КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Утративший силу

Веpховный Совет Республики Казахстан от 28 янваpя 1993 года. Утратила силу в связи с принятием новой конституции 30 августа 1995 г., см. Указ Президента от 6 сентября 1995 г. N 2454.

      Мы, народ Казахстана,
являясь неотъемлемой частью мирового сообщества,
исходя из незыблемости казахской государственности,
признавая приоритет прав и свобод человека,
исполненный решимости создания демократического общества и
правового государства,
желая обеспечить гражданский мир и межнациональное согласие,
достойную жизнь для себя и для своих потомков,
принимаем настоящую Конституцию и провозглашаем следующие

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ:

      Первое. Республика Казахстан (Казахстан) - демократическое, светское и унитарное государство.

      Республика Казахстан как форма государственности самоопределившейся казахской нации обеспечивает равные права всем своим гражданам.

      Второе. Территория Республики Казахстан является целостной, неделимой и неприкосновенной.

      Третье. Республика Казахстан высшей ценностью признает человека, его жизнь, свободу и неотъемлемые права и осуществляет свою деятельность в интересах гражданина и общества.

      Четвертое. Народ Казахстана является единственным источником государственной власти республики.

      Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через своих представителей. Никакая часть народа либо организация, или отдельная личность не могут присвоить себе право осуществления государственной власти.

      Право выступать от имени всего народа Казахстана принадлежит только Верховному Совету и Президенту Республики в пределах их конституционных полномочий.

      Пятое. Республика Казахстан гарантирует общественным объединениям, действующим в рамках Конституции и законов республики, равные и правовые возможности.

      Идеология общественных объединений не может устанавливаться в качестве государственной.

      Шестое. Государственная власть в Республике Казахстан основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с ним государственные органы в рамках своих полномочий самостоятельны, взаимодействуют между собой с использованием системы сдержек и противовесов.

      Законодатель исходит из незыблемости основ конституционного строя. Государственная власть осуществляется на основе Конституции и законов республики.

      Седьмое. Конституция Республики Казахстан обладает высшей юридической силой, ее нормы имеют прямое действие. Законы и иные акты, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы.

      Восьмое. В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык.

      Русский язык является языком межнационального общения.

      Государство гарантирует сохранение сферы применения языка межнационального общения и других языков, заботится об их свободном развитии.

      Запрещается ограничение прав и свобод граждан по признаку невладения государственным языком или языком межнационального общения.

      Девятое. Республика Казахстан имеет государственные символы - герб, флаг, гимн.

      Столица Республики Казахстан - город Алматы.

РАЗДЕЛ I. ГРАЖДАНИН, ЕГО ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Гражданам Республики Казахстан гарантируется равенство прав и свобод независимо от расы, национальности, пола, языка, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, членства в общественном объединении, а также понесенного ранее уголовного наказания.

      Запрещаются любые формы дискриминации граждан.

      Статья 2. Ограничения в осуществлении прав и свобод допускаются Конституцией и законами Республики Казахстан лишь в целях обеспечения прав и свобод других лиц, общественной безопасности, охраны конституционного строя. При этом существо конституционных прав и свобод не может быть затронуто.

      Статья 3. Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина, признанные Республикой Казахстан, имеют на территории республики приоритет перед ее законами.

Глава 2. Гражданство

      Статья 4. Каждый человек в Республике Казахстан имеет право на гражданство и его изменение.

      Основания и порядок приобретения, сохранения и утраты гражданства республики устанавливаются конституционным законом. Не допускаются лишения гражданства Республики Казахстан или права на изменение гражданства, а также изгнание граждан за пределы республики.

      За лицом, являющимся гражданином Республики Казахстан, не признается принадлежность к гражданству другого государства за исключением случаев, предусмотренных настоящей Конституцией и межгосударственными договорами Республики Казахстан.

      За всеми гражданами республики, вынужденно покинувшими ее территорию, а также казахами, проживающими в других государствах, признается право иметь гражданство Республики Казахстан наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государства, гражданами которых они являются.

      Статья 5. Республика Казахстан покровительствует своим гражданам, находящимся за пределами ее территории, защищает их права и свободы.

      Гражданин Республики Казахстан не может быть выдан иностранному государству, если иное не установлено международно-правовыми актами, признанными республикой, а также межгосударственными договорами Республики Казахстан.

      Статья 6. Лица, находящиеся на территории Республики Казахстан и не являющиеся ее гражданами, пользуются всеми правами и свободами, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан, за исключением изъятий, предусмотренных законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан.

      Статья 7. Республика Казахстан вправе предоставить убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые стали жертвами нарушений прав человека.

Глава 3. Гражданские права и свободы

      Статья 8. Право на жизнь - естественное и неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

      Смертная казнь может быть назначена только в исключительных случаях по приговору суда.

      Каждый приговоренный к смертной казни имеет право ходатайствовать о помиловании.

      Статья 9. Честь и достоинство человека и гражданина неприкосновенны.

      Статья 10. Гражданин республики имеет право на свободу слова, убеждений и свободное их выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений либо подвергнут преследованию за убеждения.

