Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Хитрина Ю.А., членов Совета Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А., Котова А.К., Омарханова К.А. и Шопина В.Д., с участием:
представителя субъекта обращения - председателя Сарыаркинского районного суда города Астаны Курмановой Д.К.;
депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан, члена Комитета по экономической реформе и региональному развитию Уразалинова Ш.А.;
министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Масимова К.К.;
вице-министра юстиции Республики Казахстан Котлова А.Н.;
председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса Имашева Б.М.;
заместителя Генерального прокурора Республики Казахстан Даулбаева А.К.;
начальника отдела Центра обеспечения правительственной связью Комитета национальной безопасности Республики Казахстан Зейнуллина А.З.;
президента ОАО "Казахтелеком" Бектасова А.А.;
представителя Национальной лиги потребителей Казахстана Ахметжановой Б.Т.,
рассмотрел в открытом заседании представление Сарыаркинского районного суда города Астаны о признании неконституционными положений нормативных правовых актов, предусматривающих введение повременного учета стоимости услуг местных сетей телекоммуникаций.
Изучив имеющиеся материалы, заслушав докладчиков - членов Конституционного Совета Котова А.К. и Шопина В.Д., выступления участников заседания Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
В Конституционный Совет Республики Казахстан 18 июня 2001 года поступило представление Сарыаркинского районного суда города Астаны о признании неконституционными ряда положений нормативных правовых актов, предусматривающих введение повременного учета стоимости услуг местных сетей телекоммуникаций.
Поводом для представления суда в Конституционный Совет послужил иск гражданина Джамбурбаева Р.Ж., который считает, что отдельные положения этих нормативных правовых актов противоречат пункту 2 статьи 14 Конституции, согласно которому никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам места жительства, а также пунктам 2 и 3 статьи 18 Конституции, в соответствии с которыми каждый имеет право на тайну личных телефонных переговоров, а государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.
Суд просит, чтобы Конституционный Совет Республики Казахстан при рассмотрении его представления решил вопрос о соответствии Конституции Республики Казахстан:
пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 23 мая 1995 года N 732 "О тарифах на услуги связи";
пункта 5.2 Правил предоставления услуг местными сетями телекоммуникаций, телеграфной и почтовой связи, утвержденных совместным приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 27 мая 1997 года N 465 и Министерства экономики и торговли Республики Казахстан от 30 мая 1997 года N 81 (далее - Правила предоставления услуг местными сетями телекоммуникаций).
При рассмотрении представления Сарыаркинского районного суда города Астаны Конституционный Совет Республики Казахстан исходит из следующего.
Конституция Республики Казахстан, устанавливая компетенцию Правительства Республики, предусматривает, что по вопросам своей компетенции оно издает в соответствии с пунктом 1 статьи 69 Основного Закона постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Казахстан. В подпункте 1) пункта 2 статьи 13 Конституционного закона "О Правительстве Республики Казахстан" установлено, что оно обеспечивает исполнение законов Республики, контролирует их исполнение министерствами, другими центральными и местными исполнительными органами.
Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 23 мая 1995 года N 732 "О тарифах на услуги связи" было принято на основе и во исполнение Конституции 1993 года, которая в статье 84 наделяла Правительство Республики Казахстан компетенцией решать вопросы государственного управления и в статье 86 управомачивала его издавать акты, имеющие обязательную силу на всей территории страны. В части оспариваемого судом пункта 3, это постановление отвечает нормам статьи 66 действующей Конституции о компетенции Правительства Республики. Постановление принято им в соответствии с конституционными нормами и в границах предметов ведения Правительства Республики Казахстан. Оно не отменено в установленном законодательством порядке и является действующим.
В пункте 3 постановления Кабинета Министров N 732 "Казахтелекому" предписывается "осуществлять введение повременного учета стоимости местных разговоров по мере оснащения предприятий связи техническими средствами".
