Конституционный Суд Республики Казахстан в составе Председателя Азимовой Э.А., судей Ескендирова А.К., Жакипбаева К.Т., Жатканбаевой А.Е., Кыдырбаевой А.К., Мусина К.С., Нурмуханова Б.М. и Онгарбаева Е.А., с участием представителей:
субъекта обращения Сакенова Б.Д. – адвоката Мамырканова Е.А.,
Министерства юстиции Республики Казахстан – вице-министра Ваисова Д.М.,
Министерства национальной экономики Республики Казахстан – вице-министра Амрина А.К.,
Министерства просвещения Республики Казахстан – заместителя председателя Комитета по охране прав детей Овечкиной Ю.Р.,
Министерства финансов Республики Казахстан – исполняющего обязанности заместителя председателя Комитета государственных доходов Ибрайыма А.Б.,
Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – советника Генерального Прокурора Адамова Т.Б.,
Судебной администрации Республики Казахстан – главного консультанта правового отдела Шамишева А.А.,
Республиканской палаты частных судебных исполнителей – заместителя председателя Смагулова Г.А. и частного судебного исполнителя Абилова Н.Т.,
экспертов – члена Совета по налоговой методологии Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", председателя правления Казахстанской ассоциации налоговых консультантов Карина С.А. и партнера по юридической практике ТОО "Finex-Audit" Амантаева А.Ж.,
рассмотрел в открытом заседании обращение Сакенова Б.Д. о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан подпункта 11) пункта 1 Перечня видов заработной платы и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей, утвержденного приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 24 декабря 2014 года № 372 "Об утверждении перечня видов заработной платы и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей" (далее – Перечень).
Заслушав докладчика – судью Конституционного Суда Республики Казахстан Жатканбаеву А.Е. и участников заседания, изучив материалы конституционного производства, проанализировав законодательство и международные обязательства Республики Казахстан, а также опыт отдельных зарубежных стран, Конституционный Суд Республики Казахстан
установил:
В Конституционный Суд Республики Казахстан (далее – Конституционный Суд) поступило обращение о рассмотрении на соответствие статьям 26 и 39 Конституции Республики Казахстан (далее – Конституция) подпункта 11) пункта 1 Перечня, согласно которому удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится с доходов лица от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Из материалов дела следует, что с заявителя, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, были взысканы алименты с суммы полученного им дохода от занятия предпринимательской деятельностью.
Субъект обращения полагает, что содержание оспариваемой им нормы позволяет определять размер алиментов с дохода предпринимателя без учета расходов, связанных с предпринимательской деятельностью и возможностями ее дальнейшего развития, и тем самым нарушает его конституционные права на свободу предпринимательской деятельности и свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности.
При проверке конституционности оспариваемой нормы Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Конституция признает брак и семью, материнство, отцовство и детство в качестве особых объектов государственной защиты, а заботу о детях и их воспитание естественным правом и обязанностью родителей (пункты 1 и 2 статьи 27).
В соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года "О браке (супружестве) и семье" (далее – КоБС) мать и отец, имея равные права и равные обязанности в отношении своих детей, несут общую и одинаковую ответственность за обеспечение необходимых условий для жизни каждого ребенка, его полноценного физического, психического, нравственного и духовного развития до достижения им совершеннолетия (пункты 1 и 2 статьи 68, пункт 2 статьи 70).
Такой подход соответствует положениям Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 8 июня 1994 года, согласно которым родители и опекуны должны действовать в наилучших интересах ребенка и нести основную ответственность за его воспитание и развитие.
Забота о детях и их воспитание, являясь естественным правом и обязанностью родителей, подразумевают добросовестность выполнения родительских функций и обусловливают возникновение особых правоотношений, содержание которых составляют обязанности родителей и соответствующие им права детей, и предполагают, что ущемление прав ребенка несовместимо с самой природой этой социальной ценности (нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 10 апреля 2018 года № 3).
2. Брачно-семейное законодательство Республики Казахстан устанавливает, что порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно на основе заключенного соглашения. В случае, если родители добровольно не предоставляют средства на содержание своим несовершеннолетним детям, а также обучающимся совершеннолетним детям, эти средства с них взыскиваются в судебном порядке (пункты 1 и 2 статьи 138 КоБС), что соответствует пункту 2 статьи 27 Конституции.
Источниками алиментных выплат на содержание несовершеннолетних детей являются заработная плата и (или) иные доходы, которые получают родители (пункт 1 статьи 139 КоБС), реализующие свои права, закрепленные в пункте 1 статьи 24, пункте 4 статьи 26 и других положениях Основного Закона. Такой подход обоснован реализацией принципа достаточности обеспечения надлежащих условий для полноценного физического, психического, нравственного и духовного развития ребенка (пункт 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 8 августа 2002 года "О правах ребенка в Республике Казахстан") и проявлением заботы о детях. Исходя из этого передача части получаемого дохода родителя в качестве средства содержания ребенка не может рассматриваться как ограничение его прав, а является его естественной обязанностью.
Министерством юстиции Республики Казахстан в рамках своих полномочий (статья 140 КоБС) утвержден Перечень, устанавливающий, что удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и иного дохода, которые получают родители в денежной сумме (национальной и (или) иностранной валюте). Перечень закрепляет также виды выплат, не подлежащих удержанию, главным образом компенсационного характера.