      Статья 11. Гражданин республики имеет право получать и распространять информацию любым законным способом по своему выбору.

      Статья 12. Гражданину республики гарантируется свобода совести - право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую из них либо не исповедовать никакой, распространять убеждения, связанные с отношением к религии, и действовать в соответствии с ними.

      Статья 13. Гражданин республики обладает правом свободного передвижения и выбора места жительства, а также правом свободно покидать территорию республики и возвращаться обратно.

Глава 4.
Политические права и свободы

      Статья 14. Граждане республики имеют право как непосредственно, так и через своих представителей участвовать в управлении государственными делами, в обсуждении, принятии законов и решений государственного и местного значения.

      Статья 15. Гражданам республики гарантируется свобода мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций.

      Статья 16. Граждане республики имеют право создавать общественные объединения на основе свободного волеизъявления и общности интересов для реализации своих прав и свобод.

      Статья 17. Граждане республики имеют равное право на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей.

Глава 5.
Экономические и социальные права

      Статья 18. Гражданин республики имеет право быть собственником.

      Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

      Использование имущества не должно наносить ущерб экономической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства.

      Статья 19. Гражданин республики имеет право на труд, которое включает право каждого на получение возможности свободно трудиться в качестве самостоятельного производителя или по трудовому договору в соответствии со своими желаниями, способностями и специальной подготовкой.

      Гарантируется свобода трудового договора.

      Гражданин республики имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также на социальную защиту от безработицы.

      Вознаграждения за труд не может быть ниже установленного законом минимального размера.

      Запрещается принудительный труд, иначе как в порядке исполнения наказания по приговору суда либо действия Закона о чрезвычайном положении.

      Статья 20. Граждане республики имеют право на забастовку.

      Статья 21. Гражданин республики имеет право на отдых. Государство определяет максимальную продолжительность рабочего времени, минимальный еженедельный отдых и оплачиваемый ежегодный отпуск, а также иные основные условия осуществления права на отдых.

      Статья 22. Гражданин республики имеет право на жилище. Государство содействует осуществлению права на жилище поощрением жилищного строительства, предоставлением в пользование и продажей жилья из государственного жилищного фонда.

      Статья 23. Гражданин республики имеет право на охрану здоровья.

      Это право обеспечивается бесплатной медицинской помощью, оказываемой в государственных учреждениях здравоохранения.

      Оказание платной медицинской помощи допускается на основании и в порядке, предусмотренным законом.

      Республика Казахстан содействует развитию частной системы здравоохранения, поощряет деятельность, способствующей укреплению здоровья, развитию физкультуры и спорта.

      Статья 24. Гражданин республики имеет право на образование.

      Это право обеспечивается бесплатным средним, среднеспециальным, высшим образованием в государственных заведениях.

      Платное образование граждан допускается на основании и в порядке, предусмотренных законом.

      Республика Казахстан содействует развитию частной системы образования. Организации и лица, способствующие развитию образования, науки и культуры пользуются поддержкой государства. Государство обеспечивает приоритетное развитие образования, науки и культуры.

      Статья 25. Гражданин республики имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, потери трудоспособности, кормильца и в иных установленных законом случаях.

      Статья 26. Гражданин республики имеет право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду.

      Статья 27. Гражданам республики гарантируется свобода художественного, научного и технического творчества.

Глава 6.
Основные обязанности

      Статья 28. Осуществление прав и свобод гражданином Республики Казахстан неотделимо от его обязанностей, выполнение которых необходимо для обеспечения личных, общественных и государственных интересов.

      Статья 29. Гражданин Республики Казахстан обязан соблюдать Конституцию и законы республики, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

      Гражданин республики обязан уважать государственные символы - герб, флаг, гимн.

      Статья 30. Граждане Республики Казахстан обязаны платить законно установленные налоги и сборы.

      Статья 31. Защита Республики Казахстан - долг каждого гражданина республики.

      Граждане республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом.

Глава 7.
Гарантии прав и свобод

      Статья 32. Никто не вправе лишать гражданина каких-либо прав и свобод или ограничивать его в них, иначе как в соответствии с настоящей Конституцией.

      Не подлежат применению законы и другие нормативные акты, не опубликованные в установленном порядке.

      Статья 33. Частная жизнь гражданина неприкосновенна.

      Запрещается вмешательство в частную жизнь гражданина, а также посягательство на его честь и достоинство. Сбор, хранение, использование и распространение информации личного характера без согласия гражданина допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом.

      Государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и иными материалами.

      Не допускается задержание, осмотр или обыск, равно как и любое другое ограничение личной свободы, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом.

      Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому или унижающему достоинство обращению и наказанию.

      Статья 34. Жилище неприкосновенно. Не допускаются лишение жилища, вторжение в него, производство осмотра, обыска, иначе как в случаях и с соблюдением гарантий, установленных законом.

      Статья 35. Гражданин Республики Казахстан имеет право на необходимую оборону.

      Статья 36. Республика Казахстан гарантирует судебную защиту всех прав и свобод, закрепленных в Конституции и законах.

      Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом.

      Статья 37. Все равны перед законом и судом.

