года в Солт-Лейк-Сити (США).
Правительство считает важным усилить работу по борьбе с преступностью и коррупцией.
Необходимо наведение должного порядка на улицах, повышение уровня оперативного реагирования на происшествия путем создания системы автоматизированного управления силами и средствами.
Правительство продолжит жесткую борьбу с коррупцией, в том числе в собственных рядах и примет меры по повышению профессионализма сотрудников правоохранительных органов.
Требуется создать основные звенья системы эффективного государственного и общественного противодействия дальнейшему распространению наркомании и наркобизнеса.
В связи с нарастающей опасностью проникновения в страну религиозного экстремизма и терроризма необходимо слаженное взаимодействие всех государственных органов в предупреждении этих явлений, укрепление структур, осуществляющих борьбу с религиозным экстремизмом и терроризмом, ужесточение ответственности за подобную противоправную деятельность.
В областных центрах и крупных городах республики будут созданы учреждения социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также приюты для безнадзорных детей.
Необходимо принятие мер по усилению борьбы с бытовым насилием над женщинами и несовершеннолетними, пересмотру мер наказания за эти преступления.
Нужен принципиально новый путь технической модернизации правоохранительных органов, включающий в себя целый ряд направлений деятельности. Необходимы меры по укреплению финансового и материально-технического обеспечения органов внутренних дел.
4.6. Финансовый сектор
Финансовый сектор страны будет во все большей мере ориентироваться на средне- и долгосрочные производственные инвестиции внутри страны, что невозможно осуществить без значительного привлечения сбережений населения.
В связи с этим, усилия финансового сектора будут направлены на сохранение стабильности и укрепление всех его сегментов, развитие новых институтов и механизмов кредитования финансовыми учреждениями реального сектора экономики, расширение перечня и повышения качества финансовых услуг.
Создание наиболее благоприятных условий для привлечения сбережений населения в финансовый сектор требует также предоставления населению необходимых гарантий в сохранности их вкладов, расширения перечня предлагаемых финансовыми институтами депозитных услуг населению, развития нетрадиционных видов инструментов вложения средств населения, таких как страховые полисы, золотые инвестиционные монеты, ценные бумаги и другие.
Особое значение приобретает развитие организаций, аккумулирующих свободные деньги населения, таких как частные страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды.
Заинтересованность населения и предприятий в финансовых услугах будет возрастать с повышением качества финансового обслуживания, пересмотром налогообложения в отношении различных финансовых инструментов, а также внедрением специальных систем привлечения вкладов населения, таких как система стройсбережений.
Основной упор при этом будет делаться на стимулирование привлечения долгосрочных вкладов населения и предприятий в финансовый сектор страны.
Это даст возможность финансовой системе увеличить долгосрочное кредитование производства и снизить рыночные ставки по кредитам, не допуская при этом снижения устойчивости и надежности самих финансовых институтов.
В целях решения задач структурной перестройки экономики, повышения уровня производственного передела, которые требуют значительных долгосрочных целевых инвестиций, Правительство намерено усилить роль Эксимбанка не только как банка содействия экспорту, но и как банка развития.
Национальный Банк как центральный банк страны активизирует применение косвенных инструментов денежно-кредитной политики, расширяя операции на открытом рынке.
Будет внедрена такая схема рефинансирования банков второго уровня, как переучет Национальным Банком первоклассных коммерческих векселей. Национальный Банк будет определять устойчивость финансового положения лиц, обязанных по векселям.
Особое значение приобретает создание почтово-сберегательных организаций, которые позволяют расширить предоставление финансовых услуг населению, особенно в сельской местности, и создать благополучные условия для притока новых сбережений в финансовый сектор.
Существующая сеть почтовых организаций имеет право привлекать сбережения населения.
Почтово-сберегательным организациям будет разрешено вкладывать аккумулированные средства только в государственные ценные бумаги. Таким образом будет обеспечена надежная защита вкладов населения в почтово-сберегательных организациях.
Получат развитие также финансовые институты, ориентированные на нужды малых и средних предприятий, такие как кредитные товарищества.
В финансировании индивидуального жилищного строительства важное значение со временем получит такая форма кредитных организаций как строительно-сберегательные банки. По системе стройсбережений будут привлекаться и накапливаться средства лиц, желающих приобрести жилище или нуждающихся в улучшении жилищных условий. Через определенное время из накопленных средств тому же кругу вкладчиков будут под сравнительно невысокие и фиксированные проценты предоставляться долгосрочные ссуды на строительство и покупку жилья.
Ипотечное кредитование будет развиваться за счет активизации участия банков в кредитовании населения под залог недвижимости. Банки могут рефинансироваться путем выпуска ипотечных облигаций, обеспеченных пулами ипотек.
