ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
"О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан пункта 3 статьи 52 Закона Республики Казахстан от 8 апреля 2016 года "Об арбитраже"
Конституционный Суд Республики Казахстан в составе Председателя Азимовой Э.А., судей Ескендирова А.К., Жакипбаева К.Т., Жатканбаевой А.Е., Кыдырбаевой А.К., Мусина К.С., Нурмуханова Б.М., Онгарбаева Е.А., Сарсембаева Е.Ж. и Ударцева С.Ф., с участием:
субъекта обращения Кияшевой Д.Г. и ее представителя – юридического консультанта Рахимгалиева Ж.М.,
представителей:
Министерства юстиции Республики Казахстан – вице-министра Жакселековой Б.Ш.,
Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – советника Генерального Прокурора Адамова Т.Б.,
Аппарата Мажилиса Парламента Республики Казахстан – главного консультанта Отдела законодательства Исаметова Б.С.,
Аппарата Сената Парламента Республики Казахстан – заместителя заведующего Отделом законодательства Сартаевой Н.А.,
Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан – главного научного сотрудника Турецкого Н.Н.,
Института парламентаризма – исполнительного директора Канатова А.К.,
экспертов – доктора юридических наук, профессора Сулейменова М.К. и кандидата юридических наук, ассоциированного профессора Дуйсеновой А.Е.,
рассмотрел в открытом заседании обращение Кияшевой Д.Г. о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан пункта 3 статьи 52 Закона Республики Казахстан от 8 апреля 2016 года "Об арбитраже" (далее – Закон об арбитраже).
Заслушав докладчика – судью Конституционного Суда Республики Казахстан Сарсембаева Е.Ж. и участников заседания, изучив материалы конституционного производства, проанализировав нормы действующего права Республики Казахстан, Конституционный Суд Республики Казахстан
установил:
В Конституционный Суд Республики Казахстан (далее – Конституционный Суд) поступило обращение о рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан (далее – Конституция, Основной Закон) пункта 3 статьи 52 Закона об арбитраже, согласно которому суд при рассмотрении ходатайства об отмене арбитражного решения, отказа в выдаче исполнительного листа не вправе пересматривать решение арбитража по существу.
Субъект обращения усматривает в данном законоположении ограничение его конституционного права на судебную защиту и нарушение равенства всех перед законом и судом (пункт 2 статьи 13 и пункт 1 статьи 14 Конституции).
При проверке конституционности указанного положения Закона об арбитраже применительно к предмету обращения Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В Республике Казахстан в соответствии с Конституцией признаются и гарантируются права и свободы человека. Они принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов (пункты 1 и 2 статьи 12 Конституции).
Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. В силу Основного Закона данное право ни в каких случаях не подлежит ограничению. Правосудие в стране осуществляется только судом. Судебная власть посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства реализуется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Она распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики (пункт 2 статьи 13, пункт 3 статьи 39, пункты 1 и 2 статьи 75, пункты 1 и 2 статьи 76 Конституции).
Гарантированное пунктом 2 статьи 13 Основного Закона право каждого на судебную защиту своих прав и свобод, как разъяснялось в нормативном постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 14 апреля 2006 года № 1, реализуется только в судах, созданных и осуществляющих правосудие в соответствии с Конституцией и Конституционным законом Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" (далее – Конституционный закон).
Приведенные положения определяют основы доступа каждого к правосудию, признаваемого в международном праве в качестве фундаментального принципа. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый резолюцией 2200А (ХХI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 16 декабря 1966 года и ратифицированный Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года, определяет, что каждый в случае спора о его правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, при соблюдении принципа равенства всех перед судом (пункт 1 статьи 14).
Республика Казахстан, утверждая себя правовым государством, стремится обеспечить эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Право каждого на судебную защиту при таком понимании является одной из важнейших конституционных гарантий и обеспечивается судебной властью, которая занимает особое место в системе государственной власти и имеет исключительную прерогативу по осуществлению правосудия.
2. Признавая право каждого на судебную защиту своих прав и свобод, Конституция одновременно предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону (пункт 1 статьи 13). По смыслу пункта 3 статьи 75 Конституции и принятого в его реализацию Конституционного закона арбитраж не осуществляет судебную власть и не входит в судебную систему.
Предоставление заинтересованным физическим и (или) юридическим лицам именно права, а не установление обязанности, по своему усмотрению обращаться за разрешением спора в суд Республики Казахстан или избирать альтернативную форму защиты своих прав путем обращения в арбитраж, образованный специально для рассмотрения конкретного спора, или в постоянно действующий арбитраж само по себе не может являться нарушением пункта 2 статьи 13 Конституции.
Стороны спора, заключая арбитражное соглашение о его передаче на рассмотрение арбитража и реализуя тем самым свое право на свободу договора, добровольно соглашаются подчиниться правилам, установленным для арбитражного разбирательства. В этом случае гарантированные Конституцией право каждого на судебную защиту, а также распространение судебной власти на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики (пункт 2 статьи 13 и пункт 2 статьи 76 Конституции), обеспечиваются возможностью обращения в определенных законом случаях и порядке в суд с заявлением об отмене арбитражного решения либо о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения арбитража.
В связи с этим определение в законе правовых границ, за пределами которых суд Республики Казахстан не вправе пересматривать решение арбитража, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 52 Закона об арбитраже, не противоречит пункту 2 статьи 13 Конституции.