      Статья 38. Никто не может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию, кроме суда.

      Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Любые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу.

      Статья 39. Закон, устанавливающий или усиливающий ответственность, обратной силы не имеет. Если после совершения правонарушения ответственность за него отменена или смягчена, применяется новый закон. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

      Никто не должен повторно нести ответственность за одно и то же правонарушение.

      Статья 40. Любые решения и действия государственных органов, общественных объединений, должностных и иных лиц, ущемляющие или ограничивающие права граждан, могут быть обжалованы в суде.

      Не допускается обращение жалобы во вред лицу, подавшему жалобу или в интересах которого она была подана.

      Статья 41. Не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным путем.

      Статья 42. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против единоверцев, оказывающих им доверие.

      Статья 43. Гражданин имеет право на квалифицированную юридическую помощь и защиту, осуществляемые в соответствии с законом и гарантируемые государством.

      Деятельность лиц по защите граждан и оказанию им юридической помощи самостоятельна и независима. Вмешательство в нее не допускается и влечет ответственность по закону.

      Защитник не вправе без согласия подзащитного разглашать сведения, которые стали известны ему в связи с оказанием юридической помощи.

      Статья 44. Временные ограничения прав и свобод могут устанавливаться в период чрезвычайного положения в соответствии с законом и должны быть прямо обозначены в акте о введении чрезвычайного положения.

      В период чрезвычайного положения не допускается изменение Конституции Республики Казахстан, избирательных законов и законов о судопроизводстве, не проводятся референдумы и выборы, не могут быть ограничены полномочия и деятельность Верховного Совета и судов, а также права и свободы, предусмотренные статьями 8, 9, 12, 22, частью 5 статьи 33, статьями 35, 36, 39.

РАЗДЕЛ II.
ОБЩЕСТВО, ОСНОВЫ ЕГО УСТРОЙСТВА Глава 8.
Собственность и предпринимательство

      Статья 45. Экономика Республики Казахстан основывается на многообразных формах собственности.

      Государство обеспечивает равенство перед законом всех субъектов собственности.

      Объекты и субъекты собственности, разновидности их основных форм, пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом.

      Статья 46. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, находятся исключительно в государственной собственности.

      Пределы и субъекты осуществления от имени государства правомочий собственника на указанные объекты определяются законом.

      Статья 47. Частная собственность неприкосновенна.

      Никто не может быть лишен своей собственности, иначе как по решению суда.

      Реквизиция может применяться лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом.

      Республика Казахстан защищает право собственности своих граждан и юридических лиц на их имущество, находящееся на территории других государств.

      Статья 48. Государство гарантирует свободу частной предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку.

      Монополистическая и всякая иная деятельность, направленная на ограничение или устранение законной конкуренции, получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей, не допускается.

      Статья 49. Предпринимательская деятельность иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства находится под защитой Республики Казахстан и осуществляется на ее территории на условиях, установленных для граждан Республики, за исключением изъятий, предусмотренных законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан.

Глава 9.
Семья

      Статья 50. Мужчина и женщина, достигшие установленного законом возраста, имеют право вступать в брак и основывать семью.

      Брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов.

      Статья 51. Обязанность родителей и лиц, их заменяющих, - содержание, воспитание и обучение детей. Характер и формы воспитания и обучения детей не должны ущемлять интересы ребенка.

      Трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях и оказывать им помощь.

      Статья 52. Семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства.

      Государство обеспечивает содержание, воспитание и обучение детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям.

Глава 10.
Общественные объединения

      Статья 53. Общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, массовые движения, профессиональные, творческие союзы, религиозные и другие объединения граждан.

      Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений.

      Статья 54. Незаконное вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается.

      Запрещается возложение на общественные объединения функций государственных органов.

      Не допускается деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, в органах государственного управления, прокуратуры и судах, вооруженных силах, государственных предприятиях, учреждениях и организациях.

      Статья 55. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, провозглашающих или на практике реализующих расовую, национальную, социальную, религиозную нетерпимость, сословную исключительность, призывающих к насильственному ниспровержению конституционного строя, посягающих на территориальную целостность республики.

      На территории Республики Казахстан запрещается создание не предусмотренных законодательством республики военизированных формирований, а также тайных обществ и объединений.

      Статья 56. Партии содействуют формированию и изъявлению политической воли граждан. Порядок образования, прекращения и деятельности политических партий устанавливается законом.

      На территории Республики Казахстан не допускается деятельность политических партий других государств.

      Статья 57. Профессиональные союзы образуются для защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов, охраны и улучшения условий труда.

      Статья 58. Религиозные объединения отделены от государства.

      Государство не может отдавать предпочтение какой-либо религии или атеизму.

      Не допускается создание политических партий на религиозной основе. Религиозные объединения не должны преследовать политические цели и задачи.

Р А З Д Е Л III.
ГОСУДАРСТВО, ЕГО ОРГАНЫ И ИНСТИТУТЫ Глава 11.
Общие положения

      Статья 59. Государство является официальным представителем народа и через свои органы и институты выражает его волю.