Пункту 3 постановления Кабинета Министров "О тарифах на услуги связи" корреспондирует пункт 5.2 Правил предоставления услуг местными сетями телекоммуникаций, утвержденных совместным приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 27 мая 1997 года N 465 и Министерства экономики и торговли Республики Казахстан от 30 мая 1997 года N 81.
В пункте 5.2 этих Правил оператору местной сети телекоммуникаций предоставлено обусловленное право "вводить систему повременного учета стоимости местных разговоров, соответствующую основным требованиям к аппаратуре повременного учета стоимости (АПУС), отвечающую нормам метрологического обеспечения и подлежащую обязательной государственной поверке".
Проанализировав эти положения постановления Правительства N 732 и Правил предоставления услуг местными сетями телекоммуникаций на соответствие пункту 2 статьи 14 Конституции в части недискриминации по мотивам места жительства, а также пунктам 2 и 3 статьи 18 Конституции о том, что каждый имеет право на тайну личных телефонных переговоров и об обеспечении гражданину возможности ознакомиться с затрагивающими его права и интересы решениями и источниками информации, Конституционный Совет пришел к выводу, что они не вступают в противоречие с нормами Конституции.
Пункт 3 постановления Правительства N 732 "О тарифах на услуги связи" не направлен на создание для кого-либо юридических и фактических преимуществ за счет ограничения в правах кого-либо другого в зависимости от различий по их месту проживания или от других, запрещенных статьей 14 Конституции, дискриминирующих признаков. Это постановление Правительства в соответствии с пунктом 1 статьи 69 Конституции имеет обязательную силу как в регионах, так и на всей территории Республики.
Положение пункта 2 статьи 14 Конституции о том, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам места жительства, неразрывно связано с положением пункта 1 статьи 14 Конституции о том, что все равны перед законом и судом, и означает, в данном случае, что независимо от места жительства в Республике Казахстан по одним и тем же основаниям, установленным законодательными актами, субъекты имеют одинаковые права и должны выполнять одинаковые обязанности, а также располагают равной защитой этих прав со стороны государства и несут равную ответственность по закону и суду. Судебная власть согласно пункту 2 статьи 76 Конституции распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов и иных нормативных правовых актов, а также на основе международных договоров Республики.
По мнению Конституционного Совета, положение пункта 3 постановления Правительства N 732 о введении повременного учета стоимости местных телефонных разговоров, а также пункт 5.2 Правил предоставления услуг местных сетей телекоммуникаций имеют задачей системный перевод пользования услугами местных сетей телекоммуникаций на объективный экономический критерий учета и оплаты пропорционально объему и качеству предоставляемых услуг связи. Причем, эти положения обусловливают такой подход постепенностью и технологической оснащенностью его осуществления. Не должно нарушаться равенство потребителей по условиям публичного договора и право выбора потребителями форм услуг связи и их оплаты. Конституция Республики Казахстан, будучи Основным Законом высшей юридической силы и прямого действия, составляющим основание действительности норм законов и иных нормативных правовых актов, не содержит непосредственных указаний на этот счет. В Конституции имеются общие положения об утверждении Казахстана социальным государством и экономическом развитии Республики на благо всех, а также нормы пункта 4 статьи 26 Основного Закона о том, что монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом, а недобросовестная конкуренция запрещается. Они дают основания Совету считать введение этого объективного экономического критерия, соизмеряемого с гарантируемыми в пункте 1 статьи 28 Конституции заработной платой, пенсией и социальным обеспечением в стране, непротиворечащим Конституции Республики Казахстан. Права и свободы человека в Республике Казахстан, гласит пункт 1 статьи 12 Основного Закона, признаются и гарантируются в соответствии с Конституцией.
Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан N 732 "О тарифах на услуги связи" от 23 мая 1995 года в соответствии с частью второй статьи 32 и частью третьей статьи 33 Конституции 1993 года об официальном опубликовании и обеспечении гражданам возможности ознакомления с затрагивающими их права нормативными правовыми актами, которые по смыслу совпадают с требованиями пункта 4 статьи 4 и пункта 3 статьи 18 Конституции 1995 года, было официально опубликовано в N 18 "Собрания актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан" за тот же год. Текст этого постановления доступен гражданам для широкого ознакомления в открытой справочной системе "Юрист".
Совместный приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 27 мая 1997 года N 465 и Министерства экономики и торговли Республики Казахстан от 30 мая 1997 года N 81 "Об утверждении правил предоставления услуг местными сетями телекоммуникаций, телеграфной и почтовой связи" зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 июня 1997 года за N 329. Согласно пункту 3 статьи 18 действующей Конституции этот приказ доступен для широкого ознакомления в официальной справочной системе Республиканского центра правовой информации 1996-2001 гг. "Законодательство".
Не находят оснований для признания неконституционными положения постановления Кабинета Министров N 732 и Правил предоставления услуг местными сетями телекоммуникаций и в части ущемления права человека и гражданина на тайну личных телефонных переговоров, предусмотренного пунктом 2 статьи 18 Конституции. Переход от одной системы учета объема и качества услуг местной телефонной связи к другой при ее соответствующем организационном, технологическом и нормативном обеспечении, не влияет на состояние конституционного права каждого на тайну личных телефонных переговоров, равно как в случаях отсутствия или нарушения таких гарантий в условиях прежней системы предоставления услуг телефонной связи не исключает возможного ущемления этого права, под которым понимается право на конфиденциальность содержания личных телефонных переговоров абонентов.
В пункте 2.5 Правил предоставления услуг местных сетей телекоммуникаций установлено, что "прослушивание телефонных переговоров, получение сведений о них допускаются только в порядке и на основаниях, установленных законодательством Республики Казахстан. Операторы обязаны соблюдать тайну телефонных переговоров".
Эти Правила предусматривают защиту интересов абонентов, предоставляют им право пользования бесплатной телефонной связью со службами жизнеобеспечения, при введении повременного учета стоимости местных телефонных разговоров обязывают оператора выдать о них установочные данные по первому требованию абонента. Правила предоставления услуг местных сетей телекоммуникаций не являются дискриминирующими кого-либо по мотивам места жительства. Согласно пункту 2.1 Правил, их нормы в отношении защиты интересов абонентов обязательны для исполнения на всей территории Республики Казахстан, а не только для отдельно взятого региона страны.
Рассмотрение недостатков правоприменительной практики и технической оснащенности при введении повременного учета предоставления услуг местной телефонной связи не входит в компетенцию Конституционного Совета.
Таким образом, Конституционный Совет не усматривает формально-юридических оснований для признания указанных в представлении Сарыаркинского районного суда города Астаны положений нормативных правовых актов, определяющих введение повременного учета стоимости услуг местных сетей телекоммуникаций, не соответствующими Конституции.
Исходя из изложенного и, руководствуясь пунктом 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, на основании статей 33, 37, 38, 40 и 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет постановляет:
1. Признать, что пункт 3 постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 23 мая 1995 года N 732 "О тарифах на услуги связи" и пункт 5.2 Правил предоставления услуг местными сетями телекоммуникаций, телеграфной и почтовой связи, утвержденных совместным приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 27 мая 1997 года N 465 и Министерства экономики и торговли Республики Казахстан от 30 мая 1997 года N 81 не противоречат нормам пункта 2 статьи 14 и пунктов 2 и 3 статьи 18 Конституции Республики Казахстан.
2. Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Масимов К.К.), Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса (Имашев Б.М.) сообщить Конституционному Совету Республики Казахстан о мерах, принятых во исполнение настоящего постановления, в двухмесячный срок со дня вступления его в силу.
3. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики Казахстан и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
4. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
Председатель
Конституционного Совета
Республики Казахстан