3. При проверке указанной субъектом обращения нормы Закона об арбитраже на соответствие пункту 1 статьи 14 Конституции с учетом правовой природы арбитража, не относящегося к судебной системе Республики Казахстан, следует исходить из требований конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, а также общих начал гражданского законодательства.
В ряде итоговых решений Конституционного Суда отмечалось, что равенство всех перед законом и судом, гарантированное пунктом 1 статьи 14 Конституции, означает недопустимость принятия законов, которые устанавливают различия в правах лиц, не имеющие объективного и разумного обоснования. При равных условиях субъекты права должны находиться в равном правовом положении (нормативные постановления Конституционного Суда от 14 июля 2023 года № 21-НП, от 3 октября 2023 года № 31-НП и другие).
Закон об арбитраже применяется в отношении споров, возникающих из гражданско-правовых отношений, которые основаны на признании равенства их участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права, а также отказываются, если иное не установлено законодательными актами, от прав своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых его условий, не противоречащих законодательству.
Передача спора, который возник или может возникнуть между участниками договора, на рассмотрение арбитража в одинаковой степени остается для них альтернативной формой защиты права и не превращает порядок арбитражного разбирательства в собственно судебную форму защиты права, как и не порождает иных юридических последствий, помимо предписанных законом исключительно для арбитражного решения.
Принимаемое арбитром решение реализуется на основе добровольного исполнения каждой из сторон арбитражного соглашения, а обеспечение его принудительного исполнения находится за пределами арбитражного рассмотрения и отнесено законодателем к компетенции суда.
Конституционный Суд не усматривает признаков нарушения равенства прав и свобод таких лиц, находящихся в равных условиях и равном правовом положении, в связи с чем считает, что пункт 3 статьи 52 Закона об арбитраже соответствует пункту 1 статьи 14 Конституции.
4. Системно-структурный анализ оспариваемых законоположений выявил несоблюдение требований к правовым актам в отношении юридической точности и предсказуемости последствий, то есть нормы законов должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных критериях, исключающих возможность их произвольной интерпретации, на что неоднократно обращал внимание Конституционный Суд в своих нормативных постановлениях.
Из принципа верховенства права вытекает требование формальной определенности, ясности и непротиворечивости правового регулирования, взаимной согласованности предметно связанных между собой норм, в том числе различной отраслевой принадлежности (нормативные постановления Конституционного Суда от 22 февраля 2023 года № 3, от 18 мая 2023 года № 14-НП, от 31 августа 2023 года № 27-НП и другие).
Так, пункт 3 статьи 52 Закона об арбитраже, введенный в действие Законом Республики Казахстан от 21 января 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства", устанавливает, что при рассмотрении ходатайства об отмене арбитражного решения, отказа в выдаче исполнительного листа суд не вправе пересматривать решение арбитража по существу. Данная норма затрагивает вопросы, связанные не только с отменой арбитражного решения, но и отказом в выдаче исполнительного листа, что выходит за пределы заголовка и в целом содержания статьи 52 Закона об арбитраже.
C введением в действие указанной нормы также остался неразрешенным вопрос о ее соотношении с нормами статей 1090 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года и 255 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года, пункта 2 статьи 52 Закона об арбитраже, который позволяет суду отменять арбитражное решение, если оно противоречит публичному порядку Республики Казахстан.
Под публичным порядком Республики Казахстан, нарушение которого влечет отмену судом арбитражного решения, понимаются основы правопорядка, закрепленные в законодательных актах Республики Казахстан (подпункт 1) статьи 2 Закона об арбитраже). Следовательно, используемая терминология отождествляет публичный порядок и основы правопорядка, при котором нарушение первого может проявляться в посягательстве на любые элементы основ правопорядка, признанных таковыми в законодательных актах Республики Казахстан.
Принимая во внимание принципы арбитражного разбирательства (автономия воли сторон, независимость, справедливость и другие), предлагается скорректировать отмеченную терминологию с целью обеспечения ее формальной определенности и ясности.
Конституционный Суд полагает, что дефиниция "публичный порядок Республики Казахстан" должна основываться на понятных критериях, позволяющих со всей определенностью отличать правомерное поведение от противоправного, исключая возможность произвольной интерпретации положений закона.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 72 и пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 3) пункта 4 статьи 23, статьями 55 – 58, 62, пунктом 3 статьи 64 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 65 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года "О Конституционном Суде Республики Казахстан", Конституционный Суд Республики Казахстан
постановляет:
1. Признать соответствующим Конституции Республики Казахстан пункт 3 статьи 52 Закона Республики Казахстан "Об арбитраже".
2. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан рассмотреть вопрос о дальнейшем совершенствовании законодательства Республики Казахстан об арбитраже с учетом правовых позиций Конституционного Суда Республики Казахстан, изложенных в настоящем нормативном постановлении.
О принятых мерах проинформировать Конституционный Суд Республики Казахстан.
3. Настоящее нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики Казахстан, окончательным и обжалованию не подлежит.
4. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в периодических печатных изданиях, получивших право на официальное опубликование законодательных актов, единой системе правовой информации и на интернет-ресурсе Конституционного Суда Республики Казахстан.
Конституционный Суд Республики Казахстан |