      Статья 60. Государство, его органы и должностные лица действуют в рамках законно установленных полномочий.

      Статья 61. Государственная служба в Республике Казахстан основывается на ответственности государственных служащих перед народом республики и ее каждым гражданином; равных правах при поступлении на государственную службу и ее прохождении.

      Государственные служащие должны обеспечивать соблюдение прав и свобод граждан, поддерживать авторитет государства и его органов.

Глава 12.
Верховный Совет

      Статья 62. Верховный Совет является единственным законодательным и высшим представительным органом Республики Казахстан.

      Численный состав, организация и порядок деятельности Верховного Совета определяются конституционным законом.

      Статья 63. Верховный Совет Республики Казахстан избирается сроком на 5 лет.

      Полномочия Верховного Совета оканчиваются с момента начала работы первой сессии его нового состава.

      Статья 64. Верховный Совет Республики Казахстан:

      1) принимает Конституцию Республики Казахстан, вносит в нее изменения и дополнения;

      2) принимает законы и иные решения, осуществляет контроль за их исполнением;

      3) дает официальное толкование законов республики;

      4) принимает решения об изменении границ Республики Казахстан; устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства республики;

      5) утверждает республиканский бюджет и контролирует его исполнение, вносит изменения в бюджет, устанавливает государственные налоги и сборы;

      6) определяет денежную систему Республики Казахстан;

      7) принимает решение о проведении референдума;

      8) решает вопросы о государственных займах и оказании республикой экономической и иной помощи;

      9) избирает координирующие, рабочие, контрольные и иные свои органы;

      10) дает согласие на назначение Президентом Республики Премьер-министра, заместителей Премьер-министра Республики Казахстан, министров иностранных дел, обороны, финансов, внутренних дел, председателя Комитета национальной безопасности и глав дипломатических представительств Республики Казахстан;

      11) избирает Конституционный суд;

      12) избирает Верховный суд, Высший арбитражный суд Республики Казахстан и определяет порядок формирования нижестоящих судов;

      13) назначает Генерального прокурора Республики Казахстан;

      14) назначает председателя Национального банка Республики Казахстан;

      15) в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией и законами республики, освобождает от своих обязанностей председателя и судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генерального прокурора, председателя Национального банка Республики Казахстан;

      16) учреждает государственные награды, устанавливает почетные и специальные звания, высшие дипломатические ранги и воинские звания Республики Казахстан;

      17) издает акты об амнистии;

      18) ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики Казахстан;

      19) утверждает Указ Президента республики о введении чрезвычайного положения;

      20) решает вопросы войны и мира;

      21) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией республики.

      Статья 65. Председатель Верховного Совета Республики Казахстан избирается Верховным Советом на первой сессии из числа депутатов Верховного Совета, владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов.

      Председатель Верховного Совета:

      1) созывает сессии Верховного Совета;

      2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом;

      3) председательствует на заседаниях Верховного Совета;

      4) представляет Верховному Совету кандидатуры на должности заместителя Председателя Верховного Совета Республики Казахстан;

      5) от имени Верховного Совета подписывает межпарламентские соглашения;

      6) осуществляет другие полномочия по вопросам деятельности Верховного Совета, возложенные на него Конституцией и законами Республики Казахстан.

      Статья 66. Заместители Председателя Верховного Совета Республики Казахстан выполняют по уполномочию председателя отдельные его функции и замещают председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.

      Статья 67. Депутат Верховного Совета Республики Казахстан является представителем народа республики.

      Депутат Верховного Совета Республики Казахстан имеет право выражать свое мнение и голосовать по своему убеждению. Голосование на заседаниях Верховного Совета и его органов депутатом осуществляется лично.

      Статья 68. Депутат Верховного Совета Республики Казахстан не может занимать должность вне Верховного Совета, быть депутатом другого представительного органа, осуществлять предпринимательскую деятельность.

      Статья 69. Депутат Верховного Совета Республики Казахстан неприкосновенен: он не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Верховного Совета. Он не может быть задержан, за исключением случаев задержания на месте преступления.

      Правовое положение депутата Верховного Совета Республики Казахстан определяется конституционным законом.

      Статья 70. Сессия Верховного Совета Республики Казахстан открывается и закрывается на его пленарных заседаниях.

      Заседания Верховного Совета проводятся открыто. По предложению одной пятой части депутатов или Председателя Верховного Совета решением большинства от общего числа депутатов заседания Верховного Совета могут проводиться закрыто.

      Статья 71. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Казахстан принадлежит депутатам Верховного Совета, Президенту, Кабинету Министров, Верховному суду и Высшему арбитражному суду Республики Казахстан.

      Статья 72. Законы и иные решения Верховного Совета Республики Казахстан принимаются большинством голосов от общего числа депутатов.

      Конституция Республики Казахстан принимается большинством не менее чем в две трети голосов от общего числа депутатов Верховного Совета.

      Статья 73. Проекты законов и другие важные вопросы государственной жизни, относящиеся к ведению Верховного Совета республики, могут быть вынесены на всенародное обсуждение.

