Об официальном толковании пункта 3 статьи 26 и пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан

Новый

Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 20 декабря 2000 года N 21/2

      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе и.о. Председателя Акуева Н.И., членов Совета Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А., Котова А.К., Омарханова К.А. и Шопина В.Д. с участием представителей:
      субъекта обращения - депутата Сената Парламента Республики Казахстан Жусупова Б.Г.,
      Национального Банка Республики Казахстан - заместителя Председателя Национального Банка Колпакова К.А.,
      Администрации Президента Республики Казахстан - старшего референта государственно-правового отдела Ахметовой И.М.,
      рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 3 статьи 26 и пункта 2 статьи 76 K951000_ Конституции Республики Казахстан.
      Изучив имеющиеся материалы, заслушав выступления докладчика- члена Совета Омарханова К.А. и участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:

      1. В Конституционный Совет Республики 5 декабря 2000 года поступило обращение 31 депутата Парламента Республики о даче официального толкования пункта 3 статьи 26 и пункта 2 статьи 76 K951000_ Конституции Республики Казахстан.
      Поводом для обращения послужил законопроект, инициированный Правительством Республики по предложению Национального Банка Республики (далее - Нацбанк), о внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, Z952155_ "О Национальном Банке Республики Казахстан". Из обращения следует, что законопроект затрагивает вопросы принудительного выкупа Нацбанком акций банков второго уровня в случае отрицательного размера капитала с последующей незамедлительной их реализацией инвесторам. Не подвергая сомнению необходимость принудительного выкупа акций, депутаты полагают, что он должен реализовываться только в судебном порядке по иску Нацбанка. По их мнению, такой подход вытекает из пункта 3 статьи 26 и пункта 2 статьи 76 K951000_ Конституции Республики.
      Субъект обращения просит при толковании вышеупомянутых конституционных норм принять во внимание следующие вопросы: допустим ли в соответствии с Конституцией Республики принудительный выкуп акций банков второго уровня в случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 86 K941000_ Гражданского кодекса, во внесудебном порядке; не является ли предоставление Нацбанку права принятия решения о принудительном выкупе акций банков второго уровня и выкупа этих акций на основании данного решения наделением внесудебного органа функцией суда.
      2. Проанализировав нормы K951000_ Конституции Республики и материалы конституционного производства, Конституционный Совет Республики Казахстан исходит из следующего.
      Пункт 3 статьи 26 Конституции состоит из двух частей: первая - "никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда", вторая - "принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения".
      Конституционная норма о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, является конституционным правилом, предусматривающим гарантию защиты права собственности. Однако указанное положение не является абсолютным и не предполагает обязательного предварительного судебного решения при отчуждении имущества. Такая правовая позиция Конституционного Совета выражена в его постановлении от 16 июня 2000 года N 6/2 S000006_ . Принудительное отчуждение имущества собственника возможно лишь при соблюдении следующих обязательных условий, названных во второй части пункта 3 статьи 26 K951000_ Конституции: для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом; при условии равноценного возмещения. Таким образом, Конституция Республики Казахстан допускает возможность лишения собственности вне рамок судебных процедур, но лишь при обязательном соблюдении этих конституционных условий.
      Конституция не определяет содержание понятий "государственные нужды", "исключительные случаи", "условия равноценного возмещения". Эту задачу Конституция возлагает на законы. При этом пределы ограничений, их характер определяются в законах не произвольно, а в соответствии с требованиями статьи 39 K951000_ Конституции Республики.
      Конкретные основания прекращения права собственности независимо от воли собственника установлены в пунктах 2 и 4 статьи 249, пунктах 5 и 6 статьи 86 K941000_ Гражданского кодекса Республики. Следует иметь ввиду, что принудительное изъятие имущества (в судебном или несудебном порядке) возможно только в том случае, когда это основание будет предусмотрено в Гражданском кодексе (подпункт 7) пункта 2 статьи 249). Указанное правило вытекает из общих начал гражданского законодательства, предусмотренных в статье 3 ГК.
