Об официальном толковании пункта 3 статьи 3, пункта 1 статьи 6, статьи 8 и подпункта 5) статьи 66 Конституции Республики Казахстан

Утративший силу

Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 12 апреля 2001 года N 1/2. Отменено в целом нормативным постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 8 ноября 2007 года N 9

      Сноска. Постановление Конституционного Совета РК от 12 апреля 2001 года N 1/2 отменено в целом нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 8 ноября 2007 г. N 9 .
 

       
      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Хитрина Ю.А., членов Совета Акуева Н.И., Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А., Котова А.К., Омарханова К.А. и Шопина В.Д., с участием:
      представителей субъекта обращения - депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Квятковской Т.Г. и Правительства Республики Казахстан - вице-министра юстиции Республики Казахстан Котлова А.Н.,
      Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса Имашева Б.М., председателя Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики и торговли Республики Казахстан Примкулова К.П., первого вице-президента Союза торгово-промышленных палат Дацюка И.С., вице-президента Союза торгово-промышленных палат Кононовой Т.И.,
      рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики об официальном толковании пункта 3 статьи 3 , пункта 1 статьи 6 , статьи 8 и подпункта 5) статьи 66 Конституции Республики Казахстан.
      Изучив имеющиеся материалы, заслушав докладчика - члена Конституционного Совета Шопина В.Д., выступления участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
      В Конституционный Совет Республики Казахстан 11 марта 2001 года поступило обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 3 статьи 3, пункта 1 статьи 6, статьи 8 и подпункта 5) статьи 66 Конституции Республики Казахстан.
      Как изложено в обращении, в процессе рассмотрения проекта Закона Республики Казахстан "О торгово-промышленных и ремесленных палатах в Республике Казахстан", внесенного Правительством Республики Казахстан 6 сентября 2000 года в Мажилис Парламента, у депутатов возникли сомнения в конституционности некоторых предлагаемых к нему поправок, в частности, о предоставлении торгово-промышленным палатам права удостоверения сертификатов происхождения товаров. Данное обстоятельство и послужило поводом к обращению группы депутатов в Конституционный Совет с просьбой дать официальное толкование вышеназванных норм Конституции применительно к вопросу удостоверения сертификата происхождения товаров.
      Исследовав собранные материалы по данному обращению, Конституционный Совет исходит из следующего.
      Вопрос о праве удостоверения сертификата происхождения товара дважды был предметом рассмотрения Конституционного Совета, по которому приняты нормативные постановления: " Об обращении Президента Республики Казахстан о соответствии Конституции Республики Казахстан Закона "О торгово-промышленных палатах", принятого Парламентом Республики Казахстан 26 июня 1998 года" от 31 июля 1998 года N 5/2; " Об обращении Премьер-Министра Республики Казахстан о признании Закона Республики "О торгово-промышленных палатах", принятого Парламентом Республики Казахстан 9 декабря 1998 года, неконституционным" от 18 февраля 1999 года N 15/2. На второе постановление принесено возражение Президента Республики, которое было преодолено Конституционным Советом (постановление от 29 марта 1999 года N 15/3).
      В названных постановлениях Конституционный Совет разъяснил, что удостоверение сертификатов происхождения товаров должно осуществляться уполномоченным государственным органом, наделение негосударственных организаций таким полномочием противоречит пункту 3  статьи 3 Конституции Республики.
      В пункте 3 статьи 3 Конституции Республики установлено, что право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство Республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий. Основные полномочия Правительства, изложенные в статье 66 Конституции, не являются исчерпывающими. Согласно подпункту 10) этой статьи Правительство выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.
      В соответствии с подпунктом 5) статьи 66 Конституции и подпунктом 14) статьи 9 Конституционного закона "О Правительстве Республики Казахстан" реализация внешнеэкономической политики и принятие мер по развитию внешней торговли относятся к компетенции Правительства. Удостоверение происхождения товаров является одним из важных инструментов торговой политики, следовательно, удостоверение сертификатов происхождения товаров должен осуществлять уполномоченный государственный орган.
      Пунктом 1 статьи 6 Конституции установлено, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Разъяснение этой нормы Конституционный Совет уже давал в своем постановлении "О представлении суда города Балхаша Карагандинской области о признании неконституционными статьи 52 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях и пункта 5 примечаний к статье 175 Уголовного кодекса Республики Казахстан" от 6 декабря 2000 года N 20/2.