      Статья 74. Для принятия гражданами Республики Казахстан законов и решений по наиболее важным вопросам государственной жизни может проводиться республиканский референдум.

      Порядок его организации и проведения устанавливается конституционным законом Республики Казахстан.

Глава 13.
Президент

      Статья 75. Президент Республики Казахстан является главой государства и возглавляет единую систему исполнительной власти республики.

      Президент выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов республики.

      Статья 76. Президент Республики Казахстан избирается сроком на пять лет.

      Президент вступает в должность с момента принесения присяги в третью среду января на заседании Верховного Совета: "Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам республики, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан".

      Полномочия Президента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента.

      Лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.

      Статья 77. Президент не вправе быть депутатом представительного органа республики, занимать должности в иных государственных органах и общественных объединениях или осуществлять предпринимательскую деятельность.

      Статья 78. Президент Республики Казахстан:

      1) принимает необходимые меры по охране государственного суверенитета, конституционного строя, обеспечению безопасности, территориальной целостности республики, прав и свобод граждан;

      2) подписывает законы Республики Казахстан, вправе не позднее чем в двухнедельный срок после представления закона на подпись возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Верховного Совета подтвердит ранее принятое им решение, Президент подписывает закон. Невозвращенный в течение названного срока закон считается подписанным;

      3) с согласия Верховного Совета назначает на должность Премьер-Министра, заместителей Премьер-Министра Республики Казахстан, министров иностранных дел, обороны, финансов, внутренних дел, председателя Комитета национальной безопасности и глав дипломатических представительств Республики Казахстан; осуществляет общее руководство деятельностью Кабинета Министров; по представлению Премьер-Министра определяет состав Кабинета Министров; образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и ведомства; отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов Кабинета Министров, министерств, государственных комитетов и ведомств;

      4) образует Совет безопасности и иные консультативно-совещательные органы;

      5) утверждает государственные программы;

      6) определяет порядок, сроки и условия функционирования национальной валюты;

      7) после консультаций с Верховным Советом принимает решение о проведении референдума;

      8) представляет Республику Казахстан в международных отношениях; ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Казахстан, обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров и принятых ею обязательств;

      9) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств;

      10) обращается с посланиями к народу Республики Казахстан и ее Верховному Совету, представляет Верховному Совету ежегодные доклады о положении республики и периодически информирует его о наиболее важных вопросах внутриполитической и внешнеполитической деятельности Республики Казахстан;

      11) представляет Верховному Совету республики кандидатуры председателя и судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генерального прокурора, председателя Национального банка Республики Казахстан; входит с представлениями в Верховный Совет об освобождении их от обязанностей;

      12) принимает меры по укреплению обороноспособности государства и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан;

      13) награждает государственными наградами Республики Казахстан, присваивает высшие дипломатические ранги и воинские звания, почетные и специальные звания Республики Казахстан;

      14) решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Казахстан, предоставления политического убежища;

      15) осуществляет помилование граждан;

      16) в соответствии с законом в качестве временной меры исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя вводит чрезвычайное положение;

      17) осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.

      Президент Республики Казахстан не вправе делегировать каким-либо органам и должностным лицам свои полномочия как главы государства.

      Статья 79. Президент Республики на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Казахстан издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики.

      Статья 80. Президент Республики Казахстан неприкосновенен.

      Статья 81. Вице-президент Республики Казахстан избирается вместе с Президентом республики и по его полномочию выполняет отдельные функции Президента и замещает его в случае отсутствия или невозможности осуществления Президентом своих обязанностей.

      Вице-президент не вправе быть депутатом представительного органа республики, занимать должности в иных государственных органах и общественных объединениях или осуществлять предпринимательскую деятельность.

      Вице-президент неприкосновенен.

      Статья 82. Президент и вице-президент республики вправе подать в отставку в случае невозможности, по их мнению, дальнейшего осуществления своих полномочий.

      Отставка Президента считается принятой, если за это подано не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Верховного Совета.

      Статья 83. В случае отставки Президента республики, его кончины полномочия Президента переходят к вице-президенту. При невозможности вице-президента принять на себя обязанности Президента, они переходят к Председателю Верховного Совета. В этих случаях выборы Президента должны быть проведены в двухмесячный срок.

      В случае отставки вице-президента, его кончины Президент по согласованию с Верховным Советом назначает вице-президента.

Глава 14.
Кабинет Министров

      Статья 84. Кабинет Министров является Правительством Республики Казахстан и правомочен решать вопросы государственного управления. Правовой статус и компетенция Кабинета Министров определяется конституционным законом.

      Члены Кабинета Министров не вправе быть депутатами представительного органа, занимать иные должности в государственных органах республики и общественных объединениях или осуществлять предпринимательскую деятельность.

      Статья 85. Кабинет Министров ответствен перед Президентом Республики Казахстан.

      Кабинет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

      Кабинет Министров имеет право заявить Президенту республики о своей отставке в случае, если он считает невозможным осуществление возложенных на него функций. Каждый член Кабинета Министров вправе подать в отставку.

      Статья 86. Кабинет Министров на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан издает акты, имеющие обязательную силу на всей территории республики.