Указанный Перечень не устанавливает каких-либо правил исчисления алиментов ни с одного из перечисленных видов дохода, в том числе и с доходов от предпринимательской деятельности, и тем самым не определяет и не ограничивает права получателей доходов, включая лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством.
Таким образом, оспариваемая заявителем норма Перечня, как и сам Перечень, по своей цели и содержанию не противоречит статьям 26 и 39 Конституции.
3. При рассмотрении вопроса о соответствии Конституции указанных субъектом обращения положений Перечня Конституционный Суд обратил внимание на правовые акты, регламентирующие процедуры исчисления алиментов и задолженности по ним с лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Расчет размера алиментов и задолженности по ним индивидуальных предпринимателей, использующих различные режимы налогообложения, так же, как и иные процедуры действий судебных исполнителей по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов, регламентируется на уровне акта рекомендательного характера.
Методические рекомендации по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденные приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31 марта 2017 года № 345, устанавливают в качестве расчетной базы исчисления размера алиментов и задолженности по ним индивидуальных предпринимателей сведения, отраженные в налоговой декларации (для индивидуальных предпринимателей), упрощенной декларации (для предпринимателей с упрощенным налоговым режимом), и расчет патента (для предпринимателей на основе патента) (пункт 6).
Содержание налоговой декларации при общеустановленном налоговом режиме предполагает корректировку совокупного годового дохода как показателя, включающего в себя все виды доходов за определенный налоговый период (пункт 1 статьи 226 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс), путем вычета всех расходов налогоплательщика, связанных с предпринимательской деятельностью, в том числе и вычетов по вознаграждениям.
Налоговая декларация, заполняемая предпринимателем самостоятельно либо его представителем (пункт 2 статьи 204 Налогового кодекса), позволяет определить сумму, которой он вправе распоряжаться. Это коррелируется с положением статьи 94 Закона Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" о том, что размер удержаний исчисляется с суммы заработной платы (дохода) должника, причитающейся ему к получению.
Кроме того, законодатель предусматривает, что в случаях, когда взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме. К таким случаям относится взыскание алиментов с родителей, имеющих нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре (пункт 1 статьи 141 КоБС). Лицо, считающее, что при расчете алиментов существенно нарушены его интересы, не ограничено в праве обращения в суд, который при оценке соответствующих доказательств полномочен разграничивать расходы, непосредственно связанные с осуществлением и развитием предпринимательской деятельности, и иные платежи, не влияющие на сумму алиментных обязательств.
4. Конституционный Суд обращает внимание на то, что определение в качестве источника исчисления алиментных обязательств сведений, отраженных в декларации, не учитывает природу этого документа.
Налоговая декларация предназначена главным образом для расчета обязательств плательщика перед государственным бюджетом. Соответственно, законодатель, исходя из действующей налоговой политики страны, может предусмотреть виды прибыли, не подлежащие указанию в налоговой декларации (преференции), тем самым это может привести к нарушению законных интересов ребенка.
Кроме того, налоговая декларация заполняется за истекший налоговый период и, соответственно, ее данные могут быть использованы судебным исполнителем только при исчислении алиментной задолженности за истекший период. Тогда как определение алиментов на настоящий период на основании налоговой декларации не отразит текущее финансовое (доходы) положение лица.
Важно, что при определении размера алиментов должны учитываться реальные доходы лица, так как именно они указывают на его материальные возможности по исполнению конституционных обязанностей, в первую очередь связанных с удовлетворением первостепенных потребностей ребенка, при надлежащем осуществлении своих конституционных прав.
Соответственно, правовая неопределенность в части установления источников для расчета размера алиментов и задолженности по ним лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а также регулирование таких правоотношений на уровне рекомендательного акта способствуют неправильному применению закона и, как следствие, возможному нарушению права ребенка на необходимый уровень жизни.
Конституционный Суд, подчеркивая незыблемую конституционную ценность прав ребенка (нормативное постановление от 8 апреля 2023 года № 8) и обязанность государства создавать максимально возможные условия для полноценного и гармоничного развития несовершеннолетних, указывает на необходимость закрепления механизмов, гарантирующих справедливость и достаточность материального обеспечения потребностей ребенка (подпункт 4) пункта 1 статьи 1 КоБС), и защиты его имущественных прав конкретными правовыми нормами на уровне законов Республики Казахстан (подпункт 1) пункта 3 статьи 61 Конституции).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 72 и пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 3) пункта 4 статьи 23, статьями 55 – 58, 62 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 65 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года "О Конституционном Суде Республики Казахстан", Конституционный Суд Республики Казахстан
постановляет:
1. Признать подпункт 11) пункта 1 Перечня видов заработной платы и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей, утвержденного приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 24 декабря 2014 года № 372, соответствующим Конституции Республики Казахстан.
2. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан рассмотреть вопрос о совершенствовании законодательства Республики Казахстан об исчислении и взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей с лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Республики Казахстан, изложенными в настоящем нормативном постановлении.
3. Настоящее нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики Казахстан, окончательным и обжалованию не подлежит.
4. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в периодических печатных изданиях, получивших право на официальное опубликование законодательных актов, единой системе правовой информации и на интернет-ресурсе Конституционного Суда Республики Казахстан.
Конституционный Суд Республики Казахстан |