Конституционный совет Республики Казахстан в составе председателя И.И. Рогова, членов Совета И.Ж. Бахтыбаева, Н.В. Белорукова, А.Н. Жаилгановой, В.А. Малиновского, А.М. Нурмагамбетова, У.М. Стамкулова, с участием:
представителя Правительства Республики Казахстан – министра юстиции Республики Казахстан Р.Т. Тусупбекова,
представителя Сената Парламента Республики Казахстан – секретаря комитета по законодательству и правовым вопросам Сената Парламента Республики Казахстан С.Б. Акылбая,
представителя Мажилиса Парламента Республики Казахстан – председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан Р.Ж. Мукашева,
председателя Верховного суда Республики Казахстан М.Т. Алимбекова,
уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан А.О. Шакирова,
представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – заместителя Генерального прокурора Республики Казахстан А.К. Даулбаева,
представителей Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан – секретаря Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Б.С. Мельдешова и члена Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан М.А. Сарсембаева,
представителя Министерства иностранных дел Республики Казахстан – заместителя министра иностранных дел Республики Казахстан К.Е. Омарова
рассмотрел в открытом заседании обращение Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева о проверке на предмет соответствия Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан".
Заслушав сообщение докладчика – члена Конституционного Совета В.А. Малиновского, выступления участников заседания, а также директора товарищества с ограниченной ответственностью "Институт правовых исследований и анализа" А.К. Гусманова, президента Союза адвокатов Казахстана А.К. Тугела, исполнительного директора Общественного фонда "Хартия за права человека" Ж.У. Турмагамбетовой, изучив заключения экспертов и специалистов: доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой международного права Евразийского национального университета им. Л. Гумилева Е.М. Абайдельдинова; доктора юридических наук, профессора, главного редактора журнала "Государство и право", главного научного сотрудника Института государства и права Российской академии наук А.С. Автономова; доктора юридических наук, профессора, заведующей кафедрой конституционного права Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова С.К. Амандыковой; доктора юридических наук, профессора кафедры юриспруденции и международного права университета "Туран" Э.Б. Мухамеджанова; академика Национальной академии наук Республики Казахстан, доктора юридических наук, профессора С.Н. Сабикенова; независимого эксперта по новым технологиям и процессам, профессора Ш.С. Толбая; доктора юридических наук, профессора Казахского гуманитарно-юридического университета С.Ф. Ударцева; профессора Бременского университета Р. Книпера и руководителя правового проекта Германского общества по международному сотрудничеству в Казахстане Й. Пудельки (Германия); ознакомившись с заключениями Института государства и права Казахского национального университета им. Аль-Фараби и кафедры конституционного и административного права этого же университета; Евразийского национального университета имени Л. Гумилева; Казахского гуманитарно-юридического университета; Республиканского общественного объединения "Юристы – за справедливые выборы"; а также с другими материалами конституционного производства, Конституционный Совет Республики Казахстан
установил:
Закон Республики Казахстан "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан" принят Парламентом Республики Казахстан 14 января 2011 года и в тот же день представлен на подпись Главе государства.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан и подпунктом 1) пункта 2 статьи 17 Конституционного закона Республики Казахстан "О Конституционном Совете Республики Казахстан" Президент Республики Казахстан направил данный Закон в Конституционный Совет Республики Казахстан для проверки на предмет его соответствия Конституции Республики Казахстан.
При проверке конституционности Закона Республики Казахстан "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан" (далее – Закон) Конституционный Совет исходит из следующего.
1. Историческая роль и миссия Нурсултана Абишевича Назарбаева – основателя нового независимого государства Республики Казахстан, обеспечившего его единство, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обусловили необходимость и целесообразность конституционно-правового закрепления особого статуса Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации.
Посредством принятия Парламентом Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" в часть вторую пункта 5 статьи 42 Основного закона включено понятие "Первый Президент Республики Казахстан", а статья 46 дополнена пунктом 4, согласно которому "Статус и полномочия Первого Президента Казахстана определяются Конституцией Республики и Конституционным законом".
Таким образом, в Казахстане Конституцией страны и Конституционным законом Республики Казахстан от 20 июля 2000 года № 83-II "О Первом Президенте Республики Казахстан – Лидере Нации" регламентирован особый статус Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации.