      Статья 87. Премьер-Министр осуществляет непосредственное руководство деятельностью Кабинета Министров, подписывает постановления Кабинета Министров, издает распоряжения, выполняет иные возложенные на него функции.

      Статья 88. Члены Кабинета Министров ответственны перед Верховным Советом по вопросам исполнения законов Республики Казахстан.

      Верховный Совет Республики вправе заслушать отчет любого члена Кабинета Министров по вопросам исполнения законов Республики Казахстан. В случае нарушения членом Кабинета Министров Конституции и законов республики Верховный Совет вправе поставить перед Президентом республики вопрос о досрочном освобождении его от должности.

Глава 15.
Территориальная организация государства и местное управление

      Статья 89. В целях осуществления государственного управления территория Республики Казахстан делится на устанавливаемые законом административно-территориальные единицы.

      Статья 90. Административно-территориальные единицы самостоятельны в управлении местными делами с ограничениями, установленными законами республики.

      Решение вопросов местного значения осуществляется местными представительными и исполнительными органами.

      Они обеспечивают исполнение Конституции, законов, актов Президента и Кабинета Министров Республики Казахстан.

      Статья 91. Представительные органы населения соответствующих административно-территориальных единиц избираются населением сроком на пять лет.

      Компетенция местных представительных органов, порядок их организации и деятельности, число депутатов и их правовое положение устанавливаются законом.

      Статья 92. Глава местного исполнительного органа выступает непосредственным представителем Президента республики в соответствующей административно-территориальной единице и осуществляет на ее территории функции государственного управления.

      Глава местного исполнительного органа в установленном законом порядке назначается на должность и освобождается от должности Президентом либо соответственно главой вышестоящего местного исполнительного органа.

      Компетенция местного исполнительного органа, порядок его организации и деятельности устанавливаются законом.

      Статья 93. Местные представительные и исполнительные органы принимают по вопросам своей компетенции решения, обязательные для исполнения на соответствующей территории.

      Решения местных представительных органов, не соответствующие Конституции и законам Республики Казахстан, могут быть отменены в судебном или ином установленном законом порядке.

      Решения местных исполнительных органов могут быть отменены вышестоящим исполнительным органом либо Президентом республики или в судебном порядке.

      Статья 94. Полномочия местных представительных органов могут быть прекращены досрочно Верховным Советом Республики Казахстан в порядке и случаях, установленных законом.

Глава 16.
Суды

      Статья 95. Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит Конституционному суду, Верховному суду, Высшему арбитражному суду и нижестоящим судам, учреждаемым законом.

      Никакой иной орган, должностное или иное лицо не вправе брать на себя функции судебной власти.

      Конституционный суд является высшим органом судебной власти по защите Конституции Республики Казахстан.

      Верховный суд, Высший арбитражный суд являются высшими органами судебной власти по вопросам своей компетенции и осуществляют судебный надзор за нижестоящими судами.

      Статус судов и судей Республики Казахстан определяется конституционными законами. Организация и порядок деятельности судов определяются законом.

      Создание и учреждение чрезвычайных, специальных судов и должностей судей не допускается.

      Статья 96. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав и свобод, обеспечение верховенства Конституции Республики Казахстан, законности и справедливости.

      Статья 97. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе настоящей Конституции, законов и иных актов, международных договорных и иных обязательств Республики Казахстан.

      Статья 98. Рассмотрение дел в судах производится на основе принципов законности, непосредственности, с соблюдением языка судопроизводства, в условиях гласности, состязательности, равенства прав сторон, независимости судей и свободной оценки ими доказательств при вынесении решений.

      Рассмотрение дел в закрытом заседании допускается, когда гласное разбирательство приведет к разглашению государственной, коммерческой тайн, либо когда существует необходимость защитить от огласки личную или семейную жизнь граждан.

      Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается перевод, а также право выступать в суде на родном языке.

      Дела в судах, рассматриваются коллегиально. В случаях, прямо указанных в законе, допускается рассмотрение дел судьей единолично.

      Порядок судопроизводства определяется законом.

      Создание чрезвычайных форм судопроизводства не допускается.

      Статья 99. Решения и требования судов обязательны к исполнению всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, к которым они обращены. Неисполнение их влечет ответственность по закону.

      Статья 100. Срок полномочий судей Республики Казахстан - десять лет.

      Судьи могут быть досрочно освобождены от исполнения своих обязанностей лишь по состоянию здоровья, препятствующему участию в судопроизводстве, а также по собственному желанию.

      Судьи могут быть досрочно лишены своих полномочий по основаниям и в порядке, установленным законом.

      Статья 101. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и законам Республики Казахстан.

      Суд не вправе применять закон, противоречащий Конституции Республики Казахстан. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный акт, подлежащий применению, противоречит Конституции Республики Казахстан, он приостанавливает производство по делу и обращается в Конституционный суд Республики Казахстан с представлением о признании этого закона неконституционным.

      Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

      По вопросам отправления правосудия по конкретным делам судьи не подотчетны.

      Статья 102. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием должностей в иных государственных органах, членством в общественном объединении, преследующим политические цели, предпринимательской деятельностью.