Будет также расширяться использование системы финансового лизинга для кредитования, прежде всего, для поставки техники сельскому хозяйству и малому бизнесу.
В банковской системе к концу 2000 года будет завершена Программа по переходу банков второго уровня к международным стандартам деятельности. В течение ближайших лет Национальным Банком будут совершенствоваться методы и процедуры лицензирования и пруденциального регулирования деятельности банков. Наиболее важным является внедрение надзора на консолидированной основе, а также разработка рекомендаций по управлению рисками банковской деятельности.
Предполагается дальнейшее совершенствование только что созданной системы обязательного коллективного страхования депозитов населения. По мере становления будут расширены перечень объектов страхования, суммы возмещения и другие параметры. Будет происходить увеличение банков-участников системы страхования депозитов в зависимости от достижения банками требований по переходу к международным стандартам.
Национальным Банком совместно с Национальной комиссией по ценным бумагам Республики Казахстан будет проводиться работа по активизации обращения на организованном фондовом рынке акций и других ценных бумаг банков, действующих в организационно-правовой форме открытых акционерных обществ с обязательным опубликованием в средствах массовой информации их котировок на регулярной основе. Совместно с Национальной комиссией по ценным бумагам Республики Казахстан будет разработан механизм секъюритизации активов банков, включая выпуск специфических долговых обязательств. Национальным Банком по мере развития фондового рынка будет расширена деятельность банков с корпоративными ценными бумагами.
Постепенно усилится роль небанковских финансовых учреждений, осуществляющих отдельные виды небанковских операций, прежде всего, в процессе кредитования малого предпринимательства.
В последние годы рынок страховых услуг функционировал, оторвавшись от других сегментов финансового рынка.
Отсутствие доступа иностранных инвесторов и практически полное отсутствие достоверной информации стали основными причинами сложившегося положения на данном рынке.
В ближайшие годы, в первую очередь, предполагается осуществление мероприятий по созданию нормативной правовой базы, отвечающей международным и другим стандартам.
Вторым этапом станет совершенствование системы надзора и регулирования деятельности страховых компаний. Повышение требований к капитализации, уровню страховых резервов и надежности их размещения и другим показателям деятельности страховых организаций.
Для повышения качества и расширения страховых услуг, особенно в области страхования жизни и аннуитетов, будет предоставлен доступ на казахстанский рынок иностранным страховым компаниям.
Эти мероприятия позволят существенно расширить перечень услуг, предоставляемых страховыми компаниями и, самое главное, стимулировать развитие страхования жизни и аннуитетов.
Большое внимание будет уделено развитию добровольных и обязательных видов страхования. Предполагается приведение законодательства по данным видам страхования к международным нормам.
Создание устойчивого и стабильного страхового рынка является одним из самых важных условий успешной реализации пенсионной реформы. Сильный страховой рынок сможет обеспечить решение проблем, связанных с возможным риском нехватки пенсионных накоплений в случае продолжительной жизни.
Дальнейшее становление страхового рынка позволит внедрить схему выхода на пенсию, предусматривающую передачу средств с накопительного счета в пенсионном фонде в компанию по страхованию жизни с последующей выплатой ежемесячной ренты. Станет возможным создание системы по выплате страховыми компаниями пособий по инвалидности и при утере кормильца за счет накопленных взносов.
Развитие финансового рынка непосредственно связано с активизацией рынка ценных бумаг, который рассматривается как эффективный механизм мобилизации и распределения внутренних сбережений и средств потенциальных иностранных инвесторов.
Предполагается осуществление мероприятий по совершенствованию налогового законодательства и, прежде всего, создание равных налоговых условий в отношении различных финансовых инструментов.
Для обеспечения доверия инвесторов к эмитентам корпоративных ценных бумаг - хозяйствующим субъектам - необходимо обеспечение их прозрачности путем усиления ответственности за сокрытие информации перед инвесторами и за другие нарушения законодательства о рынке ценных бумаг.
В целях повышения привлекательности вложений в корпоративные ценные бумаги будут законодательно пересмотрены вопросы трансфертных цен, отношения с аффилированными лицами. Это позволит осуществлять эффективный мониторинг за эмитентами в процессе распределения средств.
В целях активизации деятельности пенсионных фондов и компаний по управлению пенсионными активами на внутреннем рынке будет расширяться перечень финансовых инструментов, используемых для размещения пенсионных активов.
4.7. Государственное управление
Продолжится работа по децентрализации функции государственных органов на основе функционального анализа, усовершенствуются административные процедуры.
Отбор кадров и продвижение по службе государственных служащих будут основываться, в первую очередь, на принципах профессионализма и компетентности. С этой целью будут приняты акты, регламентирующие отбор кадров на конкурсной основе, определяющие квалификационные требования к должностям государственных служащих, формированию кадрового резерва и другие.