      В обращении указывается также на то, что в ряде стран правом удостоверения сертификатов происхождения товаров наделены торгово-промышленные палаты. Однако в международном праве нет нормативного закрепления удостоверения происхождения товаров торгово-промышленными палатами.
      Положение статьи 8 Конституции о том, что Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, означает стремление учитывать их при создании внутригосударственного права. При этом, действующая система права Казахстана строится в соответствии с Конституцией Республики и приоритет перед законами имеют только международные договоры, ратифицированные Республикой.
      В международной практике и правовых актах решение вопросов удостоверения страны происхождения товаров отнесено к внутригосударственному законодательству. Так, в Правилах происхождения в рамках схемы Всеобщей системы преференций Европейского Сообщества записано, что происхождение товаров выступает одним из важных инструментов в осуществлении любой торговой политики, начиная от переговоров о зоне свободной торговли или образования региональной экономической группировки и заканчивая применением антидемпинговых пошлин или выдачей импортных лицензий. Исходя из этого, в Правилах также установлено, что сертификат происхождения выдается соответствующим государственным органом страны - бенефициара, если экспортируемые товары могут рассматриваться как происходящие из этой страны. На компетентный государственный орган страны ложится ответственность за принятие любых мер, необходимых для проверки происхождения продукции и другой информации, указанной в сертификате.
      В " Правилах определения страны происхождения товаров", утвержденных решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 года, дано определение "сертификата о происхождении товара" как документа, однозначно свидетельствующего о стране происхождения товара и выданного органом государства-экспортера, уполномоченного в соответствии с национальным законодательством.
      Согласно Положению о Комитете по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2000 года N 1552, правом выдачи сертификатов происхождения товаров наделен указанный Комитет, то есть уполномоченный государственный орган.
      Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 августа 2000 года N 1227 "О некоторых организациях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан" право удостоверения происхождения товаров возлагается на открытое акционерное общество "Национальный центр экспертизы и сертификации" (далее - акционерное общество). Однако по протесту Генерального прокурора Республики Казахстан, основанному на постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан 18 февраля 1999 года N 15/2, удостоверение происхождения товаров постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2001 года N 46 исключено из предметов деятельности указанного акционерного общества. Этим постановлением установлено, что акционерное общество удостоверяет страну происхождения товаров до 1 июля 2001 года, затем это право переходит к территориальным органам по государственному надзору Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации. Как указывается в пояснительной записке от 28 ноября 2000 года Министра энергетики, индустрии и торговли Республики, названный срок необходим для утверждения новых образцов оттисков печатей и подписей лиц, уполномоченных Комитетом на удостоверение сертификатов происхождения товаров.
      Таким образом, Конституционный Совет, как и в вышеназванных его постановлениях, исходит из того, что удостоверение сертификата происхождения товаров должен осуществлять уполномоченный государственный орган.
      На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан и подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 32, 33, 37 и 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан постановляет:
      1. Нормы пункта 3 статьи 3 и подпункта 5) статьи 66 Конституции Республики Казахстан, применительно к вопросу обращения, следует понимать так, что удостоверение сертификатов происхождения товаров должен осуществлять уполномоченный государственный орган.
      2. Разъяснение нормы пункта 1 статьи 6 Конституции Республики Казахстан дано в постановлении Конституционного Совета от 6 декабря 2000 года N 20/2.
      3. Норма статьи 8 Конституции Республики Казахстан об уважении Республикой принципов и норм международного права означает ее стремление учитывать их при создании внутригосударственного права. При этом, действующее право Республики Казахстан должно соответствовать нормам Конституции Республики и приоритет перед законами имеют только международные договоры, ратифицированные Республикой.
      4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
      5. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
 

      
     Председатель
 
     Конституционного Совета
 
     Республики Казахстан
 

      
(Специалисты: Умбетова А.М.,
 
              Склярова И.В.)    
 

       

       

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.