      Статья 103. Судьи неприкосновенны: судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия на то органа, его избравшего. Он не может быть задержан, за исключением случаев, задержания на месте преступления.

      Статья 104. Государство гарантирует неприкосновенность судей, обеспечивает соответственно их статусу социальные, материальные и иные гарантии их независимости.

      Статья 105. Право на профессиональную юридическую помощь и защиту признается на любой стадии судопроизводства.

Глава 17.
Прокуратура

      Статья 106. Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Казахстан осуществляется Прокуратурой Республики Казахстан в пределах ее компетенции.

      В случаях и в порядке, предусмотренных законом, органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование, участвуют в судебном разбирательстве дел.

      Статья 107. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

      Должность прокурора несовместима с депутатским мандатом, занятием должностей в иных государственных органах, членством в общественном объединении, преследующем политические цели, предпринимательской деятельностью.

      Статья 108. Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Республики Казахстан, назначаемый Верховным Советом сроком на пять лет. Нижестоящие прокуроры назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором.

      Компетенция, структура, порядок деятельности органов прокуратуры и правовое положение прокуроров определяются законом.

Глава 18.
Выборы

      Статья 109. Выборы депутатов Верховного Совета, Президента, депутатов местных представительных органов проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

      Статья 110. Выборы являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Казахстан, достигшие 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы.

      Статья 111. Выборы являются равными: каждый избиратель имеет один голос, кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях.

      Статья 112. Выборы являются прямыми: депутаты Верховного Совета, Президент, депутаты местных представительных органов избираются гражданами непосредственно.

      Статья 113. Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.

      Статья 114. Президентом может быть избран гражданин Республики Казахстан не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет, постоянно проживающий на территории Республики Казахстан не менее десяти лет, в совершенстве владеющий государственным языком.

      Вице-президентом может быть избран гражданин Республики Казахстан, постоянно проживающий на территории Республики Казахстан не менее десяти лет, владеющий государственным языком.

      Вице-президент республики избирается вместе с Президентом Республики Казахстан.

      Статья 115. Депутатом Верховного Совета Республики Казахстан может быть избран гражданин республики, достигший 25 лет, депутатом местного представительного органа - 20 лет.

      Гражданин Республики Казахстан может быть депутатом только одного представительного органа Республики Казахстан.

      Статья 116. Выборы Президента Республики Казахстан проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Верховного Совета Республики Казахстан.

      Статья 117. Подготовка к выборам осуществляется открыто и гласно.

      Гражданам, а также зарегистрированным в установленном законом порядке политическим партиям и иным общественным объединениям гарантируется возможность свободного выдвижения кандидатов, и всестороннего обсуждения, агитации за или против них.

      Статья 118. Порядок подготовки проведения выборов депутатов Верховного Совета, Президента, депутатов местных представительных органов и полномочия избирательных комиссий определяется конституционными законами.

Глава 19.
Финансы

      Статья 119. Финансовая система Республики Казахстан состоит из бюджета и финансовых ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций.

      Верховный Совет республики может учреждать целевые финансовые фонды и определять источники их формирования.

      Статья 120. Бюджетную систему Республики Казахстан составляют республиканский и местный бюджеты.

      На территории Республики Казахстан проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная и ценовая политика; действует единая налоговая служба.

      Статья 121. Банковскую систему в Республике Казахстан составляют Национальный банк Республики Казахстан, подотчетный Верховному Совету и Президенту республики, а также иные государственные и частные банки.

      Статья 122. Государство создает специальные денежные фонды, предназначенные для экономической, социальной, пенсионной, медицинской и иных видов государственной поддержки.

      Статья 123. Государство оказывает содействие развитию негосударственных форм страхования и банковского дела.

Глава 20.
Оборона и безопасность

      Статья 124. Защита суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан осуществляется ее Вооруженными Силами.

      Организация Вооруженных Сил, порядок прохождения воинской службы и статус военнослужащих республики определяются законом.

      Статья 125. Защита государственной и общественной безопасности и правопорядка возлагается на органы внутренних дел, национальной безопасности и республиканскую гвардию. Их статус и деятельность определяются законом.

      Статья 126. Использование Вооруженных Сил, республиканской гвардии, органов внутренних дел и национальной безопасности в целях воспрепятствования или незаконного ограничения деятельности органов государственной власти, прав и свобод граждан, а также в иных антиконституционных целях запрещается.

РАЗДЕЛ IV.
ГАРАНТИИ СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ Глава 21. Обеспечение стабильности Конституции и защита ее положений

      Статья 127. Осуществление принципов и положений Конституции Республики Казахстан обеспечивается демократической организацией общества и государства, высшей юридической силой Конституции, верховенством закона.

      Статья 128. Стабильность Конституции обеспечивается особым порядком ее изменения и процедурой пересмотра отдельных конституционных положений, а также конституционными законами.

      Статья 129. Изменения и дополнения в Конституцию вносятся не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Верховного Совета.

      Поправки, касающиеся основ конституционного строя, вносятся не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов Верховного Совета.