Указанные меры будут способствовать реализации принципа равного доступа на государственную службу граждан Республики Казахстан, в том числе молодежи и женщин.
В целях стимулирования и поднятия статуса государственной службы намечается изменение системы оплаты труда государственных служащих.
Предстоит реализовать концепцию обучения государственных служащих, основанную на создании единой системы обучения кадров государственной службы, внедрении механизма государственного заказа и определения единых стандартов обучения. Правительством будет предпринят ряд мер по формированию устойчивого механизма финансирования системы обучения государственных служащих.
В целях разработки системы мониторинга состояния кадров будет создана
единая система управления кадрами государственной службы.
4.8. Законодательство
В целях законодательного обеспечения предлагаемых мер Правительство
намерено внести в Парламент в 2000-2002 годах около 150 законопроектов.
В их числе:
Закон "О внесении изменений в закон "О бюджетной системе Республики
Казахстан";
Налоговый кодекс;
Закон "О внесении изменений и дополнений в закон "О валютном
регулировании";
Закон "О государственной адресной социальной помощи";
Закон "О социальном партнерстве в Республике Казахстан";
Закон "О труде в Республике Казахстан";
Закон "О внесении изменений и дополнений в закон "О рынке ценных
бумаг";
Закон "Об основах государственного регулирования агропромышленного
производства";
Закон "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики
Казахстан, имеющий силу Закона, "О земле";
Закон "О банкротстве сельскохозяйственных предприятий";
Кодекс Республики Казахстан об административных нарушениях;
Закон "О качестве и безопасности продукции" и многие другие.
Будет разработано новое поколение налогового, бюджетного, трудового, банковского, административного, транспортного, социального казахстанского законодательства, а также законодательства, регулирующего отношения в сфере естественных монополий. В дальнейшем совершенствовании нуждается уже имеющееся законодательство - гражданское, семейное, процессуальное.
Будет продолжена политика согласования текущих и перспективных Планов законопроектных работ Правительства с депутатским корпусом, формирования приоритетов в законотворчестве на основе наиболее острых проблем, нуждающихся в безотлагательном правовом регулировании.
Предстоит обеспечить еще более тесное взаимодействие парламентских и правительственных структур, занятых в законотворческой сфере.
Наиболее эффективной формой работы в этом направлении является деятельность совместных рабочих групп. Необходимо продолжить поиск и других эффективных форм взаимодействия.
В области международного правового сотрудничества предстоит обеспечить выполнение взятых на себя обязательств, а также провести ревизию заключенных международных договоров.
Дальнейшего продолжения и активизации требует работа по совершенствованию подзаконных нормативных правовых актов, особенно ведомственного характера. Необходимо добиться того, чтобы они издавались на основе и во исполнение законодательных актов, а не вопреки им. Особенно пристального внимания требуют подзаконные нормативные правовые акты, затрагивающие права и законные интересы граждан, либо носящие межведомственный характер. Следует обеспечить их безусловную регистрацию в органах юстиции, с тем, чтобы сделать их абсолютно прозрачными и доступными для населения страны.
Заключение
Отводимый каждому новому Правительству месячный срок для разработки Доклада о Программе действий является достаточно коротким для определения конкретных мер и механизмов.
Вместе с тем, каждый из новых членов Правительства обладает достаточным управленческим опытом и мировозрением, чтобы и без детального изучения ситуации в своей сфере сформулировать основные проблемы и методы их решения.
Правительство имеет свое понимание и в том, чего больше делать нельзя, и где были ранее допущены ошибки.
В данном Докладе оно попыталось сформулировать ключевые проблемы и средства их решения, намеренно оставляя за полем обзора целый ряд сфер и отраслей, чтобы не загромождать документ. В любом случае соответствующие программы по этим сферам или уточняются или разрабатываются и не останутся без внимания Правительства.
Необходимо подчеркнуть, что благоприятная международная обстановка является одним из условий реализации Программы.
Поэтому в области внешней политики Правительство продолжит приоритетную линию на развитие и укрепление независимости и суверенитета Казахстана. В поле постоянного внимания Правительства останутся вопросы интеграции Казахстана в мировое хозяйство, углубления взаимодействия с соседними государствами и другими странами-партнерами, развития региональной интеграции, эффективного использования транзитно-транспортного потенциала страны, комплексного решения каспийской проблематики, юридического оформления государственных границ Казахстана.
В случае поддержки Парламентом указанной философии и идеологии Правительства, мы намерены в сжатые сроки сформулировать Программу действий, где будет обеспечена всеохватность, и спланирована работа на предстоящие годы.
(Специалисты: Умбетова А.М.,
Склярова И.В.)