Введение в пункт 5 статьи 42 и пункт 4 статьи 46 Конституции понятия "Елбасы" логично вытекает из конституционно-правового статуса Первого Президента Республики – Лидера Нации и соответствует положениям и нормам Основного закона.
2. Конституцией Казахстана республиканский референдум определен в качестве демократического метода решения наиболее важных вопросов государственной жизни (пункт 2 статьи 1), а также наряду с выборами – формой непосредственного осуществления народом своей власти (пункт 2 статьи 3).
Из провозглашенного в пункте 1 статьи 3 Конституции положения "единственным источником государственной власти является народ" следует, что основой казахстанского государства, его суверенитета, независимости и конституционного строя выступает народ Казахстана (постановление Конституционного Совета от 1 декабря 2003 года № 12).
Будучи одной из основополагающих конституционных ценностей, акт волеизъявления народа обретает обязательную юридическую силу посредством голосования на республиканском референдуме либо на выборах Президента Республики и депутатов Парламента, периодически проводимых в стране.
Так, исходя из своего суверенного права, народ Казахстана 30 августа 1995 года принял действующую Конституцию страны именно на республиканском референдуме.
В этой связи Конституционный Совет полагает, что путем голосования на республиканском референдуме может быть решен любой наиболее важный вопрос государственной жизни Республики, в том числе и о продлении президентских полномочий Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы. Не могут быть предметом республиканского референдума инициативы, направленные на изменение установленных Конституцией унитарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики (пункт 2 статьи 91 Конституции). Конституционным законом возможно установление и иных ограничений в отношении вопросов, выносимых на республиканский референдум.
3. Нормами пунктов 1-3 и 5 статьи 41, пунктов 1-3 статьи 42 Основного закона системно регламентированы положения о возникновении и прекращении президентского мандата. В числе таковых: избрание Главы государства совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; требования, предъявляемые к кандидату в Президенты страны; срок президентских полномочий, периодичность выборов и правила определения их результатов; текст присяги и порядок вступления в должность; основания и порядок прекращения полномочий Президента Республики.
При этом пункт 5 статьи 42 Конституции имеет специальное предназначение. Устанавливая в качестве общего правила запрет на избрание одного и того же лица Президентом Республики более двух раз подряд (часть первая), он не распространяет данное ограничение на Первого Президента Республики Казахстан (часть вторая).
Рассматриваемым Законом часть вторая пункта 5 статьи 42 Конституции изложена в новой редакции: "Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, срок президентских полномочий которого может быть продлен на республиканском референдуме".
Оценивая данную норму Закона, Конституционный Совет констатирует, что из пункта 1 Закона не ясно, на какой срок могут быть продлены президентские полномочия Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы. Не определено, будет ли такое продление носить разовый или неоднократный характер, либо предполагается полный отказ от выборов Главы государства.
Нечеткость изложения данной конституционной нормы может повлечь дисбаланс государственных и общественных институтов, предусмотренных Конституцией.
Между тем Конституционным Советом неоднократно подчеркивалось, что закон должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости, тем самым исключая возможность произвольной интерпретации и применения положений закона (нормативные постановления Конституционного Совета от 27 февраля 2008 года № 2, от 11 февраля 2009 года № 1 и от 20 августа 2009 года № 5).
Таким образом, пункт 1 Закона Республики Казахстан "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан", принятого Парламентом Республики Казахстан 14 января 2011 года и представленного на подпись Президенту Республики Казахстан, не согласуется с пунктом 1 статьи 2 Конституции Республики Казахстан.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 2 статьи 17, статьями 31 - 33 и 37, пунктом 1 статьи 38, пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан
постановляет:
1. Признать Закон Республики Казахстан "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан", принятый Парламентом Республики Казахстан 14 января 2011 года и представленный на подпись Президенту Республики Казахстан, не соответствующим Конституции Республики Казахстан.
2. Согласно пункту 1 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, признанный не соответствующим Конституции Закон Республики Казахстан "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан", принятый Парламентом Республики Казахстан 14 января 2011 года, не может быть подписан и введен в действие.
3. Согласно пункту 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
4. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
Председатель
Конституционного Совета
Республики Казахстан И. Рогов