      Законы, названные в Конституции Республики Казахстан конституционными, принимаются Верховным Советом не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Верховного Совета.

      Статья 130. Судебная защита Конституции и обеспечение ее верховенства возлагаются на Конституционный суд Республики Казахстан, рассматривающий иски о соответствии Конституции Республики Казахстан, законов и иных актов, международных договорных и иных обязательств Республики Казахстан.

      Статья 131. Установление неконституционности законов и иных актов Конституционным судом отменяет их действие на территории Республики Казахстан, а также отменяет действие других нормативных и иных актов, основанных на акте, признанным неконституционным.

      Установление неконституционности не вступивших в силу международных договорных и иных обязательств Республики Казахстан Конституционным судом означает их недействительность для Республики Казахстан.

      Постановления Конституционного суда вступают в силу с момента принятия, если Президент или Председатель Верховного Совета Республики Казахстан не внесут в Конституционный суд возражение на постановление Конституционного суда в десятидневный срок с момента его принятия.

      В случае внесения Президентом или Председателем Верховного Совета Республики Казахстан возражения на постановление Конституционного суда, постановление Конституционного суда приостанавливается.

      Если Конституционный суд большинством не менее чем в две трети голосов от общего числа судей подтвердит ранее принятое постановление, оно вступает в силу с момента его принятия.

      Постановления Конституционного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
I.
Общие положения

      Статья 1. Настоящие переходные положения являются составной частью Конституции Республики Казахстан и направлены на последовательную реализацию ее положений.

      Статья 2. В день вступления в силу Конституции Республики Казахстан прекращается действие Конституции (Основного Закона) Казахской ССР 1978 года с ее последующими изменениями и дополнениями, за исключением ст.ст. 98, 100, 104, 105, 110, 113 Конституции Казахской ССР, которые действуют до истечения срока полномочий Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва.

      Статья 3. Отдельные положения Конституции Республики Казахстан вступают в силу в порядке и сроки, установленные в настоящих переходных положениях.

II.
О законодательстве

      Статья 4. На переходный период создать условие для свободного и бесплатного изучения государственного языка, в этот период делопроизводство в Республике Казахстан ведется на казахском и русском языках.

      Статья 5. Законы, названные в Конституции Республики Казахстан конституционными, должны быть приняты в течение года после ее вступления в силу, за исключением:

      конституционных законов о Верховном Совете Республики Казахстан, о статусе депутата Верховного Совета Республики Казахстан и о выборах депутатов Верховного Совета и местных представительных органов Республики Казахстан, которые должны быть приняты не позднее первого июля 1994 года;

      если законы, названные в Конституции Республики Казахстан конституционными, были приняты на момент вступления в силу Конституции Республики Казахстан, то они приводятся в соответствие с ней и считаются конституционными.

      Иные законы, названные в Конституции Республики Казахстан, должны быть приняты в порядке и сроки, определяемые Верховным Советом, но не позднее двух лет после ее вступления в силу. Если такие законы действовали на момент вступления настоящей Конституции в силу, то они приводятся в соответствие с ней.

      Статья 6. В течение двух лет после вступления в силу Конституции Республики Казахстан законы и иные нормативные акты, а также акты местных представительных и исполнительных органов республики должны быть приведены в соответствие с ней. До этого они продолжают действовать, поскольку не противоречат настоящей Конституции.

      Статья 7. Законы и иные нормативные акты СССР применяются на территории Республики Казахстан впредь до принятия соответствующих законов и иных нормативных актов республики и лишь в той части, в какой они не противоречат настоящей Конституции и законам Республики Казахстан.

      Международные договоры СССР применяются на территории Республики Казахстан, поскольку они не противоречат Конституции, законам и международным договорам Республики Казахстан. Действие противоречащих положений названных договоров прекращается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

III.
О государстве, его органах и институтах

      Статья 8. Положения статьи 69 Конституции Республики Казахстан вступают в силу с момента открытия первой сессии Верховного Совета нового созыва.

      Часть вторая статьи 115 настоящей Конституции вступает в силу с момента открытия первых сессий местных представительных органов нового созыва.

      Статья 9. Верховный Совет Республики Казахстан 12-го созыва, избранный в соответствии с законодательством, действующим на момент вступления Конституции Республики Казахстан в силу, осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который он избран.

      Статья 10. Президент и вице-президент Республики Казахстан, избранные в соответствии с законодательством Казахской ССР, действующим на момент вступления настоящей Конституции в силу, сохраняет свои полномочия до очередных президентских выборов. При этом на Президента Республики Казахстан распространяется положение Конституции Республики Казахстан о том, что лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.

      Статья 11. Кабинет Министров Республики Казахстан со вступлением в силу настоящей Конституции сохраняет свои полномочия вплоть до формирования нового состава Кабинета Министров.

      Статья 12. Законы, регулирующие организацию и деятельность судов, прокуратуры и правоохранительных органов, действующие на момент вступления в силу Конституции Республики Казахстан, применяются, поскольку не противоречат ее положениям.

      Статья 13. Настоящая Конституция вступает в силу с момента ее подписания.

      Принята 28 января 1993 года на девятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва.

      Президент Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.