      Конституционная норма пункта 3 статьи 26 "никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда" является гарантией реализации конституционного права каждого на судебную защиту своих прав и свобод. Возможность обжалования в суд решений о принудительном прекращении права собственности - общая гарантия, вытекающая из пункта 2 статьи 13 K951000_ Конституции Республики. Как следует из S000014_ постановления Конституционного Совета от 10 июля 2000 года N 14/2 эта конституционная гарантия предполагает охрану прав и свобод каждого от всякого рода произвола посредством обращения в суд в порядке, установленном законом. При этом согласно пункту 2 статьи 76 Конституции суду подведомственны все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.
      Из смысла нормы пункта 2 статьи 6 Конституции Республики "... Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом" вытекает, что в целях защиты и обеспечения права собственности законом может быть предусмотрен порядок обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, нарушивших права собственников. В соответствии с нормами K990411_ Гражданского процессуального кодекса Республики (далее - ГПК) гражданин вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых конституционных прав, свобод и законных интересов.
      Пункт 6 статьи 86 K941000_ ГК предусматривает принудительный выкуп Нацбанком акций банков второго уровня. В случае возникновения спора владелец акций может обратиться в суд в установленном ГПК порядке. Этим самым предполагаются обязательный последующий судебный контроль за законностью и обоснованностью отчуждения имущества (пункты 1 и 2 статьи 76 K951000_ Конституции Республики), а также гарантированная возможность реализации в любом случае гражданами своего конституционного права на судебную защиту своих прав, свобод и охраняемых законом интересов (пункт 2 статьи 13 Конституции).
      3. Возможность такого основания отчуждения имущества, как принудительный выкуп акций банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в случае наличия у них отрицательного размера капитала, рассчитываемого в установленном законодательством порядке, предусмотрена пунктом 6 статьи 86 K941000_ ГК.
      Конституционность указанной нормы подтверждена S960008_ постановлением Конституционного Совета от 2 декабря 1996 года N 8. Вместе с тем в этой норме не устанавливается судебный или внесудебный порядок осуществления принудительного выкупа акций.
      Возможность правового регламентирования конкретного механизма отчуждения собственности в соответствии с пунктом 3 статьи 61 K951000_ Конституции Республики относится к сфере законодательного регулирования, что входит в компетенцию Парламента Республики.
      На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 32, 33, 37 и 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, U952737_ "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан постановляет:
      1. Пункт 3 статьи 26 K951000_ Конституции Республики Казахстан в части "никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда" следует понимать таким образом, что это положение является конституционным правилом, предусматривающим гарантию защиты прав собственности. Эта часть не устанавливает обязательность предварительного судебного решения при отчуждении имущества.
      Пункт 3 статьи 26 Конституции Республики Казахстан в части "принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения" следует понимать так, что такое отчуждение имущества собственника возможно лишь при обязательном соблюдении условий, названных в этой части.
      Правовое установление конкретного механизма отчуждения собственности относится к сфере законодательного регулирования, что в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан входит в компетенцию Парламента Республики Казахстан.
      2. Применительно к предмету обращения норму пункта 2 статьи 76 K951000_ Конституции Республики Казахстан "судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики" следует понимать таким образом, что данное конституционное положение не допускает прекращение права собственности в бесспорном порядке.
      Отчуждение имущества возможно в соответствии с законом как на основании предварительного судебного решения, так и при обязательном последующем судебном контроле за законностью и обоснованностью отчуждения имущества в случае обжалования собственником соответствующего решения государственного органа в порядке, установленном законом.
      3. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 K951000_ Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию, является общеобязательным и окончательным на всей территории Республики с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи

73 Конституции Республики Казахстан.
     4. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках 
в официальных республиканских печатных изданиях.
     
    И.о. Председателя
  Конституционного Совета
   Республики Казахстан     
     
(Специалисты: Умбетова А.М.,
              Склярова И.В.)     
      
      


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.